Реферат по предмету "Разное"


* Подготовка текста: С. Виницкiй

С.П.Мельгунов. "Красный террор" в Россiи 1918 -- 1923* Подготовка текста: С. Виницкiй. Орфографiя и пунктуацiя оригинала,сквозная нумерацiя сносок по главам (сноски в концe каждой главы), курсив,разрядка, {нумерацiя страниц}.Красный террор в Россiи1918 -- 1923Изд. 2ое дополненное Берлин 1924"Страшная правда, но вeдь, правда" КороленкоОглавленiе"Ecrasez l'infame!" (от автора) ... 7 Post scriptum (o матерiалах) ... 28I. Институт заложников ... 37 II. "Террор навязан" (возстановленiе смертной казни и демагогiябольшевиков) ... 55 III. Кровавая статистика 1918--1923 ... 72 IV. На гражданской войнe ... 138 V. "Классовый террор" (Крестьянскiя возстанiя, рабочее движенiе,интеллигенцiя) ... 151 VI. Произвол Ч. К. (Цинизм в казни; истязанiя и пытки; разнузданностьпалачей; смертники; насилiя над женщинами; "ущемленiе буржуазiи") ... 170 VII. "Кладбища живых" и "Дома мертвых" (тюрьма и ссылка) ... 247 {5} VIII. "Краса и гордость" (состав Ч. К.; уголовщина; провокацiя;"революцiонное правосудiе") ... 271Вмeсто послeсловiя К процессу Конради ... 299 Почему? (по поводу книги Мартова о смертной казни) ... 304 {6}"Ecrasez l'infame!"(От автора к первому и второму изданiю)"Народы подвинутся только тогда, когда сознают всю глубину своегопаденiя". Эдг. Кинэ."Незамeтно эта вещь вряд ли пройдет, если только у читателей и критикихватит мужества вчитаться (возможно и то: увидят, что тут разстрeливают, иобойдут сторонкой)" -- так писал Короленко Горнфельду по поводу разсказа Вл.Табурина "Жива душа", напечатаннаго в 1910 г. в "Русском Богатствe". Мнe хотeлось бы, чтобы у того, кто возьмет в руки эту книгу, хватиломужества вчитаться в нее. Я знаю, что моя работа, во многих отношенiях, неотдeланная литературно, появилась в печати с этой стороны преждевременно.Но, сознавая это, я все же не имeл и не имeю в настоящее время сил, нифизических, ни моральных, придать ей надлежащую форму -- по крайней мeрeсоотвeтствующую важности вопроса, которому она посвящена. Надо имeтьдeйствительно желeзные нервы, чтобы спокойно {7} пережить и переработать всамом себe весь тот ужас, который выступает на послeдующих страницах. Невольно вновь вспоминаешь слова В. Г. Короленко, мимолетно брошенныяим по поводу его работы над "Бытовым явленiем". Он писал Горнфельду вцитированном выше письмe из Алупки (18 апрeля): "работал над этим ужаснымматерiалом о "смертниках", который каждый день по нeскольку часов отравлялмои нервы". И когда читатель перевернет послeднюю страницу моей книги, ядумаю, он поймет то гнетущее чувство, которое должен был испытывать автор еяв теченiе долгих дней, погружаясь в моря крови, насилiя и неописуемых ужасовнашей современности. По сравненiю с нашими днями эпоха "Бытового явленiя"даже не блeдная копiя...1 Я думаю, что читатель получит нeкоторое моральное облегченiе присознанiи, что, может быть, не все, что пройдет перед его глазами, будетотвeчать строгой исторической достовeрности. Иначе правда же не стоило быжить. Надо было бы отречься от того проклятаго мiра, гдe возможна такаяпозорная дeйствительность, не возбуждающая чувства негодованiя и возмущенiя;надо было бы отречься от культуры, которая может ее молчаливо терпeть безпротеста. И пожалeешь, как Герцен: "Невзначай сраженный пулей, я унес {8} быс собой в могилу еще два-три вeрованiя"... Если вдуматься в описанное ниже,то правда же можно сойти с ума. Одни спокойно взирают, другiе спокойносовершают нeчто чудовищное, позорнeйшее для человeчества, претендующаго накультурное состоянiе. И спасает только все еще остающаяся вeра в будущее, окотором, кажется, Надсон сказал:"Вeрь, настанет пора и погибнет Ваал И вернется на землю любовь".Историки давали и дают объясненiя и даже оправданiе террору эпохифранцузской революцiи; политики находят объясненiе и проклятойсовременности. Я не хочу давать объясненiе явленiю, которое, может быть, идолжно быть только заклеймлено со стороны общественной морали и в егопрошлом и в его настоящем. Я хочу только возстановить картину и этогопрошлаго и этого настоящаго. Пусть соцiологи и моралисты ищут объясненiе для современнойчеловeческой жестокости в наслeдiи прошлаго и в кровавом угарe послeднейевропейской войны, в паденiи человeческой морали и в искаженiиидеологических основ человeческой психики и мышленiя. Пусть психiатрыотнесут все это в область болeзненных явленiй вeка; пусть припишут этовлiянiю массоваго психоза. Я хотeл бы прежде всего возстановить реальное изображенiе и прошлаго инастоящаго, которое так искажается и под рeзцом исторических изслeдованiй ив субъективной оцeнкe современнаго практическаго политика. По плану моя работа естественно распадается на {9} три части:историческiй обзор, характеристика "краснаго террора" большевиков и такназываемаго "террора бeлаго". Лишь случайное обстоятельство побудило менявыпустить первоначально как бы вторую часть работы, посвященную "красномутеррору". Прозвучал выстрeл Конради, и подготовка к лозаннскому процессу2заставила меня спeшно обработать часть того матерiала, который мнe удалосьсобрать. И если я выпускаю в свeт свою книгу теперь, то потому только, что вданном случаe ея внeшняя архитектоника отступает на заднiй план переджизненностью и актуальностью самой темы. То, что появляется теперь в печати, не может претендовать на характеризслeдованiя. Это только схема будущей работы; это как бы первая попыткасводки, далеко, быть может, неполной, имeющагося матерiала. Только эту цeльи преслeдует моя книга. Может быть, она послужит побужденiем для болeеширокаго собиранiя и опубликованiя соотвeтствующих матерiалов. Выводы самипридут.___Я косвенно отвeтил уже на одно возраженiе, которое может быть мнeсдeлано. Я не могу взять отвeтственности за каждый факт, мною приводимый. Но{10} я повсюду указывал источник, откуда он заимствован. Пусть тe, кто таксмeло в свое время подводили теоретическiй фундамент под призыв к насилiю икрови, а теперь говорят о "мнимом" террорe (см., напр., статьи в "Извeстiях"по поводу процесса Конради), прежде всего опровергнут эту фактическуюсторону. Мнимый террор, который грозят возстановить московскiя власти заоправданiе лозаннских подсудимых! Я знаю, мнe будет сдeлано и другое возраженiе. A бeлый террор? На этом противопоставленiи было построено выступленiегражданских истцов и свидeтелей обвиненiя на процессe Конради. Это главноеоружiе в руках извeстной группы соцiалистов. Это аргумент и частизападноевропейской печати. К сожалeнiю, это противопоставленiе приходитсяслышать и в рядах болeе близких единомышленников. Никто иной, как А. В.Пeшехонов в своей брошюрe "Почему я не эмигрировал?" во имя своегописательскаго безпристрастiя счел нужным сопроводить характеристикубольшевицкаго террора рядом именно таких оговорок. Говоря о правительствeген. Деникина, Пeшехонов писал: "Или вы не замeчаете крови на этой власти?Если у большевиков имeются чрезвычайки, то у Деникина вeдь былаконтр-развeдка, а по существу -- не то же ли, самое? О, конечно, большевикипобили рекорд и количеством жестокостей на много превзошли деникинцев. Нокое в чем и деникинцы вeдь перещеголяли большевиков" (стр. 32). И А. В. Пeшехонов в поясненiе разсказывал об ужасах висeлиц в Ростовeна Дону. Как убeдится {11} Пeшехонов из этой книги, он и здeсь ошибался --"перещеголять" большевиков никто не мог. Но не в этом дeло. Как ослабляетсянаш моральный протест этими ненужными в данный момент оговорками! Какбезплоден становится этот протест в аспектe историческаго безпристрастiя! Я не избeгаю характеристики "бeлаго террора" -- ему будет посвященатретья часть моей работы. Я допускаю, что мы можем зарегистрировать здeсьфакты не менeе ужасные, чeм тe, о которых говорит послeдующее повeствованiе,ибо данныя исторiи нам творят, что "бeлый" террор всегда был ужаснeе"краснаго", другими словами, реставрацiя несла с собою больше человeческихжертв, чeм революцiя. Если признавать большевиков продолжателямиреволюцiонной традицiи, то придется признать и измeненiе этой традицiоннойисторической схемы. Нельзя пролить болeе человeческой крови, чeм это сдeлалибольшевики; нельзя себe представить болeе циничной формы, чeм та, в которуюоблечен большевицкiй террор. Это система, нашедшая своих идеологов; этосистема планомeрнаго проведенiя в жизнь насилiя, это такой открытый апофеозубiйства, как орудiя власти, до котораго не доходила еще никогда ни однавласть в мiрe. Это не эксцессы, которым можно найти в психологiи гражданскойвойны то или иное объясненiе. "Бeлый" террор явленiе иного порядка -- это прежде всего эксцессы напочвe разнузданности власти и мести. Гдe и когда в актах правительственнойполитики и даже в публицистикe этого лагеря вы найдете теоретическоеобоснованiе террора, {12} как системы власти? Гдe и когда звучали голоса спризывом к систематическим оффицiальным убiйствам? Гдe и когда это было вправительствe ген. Деникина, адмирала Колчака или барона Врангеля? Моральный ужас террора, его разлагающее влiянiе на человeческую психикув концe концов не в отдeльных убiйствах, и даже не в количествe их, а именнов системe. Пусть "казацкiе" и иные атаманы в Сибири, или на Дону, о которыхтак много говорили обвинители на лозаннском процессe и о которых любятговорить всe сопоставляющее красный террор с бeлым, запечатлeли своюдeятельность кровавыми эксцессами часто даже над людьми неповинными. В своихзамeчательных показанiях перед "судом" адм. Колчак свидeтельствовал, что онбыл безсилен в борьбe с явленiем, получившим наименованiе "атаманщины". Нeт, слабость власти, эксцессы, даже классовая месть и... апофеозтеррора -- явленiя разных порядков. Вот почему, говоря о "красном террорe",со спокойной совeстью я мог в данный момент проходить мимо насилiй эпохи"бeлаго террора"3. {13} Если наша демократическая печать дeлает адм. Колчака отвeтственным засибирскую реакцiю, то кто же отвeтственен за то, что происходило ипроисходит нынe в Россiи? Максим Горькiй в брошюрe "О русском крестьянствe" упрощенно отвeтил:"Жестокость форм революцiи я объясняю исключительной жестокостью русскагонарода". Трагедiя русской революцiи разыгрывается в средe "полудиких людей"."Когда в "звeрствe" обвиняют вождей революцiи -- группу наиболeе активнойинтеллигенцiи -- я разсматриваю это обвиненiе, как ложь и клевету,неизбeжныя в борьбe политических партiй или -- у людей честных -- какдобросовeстное заблужденiе". "Недавнiй раб" -- замeтил в другом мeстeГорькiй -- стал "самым разнузданным деспотом", как только прiобрeлвозможность быть владыкой ближняго своего". Итак, русскiй писатель, нетолько сочувствующiй русскому коммунизму, но и имeвшiй с ним болeе прямыясвязи, снимает отвeтственность {14} с творцов террористической системы ипереносит ее на темноту народную. Спора нeт, историческая Немезида, окоторой так любят многiе говорить, в том и состоит, что "над Россiейтяготeет проклятiе, налагаемое исторiей на всякую отсталую и развращеннуюстрану" -- как писали когда-то еще в "Черном Переделe". Ни в одной странe сразвитым чувством гражданственности не могло быть того, что было в Россiи. Но Горькiй, сам, очевидно, того не понимая, произносит грозныйобвинительный акт против демагогiи властвующей нынe в Россiи партiи. Едва лиесть надобность защищать русскаго крестьянина, да и русскаго рабочаго отклеветы Горькаго: темен русскiй народ, жестока, может быть, русская толпа,но не народная психологiя, не народная мысль творила теорiи, взлелeянныябольшевицкой идеологiей... Пытаются доказать, что красный террор вызвал эксцессами бeлых. Тот, ктопризнает хронологiю канвой исторiи и прочтет эту книгу, увидит, как малоправдоподобiя и достовeрности в этом утвержденiи. Но в сущности этоинтересно только для психолога, который будет пытаться понять человeческiяотношенiя в эпохи гражданских войн. Я избeгал в своей работe ставить вопросытеоретическаго характера. Они безбрежны. Мнe надо было прежде всего собратьфакты. Может быть, русская общественность именно в этом отношенiи исполняетсвой долг не так, как того требует подлинная дeйствительность жизни. Не надозабывать, что только современники, вопреки мнeнiю историков французскойреволюцiи {15} Оларовской школы, могут изобразить для потомства в данномслучаe правду не ложную.___Бeлый террор в прошлом; а что будет впереди, нам не суждено знать.Террор красный, под который подведен фундамент идеологическiй, явленiе нашихеще дней. И на него человeческiй мiр продолжает с удивительным спокойствiемвзирать. Почему? Я недавно еще отвeчал ("На чужой сторонe" No. 3): "Общественное мнeнiе Европы как бы сознательно отворачивается от этойправды, ибо она в своем голом и неприкрашенном видe, становится в слишкомнепримиримое противорeчiе с культурными навыками современнаго правовогостроя и общепризнанной людской моралью"4. И как тяжело при таких условiяхчитать зарубежныя письма, начинавшiяся год или два назад такими словами:"Помогите, если это возможно. Напиши Нансену, напиши Ан. Франсу, напишиаполитичному Гуверу -- кричи всюда, гдe ты можешь: S. О. S. !..5"Необходимо, {16} чтобы европейское общественное мнeнiе потребовалопрекращенiе издeвательств над человeком. Необходимо вмeшательствоевропейскаго соцiализма" -- взывает из Россiи корреспондент с.-р. "ГолосаРоссiи", сообщая о неописуемых ужасах, творившихся в 1921/22 г. вконцентрацiонных лагерях в Холмогорах и Порталинском монастырe. В значительной степени безплодны были и тогда эти обращенiя и этиожиданiя. А теперь? Не так давно мы читали, как центральный орган чешскойсоцiал-демократiи "Право Лиду" писал: "Теперь русская эмиграцiяраспространяет свeдeнiя о том, что большевики преслeдуют тeх, кто несогласен с их режимом. Но мы считаем, что теперь необходима извeстнаяосторожность при чтенiи этих сообщенiй и в нeкоторых случаях встает вопрос:не пускает ли опредeленная часть русской эмиграцiи эти свeдeнiя с цeльюоправдать свою бездeятельность за границей".6 Для "Право Лиду" нужнапровeрка свeдeнiй о режимe большевиков, нужна провeрка отношенiя совeтскойвласти к ея политическим противникам. A еще два года назад чешско-словацкiес.-д., основываясь на "достовeрных сообщенiях", интерпеллировали министраиностранных дeл Бенеша о "невыносимом" политическом положенiи в Россiи присовeтском правительствe. Они запрашивали министра: 1. Не угодно ли г. министру иностранных дeл дипломатическим путемучинить все возможное, чтобы {17} смертная казнь во всeх цивилизованныхгосударствах и в особенности в Россiи была уничтожена. 2. Не угодно ли г. министру принять зависящiя от него мeры, чтобы вРоссiи уменьшились приговоры над политическими преступникамисоцiал-демократическаго направленiя, будь они рабочими, крестьянами илисолдатами. 3. Не позаботится ли г. министр, насколько это возможно в международнойобстановкe принять мeры для того, чтобы в Россiи были прекращеныпреслeдованiя против соцiалистов и чтобы политическим преступникамсоцiалистам была дана всеобщая амнистiя7. Правда, чешскiе соцiал-демократы говорили только о соцiалистах! Они невозвысились до пониманiя истины, чуждой, к сожалeнiю, им, как и многимсоцiалистам Западной Европы8 (впрочем, и русским), о которой недавно ещенапомнил маститый чешскiй же общественный дeятель Т. Г. М. в "Pzitomnost'e":"Для человeка нeт высшаго правила во всей жизни и в политикe, чeм сознанiе,что жизнь и личность человeка должны быть священны". Что же заставило "PravoLidu" измeнить теперь позицiи даже по отношенiи к соцiалистам? Пресловутыйвопрос о признанiи Европой совeтской власти? Так именно мотивировала напослeднем съeздe в январe 1924 г. французская соцiалистическая партiя своепредложенiе {18} совeтскому правительству прекратить преслeдованiясоцiалистов -- это важно для того, чтобы партiя могла бы без всяких оговороки без укоров совeсти присоединиться к предложенiю о признанiи совeтскагоправительства Францiей. Англiйская рабочая партiя, говорящая о своем новомяко-бы пониманiи соцiализма, не выставляет и этого даже требованiя... Aчешскiе соцiал-демократы склонны заподозрить уже и самый факт преслeдованiя-- и это тогда, когда до нас доходят сообщенiя о самоубiйствах, избiенiях иубiйствах в Соловках, о чем в 1924 г. повeдала мiру не зарубежная русскаяпечать, а правительственное сообщенiе самих большевиков. Мы видим такимобразом, какую большую поправку приходится внести в преждевременноеутвержденiе "Дней": "прошли тe времена, когда большевистскiя расправы можнобыло производить втихомолку. Каждая новая волна краснаго террора вновь ивновь вызывает протесты европейскаго общественнаго мнeнiя"9. Не имeем ли мы права сказать, что даже соцiалисты, кончающiесамоубiйством в ужасных условiях современной ссылки в Россiи, должны знатьтеперь о безцeльности обращенiя с призывами к своим западно-европейскимтоварищам? "Ужасы, творящiеся в концентрацiонных лагерях сeвера -- писал в 1922 г.упомянутый корреспондент "Голоса Россiи" -- не поддаются описанiю. Длячеловeка, не испытавшаго и не видeвшаго их, -- они могут казаться выдумкойозлобленнаго человeка"... {19} Мы, изо дня в день с ужасом и болью ожидавшiе эпилога, которым нынeзакончилась трагедiя в Соловках, и знаем и понимаем эту кошмарнуюдeйствительность -- для нас это не эксперимент, быть может, полезный, вкачествe показательнаго опыта, для пролетарiата Западной Европы... Для насэто свое живое, больное тeло. И как мучительно сознавать свое полноебезсилiе помочь даже словом...___Я не льщу себя надеждой, что моя книга дойдет до тeх представителейзападно-европейскаго общественнаго мнeнiя, которые легко подчас высказываютсвои сужденiя о событiях в Россiи или не зная их, или не желая их понять.Так просто, напр., обвинить зарубежную русскую печать в тенденцiозномискаженiи дeйствительности. Но люди, отвeтственные за свои слова, не имeютправа перед лицом потомства так упрощенно разрeшать свои сомнeнiя -- прошлото время, когда "грубое насильничество московских правителей" в силу полнойотрeзанности от Россiи объясняли, по словам Каутскаго, "буржуазнойклеветой". Примeром этих выступленiй послeдняго времени могут служить и статьиверховнаго комиссара Лиги Нацiй по дeлам русских бeженцев, обошедшiя полгоданазад всю европейскую печать. О них мнe приходилось писать в "Днях" в своемкак бы открытом письмe Нансену "Напрасныя слова" (20-го iюля 1923 г.). Нансен упрекал западно-европейское общественное мнeнiе в нежеланiипонять происходящее в Россiи {20} и совeтовал не ограничиваться "пустымислухами". "Все понять -- все простить"... И этой старой пословицей д-рНансен пытался дать объясненiе тому гнету, который царит на нашей несчастнойродинe. В революцiонное время -- методы дeйствiя не могут быть столь мягки,как в мирное время. Политическiя гоненiя были и при старом режимe, которыйтоже представлял собою олигархiю. Теперь Немезида совершает своеисторическое отмщенiе. Не всякiй способен, однако, в перiоды, когда развертываются картинынеисчислимых страданiй и горя, становиться на эту своеобразную историческуюточку зрeнiя. Может быть, в этом повинна русская некультурность, может быть,традицiонность русской интеллигентской мысли, но мы -- писал я -- неспособны понять великих завeтов гуманности, облеченных в ту форму, в которуюоблекает их д-р Нансен. И далеко не только он один... Когда совершаются убiйства часто невинных людей, когда в странeсвирeпствует политическiй террор, принимающiй по временам самый разнузданныйхарактер, наше моральное чувство не может примириться с утвержденiем: "ничтовеликое не совершается без борьбы и страданiй". Наша общественная совeстьтребует другого отношенiя к "кровавым конвульсiям", о которых столь эпическиписал Виктор Маргерит в своем привeтствiи совeтской власти по поводупятилeтiя ея существованiя, т. е. пятилeтiя насилiй над человeческой жизнью,над общественной совeстью, над свободой слова. {21} Когда "учитель" и "ученик", Анатоль Франс и Мишель Кордей, преклоняютсяперед властью, которая яко-бы несет уничтоженiе несправедливости и угнетенiяпослe стольких вeков, когда они говорят о русской коммунистической власти,как о провозвeстницe "человeку новаго лика мiра", мы имeем право требовать,чтобы тe, которые это пишут, и тe, которые говорят от имени демократiи,прежде всего познали современную русскую дeйствительность. Только раз поднялся как будто бы голос протеста западно-европейскойдемократiи против большевицкаго террора -- это в дни, когда смертная петлянакидывалась на соцiалистов во время московскаго процесса партiи с.-р.Казалось, европейскiй соцiализм сошел, наконец, с той "позицiинейтралитета", которую он занимал до той поры в вопросe о большевицкихнасилiях. Мы слышали тогда голоса и Максима Горькаго, и Анатоля Франса, иАндре Барбюса, и Ромэна Роллана, и Уэльса, предостерегавшiе московскуювласть от "моральной блокады" Россiи соцiалистами всего мiра. Угроза смертипродолжала висeть над "12 смертниками"! A Горькiй через нeсколько мeсяцевуже писал, что совeтская власть единственная сила, способная возбудить вмассe русскаго народа творчество к новым, "болeе справедливым и разумнымформам жизни". Другiе привeтствовали через полгода "новый лик мiра"!... Час исторiи наступит однако! И тe, которые поднимают свой голос противвойны, против ея "мрачных жертв", не должны заглушать свой голос совeсти,когда совершается самое позорное, что только может {22} быть в человeческоммiрe. Кто сознательно или безсознательно закрывает глаза на ужасполитическаго террора, тот отбрасывает культуру к эпохe пережитаго ужеварварства. Это величайшее преступленiе перед человeчеством, преступленiеперед демократiей и соцiализмом, о котором они говорят. Обновить мiр можеттолько обновленный человeк. Не ему развиться в атмосферe угнетенiя, ужаса,крови и общественнаго растлeнiя, густым туманом окутавшей нашу страждущуюстрану. Наша общественная совeсть настоятельно требует отвeта на вопрос о том,каким образом гуманность и филантропiя могут мириться с насилiем, котороесовершается с Россiей, с той человeческой кровью, которая льется на глазахвсего культурнаго мiра не на войнe, а в застeнках палачей? Каким образомфилантропiя и гуманность могут мириться даже со "святым насилiем", еслитолько таковое может быть в дeйствительности? Верховный комиссар Лиги Нацiй гордится выпавшей на его долювозможностью оказать помощь великому русскому народу, строящему новую жизнь.Не пора ли в таком случаe остановить руку карающей Немезиды, занесенную надвеликой страной и великим народом? И эта рука может быть остановлена лишь в том случаe, если культурныймiр безоговорочно выявит свое отношенiе к тому, что происходит в Россiи,Как-то лорд Сесиль в письмe в редакцiю "Times" предлагал англiйской печатиознакомить общественное мнeнiе с поведенiем того правительства, которое"стремится быть допущенным в среду цивилизованных {23} народов". Но "неможет быть пророком Брандом низменный Фальстаф" как бы отвeчает на этотпризыв в своей недавней книгe "Нравственный лик революцiи" представитель такназываемаго лeваго народничества Штейнберг. Он вспоминает "обличительнуюмощь" Чичеринской ноты, посланной в отвeт на протест западных нейтральныхдержав против краснаго террора в сентябрe 1918 г. и говорит: "Не смeют "они"-- вожди этого мiра поднимать свой голос протеста против "революцiоннаготеррора". Ну а тe, кто не повинны в грeхах правящих классов, кто смeет подниматьсвой голос, почему они молчат? "Мы не обращаемся ни к вооруженной, ни к матерiальной помощи государстви не просим их вмeшательства во внутреннюю борьбу против организованнагонасилiя" -- писал два года назад Исполнительный Комитет Совeщанiя ЧленовУчредитсльнаго Собранiя в своем обращенiи к общественному мнeнiю Европы. "Мыобращаемся к цивилизованному и передовому общественному мнeнiю. Мы просимего -- с тeм же рвенiем, с той же энергiей и настойчивостью, с которой оноосуждало всякую поддержку контр-революцiонных выступленiй против русскагонарода и революцiи отказать в своей моральной поддержкe людям, превзошедшимв методах насилiя все, что изобрeтено темными вeками средневeковья". "Нельзяболeе молчать -- кончало воззванiе -- при страшных вeстях, приходящихежедневно из Россiи. Мы зовем всeх, в ком жив идеал построеннаго начеловeчности лучшаго будущаго: протестуйте {24} против отвратительнагоискаженiя этого идеала, заступитесь за жертвы, единственной виной которыхявляется их горячее желанiе помочь истерзанному народу и сократить срок еготяжких страданiй"... И все же нас продолжает отдeлять глухая, почти непроницаемая стeна! В 1913 г. в Голландiи был создан особый комитет помощи политическимзаключенным в Россiи. Он ставил своей задачей информировать Европу опреступленiях, совершавшихся в царских тюрьмах, и поднять широкоеобщественное движенiе в защиту этих политических заключенных. "Не так давноцивилизованная Европа громко протестовала против тюрем и казней русскагосамодержавiя. То, что теперь дeлается в Россiи -- указывает цитированноевоззванiе -- превышает во много раз всe ужасы стараго режима". Почему же так трудно теперь пробить брешь в лицемeрном или апатичномнежеланiи говорить о том, что стало в Россiи "своего рода бытовым явленiем?" Отчего мы не слышим еще в Западной Европe Толстовского "Не могумолчать?" Почему не поднимет своего голоса во имя "священнeйших требованiйчеловeческой совeсти" столь близкiй, казалось бы, Льву Толстому РомэнРоллан, который еще так недавно заявлял (в отвeт Барбюсу), что он считаетнеобходимым защищать моральныя цeнности во время революцiи больше, чeм вобычное время? "Средства гораздо важнeе для прогресса человeчества, чeм цeли..."Почему молчит Лига прав {25} человeка и гражданина? Неужели "les principesde 1879", стали дeйствительно только "фразой, как литургiя, как словамолитв"? Неужели прав был наш великiй Герцен, сказавшiй это в 1867 году10.Почему на антимилитаристических конференцiях "Христiанскаго Интернацiонала"(в Данiи в iюлe 1923 г.) говорят об уничтоженiи "духа войны", о еявиновниках и не слышно негодующаго голоса, клеймящаго нeчто худшее, чeмвойна -- варварство, позорящее самое имя человeка? "Страшно подумать, что в нeскольких тысячах верст от нас гибнутмиллiоны людей от голода. Это должно отравить каждый наш кусок хлeба" --писал орган чешских с.-д. "Pravo {26} Lidu" по поводу организацiи помощиголодающей Россiи. Но развe не отравляет наше сознанiе ежечасносуществованiе московских застeнков? Нeт и не может быть успокоенiя нашей совeсти до той поры, пока не будетизжито мрачное средневeковье XX вeка, свидeтелями котораго нам суждено быть.Жизнь сметет его, когда оно окончательно будет изжито в нашем собственномсознанiи; когда западно-европейская демократiя, в лицe прежде всегосоцiалистов, оставляя фантомы реакцiи в сторонe, дeйствительно, в ужасeотвернется от кровавой "головы Медузы", когда революцiонеры всeх толковпоймут, наконец, что правительственный террор есть убiйство революцiи инасадитель реакцiи, что большевизм не революцiя и что он должен пасть "состыдом и позором", сопровождаемый "проклятiем всего борящагося за своеосвобожденiе пролетарiата". Это -- слова маститаго вождя нeмецкойсоцiал-демократiи Каутскаго, одного из немногих, занимающих стольопредeленную, непримиримую позицiю по отношенiю к большевицкому насилiю. И нужно заставить мiр понять и осознать ужас тeх морей крови, которыязатопили человeческое сознанiе.Берлин, 15 дек. 1923 г. -- 15 марта 1924 г. {27}1 П. А. Сорокин в своих показанiях по дeлу Конради напомнил статистикуказней в дни первой революцiи и послeдующей реакцiи: 1901 -- 1905 г. -- 93;1906 г. -- 547; 1907 г. -- 1139; 1908 г. -- 1340; 1909 г. -- 771; 1910 г. --129; 1911 г. -- 73. 2 См. в послeсловiи о моем участiи в этом процессe. 3 Такую же приблизительно характеристику "краснаго" и "бeлаго" террорадал в "Рулe" и проф. Н. С. Тимашев. Статья его вызвала в "Днях" (27-гоноября) со стороны Е. Д. Кусковой горячую реплику протеста против яко-быпопытки "расцeнивать людодерство". "Его надо уничтожить. Уничтожить безразличiя цвeта" -- писала Е. Д. Кускова. Позицiя, -- единственно возможнаядля писателя, отстаивающаго позицiи истинной гуманности и демократизма. Но,мнe кажется, почтенный автор приписал проф. Тимашеву то, чего послeднiй и неговорил. Разная оцeнка "людодерства" далеко не равнозначуща признанiюлучшими тeх или иных форм террора. Не то мы называем и террором; террор --система, а не насилiе само по себe. Неужели Е. Д. Кускова назоветправительство так называемаго Комуча, при всeх его политических грeхах,правительством террористическим? А между тeм г. Майскiй, бывшiй с.-д. ибывшiй член этого правительства, в свое время в московских "Извeстiях"привел немало фактов разстрeлов на территорiи, гдe правил Комитет ЧленовУчредительнаго Собранiя. Правда, предателям не во всем приходится вeрить иособенно такому, который выступил со своими изобличенiями в момент с.-р.процесса, т. е. в момент, когда при большевицком правосудiи прежнiе товарищистояли под ножем гильотины... Все-таки факты остаются фактами. И однако жеэто очень далеко от того, что мы называем "террором". 4 Я не говорю уже о тeх, кто по своим коммерческим соображенiямпримeняют в этом отношенiи принцип: do ut des, недавно столь откровеннопровозглашенный Муссолини. К этой позицiи в сущности близка и яко-бы "лeвая"позицiя французских радикалов во главe с Эррiо, не прикрытая даже стыдливымфлером какой либо общественной принципiальности. См. напр., статью CharlesGide в "Le Quotidien" 18 янв. 1924 г. О книгe Эррiо "La Russie nouvelle",чрезвычайно ярко вскрывающей его позицiи, я писал в No. 3 "На чужойсторонe": "Из смeновeховской литературы". 5 "Руль" 19-го октября. Рeчь шла об индивидуальном спасенiи извeстныхобщественных дeятелей. 6 Цитирую по статьe А. Б. Петрищева "Вопросы", "Право Лиду". "Дни", 8фев. 1924 г. 7 "Общее Дeло" 17-го iюля 1921 г. 8 Напомним о Фридрихe Адлерe, который выставлял требованiе"освобожденiя из большевицких тюрем всeх томящихся там сознательныхпролетарiев без различiя направленiя". 9 28-го декабря 1922 г. 10 Едва ли не впервые на послeднем международном конгрессe лиг правчеловeка, очевидно, под влiянiем выступленiя П. И. Милюкова, избраннаговице-президентом конгресса, была принята резолюцiя по поводу положенiяполитических заключенных в Россiи. Милюков закончил свою рeчь на конгрессeсловами: "мы только хотим... чтобы симпатiи мiровой демократiи не были насторонe злоумышленников. Пусть не дают санкцiи, ни моральной, ниюридической, тираническому правительству, которое никогда не будет признаносвоим народом. Пусть одним словом станут на сторону великой нацiи в еяборьбe против тиранов за самыя элементарныя права народа". * Но как скромна, и по содержанiю и по тону, принятая резолюцiя! * "Международный съeзд Лиг защиты Прав Человeка, которому нейтральныйкомитет передал список, заключающiй в себe около 1000 (!) русских граждан,приговоренных с 1920 г. или к смертной казни или к нeскольким годамзаключенiя в тюрьмах и в концентрацiонных лагерях за политическiяпреступленiя, считает своим долгом настаивать перед совeтскими властями наотмeнe смертных приговоров и на широкой амнистiи, освобождающей от другихнаказанiй политических заключенных. Съeзд требует, чтобы русскоеправительство ускорило момент возстановленiя свободы слова и печати, ибо этисвободы являются необходимыми условiями развитiя республики".Post scriptum (о матерiалах)Живя в Россiи, я считал своим долгом публициста и историка собиратьматерiалы о террорe. Я не имeл, конечно, возможности проникать в тайникиорганов, отправляющих так называемое "революцiонное правосудiе". Это сможетсдeлать историк в будущем и то постольку, поскольку сохранится матерiал обэтой страшной страницe современной русской дeйствительности. Матерiалисчезает, и многое уже исчезло безвозвратно в дни гражданской войны, когдасами Чрезвычайныя Комиссiи уничтожали свое прекарное дeлопроизводство приспeшной эвакуацiи или при грозящем возстанiи (напр., в Тамбовe приАнтоновском наступленiи). Здeсь, за границей, я мог использовать только самую незначительнуючасть собраннаго и перевезеннаго, в видe выписок и газетных вырeзок,матерiала. Но цeнность этого матерiала в том, что здeсь большевики как-бысами говорят о себe. За рубежом я мог воспользоваться прессой, недоступной мнe в Россiи.Мною просмотрeна почти вся эмигрантская литература; использованы {28} сотниотдeльных сообщенiй. Этой скрупулезностью (поскольку представлялосьвозможным при современном состоянiи матерiала) подбора фактов, которые всвоей совокупности и могут только дать реальную картину по истинeневeроятнаго кошмара современной русской дeйствительности, в значительнойстепени объясняется и внeшнее построенiе книги. Все это данныя, за полнуюточность которых, конечно, ручаться нельзя. И все-таки надо признать, чтосообщенiя зарубежной прессы в общем очень мало грeшили противдeйствительности. Еще вопрос, в какую сторону был крен. Приведу хотя бытакой яркiй примeр. Сообщенiе Бурцевскаго "Общаго Дeла" говорило как-то оразстрeлe 13.000 человeк в Крыму послe эвакуацiи Врангеля. Эта цифра в своевремя казалась редакцiи почти невeроятной. Но мы с полной достовeрностьютеперь знаем, что дeйствительно реальное в значительной степени превзошлоэто, казалось бы, невeроятное. Ошибки неизбeжны были в отдeльных конкретных случаях; субъективны были,как всегда, индивидуальныя показанiя свидeтелей и очевидцев, но в сущностине было ошибок в общих оцeнках. Допустим, что легко можно подвергнутькритикe сообщенiе хотя бы с.-р. печати о том, что во время астраханскойбойни 1919 г. погибло до 4000 рабочих. Кто может дать точную цифру? И ктосможет ее дать когда-либо? Пусть даже она уменьшится вдвое. Но неужели отэтого измeнится хо


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.