Реферат по предмету "Психология, педагогика"


Развитие мотивационной сферы человека

/>/>/>А.Н.Леонтьев.Потребность – состояние организма, выражающее его объективную нужду вдополнении, которое лежит вне его.
Потребность(с общебиологической точки зрения) представляет собой такую нужду живогоорганизма, в отношении которой он вооружен специальными механизмами ееобнаружения и устранения. В принципе эти механизмы и составляют основупотребности, определяют ее тип и содержание.
Однойиз характеристик потребности является ее предметность. Потребность в чем-то иэто что-то и есть ее предмет. Еще одна характеристика потребностей — ихспецифическая динамика: способность актуализироваться и изменять своюнапряженность, способность угасать и воспроизводиться вновь.
Динамикапотребностей отражается на поведенческом уровне. При отсутствии предметапотребности во внешнем поле – активизируется поисковое поведение. У животныхпоисковое поведение имеет форму внешней активности, не направленной на тот илииной наличный предмет (это выражается в гиперкинезе). Потребность, которая ещене обнаружила своего предмета (этот предмет еще отсутствует или не выделен вовнешнем поле) – активизирует поведение направленное на опредмечивание этойпотребности. Существует несколько этапов: возникновение нужды; обнаружениенужды (актуализация потребности), поисковое поведение. Следующий этап:узнавание объекта потребности. Субъект должен как бы идентифицировать данныйобъект относительно актуализированной потребности (т.е. открыть, может лиданный объект удовлетворить данную потребность). Если этот вопрос получилположительный ответ, то срабатывает механизм закрепления данного объекта заданной потребностью.
Существуетнесколько механизмов непосредственного опредмечивания потребностей.
Настадии инстинктивного поведения: проявляется механизм запечатления
Импринтинг.Особенность: признаки объекта, удовлетворяющего какой-то потребности заложеныгенетически. На основе, запечатления этого объекта происходит так же быстро илегко, мгновенно, необратимо, при этом существует сензитивный период. Ключевыепризнаки размыты.
Обуславливание– формирование мотивационного отношения к новому раздражителя (при этом содержаниеэтого отношения не совпадает с мотивационным значением безусловногораздражителя). Обуславливание обеспечивается специальными процессамиэмоциональной природы (переключение эмоций с безусловного раздражителя наусловный). Отмечается свойство генерализации – когда схожесть с обусловленнымфактором, другого фактора, тоже вызывает реакцию. В отличии от механизмовинстинктивного опредмечивания обуславливание подвергается угашению приотсутствии подкрепления.
Всевышеприведенные механизмы проявляются у человека. Импринтинг наблюдается привлюбленности, при контакте матери и ребенка, половое запечатление.
Оченьбольшое значение имеет механизм обуславливания при развитии мотивационной сферычеловека (отмечается роль процессов познания, которые влияют как на скоростьобуславливания, так и в принципе на результат (будет или не будет происходитьобуславливание). Так же при формировании мотивационной сферы человекапользуются механизмом мотивационного опосредования (когда на основемотивационно значимых элементов пытаются сформировать мотивационное отношение кдругим элементам). Отличие в том, что в первом случае мотивацию формируютреально воспринимаемые события жизни, в другом – ожидания, обещания,прадвосхищения, угрозы.
Опредмечиваниепотребностей:
Бываютсостояния, когда есть потребность, но нет предмета. Состояние нахожденияпредмета потребности – опредмечивание. Любая потребность проходит 2 стадии: дои после своего опредмечивания.До После
Общая ненаправленная потребность – это не деятельность
Широкий спектр возможных благ (при наличии ключевых раздражителей) – импринтинг
Наличие фрустрации (потребность неудовлетворена)
Направленная активность – это деятельность
Резкое сужение возможных благ
Аффективное закрепление данного предмета (бурные положительные эмоции)
Мотив– это (определение не вполне соответствует Леонтьеву) аффективно закрепленныйпредмет потребности, который направляет деятельность.
Проблемавозникновения новых мотивов.
Источникновых потребностей не только в субъекте, но и внутри самой деятельности. Новыепотребности возникают в процессе самой деятельности. Источник этот находится науровне действий.
Механизмобразования новых мотивов:
Сдвигмотива на цель. Цель, ранее побуждаемая к осуществлению каким-то мотивом, современем приобретает самостоятельную побудительную силу, т.е. сама становитсямотивом.
Измененияструктуры мотивационной сферы, которые происходят при развитии личности:
1-ерождение, феномен горькой конфеты, соподчинение мотивов.
2-ерождение, осознание мотивов, возникновение самосознания.
Мотивациябессознательна, нужен специальный анализ. Мотивационная сфера может бытьосознана. Рождение личности в узком смысле – осознание мотивационной сферы,которая сложилась стихийно. Осознание – необходимо, но не достаточно. Личностьвходит во внешний мир и себя изменяет. Развитие требует усилия, работы.Деятельность направлена на внешний мир, только тогда возможны изменения, нельзяпросто так сесть и изменить внутренний мир.
Сменаведущих деятельностей в ходе развития личности. На разных этапах развития однаиз деятельностей является ведущей, имеющей большее значение для дальнейшегоразвития личности, другие – меньшее.
Ведущаядеятельность:
Деятельность,в которой формируются главные новообразования;
Формируютсяи закладываются основы будущей личности;
Закладываютсяосновы следующей ведущей деятельности.
Эльконин.Все ведущие деятельности, если абстрагироваться от конкретного содержания,распадаются на два вида:
Формирующиеи развивающие преимущественно познавательную сферу (знания, умения, как достичьчего-либо, сфера «ребенок — общественный предмет);
Способствующиеразвитию потребностно-мотивационной сферы (что важно, к чему стремиться,человек определяется в отношении целей жизни, сфера – «ребенок – общественныйвзрослый»).
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта psy.piter.com/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.