Реферат по предмету "Психология, педагогика"


Психодиагностика как практическая деятельность

1. Области социальной практики, требующиеприменения психодиагностики
Чащевсего вопросы, требующие применения психодиагностики, возникают в следующихобластях социальной практики:
расстановкакадров, профотбор, профориентация;
оптимизацияобучения и воспитания;
прогнозированиесоциального поведения (психологическая экспертиза призывников и др.);
судебно-психологическаяэкспертиза;
консультативная,психотерапевтическая помощь;
др.
2. Ситуация клиента и ситуация экспертизы.
Всеслучаи обращения за помощью к психологу можно отнести к двум основным типам:
ситуацияклиента – когда человек сам обращается к психологу за помощью, например, законсультацией (Телефон Доверия, Центры психологической консультации, частныеобращения и др.);
ситуацияэкспертизы – когда к психологу обращается администрация (например,администрация больницы, школы, суда, предприятия) за помощью в диагностике,например, уровня психического развития человека, причин отклоняющегосяповедения подростка, состояния преступника в момент совершения преступления,профессиональной пригодности и т.д.
Ситуациюклиента и ситуацию экспертизы различают по следующим признакам:
мотивацияклиента, готовность к сотрудничеству. В ситуации СК клиент сам обратился запомощью, он заинтересован в разрешении своего вопроса. В ситуации СЭ человеккак бы насильственно подвергается диагностике и воспринимает ее как экзамен. Вслучае СЭ заинтересованность человека состоит в том, чтобы как можно лучшеконтролировать свои ответы и угадывать, чего от него хотят. Проведениеправильного исследования с получением надежных и валидных результатов требуетот психодиагноста умения создать из ситуации экспертизы ситуацию клиента.
Характеробратной связи с заказчиком (клиентом и администрацией). В ситуации СК ответпсихолога может быть в виде консультации, психокоррекции. В ситуации СЭ ответпсихолога чаще всего в виде психологического заключения для принятияадминистрацией решения (см. ниже).
3. Варианты использованияпсиходиагностических данных
Данныеиспользуются обследуемым в целях саморазвития или в др. целях (например, вметодике «Биограф» испытуемый имеет возможность самостоятельно поработатьсо своим опытом).
Данныеиспользуются психодиагностом (например, для психокоррекционной работы).
Данныеиспользуются администрацией для принятия решения.
Наэтапе предварительной работы с заказчиком этика психолога требует четкогоопределения целей и задач психодиагностики (то есть, оформления заказа). Четкоеопределение того, чего хочет заказчик, необходимо, чтобы не сообщить о человекелишней информации (не отвечающей на вопросы заказчика).
Лучшевсего отвечать на вопросы заказчика в форме беседы, которая должна бытьпредварительно продумана психологом. Если заказчик требует ответа психолога ввиде психологического заключения, то последнее должно отвечать определеннымтребованиям.
4. Основные требования к психологическомузаключению
Психологическоезаключение должно соответствовать цели заказа, а также уровню подготовкизаказчика к получению такого рода информации.
Содержаниезаключения должно вытекать из целей диагностики.
Всодержание заключения должны входить конкретные рекомендации в зависимости отхарактера полученных данных, если таковые требовались заказчиком.
Заключениедолжно включать краткое описание процесса психодиагностики, то естьиспользуемые методы, полученные с их помощью данные, интерпретация данных,выводы.
Взаключении необходимо указывать наличие ситуационных переменных во времяпроведения исследования, таких как:
состояниереспондента;
характерконтакта испытуемого с психологом;
нестандартныеусловия тестирования;
др.
5. Способы решения психодиагностическихзадач
Нижеприведены некоторые способы решения психодиагностических задач:
Длительноенаблюдение за обследуемым в реальных условиях. Для этого необходима постановкацели исследования, а также знания о том свойстве, которое наблюдается.
Созданиепсихологом ситуаций, в которых бы респондент проявился согласно целиисследования.
Применениеметодов психодиагностики (тестов, самоотчетов, проективных методик и др.)
Сточки зрения решения психодиагностических задач, психодиагностические методыимеют следующие преимущества:
представляютинформацию о человеке за короткий промежуток времени;
данные,полученные с помощью психодиагностических методов, позволяют датьколичественное и качественное сравнение респондента с другими людьми;
позволяютпрогнозировать поведение человека;
др.
6. Этапы психодиагностического процесса
Существуетнесколько схем психодиагностического исследования. Вот некоторые из них:
Этапыпсиходиагностического процесса по Й. Шванцаре
Формулировкапроблемы на основании изучения всех сведений об индивиде (анамнез, специальныемедицинские заключения, сведения об индивиде с точки зрения его успеваемости вучебном заведении, др.).
Формулировкагипотез и выбор диагностических методов.
Проведениетестирования; анализ полученных данных.
Формулировказаключений (например, об уровне психического развития).
Ответына вопросы, поставленные на первом этапе.
Формулировкамероприятий, являющихся желательными на основании психологического заключения.
Впрактике психодиагностики известны противоположные приведенным подходы:
Подход«по рецепту» заключается в том, что удовлетворение тестирующеговытекает прежде всего из убеждения, что для всех случаев имеется какой-либотест.
Узколабораторныйподход заключается в том, что тестирующий довольствуется лишь частичнымирезультатами.
Комплексный,но ригидный подход заключается в том, что тестирующий применяет наборы методов,большинство из которых не релевантны целям исследования и даже нежелательнозагружают испытуемого.
Общейчертой этих подходов являются погрешности при постановке вопросов.
«Задаватьправильные вопросы – это самая главная предпосылка всякой диагностики»
Й.Шванцара
Список литературы
Общаяпсиходиагностика / Под ред. А.А.Бодалева, В.В.Столина. – М.: Изд-во МГУ, 1988.С. 10-13.
АнастазиА. Психологическое тестирование.Т. II – М.: Педагогика, 1982.
ШванцараЙ. Диагностика психического развития (Пер. с чешск.; Общ. ред. Г.А.Овсянникова.– Прага: медицинское изд-во Авиценум, 1978. С. 46.
Grubitzsch S. Testtheorie – Testpraxis. Psychologische Test undPrufverfahren im kritischen Uberblick. – Germany, Hamburg: Rowohlt TaschenbuchVerlag Gmbre, 1991. S.192-195.
Психологическаядифференциация нарушений развития у старшеклассников: методические рекомендации/ Отв. ред. В.В.Ковалев. – М.: НИИ психиатрии, 1982. 33 с.
Белова.О.В. Психодиагностика как практическая деятельность


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Причини виникнення бюджетного дефіциту в Україні
Реферат Самопрезентация и ее особенности в подростковом возрасте
Реферат Особенности отображения действительности 20х-30х г.г. в сатирических рассказах Михаила Зощенко.
Реферат Ігор Васильович Одотюк; Ін-т екон та прогнозув. Нан україни. К., 2009. 304 с.: табл., рис реферат
Реферат Либерально-консервативный реформизм Светское направление
Реферат Армянское Государство - Киликия
Реферат Utopia Essay Research Paper Positives and Negatives
Реферат Автореферат на соискание ученой степени кандидата
Реферат Зоны субдукции и столкновения литосферных плит
Реферат Математическое моделирование потребностей регионов в педагогических кадрах
Реферат An Unforgivable Choice
Реферат Социальная медицина (ЛПУ)
Реферат Мустай Карим
Реферат СВЕТСКИЙ И РЕЛИГИОЗНЫЙ ВЕКТОРЫ В ПАЛЕСТИНСКОМ НАЦИОНАЛЬНО-ОСВОБОДИТЕЛЬНОМ ДВИЖЕНИИ В КОНЦЕ XX – НАЧАЛЕ XI ВЕКОВ
Реферат Ценовая политика предприятия