Пряжников Н.С., докт.пед.н., профессор кафедры«Педагогическая психология»
Настоящеевремя по праву называют информационной эпохой. По сравнению с предшествующимивременами информации появилось слишком много. В немалой степени этомуспособствует развитие новых технологий, прежде всего — компьютерных (их и называютинформационными технологиями). Многие по-прежнему считают, что недостатокинформации является признаком несвободы, но переизбыток информации такжестановится условием дезориентации личности, поскольку нормальный человек не всостоянии этот огромный поток информации переработать и, опираясь на этуинформацию, как-то решать свои жизненные проблемы.
Всеэто порождает множество проблем. Например, проблему манипуляции общественнымсознанием, что можно наблюдать на различных референдумах и о чем уже открытоговорят так называемые «политтехнологи» и «телекомментаторы». Эта проблемавыражается в неуправляемом рекламном бизнесе, когда рекламной информации вродебы и много, но дается она навязчиво, однобоко и, в итоге, полной ориентировки внеобходимых товарах и услугах нормальный потребитель не имеет. Проблемапереизбытка информации проявляется и в том, что сама ценность информации резкоснижается в силу того, что ее явно избыточно и она легко доступна. Например,раньше, когда и книг было меньше, и теле-, и кино-продукции выпускалось не такмного, каждая книга или фильм воспринимались как «событие» и многие об этомзнали, и даже пытались как-то понять авторов, которые все это создавали. Сейчасже информация фактически обесценивается и даже опошляется (именно частымупотребленнием).
Этапроблема в определенном смысле, была прогнозируемой, ведь каждая новаятехнология порождает определенные проблемы. И общество должно еще в должноймере осмыслить эти проблемы, чтобы впоследствии их как-то решать. Но пока мы находимсялишь на этапе актуализации проблемы информационного насилия, когда после первойэйфории, полезно задуматься о том, что любое новшество, кроме конструктивногомомента, часто имеет и моменты, вызывающие сомнения.
Нодаже в такой ситуации нормальному обывателю по-прежнему хочется соприкасаться скультурными ценностями, хочется понять, что происходит в мире, но в хаосеинформации он уже самостоятельно сориентироваться не может. И тогда емупомогают те, кто определенным образом отсеивает информацию, упорядочивают ее иподают в выгодном для себя свете. Недаром считается, что доступ к информационнымтехнологиям по настоящему и обеспечивает власть в современном мире, причем,власть, гораздо большую, чем владение капиталами и традиционнымипроизводственными мощностями.
Иособое значение в этой грандиозной системе манипуляции массовым сознаниемиграют информационные технологии в области образования. Ведь именно образованиедолжно обеспечивать приобщение ребенка к культурным ценностям и готовить его к полноценномувхождению в реальное (прежде всего — информационное) общество. При этомполноценное вхождение в социум предполагает не столько знание само по себе (идаже не столько «знания, умения, навыки — ЗУНы»), сколько умение самостоятельноориентироваться в потоках информации, а в перспективе — и самому производитьинформацию, т.е. обогащать культуру. Поэтому высшей ценностью настоящегообразования становится не столько знание, сколько размышление, переживание,ориентировка в знании и в способах его производства. Конечно, и само знаниеимеет определенную ценность, но гораздо важнее именно ориентировка в знаниях и ужена этой основе ориентировка в окружающем мире и самоопределение в этом мире. А знаниефактически превращается в одно из средств такой ориентировки.
Еслиже образовательная система ориентирована только на знание (или на ЗУНы), то витоге появляются выпускники школ и профессиональных учебных заведений, которыемного чего знают и даже умеют, но не способны полноценно использовать этизнания. У них, к сожалению, не сформированы жизненные ценностно-смысловыеустановки, у них просто нет цели, нет жизненной идеи. В лучшем случае онистановятся хорошими исполнителями чужой воли, «реализаторами» чужих идей, не способнымик самостоятельному планированию своего личностного и профессионального развития.Это чем-то напоминает ситуацию с так называемыми «качками» (ребятами, которые вподвалах наращивают свои мускулы, «качают» мускулатуру). Но часто они выглядятбледно в реальных поединках с менее накачанными противниками, да и со здоровьему них впоследствии проблем возникает немало. Интеллектуальные (или точнее —информационные) «качки» внешне выглядят эффектно, умеют произвести впечатлениеперед невеждами, но, к сожалению, часто они очень непродуктивны в творчестве.
Значит,есть что-то более важное, чем просто информация (знания). Это, прежде всего, самспособ работы с информацией, сам научный метод, основанный на полноценнойориентировке в информационных потоках. Такая ориентировка предполагает в томчисле, и способность отсеивать ненужную информацию, и быстро забывать то, что вопределенных ситуациях было усвоено (например, для вызубрено сдачи экзаменовкакому-то излишне «требовательному», а на самом деле недо-самоутвердившемусяпреподавателю-придурку), но реально только «засоряет» память. Полноценное образованиепредполагает также хорошо продуманное упорядочивание, систематизацию информации(или же специально организованное упорядочивание информации самими учениками,но при активной помощи педагогов). Кроме того, полноценная ориентировка в информациипредполагает момент переживания, личностного отношения к тому, что изучается.Но сразу заметим, что переживание — это процесс, во-первых, интимный, и,во-вторых, требующий определенного настроя и немалого времени. Иначе обучениепросто опошляется массированным «впитыванием» учеником всего, что емупредлагается на занятиях и в учебниках.
Ксожалению, в современной российской школе (а часто и в вузах) полноценногоприобщения к культуре не наблюдается. Наоборот, многие учебные программыхарактеризуются излишней информационной перенасыщенностью. Более того,администраторы школ часто еще и гордятся этим, считая, что таким образом онинаходятся на «пике» прогресса. Но нередко это приводит к тому, что дети в должноймере не способны усваивать и уж, тем более, как-то переживать этиинформационные потоки (если не сказать — «лавины»). Или же ребенок вынуждентратить основное свое время на банальное «зазубривание» такой (часто не упорядоченной)информации.
Издесь уже вырисовывается другая проблема — проблема психического здоровья,поскольку «хорошая успеваемость» по перенасыщенным программам часто требуетслишком много времени, сил и нервов, которых у ребенка нет. В итоге ребенокфактически лишается полноценного детства. К этому можно еще добавить, чтомногие дети (по крайней мере, в крупных городах) посещают различные кружки,секции, творческие школы и т.п., что вообще не оставляет им времени на игру и естественноеобщение со сверстниками. Особую роль в современном российском образованиииграют занятия с репетиторами (уже начиная с младших классов).
Инымисловами, у них почти не остается времени на самоорганизацию, когда они сами (вкомпании сверстников) могли бы придумывать себе игры, т.е. учились бы самостоятельности.А ведь это очень важно для будущей (самостоятельной) жизни. Но, к сожалению,реально многие дети часто оказываются под постоянным присмотром. Естественно,такой «присмотр» со стороны взрослых часто не предполагает реальной эффективнойорганизации развития ребенка, это скорее — формальный «присмотр», когда ребенкабуквально «таскают» по различным «учебам» лишь потому, что так принято (илипотому, что это «модно»).
Но,к еще большему сожалению, это порождает еще одну проблему — проблемувымогательства. Механизм вымогательства прост. Ребенок плохо учится (или у неговообще отсутствует учебная мотивация). Родители приходят в школу (или их дажевызывают) и тогда им торжественно заявляется: «Вы знаете, в нашей школеобучение идет по усложненным программам (т.е. явно информационно перенасыщенным— Н.П.). Если Вы хотите, чтобы ребенок не отставал, необходимы дополнительныезанятия… Желательно, с нашими же педагогами… И естественно, за отдельнуюплату». Конечно, родители, которые желают своему ребенку «добра», на этосоглашаются. И в итоге, учителя, дополнительно занимающиеся с несколькимитакими учениками, могут иметь заработок в несколько раз превосходящий их обычнуюучительскую зарплату.
Конечно,с ходу осуждать таких учителей сложно, ведь всем известно бедственноефинансовые положение современной российской школы и просто унизительныезарплаты учителей. Но тогда возникает вопрос, у нас что, уже легализованнаяплатная общеобразовательная школа? Зачем тогда вообще нужен учитель, если он врамках обычных занятий (и обычных учебных программ) не обеспечиваетполноценного обучения?
Втех школах, где увлекаются информационно перенасыщенными программами, родителинередко обращаются к репетиторам, уже начиная с младших классов (например, эточасто наблюдается при изучении иностранного языка в ряде школ). И тогда ребенок«успевает», он становится «хорошим мальчиком». Понятно, что оплата такогорепетиторства слишком высокая и не каждая семья может себе это позволить. Самоепечальное, что в таких школах, где поощряются дополнительные занятия (в томчисле, и с репетиторами), занятия строятся так, что на уроках уже не рассматриваютсямногие важные базовые вопросы (их дети должны были усвоить дома сами или с помощьюрепетиторов). В итоге образование становится неполноценным, частичным. И, опятьже, возникает вопрос, а зачем тогда вообще нужна школа, когда учитель не отвечаетза полный образовательный процесс, а лишь требует, чтобы дети сами (или с помощьюродителей, нанимающих репетиторов) усваивали определенные блоки знаний?
Ксожалению, больше всего страдают от этого дети. К этому можно добавить, что во многихсемьях, где родители сильно «раскошеливаются» на оплату услугпедагогов-вымогателей и репетиторов (по нашим данным, в условиях некоторыхмосковских школ иногда это доходит до 500–700 долларов в месяц), частосоздается атмосфера нервозности. Детей ориентируют на то, что они непременнодолжны учиться только на «отлично» («Ведь мы столько за тебя платим!», —говорят родители своему ребенку). И тогда ребенок переживает не по поводу техзнаний и идей, к которым он должен бы приобщаться в школе, а по поводуформальной оценки.
Однимиз следствий такой ситуации является и то, что нередко учителя заведомозанижают оценки тем школьникам, чьи родителя «экономят» на дополнительнызанятиях (или на репетиторах). Это своеобразная «отместка» за несговоричивость.И нередко это происходит даже тогда, когда ребенок, понимая, что его семьябедная (а таких большинство в РФ), все-таки старается учиться самостоятельно. Ивместо того, чтобы дополнительно поощрить таких старательных школьников,стремящихся к самостоятельности, им постоянно дают понять (намекают), чтодополнительные занятия все-таки «нужны»…
Этов свою очередь порождает еще одну проблему — проблему нравственной и профессиональнойдеградации многих педагогов в современной российской школе. Для многих учителейсложившаяся ситуация является серьезным нравственным испытанием: кто-то его с честьювыдерживает, а многие — нет. По статистике, больше всего судебныхразбирательств по статье за вымогательство именно среди учителей (на второмместе — врачи, также получающие мизерные зарплаты в условиях «разгула»псевдо-демократии, или в условиях РФ — «рыночного фашизма»).
Ещеодна интересная проблема — это проблема научно-методической разработки школьныхучебных программ на уровне различных психолого-педагогических научных центров ипоследующим утверждением этих программ в органах управления образования(включая и наше замечательное Министерство общего и профессиональногообразования РФ). Часто ценность программы определяется как раз ее «информационнойнасыщенностью». Хотя выше уже говорилось о том, что в информационную эпохуважна не сама по себе информация, а способы ориентировки в информации, способыработы с информацией. Тем более, что значительная часть «усвоенной» информации(около 65–70%) нередко просто вытесняется из памяти, и это нормальное состояниечеловеческой памяти, когда ненужное (или второстепенное) просто забывается.
Напомним,что именно человеческая память, в отличие от памяти животных, характеризуетсясвоей опосредованностью: если животное, не умеющее читать и писать, вынужденоносить приобретенный опыт в своем мозгу, то человек, слава богу, может хранитьопыт в записных книжках, конспектах, он может пользоваться компьютером,книгами, справочниками и т.п. И именно человеку совсем не обязательно держатьэто в своей голове. А для этого он должен быть обучен работать с информацией.Но, к сожалению, ему по-прежнему усиленно «впихивают» в сознание информацию и ставятплохие оценки, если он сопротивляется этому «впихиванию».
Всесказанное и позволяет охарактеризовать то, что твориться во многихобразовательных учреждениях (особенно в школе) как информационное насилие.Причем это насилие не только над ребенком, но и над педагогами (которыерасплачиваются за это своей совестью), это также насилие над здравым смыслом и надлучшими идеалами науки педагогики и психологии.
Реальноизменить что-либо вряд ли получится в сложившейся социо-культурной ситуациисовременной РФ — «рыночного фашизма» (достаточно вспомнить самодовольныефизиономии тех, кто нами руководит и кто за них голосует), но сам фактобращения к данной проблеме мы считаем уже каким-то шагом к ее решению.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.fpo.ru/