/>/>/>/>/>/>/>/>Психология группы и коллектива.
Введение
Становление личности индивида неможет рассматриваться в отрыве от общества, в котором он живет, от системыотношений, в которые он включается. По словам К. Маркса, общество «несостоит из индивидов, а выражает сумму тех связей и отношений, в которых этииндивиды находятся друг к другу».
Природа межличностных отношенийв любых общностях достаточно сложна. В них проявляются как сугубоиндивидуальные качества личности – её эмоциональные и волевые свойства,интеллектуальные возможности, так и усвоенные личностью нормы и ценностиобщества. В системе межличностных отношений человек реализует себя, отдавая обществувоспринятое в нем. Именно активность личности, её деяния являются важнейшимзвеном в системе межличностных отношений. Вступая в межличностные отношения самых разнообразных по форме, содержанию, ценностям, структуре человеческихобщностях – в детском саду, в классе, в дружеском кругу, в различного родаформальных и неформальных объединениях, — индивид проявляет себя как личностьи представляет возможность оценить себя в системе отношений с другими.
Ребенок живет, растет иразвивается в переплетении различного рода связей и отношений. В детских иподростковых группах складываются межличностные отношения, отражающиевзаимосвязи участников этих групп в конкретно-исторической ситуации развитияобщества. Несмотря на то, что проявления межличностных отношений в каждой конкретнойгруппе имеют свою неповторимую историю, на разных возрастных этапах действуютобщие закономерности их становления и развития.
Первая из них отражаетобусловленность природы межличностных отношений тем местом, которая возрастная социальнаягруппа занимает в обществе. Вторая характеристика межличностных отношений –это их зависимость от совместной деятельности, которая в любую историческуюэпоху опосредствует развитие межличностных отношений в группе, определяет ихстроение. Третья особенность межличностных отношений заключается в ихуровневой природе – сколько-нибудь сложившаяся группа имеет определенныйуровень развития, от которого зависит наличие или отсутствие тех или иных еёсоциально-психологических особенностей и характер её влияния на индивидов.
Любая группа на любойвозрастной ступени характеризуется своей особой социальной ситуацией развития.Понятие социальной ситуации развития было введено Л.С. Выготским дляхарактеристики развития личности ребенка внутри определенного возрастного этапана основе конкретно – исторической системы его отношений с социальной действительностью.Понятие социальной ситуации развития может быть применено и к характеристикедетской группы.
Это прежде всего объективныеусловия существования данной группы, определяемые исторической эпохой,культурой и пр.
Другим компонентом социальнойситуации развития детской группы является её объективный социальный статус,определяемый прежде всего положением детства как социально – возрастной группыв структуре общества.
Помимо объективных условийсоциальной ситуации развития детской группы существует субъективный аспектсоциальной ситуации развития. Он представлен социальной позицией, т.е.отношение членов детской группы к этим объективным условиям, статусу, и ихготовностью к принятию этой позиции и действиям в соответствии с ней.
Анализ социальной ситуацииразвития позволяет раскрыть содержание межличностных отношений в детскихгруппах. В детских и подростковых группах могут быть выделены функционально –ролевые, эмоционально – оценочные и личностно – смысловые отношения междусверстниками.
Эмоционально – оценочныеотношения выявляются в непосредственном взаимодействии детей, отражая системуих предпочтений. Знание этих отношений позволяет ответить на многие вопросысвязанные с поведением ребенка. На первый план здесь выступают эмоциональныепредпочтения – симпатии, антипатии, дружеские предпочтения и т.д.
В последнее время, с притокомновых социальных взглядов, когда многое меняется и нажитое за последниедесятилетия переходит в небытие необходимо находить новые цели, новые способыдеятельности, которые бы давали нам больше, позволяли бы более продуктивноработать в новой сложившейся ситуации. Отход от тоталитарного общества и попыткиприйти к более демократичному укладу жизни требует от нас пересмотра многихаспектов окружающей нас действительности.
Исходя из этого актуальностьданной темы определяется следующими аспектами: наше внимание должно затрагиватьособую ситуацию развития детей данного возраста, в данном случае 11 – 13 лет;необходимо найти точки соприкосновения изменяющегося мира и процессастановления такого вида деятельности ребенка в этом возрасте, как эмоционально– личностное общение, а также уточнить влияние сложившейся социальной ситуациина него; следующим аспектом можно назвать необходимость изучения мотивовэмоционального выбора в межличностных отношениях подростков что в свою очередьвыражается необходимостью изменений в воспитательной работе школы, в связи споявлением новых воспитательных технологий. Большинство этих технологий находитсятолько в стадии теоретической разработки и требуют скорейшей практическойапробации, в то время как различные технологии обучения довольно успешнопрактикуются многими школами на всей территории Российской Федерации.
/>/>/>/>/>/>/>/>Глава I.Психологическая характеристика группы и коллектива.
/>/>/>/>/>/>/>/>§ 1. Социально –психологическая характеристика групп.
Проблема групп, в которыеобъединены люди в процессе своей жизнедеятельности, — важнейший вопроссоциальной психологии.
Реальность общественных отношенийвсегда дана как реальность отношений между социальными группами, поэтому длясоциологического анализа крайне важным и принципиальным вопросом являетсявопрос о том, по какому критерию следует вычленять группы из того многообразияразличного рода объединений, которые возникают в человеческом обществе.
«Группа — это некотораясовокупность людей, рассматриваемых их с точки зрения социальной,производственной, экономической, бытовой, профессиональной, возрастной и т.п.общности. Сразу же следует оговориться, что в общественных науках в принципеможет иметь место двоякое употребление понятия “группа”»[1].С одной стороны, в практике, например, демографического анализа, в различныхветвях статистики имеются ввиду условные группы: произвольные объединения(группировки) людей по какому либо общему признаку необходимому в даннойсистеме анализа.
С другой стороны, в целом циклеобщественных наук под группой понимается реально существующее образование, вкотором люди собраны вместе, объединены одним общим признаком, разновидностьюсовместной деятельности или помещены в какие-то идентичные условия,обстоятельства, определенным образом осознают свою принадлежность к этомуобразованию.
Группы бывают: большими и малыми,от двух человек и более, условными и реальными. Реальные группы делят намалые и большие, официальные и не официальные, устойчивые и ситуативные,организованные и стихийные, контактные и неконтактные. Стихийные — К.К.Платонов назвал «неорганизованными группами».
Группы состоят из людей, общества- из групп. Индивиды, группы и общества — это три современные реальности, онивзаимосвязаны. Все группы более или менее специализированы. Их специализациязависит от потребности людей. Так, семья в промышленном городе имеет одновременногенетическую и воспитательную функции. Другие группы выполняют другиефункции. Индивиды участвуют в во многих группах. Некоторые группы предполагаютфизическое присутствие ее членов. Одновременно можно участвовать в несколькихгруппах: члены команды по футболу, учебные заведения. Существуют постоянные,временные, случайные или спорадические группы. Некоторые группы созданы длядлительного существования и стремятся к этому: школы, деревня, предприятия,заинтересованные в продолжении своего дела. Это группы, которые не хотятисчезнуть. Другие группы обречены на недлительное существование (туристы).Некоторые группы являются свободными, другие имеют обязательный характер. Так,появившись на свет, мы не выбирали семью, этническую группу или нацию, другиегруппы, куда вступают по желанию: спортивный клуб, культурные общества илисоциальное объединение. Формальные группы характеризуются организованнойструктурой. Социальные отношения здесь носят безличный характер (различные партии).В неформальной группе существуют личные, социальные отношения, которыеосуществляются в ролях, определяемых внутренней средой, симпатиями (это друзья,приятели, “клуб по интересам”). Первичная или ограниченная группа являетсяосновой для человека это — семья. В ней происходит процесс культуризации.Вторичные группы — большие по размеру и отношения в них формализованы. Пример:баскетбольный клуб в который входят несколько команд, — это вторичная группа. Аодна команда — первичная группа.
Социальная психологияпредпринимала многократные попытки построить классификацию групп.Американский исследователь Ювенк вычленил семь различных принципов, наосновании которых строились такие классификации. Эти принципы были самымиразнообразными: уровень культурного развития, тип структуры, задачи и функции,преобладающий тип контактов в группе. Однако общая черта всех предложенныхклассификаций — формы жизнедеятельности группы.
Для социальной психологии значиморазделение групп на условные и реальные. Она сосредоточивает свое исследованиена реальных группах. Но среди этих реальных существуют и такие, которыепреимущественно фигурируют в общепсихологических исследованиях — реальныелабораторные группы. В отличие от них существуют реальные естественныегруппы. Социально-психологический анализ возможен относительно и той, и другойразновидности реальных групп. Однако наибольшее значение имеют реальныеестественные группы. В свою очередь эти естественные группы подразделяются натак называемые “большие” и “малые” группы. Малые группы — обжитое полесоциальной психологии. И все же остановимся на ней.
Под малой группой понимаетсянемногочисленная по составу группа, члены которой объединены общей социальнойдеятельностью и находятся в непосредственном личном общении, что являетсяосновой для возникновения эмоциональных отношений, групповых норм и групповыхпроцессов.
Целесообразность исследованиягрупп очевидна, т.к. они являются удобной моделью изучения процессоввнушаемости, конформности, срабатываемости, общения и т.д. за определенныйпромежуток времени.
Лабораторные исследования малыхгрупп могут быть приближены к реальным жизненным условиям двумя разными способами.Первый способ идет по пути создания экспериментов, изолирующих все важнейшиеи второстепенные атрибуты этих ситуаций. Второй способ сближения идет по путине только организаций условий эксперимента, но и включает исследованияреальных контактных групп в “жизненных” (моделируемых) условиях взаимодействия.
И что ценно, в лабораторныхисследованиях малых групп соблюдается обще — психологический принцип подбораиспытуемых: они должны быть одного возраста, пола, близкого уровня образования.
Что же касается больших групп, товопрос об их исследовании значительно сложнее и требует особого рассмотрения.Важно подчеркнуть, что эти “большие” группы также представлены в социальнойпсихологии неравноценно: одни из них имеют солидную традицию исследования наЗападе (это по преимуществу большие, не организованные, стихийно возникшие“группы”, сам термин “группа” по отношению к которым весьма условен), другиеже, подобно классам, нациям значительно слабее представлены в социальнойпсихологии в качестве объекта исследования. В группах первого вида, процессыпротекающие в них, хорошо описаны в некоторых разделах социальной психологии,в частности при исследовании способов воздействия в ситуациях внеколлективного поведения.
Точно также малые группы могутбыть подразделены на две разновидности: формирующиеся группы, уже заданныевнешними социальными требованиями, но еще не сплоченные совместнойдеятельностью в полном смысле этого слова, и коллективы, т.е. группы болеевысокого уровня развития, связанные со специфическими видами социальной деятельности.Группы первой разновидности можно обозначить как “становящиеся”.
Эта классификация может бытьнаглядно представлена в виде схемы представленной в учебнике Г.М. Андреевой «Социальная психология, с. 194»:
Все, начиная с рубрики “реальныеестественные группы”, представляют объект исследования в социальнойпсихологии.
Традиционно в социальнойпсихологии изучаются некоторые параметры группы: композиции группы (или еесостав), структура группы, групповые процессы, групповые ценности, нормы,система санкций. Каждый из этих параметров может приобретать совершенноразличное значение в зависимости от того общего подхода к группе, которыереализуется в исследовании. Так, например, состав группы может быть, в свою очередь,описан по совершенно различным показателям, в зависимости от того, значит ли вкаждом конкретном случае, например, возрастные профессиональные илисоциальные характеристики членов группы. Очевидно, не может быть дан единыйрецепт описания состава группы, особенно в связи с многообразием реальныхгрупп. в каждом конкретном случае начинать надо с того, какая реальная группавыбирается в качестве объекта исследования.
Иногда состав микрогруппы исоответственно структура отношений в ней носят более сложный характер.Например, в старших классах школы нередко можно встретить объединения детей,включающие по 4-5 человек, объединенных близкими дружескими связями. Однако вбольшинстве реальных групп на практике такие объединения школьниковвстречаются крайне редко. Поэтому можно считать, что группы — диады и группы - триады представляют собой наиболее типичные микрогруппы, из которых состоитлюбая малая группа. Их внимательное изучение может дать очень много полезнойинформации для понимания более сложной системы взаимоотношений, имеющихся вмалой группе или коллективе.
Разнообразна структура большихгрупп, в которые входят малые:
социальные классы;
различные этнические группы;
профессиональные группы;
возрастные группы (в качествегруппы могут быть рассмотрены, например, молодежь, женщины, пожилые люди идр.).
Реальная группа выбирается вкачестве объекта исследования: школьный ли это класс, спортивная команда илипроизводственная бригада. Иными словами, мы сразу “задаем” некоторый наборпараметров для характеристики состава группы, в зависимости от типадеятельности, с которыми данная группа связана. Тоже можно сказать иотносительно структуры группы. Существует несколько достаточно формальных признаковструктуры группы: структура предпочтений, структура коммуникаций, структуравласти.
“Соединение” процессов,протекающих в группе и других характеристик группы — до сих пор не вполнерешенная для социальной психологии проблема. Если последовательно идти по пути,заложенным исходным методическим принципом, то к групповым процессам преждевсего следует отнести такие процессы, которые организуют деятельность группы.
Следует также подробноостановиться на вопросах общих качеств группы и проблеме развития групп.
Непосредственно общие качествагруппы:
Интегративность — мера единства,слитности, общности членов группы друг с другом, (отсутствие интегративности — разобщенность, дезинтеграция).
Микроклимат определяетсамочувствие каждой личности в группе, ее удовлетворенность группой,комфортность нахождения в ней.
Референтность — степень принятиячленами группы групповых эталонов.
Лидерство — степень ведущеговлияния тех или иных членов группы на группу в целом в направленииосуществления групповых задач.
Интрагрупповая активность — мераактивизации групповой составлящих ее личностей.
Интергрупповая активность — степень влияния данной группы на другие группы.
Кроме этих качестврассматриваются еще и такие:
направленность группы — социальная ценность принятых ею целей, мотивов деятельности, ценностныхориентаций и групповых норм;
организованность — реальнаяспособность группы к самоуправлению;
эмоциональность — межличностныесвязи эмоционального характера, преобладающей эмоциональный настрой группы;
интеллектуальнаякоммуникативность — характер межличностного восприятия и установлениявзаимопонимания, нахождения общего языка;
волевая коммуникативность — способность группы противостоять трудностям и препятствиям, ее надежность вэкстремальных ситуациях.
Проблема развития группы никогдане ставилась с целью выяснить разные уровни этого развития, и, далее, вскрытьспецифику различных параметров групповой деятельности на каждом из этихуровней. Вместе с тем без такого подхода картина развития группы не может бытьполной. Целостное представление о развитии группы по характеристике групповыхпроцессов допускает и более дробный анализ, когда отдельно исследуетсяразвитие групповых норм, ценностей система межличностных отношений и т.д… Сточки зрения социальной психологии исследование характеристик большихсоциальных групп наталкивается на целый ряд трудностей. Богатство методикизучения различных процессов в малых группах часто контрастирует с отсутствиемподобных методик для исследования, например, психологического облика классов,наций и других групп такого рода. Отсюда иногда рождается убеждение, чтообщность психологии больших групп не поддается научному анализу. Отсутствиетрадиции в таком исследовании еще более укрепляет такие взгляды. Вместе с тем,социальная психология в точном значении этого слова, без раздела о психологиибольших социальных групп, вообще не может претендовать на успех.[2]По утверждению Дилигенского Г.Г., рассмотрение психологии больших группне может считаться правомерным, ибо это не одна из проблем данной дисциплины,а важнейшая ее проблема. «Как бы ни была велика роль малых групп инепосредственно межличностного общения в процессах формирования личности самипо себе эти группы не создают исторически конкретных социальных норм,ценностей, установок». Все эти и другие содержательные элементы общественнойпсихологии возникают на основе исторического опыта. Ссылаясь на ДилигенскогоГ.Г. «этот опыт лишь «доведет» до индивида через посредство малой группы имежличностного общения». Поэтому социально — психологический анализ большихгрупп можно рассматривать как “ключ” к познанию содержания психики индивида.
/>/>/>/>/>/>/>/>§ 2. Социальнаяколлективность. Отношения междуиндивидом игруппой.
Как уже было сказано ранее,коллектив – высшая форма развития малой группы. Но сам коллектив не возникаетвнезапно. Существуют различные формы коллективных отношений, которые проходятопределенные этапы своего развития. Развитие коллектива проходит черезследующий ряд этапов: номинальная группа, группа-ассоциация,группа-кооперация.
От кооперации до коллективагруппа проходит уровень автономизации, для которого характерно довольновысокое внутреннее единство по всем общим качествам, кроме интергрупповойактивности. Именно на этом уровне члены группы идентифицируют себя с ней(моягруппа). Однако группа-автономия может уйти в сторону от коллектива. Возможноразвитие группы в отрицательном направлении, когда развитие группы приводит еек положению замкнутой из вне группы, но отличающейся внутригрупповойантипатией, межличностным эгоцентризмом и эгоизмом, агрессивностью.
Социальная коллективностьзаключается в том, что, объединяя людей общими социальными и производственнымиинтересами, она ставит высшей своей целью создание условий для раскрытияиндивидуальности каждого члена общества и отвечает за реализацию полноценногоразвития личности. Термин « Социальная психология» так обозначен ВыгодскимЛ.С.: Психология, исследующая социальную обусловленность психики отдельногочеловека», «Коллективная» психология в его понятии, совпадает с традиционным«Все в нас социально, но это не означает, что все свойства психики отдельногочеловека присуще всем другим членам данной группы». Только некоторая частьличной психологии может считаться принадлежностью данного человека, и вот этучасть личной психологии в условиях ее коллективного проявления и изучаетколлективная психология (психология войны и т. п.) В результате развития своихчленов развивается и сам коллектив: чем ярче и богаче индивидуальность, вышеуровень развития каждого члена коллектива, тем более дееспособным, человечнымв общественном своем качестве является и коллектив в целом. Суть социальногоколлективизма не сводится к совместной деятельности для достижения общей цели.И даже не сводится к умению жить сообща, вместе решая все вопросы. Состояние изрелость социальной коллективности определяется тем, насколько социальное,общественное прониклось личным, индивидуальным интересом.
Любое взаимодействие людей, дажепри минимальном их количестве, начинается с распределения функций. Без этогоне возможно существование группы как единого целого. Группа может быть понятачерез личность, так как человеческая личность является главным материалом дляее создания. А.В. Петровский считает при классификации групп определятьстепень их развития, учитывая характер межличностных отношений, формирующихсяв зависимости от ценностно-ориентационного единства группы (оптимальноесовпадение целей, связывающих личность, группу, общество).
Иерархия реальных контактныхгрупп может быть представлена следующим образом:
Диффузная группа — в нейвзаимоотношения опосредуются не содержанием групповой деятельности, а толькосимпатиями и антипатиями.
Ассоциация — группа, в которойвзаимоотношения опосредуются только личностно значимыми целями.
Корпорация — взаимоотношенияопосредуются личностно значимыми, но ассоциальным по своим установкамсодержанием групповой деятельности.
Коллектив — взаимодействияопосредуются личностнозначимым и общественно ценным содержанием групповойдеятельности (бригада, экипаж, расчет).
В них оптимально могутсочетаться личные, коллективные и общественные цели и ценности.
До сих пор мы исходили из того,что группа в целом ставит своей задачей достижение максимального сближения вовзглядах и выборах, стремясь выработать общую позицию. Однако нам известно,что это предположение верно лишь от части. В действительности при множестверазных обстоятельств и особенно, если требуется изменение, происходит обратное:преобладает напряжение и расхождение во мнениях. Значительное числосоциальных установок человека имеет отношение к одной или нескольким социальнымгруппам или связаны с ними. Характер этой связи не является простым, ясным. Содной стороны — установки человека связаны с социальными установками, обычнопроявляющимися в группах, к которым он принадлежит. С другой стороны — изменение влияния престижа, лидерства мнений, отвержение членских групп темикто занимает в них низкий статус, а также влияние внешних групп на уровеньпритязаний показывает, что социальные установки часто бывают связаны с нечленскимигруппами.
Как признание этого факта — термин “референтная группа”, впервые употребленный Хаймоном, сталиспользоваться для обозначения любой группы, с которой индивид соотноситустановки. Одновременно стала развиваться общая теория референтных групп. Этопонятие используется для обозначения двух видов отношений между индивидом игруппой[3].
Замечена закономерность: чемближе по уровню своего развития группа находится к коллективу, тем болееблагоприятные условия она создает для проявления лучших сторон личности иторможения того, что в ней есть худшего. И напротив, чем дальше группа поуровню своего развития отстоит от коллектива, (а ближе к корпорации), тембольше возможности она представляет для проявления в системе взаимоотношенийхудших сторон личности с одновременным торможением лучших устремлений.
Это достаточно подробнопоказывает схема:+ + + + - +
/>/>/>/> +
/>/> +
- -
- - + +
/>+ + - -
Несовместимые Согласованные /> /> /> /> /> /> /> /> /> +
/>/> + + +
/> - - Идеальные
Влияние группы разного уровня наразвитие, поведение личности в группах.
+ — положительное в личности имежличностных отношениях
— — отрицательное в личности имежличностных отношениях
¯- поворот отношений в любую сторону
«- отношения.
Это пример взаимоотношений вмикрогруппе — триаде. Они представлены близкими друзьями, молодыми семьями.Они наиболее часто встречаются в любой малой группе. Взаимоотношения парныевсегда строятся с учетом отношений с другими, окружающими их людьми.
Исследователи, разрабатывающиекритерии отбора и комплектования малых групп, считают, что нельзя на основаниитолько индивидуальных характеристик участников совместной деятельностипрогнозировать успешность их групповой работы. «Общество не состоит изиндивидов а выражает сумму тех связей и отклонений в которых эти индивидынаходятся друг к другу»[4].Различие между индивидами является основным двигателем развития ихвзаимодействий и их самих как личностей. Противоположности (но не крайности)порождают развитие системы, в данном случае — коллектива. Даже молчаливоеприсутствие группы людей изменяет психическую деятельность человека, заставляявести себя иначе.
Таким образом, в регуляции эффективностиколлективистской деятельности участвуют самые разные системы факторов:
внегрупповые (физические исоциальные)
внутригрупповые (нормы,межличностные отношения)
внеличностные (однородность — разнородность по индивидуально-психологическим параметрам)
внутриличностные(индивидуально-психологические особенности членов группы, их состояние,исходные мнения, оценки)
Фактором, связывающим всеперечисленные системы, пронизывающим их, является фактор общественнойзначимости, совместной деятельности группы людей. Он является стержневым,оптимально сочетающим личностно значимые и общественно ценные ориентацииколлектива.Содержание
Введение
1. Теориявзаимоотношения личность- коллектив
2. Основнойпринцип человеческого общения
3. Личностьи группа. Проблема взаимоотношений.
4. Проблемаобщности в социальной психологии.
5. Проблемысоциальной психологии.
6. Понятие единства развития личности и психики человека.
7. Понятиеи структура малых групп в психологии.
8. Типыконфликтов и их характеристика.
9. Детскийколлектив
Список используемой литературы
Введение
Цель данного реферата — в маломобъёме попытаться изложить характерные явления, возникающие во взаимоотношениях личности и коллектива. В виду огромного объёма темы былорешено после краткой теоретической информации привести анализ двух наиболеераспространённых примеров из жизни человека, в которых отношения личности иколлектива играют важнеёшую роль.
Реферат логически состоит из трёхчастей; первая-это выдержки из классической теории психологии. Здесь вводятсяосновные понятия и определения, с которыми оперирует психология приопределении личности, общества и их взаимоотношений. Особое внимание уделенопонятию малых групп, как наиболее часто встречающейся форме коллектива.
Вторая часть посвященаформированию детского коллектива и развитию в нём ребёнка — формирующейсяличности. Этот тип коллектива взят не случайно, на этом уровне происходитактивное познание ребёнком окружающей среды, складываются первые взаимоотношениясо сверстниками, формируется собственное понятие “коллектив”, осознаниесобственного “Я” и положение собственной личности в коллективе.
Третья, последняя часть,рассказывает об особом, специфическом коллективе — военном, и отношенияобсуждаются тоже специфические — неуставные. Данный пример позволяет проследитьвзаимоотношения личности и коллектива в экстремальной, напряжённой обстановке.
Теория взаимоотношения личность-коллектив
Основной принцип человеческогообщения
Отношения в группах по мере ихпревращения в коллективы за кономерно изменяются. Сначала они бываютотносительно без-различными (люди, не знающие или слабо знающие друг друга,не могут определённо относится друг к другу), затем могут становитсяконфликтными, а при благоприятных условиях прев-ращаться в коллективистские. всё это обычно происходит за сравнительно короткое время, втечение которого индивиды, составляющие группу, не могут измениться какличности. У каждого человека есть свои положительные и отрицательныечерты, свои особые достоинства и недостатки. То, какой своей стороной, положительной или отрицательной, он выступит во взаимоотношениях с людьми, зависит от этих людей и социаль-ного окружения, от особенностей группы, в которуюон включён в данный момент времени.
Согласно интеракционистскойтеории личность, будучи внутренне относительно устойчивой в своих базовых свойствах, внешне может проявлять себя по-разному в зависимости отскладываю-щихся обстоятельств. Замечена закономерность: чем ближе по уровню своего развития группа находится к коллективу, тем более благоприятныеусловия она создаёт для проявления луч-ших сторон в личности и торможениятого, что в ней есть худ-шего.И напротив, чем дальше группа по уровню своегоразвития отличается от коллектива и чем ближе она находится к корпо-рации, тембольшие возможности она предоставляет для прояв-ления в системе взаимоотношенийхудших сторон личности с од-новременным торможением лучших личностныхустремлений.
Личность и группа. Проблемавзаимоотношений.
В самом общем виде развитиеличности можно представить как процесс её вхождения в новую социальную среду иинтеграции в ней. Этапы развития личности в относительно стабильной общностиназываются фазами развития личности: 1. _Фаза становле_нияличности. . Предполагает активное усвоение действующих в общности норми овладение соответствующими формами и средс-твами деятельности. Принеся ссобой в новую группу всё, что составляет его индивидуальность, субъект не можетосущест-вить потребность проявить себя как личность раньше, чем ос-воитдействующие в группе нормы(нравственные, учебные, про-изводственные) иовладеет теми приёмами и средствами дея-тельности, которыми владеют другиечлены группы. 2. Порожда-ется обостряющимися противоречиями между достигнутымрезуль-татом адаптации — тем, что субъект стал таким, «как все» в группе и неудовлетворяемой на первом этапе потребностью ин-дивида в максимальнойперсонализации. На этой фазе нарастает поиск средств и способов для обозначениясвоей индивидуаль-ности, её фиксации. 3.Детерминируется противоречиями междусложившимися на предидущей фазе стремлением субъекта быть идеальнопредставленным в других своими особенностями и зна-чимыми для него отличиями — с одной стороны, и потребностью общности принять, одобрить и культивироватьлишь те демонс-трируемые им индивидуальные особенности, которые ейимпони-руют, соответствуют её ценностям, стандартам, способствуют успехусовместной деятельности с другой стороны.
Проблема общности в социальнойпсихологии.
Для индивида, входящего вгруппу, осознание того, принад-лежности к ней осуществляется прежде всего через принятие этих характеристик, т.есть через осознание факта некоторойпсихической общности с другими членами данной социальной группы. Можносказать, что «граница» группы воспринимается как граница этой психическойобщности. Главной чисто психо-логической характеристикой группы являетсяналичие так назы-ваемого «мы-чувства». Это означает, что универсальнымприн-ципом психического оформления общности является различение дляиндивидов, входящих в группу, некоторого образования «мы», в отличие отдругого образования «они». «Мы-чувство» выражает потребность отдифференцировать одну общность от другой и является своеобразныминдикатором осознания принад-лежности к некоторой группе. Спецификасоциально-психологи-ческого анализа группы именно здесь и проявляется: рассмат-риваются выделенные средствами социологии реальные социаль-ные группы,но в них, далее, определяются те их черты, кото-рые в совокупности делаютгруппу психологической общностью, т.есть позволяют каждому её членуидентифицировать себя с группой.
Проблемы социальнойпсихологии.
Социальная психология пользуетсяопределением личности, ко-торое даёт общая психология, выясняет, каким образом,т.есть прежде всего в каких конкретных группах, личность, с одной стороны, усваивает социальные влияния и, с другой стороны, каким образом, в какихконкретных группах она реализует свою социальную сущность. Отличие такогоподхода от социологичес-кого заключается в том, что она выявляет, какимобразом сформировались эти социально-типические черты, почему в од-них условиях формирования личности они проявились в полной мере, а в другихвозникли какие-то иные социально-типические черты вопреки принадлежностиличности к определённой соци-альной группе. В большей мере, чем всоциологическом подхо-де, здесь принимаются в расчёт такие регуляторыповедения и деятельности личности, как вся система межличностных отноше-ний, внутри которой наряду с их деятельностной опосредован-ностью изучается и ихэмоциональная регуляция. От общепсихо-логического отличается тем, чтосоциальная психология расс-матривает поведение и деятельность «социально-детерминиро-ванной личности» в конкретных реальных социальных группах, индивидуальный вкладкаждой личности в деятельность группы, причины, от которых зависит величинаэтого вклада в общую деятельность. Для социальной психологии главным ориентиромв исследовании личности является взаимоотношение личности с группой.
Понятие единства развитияличности и психики человека.
В жизни конкретного человенка какиндивида, как отдельного представителя человеческой общности его личность ипсихика представлены в неразрывном единстве. Индивид обладает психи-кой, но вто же время индивид выступает как личность, явля-ясь субъектом межчеловеческих,общественных по своей природе отношений. Детерминантой развития личностиявляется деятель-ностно-опосредствованный тип взаимоотношений, которыескла-дываются у человека с наиболее значимой для него груп-пой(группами)в этот период. Эти взаимоотношения опосредс-твуются содержанием и характеромдеятельностей, которые за-даёт эта референтная группа, и общения, которое вней скла-дывается. Исходя из этого можно сделать вывод, что развитие группывыступает как фактор развития личности в группе. В соответствии сконцепцией персонализации индивид характери-зуется потребностью бытьличностью, т.е. оказаться и оста-ваться в максимальной степенипредставленным значимыми для него качествами в жизнедеятельности других людей, осущест-влять своею деятельностью преобразования их смысловой сферы, испособностью быть личностью, т.е. совокупностью индивиду-альных особенностей исредств, позволяющих совершать деяния, обеспечивающие удовлетворение потребности быть личностью.
Понятие и структура малыхгрупп в психологии.
Малая группа — этонемногочисленные по составу объединения людей, члены которого имеют общую цельи находятся друг с другом в непосредственных личных контактах. Малую группуха-рактеризует психологическая и поведенческая общность её чле-нов, которая выделяет и обособляет её, придаёт её относи-тельную социально-психологическуюавтономию, отличает данную группу от остальных. Малые группы могут бытьразными по ко-личественному составу: от 2-3 до 30-40 человек; различными поструктуре отношений, существующих между их членами; нео-динаковыми поиндивидуальному составу, характеру ценностей, норм и правил, которыхпридерживаются их члены, межличност-ным отношениям, целям и содержаниюдеятельности. Условными или номинальными называются группы, которыеобъединяют лю-дей, не входящих в состав ни одной малой группы. Впротиво-положность им выделяются реальные группы. Они представляют собойдействительно существующие объединения людей, пол-ностью отвечающие определению малой группы. Естественными называют такие группы, которыескладываются сами по себе, независимо от желания экспериментатора. Онивозникают и су-ществуют исходя из потребностей общества или включённых вэти группы людей. Естественные группы бывают формальными инеформальными.Формальные создаются и существуют лишь в рам-ках официальнопризнанных организаций.Также все естественные группы можно разделить на слаборазви тые и высокоразви-тые.Слаборазвитые малые группыхарактеризуются тем, что в них нет достаточной психологическойобщности, налаженных де-ловых и личных отношений, сложившейся структуры взаимодейс-твия, чёткогораспределения обязанностей, приз нанных лиде-ров, эффективной совместной работы.
Типы конфликтов и иххарактеристика.
По направленности конфликты делятся на «горизонтальные», «вертикальные» и «смешанные». К«горизонтальным» относятся такие конфликты, в которых не задействованы лица,находящие-ся в подчинении друг другу. К «вертикальным» конфликтам от-носятсяте из них, в которых участвуют лица, находящиеся в подчинении один у другого.В смешанных конфликтах предчстав-лены и «вертикальные» и «горизонтальные»составляющие. По значению для организации конфликты делятся на конструктивныеи деструктивные. Конструктивным конфликт бывает тогда, когда оппоненты невыходят за рамки этических норм, деловых отно-шений и разумных аргументов. Неконструктивный конфликт воз-никает в двух случаях: когда одна из сторонупорно и жестко настаивает на своей позиции и не желает учитывать интересыдругой стороны; когда один из оппонентов прибегает к нравс-твенно осуждаемымметодам борьбы, стремится психологически подавить партнёра, дискредитируя иунижая его. По характеру причин конфликты делятся на объективные исубъективные. Пер-вые порождены объективными причинами, вторые — субъективными.
Детский коллектив
Развитый детский коллектив представляет собой необходимое условие самоутверждения личности. Ему присущиобщность целей и адекватность мотивов предметно-практической совместнойдеятель-ности, направленной на пользу общества, забота об общем резуль-тате, определенныеорганизация и характер общения, широкая сис-тема коллективных связей. Наиболееразвитые формы взаимоотноше-ний детей создаются в процессе целенаправленнойорганизации их социально-одобряемой деятельности: учебной, организационно-об-щественной, трудовой, художественной, спортивной и др. Приэтом придание основным типам деятельности детей определенной целевойнаправленности, социальной значимости позволяет не только форми-роватьотношения детей внутри возрастных групп, но и строить их на единой основе. Сочетание взаимоответственности, с одной сто-роны, а с другой — необходимостипроявления самостоятельности в организации и осуществления просоциальнойдеятельности обеспечи-вает условия для развития подлинной самостоятельности. Макси-мальное развитие самодеятельности детей выступает определяющимпризнаком развитого детского коллектива.
Социально признаваемая деятельность как средство формирова-ния детского коллектива и определенныхотношений его членов мо-жет быть реализована в том случае, если онасоответствующим об-разом организована.
Это должна быть такаяорганизация, при которой:
а) дети разных возрастоввыполняют отдельные части общей за-дачи, т.е. осуществляется возрастноеразделение;
б) значимые цели этойдеятельности имеют как общественный, так и личностный смысл;
в) обеспечивается равноправная,инициативно-творческая пози-ция каждого ребенка (от планирования дел до оценкиее результа-тов);
г) осуществляется непрерывность иусложнение совместной дея-тельности, причем не только в плане собственнодеятельности, но, главное, с позиции ее активного участника, действующеговначале для «контактного» коллектива, потом для общешкольного, а затем длярайона, города, общества;
д) деятельность эта направлена наблаго другим людям, об-ществу. Именно в развитых формах социальноодобряемой деятель-ности формируется умение ребенка учитывать интересы, позицию другого человека и соответственно этому ориентироваться в своемповедении.
Как инструмент воспитаний детский коллектив организуется взрослым. При этом важное значениеприобретает вопрос о соотно-шении: 1) потребности детей в общении и 2) задач, поставленных перед этим коллективом. Практически в любом организованномдетс-ком объединении реально существует определенное сочетание данных двухфакторов. Однако наиболее широкие возможности их взаимо-действия создаются вусловиях сформированного детского коллекти-ва. Активно включая детей в решениесоциально важных задач, та-кой коллектив обеспечивает многообразные формы общения,обуслов-ливает возможности развития индивида как личности.Психолого-пе-дагогическая задача при этом заключается в том, чтобы детскийколлектив не воспринимался лишь как форма целесообразности, что-бы в глазахдетей воспитательная функция коллектива отступала на второй план перед егосоциально полезной функцией. Иначе его воспитательное воздействиенивелируется, заменяясь влиянием так называемых неофициальных, неформальныхдетских объединений.
Детский коллектив, существующийв современной общеобразова-тельной школе представляет собой многоплановую систему, внутри которой дети могут быть членами объединений, разных похарактеру и длительности существования.
Важную роль играет характервзаимоотношений, которые склады-ваются между детьми в изменяющейся структурепостоянных и вре-менных объединений, что проводит всех школьников черезположение руководителей и исполнителей, формируя умения командоватьтова-рищами и подчиняться товарищу, создавая развернутую сеть разно-образныхсвязей, отношений.
Особое место в креплениимежколлективных связей занимает це-ленаправленное создание временныхобъединений, позволяющих орга-низовать деятельность детей в небольших группах,которым поруча-ется выполнение кратковременных дел. Психологическоесвоеобразие этих групп состоит в том, что школьник в таком объединении,нас-читывающем обычно всего несколько детей, постоянно находится подвоздействием общественного мнения товарищей и не может уклонить-ся от принятыхнорм поведения. Кроме того детям легче осущест-влять самостоятельноеруководство небольшим числом сверстников. Но главное состоит в том, чтотолько в небольших группах каждый ребенок может определить для себя такоеположение в совместной работе, при котором он способен приложить все своизнания, силы и способности, т.е. возникает возможность для каждого выделитьсвою роль в общей деятельности, в наибольшей степени адекватную егоиндивидуальным склонностям.
К числу важных моментов ворганизации детского коллектива относится разновозрастное построение контактных объединений школьников. Разновозрастный состав детских коллективовнивелиру-ет обычно существующую в объединении сверстников тенденцию замы-катьсяв кругу групповых интересов. Ребенок испытывает влияние каждой такой группыи, занимая в ней определенное место, в то же время сам воздействует на окружающих, оптимизируя собственное развитие.
Но этот путь реализуется лишь вмногоплановой системе детс-кого коллектива школы в целом, где в сложныхструктурных связях находятся контактные коллективы, разные по длительностисущест-вования, объему и содержанию деятельности.
В общешкольном коллективескладывается совершенно особая психо-
логическая ситуация. Наличие длядетей разных возрастов и заня-
тых разными видами деятельности общих интересов: общешкольные
дела, взаимоотношения классов,групп, бригад, штабов, кружков — создает возможности для установления между детьми развернутых типов отношений.
В частности общешкольный коллектив обеспечивает единство, дружбу, товарищество старших и младшихшкольников.
Ежегодно обновляясь, общешкольный коллектив сохраняет в то же время свои законы, обычаи, традициии требования. В этом от-ношении он является постоянно действующей силой,помогающей соз-давать, стабилизировать, развивать интересы контактныхколлекти-вов. Чем больше выражены коллективные начала в общешкольномкол-лективе, тем прочнее спаяны контактные объединения детей; чем значимее, обширнее общая цель, зримее ее общественный характер, тем прочнее связи всехдетских коллективов в их общей иерархии. Целенаправленная организацияразветвленного детского коллектива обеспечивает наиболее благоприятныепсихологические условия фор-мирования коллективистских качеств личности каждогоребенка.
Коллективизм составляет одно изопределяющих отношений лич-ности в ее конкретной деятельности — творческоеотношение к об-щественной делу, выражая потребность в деле, необходимомдругим людям. Такую потребность нельзя сформировать в замкнутом коллек-тиве,акцентированном лишь на достижении своих целей, что таит опасность развитиягрупповщины. Нередко дети, проявляя внутри своего коллектива отношениятоварищества, взаимопомощи, ответс-твенности, не демонстрируют качествколлективиста за пределами своего коллектива.
В чем причина слабойсформированности коллективистских ка-честв? В качестве одной из наиболеесерьезных причин этого можно указать излишнюю замкнутость ребенка в коллективе.
Формирование коллектива класса, ученической бригады, несом-ненно, способствуют воспитанию у детей определенныхотношений к своему коллективу, внутри коллектива. Однако даже товарищескиеотношения, отношения деловой независимости все же сами по себе не идентичныколлективистским качествам личности отдельных де-тей, составляющих коллектив.
Коллективизм не можетосновываться лишь на делах своего коллек-тива, потому что бытьколлективистом — значит болеть не только за дела своего коллектива. Главное вколлективизме — обществен-ная ориентация деятельности, творческое отношение клюбому дру-гому человеку как к цели, а не как к средству деятельности.
Поэтому формирование подлинноколлективистских качеств лич
-
ности предполагает«абстрагирование» от дел и целей конкретного коллектива, связь этих дел и целей с более широкими задачами других коллективов, образующих общество, именно на этом пути у подростка, юноши формируется личная ответственность заобщие де-ла. В этом плане показательны данные, полученные в исследовании повыявлению условий формирования коллективистских качеств лич-ности детейподросткового возраста. Схематично эти исследования выглядят следующимобразом.
Возник, однако, вопрос о степенисформированности коллекти-вистских качеств личности детей. Для выяснения этогобыл прове-ден дополнительный эксперимент. Смысл его состоял в коссвеннойпроверке того, как поведет себя каждый подросток в ситуации вы-бора междуличной и социально значимой целью. Оказалось, что те дети, которые длительнодействовали в многоплановом коллективе, ориентируясь не на конкретные, хотя общественноважные цели кон-тактных коллективов, а на общее, общественно значимое дело,об-ладают достаточно устойчивыми коллективистским качествами. Дея-тельность,выполняемая для общества, была для них важна потому, что это было связано сопределением своего места в обществе, с формированием самосознания.
Следовательно задача взрослыхзаключается в такой организа-ции просоциальной деятельности в условиях детского коллектива, которая обеспечивает ответственное отношение детей кобщему делу в широком плане. Именно в этом случае происходит становлениеличности ребенка, для которого общественное дело — потребность. Поэтомунеобходимо, развивая самоуправление детского коллектива, формировать отношения детей не только к цели данного коллектива (при сохранении ее конкретнойзначимости), но и к общему делу вообще.
Полученные данные убеждают в необходимости одновременного включения детей в специально организованную«скользящую сеть» различных коллективов:
а) учебных, трудовых,организационно-общественных, художест-венных, спортивных, игровых;
б) постоянных, сезонных,временных; в) одно- и разновозрастных; г) малочисленных и многочисленных.
Такая подвижная сеть многоплановых коллективов при условии
соподчинения социально значимыхцелей деятельности всех коллек-
тивов и подчинения решению общей задачи не позволяет ребенку замкнуться в кругу близких товарищей.
Она непрерывно включает малыйколлектив в большой, группы детей одного возраста в разновозрастныйколлектив, создавая пе-реплетение взаимозависимостей, разрывая рамки своегоконкретно-го, «нашего» коллектива, выводя детей в целом на общество. При-чемэто не формальный разрыв, когда ребенок участвует «то там, то тут», а система,которая, с одной стороны, способствует формиро-ванию непосредственно-личностногообщения детей в коллективе, а с другой — обеспечивает осознание ребенком его включенности не только в данный коллектив, но и в общество.
В частности, большое числоколлективов, в состав которых ребенок одновременно входит, не дает емувозможности стать в из-вестную оппозицию, а скользящие формы разноплановогоколлектива эту возможность исключают, создавая условия для разнообразногообщения, общения в чистом виде, для построения отношений дружбы,сотрудничества, общих взглядов, интересов детей.
Итак, формирование личности человека-коллективиста требует организации системы многопланового детскогоколлектива, системы, а не конгломерата классов, групп, кружков, бригад и пр.При этом важно направленное включение каждого ребенка в развернутую соци-альноодобряемую деятельность в системе именно такого специально заданногомногопланового коллектива при соподчиненности целей каждого конкретногоколлектива решению общих социально значимых задач. Необходимо подчеркнуть, что воспитание детей в коллекти-ве, основу которого составляет системапросоциальной деятельнос-ти — это не один из ряда важных воспитательныхпринципов, а осо-бый, качественно своеобразный подход к формированию растущего человека как личности.Список литетратуры
4.Давыдов В.В. Проблемыразвивающегося обучения.
М.,1986.
5.Фельдштейн Д.И. Формированиеличности ребенка в
подростковом возрасте.1972б