Реализация принципа наглядности приизучении темы физики «Электромагнитные явления»
Черных Р.А., Скулов П.В.
Принципнаглядности означает, что в обучении необходимо, следуя логике процессаусвоения знаний, на каждом отрезке обучения найти его исходное начало. В фактахи наблюдениях единичного или в аксиомах, научных понятиях и теориях, после чегоопределить закономерный переход от восприятия единичного, конкретного предметак общему, абстрактному или, наоборот, от общего, абстрактного к единичному,конкретному.
Классическаядидактика установила принцип наглядности, исходя из того очевидного факта, чтоуспешным оказывается такое обучение, которое начинается с рассмотрение вещей,предметов, процессов и событий окружающей действительности. Наглядность и вособенности наблюдение натуральных объектов, взятых в их естественных условиях,несомненно, имеет большое значение и служит исходным пунктом знаний детей об объективноммире. Она дает учащимся полную убежденность в истинности наблюдаемого явления.Наглядность обучения рассматривается в тесной связи с активностью учащихся.Необходимо отметить большое значение правильно поставленной наглядностиобучения именно на основе наблюдений предметов, явлений и процессов окружающейдействительности.
Таким образом,можно сделать вывод, что наглядность является исходным пунктом обучения.
Теорию наглядностиразрабатывали: Я.А. Коменский, К.Д. Ушинский и многие другие. В последствиипроблемой наглядности занимались такие учёные и дидакты как Р.Г. Ламберг, М.Н.Скаткин, И.Я. Лернер, Д.Б. Эльконин, М.А. Данилов, И.Т. Огородников и многиедругие. В настоящие время исследования в этой области проводят А.А. Шаповалов,А.Н. Крутский.
Разработанобольшое количество наглядного материала по данной теме, но нет систематизацииэтой наглядности, поэтому мы решили систематизировать и разработатьдидактический материал. Весь систематизированный и разработанный материал былоформлен в дидактическое пособие.
Наглядность — этопоказ различных предметов, материалов, пособий и опытов с подробнымсопроводительным текстом. Изучая, анализируя литературу и систематизируя её,наглядность была разделена на следующие направления: Демонстрация приборов имеханизмов Демонстрация картин Демонстрация слайдов, диафильмов Демонстрация кинофильмов Демонстрация видеофильмов Демонстрация опытов Логические конспекты, структурные схемы Задачи-рисунки, опытные задачи Компьютерные программы
Принцип наглядностиреализуется в процессе проверки знаний учащихся, т.е. в контрольных работах,лабораторных работах, самостоятельных и различных тестах.
Разработаноучебное пособие для учителя, которое содержит в себе планы уроков с подробнымподбором средств наглядности и методическими рекомендациями к ним.
Примеры:
Решение задач
I. Стальной магнитломают пополам. Будет ли обладать магнитными свойствами концы А и В на местеизлома магнита (рис.1)? /> 1. Концы А и В магнитными свойствамиобладать не будут.
2. Конец А станетсеверным магнитным полюсом, а В — южным.
3. Конец В станетсеверным магнитным полюсом, а А — южным.
Показ диафильмов 1. «Наглядные примеры по физике: Электромагнитные явления»
Демонстрацияопытов 1. Опыт Эрстеда.
2. Действиемагнитного поля на проводник с током.
3. Электромагнит.
4. Получениеспектров магнитных полей.
Методическиерекомендации к демонстрациям
При проведенииопытов полезно обсудить (если можно, экспериментально подтвердить) следующиевопросы: 1. Будут ли реагировать на появление тока в проводнике магнитнаястрелка, помещённая далеко от проводника? 2. Можно ли говорить о магнитномполе, что оно бывает сильным или слабым? 3. Что произойдет с направлениеммагнитной стрелки, если поменять направление тока в проводнике?
В опытах можноиспользовать не железные опилки, а магнитные стрелки.
При демонстрацииспектра магнитного поля прямого тока также можно продемонстрировать спектрмагнитного поля витка с током. Поскольку части витка, пересекающие столик,находятся довольно далеко друг от друга, на столике из опилок складываютсякартины магнитных полей двух прямых токов. Но проще показать спектр с помощьюдемонстрационного зеркала. Можно также пронести панель со спектром по рядам.
Мы считаем, чтоиспользование в учебном процессе наглядности приведёт к повышению успеваемостиучащихся, к более глубокому и лучшему пониманию учебного материала.
Список литературы
Для подготовкиданной работы были использованы материалы с сайта www.physfac.bspu.secna.ru/