Узнать стоимость написания работы
Оставьте заявку, и в течение 5 минут на почту вам станут поступать предложения!
Реферат

Реферат по предмету "Психология, педагогика"


Пути реализации личностно-ориентированного подхода в профориентационной диагностике

Отношение к личности в сфереобразования в каждом обществе, и в любой исторический период соответствуетгосподствующей парадигме. Не каждое общество признает личность как высшуюценность, даже если проявляется интерес к человеку, выражающийся в отношении кподрастающему поколению и методам воспитания. Уже в самом выражении«личностно-ориентированный» доминантой должна стать именно«личность», а не «ориентация на нее». Действительно,человек, личность человека должны быть точкой опоры и отсчета при создании ииспользовании образовательных технологий, отборе методов и средств обучения и,в преломлении к работе кабинета профориентации при Минусинском районном Детскомдоме, к средствам психодиагностики профориентации.
Учет личностных особенностейчеловека и его мотивационной сферы пришел в профориентационную диагностикунедавно. Исторически (если можно так выразить временной интервал 10-15 лет)психодиагностика в профориентации началась с замеров уровня развитияпсихофизиологических особенностей человека и его познавательных способностей.Окончательный отбор на отдельные профессии решал так называемый социальныйзаказ общества, выполнению которого следовали и следуют большинство центровпрофессиональной ориентации и психологической поддержки населения (их насегодняшний день около 30-ти по России). Помимо этого есть фактор«престижности» профессии и выбор ее родителями. Наиболее наглядно этозаметно сейчас в пресыщении рынка труда экономистами, юристами и смежными сними специальностями.
Своеобразие целейличностно-ориентированной технологии в практике профессиональногоориентирования заключается в направленности на свойства личности, ееформирование и развитие в соответствии с данными природными способностями. Внастоящее время психодиагностика рассматривает личность во всех ее проявлениях,что приводит к необходимости использования разнообразного диагностическогоинструментария. Здесь необходимо отметить то, что личностные методикипервичного и углубленного тестирования компьютеризированы. В работе мы крайнередко применяем бланковые опросники. Нам необходимо быстрое получениедиагностических результатов, освобождение от трудоемких, рутинных операцийподсчета и концентрации на решении сугубо профессиональных задач. Немаловажнымявляется отсутствие ошибок обработки результатов (например, при ручнойобработке теста ММРI допускается до 20% ошибок) и оперативность обработкиданных в компьютерном эксперименте, что позволяет проводить в сжатые срокигрупповые тестирования. Как следствие перечисленных составляющих,компьютеризация психодиагностических методик оказывает положительное действиена повышение качества тестирования, в том числе и в плане положительноговосприятия тестируемого.
За 3 года в нашем кабинетесложилась определенная практика работы, в процессе которой мы используемследующие методики для исследования и изучения:
·  сферы ребенка — опросник профессиональной готовности,опросник профессиональных предпочтений, карты интересов, опросники Голланда,Йовайши;
·  особенностей — опросники Кеттелла, Айзенка, тест Люшера;
·  и познавательных способностей — тесты Амтхауэра, Равена имногие другие.
Конкретный набор методик,используемых в каждой консультации, зависит от запросов ребенка, родителей,социального педагога школы и непосредственно хода тестирования. В основном этометодики для подросткового возраста или адаптированные к нему, посколькуначинать диагностику профессиональных интересов детей необходимо с 7-го класса,но не ранее. В этом возрасте и старше наиболее плодотворно (в идеале) подличностной ориентацией следует понимать направленность на:
·  личности ребенка, постепенное, с учетом возрастныхособенностей и возможностей, вхождение его в мир гражданских ценностей ирефлексию на них;
·  основами культуры (наук, искусства, морали и др.),осознание личностного смысла каждой изучаемой в школе дисциплины;
·  творческого потенциала личности школьника; общих испециальных способностей, формируемых средствами учебной дисциплины сообразноее познавательной специфике;
·  посредством содержания образования и его методическойадаптации к личности ребенка, выбора им индивидуальной траектории и осознаниеим своих индивидуальных особенностей.
Рассмотрим реализациюличностно-ориентированного подхода на примере конкретной методики. Любоеиндивидуальное тестирование у нас в кабинете начинается с восьмицветного тестаЛюшера. Эта методика является информативным средством диагностики, проведеннаяв первые минуты консультации быстрая, не утомительная и не настораживающаяпроцедура, позволяет получить данные, помогающие психологу более успешно«присоединиться» к ребенку. Благодаря тесту Люшера консультация сразуже приобретает выраженный личностный характер, у ребенка появляется чувство,что он «узнан», понят, что психолог будет работать именно с ним.Вместе с тем у ребенка происходит осознание истинных мотивов своих поступков, вчастности, причин, которые не позволяли ему принять решение о выборе профессии.Также мы применяем тест Люшера в качестве экспресс-диагностики эмоциональногосостояния ребенка в процессе консультации.
Применяемые в дальнейшем методикиличностного тестирования позволяют выбрать опросники мотивационной сферы и,если это требуется, методики тестирования познавательных способностей, восновном — теста структуры интеллекта Амтхауэра. Проведенный комплекс методикпомогает не только определиться в выборе профессии и посмотреть еепрофессиограмму (мы составили базу данных на 2500 профессий), но и датьрекомендации по выработке навыков, необходимых для поступления в учебноезаведение и получения ее. Например: у мальчика по результатам тестирования былавыявлена направленность на технические специальности, т. е.«человек-техника, человек — знаковая система», он — типичныйинтроверт, интересуется физикой, математикой, но другая группа тестовпоказывает слабый уровень логического мышления, абстракции, пространственноговоображения, т. е. того, что реально необходимо при выборе, учебе и дальнейшейработе по выбранной специальности. Мы даем рекомендацию ему, родителям, еслиэто возможно, то педагогам школы тренировать именно эти навыки и развивать их,пока еще мышление не потеряло гибкости.
Большое количество рекомендацийотносятся и к использованию разнообразных развивающих компьютерных программ,имеющихся у нас в наличии.
Практика работы показаланеобходимость учета гендерных различий, как при подборе методик, так и при анализерезультатов. Направленность на сферы «техника» и «знаковаясистема» у мальчиков в 3 раза больше, чем у девочек. Это связано стипичным делением в подростковом возрасте профессий на женские и мужские.Подобное представление сильно влияет на ценностные ориентации ипрофессиональное самоопределение мальчиков и девочек. Мальчики имеют болеереалистичный тип личности, в то же время у девочек более выражен типсоциальный, они испытывают трудности в процессе становления социальнойидентичности. Еще одним моментом реализации личностно-ориентированного подходаявляется тестирование групп учащихся старших классов при организацииличностно-ориентированного подхода в процессе обучения, для повышения мотивациипо отдельным предметам и углубленного изучения в рамках действующего базисногоучебного плана. В сельских школах, где в основном по одному 10-11, а то и 9классу, нельзя организовать полноценное групповое профильное обучение(физико-математические, экономические, технические направления и т. д.), но сгруппами по 3-4 человека, имеющими четкую направленность можно работать врамках базисного учебного плана. В этом случае для выявления и создания такихгрупп мы применяем методики мотивационной сферы, карты интересов и климовскиеметодики. Никакого разбиения по типам темперамента, шкалеинтроверсии-экстраверсии в этом случае не проводится.
В заключении необходимо отметитьмоменты преодоления признанных в современной дидактике недостатковличностно-ориентированного подхода:
1.           большое число методик и экстраполяциярезультата позволяют получить полную реальную картину и исключить большуюстепень ошибки, весьма вероятную в традиционном школьном личностном подходе;
2.           не меняем неизменные принципы ребенка,не формируем его формы поведения и взгляды. Мы даем ему взглянуть на это самомуи дать рекомендацию, а не наставление;
3.           пути реализацииличностно-ориентированного подхода позволяют ему легче адаптироваться вокружающем мире, что нельзя сказать о типично школьной ассоциативной связимодели поведения;
4.           недолгий промежуток времени общения спсихологом (2-3 часа) не потребует изменения формы поведения, взглядов ипринципов ребенка.
Список литературы
МишинаТ.В., Полищук С.В. Пути реализации личностно-ориентированного подхода впрофориентационной диагностике.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Серце та його топографія Будова та значення
Реферат Write About The Part Abigail Williams Plays
Реферат Зв язки між пристроями комп ютера
Реферат Програма соціологічного дослідження спрямована на визначення свого майбутнього населенням України
Реферат Сахарный диабет I типа средней степени тяжести
Реферат Вакуумное разряжение
Реферат " rics единственная международная организация, которая объединяет профессионалов во всех областях недвижимости, землепользования и строительства одновременно являясь гарантией их квалификации, честности и компетенции"
Реферат Лікарські рослини та їх застосування
Реферат Проявления гендерной асимметрии в учебниках по социологии
Реферат Учет расчетов с персоналом по оплате труда 2 Организация учета
Реферат Запліднення розвиток зародка та плоду 2
Реферат Анализ устройств для контроля и регулирования величины зазора в зубчатой механи-ческой передаче
Реферат Вещь в рассказе М. А. Осоргина Пенсне
Реферат Отчет о производственной практике (АО "Норд")
Реферат Серцева недостатність у дітей