Акимова М.К.
Психологическаядиагностика — наука о конструировании методов оценки, измерения, классификациипсихологических и психофизиологических особенностей людей, а также обиспользовании этих методов в практических целях.
Можновыделить две функции психологической диагностики — научную и практическую.
Перваяхарактеризует ее как научно-исследовательскую область и представляет собойдеятельность по конструированию психодиагностических методик. Поскольку ихиспользуют в практических целях, к ним предъявляются особые требования, связанныес повышением точности и объективности показателей, они разрабатываются поопределенным правилам и проверяются по ряду критериев. В первую очередь этоделается для того, чтобы оценить их качество и практическую полезность, пригодностьдля решения прикладных задач.
Психодиагностическиеметодики — это специфические психологические средства, предназначенные дляизмерения и оценки индивидуально-психологических особенностей людей.
Втораяфункция психодиагностики реализуется практическими психологами, использующимидиагностические методики. Психодиагносты-практики измеряют, анализируют, оцениваютиндивидуальные особенности человека или выявляют различия между группами людей,объединенных по какому-либо признаку. Эти виды деятельности практическихпсихологов называются постановкой диагноза и осуществляются ради решенияопределенных прикладных задач. Слово «диагноз» (от греч. diagnosis) означаетраспознавание, обнаружение.
Вразных жизненных сферах и видах деятельности возникают практические задачи, успешностьрешения которых зависит от учета индивидуальных или групповых психологическихособенностей людей. Так, в практике образования и воспитания необходимовыявление психологических различий между детьми для осуществленияиндивидуального подхода к ним. Для обеспечения эффективной профессиональнойдеятельности иногда требуется отбор по психологическим и психофизиологическимкачествам.
Психологическийдиагноз может быть основой оптимального профессионального самоопределенияличности. Создание нормального социально-психологического климата в рабочейбригаде зачастую невозможно без анализа деловых и личностных качеств.
Количествопримеров практических задач, требующих постановки психологического диагноза, можетбыть многократно увеличено. По существу, учет индивидуально-психологическихособенностей людей необходим для повышения эффективности любой деятельности.Это касается и работы психолога-практика, чья задача — оказание разных видовпомощи обращающимся к нему индивидам. В психологической помощи нуждаютсяиндивиды, оказавшиеся в ситуации объективного или субъективного неблагополучия(т. е. переживания недовольства собой, окружающими, своими отношениями с ними, жизньюв целом). Так, в работе психолога-консультанта психодиагностика занимаетважнейшее место.
Любыесовет, консультация, рекомендация возможны только при предварительном анализеличности консультируемого в свете тех проблем, которые его волнуют. Не менееважна психологическая диагностика и для успешности других видов практическойпомощи психологов — психотерапии, тренинговых воздействий, коррекционно-развивающейработы и др. Все они должны быть индивидуализированы, т. е. должны опираться навсесторонний и глубокий анализ личности и индивидуальности обратившегося запомощью.
Итак,психологическая диагностика — основа деятельности любого практическогопсихолога, чем бы он ни занимался — индивидуальным консультированием, профессиональнойориентацией, психотерапией и пр., в какой бы сфере он ни работал — в школе, клинике,на производстве, в агентстве по подбору кадров и т. д.
Обеназванные функции психодиагностики (создание методик и их использование напрактике) не осуществляются изолированно, они могут обнаруживаться в единстве, вдеятельности одних и тех же специалистов. Так, создатели методик нередко нетолько проверяют их, но и применяют на практике, решая определенные прикладныезадачи, возникающие в работе, а также опираются на опыт психологов —пользователей методик.
Вместес тем практические психологи не только применяют уже разработанные диагностическиеметодики; они в своей деятельности нередко сталкиваются с необходимостьюсоставить схему наблюдения или сформулировать вопросы диагностического интервью,разработать тест достижений или биографическую анкету и пр. Поэтомупсихологи-практики должны обладать навыками конструирования таких методик.
Ещеодно объединяет создателей методик и практиков: в какой бы сфере ни работалпсиходиагност (в научно-исследовательской или прикладной), он не должензабывать о том, что психодиагностика составляет одну из отраслейпсихологической науки. Поэтому без глубокого научного знания, без пониманияпринципов и законов психологии нельзя заниматься психодиагностикой.
Разработкадиагностической методики — сложный процесс, существенно отличающийся отжитейских представлений о том, что достаточно только создать задания илисформулировать вопросы. Ошибочно поверхностное и упрощенное отношение кпсиходиагностическому инструментарию, когда так называемым «психологическимтестом» считается любой комплекс заданий, не имеющий научного обоснования и непрошедший необходимой проверки. В плену таких представлений оказалсяизобретатель Томас Эдисон, предложивший в 1921 г. в качестве теста случайный набор вопросов, которые сам Эдисон считал чрезвычайно простыми.Среди них были, например, такие: «Какой телескоп является самым большим вмире?», «Каков вес воздуха в комнате объемом 20x30x10 футов?», «Какой город вСоединенных Штатах лидирует в производстве стиральных машин?». Выпускникиколледжа смогли дать всего несколько правильных ответов на вопросы этого«теста», и это способствовало тому, что было подорвано доверие к самому методутестирования, снизился научный авторитет психологической диагностики.
Внастоящее время общепризнано, что диагностическая методика может принестиощутимые полезные результаты, если она будет иметь теоретическое обоснование исоответствовать установленным методическим критериям. Поэтому создание методиктребует большой исследовательской и методической работы. Но такая работанеизбежна, поскольку признается большое общественное значение психологическойдиагностики, ее практическая ценность.
Отсутствиетеоретической базы было основной причиной критических выпадов в адреспсиходиагностических методов (тестов), их считали «слепыми пробами» (выражениеБ. М. Теплова) из-за того, что тестологи нередко не умели обосновать иобъяснить того, что зафиксировано в результатах тестирования. Углубляясь вобслуживание практики, диагностика на раннем этапе своего развития сталаотдаляться от психологии. У нее сложился свой понятийный аппарат, своиметодические процедуры и критерии достижений. Возникла угроза депсихологизациидиагностики.
Однакоза последние десятилетия теория психологической диагностики сделала большой шагвперед, и хотя нельзя признать, что уже сделано все возможное и необходимое вэтом направлении, сейчас достигнуто главное — общее признание того, чтопсихологическая диагностика не может быть оторвана от основного пути развитияобщей психологии и всех ее отраслей. Безусловно, остается ряд теоретическихпроблем, требующих своего решения (соотношение между константностью иизменчивостью индивидуальности, генотипические и средовые факторы развития, природаи сущность способностей и одаренности и др.), но чаще всего это общепсихологическиепроблемы, решение которых возможно только совместными усилиями психодиагностови представителей других отраслей психологии. Процесс теоретического осмысленияряда психологических явлений и свойств далек от своего завершения, и этообъясняется не только уровнем развития психологической науки в целом, но исложностью изучаемых ею объектов. Неоднозначное толкование психологическихявлений и свойств, конечно, препятствует разработке методов их диагностики. Ноэто не означает, что не должны проводиться исследования в направлении уточнениятех характеристик, которые оцениваются психодиагностическими методиками.
Теоретическоеобоснование психодиагностических методик обусловлено не в последнюю очередьпрактической необходимостью интерпретации их показателей. Вопрос о правильнойоценке результатов испытуемого при диагностировании следует отнести к числусамых важных и сложных для диагноста. Строго диагностическое и, тем более, прогностическоезначение первичная информация, получаемая с помощью методик, приобретает тольков результате корректной и квалифицированной ее интерпретации, которая основанана отчетливом понимании сущности того, что измеряется. Помимо этого, какотмечалось выше, очевидно, что правильный диагноз невозможен без знанияосновных законов психологии. Например, такого, как закон апперцепции, согласнокоторому постулируется, что человек воспринимает мир (и любой его стимул) ненепосредственно, снимая слепки с действительности, а опосредованно, пропускаяего сквозь призму личного опыта. Последний не только направляет восприятие ипонимание диагностических заданий, но и вызывает определенные ответные реакциина них со стороны испытуемых, обусловливая дифференциальные различия.Следовательно, без опоры на подлинные научные психологические знания невозможнаквалифицированная интерпретация диагностических показателей.
Вместес тем нельзя не признать, что развитие психологической диагностики способствуетисследованиям в других областях психологической науки. Дело в том, что знание иоценка индивидуальных различий между людьми необходимы для того, чтобыопределить границы действия законов психологии, а также приблизить ее креальной жизни, сделать практически полезной. Выдающийся отечественный психологБ. М. Теплов писал, что если общие психологические закономерности неопосредованы знанием индивидуальных различий, то они становятся стольабстрактными, что их практическая ценность представляется сомнительной.
Однойиз острых проблем современной психологической практики является уровеньпрофессиональной подготовки специалистов, в том числе и в областипсиходиагностики. В связи с этим принципиально важно понимать, к какимпоследствиям может привести использование психодиагностических методикнепрофессионалами, дилетантами — людьми, далекими от психологии ипсиходиагностики. Использование диагностических методик неспециалистамиприводит, в первую очередь, к неверным оценкам и выводам в отношениипсихологических возможностей людей и, как следствие, к утрате доверия кпсихологической диагностике и ее методам. Именно поэтому в настоящее времяостро стоит вопрос подготовки квалифицированных психодиагностов, а такжетщательной и постоянной оценки качества работы тех психологов, кто используетдиагностические методы.
Следуетотметить, что один из симптомов непрофессионализма — так называемая«диагностомания», проявляющаяся в стремлении во что бы то ни стало и как можнобыстрее поставить диагноз, сделать выводы по неотчетливым и недостаточнымпризнакам.
Диагностомания— это компенсация низкой квалификации психодиагноста. Ее часто сопровождаетчрезмерное, иногда недостаточно осмысленное использование специальнойпсихологической терминологии, неумение просто и доступно, ясными «житейскими»словами объяснить смысл диагностических показателей и сделать на их основеадекватные выводы.
Ещеодно проявление непрофессионализма — представление о том, что если применяетсяпсиходиагностическая методика, то ее выводы могут использоваться в качествебезоговорочных рекомендаций. Например, при отборе работников, при распределенииих по разным видам работ, в консультировании и пр. Между тем специалистпонимает, что результаты любой методики должны быть включены в комплекснуюоценку, включающую другие данные об индивиде.
Кнепрофессионализму можно отнести и неправильное представление о возможностяхприменяемых психодиагностических средств, абсолютизацию получаемых с их помощьюданных.
Неквалифицированныйпользователь рассматривает диагностические показатели испытуемого как имеющиеабсолютное значение, окончательно определяющие всю его будущую деятельность, какбы предсказывая учебные и профессиональные успехи.
Специалист-психодиагностпонимает возможности и ограничения своих методик, те допущения, которые былисделаны при их разработке, связанные с ними границы выводов, которые на ихоснове можно сделать, возможные ошибки при использовании разных типов методов ивероятность их совершения.
Специалист-психодиагносториентируется в базовых теоретических проблемах психологической диагностики, средикоторых соотношение диагноза и прогноза, предсказательные возможностидиагностических результатов, влияние социокультурного фактора надиагностические показатели.
Всеперечисленные и целый ряд других не менее важных вопросов относятся ктеоретическим основам психологической диагностики. Без их понимания невозможноправильное применение диагностических методик. Справедливая оценкаотрицательных сторон и недостатков диагностических методик не должна приводитьк нигилистическому отрицанию психологической диагностики, признаниюнепригодности ее методов для решения практических проблем. Плохи не тесты идругие методы психологической диагностики, а неправильное их использование безопоры на знание теории этой науки. Кроме того, довольно часто диагностическиеметоды упрекают в тех недостатках, которые существовали в них в 30-50-е гг.(отсутствие теоретической валидности, неучет социокультурных различий индивидови пр.). Как указывали в конце 60-х гг. XX в. ведущие отечественные психологи А.Н. Леонтьев, А. Р. Лурия, А. А. Смирнов, преувеличение недостатков психодиагностики,неправомерно расширительное толкование критических замечаний по отношению ктестам привели к отказу в 30-60-е гг. XX в. в нашей стране от разработкинаучно-обоснованных методов диагностики.
Психодиагностическиеметоды и методики применяются в разных сферах практической деятельностичеловека. Перечислим некоторые из них.
1.Одной из основных является сфера образования и воспитания.
Психологическаядиагностика выступает как обязательный этап и средство решения многихпрактических задач, возникающих в детских воспитательно-образовательныхучреждениях. Среди них следует указать такие, как:
контрольза интеллектуальным и личностным развитием учащихся;
оценкашкольной зрелости;
выявлениепричин неуспеваемости;
отборв школы и классы с углубленным изучением определенных предметов;
решениепроблем трудных детей (с отклоняющимся поведением, конфликтных, агрессивных ипр.);
профессиональнаяориентация и др.
2.Психодиагностика активно используется в области медицины, в частности впсихиатрических и неврологических клиниках.
Диагностическиеметоды исследования психологических особенностей пациентов этих клиникрассматриваются как вспомогательные, подчиненные задачам и интересам клиники.Эти методы разрабатываются и развиваются в рамках особых отраслей психологии-патопсихологиии нейропсихологии.
Значительнуюроль в клиническом диагностическом обследовании играют методы наблюдения ибеседы, позволяющие выявлять оттенки психического и физического состоянийбольного, некоторые особенности его личности, факты симуляции и диссимуляции ипр. Наряду с ними применяются и экспериментальные методики, направленные навыявление нарушений познавательной деятельности (восприятия, памяти, мышления),эмоционально-волевой сферы и некоторых других особенностей. Психодиагностическоеобследование пациентов клиник проводится, во-первых, для уточнения илипостановки диагноза заболевания; во-вторых, для оценки эффективности терапии;в-третьих, для целей трудовой, воинской и судебной экспертиз.
3.Еще одна область практического применения психодиагностики — психологическоеконсультирование, целью которого является оказание помощи в решении тех илииных психологических проблем. Подчеркнем, что речь идет о помощи индивидам, неимеющим патологических нарушений, т.е. находящимся в рамкахмедико-биологической нормы, но встретившимся с какими-либо трудностямипсихологического характера. Это могут быть проблемы детей (неуверенность всвоих силах, негативизм, страхи и пр.), учащихся (школьная дезадаптация, неуспеваемость,отклоняющееся поведение), взрослых (утрата смысла жизни, низкая самооценка, конфликтныеотношения с окружающими, нарушение детско-родительских отношений).Психологический диагноз в консультативной практике ставится на основе какданных наблюдения и беседы, так и показателей специальных методик; егоправильность зависит от того, насколько успешным было взаимодействие психологас клиентом, и обеспечивается рассмотрением диагностических результатов вконтексте целостного процесса развития индивида.
Особоесодержание имеет диагностика в психологическом консультировании применительно кнормальному детству. Как полагал Л.С. Выготский еще в начале 30-х гг. XX в., этодолжна быть диагностика развития, основной задачей которой является контроль заходом психического развития ребенка. Для осуществления контроля требуется датьобщую оценку психического развития ребенка на основе соответствия нормативнымвозрастным показателям, а также выявить причины психологических проблемребенка. Последнее предполагает анализ целостной картины его развития, включающейисследование социальной ситуации развития, уровня развития ведущей для данноговозраста деятельности (игры, учения, рисования, конструирования и др.).Совершенно очевидно, что такая диагностика невозможна без опоры на возрастнуюпсихологию развития. Кроме того, практика возрастно-психологическогоконсультирования требует совершенствования уже существующего и поиска новогометодического арсенала.
4.Психодиагностика широко используется для решения проблем, относящихся к сферетрудовой деятельности. Это проблемы профессионального отбора, профессиональногоконсультирования, организации профессионального обучения, оптимизациипрофессиональной деятельности за счет рационального распределения кадров, выявленияпричин брака, производственного травматизма и пр. Роль психодиагностики вработе психолога, связанного с какой-либо профессиональной сферой, меняется взависимости от типа профессии, но она должна являться обязательным этапом, выполняющимважнейшую функцию — помочь каждому найти свое место в сфере труда и стать ввыбранной работе профессионалом высокого уровня.
5.Практическое применение психодиагностики получило широкое распространение впроведении судебно-психологических экспертиз.
Работапсихолога — судебного эксперта требует не только владения диагностическимиметодами и методиками, но и знаний в области судеб-но-психологической ипсихиатрической экспертизы. Большая общественная значимость деятельностипсихолога — судебного эксперта определяет высокие требования к его личности, которыев целом можно обозначить как наличие личностной и культурной зрелости. Откомпетентности проведения и использования результатов судебно-психологическойэкспертизы во многом зависят качество судопроизводства, а также соблюдение прави охраняемых законами интересов граждан.
6.Помимо перечисленных сфер практической деятельности людей, которые традиционнонуждаются в использовании психодиагностики, ее методы все чаще находятприменение в армии, милиции, спорте, в коммерческих структурах, для повышенияэффективности управленческой и групповой деятельности людей и т.д.
Впоследние десятилетия наблюдается усиление интереса к психодиагностике в нашейстране, что в немалой степени связано с развитием разных областей практики.Вместе с тем потребность в психодиагностических методиках велика и впсихологических исследованиях, так как их отличает наибольшая точность иобъективность по сравнению с другими психологическими инструментами.
Понимаяобщественную значимость психологической диагностики и положительно оцениваяинтерес к ней в нашей стране на современном этапе, нельзя вместе с тем неуказать на некоторые распространенные ошибки, присущие отечественнойпрактической психологии, которые следует преодолеть.
Во-первых,это некритическое использование зарубежных методик, основанное на непониманиивлияния фактора культуры на их результаты.
Во-вторых,это использование методик без отчетливого понимания того, что они измеряют;доверие к названию, «ярлыку» методики без попытки понять историю ее создания иразвития (а иногда изменения) представлений об измеряемых ей характеристиках.
В-третьих,это статический подход к исследуемым индивидам, фактическое отрицание развитияпри прогнозе и потому неоправданно категоричные выводы и заключения. Важноправильное понимание соотношения между относительной константностью иизменчивостью индивидуальности. Изменчивость индивида во времени, в процессеонтогенеза сочетается с относительной константностью условий развития, обеспечивающихее стабильные взаимодействия с окружающей средой, сохраняющих константностьструктуры индивидуальности. Именно относительная константность личностипозволяет психологу установить диагноз и прогноз ее поведения и переживаний.
И,наконец, в-четвертых, еще одной распространенной ошибкой отечественнойпсихологической практики является использование методик неспециалистами, связанноес непониманием значения специального образования. Кроме того, встречается ичистая любительщина, шарлатанство, проявляющиеся в составлении доморощенных, непрошедших серьезной проверки методик и использовании их на практике людьми, неимеющими необходимых специальных знаний не только в области психологическойдиагностики, но у которых вообще отсутствует психологическое образование.
Настоящимбедствием для отечественной психологической диагностики являетсянеконтролируемый поток изданий, в которых собраны диагностические методики. Этииздания безусловно следует считать пиратскими, поскольку собранные в нихметодики печатаются без согласия их авторов или тех, кто является ихправопреемниками. Для любого психодиагноста очевидным и незыблемым являетсятребование ограничения распространения своих методик — это одно из основныхтребований, включенных в этический кодекс психодиагноста. Его соблюдениенеобходимо для того, чтобы диагностические методики не попадали в рукинепрофессионалов, а также тех, кто в дальнейшем будет подвергатьсядиагностированию. Предварительное знакомство испытуемого с психологическойметодикой не позволит диагносту поставить правильный диагноз. Следовательно, неконтролируемоераспространение методик, их свободная продажа лишают профессиональногодиагноста его инструментария, делают его безоружным и бессильным в отношенииспецифических практических задач, требующих выявления психологическихособенностей. Вряд ли поэтому можно считать психодиагностами тех, кто публикуетсборники диагностических методик.
Ихнепрофессионализм подтверждается и тем, что в издаваемых ими сборниках, как быкрасиво они ни назывались, — «Лучшие психологические тесты» (1992-1994), «Энциклопедияпсихологических тестов» (1997), «Практическая психодиагностика» (2000) —неисчислимое количество ошибок, неточностей как в стимульном материале и ключах,так и в понимании и интерпретации результатов методик.
Отмеченныепроблемы, связанные с использованием и разработкой психодиагностических методик,являются следствием того, что психологическая диагностика как учебнаядисциплина появилась в нашей стране сравнительно недавно — в 80-е гг. XX в.Спрос на специалистов в этой области значительно превысил предложение и это привелок потоку неподготовленных людей, хлынувших в психологическую диагностику.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.psyarticles.ru/