Реферат по предмету "Психология"


Конфликтное поведение человека

Оглавление
Введение
1.Теоретические подходы к рассмотрению конфликтного поведения человека
2.Характеристика негативных психических состояний
3.Влияниенегативных психических состояний на конфликтное поведение человека
Заключение
Литература

Введение
Актуальностьпрактического изучения конфликтологии вызывается уже тем простым житейским обстоятельством,что, соглашаясь с распространенным утверждением «худой мир лучше добройссоры», люди тем не менее не могут избежать дисгармонии, обходиться безконфликтов. Нередко конфликт оказывается не только неизбежным, но и приемлемым «выводом»из сложившейся ситуации, едва ли не единственным способом восстановитьнарушенное равновесие во взаимоотношениях людей, позволить им прийти к согласиюотносительно совместных дел, частных и общих интересов, норм поведения.Еслидело обстоит именно так, нужно учиться распознавать объективную и субъективнуюприроду конфликтов, их непосредственные причины и мотивы, ориентироваться втом, в каких формах протекают конфликты и какими путями они разрешаютсяовладевать искусством управления ими.
Таккак во многом степень конструктивного решения конфликта зависит отэмоциональной зрелости сторон, становится необходимым мониторинг возможныхпричин деструктивного поведения в конфликте с целью предотвращения или, вкрайнем случае, уменьшения отрицательных последствий.
Однимиз распространенных факторов деструктивного конфликтного поведения являютсянегативные психические состояния, такие как стресс, апатия, фрустрация, горе ит.п. В данной работе будет предложена характеристика данных состояний вконтексте конфликтного поведения, а также попытка сопоставить психическоесостояние и наиболее вероятный стиль конфликтного поведения.

1.Теоретические подходы к рассмотрению конфликтного поведения человека
Каждыйконфликт по-своему уникален, неповторим по причинам возникновения, формамвзаимодействия двух или более сторон, исходу и последствиям. К тому жеотдельный человек и любая общность обнаруживают свою манеру налаживания иподдержания отношений с другими людьми, свой стиль поведения в конфликтныхситуациях. Но при всей несхожести манер и стилей конфликтное поведение имеетнекоторые общие признаки. Это связано в первую очередь с тем, что решение тойпроблемы, которая стала камнем преткновения в отношениях, в определенной мерезначимо для каждой из оппонирующих сторон, делает их взаимодействующимипартнерами.
В литературе выделяюттри основные модели поведения личности в конфликтной ситуации: конструктивную,деструктивную и конформистскую [3].Каждая из этих моделей обусловлена предметом конфликта, образом конфликтнойситуации, ценностью межличностных отношений и индивидуально-психологическимиособенностями субъектов конфликтного взаимодействия. Модели поведения отражаютустановки участников конфликта на его динамику и способ разрешения.
Давая общую оценкуприведенным выше моделям поведения, отметим, что желательной и необходимоймоделью является конструктивная. Деструктивная же модель поведения не можетбыть оправданной. Она способна превратить конструктивный конфликт вдеструктивный.
Конструктивная модельповедения определяется следующими поведенческими характеристиками личности:стремится уладить конфликт; нацелена на поиск приемлемого решения; отличаетсявыдержкой и самообладанием, доброжелательным отношением к сопернику; открыта иискренна, в общении лаконична и немногословна
Деструктивная модельповедения: постоянно стремится к расширению и обострению конфликта; постояннопринижает партнера, негативно оценивает его личность; проявляетподозрительность и недоверие к сопернику, нарушает этику общения.
Конформистская модельповедения: пассивна, склонна к уступкам; непоследовательна в оценках,суждениях, поведении; легко соглашается с точкой зрения соперника; уходит отострых вопросов.
Опасностьконформистской модели поведения заключается в том, что она способствуетагрессивности соперника, а иногда и провоцирует ее. Иначе говоря, данная модельпо сути дела является деструктивной, только с противоположным знаком. Ноконформистская модель может играть и положительную роль. Если противоречия,вызвавшие конфликт носят несущественный характер, то конформистское поведениеведет к быстрому разрешению такого конфликта.
Широкое распространениев конфликтологии получила разработанная К. Томасом и Р. Киллменом [4] двухмернаямодель стратегий поведения личности в конфликтном взаимодействии. В основе этоймодели лежат ориентации участников конфликта на свои интересы и интересыпротивоположной стороны.
В любом конфликтекаждый участник оценивает и соотносит свои интересы и интересы соперника,задавая себе вопросы: «Что я выиграю. .?», «Что я потеряю...?»,«Какое значение имеет предмет спора для моего соперника...?» и т. д.На основе такого анализа он сознательно выбирает ту или иную стратегиюповедения (уход, принуждение, компромисс; уступка или сотрудничество). Частобывает так, что отражение этих интересов происходит неосознанно, и тогдаповедение в конфликтном взаимодействии насыщено мощным эмоциональнымнапряжением и носит спонтанный характер.
Оценка интересов вконфликте — это качественная характеристика выбираемого поведения. В моделиТомаса—Киллмена она соотносится с количественными параметрами: низким, среднимили высоким уровнем направленности на интересы.
При анализе конфликтовна основе рассматриваемой модели важно помнить, что уровень направленности насобственные интересы или интересы соперника зависит от трех обстоятельств:
1) содержания предметаконфликта;
2) ценностимежличностных отношений;
3)индивидуально-психологических особенностей личности. Особое место в оценкемоделей и стратегий поведения личности в конфликте занимает ценность для неемежличностных отношений с противоборствующей стороной. Если для одного изсоперников межличностные отношения с другим (дружба, любовь, товарищество,партнерство и т. д.) не представляют никакой ценности, то и поведение его вконфликте будет отличаться деструктивным содержанием или крайними позициями встратегии (принуждение, борьба, соперничество). И, наоборот, ценностьмежличностных отношений для субъекта конфликтного взаимодействия, как правило,является существенной причиной конструктивного поведения в конфликте илинаправленностью такого поведения на компромисс, сотрудничество, уход илиуступку.
/>
Характеристика основныхстратегий поведения

1. Принуждение (борьба,соперничество, конфронтация)
Тот, кто выбираетданную стратегию поведения, прежде всего исходит из оценки личных интересов вконфликте, как высоких, а интересов своего соперника — как низких. Выборстратегии принуждения в конечном итоге сводится к выбору: либо интерес борьбы,либо взаимоотношения.
Выбор в пользу борьбыотличается стилем поведения, который характерен для деструктивной модели. Притакой стратегии активно используются власть, сила закона, связи, авторитет и т.д. Она является целесообразной и эффективной в двух случаях. Во-первых, призащите интересов дела от посягательств на них со стороны конфликтной личности.Например, конфликтная личность неуправляемого типа часто отказывается отвыполнения непривлекательных заданий, «сваливает» свою работу надругих и т. п. И во-вторых, при угрозе существованию организации, коллектива. Вэтом случае складывается ситуация «Кто кого...». Особенно часто онавозникает в условиях реформирования предприятий и учреждений. Нередко приреформировании организационно-штатной структуры предприятия (учреждения)предполагаемые «вливания» одних подразделений в другие носятнеобоснованный характер. И в этих случаях человек, отстаивающий интересы такихподразделений, должен занимать жесткую позицию.
2. Уход (уклонение)
Стратегия уходаотличается стремлением уйти от конфликта. Она характеризуется низким уровнемнаправленности наличные интересы и интересы соперника и является взаимной. Этопо сути дела взаимная уступка.
При анализе даннойстратегии важно учитывать два варианта ее проявления:
а) когда предметконфликта не имеет существенного значения ни для одного из субъектов иадекватно отражен в образах конфликтной ситуации;
б) когда предмет спораимеет существенное значение для одной или обеих сторон, но занижен в образахконфликтной ситуации, то есть субъекты конфликтного взаимодействия воспринимаютпредмет конфликта как несущественный.
В первом случаестратегией ухода конфликт исчерпывается, а во втором случае он может иметьрецидив.
Межличностные отношенияпри выборе данной стратегии не подвергаются серьезным изменениям.
3. Уступка(приспособление)
Человек,придерживающийся данной стратегии, так же как и в предыдущем случае, стремитсяуйти от конфликта. Но причины «ухода» в этом случае иные.Направленность на личные интересы здесь низкая, а оценка интересов соперникавысокая. Иначе говоря, человек, принимающий стратегию уступки, жертвует личнымиинтересами в пользу интересов соперника.
Стратегия уступки имеетнекоторое сходство и со стратегией принуждения. Это сходство заключено в выборемежду ценностью предмета конфликта и ценностью межличностных отношений. Вотличие от стратегии борьбы, в стратегии уступки приоритет отдаетсямежличностным отношениям.
При анализе даннойстратегии следует учитывать некоторые моменты.
• Иногда в такойстратегии отражается тактика решительной борьбы за победу. Уступка здесь можетоказаться лишь тактическим шагом на пути достижения главной стратегическойцели.
• Уступка может статьпричиной неадекватной оценки предмета конфликта (занижение его ценности длясебя). В этом случае принятая стратегия является самообманом и не ведет кразрешению конфликта.
• Данная стратегияможет быть доминирующей для человека в силу его индивидуально-психологическихособенностей. В частности, это характерно для конформистской личности,конфликтной личности «бесконфликтного» типа. В силу этого стратегияуступки может придать конструктивному конфликту деструктивную направленность.
При всех выделенныхособенностях стратегии уступки важно иметь в виду, что она оправдана в техслучаях, когда условия для разрешения конфликта не созрели. И в этом случае онаведет к временному «перемирию», является важным этапом на пути конструктивногоразрешения конфликтной ситуации.
4. Компромисс
Компромиссная стратегияповедения характеризуется балансом интересов конфликтующих сторон на среднемуровне. Иначе ее можно назвать стратегией взаимной уступки.
Стратегия компромиссане портит межличностные отношения. Более того, она способствует ихположительному развитию.
При анализе даннойстратегии важно иметь в виду ряд существенных моментов.
• Компромисс нельзярассматривать как способ разрешения конфликта. Взаимная уступка часто являетсяэтапом на пути поиска приемлемого решения проблемы.
• Иногда компромиссможет исчерпать конфликтую ситуацию. Это наступает при изменении обстоятельств,вызвавших напряженность. Например, два сотрудника претендовали на одну и ту жедолжность, которая должна освободиться через полгода. Но через три месяца еесократили. Предмет конфликта исчез.
• Компромисс можетпринимать активную и пассивную формы. Активная форма компромисса можетпроявляться в заключении четких договоров, принятии каких-то обязательств и т.п. Пассивный компромисс — это не что иное, как отказ от каких-либо активныхдействий по достижению определенных взаимных уступок в тех или иных условиях.Иначе говоря, в конкретных условиях перемирие может быть обеспеченнопассивностью субъектов конфликтного взаимодействия. В предыдущем примерекомпромисс между двумя сотрудниками состоял в том, что никто из них непредпринимал ни прямых ни косвенных активных действий по отношению друг кдругу. Через три месяца должность, на которую они претендовали, была сокращена,каждый остался при своих интересах, а отсутствие ненужных «баталий»позволило сохранить между ними нормальные отношения.
Анализируя стратегиюкомпромисса, следует иметь в виду и то, что условия компромисса могут бытьмнимыми, когда субъекты конфликтного взаимодействия достигли компромисса наоснове неадекватных образов конфликтной ситуации.
Понятие «компромисс»близко по своему содержанию к понятию «консенсус». Сходство ихзаключается в том, что и компромисс, и консенсус по своей сущности отражаютвзаимные уступки субъектов социального взаимодействия. Поэтому при анализе иобосновании стратегии компромисса важно опираться на правила и механизмыдостижения консенсуса в социальной практике.
5. Сотрудничество
Стратегиясотрудничества характеризуется высоким уровнем направленности как насобственные интересы, так и на интересы соперника. Данная стратегия строится нетолько на основе баланса интересов, но и на признании ценности межличностныхотношений.
Анализируя стратегиюсотрудничества в конфликтном взаимодействии, следует учитывать некоторыеобстоятельства.
• Особое место в выбореданной стратегии занимает предмет конфликта. Если предмет конфликта имеетжизненно важное значение для одного или обоих субъектов конфликтноговзаимодействия, то о сотрудничестве не может быть и речи. В этом случаевозможен лишь выбор борьбы, соперничества. Сотрудничество возможно лишь в томслучае, когда сложный предмет конфликта допускает маневр интересовпротивоборствующих сторон, обеспечивая их сосуществование в рамках возникшейпроблемы и развитие событий в благоприятном направлении.
• Стратегиясотрудничества включает в себя все другие стратегии (уход, уступка, компромисс,противоборство). При этом другие стратегии в сложном процессе сотрудничестваиграют подчиненную роль, они в большей степени выступают психологическимифакторами развития взаимоотношений между субъектами конфликта. Например,противоборство может быть использовано одним из участников конфликта какдемонстрация своей принципиальной позиции в адекватной ситуации.
Являясь одной из самыхсложных стратегий, стратегия сотрудничества отражает стремлениепротивоборствующих сторон совместными усилиями разрешить возникшую проблему.
Во многих учебныхпособиях по конфликтологии описаны пять типов конфликтных личностей [3; 4]:
ü  демонстративныйтип обладает следующими характеристиками — хочет быть в центре внимания. Любитхорошо выглядеть в глазах других. Его отношение к людям определяется тем, какони к нему относятся. Ему легко даются поверхностные конфликты, любуется своимистраданиями и стойкостью. Хорошо приспосабливается к различным ситуациям.Рациональное поведение выражено слабо. Налицо поведение эмоциональное.Планирование своей деятельности осуществляется ситуативно и слабо воплощается вжизнь. Кропотливой, систематической работы избегает. Не уходит от конфликтов, вситуации конфликтного взаимодействия чувствует себя неплохо.
ü  ригидный- подозрителен. Обладает завышенной самооценкой. Постоянно требуетподтверждения собственной значимости. Часто не учитывает изменения ситуации иобстоятельств Прямолинеен и не гибок. С большим трудом принимает точку зренияокружающих, не очень считается с их мнением. Почтение со стороны окружающихвоспринимается как должное. Выражение недоброжелательства со стороны окружающихвоспринимает как обиду. Мало критичен по отношению к своим поступкам.Болезненно обидчив, повышенно чувствителен по отношению к мнимым илидействительным несправедливостям.
ü  неуправляемый- импульсивен, недостаточно контролирует себя. Поведение такого человека плохопредсказуемо. Ведет себя вызывающе, агрессивно. Часто в запале не обращаетвнимания на общепринятые нормы общения. Характерен высокий уровень притязаний.Несамокритичен. Во многих неудачах, неприятностях склонен обвинять других. Неможет грамотно планировать свою деятельность или последовательно претворятьпланы в жизнь. Недостаточно развита способность соотносить свои поступки сцелями и обстоятельствами. Из прошлого опыта (даже горького) извлекает малоуроков
ü  сверхточный- скрупулезно относится к работе. Предъявляет повышенные требования к себе.Предъявляет повышенные требования к окружающим, причем делает это так, чтолюдям, с которыми он работает, кажется, что он придирается. Обладает повышеннойтревожностью. Чрезмерно чувствителен к деталям. Склонен придавать излишнеезначение замечаниям окружающих. Иногда вдруг разрывает отношения с друзьями,знакомыми потому, что ему кажется, что его обидели. Страдает от себя сам,переживает свои просчеты, неудачи, подчас расплачивается за них даже болезнями(бессонницей, головными болями и т.п.). Сдержан во внешних, особенноэмоциональных, проявлениях. Слабо чувствует реальные взаимоотношения в группе.
ü  «бесконфликтный»- неустойчив в оценках и мнениях. Обладает легкой внушаемостью. Внутреннепротиворечив. Характерна некоторая непоследовательность поведения.Ориентируется на сиюминутный успех в ситуациях. Недостаточно хорошо видитперспективу. Зависит от мнения окружающих. Излишне стремится к компромиссу. Необладает достаточной силой воли. Не задумывается глубоко над последствиямисвоих поступков и причинами поступков окружающих.

2. Характеристика негативныхпсихических состояний
Каждый человекежедневно испытывает различные психические состояния. При каком-то одномумственная или физическая работа протекает легко и продуктивно, а при другом –трудно и неэффективно. Выделяют общие психические состояния и эмоциональныесостояния.
Проблема состояния исам термин «состояние» давно привлекает умы представителей философии,естественных и гуманитарных наук. Впервые вопрос о понятии «состояние»поставил Аристотель, определив его как вид качества, которое легко поддаетсяизмерению, но отличается от свойств вещества [8].
Как правило, для оценкисостояния используют несколько показателей этого явления. Таким образом, в отношенииконкретного психического качества термин «состояние» используется какинтегральный показатель, характеристика проявления этого качества.
Различные авторы даютразные определения понятия «психическое состояние». Некоторые из них,как например Джемс, о теории которого уже упоминалось выше, идентифицируетпонятие «состояние» и «процесс», другие, например, Рибо, — сводят понятие «психическое состояние» к понятию «состояниесознания», третьи, так или иначе, связывают психические состояния схарактеристиками эмоциональной сферы (А.Ф. Лазурский, К.К. Платонов, А.А.Смирнов и др.).
В отечественной науке,вопрос о различных состояниях психики человека впервые детально рассматривалсяв клинической и общей психопатологии, особенно в связи с отклоняющимся поведением.Термин «состояние психики» используется для характеристики, т.е.выделения наиболее выраженных проявлений психической сферы человека: состояниевозбуждения и торможения; различные градации состояния бодрствования; состоянияясности или помрачения сознания; состояния подъема или упадка духа, утомления,апатии, сосредоточенности, удовольствия-неудовольствия, раздражительности,страха и т.д. В тоже время еще В.М. Бехтерев отмечал, что состояние психическойсферы не просто характеристика: от того, в каком состоянии находится человек,зависит реакция на тот или иной стимул, его поведение [1].
Общепризнанным являетсяположение Д.Н. Левитова, который считает, что психическое состояние – «Этоцелостная характеристика психической деятельности за определенный периодвремени, показывающая своеобразие протекания психических процессов взависимости от отражаемых предметов и явлений деятельности, предшествующегосостояния и психических свойств личности» [6]. Обосновывая такоетолкование психического состояния, им затрагивается вопрос о термине «состояние»,выделяется четыре значения этого термина: 1) временное положение, в которомкто-нибудь, что-нибудь находится; 2)звание; 3) наличие чего-либо; 4) готовностьк действию. И как отмечает автор,- «несомненно, только первое значениеадекватно психическому состоянию» [5]. Таким образом, психическоесостояние – временная (на каком-то отрезке времени) характеристика психическойдеятельности (функционирование психики).
Психические состояния,как и прочие явления психической жизни, имеют свою причину, которая заключаетсячаще всего в воздействии внешней среды. По существу, любое состояние естьпродукт включения субъекта в какой-либо род деятельности, в ходе которой оноформируется и активно преобразуется, оказывая при этом взаимное влияние науспешность данной деятельности.
Непрерывно сменяясь,психические состояния сопровождают протекание всех психических процессов ивидов деятельности человека.
На основаниисовременных исследований можно утверждать, что неврожденные свойства человекаявляются статической формой проявления тех или иных психических состояний либоих совокупностей. Психические свойства являются долговременной основой,обусловливающей деятельность личности. Однако на успешность и особенностидеятельности большое влияние оказывают и временные, ситуативные психическиесостояния человека. Исходя из этого можно дать и такое определение состояний:психическое состояние – это сложное и многообразное, относительно устойчивое,но сменяющееся психическое явление, повышающее или понижающее активность иуспешность жизнедеятельности индивида в сложившейся конкретной ситуации [4].
Из всего обширнейшегопространства психических состояний человека принято особо выделять три большиегруппы: типично положительные (стенические) состояния, типично отрицательные(астенические) состояния и специфические состояния.
Типичные положительные психическиесостояния человека можно разделить на состояния, относящиеся к повседневнойжизни, и состояния, относящиеся к ведущему типу деятельности человека (увзрослого человека это обучение или профессиональная деятельность).
Типично положительнымисостояниями повседневной жизни являются радость, счастье, любовь и многиедругие состояния, имеющие яркую положительную окраску. В учебной илипрофессиональной деятельности таковыми выступают заинтересованность (визучаемом предмете или предмете трудовой деятельности), творческое вдохновение,решительность и др. Состояние заинтересованности создает мотивацию к успешномуосуществлению деятельности, которая, в свою очередь, приводит к работе надпредметом с максимальной активностью, полной отдачей сил, знаний, полнымраскрытием способностей. Состояние творческого вдохновения представляет собойсложный комплекс интеллектуальных и эмоциональных компонентов. Оно усиливаетсосредоточенность на предмете деятельности, повышает активность субъекта,обостряет восприятие, усиливает воображение, стимулирует продуктивное(творческое) мышление. Решительность в данном контексте понимается каксостояние готовности к принятию решения и приведению его в исполнение. Но этони в коем случае не торопливость или необдуманность, а, напротив, взвешенность,готовность к мобилизации высших психических функций, актуализации жизненного ипрофессионального опыта.
К типично отрицательнымпсихическим состояниям относятся как состояния, полярные типично положительным(горе, ненависть, нерешительность), так и особые формы состояний. К последнимотносятся стресс, фрустрация, состояние напряженности.
Стресс – состояниенапряжения – совокупность защитных физиологических реакций, наступающих ворганизме человека в ответ на воздействие различных неблагоприятных факторов.Эмоциональный стресс появляется в ситуациях угрозы, опасности, обиды. при этомразличные его формы – импульсивная, тормозная, генерализованная – приводят кизменениям в протекании психических процессов, эмоциональным сдвигам,трансформации мотивационной структуры деятельности, нарушениям двигательного иречевого поведения [7]. Строго говоря, стрессы бывают не только отрицательными,но и положительными – состояние, вызванное мощным положительным воздействием,сходно по своим проявлениям с отрицательным стрессом. Например, состояниематери, узнавшей, что ее сын, считавшийся погибшим на войне, в действительностижив, – это положительный стресс. Психолог Г. Селье, исследователь стрессовыхсостояний, предлагал положительные стрессы называть евстрессами, аотрицательные – дистрессами. Однако в современной психологической литературетермин «стресс» без уточнения его модальности употребляется для обозначенияотрицательного стресса.
Фрустрация – состояние,близкое к стрессу, но это более мягкая и специфичная его форма. Специфичностьфрустрации заключается в том, что это реакция лишь на особого рода ситуации.Обобщенно можно сказать, что это ситуации «обманутых ожиданий»(отсюда и название). Фрустрация – это переживание отрицательных эмоциональныхсостояний, когда на пути к удовлетворению потребности субъект встречаетнеожиданные помехи, в большей или меньшей степени поддающиеся устранению.Например, в знойный летний день человек, вернувшись домой, хочет принятьпрохладный освежающий душ. Но его ждет неприятный сюрприз – вода отключена наближайшие сутки. Состояние, возникающее у человека, нельзя назвать стрессом,поскольку ситуация не представляет угрозы жизни и здоровью. Но очень сильнаяпотребность осталась неудовлетворенной. Это и есть состояние фрустрации.Типичными реакциями на воздействие фрустраторов (факторов, вызывающих состояниефрустрации) являются агрессия, фиксация, отступление и замещение, аутизм,депрессия и др.
Психическаянапряженность – еще одно типично отрицательно состояние. Оно возникает какреакция на личностно сложную ситуацию. Такие ситуации могут вызываться каждым вотдельности или совокупностью следующих факторов:
ü  человекне обладает достаточным количеством информации, чтобы выработать оптимальнуюмодель поведения, принять решение (например, юноша любит девушку, но слишкоммало знаком с нею, чтобы спрогнозировать ее реакцию на его попытки ухаживанияили объяснения, поэтому при встрече с ней он будет испытывать состояниенапряженности).
ü  человеквыполняет сложную деятельность на пределе концентрации и максимальноактуализируя свои способности (например, одновременно требуются состояниебдительности, решение интеллектуальной задачи, сложные моторно-двигательныедействия – ситуация выполнения боевого задания).
ü  человекнаходится в ситуации, вызывающей противоречивые эмоции (например, стремлениепомочь пострадавшему, страх навредить ему и нежелание принимать на себяответственность за чужую жизнь – этот сложный комплекс эмоций вызываетсостояние напряженности).
Персеверация иригидность – два сходных отрицательных психических состояния. Сущность обоихсостояний – склонность к стереотипному поведению, пониженная адаптация кизменениям ситуации. Отличия заключаются в том, что персеверация – пассивноесостояние, близкое к привычке, податливое, стереотипное, а ригидность – болееактивное состояние, близкое к упрямству, неуступчивое, сопротивляющееся.Ригидность в большей степени характеризует личностную позицию, чемперсеверация, она показывает непродуктивное отношение человека к любымизменениям.
3. Влияние негативныхпсихических состояний на конфликтное поведение человека
В работах Л.И. Божович,Л.С. Славиной, Б.С. Волкова, В.И. Илийчука конфликтное поведениерассматривается как результат внутренних и внешних противоречий междуобществом, микросредой и самим человеком. Это результат внутренних и внешнихпротиворечий между потребностью в самоутверждении и возможностью ееудовлетворения, между самооценкой и оценкой группы, между требованиями группы исобственными установками и убеждениями, то есть конфликтное поведение выступаеткак склонность человека к конфликту при взаимодействии личностных факторов ифакторов внешней среды.
В свою очередь,негативные психические состояния являются реакцией человека на факторы внешнейсреды, то есть напрямую способны спровоцировать конфликтное поведение, а такжестать следствием конфликта.
Анализируя вышеизложенный материал, можно прийти к выводу, что человек, находящийся в одном изнегативных психических состояний, вряд ли сможет следовать стилю сотрудничествадля решения конфликтной ситуации, поскольку такое поведение требует присутствияздравого смысла и адекватных реакций на происходящее.
Сопоставлениесуществующих стилей конфликтного поведения и характерных негативных психическихсостояний можно представить в таблице:Негативное психическое состояние Наиболее вероятный стиль конфликтного поведения Стресс, фрустрация Конфронтация, уклонение Нерешительность, апатия Уступка Горе Уступка, компромисс, приспособление Ненависть Конфронтация Состояние напряженности Компромисс, приспособление Персеверация Приспособление, уступка ригидность конфронтация
 
Как очевидно изтаблицы, ни одно из негативных психических состояний не провоцирует человека кпроявлению конструктивного стиля конфликтного поведения (сотрудничества).Основная причина заключается в пониженном уровне осознания человеком реальныхпричин и поводов конфликта, например, во время стресса или горя, что делаетневозможным полноценный диалог с оппонентом.
Одним из характерныхявлений во время конфликта является агрессия. Агрессия — это формадеструктивного индивидуально людского, биологического или социальногоповедения. Формы проявления агрессивности могут быть самыми разными – от внешнебезобидных до самых деструктивных, от негативных до положительных, посколькусама агрессивность буквально во всем пронизывает все формы деятельностичеловека. Агрессия проявляется в видеразличных реакций: раздражение, негативизм, злость, подозрительность, обида,вербальная агрессия и другое. Наиболее опасной реакцией является использованиефизической силы против другого человека – физическая агрессия.Включениеагрессии в конфликтное поведение сводит к минимуму шансы на успешное завершениеконфликта.

Заключение
В отечественнойпсихологии конфликтное поведение рассматривается как результат внутренних ивнешних противоречий между обществом, микросредой и самим человеком. Эторезультат внутренних и внешних противоречий между потребностью всамоутверждении и возможностью ее удовлетворения, между самооценкой и оценкойгруппы, между требованиями группы и собственными установками и убеждениями.Выделяется 5 основных стилей конфликтного поведения: уступка, приспособление,компромисс, конфронтация и сотрудничество.
Негативное психическоесостояние — это целостная характеристика психической деятельности заопределенный период времени, показывающая своеобразие протекания психическихпроцессов с преобладанием отрицательных эмоций, которые способны спровоцироватьчеловека на деструктивные модели поведения в конфликтах.
Современная жизньнемыслима без ставших уже привычными стрессов, периодов апатии инерешительности. К сожалению, каждое из этих состояний является возможной причинойтого, что в очередном конфликте мы не добьемся желаемого в силу излишнейэмоциональности или, напротив, безразличности к происходящему. Выходом изподобного замкнутого круга, на мой взгляд, является повышение осознанностисвоих действий в любых ситуациях, а также различные психотехники, направленныена снижение уровня напряженности и нервозности, что также способствуетконцентрации на текущих проблемах и способах их решения.

Литература
1. БойкоВ.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и других. — М.: Наука, 1996. — 211с.
2. ВасильевВ.Л. Юридическая психология. – СПб.: Питер, 1997. – 656 с
3. ВорожейкинИ.Е. Конфликтология.- М.: Инфра-М, 2004. – 240с.
4. ЕмельяновС.М. Практикум по конфликтологии. СПб.: Питер, 2009. — 384 с.
5. ЛевитовД. О психических состояниях человека.- М.: Наука,1964.- 178с.
6. ЛевитовД. Психическое состояние беспокойства, тревоги // Вопросы психологии. — 1996. — №1.
7. Новейшийпсихологический словарь. /под ред. В.Б.Шапаря. Р н/Д.: Феникс, 2006. – 808с.
8. ШингаровГ.Х. Эмоции и чувства как форма отражения действительности — М.: Наука,1971.-289с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Проектирование и исследование механизмов плунжерного насоса простого действия
Реферат Историческая трилогия А.К. Толстого
Реферат Способы измерения влияния факторов в детерминированном анализе
Реферат Мировая экономика на современном этапе
Реферат Создание имиджа, как составная часть культуры общения
Реферат Развитие социологической мысли в России
Реферат Менеджмент как структура управления предприятием
Реферат История возникновения и развития внебюджетных фондов РФ
Реферат Анализ финансового состояния предприятия ООО Скат-Форвард
Реферат «Міс Математика» та «Містер Математик» Зустріч за круглим столом Мета
Реферат «Романтическое свидание» на 2 дня и 1 ночь
Реферат затверджу ю голова Хустської районної державної адміністрації
Реферат Psychology Essay Research Paper Reflection PaperPart 1
Реферат Материальная ответственность сторон трудового договора 2
Реферат «Рынок микрофинансирования : вчера, сегодня, завтра»