Отношение к личности в сфереобразования в каждом обществе, и в любой исторический период соответствуетгосподствующей парадигме. Не каждое общество признает личность как высшуюценность, даже если проявляется интерес к человеку, выражающийся в отношении кподрастающему поколению и методам воспитания. Уже в самом выражении«личностно-ориентированный» доминантой должна стать именно«личность», а не «ориентация на нее». Действительно,человек, личность человека должны быть точкой опоры и отсчета при создании ииспользовании образовательных технологий, отборе методов и средств обучения и,в преломлении к работе кабинета профориентации при Минусинском районном Детскомдоме, к средствам психодиагностики профориентации.
Учет личностных особенностейчеловека и его мотивационной сферы пришел в профориентационную диагностикунедавно. Исторически (если можно так выразить временной интервал 10-15 лет)психодиагностика в профориентации началась с замеров уровня развитияпсихофизиологических особенностей человека и его познавательных способностей.Окончательный отбор на отдельные профессии решал так называемый социальныйзаказ общества, выполнению которого следовали и следуют большинство центровпрофессиональной ориентации и психологической поддержки населения (их насегодняшний день около 30-ти по России). Помимо этого есть фактор«престижности» профессии и выбор ее родителями. Наиболее наглядно этозаметно сейчас в пресыщении рынка труда экономистами, юристами и смежными сними специальностями.
Своеобразие целейличностно-ориентированной технологии в практике профессиональногоориентирования заключается в направленности на свойства личности, ееформирование и развитие в соответствии с данными природными способностями. Внастоящее время психодиагностика рассматривает личность во всех ее проявлениях,что приводит к необходимости использования разнообразного диагностическогоинструментария. Здесь необходимо отметить то, что личностные методикипервичного и углубленного тестирования компьютеризированы. В работе мы крайнередко применяем бланковые опросники. Нам необходимо быстрое получениедиагностических результатов, освобождение от трудоемких, рутинных операцийподсчета и концентрации на решении сугубо профессиональных задач. Немаловажнымявляется отсутствие ошибок обработки результатов (например, при ручнойобработке теста ММРI допускается до 20% ошибок) и оперативность обработкиданных в компьютерном эксперименте, что позволяет проводить в сжатые срокигрупповые тестирования. Как следствие перечисленных составляющих,компьютеризация психодиагностических методик оказывает положительное действиена повышение качества тестирования, в том числе и в плане положительноговосприятия тестируемого.
За 3 года в нашем кабинетесложилась определенная практика работы, в процессе которой мы используемследующие методики для исследования и изучения:
· сферы ребенка — опросник профессиональной готовности,опросник профессиональных предпочтений, карты интересов, опросники Голланда,Йовайши;
· особенностей — опросники Кеттелла, Айзенка, тест Люшера;
· и познавательных способностей — тесты Амтхауэра, Равена имногие другие.
Конкретный набор методик,используемых в каждой консультации, зависит от запросов ребенка, родителей,социального педагога школы и непосредственно хода тестирования. В основном этометодики для подросткового возраста или адаптированные к нему, посколькуначинать диагностику профессиональных интересов детей необходимо с 7-го класса,но не ранее. В этом возрасте и старше наиболее плодотворно (в идеале) подличностной ориентацией следует понимать направленность на:
· личности ребенка, постепенное, с учетом возрастныхособенностей и возможностей, вхождение его в мир гражданских ценностей ирефлексию на них;
· основами культуры (наук, искусства, морали и др.),осознание личностного смысла каждой изучаемой в школе дисциплины;
· творческого потенциала личности школьника; общих испециальных способностей, формируемых средствами учебной дисциплины сообразноее познавательной специфике;
· посредством содержания образования и его методическойадаптации к личности ребенка, выбора им индивидуальной траектории и осознаниеим своих индивидуальных особенностей.
Рассмотрим реализациюличностно-ориентированного подхода на примере конкретной методики. Любоеиндивидуальное тестирование у нас в кабинете начинается с восьмицветного тестаЛюшера. Эта методика является информативным средством диагностики, проведеннаяв первые минуты консультации быстрая, не утомительная и не настораживающаяпроцедура, позволяет получить данные, помогающие психологу более успешно«присоединиться» к ребенку. Благодаря тесту Люшера консультация сразуже приобретает выраженный личностный характер, у ребенка появляется чувство,что он «узнан», понят, что психолог будет работать именно с ним.Вместе с тем у ребенка происходит осознание истинных мотивов своих поступков, вчастности, причин, которые не позволяли ему принять решение о выборе профессии.Также мы применяем тест Люшера в качестве экспресс-диагностики эмоциональногосостояния ребенка в процессе консультации.
Применяемые в дальнейшем методикиличностного тестирования позволяют выбрать опросники мотивационной сферы и,если это требуется, методики тестирования познавательных способностей, восновном — теста структуры интеллекта Амтхауэра. Проведенный комплекс методикпомогает не только определиться в выборе профессии и посмотреть еепрофессиограмму (мы составили базу данных на 2500 профессий), но и датьрекомендации по выработке навыков, необходимых для поступления в учебноезаведение и получения ее. Например: у мальчика по результатам тестирования былавыявлена направленность на технические специальности, т. е.«человек-техника, человек — знаковая система», он — типичныйинтроверт, интересуется физикой, математикой, но другая группа тестовпоказывает слабый уровень логического мышления, абстракции, пространственноговоображения, т. е. того, что реально необходимо при выборе, учебе и дальнейшейработе по выбранной специальности. Мы даем рекомендацию ему, родителям, еслиэто возможно, то педагогам школы тренировать именно эти навыки и развивать их,пока еще мышление не потеряло гибкости.
Большое количество рекомендацийотносятся и к использованию разнообразных развивающих компьютерных программ,имеющихся у нас в наличии.
Практика работы показаланеобходимость учета гендерных различий, как при подборе методик, так и при анализерезультатов. Направленность на сферы «техника» и «знаковаясистема» у мальчиков в 3 раза больше, чем у девочек. Это связано стипичным делением в подростковом возрасте профессий на женские и мужские.Подобное представление сильно влияет на ценностные ориентации ипрофессиональное самоопределение мальчиков и девочек. Мальчики имеют болеереалистичный тип личности, в то же время у девочек более выражен типсоциальный, они испытывают трудности в процессе становления социальнойидентичности. Еще одним моментом реализации личностно-ориентированного подходаявляется тестирование групп учащихся старших классов при организацииличностно-ориентированного подхода в процессе обучения, для повышения мотивациипо отдельным предметам и углубленного изучения в рамках действующего базисногоучебного плана. В сельских школах, где в основном по одному 10-11, а то и 9классу, нельзя организовать полноценное групповое профильное обучение(физико-математические, экономические, технические направления и т. д.), но сгруппами по 3-4 человека, имеющими четкую направленность можно работать врамках базисного учебного плана. В этом случае для выявления и создания такихгрупп мы применяем методики мотивационной сферы, карты интересов и климовскиеметодики. Никакого разбиения по типам темперамента, шкалеинтроверсии-экстраверсии в этом случае не проводится.
В заключении необходимо отметитьмоменты преодоления признанных в современной дидактике недостатковличностно-ориентированного подхода:
1. большое число методик и экстраполяциярезультата позволяют получить полную реальную картину и исключить большуюстепень ошибки, весьма вероятную в традиционном школьном личностном подходе;
2. не меняем неизменные принципы ребенка,не формируем его формы поведения и взгляды. Мы даем ему взглянуть на это самомуи дать рекомендацию, а не наставление;
3. пути реализацииличностно-ориентированного подхода позволяют ему легче адаптироваться вокружающем мире, что нельзя сказать о типично школьной ассоциативной связимодели поведения;
4. недолгий промежуток времени общения спсихологом (2-3 часа) не потребует изменения формы поведения, взглядов ипринципов ребенка.
Список литературы
МишинаТ.В., Полищук С.В. Пути реализации личностно-ориентированного подхода впрофориентационной диагностике.