Реферат по предмету "Психология, педагогика"


Развитие образования в Германии конца XVIII – XX вв.

Меньшиков В. М.
Вразвитии образования Германии с конца XVIII в. можно выделить следующие главныемоменты.
Дошкольноевоспитание. В середине XIX в. трудами Фребеля и его последователей в Германиисоздаются дошкольные учреждения, которые затем получают признание и распространениене только в Германии, но и во многих странах мира.
Начальноеобразование. В XIX веке Германия добилась заметных успехов в деле народногообразования. И уже в первой половине XIX века целый ряд немецких государствприняли законы об обязательном начальном образовании. Хотя попытка В. фонГумбольдта создать единую систему образования в Германии и не удалась, но егоработа дала мощный толчок развитию всех ступеней образования, в том числе инародной школы.
Егореформы способствовали, во-первых, расширению сети народных школ, во-вторых, переходународной школы на методику обучения Песталоцци, в-третьих, открытию сетиучительских семинарий, где стали готовить немецких народных учителей по системеПесталоцци.
Дляразвития народной школы Германии характерны высокие темпы увеличения числаобучающихся. Так например, в 1816 г. в Пруссии народную школу посещало 60%детей, в 1846 – 82%, в 1864 – 93%. К концу XIX в. в Германии практически небыло неграмотных.
После60-х гг. в городах стали вводить народные школы с семилетним сроком обучения. Вшколе, помимо чтения, письма, счета, религии, давались знания по грамматике, истории,географии, естествознанию. Обучение в ней продолжается с 5 до 12 класса. Позакону 1872 г. начальная школа, равно как и все частные школы, переходила подконтроль государства. Государство платило теперь учителю и часть его жалования.
Средняяшкола. Развитие средней школы в Германии в XIX веке определялось реформаминачала века. В основу реформы гимназии положено единство классической культурыи современных наук. В 1810 г. был введен экзамен на должность учителя, в, 1812 г. – новые правила для сдачи экзамена для учащихся гимназий. В дальнейшем состав предметовколебался в зависимости от социальных и политических обстоятельств, и на первоеместо выходили разные предметы, разные подходы и требования к содержаниюобразования, но, в принципе, вплоть до начала XX в. содержание классическойгимназии не претерпело серьезных изменений. Она давала обширные и глубокие, можетбыть, лучшие в Европе знания, но зато на протяжении всего XIX в. она страдалаперегрузкой учащихся.
XIXв. – это время интенсивного развития реального образования в Германии. В 1834 г. в реальные школы вводится государственный экзамен, в 1859 г. школы, которые ввели в свои учебные планы латинский язык, получили название реальных гимназий. Реформы среднейшколы Германии 1898–99 года фактически создали две равные средние школыГермании: классическую и реальную. В 1900 г. классические и реальные школы были уравнены в правах.
Ссередины XIX в. в Германии начинает быстро развиваться среднее женскоеобразование.
Высшееобразование. В XIX в. германское высшее образование, видимо, было лучшим вмире. Особенно славилось философское, гуманитарное и естественно-математическоеобразование.
ВXX в. развитие образования в Германии отразило в себе социально-политическиесобытия, происходящие в этой стране. Наиболее важные этапы развития германскогообразования: начало XX в., Веймарская республика, нацистское правление, послевоенноеразвитие образования в ФРГ и ГДР, развитие образования после объединения этихгосударств.
Вначале XX в. образование Германии развивалось на основах, заложенных в XIX в.Росло число дошкольных учреждений, повсеместным явлением стала 8-летняянародная школа, с двумя циклами по 4 года. После первого цикла можно было поступатьв среднюю школу, но обучение в ней было платное и поэтому большинство учениковпродолжало учиться в народной школе, где получали знания по родному языку, истории,физике, естествознанию, географии, рисованию, черчению. Расширялось среднее ивысшее образование.
КонецXIX–начало XX вв. – это время интенсивной экспериментально-педагогической инаучно-педагогической работы.
Первойэкспериментальной школой в Германии стала «немецкая национальная школабудущего» Германа Литца. В 1906 г. была открыта «Свободная школьная общинаВиккерсдорфа». Она просуществовала до 1922 г. и получила широкую известность. Ее организовали Г. Винекен и П. Гехеб. Это была школа-интернат, где целый деньпосвящался обучению и воспитанию детей. Содержание образования в этой школеприближалось к содержанию реальных школ, но формы и методы обучения в нейсущественно отличались от обычной школы. Большое внимание придавалосьнравственному воспитанию, учительскому и ученическому самоуправлению.
Вначале XX в. широкую известность в Германии получили «сельские воспитательныедома». В это же время стали открываться «трудовые школы». Их развитие в первуюочередь связывают с именем Г. Кершенштейнера.
В20–30 гг. стало широко известно училище П. Петерсена, автора организацииобучения, получившей название «Иена-план».
«Школьнаяобщина», которую создал Г. Шаррельман, также была известна во всей Европе.Особенно хорошо здесь было поставлено эстетическое воспитание.
Опытэтих и многих других школ по мере его распространения входил в опыт массовойшколы Германии того времени.
Р.Штейнер заложил основы вальдорфской педагогики, вальдорфского воспитания иобучения, своеобразный опыт полуофициального признания образования, построенногона оккультной основе.
ОбразованиеВеймарского периода (1918 – 1932). Конституция Веймарской республикипровозгласила школу единой, светской и бесплатной с обязательным обучением до18 лет. Основными предметами в этой школе становились: религия, немецкий язык, родиноведение,письмо, рисование, физкультура, рукоделие для девочек, граждановедение, история,естествознание, география и домоводство.
Приходфашистов к власти в Германии сразу же изменил все дело образования ивоспитания. Коренным образом изменялось содержание, формы и методы обучения ивоспитания. Существовало только то содержание, которое соответствовалофашистской идеологии: немецкий язык, особым образом переработанная история илитература, спорт. Даже рисование – и то поменяло свое содержание. Большоевнимание уделялось политическому воспитанию. Были организованы детские июношеские нацистские организации. После второй мировой войны на территорииГермании было создано два государства: ГДР и ФРГ.
Системаобразования ФРГ в основном государственная. Частных школ мало.
Дошкольноевоспитание. Единой государственной системы дошкольного воспитания в ФРГ нет, детскиесады принадлежат самым разным организациям: органам местного самоуправления, общественными церковным организациям, предприятиям. В последнее время детские сады получилибольшое развитие – их посещают до 80% детей дошкольного возраста.
Школьноеобразование продолжается до 18 лет. Начальная школа – 4-летняя, в некоторыхземлях – 6 лет. Далее следует два года ориентировки, когда ученик в соответствиисо своими желаниями и способностями может выбрать себе тип школы: основную, реальнуюили гимназию.
Основнаяшкола. Обучение в ней продолжается до 15 лет. После нее ученик может поступитьв профессиональную школу.
Реальнаяшкола. Обучение в ней продолжается до 10 класса. После нее можно было поступатьв средние технические учебные заведения.
Гимназия.Обучение в ней продолжается с 5 до 13 класса. Аттестат об окончании гимназиидает право поступления в вуз. Существует три основных типа гимназии: классическая,где главное внимание уделяется греческому и латинскому языку; новых языков, здесьизучают европейские языки и латынь; естественных наук.
Вечерняяшкола. Чтобы поступить в вуз после первых двух типов школ, надо закончитьвечернюю школу.
Общаяшкола. В последнее время в ФРГ развивается еще один тип школы, получившейназвание общей. Эта школа пытается соединить все три типа в одной. Главноедостоинство этой школы – единое образование при значительной дифференциации.
Профессиональноеобразование. В ФРГ существует развитая сеть профессионального образования, представленнаямножеством центров и школ профессионального образования, средних техническихучебных заведений.
Высшееобразование дается в университетах, высших профессиональных школах, объединенныхвысших школах.
ПослеВторой мировой войны на восточных землях Германии образуется ГерманскаяДемократическая Республика, которая просуществовала почти 50 лет и достиглазаметных успехов в деле образования.
Послеобъединения Германии система образования ГДР перестроена в соответствии спринципами образования ФРГ.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.portal-slovo.ru


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Налог на добавленную стоимость в Российской Федерации
Реферат Приводы CD-ROM. Форматы и стандарты
Реферат Имущество как предмет налогообложения
Реферат Способы выражения оттенков запаха в романе Патрика Зюскинда "Парфюмер"
Реферат Классификация средств вычислительной техники
Реферат Cars Essay Research Paper The biggest foreign
Реферат FDR Vs Clinton Essay Research Paper FDR
Реферат Безработица, её причины, виды и социально-экономические последствия. Государственная политика за
Реферат Агроном Рудницкий
Реферат Исследование внутренней и внешней среды функционирования ОАО Беларуськалий
Реферат Untitled Essay Research Paper Affirmative ActionAffirmative Action
Реферат Анализе и прогнозировании экономических явлений и процессов: исторический аспект Впоследние год
Реферат Устройство персонального компьютера 2
Реферат Критичний огляд памфлету І.Дзюби Інтернаціоналізм чи русифікація?
Реферат Бухгалтерский баланс и его место в бухгалтерской отчетности