Реферат по предмету "Психология, педагогика"


Развитие уверенности и самодостаточности

Уверенныев себе люди имеют огромное влияние на окружающих. Они быстрее добиваютсяуспеха. Они энергичны, менее зависимы от обстоятельств, и предпочитаютформировать их сами. Были ли у вас когда-либо проблески уверенности? Эти триосновные техники для вас.
Игорь Олегович Вагин, имеет 25-летний опыт работы вобласти психотерапии и психологии
Уверенныев себе люди всегда имеют огромное влияние на окружающих.
Толькоспокойная уверенность способна создать вокруг вас зону притяжения, которуювсегда безошибочно определяют люди. Только внутренняя сила действительноспособна держать вас на плаву в любых обстоятельствах.
Кнам на занятия как-то попал один известный в Сибири народный целитель. За ним ив Москве ходили толпы страждущих и жаждущих исцеления. Знаете, чем он их лечил?Поленом! Да-да, обыкновенным березовым поленом. Он уверял, что оно заговоренноеи способно творить чудеса. И он говорил это с такой уверенностью, что неповерить ему было невозможно. А главное — эффект лечения был налицо: множестволюдей, уверовав в чудодейственное полено, действительно излечилось!
Определенно,он обладал необходимыми знаниями и умениями и ничем особым не отличался от другихсредней руки целителей. Кроме одного: он был уверенный в себе человек и умелвнушать уверенность в благополучном исходе лечения самому пессимистичнонастроенному больному. Полено так полено, с таким же успехом он мог бы лечить икоровьим рогом или рыбьим плавником.
Уверенныев себе люди быстрее других добиваются успеха. Они энергичны, менее зависимы отобстоятельств, поскольку предпочитают формировать их сами. Динамит сомнений намнужен для того, чтобы взорвать предрассудки прошлого. А цемент уверенности длятого, чтобы построить здание нашего будущего.
Отсутствиеуверенности лишает человека внутренней силы, ослабляет его жизненные позиции.Слабые редко добиваются успеха, поскольку их постоянно мучают сомнения.
Неуверенныелюди не способны проанализировать сложную ситуацию, не способны принятьответственное решение. Их не воспринимают как серьезных партнеров в бизнесе. Ихотличительный признак — постоянное недовольство жизнью, их редко покидаетдурное настроение. Им неведомо такое понятие, как сила духа.
Уверенность— это состояние духа. «… И по вере воздастся вам».
Чемменьшей культурой обладают люди, чем меньше они способны мыслить и действовать,тем быстрее они теряют голову. Не случайно во всех устойчивых культурах такоезначение придается постановке уверенности.
Индийскиейоги работают с океаном мудрости, чтобы стать уверенными. Шаманы северных июжных народов работают с животной силой. У них есть такое заклинание: «Я — весьмир, а весь мир — я».
Ниндзядля укрепления внутренней силы используют мантры (специальные звукосочетания,аналогичные молитвам по степени воздействия, которые настраивают душу) и мудры(особые положения пальцев рук, символизирующие концентрацию силы и обретениесверхвозможностей).
Атеперь постарайтесь детально вспомнить вчерашний день, восстановить вподробностях события прошедшей недели. Какой настрой у вас преобладал?Уверенность наполняла вашу душу или ее терзали бесконечные сомнения?
Вспомнитепики своей уверенности и провалы в бездну неуверенности. Как в том и другомслучае звучал ваш голос? Как работала голова? Каким было выражение лица?
Потому, как улыбается человек — тяжело или легко, всегда можно определитьнастроение человека. В дзэн-буддизме есть прием, позволяющий автоматическиисправить настроение и вселить уверенность.
Сделайтеглубокий вдох, на выдохе улыбнитесь. Вдох, на выдохе улыбка.
Итак несколько раз до закрепления навыка, до автоматизма.
Добейтесьтого, чтобы ваши глаза тоже освещались улыбкой.
Уверенныелюди всегда выступают в роли лидера — деятельного, активного, способного нариск. Неуверенные, как правило, играют роль жертвы.
Какизвестно, все познается в сравнении. Чтобы до конца понять, что же такоеуверенность, нужно прежде разобраться с тем, что такое неуверенность. Отметимглавные моменты.
Неуверенность:
•вялость, слабость во всем теле, бледность;
•скованность движений, неестественность жестов, «закрытые» позы;
•нарушение ритма дыхания;
•голос тихий и робкий, заметное изменение тембра, интонационная бесцветность;
•речь невыразительная, отсутствуют четкие формулировки;
•враждебное восприятие мира, чрезмерная обидчивость, слезливость;
•ощущение собственной неполноценности, неловкости, вины;
•ощущение потери контроля над ситуацией.
Уверенность:
•легкость во всем теле;
•ощущение внутренней силы;
•непринужденность жестов и поз, грациозность движений;
•позитивное восприятие мира;
•эмоциональная окраска и образность речи;
•ощущение собственной значимости, гордость;
•ощущение полного контроля над ситуацией.
Какпевцу ставят голос, музыканту — руку, так и уверенность тоже ставится человекув раннем возрасте. Если родители, учителя поддерживают в ребенке чувствособственной значимости, ориентируют его на достижение успеха, хвалят, создаютситуации, в которых он ощущает себя героем, — тогда шансы вырасти в уверенногочеловека у такого ребенка несомненно велики. Он начинает понимать, что мируправляем и на него можно воздействовать.
Способствуетобретению уверенности спорт.
Значительноповышает уровень уверенности профессионализм в той или иной сфере деятельности.В любом случае человек должен чувствовать, что он умеет что-то делать лучшедругих. Позитивный опыт укрепляет веру в себя, веру в свои силы.
Ксожалению, в нашей стране долгое время культивировалась неуверенность. Оно ипонятно: слабыми легче управлять, проще манипулировать. Кому из нас недоводилось слышать нечто в таком роде: «Будь скромным. Будь послушным. Невысовывайся, выскочка — это дурной человек. Прислушивайся к мнению большинства»и так далее. Знакомо?
Ичеловек скромничает, осторожничает, пассивничает, винит себя ни за что ни прочто лишь потому, что кто-то поощрил его чувство вины, и даже зачастую недогадывается, что на самом деле он имеет стойкий комплекс неуверенности. Он неотслеживает свои внутренние состояния, потому что у него даже нет аналоговуверенности в прошлом, ему не с чем сравнить свое настоящее. Он помнит себяжертвой, трусом и не помнит сильным, героем. И это самое опасное!
Осознаниесобственной неуверенности — первый шаг на пути к успеху. Подумайте, какпроявляется ваша неуверенность? Когда? При каких обстоятельствах? С какимилюдьми вы чувствуете себя ущербным и почему?
Имеетсмысл послушать свой внутренний голос. Постарайтесь разобраться, чей это голос:действительно ваш или чей-то чужой, может быть, человека, который когда-топодверг сомнению или критике ваши способности, вашу силу. Чей же это голос? Ктоспроецировал на вас собственную несостоятельность? Может это голос вашейнерешительной матери или разнесчастной учительницы, или старшегобрата-пессимиста? Поменяйте чужие голоса на голоса поддержки: вспомните —кто-то же вас хвалил иногда, хоть один человек, но верил в вас когда-то!
Абыли ли у вас когда-либо хоть проблески уверенности? Тогда эти три основныетехники для вас.
Аналоговые состояния
Вспомнитемоменты, когда вы испытывали чувство максимальной уверенности в себе. Можетбыть, это был успешно сданный экзамен, лучший результат на спортивныхсоревнованиях, выступление на концерте, или вы просто что-то сумели сделатьлучше других. Вспомните момент, когда вы почувствовали себя героем. Еще разэмоционально ярко переживите его. Отметьте опорные симптомы вашей уверенности.
Длязакрепления опыта можно на запястье левой руки надеть медицинскую резинку.Теперь, повторяя вышеописанную технику, почувствовав прилив неуверенности,нужно оттянуть и резко отпустить резинку, «заякорив» болевым ощущениемнеуверенность. Боль блокирует ее. А вызвав в себе состояние уверенности, нужноподкрепить его положительной эмоцией, например выпить чашку любимого кофе илисъесть шоколадную конфету.
Вамдостаточно будет поработать с резинкой месяц-другой — и можно будет отказатьсяи от нее.
Нашапсихика сродни дикому зверю, который нуждается в дрессировке. А в основе любойдрессировки, как известно, лежит положительное подкрепление.
«Идеальный герой»
Еслиже у вас нет было достаточного опыта, аналога уверенности, тогда постарайтесьвойти в роль того человека, которым вы восхищались или восхищаетесь теперь.Можно вспомнить книжных героев или героев кинофильмов. Можно создать сводныйобраз идеального героя — такого, каким бы вы хотели быть в жизни. Представьтеего ярко, вживитесь в его характер, привычки. Наконец, слейтесь с ним воедино!
«Намток»
Перепишитеу себя в голове фразу «Я неуверен в том, что это у меня получится» на фразу «Яуверен, что я справлюсь с этим».
Кнам как-то обратилась девушка, испытывавшая необъяснимый страх перед мужчинами.Даже своего тренера по шейпингу она боялась так, что падала в обморок от егоприкосновения. Используя наши приемы преодоления неуверенности, мы за один сеанссняли у нее нелепые, но устойчивые страхи. И теперь она сама способнаповергнуть в смущение того же тренера — на первый взгляд уверенного в себемолодого мужчину.
Создание «корсета уверенности»
Чтовходит в это понятие? Отработка уверенного взгляда, голоса, походки, жестов.
Уверенныев себе люди способны сколь угодно долго держать взгляд — на уровнепрофессиональных гипнотизеров, опытных следователей. Их голос отличаетсягромкостью, дикция — четкостью, они умеют держать паузы, держать темп беседы.
Запишитесвой голос на магнитофон, послушайте его. Насколько громко и четко вы говорите?Выдерживаете ли вы паузы? Варьируете ли вы модуляции голоса по своему желанию?Насколько приятен тембр вашего голоса? Записывайте и слушайте себя столько раз,сколько потребуется, пока вы не останетесь довольны собой. А теперь попробуйтепоговорить в таком режиме с кем-нибудь по телефону, потом — в прямом контакте.
Языкнаших жестов и поз выразительнее наших слов. По одному движению можно понять,как чувствует себя человек в той или иной ситуации. Уверенные в себе людиотличаются прямой походкой, их жесты выразительны, позы — открыты.
Примитемаксимально закрытую позу: скрестите руки на груди, скрестите ноги. Что вычувствуете? А потом — максимально откройтесь. Что вы чувствуете теперь?Встаньте в позу «руки в боки». А теперь заведите руки за спину. Какие позы даютвам ощущения уверенности?
Представьте,что центр тяжести вашего тела находится в центре живота — пусть он представитсявам железным шариком, круглым камнем или чем-то в этом роде. Сместите его изголовы, занятой тяжелыми и малопродуктивными мыслями, в самый центр живота, запупок. Пройдите метров десять — позвоночник прямой, подбородок параллельнополу, ощутите разницу между вашей обычной походкой и нынешней.
Отследитесвои жесты и позы уверенности и неуверенности. Сосредоточьтесь на жестах ипозах уверенности. Закрепите новые ощущения.
Ачтобы закрепить в себе навыки уверенного поведения, можно предпринять попыткупопросить милостыню в людном месте, заставить людей что-то делать для вас,отстоять в споре свое мнение, загрузить просьбами близких друзей, наконец,сдержать психологический удар. Даже если двадцать человек будут вас о чем-тонастойчиво просить, сумейте сказать «нет».
Единственное,что вы можете сделать, не обладая достаточной смелостью, это прикинутьсясмелым. Оптимизма у вас должно хватать как минимум на двоих. Вы должны бытьдовольным, как сытый котенок, и бойким, как лев. И тогда вы легко справитесь исо следующим опорным тренингом.
Проанализируйтесвою биографию. Найдите в ней что-либо героическое, ценное, хотя бы пять-шестьсобытий. И постарайтесь выстроить на них свою биографию. Красочно распишите еев героическом ракурсе.
Закройтеглаза и представьте, что вы находитесь в большой комнате с двумя зеркалами напротивоположных стенах. В одном из них вы видите свое отражение. Ваш внешнийвид, выражение лица, поза — все говорит о крайней степени неуверенности. Выслышите, как робко и тихо вы произносите слова, а ваш внутренний голоспостоянно твердит: «Я хуже всех!».
Постарайтесьабсолютно слиться со своим отражением в зеркале и почувствовать полноепогружение в болото неуверенности. С каждым вдохом и выдохом усиливайтеощущения страха, тревоги, мнительности.
Апотом медленно «выйдите» из зеркала и отметьте, как ваш образ становится всеболее тусклым и наконец, гаснет совсем.
Выуже никогда не вернетесь к нему.
Медленноповернитесь и всмотритесь в свое отражение в другом зеркале. Вы уверенный всебе человек! Память подсказывает три ярких события вашей жизни, когда вы были«на коне». Вспомните звуки, образы, запахи, сопровождавшие тогда ваше чувствоуверенности. Ваш внутренний голос прорвался наружу: «Я верю в себя! Я уверен всебе!». Красный столбик вашей уверенности поднимается по шкале градусника и скаждым вашим вдохом и выдохом приближается к стоградусной отметке.
Каковцвет вашей уверенности? Наполните себя им. Создайте вокруг себя облакоуверенности и окружите им свое тело. Добавьте музыку уверенности, запахи.Постарайтесь увидеть символы, образ вашей уверенности и слейтесь с ним.Представьте размашистую надпись золочеными буквами на базальте: «Я уверен всебе!».
Глубоковдохните и откройте глаза.
Чувствоуверенности — спасительное чувство.
Кнам на занятия как-то пришла женщина, совершенно растерянная, подавленнаянавалившейся на нее бедой. Ее сын попал в больницу и уже неделю находился награни жизни и смерти. После первого же занятия ее состояние резко изменилось:она почувствовала необыкновенный прилив сил, у нее появилась уверенность в том,что сможет помочь сыну, поддержать его веру в выздоровление. Занятиязакончились поздно, но, несмотря на это, она поехала в больницу. Дело былопоздней осенью, и в больничном скверике не было ни души. И вдруг перед неювыросли три темные фигуры. Пьяные грабители решили поживиться легкой добычей.Один из них уже схватил ее за руку, когда она спокойно, но твердо сказала:«Отпусти руку! Я отдам вам все — деньги, серьги, пальто, хотя оно у меня одно.Но если вы задержите меня хоть еще на минуту, одному из вас я успею вцепиться вгорло зубами и прогрызу его, потому что в больнице умирает мой сын. Я спешу емуна помощь». Бандиты опешили и отпустили ее, не проронив ни слова.
Кураж
«Кураж,кураж и еще раз кураж! Это единственное, что спасает, когда провожаешь по 20-30покойников в электрическую печь ежедневно. Иначе организация прощания с умершимбудет формальной», — говорила нам служащая крематория, отработавшая тампятнадцать лет. Кто возьмется ей возразить?
Иправда — скучно жить без куража! Все равно, что изо дня в день одни макароныбеззубым ртом жевать.
Представьте— включаете вы телевизор, а там ведущий с постным лицом уныло вещает опоследних новостях в мире поп-музыки. Плевать вы хотели на эту попсу! И ведущийвызывал у вас бурю праведного возмущения своими эпатажными выходками. Но вычувствовали в нем живой пульс жизни и в вас пробуждались чувства живогочеловека. А теперь перед вами поставили унылый манекен, и что? Зеваете? Скучно?
Талантливомучеловеку вообще без куража никуда! Если за тобой не тянется шлейф шокирующихлегенд и баек, то велик риск и с талантом остаться молью бледной.
Ужкакой голосина у Шаляпина был, а все же и Федор Иванович понимал, что публикунадо брать не одним только голосом. И из куража охотно демонстрировал целыйбукет своих странностей и причуд. Как-то в Америке Шаляпин пел знаменитуюпартию Дона Базилио, подчеркнуто щеголяя торчащим из кармана грязным носовымплатком. Он то вытаскивал его, то клал обратно в карман, то делал вид, чтосморкался. Эта его выходка тут же попала в газеты: «Неужели Шаляпин не имеетвозможности хотя бы для сцены купить чистый носовой платок? Какое неуважение кпублике! Разве она недостойна чистого платка?». Перебирая ворох газет, Шаляпиндовольно улыбался, по обыкновению ворча: «Бездарные лошади! Шаляпин можеткупить чистый платок, а вот Дон Базилио не мог бы...».
Охуж эти таланты! Им само провидение велит куражиться.
Творческимлюдям вообще свойственно впадать в меланхолию. А кураж — лучшая встряска, когдапроваливаешься в безвоздушную яму пессимизма.
Куражатсяартисты, следователи, кутюрье… Состояние куража постоянно используютпрофессиональные танцоры. У них это называется «жить на втором этаже». То естьповыше. Некоторые представляют себя парящим над землей воздушным шариком.Профессиональный танцор, как только облачается в соответствующий танцу костюм,автоматически входит в состояние куража.
Аесли вы не наделены никаким особым талантом — что ж вам пропадать, что ли? Даполно! Абсолютных бездарей единицы, в их число еще надо попасть. Так чтонапрягитесь и вспомните, какие такие свои таланты вы зарыли в землю и памятниким не поставили. Каждый человек владеет каким-нибудь даром, который часто, какзамороженные овощи, лежит в холодильнике души. Разморозьте пакет — и такое всебе откроете!
Жизньчеловека коротка, как жизнь мухи. Так жужжите так, чтобы вас услышали. Или хотябы разбегитесь так, чтобы пыль ураганом за вами пронеслась. Как в том анекдоте:
Буря,ураган в степи — стадо ежей несется. Слышен только зычный голос вожака:«Быстрей, еще быстрей, ребята!». Молнией залетают в лес, останавливаются покоманде: «Стоп! Разойтись покормиться!». Тычутся ежи носиками в траву, а вожаксамодовольно чешет пузо: «Ну чем не кони?!».
Взападной психологии кураж соотносят с состоянием потока, полета, вдохновения. Ввосточной — с состоянием творческого просветления, перевоплощения, такназываемого сатори. Но в нашем воплощении кураж существенно отличается и отвосточного, и от западного понимания. Не случайно кураж имеет основу «раж». Априйти в раж, как известно, это значит впасть в некое вдохновенное неистовство,экзальтацию, сопряженную с риском.
Итак,рассмотрим подробнее все три позиции.
Куражитьсяпо-западному — это значит на пике эмоций войти в состояние потока, в состояниечрезвычайной творческой активности. Это особое состояние сознания,концентрации, полета. Возникает такое ощущение, будто за тебя все делаеткакая-то особая сила. Движения отточены до автоматизма, речь легкая, льющаясянепрерывным потоком. Многие ораторы знают «эффект десяти минут» — в течениеэтого времени нужно разговорить себя, а далее тебя уже несет.
Такоесостояние люди испытывают в момент творческого подъема, публичного выступления,а в быту, например, самозабвенно играя с детьми.
Каквойти в состояние потока? Западный вариант включает в себя три момента. Первое:нужно от большой задачи перейти к маленькой. Второе: найти свой путь, начатьмыслить оригинально, делать что-то по-другому, уйти от трафаретов. Третье:преодолеть чувство самоконтроля, избавиться от него и начать работать вспонтанном режиме. Если достигнут баланс между навыками, умениями и чем-тосовершенно новым, значит, вы свободно владеете языком куража по-западному.
Куражпо-восточному — это вхождение в состояние сатори, что являет собойквинтэссенцию дзэн-буддизма. Суть дзэн-буддизма — научиться смотреть на жизньпо-новому, избавиться от стереотипов восприятия, мешающих человеку бытьсвободным. Сатори — это состояние измененного сознания, которое возникает, какправило, эпизодически.
Постояннопребывать в таком состоянии невозможно.
Каковыже признаки сатори? Первое: иррациональность, необъяснимость. Возникаетощущение чего-то потустороннего. Что-то вроде управляет тобой, словно ты проникв какую-то другую реальность. Разрывается оболочка обыденности. Второе:интуитивное прозрение. Вспышка озарения: ты постиг мир, понял что-то ранееневедомое, ты видишь мир иными глазами, тебе хорошо и спокойно. Третье:утверждение позитивного отношения к миру, сопряженное с приятными эмоциями.Через напряжение ты приходишь к спокойствию.
Унас, в России, кураж всегда сопряжен с риском, с шокирующим эффектом, онгораздо энергетичнее.
Этонекий прорыв из обыденности в праздник. Это потрясающее ощущение внутреннейсвободы, будто крылья за спиной, будто несет нас какая-то неведомая сила. Этосостояние внутренней спонтанности, выход на свое истинное «я», ключ ктворческому потенциалу. Это ощущение новой реальности: человек в такой моментживет более полной, более интересной, эмоционально насыщенной жизнью. Кураж —это всегда веселье, приподнятое настроение.
Похожкураж на сатори, но он активнее, экзальтированнее, внезапнее. Западный «поток»— культурный, приглаженный.
Куражвсегда идет в паре со смелостью. Мы делаем то, что в обычном состоянии никогдане сделали бы.
Примеромтому анекдот:
Бандитысобрались брать банк: маски надевают, передергивают стволы, гранаты по карманамрассовывают. А один, рыжий, сидит в углу, курит. И вдруг заявляет: «Нет,ребята, я не пойду». Тут же шквал возмущения: «Ты чего? Умом тронулся?Сдрейфил?». Рыжий затоптал бычок, сплюнул: «Да куражу нет!».
Какже запустить двигатель куража?
•Первое: пойти на риск.
•Второе: не побояться шокировать своим поведением окружающих, показать себя сдругой стороны, сломать стереотип восприятия вас окружением.
•Третье, самое главное: решить определенную творческую задачу.
Ачто не позволяет войти в состояние куража? Боязнь рисковать и привязанность кформальным действиям. Кураж куражу рознь.
•Пьяный кураж. От истинного куража отличается, как страус от орла.
•Эпизодический кураж. Он сродни дождю в засушливое лето: непредсказуем ислучаен.
•Периодический кураж. Для некоторых это — как зубы почистить. Тамада, куражась,постоянно проводит застолья. Специально вызывают у себя это состояниетворческие люди.
Влюбом случае на периодический кураж способна только личность зрелая, достигшаяв чем-либо высокого уровня профессионализма. Если лектор плохо знает материал,то кураж его только погубит: зал не воспримет его.
Нои не вдаваясь в философию куража, послушайте хоть раз любого охотника илирыболова, посмотрите на их светящиеся лица!
Вот,к примеру, рассказывает настоящий охотник:
—А это уже было в Сахаре, где я давно уже мечтал поохотиться. Выхожу из машины,ружье в руке. И вдруг выскакивает лев. Нажимаю на курок — осечка! Я в кабину —мотор заглох. Тогда я в момент — ласточкой — на дерево...
—А разве в Сахаре есть деревья?
—Ну кто обращает внимание на такую мелочь в минуту опасности?! Вот, черт,сбил...
Куражась,мы становимся немного другими — такими, какими бы хотели быть, такими, какимибы хотели, чтобы нас воспринимали окружающие. Конечно, вдохновенно играть себяжелаемого не фунт изюму съесть. Но попробовать стоит — а вдруг как заново насвет родитесь? Так, как Иван-храбрец, удалой молодец, сиганувший в котел скипящим молоком и вынырнувший писаным красавцем. Слабо?
Ане слабо было в детстве изображать из себя Д'Артаньяна, Айвенго или капитанаНемо? И драться за эти роли со всем двором? А мать никогда не могла докричатьсяв окно, что пора обедать, делать уроки, ужинать. Разве мог Д'Артаньян променятьголодное веселье на скучный ужин, шпагу на портфель?
Атеперь вы чинно ходите с портфелем в присутствие, боитесь потерять работу ииграете скучную роль чиновника, а вечером — роль усталого отца семейства,добропорядочного диванного мужа. С вами скучно людям на работе, скучно детям,скучно жене. Положа руку на сердце, вам и самому скучно наедине с собой. Нокуража вы теперь боитесь как черт ладана.
Ажизнь требует куража. Кураж для нее, как хорошие дрожжи: тогда она бродит,пенится, крепнет и обретает вкус, как хорошее пиво. Ну а пиво, известно, —напиток народный. А под хмельком на Руси кто не куражился! Жаль, что в основномтолько под хмельком. Может, оттого и отношение к куражу у нас неоднозначное: свечера человек покобенится, а с утра глаза поднять стесняется, как тот Иван —герой Шукшина в фильме «Печки-лавочки». А рецепт от стыда простой: проявил себя— закрепи. Ведь не зря говорят, что у трезвого на уме, то у пьяного на языке.Стань таким, о каковом себе ты мечтаешь.
Куражвытаскивает на свет божий лучшую часть нашей души. Редко, куражась, рядятся видиота. Дайте же развиться той части своей души, которая сможет заполнить мирвокруг вас красками и звуками!
Мымучаемся не от того, какие мы есть, а от того, что не можем стать такими,какими хотим быть. Проще говоря, не смеем покуражиться.
Какимвы видите себя в идеале?
Нувот, значит, таким вы и можете быть в действительности. Только смелости нехватает для куража. А ведь терять, по сути дела, нечего, кроме своих косныхпривычек, которые сродни кандалам.
И,может, прав был Шекспир, утверждая, что «жизнь — театр, и если мы будем игратьлишь самих себя, то проиграем жизнь».
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.elitarium.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.