/>Кубанскаягосударственная академияФизической культуры
Развитиеэлементарных математических представлений у детей 4-5 лет в свете современныхтребований
Выпускная квалификационная работа
Научный руководитель:
доцент кафедры
дошкольного воспитания
Соленова Регина
Ильинична
Краснодар 2000г.
Содержание
Введение
Глава I. Развитие элементарныхматематических представлений у детей младшего дошкольного возраста
Понятие,история, проблемы математического развития младших дошкольников
Современныетребования к математическому развитию детей дошкольного возраста
Психолого-педагогическиеосновы математического развитиядетей-дошкольников
Глава II Методы и организацияисследования
Глава III Результаты исследования и ихобсуждение
Выводы
Практическиерекомендации
Литература
Приложение
Введение
Актуальность темы обусловлена тем,что дети дошкольного возраста проявляют спонтанный интерес к математическимкатегориям: количество, форма, время, пространство, которые помогают им лучшеориентироваться в вещах и ситуациях, упорядочивать и связывать их друг сдругом, способствуют формированию понятий.
Детские сады и подготовительные классы учитывают этот интерес и пытаютсярасширить знания детей в этой области (25,26,39). Однако знакомство ссодержанием этих понятий и формированием элементарных математическихпредставлений не всегда систематично, и зачастую, хочется желать лучшего.Концепция по дошкольному образованию, ориентиры и требования к обновлениюсодержания дошкольного образования очерчивают ряд достаточно серьёзныхтребований к познавательному развитию младших дошкольников, частью которогоявляется математическое развитие. В связи с этим нас заинтересовала проблема:как обеспечить математическое развитие детей 4-5 лет, отвечающеесовременным требованиям.
Рабочая гипотеза — предполагается, что организованная работапо математическому развитию детей 4-5 лет в соответствии с современнымитребованиями будет способствовать повышению уровня математического развитиядетей.
Научная новизна состоит в том, чтов работе предлагается подробное исследование истории проблем этого вопроса исистема работы в соответствии с современными требованиями.
Цель работы: выявлениеособенностей математического развития детей 4-5 лет в светесовременных требований.
Задачи исследования:
1.Изучить историю развития вопроса.
2. Выявить уровень математического развития детей 4-5 лет.
3. Провести сравнительный анализ уровня математическогоразвития детей до эксперимента и после.
4. Определить систему работы с детьми 4-5 лет поматематическому развитию в свете современных требований.
5. Разработать практические рекомендации.
Объект – учебно-воспитательный процесс в ДОУ.
Предмет – формирование элементарных математическихпредставлений детей младшего дошкольного возраста.
Цель исследования — выявлениеособенностей математического развития детей 4-5 лет в светесовременных требований. Для достижения поставленной цели следует решить рядзадач:
1. Изучить историю развития вопроса.
2. Выявить уровень математического развития детей 4-5 лет.
3. Провести сравнительный анализ уровня математическогоразвития детей до эксперимента и после.
4. Определить систему работы с детьми 4-5 лет поматематическому развитию в свете современных требований.
5. Разработать практические рекомендации.
Практическаязначимость состоит в том, что была разработана система дидактических игр поматематическому развитию дошкольников.
Работа состоит из введения, трёх глав, выводов, практическихрекомендаций и литературы.
Структура работы — работа представлена на 56 страницах компьютерноготекста. Иллюстрирована 5 таблицами.
Список литературы включает 44источника: из них отечественных авторов – 36, зарубежных – 8.
ГЛАВАI.Развитиеэлементарных математических представлений у детей младшего дошкольноговозраста.
1.1. Понятие, история,проблемы математического развития младших дошкольников.
История развития образования и история развития обществанеотделимы друг от друга. Если бы мы почаще вспоминали эту старую истину, томногие взлёты и падения в жизни цивилизаций не казались бы нам стольнеобъяснимыми чудесами. Сегодня Европа с изумлением и настороженностьюпродолжает обсуждать феномен «японского чуда» — превращениепослевоенной Японии в рекордно короткий срок в страну взошедшего, а не тольковосходящего солнца. Восхищение чудом — весьма полезная вещь, особенно, если вследза ним возникает желание постичь причины этого чуда.
Думаем, чтоодним из путей к разгадке " японского чуда" являются те резкиеизменения в системе образования, которые имели место в послевоенной Японии.Чтобы понять смысл подобных чудес и их связь с образованием, вглядимся висторию Российского образования как в целом, так и в области развитияматематического образования.
Основоположники системы дошкольного образования, математическогообразования дошкольников Я.А.Каменский и И.Г.Песталоцци считают, что основыарифметики можно заложить только на третьем году, когда дети начнут считать допяти, а впоследствии до десяти или, по крайней мере, начнут ясно выговариватьэти числа. Если на четвёртом, на пятом, на шестом году они научатся считать попорядку до двадцати и быстро различать что 7 больше 5, 15 меньше 30, то этого будетдостаточно. Основы геометрии они будут в состоянии усвоить на втором году,различая, что мы называем большим и что малым, впоследствии они легко поймут,что такое короткое, длинное, широкое, узкое. На четвёртом году они поймутразличия некоторых фигур. Если что-либо станет им более известным, само собоюони сами попытаются измерить, взвешивать и сопоставлять одно с другим (23).
И.Г.Песталоцци в книге «Как Гертруда учит своих детей» (35), говорит о том, что арифметика- этоискусство, целиком возникающее из простого соединения и разъединения несколькихединиц. Его первоначальная форма, по существу, следующая: один да один- два, отдвух отнять один — остаётся один. Таким образом, первоначальная форма всякогосчёта глубоко запечатлевается детьми, и для них становятся привычными с полнымсознанием их внутренней правды средства, служащие для сохранения счёта, то естьчисла. Было бы хуже, писал Песталоцци, если бы дети сделали успехи в примененииих, не имея перед глазами оснований для наблюдения. Независимо от тогопреимущества, что благодаря этому вычисление можно сделать основанием длячётких понятий, невероятно, до чего облегчается это искусство даже для детей,благодаря такому верному применению наглядности: опыт показывает, что началобывает трудным потому, что это психологически необходимое правило используетсяне в полном объёме, как полагалось бы.
В педагогических сочинениях отца русской дидактики К.Д.Ушинскогоговорится, что прежде всего следует выучить детей считать до десяти нанаглядных предметах: на пальцах, орехах, и т.д., которые не жаль былобы и разломать, если придется показать наглядно половину, треть, и т.д. Считать следуетучить назад и вперёд так, чтобы дети с одинаковой лёгкостью считали от единицыдо десяти и от десяти до единицы. Потом следует научить считать их парами,тройками, пятёрками, чтобы дети поняли, что половина десяти равна пяти и т.д. Ушинский говорил,что надо просто «приучить дитя распоряжаться с десятком совершенносвободно — и делить, и умножать, и дробить… „(39).
В истории педагогики достаточно широкое применение получила системаматематического развития детей М.Монтессори. Суть её в том, что когдатрёхлетние дети приходят в школу, они уже умеют считать до двух или трёх. Потомони легко научаются нумерации. Одним из способов обучения нумерацииМ.Монтессори использовала монеты. “… Размен денег представляет первуюформу нумерации, довольно интересную для возбуждения живого внимания ребёнка...»(26). Далее она обучает с помощью методических упражнений, применяя, какдидактический материал одну из систем, уже использованную в воспитании чувств,то есть серию из десяти брусков различной длины. Когда дети разложат брускиодин за другим по их длине, им предлагают считать красные и синие отметки.Теперь к упражнениям чувств для распознавания более длинных и более короткихбрусков присоединяются упражнения в счёте. Так происходило обучениематематическим представлениям в «Доме ребёнка» М.Монтессори.
Из множества различных взглядов на возникновение у детейпонятия о числе можно обозначить три наиболее характерных.
Немецкий педагог В.А.Лай утверждает, что понятие числа возникает у детейпутём непосредственного восприятия, т. е. если ребёнку дать несколько предметов(от 10 до 12), расположенных правильными фигурами, то он может узнатьчисло этих предметов сразу, не считая их. И сообразно с этим, сторонникинепосредственного восприятия чисел первоначальное обучение арифметикеобосновывают на так называемых числовых фигурах, т.е. на группе одинаковыхзначков или тел, расположенных в определённом порядке. Другой взгляд о том, чточисловое понятие возникает только посредством счёта. Третий, что «понятиечисла психологически получается, как результат измерений. И сообразно с этим вначале обучения на первое место выдвигается изучение количественнойизменяемости величин и их функциональной зависимости» (5).
Нам думается, что в каждом из этих мнений есть доляистины. Совершенно верно, что понятие о числе может возникнуть путёмнепосредственного восприятия. Точно также справедливо, что представление числаможет возникать путём счёта.
Известный психолог Прейнер (28) в одном из своих исследований говорит,что «имея перед глазами группу предметов в числе трёх, мы можем непосредственноузнать это число не производя счёта, и называет такой процесс условнымвыражением »бессознательный счёт". Если же числопредметов, находящееся перед глазами, превосходит этот ограниченный предел иесли предметы размещены в ряд, то такое узнавание-схватывание числа ихстановится затруднительным и даже невозможным, вследствие чего мы ощущаемнепреоборимую потребность прибегнуть к счёту".
Счёт необходим как один из процессов изучения чисел. Это видно из того,что его не отвергают и сторонники непосредственного восприятия чисел.
Сказанное даёт нам основание полагать, что оба метода должныцелесообразно дополнять друг друга. В пользу нашего мнения говорит и топсихическое явление, что непосредственное восприятие числа опираетсяпреимущественно на пространственные элементы, а счёт — на временные элементычисла и действий над числами.
Что касается взгляда на число как результат измерения, то это тожеправильный взгляд, но он не исключает собою понятия о числе, как результатесчёта, а лишь расширяет и углубляет понятие числа. Но как более трудный вид дляпонимания детей, чем предыдущий, он должен не предшествовать ему, а следоватьза ним.
Вопрос о числовых фигурах считается одним из спорныхвопросов в методике арифметики.
Больше всего этот вопрос, как большинство методическихвопросов, обсуждался в немецкой литературе — родине числовых фигур. По ихмнению, числовые фигуры могут иметь четыре различных назначения. Одно из нихто, что числовые фигуры способствуют возникновению у детей числовыхпредставлений. Второе по важности назначение числовых фигур — это облегчениепроизводства действий над однозначными числами. Третье назначение числовыхфигур заключается в том, что они могут служить предметом для счёта. Четвёртоеназначение — они могут облегчать переход от числа к цифре, ибо числовая фигура,подобно цифре, является знаком для числа, явно показывающим число единиц вданном числе.
Картинки должны быть одним из наглядных пособий, хотя и важным, но неглавным при обучении арифметике. Главным наглядным пособием должны бытьдействительные, вещественные предметы, ибо они, как подлежащие осязанию, а неуказыванию только как картинки, могут быть действительно отнимаемы иприбавляемы по одному и по группам, чего нельзя сказать про картинки, гдеподобные действия можно производить только мысленно, в воображении (5).
Почему необходимо знакомить детей с сравнением величины предметов? Существует мнение,что дети приходят в школу с готовыми понятиями о величине предметов. Напрактике получается совсем другая картина. Прежде чем научить детей сравниватьвеличину предметов, их надо научить эти предметы видеть и рассматривать(10).
Л.В.Глаголева использовала разные методы при обучении сравнению величинпредметов, а именно — лабораторный, иллюстрированный, исследовательский, наглядныйметоды и игру, как метод обучения сравнению величин.
Учить детей дошкольного возраста грамоте нельзя, но естественноеусвоение грамоты должно совершиться в дошкольном возрасте. Учить их счислениюнедопустимо, но ребёнок должен постигнуть первый десяток, конечно, до семи лет (27). Все числовыепредставления, доступные для его возраста, он должен извлечь из жизни, средикоторой он живёт и в которой он принимает деятельное участие. Его участие вжизни при нормальных условиях должно выражаться лишь в одном — в работе- игре.Играя, работая, живя, он непременно самолично научится считать, если мы, взрослые, будем приэтом его незаменимыми пособниками. Наблюдая окружающий его вещественный мир,воспринимая его и расчленяя при посредстве своих органов чувств, действенноучаствуя в его жизни, ребёнок постепенно и незаметно для себя увеличивает запассвоих представлений; он учится.
М. Морозова и Е.Тихеева в книге «Счёт в жизни маленьких детей» (27) описывают примернуюпрограмму для детей от 2 до 8 лет: «Объёмы числовых представленийнормальных детей»:
2 года- распознавание понятий: один-много,большой-маленький.
3 года- счёт до трёх, количественное восприятие предметовв пределе трёх, выбор по называнию: большой и маленький, распознавание и выборпо называнию форм: шар и куб.
4 года- счёт до четырёх, распознаваниепонятий: низкий-высокий, широкий-узкий, длинный-короткий, толстый-тонкий,тяжёлый-лёгкий.
5 лет — счёт до пяти,употребление названий: глубокий-мелкий, высокий-низкий, распознавание форм:цилиндр, круг.
6 лет — счёт до десяти, сложение и вычитание впределах восьми на конкретном материале, понятия: прибавить, отнять, решение исоставление соответствующих задач.
То, что составляет предмет математики дошкольника, нашлосвоё выражение в Программе детского сада, впервые разработанной и изданнойНаркомпросом в 1932 году. Эта программа охватывала широкий кругматематических ориентировок, знаний и навыков, намеченных для детей, начиная смладшей группы детского сада. Сюда относятся:
а) понятие количества и знакомство с числами; счётпредметов;
простейшие операции над числами;
б) понятие о величине предметов и сравнение величин;
в) ориентировка во времени;
г) ориентировка в пространстве;
д) знакомство с геометрическими формами и умение находить их в
окружающей обстановке;
е) некоторые меры и измерение ими.
Ф.Н.Блехер предложила общие пути работы по формированиюматематических представлений (4, 6, 15). Она выделила два основных пути вработе с детьми:
1. Использование всех многочисленных поводов,которые в изобилии доставляет повседневная жизнь детей в коллективе и различныевиды детской деятельности.
2. Путь, тесно связанный с первым- игры изанятия со специальным заданием по счёту.
Если в первом случае усвоение счёта происходит попутно, то во втором-работа по счёту носит самостоятельный характер. В работе с детьми указанныепути перекрещиваются и применяются в каждой возрастной группе детского сада.
Так же Ф.Н.Блехер разработала основной дидактический материал,необходимый на занятиях по формированию элементарных математическихпредставлений для всех возрастных групп.
Таким образом, на основе изученного материала, можно сделать вывод, чтонаука по проблеме формирования математических представлений у детей имеладовольно долгий путь развития, а именно:!
I этап- историческое развитие:
— выдвижение и обоснование идейматематического развития передовыми отечественными и зарубежными педагогами (К.Д.Ушинский, В.АЛайи другие);
— представление классической системысенсорного воспитания (М.Монтессори, Ф.Фребель);
— влияние методов обучения математике в школе(монографический и вычислительный методы) на становление методикиматематического развития дошкольников (Л.Волко-вский);
— математическое развитие дошкольниковсредствами весёлой занимательной математики (вторая половина XVIII-ХIХ в.в.)
Монографический метод-это метод, по которому изучали числа с помощьюграфических изображений, т.е. метод целостного восприятия чисел. Д.Л.Волковский«Детский мир в числах (5), включил систему освоения чисел на основемонографического метода.
Вычислительный метод возник как противоположность монографическому. Егосущность основана на идее освоения сосчитывания (аналитического восприятиямножества), обучении сущности арифметических действий на наглядныхматериалах.
II этап- становления методики математического развитиядошкольников(с 20-30 г.г. до середины 60 г.);
— определение содержания методов и приёмовработы с детьми, определение дидактических материалов и игр в зависимости отпедагогических взглядов и идей;
— естественное математическое развитиеребёнка в детском саду и семье, по методу Е.И.Тихеевой. Создание развивающейсреды, как условие полноценного математического развития;
- разработкаразнообразных методов Л.В.Глаголевой при обучении сравнению величин.
- разработкадидактических игр, игровых занимательных упражнений, как основной путьматематического развития детей по методике Ф.Н.Блехер.
III этап- научно-обоснованная дидактическаясистема формирования элементарных математических представлений, разработаннаяА.МЛеушиной (50-60 годы);
— теоретическая и методическая Концепцияформирования количественных представлений в дошкольном возрасте, определениеобъёма знаний и умений в области познания множеств и чисел с детьми 2-7 лет;
— занятия, как ведущая форма организацииработы педагога с детьми;
— повседневная жизнь детей- это источникформирования элементарных представлений;
— место и роль игр в формированииматематических представлений и развитии личности ребёнка;
- дидактическийматериал, как одно из средств формирования математических представлений.
Концепция складывается из:
1. Цель.
2. Содержание.
3. Методы и приёмы.
4. Дидактические средства.
5. Формы организации детей.
Занятия становятся ведущей формой детской деятельности. «Детство-этапподготовки к будущей жизни». Если общество определяет своё отношение к детствуисключительно как ко времени “подготовки», то отрицается самоценность«проживания» эпохи детства ребёнком. Между тем, условие непрерывностиобразовательного процесса, связывающее дошкольные и школьные годы, отнюдь не втом, чтобы оценивать настоящее с позиции будущего. Только отношение к детствукак самоценному времени жизни делает детей в будущем полноценными школьниками,рождает такие долго действующие качества личности, которые дают возможностьшагнуть за пределы детства.
Период от рождения до поступления в школу является, по признаниюспециалистов всего мира, возрастом наиболее стремительного физического ипсихического развития ребёнка, первоначального
формированияфизических и психических качеств, необходимых человеку в течение всейпоследующей жизни, качеств и свойств, делающих его человеком. Особенностьюэтого периода, отличающей его от других, последующих этапов развития, являетсято, что он обеспечивает именно общее развитие, служащее фундаментом дляприобретения в дальнейшем любых специальных знаний и навыков усвоения различныхвидов деятельности. Формируются не только качества и свойства психики детей,которые определяют собой общий характер поведения ребёнка, его отношение ковсему окружающему, но и те, которые представляют собой „заделы“ набудущее и выражаются в психологических новообразованиях, достигаемых к концуданного возрастного периода. Реализация специфических возрастных возможностейпсихического развития происходит благодаря участию дошкольников в соответствующихвозрасту видах деятельности. Организация и руководство разных видовдеятельности должны находиться в центре внимания педагогов. Только сочетаниевозрастного и индивидуального подходов в воспитании и обучении детей можетобеспечить их эмоциональное благополучие и полноценное психическое развитие.
В первые семь лет ребёнок проходит через три основных периода своегоразвития, каждый из которых характеризуется определённым шагом навстречуобщечеловеческим ценностям и новым возможностям познавать мир. Эти периодыжизни ограничены друг от друга; каждый предшествующий создаёт условия длявозникновения последующего, и они не могут быть искусственно «переставляемы» вовремени.
1. Период младенчества (1 год жизниребёнка).
2. Раннее детство (от 1 до 3 лет).
3.Дошкольное детство (от 3 до 7 лет).
В дошкольном детствескладывается потенциал для дальнейшего познавательного, волевого иэмоционального развития ребёнка.
Познавательное развитие.
Мир не толькоустойчив в восприятии ребёнка, но и может выступать как релятивный (всё можновсем); складывающийся в предшествующий период развития условный план действиявоплощается в элементах образного мышления, воспроизводящего и творческогопродуктивного воображения. Формируются основы символической функции сознания, развиваютсясенсорные и интеллектуальные способности. К концу периода ребёнок начинаетставить себя на место другого человека, смотреть на происходящее с позициидругих и понимать мотивы их действий, самостоятельно строить образ будущегорезультата продуктивного действия. Зарождается оценка и самооценка.
Волевое развитие.
Ребёнок избавляетсяот присущей более раннему этапу «глобальной подражательности» взрослому, можетпротивостоять в известных пределах воле другого человека; развиваются приёмыпознавательной, собственно-волевой и эмоциональной саморегуляции.
Эмоциональное развитие.
Эмоции ребёнка всёбольше освобождаются от импульсивности, сиюминутности. Начинают закладыватьсячувства (ответственности, справедливости и т.д.), формируется радостьот инициативного действия; получают новый толчок развития социальные эмоции вовзаимодействии со взрослыми.
К семи годам формируются предпосылки для успешного перехода на следующуюступень образования. На основе детской любознательности впоследствииформируется интерес к учению; развитие познавательных способностей послужитосновой для формирования теоретического мышления; умение общаться со взрослымии сверстниками позволит ребёнку перейти к учебному сотрудничеству; развитиепроизвольности даёт возможность преодолевать трудности при решении учебныхзадач; овладение элементами специальных языков, характерных для отдельных видовдеятельности, станет основой усвоения различных предметов в школе (музыка, математика ит.п.).
Среда, окружающая детей в детских садах, должна обеспечить безопасностьих жизни, способствовать укреплению здоровья и закаливанию организма каждого изних.
Непременным условием построения развивающей среды в дошкольныхучреждениях любого типа является опора на личностно-ориентированную модельвзаимодействия между людьми. Это означает, что стратегия и тактика построенияжилой среды определяются особенностями личностно-ориентированной моделивоспитания. Взрослый в общении с детьми придерживается положения: «не рядом, ненад, а вместе». Его цель — содействовать становлению ребёнка как личности. Этопредполагает решение следующих задач:
— обеспечить чувство психологическойзащищенности- доверие ребёнка к миру, радости существования (психологическоездоровье);
— формирование начал личности;
- развитиеиндивидуальности ребёнка: знания, умения, навыки рассматриваются не как цель, акак средство полноценного развития личности.
Способы общения — понимание, познание и принятие личности ребёнка, учестьего точку зрения и не игнорировать его чувства и эмоции. Практика общения — сотрудничество. Позиция взрослого — исходить из интересов ребёнка и перспективего дальнейшего развития, как полноценного члена общества. Исключительноезначение в воспитательном процессе придается игре, позволяющей ребёнку проявитьсобственную активность, наиболее полно реализовывать себя. Игра основывается насвободном сотрудничестве взрослого с детьми и самих детей друг с другом,становится основной формой детской жизни.
Эти положения личностно-ориентированной модели обнаруживают себя в следующихпринципах построения развивающей среды в дошкольных учреждениях:
1) принцип дистанции, позиции при взаимодействии;
2) принцип активности, самостоятельности, творчества;
3) принцип стабильности- динамичности;
4) принцип комплексирования и гибкого зонирования;
5) принцип эмоциогенности среды, индивидуальнойкомфортности и эмоционального благополучия каждого ребёнка и взрослого;
6) принцип сочетания привычных и неординарных элементов вэстетической организации среды;
7) принцип учёта половых и возрастных различий детей.
Основная задача воспитателя- наполнить повседневную жизнь группыинтересными делами, проблемами, идеями, включить каждого ребёнка в содержательнуюдеятельность, способствовать реализации детских интересов и жизненнойактивности. Организуя деятельность детей, воспитатель развивает у каждогоребёнка стремление к проявлению инициативы, поиски разумного и достойноговыхода из различных жизненных ситуаций.
Современное состояние математического развития дошкольниковпредусматривается в разных программах. Одна из них — программа»Детство" заключается в следующем:
1.Цель — развитие познавательных и творческихспособностей детей (личностное развитие).
2. Содержаниеклассическое:
доматематические математические
виды деятельности: виды деятельности:
- сравнение - счёт
— уравнивание -измерение
— комплектование -вычисление
плюс элементы логики и математики.
3.Методы и приёмы:
— практические (игровые);
- экспериментирование;
- моделирование;
- воссоздание;
— преобразование;
— конструирование.
4. Дидактические средства:
Наглядный материал (книги, компьютер):
— блоки Дьенеша,
— палочки Кюизенера,
— модели.
5. Форма организации детской деятельности:
— индивидуально-творческая деятельность,
— творческая деятельность в малойподгруппе(3-6 детей),
-учебно-игровая деятельность(познавательные игры,занятия),
— игровой тренинг.
Всё это опирается на развивающую среду, которую можно построить следующимобразом:
1. Математические развлечения:
— игры на плоскостное моделирование (Пифагор, Танграм и т.д.),
— игры головоломки,
— задачи-шутки,
— кроссворды,
- ребусы.
2. Дидактические игры:
— сенсорные,
— моделирующего характера,
— специально придуманные педагогами для обучения детей.
3. Развивающие игры — это игры, способствующие решениюумственных способностей. Игры основываются на моделировании, процессе поискарешений. Никитин, Минскин «От игры к знаниям».
Таким образом, наука математического развития в свете современныхтребований изменилась, стала более ориентированной на развитие личностиребёнка, развитие познавательных знаний, охране его физического и психическогоздоровья. Если при учебно-дисциплинарном подходе воспитания она сводится кисправлению поведения или предупреждению возможных отклонений от правилпосредством «внушений», то личностно-ориентированная модель взаимодействиявзрослого с ребёнком исходит из кардинально иной трактовки процессоввоспитания: воспитывать — значит приобщать ребёнка к миру человеческихценностей.
Работать с детьми 4-5 лет — одно удовольствие. Они уже достаточносамостоятельны в быту и теперь проявляют самостоятельность в суждениях. Ониочень любознательны. Взрослый становится интересен им как источник новойинформации. Они лучше видят и чувствуют переживания и настроения и сверстников,и взрослых, могут приятно удивить вас своими проявлениями заботы и пониманиявашего состояния. Позвольте детям иногда заботиться о вас, сочувствовать ипомогать вам. Покажите им, что они уже достаточно большие и могут сделать длявас что-то по-настоящему важное, приятное и нужное.
В этом возрасте сознание детей выходит за пределы их «наличного бытия»,появляется временная перспектива (дифференцируется прошлое, будущее инастоящее) и пространственная перспектива- их интересует жизнь в Африке, вкосмосе, в океане.
План сознания детей продолжает быстро расширяться. Он включает ужедостаточно глубокий временной план прошлого и будущего. Сформирована речь, ребёнок свободнопользуется ею как средством общения и познания. Вместе с тем по-прежнему великароль образной формы подачи разнообразной информации.
Возрастает потребность ребёнка в построении связнойкартины мира. Существуют два типа подобной связности: научная и морфологическая.
Теперь, когда речь в основном сформирована, она может выполнять не толькокоммуникативную, как в 3-4 года, но и мыслительную функцию, выражатьмысль ребёнка и стать опорой новой формы его мышления- рассуждения.Познавательная деятельность приобретает новую форму: ребёнок активно впитываетинформацию, может её продуктивно усваивать, запоминать и оперировать ею.Мышление становится наглядно-образным.
Если в 3-4 года ребёнок имел потребность в уважении взрослымпроявлений его воли, теперь ему необходимо уважение к его самостоятельной,делающей первые шаги мысли. Он стремится высказать свои суждения, идеи,нуждается во внимании к ним со стороны взрослого, в одобрении его стремленияпонять что-то, в поддержке. В данном случае нет необходимости стремитьсянемедленно дать ребёнку «правильные» ответы на все возникающие у него вопросы-гораздо полезнее создать условия для разворачивания его собственныхразмышлений.
Теперь от взрослых требуется:
- широко использовать иллюстрации к книгам,диафильмы, телепередачи познавательного направления и т.п.;
— как можно больше рассказывать детям о жизни в разныхместах и в разные времена;
— внимательно и заинтересованно выслушивать рассуждениядетей, никогда их не критикуя;
— ставить развивающие вопросы.
Носова Е.А. (30) говорит, что желательно, чтобы к концу 4 года дети могли:
1.Различать и называть цвета и их оттенки, характеризовать светлоту;
2. Различать геометрические формы: круг, треугольник,четырёхугольник, пятиугольник и т.д. Различать прямую и кривую линию.
3. Понимать превосходные формы прилагательных- выбирать изнабора трёх предметов самый большой, самый длинный и т.п.
4. Понимать превосходные формы прилагательных — выбиратьиз набора трёх предметов самый большой, самый длинный и т.д.
5. Понимать слова, обозначающие взаимное расположениепредметов: по картине отвечать на вопросы воспитателя, кто находитсяна(чём-либо), над, под, рядом, за, перед, между; что близко, а что далеко; чтовпереди, а что сзади; что внизу листа, что вверху, а что в середине.
6. Упорядочивать предметы и картинки в ряды:
— по возрастанию размера предметов (сначала подобных,затем разных);
— по убыванию размера предметов;
— по порядку следования дел ребёнка в течении дня;
— по порядку роста растения, животного, человека;
— продолжение ряда по образцу(например, последовательностьвыкладывания бусин: красная-зелёная-красная-зелёная-красная-...);
— иллюстрации к сказке( «Репка»,«Колобок») в порядке разворачивания действия.
7. Собирать пятиместные матрёшки и пирамидки из 7-8 колец.
8. Собирать разрезные картинки из 4 частей.
9. Считать наизусть до 10.
10.Определять количество предметов в пределах 5 без пересчёта:
а) на какой карточке нарисовано 3...;
б) дай мне 3...;
в) сколько здесь?
11.Сравнивать по количеству:
- поискмножеств с одинаковым количеством элементов, составленных:
а) из одинаковых предметов,
б) из разных предметов;
— поиск большего множества;
— поиск меньшего множества.
12. Сравнивать непрерывные количества (воды, песка); поиск одинаковых, больших, меньших.
13. 0тмеривать непрерывные количества произвольной меркой («Дай мне 3 стаканчика риса»).
14. Понимать слова «сначала-потом», «долго-скоро», «быстро-медлено»,«сейчас».
15. Классифицировать объекты по одному признаку.
16. Различать цифры в пределах 10.
Так же Носова Е.А. определила общие методические подходык организации работы. Вот типовая структура работы с каждым числом:
1. Рассказывание воспитателем сказки с продолжением очисловом королевстве и его новом представителе.
2. Выявление, где встречается число в предметном мире; вприроде. Важно, чтобы в приводимых примерах это число было не случайным, асущественным признаком явления. Так, яблок может быть сколько угодно, но каждыйцветочек соцветия сирени имеет 4 лепестка, хотя их огромное количество. Наруке человека 5 пальцев, у всех собак 4 ноги и т.п.
3. Рисование на тему числа.
4. Лепка соответствующей цифры.
5. Знакомство с соответствующим классом геометрическихфигур, рисование, лепка их; конструирование объёмных тел.
6. Ритмические двигательные упражнения.
7. Преподнесение детям символических подарков сделанныхвоспитателем.
При таком подходе каждое число первого десятка обретает для ребёнка какбы своё собственное лицо, характер, становится персонажем, который невидимодействует в окружающем его мире. Это повышает интерес детей к данной реальности.Ведь когда количественные изменения рассматривались традиционной методике вотрыве от изменений качественных, — сам материал становился не интересен длядетей.
Важно понимать, что речь идёт не о произвольном сочинительстве истории, ао рассказывании культурного мифа о числе. Миф не менее объективная реальность,чем стол или стул. Никто не может выдумать миф. Он не является плодоминдивидуального воображения. И именно этим ценен. Несмотря на торжествонаучного знания, мифы дожили до нашего времени и продолжают существовать.
Упор в методике работы с детьми данного возраста делается на образномначале, а также сделан шаг в направлении" реабилитации" в глазахпедагогов ассоциативного мышления, которое, как известно, является одним измеханизмов творческого процесса. Однако, увлеченные идеалами научности,строгости, логичности, мы нередко забываем, что мышлению для того, чтобы бытьпо-настоящему продуктивным, необходимы такие качества, как подвижность игибкость, способность устанавливать неожиданные связи, находить неожиданныеаналогии и таким путём двигаться по пути познания нового. Говоря о развитиитворческого мышления, мы часто забываем о таком важном его факторе, как умениеобразовывать ассоциации. Эта способность (в разумных пределах) развивается удетей данного возраста в процессе занятий по программе «Радуга».
Л.А.Венгер, О.М.Дьяченко (7) предлагают осуществлять математическоеразвитие на занятиях и закреплять в разных видах детской деятельности, в томчисле, в игре.
В процессе игр закрепляются количественные отношения (много, мало,больше, столько же), умение различать геометрические фигуры, ориентироваться впространстве и времени.
Особое внимание уделяется формированию умения группировать предметы попризнакам (свойствам), сначала по одному, а затем по двум (форма и размер).
Игры должны быть направлены на развитие логического мышления, а именно наумение устанавливать простейшие закономерности: порядок чередования фигур поцвету, форме, размеру. Этому способствуют и игровые упражнения на нахождениепропущенной в ряду фигуры.
Должное внимание уделено развитию речи. В ходе игры воспитатель не толькозадаёт заранее подготовленные вопросы, но и непринуждённо разговаривает сдетьми по теме и сюжету игры, содействует вхождению ребёнка в игровую ситуацию.Педагог использует потешки, загадки, считалки, фрагменты сказок. Игровыепознавательные задачи решаются с помощью наглядных пособий.
Необходимым условием, обеспечивающим успех в работе, является творческоеотношение воспитателя к математическим играм: варьирование игровых действий ивопросов, индивидуализация требований к детям, повторение игр в том же виде илис усложнением. Необходимость современных требований вызвана высоким уровнемсовременной школы к математической подготовке детей в детском саду в связи спереходом на обучение в школе с шести лет.
Математическая подготовка детей к школе предполагает не только усвоениедетьми определённых знаний, формирование у них количественных пространственныхи временных представлений. Наиболее важным является развитие у дошкольниковмыслительных способностей, умение решать различные задачи.
Воспитатель должен знать не только как обучать дошкольников, но и то,чему он их обучает, то есть ему должна быть ясна математическая сущность техпредставлений, которые он формирует у детей. Широкое использование специальныхобучающих игр так же важно для пробуждения у дошкольников интереса кматематическим знаниям, совершенствования познавательной деятельности, общегоумственного развития.
Методика формирования элементарных математических представлений в системепедагогических наук призвана оказать помощь в математике- одного из важнейшихучебных предметов в школе, способствовать воспитанию всесторонне развитойличности.
Выделившись из дошкольной педагогики методикаформирования элементарных математических представлений стала самостоятельнойнаучной и учебной областью. Предметом её исследования является изучениеосновных закономерностей процесса формирования элементарных математическихпредставлений у дошкольников в условиях общественного воспитания. Круг задач,решаемых методикой, достаточно обширен:
— научное обоснованиепрограммных требований к уровню развития количественных, пространственных,временных и других математических представлений детей в каждой возрастнойгруппе;
— определениесодержания материала для подготовки ребёнка в детском саду к усвоениюматематики в школе;
— совершенствованиематериала по формированию математических представлений в программе детскогосада;
— разработка ивнедрение в практику эффективных дидактических средств, методов и разнообразныхформ и организация процесса развития элементарных математических представлений ;
— реализацияпреемственности в формировании основных математических представлений в детскомсаду и соответствующих понятий в школе:
— разработкасодержания подготовки высококвалифицированных кадров, способных осуществлятьпедагогическую и методическую работу по формированию и развитию математическихпредставлений у детей во всех звеньях системы дошкольного воспитания;
— разработка на научнойоснове методических рекомендаций родителям по развитию математическихпредставлений у детей в условиях семьи.
Теоретическую базу методики формирования элементарных математическихпредставлений у дошкольников составляют не только общие, принципиальные,исходные положения философии, педагогики, психологии, математики и других наук.Как система педагогических знаний она имеет и свою собственную теорию, и своиисточники. К последним относятся:
— научныеисследования и публикации в которых отражены основные результаты научныхпоисков (статьи, монографии, сборники научных трудов и т.д.);
— программно-инструктивные документы («Программа воспитания и обучения вдетском саду», методические указания и т.д.);
— методическаялитература (статьи в специализированных журналах, например, в «Дошкольномвоспитании», пособия для воспитателей детского сада и родителей, сборникиигр и упражнения, методические рекомендации и т.д.);
— передовойколлективный и индивидуальный педагогический опыт по формированию элементарныхматематических представлений у детей в детском саду и семье, опыт и идеипедагогов-новаторов.
Методика формирования элементарных математических представлений у детейпостоянно развивается, совершенствуется и обогащается результатами научныхисследований и передового педагогического опыта.
В настоящее время благодаря усилиям ученых и практиков создана, успешнофункционирует и совершенствуется научно-обоснованная методическая система поразвитию математических представлений у детей. Её основные элементы — цель,содержание, методы, средства и формы организации работы — теснейшим образомсвязаны между собой и взаимообуславливают друг друга.
Ведущим и определяющим среди них является цель, так как она ведёт квыполнению социального заказа общества детским садом, подготавливая детей кизучению основ наук (в том числе и математики) в школе.
Обучение ведёт за собой развитие. В условиях рационально построенногообучения, учитывая возрастные возможности дошкольников, можно сформировать уних полноценные представления об отдельных математических понятиях. Обучениепри этом рассматривается как непременное условие развития, которое в своюочередь становится управляемым процессом, связанным с активным формированиемматематических представлений и логических операций. При таком подходе неигнорируется стихийный опыт и его влияние на развитие ребёнка, но ведущая рольотводится целенаправленному обучению.
Под математическим развитием следует понимать сдвиги и изменения впознавательной деятельности личности, которые происходят в результатеформирования математических представлений и связанных с ними логическихопераций. Формирование математических представлений- это целенаправленный иорганизованный процесс передачи и усвоения знаний, приёмов и способовумственной деятельности, предусмотренных программными требованиями. Основнаяего цель- не только подготовка к успешному овладению математикой в школе, но ивсестороннее развитие детей.
1.2.Современныетребования к математическому развитию детей дошкольного возраста.
Дети четырёх лет активноосваивают счёт, пользуются числами, осуществляют элементарные вычисления понаглядной основе и устно, осваивают простейшие временные и пространственныеотношения, преобразуют предметы различных форм и величин. Ребёнок, не осознаваятого, практически включается в простую математическую деятельность, осваиваяпри этом свойства, отношения, связи и зависимости на предметах и числовомуровне.
Объём представлений следует рассматривать в качестве основыпознавательного развития. Познавательные и речевые умения составляют как бытехнологию процесса познания, минимум умений, без освоения которых дальнейшеепознание мира и развитие ребёнка будет затруднительно. Активность ребёнка,направленная на познание, реализуется в содержательной самостоятельной игровойи практической деятельности, в организуемых воспитателем познавательныхразвивающих играх.
Взрослый создаёт условия и обстановку, благоприятные для вовлеченияребёнка в деятельность сравнения, сосчитывания, воссоздания, группировки,перегруппировки и т.д. При этом инициатива в развёртывании игры, действияпринадлежит ребёнку. Воспитатель вычленяет, анализирует ситуацию, направляетпроцесс её развития, способствует получению результата.
Ребёнка окружают игры, развивающие его мысль и приобщающие его к умственномутруду. Например, игры из серии: «Логические кубики», «Уголки»,«Составь куб» и другие; из серии: «Кубики и цвет»,«Сложи узор», «Куб-хамелеон» и другие.
Нельзя обойтись и без дидактических пособий. Они помогают ребёнкувычленить анализируемый объект, увидеть его во всём многообразии свойств,установить связи и зависимости, определить элементарные отношения, сходства иотличия. К дидактическим пособиям, выполняющим аналогичные функции, относятсялогические блоки Дьенеша, цветные счётные палочки (палочки Кюизенера), модели идругие.
Играя и занимаясь с детьми, воспитатель способствуетразвитию у них умений и способностей:
— оперироватьсвойствами, отношениями объектов, числами; выявлять простейшие изменения изависимости объектов по форме, величине;
— сравнивать,обобщать группы предметов, соотносить, вычленять закономерности чередования иследования, оперировать в плане представлений, стремиться к творчеству;
— проявлятьинициативу в деятельности, самостоятельность в уточнении или выдвижении цели, входе рассуждений, в выполнении и достижении результата;
— рассказывать овыполняемом или выполненном действии, разговаривать со взрослыми, сверстникамипо поводу содержания игрового (практического ) действия.
Основныепредставления, познавательные и речевые умения, которые осваиваются детьми 4-5 лет в процессеовладения математическими представлениями:
СВОЙСТВА.
Представления.
Размер предметов: подлине (длинный, короткий); по высоте (высокий, низкий); по ширине (широкий,узкий); по толщине (толстый, тонкий); по массе (тяжёлый, лёгкий); поглубине(глубокий, мелкий); по объёму (большой, маленький).
Геометрические фигуры и тела: круг, квадрат,треугольник, овал, прямоугольник, шар, куб, цилиндр.
Структурные элементы геометрических фигур: сторона,угол, их количество.
Форма предметов: круглый, треугольный, квадратный. Логические связи междугруппами величин, форм: низкие, но толстые; найти общее и различное в группахфигур круглой, квадратной, треугольной форм.
Связи между изменениями(сменой) основания классификации (группировки) иколичеством полученных групп, объектов в них.
Познавательные и речевые умения. Целенаправленно зрительно и осязательнодвигательным способом обследовать геометрические фигуры, предметы с цельюопределения формы. Попарно сравнивать геометрические фигуры с целью выделенияструктурных элементов: углов, сторон, их количества. Самостоятельно находить иприменять способ определения формы, размера предметов, геометрических фигур.Самостоятельно называть свойства предметов, геометрических фигур; выражать вречи способ определения таких свойств, как форма, размер; группировать их попризнакам.
ОТНОШЕНИЯ.
Представления.
Отношения групп предметов: по количеству, по размеру и т.д. Последовательноеувеличение(уменьшение) 3-5 предметов.
Пространственные отношения в парных направлениях от себя, от другихобъектов, в движении в указанном направлении; временные- в последовательностичастей суток, настоящем, прошедшем и будущем времени: сегодня, вчера и завтра.
Обобщение 3-5 предметов, звуков, движение по свойствам — размеру,количеству, форме и др.
Познавательные и речевые умения. Сравнивать предметы на глаз, путёмналожения, приложения. Выражать в речи количественные, пространственные,временные отношения между предметами, пояснить последовательное увеличение иуменьшение их по количеству, размеру.
ЧИСЛА И ЦИФРЫ.
Представления.
Обозначение количества числом и цифрой в пределах 5-10. Количественное ипорядковое назначение числа. Обобщение групп предметов, звуков и движений почислу. Связи между числом, цифрой и количеством: чем больше предметов, тембольшим числом они обозначаются; сосчитывание как однородных, так и разнородныхпредметов, в разном расположении и т.д.
Познавательные и речевые умения.
Сосчитывать,сравнивать по признакам, количеству и числу; воспроизводить количество пообразцу и числу; отсчитывать.
Называть числа, согласовывать слова-числительные ссуществительными в роде, числе, падеже.
Отражать в речиспособ практического действия. Отвечать на вопросы: «Как ты узнал, скольковсего?»; «Что ты узнаешь, если сосчитаешь?»
СОХРАНЕНИЕ(НЕИЗМЕННОСТЬ) КОЛИЧЕСТВА И ВЕЛИЧИН.
Представления.
Независимость количества числа предметов от их расположения впространстве, сгруппированности.
Неизменность размеров, объёма жидких и сыпучих тел,отсутствие или наличие зависимости от формы и размера сосуда.
Обобщение поразмеру, числу, по уровню наполненности одинаковых по форме сосудов и т.д.
Познавательные и речевые умения зрительно воспринимать величины,количества, свойства предметов, сосчитывать, сравнивать с целью доказательстваравенства или неравенства.
Выражать в речи расположение предметов в пространстве. Пользоватьсяпредлогами и наречиями: справа, сверху, от..., рядом с..., около, в, на, за идр.; пояснить способ сопоставления, обнаружения соответствия.
АЛГОРИТМЫ.
Представления.
Обозначение последовательности и этапностиучебно-игрового действия, зависимости порядка следования объектов символом(стрелкой). Использование простейших алгоритмов разных типов (линейных иразветвленных).
Познавательные и речевые умения. Зрительно воспринимать и пониматьпоследовательность развития, выполнения действия, ориентируясь на направление,указанное стрелкой.
Отражать в речи порядок выполнения действий: сначала; потом; раньше;позже; если..., то.
Пятилетки проявляют высокую познавательную активность, они буквальнозабрасывают старших разнообразными вопросами об окружающем мире. Исследуяпредметы, их свойства и качества, дети пользуются разнообразнымиобследовательскими действиями: умеют группировать объекты по цвету, форме,величине, назначению, количеству; умеют составить целое из 4-6 частей; осваиваютсчёт.
Дети радуются своим достижениям и новым возможностям. Они нацелены натворческие проявления и доброжелательное отношение к окружающим. Индивидуальныйподход воспитателя поможет каждому ребёнку проявить свои умения и склонности вразнообразной увлекательной деятельности.
1.3.Психолого-педагогические основы развития математических представлений у детей4-5лет.
Это большая ошибка думать, что ребёнок приобретает понятиечисла и другие математические понятия непосредственно в обучении. Наоборот, взначительной степени он развивает их самостоятельно, независимо и спонтанно.Когда взрослые пытаются навязать ребёнку математические понятия преждевременно,он выучивает их только словесно; настоящие могут поставить себя на место своегослушателя. Они исходят из своих собственных позиций и непосредственно из тогомомента, в который происходят описываемые события. Ребёнок ещё не различает,что можно считать само собой разумеющимся, а что нет.
Таким образом, можно сказать, что ребёнок-дошкольник не обладаетдостаточными способностями для того, чтобы связывать друг с другом временные,пространственные и причинные последовательности и включать их в более широкуюсистему отношений. Он отражает действительность на уровне представлений, а этисвязи усваиваются им в результате непосредственного восприятия вещей идеятельности с ними. При классификации объекты или явления объединяются наоснове общих признаков в класс или группу, например: все люди, которые умеютводить машину и т.д. Классификация вынуждает детей подумать о том, что лежитв основе сходства и различия разнообразных вещей, поскольку ему необходимосделать заключение о них.
Основные представления о постоянстве, операциях классификации и сериацииобразуют более общую схему у всех детей примерно между 4 и 7 годами жизни. Онисоздают фундамент для выработки логического последовательного мышления.(13-15,25,32-33).
Глава II Методыи организация исследования
Методы:
1.Анализ специальных литературных источников.
2. Педагогический эксперимент:
-констатирующий (диагностика математического развития детей, соответствиеего современным требованиям),
— формирующий эксперимент,
— контрольный эксперимент.
3. Методы математической обработки данных.
Организацияисследования:
Исследование проводилось в три этапа в период с сентября1998г. по май 1999г. на базе Детского сада № 30 г. Ейска. Висследовании принимали участие две однородные группы детей, каждая из которыхнасчитывала по десять детей в возрасте 4-5 лет.
На первом этапе (сентябрь- октябрь)изучалась ианализировалась литература, подбиралась система игр. При анализе литературыбыли изучены 44 источника, куда вошли работы учёных, монографии,статьи, освещающие передовой педагогический опыт. Проанализировано 8 источниковзарубежной литературы.
На втором этапе (ноябрь-декабрь) проводилось обследованиедвух групп детей (экспериментальной и контрольной) с целью выявления их уровняматематического развития перед началом эксперимента, а также после егоокончания.
Основной педагогический эксперимент проходил с января1998г. по апрель 1999г. с целью проверки эффективности разработаннойсистемы игр. На третьем этапе проводились обобщения, математическая обработкаполученных результатов.
Педагогический эксперимент:
Взяла две группы детей (по десять человек) среднего дошкольного возраста:контрольную группу, работающую по «Программе воспитания и обучения вдетском саду » под ред. Васильевой, экспериментальную группу,работающую по предложенной мною методике.
Констатирующий эксперимент проводился с целью выявления уровня развитиякаждого ребёнка. В качестве основного метода исследования использоваласьдиагностика математического развития. Детям были предложены четыре теста, всостав которых входили дидактические игры.
I. Методы исследования количественных представлений
Сосчитай себя.
1. Назвать частисвоего тела, которых по одной (голова, нос, рот, язык, грудь, живот, спина).
1. Назватьпарные органы тела (2 уха, 2 виска, 2 брови, 2 глаза, 2 щеки, 2 губы: верхняя инижняя, 2руки, 2ноги). 3.
2. Показатьте органы тела, которые можно считать до пяти (пальцы рук и ног).
Зажги звёзды.
Игровой материал:лист бумаги тёмно-синего цвета — модель ночного неба; кисть, жёлтая краска,числовые карточки( до пяти).
1. «Зажечь»(концом кисти) столько «звёзд на небе», сколько изображено фигур начисловой карточке.
2. Тоже самое.Выполнять, ориентируясь по слуху на количество ударов в бубен или под крышкойстола, сделанных взрослым.
Помоги Буратино.
Игровой материал: игрушкаБуратино, монеты (в пределах 7-10 штук ). Задание: помочьБуратино отобрать такое количество монет, которое ему подарил Карабас Барабас.
II Величина
Ленточки.
Игровой материал:полоски бумаги разной длины- модели лент. Набор карандашей.
1.Самую длинную «ленточку» закрась синим карандашом,«ленточку» покороче закрась красным карандашом и т.д.
2. Уравнять все «ленточки» по длине.
Разложи карандаши.
На ощупь разложитькарандаши разной длины в порядке возрастания или убывания.
Разложи коврики.
Разложить «коврики» в возрастающем и убывающем порядке поширине.
III.Методы исследованияпредставлений о геометрических фигурах.
Какой формы?
Игровой материал: набор карточек с изображением геометрических форм.
1. Взрослый называет какой-либо предмет окружающейобстановки, а ребёнок карточку с геометрической формой, соответствующей форменазванного предмета.
2. Взрослый называет предмет, а ребёнок словесноопределяет его форму. Например, косынка-треугольник, яйцо- овал и т.д.
Мозаика.
Игровой материал: набор геометрических форм. С помощью геометрическихформ выложить сложные картинки.
Почини коврик.
Игровой материал: иллюстрация с геометрическим изображением порванныхковриков.
Найти подходящую (по форме и цвету) заплатку и «починить»(наложить) её на дырку.
IV.Методы исследования пространственныхпредставлений.
Исправь ошибки.
Игровой материал: 4 больших квадрата белого, жёлтого, серого ичерного цветов- модели частей суток. Сюжетные картинки, изображающиедеятельность детей в течении суток. Они положены сверху квадратов без учётасоответствия сюжета модели. Исправить ошибки, допущенные Незнайкой, объяснитьсвои действия.
Узор.
Определитьнаправления движения от себя (направо, налево, вперёд, назад, вверх, вниз).
Игровой материал:карточка с узором, составленным из геометрических форм.
Описать узор отсебя.
Найди различия.
Игровой материал:набор иллюстраций с противоположным изображением предметов.
Найти различия.
В качестве критериев оценки уровня математического развитияиспользовалась десятибалльная система.
8-10 баллов — ребёнок оперирует свойствами объектов,обнаруживает зависимости и изменения в группах объектов в процессе группировки,сравнения; сосчитывает предметы в пределе 10. Устанавливает связиувеличения(уменьшения) количества, чисел, размеров предметов по длине, толщине,высоте, и т.д. Проявляет творческую самостоятельность в практической,игровой деятельности, применяет известные ему способы действия в инойобстановке.
4-7 баллов — ребёнок различает, называет, обобщаетпредметы по выделенным свойствам. Выполняет действия по группировке,воссозданию фигур. Обобщает группы предметов по количеству (числу), размеру.Считает в пределе 4-7. Самостоятельно осуществляет действия, веющие кизменению количества, числа, величины. Затрудняется в высказываниях,пояснениях.
1-3 балла — ребёнок различает предметы по отдельнымсвойствам, называет их, группирует в совместной со взрослым деятельности.Пользуется числами в пределах 3-5, допускает ошибки. Выполняет игровыепрактические действия в определенной последовательности; связи между действиями (что сначала, чтопотом) не устанавливает.
Критерии констатирующего эксперимента.
1. Обобщение геометрических фигур, предметов по форме,размеру, цвету и т.д. Выделение одновременно трёх свойств геометрическихфигур (форма, цвет, размер).
2. Ориентировка в групповой комнате по плану, умениедвигаться в заданном направлении, определение расположения предмета поотношению к себе. Ориентировка на плоскости стола и листе бумаги.
3. Классификация предметов по одному, двум признакам.Число как показатель количества, итог счёта; порядок следования и место в общейпоследовательности чисел.
4. Активное участие ввоссоздании силуэтов, построек, изображений в играх моделирующего характера какпо образцу, так и по собственному замыслу.
Формирующий эксперимент предполагал разработку системы математическогоразвития детей 4-5 лет в контексте разных видов деятельности. Припроведении формирующего эксперимента решались следующие задачи:
— создать развивающуюсреду; определить наиболее оптимальный подход для детей 4-5 лет;
— составить системуигр;
— экспериментальноапробировать воздействие разработанной системы игр на формированиематематических представлений.
Для решения поставленных целей и задач мы решили провести игры поразвитию математических представлений у детей 4-5 лет. Для этого мыразделили все игры по принципу от простого к сложному. Формирующий экспериментпроходил в три этапа с экспериментальной группой. (Приложение 1 )
Эксперимент проводился в естественных условиях.
После формирующего эксперимента с экспериментальнойгруппой детей был проведён контрольный эксперимент по этой же методике, цельюкоторого было выявление успешности обучения математическим представлениям поразработанной системе.
Математическаяобработка и анализ результатов
Определение среднего арифметического величиныпоказателей вычислялось по формуле:
/>
/> — знак суммирования
/> - варианты или значения признака (данныеодного ребенка)
n– количество детей
Средняя арифметическая величина позволяет сравнивать иоценивать группы изучаемых явлений в целом.
Затем определялось среднеквадратичное отклонение:
/>/>/>
Хмакс – наибольшее значение варианта
Хмин – наименьшее значение варианта
R – табличный коэффициент
Ошибка среднеарифметической величины определялась поформуле:
/>/>/>
n-число вариантов
/> - среднеквадратичноеотклонение
Уровень достоверности различийвычисляется по формуле:
t =/>
Х1 – среднеарифметическое значениеэкспериментальной группы
Х2 – среднеарифметическое значениеконтрольной группы
Процент прироста получился, когда мыотняли среднее арифметическое до эксперимента от среднего арифметического послеэксперимента.
Глава III Результатыисследования и их обсуждение.
В результате педагогического эксперимента было выявлено,что изначально показатели умственного развития детей экспериментальной иконтрольной групп имели примерно равный потенциал, равные возможности.
Средние значения показателей констатирующего эксперимента приведены втаблице 1.
Таблица 1
Показатель
Контрольная группа Х± m
Экспериментальная группа Х±m
/>
t
Р Количество и счёт 3,6 ± 0,2 3,5 ± 0,2 0,3 >0,05 Величина 3,1±0,2 3,5 ± 0,3 1 >0,05 Геометрические фигуры 3,6±0,3 3,5 ± 0,2 0,7 >0,05 Ориентировка в пространстве 3,1 ±0,3 3,0 ± 0,2 0,25 >0,05
Разработанная система дидактических игр и апробация этой системыпредусматривала отбор дидактических игр в соответствии со следующимикритериями:
— соответствиеигрового материала задачам исследования;
— включенность техпсихических процессов, которые несут преимущественную нагрузку в процессеобучения;
-доступность иэмоциональная привлекательность игрового материала.
Игры использовались во всех формах работы поформированию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста;утренней гимнастике; физкультурных занятиях; в повседневной жизни; активномотдыхе и непосредственно, в самостоятельной поисковой деятельности.
Игровая форма обучения повышала настроение детей»способствовала проведению игр в эмоциональном ритме, а самое главное -развитиюэлементарных математических способностей.
Важным условием самостоятельной игровой деятельностиявлялось создание предметной среды, имеющей развивающий характер, т.е. созданиепредметного оснащения для самостоятельных игр.
Необходимо отметить, что с контрольной группойпроводилась работа по формированию элементарных математических представлений, воснове которой лежала «Программа воспитания и обучения в детскомсаду» под ред. Васильевой, а в экспериментальной — работа шла поразработанной мною системе дидактических игр.
После проведения формирующего эксперимента был проведён контрольныйэксперимент.
Средние значения показателей контрольного эксперимента показаны в таблице 2.
Таблица 2
Показатель
Экспериментальная группа Х± m
Контрольная группа Х± m
t
Р Количество и счёт 6,42 ± 0,2 3,9 ± 0,2 8,4 Таким образом, проделанная работа по формированию удетей математических представлений дала свои положительные результаты.Полученные данные дают возможность предположить, что у детей в исследуемыхгруппах произошёл прирост в средних показателях математического развития. Вэкспериментальной группе произошёл прирост по разделам:
количество и счёт -28,2 %
величина-27,2 %
геометрические фигуры — 26,9 %ориентировкав пространстве- 30,3 %
В контрольной группе соответственно: количество и счет- 4 %
величина-12 %
геометрические фигуры -9 %
ориентировка в пространстве- 10% (Приложение 2 )
Улучшение показателей в экспериментальной группеобусловлено использованием предложенной мною системы дидактических игр.Стабильная, систематическая работа в данном направлении позволила повыситьуровень математических знаний у детей экспериментальной группы, у них былсформирован соответствующий уровень умений и навыков.
выводы
1. Исследование показало, что разработанная нами система работы поматематическому развитию детей с учетом современных требований «Концепциидошкольного образования» способствовала повышению уровня математическогоразвития детей, что подтвердило нашу гипотезу.
2. Элементарные знания по математике, определённыесовременными требованиями, в основном усваиваются детьми, но необходимоуглубление и дифференциация индивидуальной работы с каждым ребёнком, что можетбыть предметом нашего дальнейшего исследования.
3. Обновление и качественное улучшение системыматематического развития дошкольников позволяет педагогам искать наиболееинтересные формы работы, что способствует развитию элементарных математическихпредставлений.
3. Дидактическиеигры дают большой заряд положительных эмоций, помогают детям закрепить ирасширить знания по математике.
ПРАКТИЧЕСКИЕРЕКОМЕНДАЦИИ
1. Познание свойств детьми 4-5 лет происходитнаиболее успешно в активных действиях по сравнению, группировке, видоизменениюи воссозданию геометрических фигур, силуэтов, предметов разной формы, величины.Уместны игры типа «Цвет и форма», «Форма и размер» идругие, в которые непосредственно включены разнообразные обследовательскиедействия.
2. Использование логических блоков Дьенеша или наборалогических геометрических фигур даёт возможность приобщить детей к выполнениюпростых игровых действий на классификацию по совместным свойствам, причём какпо наличию, так и по отсутствию свойства.
3. Игры и упражнения с цветными счетными палочкамиКюизенера наиболее успешно способствуют познанию величинных и числовыхотношений.
4. Практическая деятельность взрослых совместно с детьмипо изготовлению печенья, салата, уборке помещения, посадке и уходу зарастениями, уходу за животными, сопровождаемая познавательными разговорамиуспешно способствует освоению элементарных математических отношений.
5. Игры на освоение счёта очень разнообразны: подвижные,конструктивные, настольно-печатные и другие. Для освоения сравнения, обобщениягрупп предметов по числу следует специально, с учётом уровня развития детей,подбирать игры и варьировать их.
6. Для закрепления представлений детей о сохраненииколичества, его независимости от формы расположения, хорошо использовать игру«Точечки». Дети любят общаться, их радует одобрение старших, этопоощряет их к освоению новых действий.
7. Для эффективногоповышения уровня математических знаний предлагается методика использованияразличных видов детской деятельности преимущественно игрового характера.
8. Целенаправленное развитие элементарных математическихпредставлений должно осуществляться на протяжении всего дошкольного периода.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Асмолов А.Г. «Психология личности».- М.: Просвещение 1990г.
2. Альтхауз Д., Дум Э. «Цвет,форма, количество». — М.: Просвещение 1984 г. стр. 11 -16,40.
3. Под.ред. Ананьева Б.Г. и Ломова Б.Ф.«Проблемы восприятия
пространства и пространственных представлений».-М.: 1961г. стр.84-88.
4. Блехер Ф.Н. «Счет и число в детскомсаду». Методическое
письмо. — М.: 1945 г. стр. 6-8.
5. Волковский Д Л.«Руководство к»Детскому миру" в числах". -
М.: 1916г. стр.7-11,13,24.
6. «Вопросы психологии» 1966г. № 4. стр 121-126.
7. Венгер Л.А., Дьяченко О.М. «Игры и упражнения поразвитию умственных способностей у детей дошкольного возраста». -М.:Просвещение 1989 г.
8. Гальперин П.Я. «Введение в психологию». — М.: 1976г.
9. Гальперин П.Я. " О методе формирования умственныхдействий". Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии М.:1981г.
10. Глаголева Л.В. «Сравнение величин предметов в нулевых группахшкол» Л-М.: Работник просвещения 1930г. стр. 4-6,12-13.
11.Грин Р., Лаксон В. «Введение в мир числа М.: Педагогика 1982г.стр. 13-20.
12. Дошкольное образование в России. Министерство образования РФ. — М.: Изд.АСТ, 1997г.,8-45, 147, 155.
13.Дошкольное воспитание, 1969г. № 9 стр. 57-65.
14.Дошкольное воспитание, 1972г.№ 12 стр.44-48.
15.Дошкольное воспитание, 1988г. № 2 стр. 26-30.
16.Дошкольное воспитание, 1979г. .№ 10 стр.59-62.
17.Дошкольное воспитание, 1981г. № 3 стр. 55-56.
18.Ерофеева Т.И. и другие. „Математика дня дошкольников“,- М.: Просвещение 1992г.
19.Под.ред. Запорожца А.В. и Усовой А.П. «Психология и педагогика игрыдошкольника» М.: Просвещение 1966г. стр. 216-220.
20.3вонкин А. „Малыш и математика, непохожая наматематику“. Знание и сила, 1985г. стр. 41-44.
21 Логинова В.И. „Формирование у детей дошкольноговозраста (3-6 лет) знаний о материалах и признаках, свойствах икачествах“.-Л.:1964г
22. Костюк Т.С. Избранные психологические труды. -М.: Педагогика 1988г.стр. 170-194.
23. Каменский Я.А. Избранные педагогическиесочинения. -М.: Учпедиз. 1939г. стр. 10-51.
24. Логинова В.И. „Формирование умения решатьлогические задачи в дошкольном возрасте. Совершенствование процессаформирования элементарных математических представлений в детском саду“.-Л.:1990г. стр.24-37.
25. Леушина А.М. „Обучение счёту в детскомсаду“. -М.: Учпедиз. 1961г.стр. 17-20.
26. Монтессори М. „Дом ребёнка“. Изд.4-е.-М.:Изд. „Задруга“ 1920г. стр. 182-183.
27. Морозова М., Тихеева Е. » Счёт в жизнималеньких детей". Изд. 2-е. -М.-Л.: Госиздат 1927г.стр.6-13, 66.
28. Менчинская Н.А. «Психология обученияарифметике». АПН РСФСР 1955г. -М. стр. 164-182.
29. Метлина Л.С. «Математика в детскомсаду». — М.: Просвещение 1984г. стр. 11-22, 52-57,97-110, 165-168.
30. Носова Е.А. «Предлогическая подготовка детейдошкольного возраста. Использование игровых методов при формировании удошкольников математических представлений». -Л.: 1990г. стр.47-62.
31. Носова Е.А. «Формирование умения решать логическиезадачи в дошкольном возрасте. Совершенствование процесса формированияэлементарных математических представлений в детском саду». -Л.: 1990г. стр.24-37.
32. Непомнящая Н.Н. «Психологический анализ обучениядетей 3-7 лет ( на материале математики)».-М.: Педагогика 1983г.стр.7-15.
33. Обухова Л.Ф. «Этапы развития детскогомышления „- М.: МГУ, 1972г. стр.41-74.
34. Плаксе Ж. Избранные психологические труды. — М. 1969г.
35. Песталоцци И.Г. Избранные педагогическиесочинения.Т-1.,-М.: Педагогика 1981г. стр.167-168.
36. Проскура Е.В. “Развитие познавательныхспособностей дошкольника ».Под ред. Венгер Л.А. -Киев :1985г. стр. 39-42.
37. Рихтерман Т.Д. «Формированиепредставлений о времени у детей дошкольного возраста». — М.: Просвещение 1982г.
38. Смоленцева А.А. «Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием ».- М.: Просвещение 1987г.стр. 9-19.
39. Тарунтаева Т.В. «Развитие элементарныхматематических представлений дошкольников», -М.6 Просвещение 1980г.стр.37-40.
40. Ушинский К.Д. Избранные педагогическиесочинения.Т-2.-М.: Учпедиз, 1954г. стр.651 -652.
41. Фребель Ф. «Воспитание человека ».-М. Изд.К.И.Тихомирова 1964г. стр.57-60.
42. Федлер М. «Математика уже в детском саду».-М.: Просвещение 1981г. стр. 28-32,97-99.
43. Shencer A. Rathus. InderstandingChild Development N.Y. 1988. P.83-86
44. Schmidt H.D. Allgemeeine Entwicklungspychlolgie. 1977 p.45-49
Приложение1
Этапы формирующего эксперимента
1Этап — были предложены следующие игры на развитиематематических представлений:
«Переполох» цель — формирование уменияразличать контрастные и смежные части суток.
«Что изменилось?»цель- развитие понимания схематичного изображения позы человека.
«День рождениякуклы» цель — умение различать цвета и формы.
«Запомни картинки»цель — развитие внимания и памяти, различение геометрических фигур по характернымпризнакам.
«Повторяйте друг задругом» цель — развитие понимания схематичного изображения позычеловека.
«Чем похожи, чемразличаются», «Будем считать» цель — учить ребёнка количественному и порядковомусчёту.
«Найди каких игрушекпоровну», «Подбери пару» цель — учить ребёнка количественному и порядковомусчёту.
«Зверюшки надорожках» цель — умение выделять два свойства фигуры (форма и размер;размер и цвет).
«Мастерская форм»цель — развитие представлений о геометрических фигурах, выделение их по характернымпризнакам.
«Нарисуй картинкупалочками» цель — развитие мышления, порядковый и количественный счёт.
«Учимся сравнивать»цель- умение сравнивать предметы по длине и ширине.
«Раскрась предметыразных геометрических форм» цель — развитие представлений о геометрическихфигурах.
«Что дальше?» цель — развитиеколичественного и порядкового счёта. «Игры с блоками Дьенеша» цель — развитиеколичественного и порядкового счёта, величина, длина, ширина, высота, цвет.Умение сравнивать два свойства одновременно: форма- размер, размер- цвет,форма- цвет.
«Когда это бывает?»цель — развитие представлений о времени и частях суток.
«Цветные дома» цель — выделениеодновременно двух свойств фигур: форма и цвет.
«Цветное лото» цель — выделение размера ицвета.
2Этап — следующие игры :
«Что изменилось?», «Кто здесь прячется?» цель — ориентировка вгрупповой комнате, умение двигаться в заданном направлении.
«Что досталось тебе?» цель — манипулирование с жидкостями и сыпучимиматериалами.
«Внимание — угадай-ка» цель — манипулирование сжидкостями.
«Определи различияна глаз» цель — развитие памяти, умение обобщать все геометрическиефигуры.
«Учимся находитьвидимые различия» цель — ориентировка на плане в группе и на участкепо плану.
«На что похоже?» цель — развитие внимания, обобщение геометрическихформ по размеру.
«Половина к половинке», «Точечки» цель — количественный ипорядковый счёт.
«Волшебная мозаика» цель — обобщение геометрических фигур по цвету.
Игры с блокамиДьенеша — с усложнением.
«Гномы с мешочками»цель — развитие умения выделять пространственные отношения (вверх- вниз, направо-налево, сбоку- сверху, сзади-спереди).
«Учимся сравнивать»цель — умение сравнивать предметы по длине, ширине, высоте.
«Кто ушёл и где онспрятался?» цель — умение двигаться в заданном направлении по устнойкоманде.
«Передай пакет» цель — количественный ипорядковый счёт.
«Куда залетелапчела?» цель — умение сравнивать (одинаково, больше, на один больше, на один меньше).
Лото «Цвет и форма»цель — развитие представлений о цвете и форме, обогащение мышления.
«Логическое лото»цель — счёт и геометрические фигуры.
3Этап — следующие игры:
«Внимание» цель — умениеориентироваться по плану детского сада.
«Что изменилось?»цель — ориентировка с усложнением.
«Чем похожи, чемразличаются?» цель — умение выделять одновременно два свойства фигуры(форма- цвет, размер-цвет, форма-размер). «Продолжи ряд. Точечки» цель — количественный ипорядковый счёт. «Исправь ошибку» цель — умение сравнивать предметы по толщине,высоте и массе.
Лото «Сосчитай»,«Назови соседей» цель — развитие порядкового счёта. «Кто знает,пусть дальше считает!» цель — счёта обратном направлении. «Чудесныймешочек» цель — развитие ощущения и восприятия.
«Разрезныекартинки», «Сложи узор» цель — геометрические фигуры и развитие мышления.
«Копирование изарисовка геометрических фигур» цель — геометрические фигуры и счёт.
«Когда это было?»цель — развитие умения различать контрастные части суток, определение ихпоследовательность вчера- сегодня-завтра).
«Быстро – медленно» цель — геометрическиефигуры, счёт, цвет, форма, размер.
«Кубики для всех» цель — ориентировка на листе бумаги, умениевыполнять определённый орнамент по образцу (схеме).
Приложение2
Графиктемпа прироста показателей по формированию элементарных математическихпредставлений у детей контрольной и экспериментальной групп.
Таблица 3
Разделы программы
Экспериментальная
Группа
Контрольная
Группа
Количество и счет
28,2% 4% Величина 27,2% 12%
Геометрические
Фигуры 26,9% 9%
Ориентировка
В пространстве 30,3% 10%
Условные обозначения
/>/>
— экспериментальная группа
/>
— контрольная группа
Приложение3
Результатыисследований математических представлений у детей 4-5 лет по всем параметрамдо эксперимента.
Таблица4
Экспериментальная
группа
Ф.И. Количество и счет Величина Геометрич. фигуры Ориентир. в пространстве Общая сумма баллов
Контрольная группа
Ф.И.
Количество
и счет Величина
Геометрич.
фигуры Ориентир. в пространств Общая сумма баллов. Карпова 3.2 2.2 4.2 3.2 12.8 Новикова 3.2 2.2 2.2 2.2 9.8 Караченцева 5.2 3.2 5.2 2.2 15.8 Шмагун 3.2 3.2 4.2 4.2 14.8 Чумак 3.2 2.2 3.2 3.2 11.8 Ляхова 2.2 2.2 3.2 4.2 11.8 Сухорук 2.2 3.2 2.2 3.2 10.8 Жуков 5.2 2.2 3.2 3.2 13.8 Сычева 4.2 4.2 5.2 3.2 16.8 Мелевская 3.2 3.2 3.2 2.2 11.8 Могульян 2.2 4.2 4.2 2.2 12.8 Матюнин 3.2 3.2 2.2 2.2 10.8 Акиншин 3.2 2.2 2.2 5.2 12.8 Пономарен ко 3.2 2.2 4.2 3.2 12.8 Игнатов 4.2 3.2 3.2 3.2 13.8 Климкин 2.2 2.2 4.2 2.2 10.8 Мулинова 5.2 2.2 2.2 3.2 12.8 Маркова 4.2 3.2 3.2 2.2 12.8 Степанов 3.2 4.2 4.2 2.2 13.8 Парфенов 5.2 2.2 3.2 2.2 12.8
/>
Графикрезультатов исследований:
/>
/>/> Контрольная группа
/> Экспериментальная группа
Приложение4
Результаты исследований математических представлений у детей 4-5 лет по всемпараметрам после эксперимента.
Таблица 5
Экспериментальная
группа
Ф.И. Количество и счет Величина Геометрич. фигуры Ориентир. в пространстве Общая сумма баллов
Контрольная группа
Ф.И.
Количество
и счет Величина
Геометрич.
фигуры Ориентир. в пространств Общая сумма баллов. Карпова 6 5.2 6.7 6 23.9 Новикова 4.2 4.2 4.2 3.2 15.8
Караченце ва 6.7 6 7.5 5.2 25.4 Шмагун 3.2 4.2 5.2 4.2 16.8
Чумак 6 6 6 6 24 Ляхова 4.2 4.2 5.2 4.2 17.8
Сухорук 5.2 5.2 5.2 6.7 22.3 Жуков 4.2 4.2 4.2 4.2 16.8
Сычева 6.7 6.7 6.7 6.7 26.8 Мелевская 3.2 3.2 4.2 5.2 15.8
Могульян 6.7 6.7 5.2 5.2 23.8 Матюнин 3.2 4.2 3.2 4.2 14.8
Акиншин 6.7 5.2 6.7 6 24.6 Пономаренко 3.2 5.2 4.2 4.2 16.8
Игнатов 7.5 6 6.7 6 26.2 Климкин 4.2 4.2 5.2 3.2 16.8
Мулинова 6.7 5.2 5.2 6 23.1 Маркова 4.2 5.2 4.2 3.2 16.8
Степанов 6 6 6.7 6 24.7 Парфенов 5.2 4.2 4.2 4.2 17.8
/> />
Графикрезультатов исследований:
/>/>/>/> — Контрольная группа
— Экспериментальная группа