Реферат по предмету "Психология, педагогика"


Представления учителей о проблемах старшеклассников

Мещерякова И.А. — доцент кафедры «Педагогическаяпсихология»
Жизньчеловека — постоянная встреча с множеством проблем. Каждый психологическийвозраст можно охарактеризовать не только при помощи ведущей деятельности,психических новообразований, но и посредством тех типичных проблем, с которымилюди сталкиваются и которые пытаются решить в тот или иной период жизни. В данномконтексте «проблема» понимается как жизненная ситуация, затрагивающая интересыличности и воспринимаемая ею как неудовлетворительная и требующая разрешения.
Предметомнашего интереса было не само проблемное поле старшеклассника, а его восприятиеучителем. Этот интерес носит не только академический, но и практическийхарактер. Необходимой стороной эффективного общения (педагогическое общение не составляетисключения) является адекватная социальная перцепция, и, в частности, пониманиетого, что является для партнера счастьем и несчастьем. Естественно, на этопонимание оказывают влияние многочисленные факторы, и не в последнюю очередь,собственный опыт и уже имеющиеся представления о человеке.
Исследованиепроводилось в двух группах учителей. Работа каждой группы подразделялась на триэтапа, причем первые два предусматривали индивидуальное выполнение заданий, а последний— групповую дискуссию и коллективное принятие решения. На первом этапе учителямпредлагалось ответить на вопрос, какие проблемы испытывают старшеклассники, чтозаставляет их страдать и переживать. После того, как каждый из них письменнофиксировал свое мнение, предлагалось проранжировать указанные проблемы по степениостроты. Таким образом, мы получили возможность вычленить представленияпедагогов о самых главных областях переживаний старшеклассников.
Былоопрошено 25 учителей московских школ, преимущественно женщин, в возрасте от 24до 66 лет (средний возраст составлял 42 года), имеющих педагогический стаж от 1месяца до 47 лет (средний педстаж составлял 19 лет).
Большинствоопрошенных учителей полагают, что наиболее остро старшеклассники переживают двепроблемы. Во-первых, это все, что связано с общением, в частности, со сверстникамисвоего и противоположного пола в школе и вне ее (дружба, любовь, безответностьсимпатий); с родителями (ругают за плохую учебу, не понимая, что при всемстарании ребенок лучше учиться не в состоянии; не понимают проблемы детей); с учителями(плохо относится; несправедливо выставляет отметки и пр.)
Втораяобласть болезненных переживаний связана с разнообразными учебными проблемами —плохие отметки, уровень знаний, отношение к учебным дисциплинам (чтопригодится, что нет); необходимость посещать школу, нежелание учиться; как и гдесписать; как получить хорошую отметку; как ввести в заблуждение педагога.Заметим, что переживания на учебные и коммуникативные темы, по мнению учителей,занимают четкие лидирующие позиции и делят первое и второе (реже — третье)места в проблемном поле старшеклассников: если респондент в качестве «самойважной» указывает учебную проблему, то очень вероятно, что на второе место он ставитобщение, и наоборот.
Несколькореже выделяют третью область переживаний, которую можно обозначить как «поисксвоего места в жизни — в будущем и настоящем» (будущая профессия; выборпредметов для поступления в вуз; пути получения дальнейшего образования; сдачаэкзаменов, поступление в вуз).
Представляетинтерес также редкие, «единичные» ответы. Так, некоторые учителя полагают, чтобольше всего старшеклассников заставляют переживать размышления о причинахсвоего одиночества; дефицит времени (конфликт между учебой и общением), а такжесобственная неорганизованность, неумение выбрать главное и сконцентрироваться нанем. К редким мнениям относятся выделение переживаний по поводу усталости(«недосып»), материальной обеспеченности семьи и карманных денег; досуга (какпровести свободное время). Можно выделить и категорию «очень редких» мнений. К неймы отнесли четыре ответа — переживания по поводу внешнего вида (1 человек);переживания по поводу отсутствия самоконтроля (1 человек); проблему зеркальногоЯ — как я выгляжу; не буду ли я белой вороной; не кажусь ли я смешным; вдругменя не поймут (1 человек) и переживания на тему «зачем мне это надо» (1человек). Особого упоминания заслуживают ответы трех респондентов, которыевопрос о «проблемах старшеклассников» истолковали как «проблемы со старшеклассниками»и предложили морализирующие и обвинительные варианты (не могут ориентироватьсяв окружающей среде; вседозволенность, неорганизованность; отсутствие нормповедения и т.п.). Итак, мы должны признать, что не все из опрошенных учителейсмогли справиться с первым заданием.
Навторой этапе опрашиваемым предлагалось «перенестись мыслями и чувствами» в своюшкольную юность и вспомнить проблемы, которые в те годы заставляли страдать и переживать.Респондентов просили зафиксировать приятные и неприятные переживания той поры.Нас интересовало, в какой мере совпадают представления о проблемах учеников и воспоминанияо собственных проблемах. Помимо этого, хотелось узнать, может ли актуализациябылых переживаний помочь процессу социальной перцепции. С этой целью послефиксации своих воспоминаний участникам группы давалась возможность внестикоррективы в ответы на вопрос о том, с какими проблемами и трудностямисталкиваются старшеклассники.
Самымираспространенными ответами о приятных переживаниях были ответы «дружба»,«любовь», «первая любовь», «взаимоотношения со сверстниками». Второе место в ретроспекцияхзанимают приятные воспоминания о собственной успешности — отмечаются успехи в учебе,спорте, искусстве, общественной и комсомольской работе. Еще одна позитивнаяобласть связана с досугом — учителя вспоминают свои переживания по поводупраздников в семье и с друзьями, лагеря труда и отдыха, внеклассныхмероприятий, поездок, походов, школьных вечеров, кружков в Доме пионеров и т.д.Кое-кто причисляет к категории приятных переживаний свои отношения с родителями;и даже вообще все школьные годы; активный образ жизни; желание познать системубезопасности; окончание школы. На этом этапе также зафиксированы вариантызащиты — один человек вообще не ответил на этот вопрос; одна учительницанаписала, что приятные переживания имели место, и еще одна указала, что таковыху нее было семь, но не обозначила их.
Средираспространенных запомнившихся проблем (негативных переживаний) выделяются две.Первую составляет комплекс переживаний, связанных с отсутствием взаимопониманияс учителем; отношением к учебному предмету; разочарованием во взрослых(учителях); скукой, тоской на некоторых уроках. Второй комплекс проблем связанс интимно-личностным общением. До сих пор с болью вспоминаются обиды на друзей,родных; ложь, предательство, отсутствие взаимности; непонимание и т.п.Некоторые отмечают, что испытывали горькие чувства в связи с любовью, двачеловека написали, что любовь и влюбленность осталась в памяти как переживаниясчастья и страдания. Помимо того, запомнились неприятные переживания в связи с дефицитомвремени (на выполнение домашних заданий и на хобби), головными болями; нищетой,утратой близких, очень жестоким обращением матери. Об остроте переживанийсвидетельствуют многочисленные защитные реакции. Из 23 респондентов тричеловека отметили сам факт неприятных переживаний, не назвав их; один человекответил «не помню» и еще один оставил вопрос безо всякого ответа.
Длятрети участников припоминание своих переживаний послужило своеобразнымкатализатором для понимания проблем учеников: в ответы на соответствующийвопрос были внесено множество дополнений.
Заметим,что в получившемся «проблемном листе» не отражены духовные, этические,мировоззренческие искания, (которые, по мнению Ш.Бюллер, М.М. Рубинштейна, В.В.Зеньковского, И.С. Кона и многих других авторов, считались специфичными дляэтого возраста), Еще одной особенностью является очень слабая представленностьпереживаний, сопутствующие самопознанию.
Назаключительном этапе исследования проводилось коллективное построениепроблемного поля старшеклассника. Все проблемы фиксировалась на отдельныхкарточках и затем объединялись, обобщались и структурировались в соответствиисо схемой Я концепции на такие блоки, как Я физическое (здоровье, внешность,одежда), Я психическое (способности, привычки), Я социальное, Я духовное, Я настоящее,Я будущее и т.д. В процессе группового обсуждения, опираясь на своипредставления и обмениваясь своими воспоминаниями, участники приходили к углублениюи обогащению своего видения проблемного поля старшеклассника.
Предлагаемуюметодику можно применять как в исследовательских, так и в практических целях. Впервом случае отход от традиционных методов анкетирования и тестированияоблегчает работу психолога с педагогами. Во втором случае результатыколлективного и индивидуального поиска бывают полезны при анализевзаимоотношений учителя и ученика, а также проектировании индивидуальногообразовательного пространства для старшеклассника.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.fpo.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Обработка информации с использованием оптических систем
Реферат Русская хандра
Реферат Переговорный процесс с преступниками
Реферат Организация и порядок использования в бою мотопехотной (пехотной, танковой) (бригады армий вероятного противника)
Реферат Рецензия на рассказ В.М. Шукшина "Забуксовал"
Реферат Аналіз та прогнозування ринку дорогоцінних металів
Реферат Интеграционные процессы в Союзе Арабского Магриба
Реферат Агирре, Лопе де
Реферат A Review Of Short Story
Реферат Денежное довольствие военнослужащих, проходящих службу по контракту на должностях прапорщиков, рядового и сержантского состава
Реферат Водневий двигун
Реферат Совершенствование маркетинговой деятельности промышленного предприятия
Реферат Парапсихология: сущность и значение
Реферат Нижне-Архызское городище
Реферат Todays Economy Essay Research Paper Are Peoples