Курсовая работа
Введение
Образование является составной частьюкультуры человека и общества. Поэтому, чтобы выявить основные чертыобразования, необходимо проанализировать особенности культуры, в рамках которойоно развивается.
Сегодня понятие культуры охватывает всестороны деятельности человека и общества. Поэтому различают политическую,экономическую, правовую, нравственную, экологическую, художественную,профессиональную и другие вилы культуры. Фундаментальным компонентом общейкультуры является технологическая культура.
Под технологической культурой можнопонимать уровень развития преобразовательной деятельности человека, выраженныйв совокупности достигнутых технологий материального и духовного производства ипозволяющий ему эффективно участвовать в современных технологических процессахна основе гармоничного взаимодействия с природой, обществом и технологическойсредой.
Технологическая культура, являясь однимиз типов универсальной культуры, оказывает влияние на все стороны жизничеловека и общества. Она формирует технологическое мировоззрение, в основекоторого лежит система технологических взглядов на природу, общество ичеловека. Составной частью ее является технологическое мышление, связанное собобщенным отражением индивидом научно-технологической среды и мыслительнойспособностью к преобразовательной деятельности.
Составной частью технологическойкультуры является также технологическая эстетика, которая выражается вдизайнерских знаниях, умениях и способностях осуществлять преобразовательнуюдеятельность по законам красоты.
Технологическая культура оказывает своевлияние на задачи и содержание образования подрастающего поколения. В системеобщего образования осуществляется и технологическая подготовка учащихся, цельюкоторой является формирование технологической культуры и готовности кпреобразовательной деятельности с использованием научных знаний.
В осуществлении этой задачи особое местов психологии и педагогики отводят урокам труда. Основная особенность, которой,преобладание практической деятельности, направленная на преобразованиепредметной реальности. Реализация технологической подготовки в трудовомобучении способствует интеграции репродуктивной, продуктивной и творческойдеятельности учащихся, соединяющая работы рук с работой головы. Трудоваядеятельность становиться источником знаний, стимулом познавательных интересов,жизненной потребностью, что способствует формированию активной жизненнойпозиции, развитию логического мышления, научному пониманию явлений и фактовобъективной реальности.
В последние десятилетия существенноизменились содержание и область применения понятия «Технология». Оно охватываетв настоящее время как материальный, духовный, так и социальный аспектчеловеческой деятельности, тесно взаимосвязанные между собой. Мы определяемтехнологию как область знаний, методов и средств, используемых для оптимальногопреобразования и применения материи (материалов), энергии и информации по плануи в интересах человека, общества, охраны природы. Технология изучает средства иметоды этих преобразований. Изучение ее направлено, в конечном счете, наразвитие личности, ее преобразующего мышления.
Усвоение содержания предмета«Технология» должно позволить учащимся:
сознательно и творчески выбиратьоптимальные способы преобразовательной деятельности из многих альтернативныхподходов с учетом их последствий для природы, общества и самого человека;
мыслить системно, комплексно;
самостоятельно выявлять потребности винформационном обеспечении деятельности;
непрерывно овладевать новыми знаниями,применять их в качестве методов и средств преобразовательной деятельности.
Творческие способности школьниковразвиваются в процессе выполнения проектных заданий.
Поскольку раздел «Проект» входит вПрограмму по «Технологии», то каждый учитель этой дисциплины должен знатьметодику проектной деятельности учащихся, поэтому главная цель данной работы — рассмотреть методику проектной деятельности учащихся в школьном курсе «Технология».
Т. к. проект – это самостоятельнаятворческая завершенная работа, выполняемая под руководством учителя, то кучителям дисциплины «Технология» предъявляются высокие требования. Поэтомузадачи данной курсовой работы будут следующие:
Раскрыть сущность проектной деятельностиучащихся.
Разработать собственную методикупреподавания раздела «Проект» в школьном курсе «Технология».
Узнать требования, предъявляемые кпроектам учащихся.
Изучить способы активизации проектнойдеятельности учащихся.
Разработать материально-техническоеобеспечение проектной деятельности учащихся
Использование метода проектов позволяетреализовывать деятельный подход, который способствует применению умений,знаний, полученный при изучении школьных дисциплин на разных этапах обучения иинтегрировать их в процессе работы над проектом. Это позволяет не толькопретворять в жизнь политехнический принцип обучения, но и использовать знанияих социальных и культурологических дисциплин.
Сущностьпроектной деятельности учащихся.
Программой новой образовательной области«Технология» предусмотрено выполнение учащимися II — XI классовежегодно не менее одного творческого проекта. Именно творческая проектнаядеятельность школьников будет способствовать технологическому образованию,формированию технологической культуры каждого подрастающего человека, чтопоможет ему по-иному взглянуть на среду обитания, более рациональноиспользовать имеющиеся ресурсы Отечества, приумножать природные богатства ичеловеческий потенциал. Возрождающийся проектный метод обучения, при его умеломприменении, по-настоящему позволяет выявлять и развивать задатки личности, ееспособности.
Проектный метод обучения «Технологии»предполагает, что проектирование выполняется не под опекой преподавателя, авместе с ним, строится не на педагогическом диктате, а на педагогикесотрудничества.
Проектирование предполагает такжеизучение не только технологий, но и собственно деятельности людей впроизводственной и непроизводственной сферах хозяйства. Таким образом, можноговорить об эргономическом содержании новой образовательной области«Технология», которое является естественным развитием политехнизма всовременных условиях.
Проектирование как метод познания должнооказывать учащимся практическую помощь в осознании роли знаний в жизни иобучении, когда они перестают быть целью, а становятся средством в подлинномобразовании, помогая овладевать культурой мышления. Оно направлено также напсихофизическое, нравственное и интеллектуальное развитие школьников,активизацию их задатков и способностей, сущностных сил и призвания, включение вуспешную трудовую деятельность и систему общечеловеческих ценностей,формирование и удовлетворение их деятельностных и познавательных запросов ипотребностей, создание условий для самоопределения, творческого самовыражения инепрерывного образования.
Творческий проект — это учебно-трудовоезадание, активизирующее деятельность учащихся, в результате которой имисоздается продукт, обладающий субъективной, а иногда и объективной новизной.
Целипроектирования
Выполняя проекты, учащиеся насобственном опыте должны составить представление о жизненном цикле изделий — отзарождения замысла до материальной реализации и использования на практике. Приэтом важной стороной проектирования является оптимизация предметного мира,соотнесение затрат и достигаемых результатов.
Школьники всех возрастных групп должнына уровне своего понимания постигать тактику действия при решения недетерминированных (часто репродуктивных), а вероятностно-статистических(нередко лишь с угадываемыми результатами и гибкими их достижения) задач,формировать расширяющиеся представления о содержании проектов различнойсложности.
При проектировании приобретается опытиспользовании знаний для решения так называемых некорректных задач, когда имеетсядефицит или избыток данных, отсутствует эталон решения. Таким образом,предоставляется возможность приобретения опыта творчества, т.е. комбинированияи модернизации известных решений для достижения нового результата, диктуемогоизменяющимися внешними условиями.
Проектирование позволяет достигатьповышения уровня коммуникабельности, т.е. расширения круга конструктивного ицеленаправленного общения, актуализированного однотипностью деятельности.
Важной целью проектирования по«Технологии» является диагностика, которая позволяет оценивать результаты какдинамику развития каждого школьника. Наблюдение за выполнением проектнойдеятельности позволяет получать данные о формировании жизненного ипрофессионального самоопределения учащихся. Следует считать, что целипроектирования достигаются, когда эффективность педагогических усилий учителя ивоспитательно-образовательного процесса оценивается динамикой ростапоказателей, которые фиксируются у учебной группы и (или) у каждого учащегося:
информационной обеспеченности(представления, знания, тезаурус, понимание);
функциональной грамотности (восприятиеустановок и объяснений, письменных текстов, умение задавать конструктивные вопросы,обращаться с техническими объектами, приемы безопасной работы и др.);
технологической умелости (способностьвыполнять ранее усвоенные трудовые операции, грамотно используя инструменты истанки, достигать заданный уровень качества, понимание свойств материалов,обеспечение личной безопасности, рациональная организация рабочего места идр.);
интеллектуальной подготовленности(способность вербализировать трудовые операции, понимание постановки учебных(теоретических и практических) задач, достаточность объема памяти, сравнениепредметов по размеру, форме, цвету, материалу и назначению, осознанноевосприятие новой информации, умение пользоваться учебной литературой и т.д. длярационального планирования деятельности, в том числе совместной с другимилюдьми);
волевой подготовленности (стремление выполнятьпоставленные учебные задачи, внимательное отношение к речи учителя и к учебнойситуации, поддержание культуры труда, дружелюбное взаимодействие с другимиучащимися, желание выполнить задание (работу) на высоком уровне качества,толерантное отношение к замечаниям, пожеланиям и советам, выбор темпавыполнения задания, успешное преодоление психологических и познавательныхбарьеров, способность запрашивать и получать помощь и д.р.)
Применение метода проектов способствуетвозникновению такого взаимодействия и отношений школьников между собой, с взрослыми,при которых для достижения цели реализуются творческие усилия личности, нетолько достигаются запланированный результат, но и происходит развитиевнутреннего мира растущего человека. Воспитательная роль проектирования зависитот отражения этих трудовых отношений в духовной жизни учащихся, в преломленииих в мыслях и чувствах, в широте и глубине волевых усилий личности. Воспитаниелюбви к труду как стержень трудового воспитания в целом возможно только тогда,когда ребенок проникнется красотой отношений между людьми, возникающих втрудовом процессе.
Выполнение творческого проекта — одна изсторон воспитания. Оно нацелено на осознание детьми, подростками, юношествомнравственной ценности трудового начала в жизни. Материально-ценностноеотношение к труду включает понимание не только общественной, но и личной егозначимости как источника саморазвития и условия самореализации личности. Приэтом важным фактором становится сформированная способность человека испытатьрадость от процесса и результата труда, игры интеллектуальных, волевых ифизических сил.
На каждом этапе проектирование должносоединять мысль ребенка с действием и действие — с мыслью, культуругуманитарную — с культурой технической, труд — с творчеством, художественнуюдеятельность — с проектированием и конструированием, технологию — с оцениваниемэкономических, экологических и социальных последствий преобразованияпредметного мира.
Задачипроектирования.
Задача проектирования — сформировать уучащихся систему интеллектуальных и общетрудовых знаний, умений и навыков,воплощенных в конечные потребительские предметы и услуги, способствоватьразвитию творческих способностей, инициативы и самостоятельности. В процессевыполнения проектных заданий учащиеся должны приобрести различные умения (которыебудут, конечно, иметь разные уровни успешности в зависимости от половозрастныхи индивидуальных особенностей). К ним относится осмысленное исполнениеследующих умственных и практических действий:
понимания постановки задачи, сутиучебного задания, характера взаимодействия со сверстниками и преподавателем,требований к представлению выполненной работы или ее частей;
планирования конечного результата ипредставления его в вербальной форме, т.е. без ограничения фантазии школьникидолжны дать себе и другим развернутый ответ по схеме: «Я хотел бы...»;
планирования действий, т.е. определениеих последовательности с ориентировочными оценками затрат времени на этапы,распоряжение бюджетом времени, сил, средств;
выполнения обобщенного алгоритмапроектирования;
внесение коррективов в ранее принятыерешения;
конструктивного обсуждения результатов ипроблем каждого этапа проектирования, формулирования конструктивных вопросов изапросов о помощи (советы, дополнительная информация, оснащение и др.);
выражения замыслов, конструктивныхрешений с помощью технических рисунков, схем, эскизов, чертежей, макетов;
самостоятельного поиска и нахождения необходимойинформации;
составления схемы необходимых расчетов(конструктивных, технологических, экономических), представления их в вербальнойформе;
оценивания результата по достижениюзапланированного, по объему и качеству выполненного, по трудозатратам, поновизне;
оценивания проектов, выполненныхдругими;
понимания критериев оценивания проектови их защиты, процедуры публичной защиты проектов;
конструирования представлений опрофессиональной проектной деятельности, индивидуальности проектировщика,проявляющейся в результате, готовом изделии;
расшифровывания замысла, идей, решенийпроектировщика по «посланию» («знаку», «смыслу»), которым является готовоеизделие, появившиеся на рынке.
Тематикапроектов и требования к отбору объектов проектирования.
При определении содержания проектногообучения принципиально важным и сложным вопросом является педагогическиправильный выбор объектов проектирования. Сложность подбора творческих проектовсвязана со многими факторами: возрастные и индивидуальные особенностишкольников, учебно-материальная база для выполнения творческих проектов и др.
При подборе проектных заданий необходимоучитывать принципы дидактики, специфичные для трудовой деятельности в школьныхмастерских (политехническая, профориентационная и воспитательнаянаправленность, соединение обучения с производственным трудом, формированиетворческого отношения к труду, научность и др.)
Использование в практике проектногообучения школьников комплексного многопланового подхода к отбору творческихпроектов позволяет взять за основу выбора проектов учеторганизационно-педагогических, технологических, экономических,психолого-физиологических, эстетических и эргономических требований.Характерными признаками творческих проектов являются: творческий характер,наличие проблемных ситуаций, требующих своего решения. В то же время творческийпроект — это своеобразное учебно-трудовое задание.
Процесс выполнения творческого проектапредполагает комплексное отражение изученных вопросов и практических работ науроках технологии. При подборе проекта необходимо стремиться к тому, чтобытворческий проект содержал в себе те знания и умения, которыми уже овладелучащийся в течении года. В этом случае осуществляется самостоятельный переносзнаний и умений на конкретном объекте (проекте).
Одним из наиболее важных требований вотборе проектов является его творческая направленность. При подборе творческихпроектов необходимо учитывать индивидуальные особенности школьников, степень ихподготовки, возрастные и физиологические возможности.
Важным требованием при отборе творческихпроектов является их общественно полезная или личностная значимость.Общественно полезная ценность объекта проектирования может включать в себязначимость по удовлетворению запросов школьника, семьи, общества, школы илипросто рынка.
Учет возможностей и интересов учителя,материально-технических ресурсов школьных мастерских предполагает подборпроектов с позиции возможностей и интересов учителя технологии и наличиематериальной базы.
Обеспечение эргономических и безопасныхусловий труда содержит в себе комплекс требований: выбранный проект долженобеспечивать безопасные условия работы учащихся.
Темы проектов выбираются учащимисясамостоятельно или по рекомендации учителя. Рекомендуя темы творческихпроектов, следует учитывать возможность реализации межпредметных связей,преемственности в обучении. Проекты выполняются как индивидуально, так и всоставе группы — временного, творческого коллектива.
Проекты рекомендуется выполнять последующим направлениям:
1. Решениеконструкторско-технологических задач по разработке и изготовлениюучебно-наглядных пособий, инструментов, приспособлений для работы в учебныхмастерских, средств малой механизации и автоматизации, бытовых устройств,декоративно-прикладных изделий и т.п.
2. Разработка и модернизация технологиидля изготовления различных видов объектов из древесины, металла, пластмассы,ткани, обработки пищевых продуктов, почвы, использования вторичных ресурсов ит.д.
3. Решение задач дизайнапроизводственных, учебных и жилых помещений.
4. Разработка способов и приемоврационального ведения хозяйства, благоустройства усадьбы и жилища.
5. Решение задач производственно-коммерческогохарактера, связанных с реализацией на рынке сбыта материальных иинтеллектуальных продуктов деятельности учащихся, проведением мероприятийэкологического характера.
Массив тематики проектов является лишьориентировочным, так как невозможно предугадать, какие именно темы вызовут уконкретных школьников наибольший интерес. Вероятно, выход из положениязаключается в постоянном расширении имеющейся тематики и предъявлении ееучащимся. Собственно, она предназначена для формирования для формулирования школьникомассоциированной новой темы, что уже можно рассматривать как творческий акт.
Учащиеся должны выбрать для себя объектпроектирования, тему проекта, т.е. изделие, которое они действительно хотели быусовершенствовать, предложить на рынок, ввести в предметный мир, чтобыудовлетворить реальные потребности людей.
К выбору темы проекта предъявляютсятребования, которые должны быть восприняты учащимися почти как инструкция,руководство:
объект (изделие) должен быть хорошознаком, понятен и, главное, интересен;
будущее новое изделие должноизготовляться промышленным или кустарным способом с определенной программойвыпуска и расчетом на массового или единичного потребителя;
необходимо предчувствие, что объектпозволит разработчику реализовать себя в творчестве, что он ему по силам;
не страшно, если темы будут повторятьсяв учебной группе; в процессе проектирования учащиеся сами поймут, что двуходинаковых изделий (или услуг) никто предложить на рынок не может.
Выбор проектов определяется потребностямиразличных сфер жизнедеятельности личности и общества (школа, индустрия, досуг,дом), необходимостью их удовлетворения, улучшения и модернизации существующихпредметов потребления и услуг.
Основными критериями выбора проектовявляются:
оригинальность, доступность, надежность;
техническое совершенство;
эстетические достоинства;
безопасность;
соответствие общественным потребностям;
удобства эксплуатации;
технологичность;
материалоемкость;
стоимость и т. д.Сфера деятельности Примерные направления творческих проектов Школа Оформление классных уголков, изготовление инструментов и приспосаблений для школьной мастерской, оборудования для кабинетов, изготовление действующих моделей и макетов Индустрия Заказы предприятий, организаций, фирм. Досуг Изготовление игрушек, действующих моделей; изготовление инвентарного материала для подвижных и логических игр; изготовление сувениров. Дом Изготовление кухонной утвари, дизайн кухни; изготовление книжных, туалетных полок, подставок под телефон; дизайн прихожих, учебных и детских уголков; изготовление специальных инструментов и приспосаблений для садово-огородных работ; изготовление рабочих инструментов и приспосаблений для обработки различных материалов; дизайн рабочего уголка.
Переченьпримерных тем творческих проектов учащихся:
Из материалов и нитей – детская,нарядная и деловая одежда, гобелены, декоративные панно, разнообразные видывышивки, различные виды плетения.
Из различных природных материалов –панно, подделки из соломки, украшения из листьев, коры, ракушек, ракушек, кожии т.д.
Из древесины – шкатулки, разделочныедоски, игрушки, столовые приборы.
Из металла – украшения с применениемразличных технологий (чеканка, гравировка, эмаль).
Из глины – вазы, кувшины, блюда,игрушки, свистульки и т.д.
Психолого-педагогические основыдеятельности учащихся при выполнении творческих проектов
Значительные изменения, происходящие всовременном обществе, максимально актуализируют роль и значение человеческогофактора. В последнее десятилетие в центре внимания психолого-педагогическойнауки находится изучение особенностей и возможностей человека, условийцеленаправленного воздействия на развитие его творческого потенциала. Понятиепроектной деятельности направлено на достижение единой цели образования — личностного развития школьника.
Любая деятельность состоит из следующихэлементов: потребность — мотив — цель — задача — действия — операции.
К определенной деятельности субъектапобуждает обычно не какой-то один мотив, а совокупность зачастую противоречивыхмотивов, образующих мотивацию данной деятельности.
Потребность есть состояние человека,отражающее его нужду в чем-либо или в ком-либо. Всякие действия и поступкичеловека определяются какими-либо потребностями. Мотивация — это и совокупностьмотивов деятельности, и процесс преобразования потребности в мотивдеятельности, вызывающий деятельность по удовлетворению этой потребности.
Характеризуя деятельность учащихся привыполнении творческих проектов, необходимо выяснить вопрос о взаимосвязи ученияи труда, то есть целесообразно рассматривать трудовую и учебную деятельностькак два этапа одной целостной деятельности. На первом этапе происходитстановление деятельности. На втором этапе приобретенные знания, умения и навыкидолжны выступить средством выполнения деятельности с качественно инымсодержанием звеньев этой структуры, и на втором этапе учащиеся получают новыезнания. В связи с этим проектную деятельность с позиции характера деятельностиопределим как учебно-трудовую.
Следует выделить два фактора, отличающиепроцесс учения от процесса трудовой деятельности.
Во-первых, овладение трудовойдеятельностью должно быть обеспечено в рамках качественно иной учебнойдеятельности. Во-вторых, формы организации учебной деятельности и сама она неадекватны формам усваиваемой трудовой деятельности.
Отличие структуры проектной деятельностиот других лишь в специфике и содержании потребностей и мотивов, вызывающих инаправляющих эту деятельность и в соответствующих этим мотивам целях, задачах,действиях и операциях. Целенаправленная проектная деятельность имеет прямым иглавным результатом изменение самого субъекта.
Сравнение моделей учебной и трудовойдеятельности, определение содержания структурных компонентов позволилиопределить приоритетное направление трудовой деятельности в процессе выполнениятворческих проектов.
Логика построения деятельности учащихсяпри выполнении проектов должна соответствовать общей структуре проектирования.На этой основе выделили основные этапы проектной деятельности:организационно-подготовительный, технологический, заключительный.
На организационно-подготовительном этапеперед школьниками ставится проблема — осознание нужд и потребностей во всехсферах деятельности человека. На этом этапе школьники должны осознать, уяснитьзачем и почему им надо выполнить проект, каково его значение в их жизни и жизниобщества, какова основная задача предстоящей работы. Перед ними ставится цель — получение в итоге деятельности полезного продукта, который может носить каксоциальный, так и личностный характер. На этом этапе учащиеся обобщаютизученный материал, тем самым включая его в общую систему своих знаний иумений.
Завершающим элементом этого этапаявляется планирование технологии изготовления, где учащиеся осуществляют такиедействия как: подбор инструментов и оборудования, определениепоследовательности технологических операций, выбор оптимальной технологииизготовления изделия. Средствами деятельности выступают их личный опыт, опытучителей, родителей, а также все рабочие инструменты и приспособления, которымипользуются учащиеся при разработке проекта. Результатами деятельности учащихсяявляется приобретение новых знаний, умений и готовые графические документы. Напротяжении этого этапа школьники производят самоконтроль и самооценку своейдеятельности.
На технологическом этапе учащийсявыполняет технологические операции, корректирует свою деятельность, производитсамоконтроль и самооценку работы. Цель — качественное и правильное выполнениетрудовых операций. Предмет деятельности — создаваемый материальный продукт,знания, умения и навыки. Средства — инструменты и оборудование, с которымиработает учащийся. Результат — приобретение знаний, умений и навыков.Законченные технологические операции являются промежуточным результатомдеятельности учащихся на этом этапе.
На заключительном этапе происходитокончательный контроль, корректирование и испытание проекта. Учащиесяпроизводят экономические расчеты, мини-маркетинговые исследования, анализируютпроделанную ими работу, устанавливают достигли ли они своей цели, каков результатих труда. В завершение всего учащиеся защищают свой проект (изделие, реферат)перед одноклассниками.
Анализ содержания деятельности учащихсяпри выполнении проектного задания позволяет сделать вывод о том, что проектнаядеятельность содержит в себе большие возможности для развития творческихспособностей.
На основе изучения и анализа работпсихологов и педагогов установлено, что при соответствующей организацииучебного процесса в школе развивается познавательный интерес и творческиевозможности школьников, расширяется политехнический кругозор учащихся,формируется технологическая культура.
Педагогический анализ спецификитворческой деятельности требует осмысления более широкого понятия«творчество». Общепринятая точка зрения — творчество как вид человеческойдеятельности — отличается новизной и оригинальностью.
В психолого-педагогическом планеявляется первостепенно важным то, что творчество, процесс творчествапереживается как новое субъективно. Важно, чтобы в психолого-педагогическомопределении творчества был отражен момент субъективной значимости: творчествоесть деятельность, способствующая созданию, открытию чего-либо ранеенеизвестного для данного субъекта. Учебно-творческая деятельность ориентированана решение учебных проблем, творческих задач и заданий. Один из важнейших еепризнаков — появление в результате ее осуществления психическихновообразований: знаний, умений, творческих способностей личности.
В основу обучения школьниковпроектированию должны быть положены основные принципы творческой деятельностиноваторов, рационализаторов и изобретателей, конструкторов и технологов напроизводстве. Творчество школьников по своим психическим компонентамприближается к творческому процессу взрослых.
В общем виде процесс творческойдеятельности учащихся можно разделить на те же стадии, что и процесс творческойдеятельности взрослых: возникновение идеи или творческой задачи; решениезадачи; реализация решения на практике.
Существенным моментом творческогохарактера учебно-трудовой деятельности является обнаружение школьникамитехнического противоречия, возникновение проблемной ситуации. При этом учащийсяосознает замысел технического несоответствия, констатирует наличие задачи,проблемы, посредством сравнения сторон противоречия происходит локализация областипоиска — школьник осознает смысл задачи.
Подростковая проектная деятельность — это такая деятельность, в основе которой лежит активизация познавательной ипрактической составляющих, в результате которой школьник производит продукт,обладающий субъективной (иногда объективной) новизной.
Большое значение для практики имеюттакие существенные психологические закономерности творческого процесса, какотбрасывание второстепенных подробностей, членение крупных проблем на рядпростых условий задачи. Это дает возможность юному рационализаторусконцентрировать свое внимание на главном объекте деятельности, отказаться отпривычных представлений, схем, установить необходимые взаимосвязи между главными второстепенным.
В последние годы вопросы эффективностинаучно-технического творчества оказались в центре внимания исследователей ввидуострой практической необходимости. Гигантский рост роли науки в жизни общества,характерный для последних десятилетий, привел к тому, чтоинтеллектуально-творческая деятельность оказывает все большее влияние наразвитие экономики. В связи с этим встает комплекс специфических задач:разумного отбора кадров, организации творческих коллективов, созданиянеобходимой мотивации рационализаторской деятельности, поиска средств,стимулирующих успешное протекание творческого процесса, рациональногоиспользования современных возможностей автоматизации умственного труда.
2.Методическое, материально-техническое обеспечение проектной деятельностиучащихся.
2.1.Планированиеучителями процесса проектной деятельности.
Для определения оптимальных путейреализации образовательной, развивающей и воспитательной функций учебногопроцесса в системе уроков и внеурочных занятий по данной теме или разделуучебной программы учителю необходимо правильно организовывать своюдеятельность.
Для решения учебных задач учителемсоставляется перспективный план учебного процесса. Цель перспективногопланирования наметить рациональную, логическую систему изучения учебногоматериала всей программы и отдельных ее тем.
Планирование начинается с изучениядействующей программы.
Анализ программы.
Программа по школьному курсу«Технология» была подготовлена научным коллективом, руководителями которогоявляется Симоненко В.О. и Хотунцев Ю.А… Программа была выпущена издательством «Просвещение»в 1996 году.
Вариант I (мальчики)
По этому варианту занимаются учащиеся,которые углубленно изучают основы техники.
Основная цель этого раздела—формированиезнаний, умений и навыков в области социальной этики, воспитание уважения кличности, заботы в первую очередь о родных и близких людях, восстановление иупрочение семейных и национальных традиций.
На изучение этого разделка выделено 12 чв 1-й четверти V класса. Материал раздела органически продолжает раздел«Культура дома» для начальной школы. Конечно, изучение культуры человеческихотношений не должно ограничиваться этим разделом программы, а проходитьсквозной нитью через другие разделы образовательной области «Технология» встарших классах.
Вариант II (девочки)
Этот раздел является основным дляварианта II программы образовательной области «Технология».
Кроме общих задач предмета «Технология»при изучении этого раздела необходимо решать следующие дополнительные задачи:
совершенствование практических умений инавыков учащихся в экономном ведении домашнего хозяйства, заготовке и хранениипродуктов, уходе за жилищем;
ознакомление с различными видамидекоративно-прикладного искусства, народного творчества и ремесел;
развитие художественной инициативы;
воспитание привычки к чистоте, сознательномувыполнению санитарно-гигиенических правил в быту и на производстве;
воспитание уважения к народным обычаям итрадициям.Принципы Реализация Научность Соответствует современному уровню развития науки и техники, раскрывает современные технологические процессы Учет возрастных и познавательных возможностей Программа учитывает возрастные возможности и особенности учащихся и построена по принципу от простого – к сложному, от малого – к большому Системность и последовательность изложения Эффективное распределение объема учебного материала по классам. Комплексный подход к изучению всех блоков материала. Учтены межпредметные и внутрипредметные связи Воспитывающий характер содержания В программе заложены основы эстетики, нормы морали, этикета. Предполагается экологическое, экономическое воспитание Четкость структуры Большое число разнообразных по содержанию разделов программы. Весь материал разбит на логические блоки
Методические рекомендации к урокам (IVчетверть):
Урок №1
«Творческая деятельность и творческийпроект»
Обуч.: познакомить учащихся с видамидеятельности, в т.ч. проектной. Раскрыть этапы выполнения проекта
Разв.: способствовать формированиюпознавательного интереса, расширению технического кругозора
Восп.: воспитывать целеустремленность,бережное отношение к вещам, уважение к товарищам
Начать урок можно с беседы одеятельности человека. Рассмотрев виды деятельности человека необходимопривлечь внимание учащихся непосредственно к творческой деятельности.Целесообразно будет показать натуральные объекты и просмотреть короткометражныйфильм «Производство», откуда учащиеся узнают различные виды профессий,жизненный цикл продукции.
На обыденном житейском уровне навестиучащихся на структуру проектной деятельности, раскрыв ее сущность. Назаключительном этапе учащиеся самостоятельно составляют опорную схему проектнойдеятельности.
В конце урока целесообразно обсудить всесоставленные схемы, прийти к общему решению. На этом этапе необходимоприменение плаката «Проектная деятельность», которая поможет обобщить новыйматериал.
В конце урока необходимо выдать домашнеезадание.
Урок №2
«Объект проектирования. Оценкавозможностей для его выполнения»
Обуч.: обучить уч-ся комплекснооценивать свои возможности
Разв.: способствовать развитиюлогического мышления, творческого воображения
Восп.: воспитывать самостоятельность впринятии решений.
Основная часть урока проходит в формеделовой игры. Класс разбивается на 4-5 групп. Каждая группа получает покарточке-указателю для поиска возможной проблемы «Дом», «Школа», «Магазин»,«Завод», «Детская площадка» и т.д. Далее каждая группа выдвигает возможныепроблемы по своему направлению и предлагает варианты их решения. Затемпроводится групповой анализ выдвинутых проблем и способов их разрешения.Оценивается оригинальность идей.
Выбирается несколько самых интересныхпроблем.
После этого им следует дать задание:продумать все аспекты, необходимые для разрешения сложившейся проблемы иоформить в виде звездочки-обдумывания. Урок завершается подведением итогов ивыдачей домашнего задания.
В конце урока необходимо распределить3-4 доклада по дизайну к следующему уроку («Дизайн — а что это такое?», «Дизайни интерьер», «На чем стоит дизайн?») .
Урок №3
«Пути поиска информации. Моделирование идизайн»
Обуч.: научить учащихся работать скартотекой книг, искать требуемую литературу, ознакомить с понятием «дизайн»
Разв.: способствовать развитиютворческой инициативы, творческого воображения
Восп.: воспитывать любовь к красивому ипрекрасному
На уроке проводится экскурсия вбиблиотеку.
Библиотекарь должен рассказать учащимсяо способах поиска информации (включая Internet), о правилах пользованиябиблиотекой, поиске книг по каталогу, показать книги по проектной деятельности.На этом этапе учащиеся должны сами попытаться найти по каталогу книги длясвоего проекта.
Далее урок проходит в читальном зале,где учащиеся зачитывают доклады по теме «Дизайн», смотрят книги по своемупроекту, и решают задачу на моделирование. Она должна быть на развитиетворческого воображения, т.е. иметь совершенно не стандартные, оригинальныерешения.
В конце урока учитель должен показатьвсе придуманные варианты решений и выбрать вместе с учениками самое интересноеи не обычное.
Урок №4
«Критерии выбора модели проекта»
Обуч.: познакомить уч-ся сэкологическими, экономическими и эстетическими требованиями
Разв.: способствовать развитиюлогического мышления, творческой инициативы
Восп.: воспитывать бережное отношение кокружающей среде, материальным и финансовым ресурсам.
В начале урока необходимо обязательнопроверить домашнее задание. После чего учащиеся разбиваются на 4 группы, каждойиз которых дается задание: разработать требования к изделиям по определенномунаправлению (экология, экономика, эстетика, эргономика…, Направление выбираетсяпо жеребьевке), используя научную литературу, о которой заранее долженпозаботится учитель. Далее каждая группа по очереди обучает другие группы, итаким образом все команды знают требования и экологии, и экономики, иэргономики …
После этого учитель задает различныевопросы по всем темам. Оценивается быстрота и правильность ответов.
В конце урока учитель подводит итогипроделанной работы и выдает домашнее задание.
Урок №5
«Планирование технологического процесса.Разработка тех. документации»
Обуч.: обучить правилам составления тех.документов на примере технологической карты
Разв.: способствовать развитиютехнического и логического мышления
Восп.: воспитывать самостоятельность,аккуратность, точность
В начале изложения новой темы необходимоуказать на значимость планирования трудового процесса. Далее учитель долженрассказать о видах технических документов, объяснить правила составлениетехнологических карт и возможные ошибки, разобрать вместе с классом однутехнологическую карту и одну инструкционную карту.
На чтение технологических документоввыполняется самостоятельная работа. Во время ее проведения учитель проверяетдомашнее задание индивидуально у каждого ученика.
После самостоятельной работы учащиесяначинают составлять технологическую карту своего изделия. В это время на партахмогут лежать образцы технолог. карт как ориентировочная основа действий. Даннуюработу учащиеся завершают дома.
Урок №6
«Изготовление изделия»
Обуч.: обучить уч-ся правильноорганизовывать свое рабочее место
Разв.: развивать практические навыки работы
Восп.: воспитывать целеустремленность,любовь к труду
Перед началом выполнения практическойработы необходимо проверить выполнение домашнего задания, проверить готовностьк началу работы, наличие материалов, инструментов, приспособлений,технологической карты (у каждого ученика своя).
Так же необходимо вспомнить и повторитьправила техники безопасности и санитарно гигиенические правила. Во времявыполнения работы учитель наблюдает за учениками, при необходимости учительоказывает помощь индивидуально каждому ученику, так как у каждого свой проект.Если же в классе несколько учеников выполняет одинаковый проект, тоиндивидуальная помощь так же необходима, так как ученики могут быть на разныхэтапах выполнения задания. Учитель контролирует насколько хорошо ученикориентируется в технологической карте.
В конце урока подводятся итогипроделанной работы. Дома ученик заканчивает выполнение своего проекта.
Урок №7
«Знакомство с рекламой. Расчетсебестоимости изделия»
Обуч.: познакомить уч-ся с видамирекламы, дать расчет себестоимости изделия
Разв.: способствовать развитиютворческой инициативы
Восп.: на примере расчета себестоимостипоказать важность экономии ресурсов
Начать занятие надо с повторенияэкономических требований к изделию. После этого учитель объясняет как правильнорассчитать себестоимость проекта. Далее учащиеся ищут возможные пути ееснижения, выполняют расчет себестоимости своего изделия.
На следующем этапе урока проводитсядискуссия о рекламе, ее необходимости и важности в современной жизни, а также ио том как она работает. Для активизации познавательного интереса необходимопоказать примеры рекламных проспектов, вспомнить телевизионную, радио рекламу,провести аналогию.
Поскольку урок последний перед защитой,то следует проверить степень выполнения проектного задания. Дать последниеконсультации (кому это необходимо) по выполнению проекта.
Дома учащиеся готовятся к защите ивыполняют рекламный проспект.
Урок №8
«Защита проекта, подведение итогов»
Обуч.: познакомить уч-ся с русскиминародными традициями
Разв.: развивать коммуникативные умения
Восп.: воспитывать целеустремленность,любовь к истории родного края
Урок начинается с вступительной речиучителя, в которой он рассказывает о русских народных традициях, обычаях,показывает народные костюмы, иллюстрации в литературе о русской ярмарке. Потомначинается сама игра.
Весь класс делится на бояр иремесленников. Бояре оценивают «товар», ремесленники — предлагают. Предложениетовара идет по следующей схеме:
На каком основании был сделан выбор
Какие материалы, инструменты и другиесредства труда необходимы для реализации проекта
Обоснование дизайнерского решения
Доказывает функциональность и значимостьпроекта.
Бояре вместе с царем (учитель) оцениваютпроекты и выставляют отметки. Потом роли меняются – ремесленники становятсябоярами, бояре – ремесленниками.
В конце урока учитель подводит итоговсей выполненной работы, высказывает свои замечания и пожелания на будущее.
Разработка системы дидактических средствобучения.
Использование средств наглядности науроке имеет огромное значение для повышения качества усвоения учащимисяинформации, развития психики учащегося и расширения педагогических возможностейучителя. Наглядность способствует приобретению осознанных прочных знаний. Онареализует связь теории и практики, содействует развитию абстрактного мышленияна основе связи конкретного и абстрактного. Формирует познавательный интерес иактивность учащихся.
Средства наглядности используются приизложении учебного материала учителем, в ходе самостоятельной деятельностиучащихся по приобретению знаний и формированию умений и навыков, при контролеза усвоением материала и при других видах деятельности и учителя, и учащихся.
Однако, необоснованное, произвольное иизбыточное применение наглядности на уроке может дать и отрицательный эффект.Именно это обстоятельство определяет необходимость разработки научных основотбора средств наглядности на уроке и оптимизации их сочетания с другимисредствами обучения.
Первой основой для такой разработкидолжна классификация средств наглядности. Однако, в общепринятой классификации,приводящей основные виды средств наглядности в систему, отвечающей требованиям,предъявляемым к учителю, работающему с ней, пока нет. Целесообразно изсуществующих классификаций использовать в дальнейшем классификацию средствнаглядности по степени их абстракции, т.е. по соотношению количества реальныхкомпонентов натурального технического объекта, отображенного данным средствамнаглядности к количеству символов заменяющих реальные компоненты объекта.
Главная классификация позволяетучитывать при отборе средств наглядности уровень развития пространственногомышления учащихся и путем постепенного перехода от применения реальных объектовк условным изображениям формировать их пространственное мышление.
Однако не только степенью абстракциихарактеризуются отдельные виды наглядности. У каждого из них существует ряддругих дидактических признаков, определяющих рациональную область использованиясредств наглядности в учебном процессе. Например, такое свойство натуральныхобъектов, как их реальность, способствует формированию у учащихся правильногопредставления о форме, цвете и величине объекта. Применение этого виданаглядности дает возможность перейти от наблюдения конкретных образцов кабстрактному мышлению. В преподавании общетехнических и специальных предметовпоказ реальных объектов часто единственный путь передачи сведений о нихучащимся.
Преподаватель предъявляет средстванаглядности учащимися на уроке различными способами. Среди них наиболее частоиспользуются такие:
демонстрация натуральных и искусственныхобъектов;
зарисовки на доске;
вывешивание плакатов;
применение технических средств обучения;
представление информации на графическихдисплеях;
выдача раздаточного материала и т.д.
Возможность использовать различныесредства для предъявления учащимися информации указывает на то, что учителюнеобходимо знать преимущества каждого из них в учебном процессе. Например,показ диапозитивов занимает меньше времени на изложение материала, чем этонеобходимо для предъявления этой же информации с помощью зарисовок на доскемелом. Способ показа диапозитивов более гибок, чем демонстрация диафильмов,поскольку позволяет учителю давать материал в любой последовательности, а принеобходимости быстро возвращаться к предыдущим кадрам.
Следует подчеркнуть, что сами по себесредства наглядности в сочетании со способами предъявления информации на урокееще не решают задачи повышения качества обучения. Эффективность ихиспользования зависит от соблюдения ряда выработанных педагогической наукой ипередовой практикой требований. К ним относятся требования соответствия средствнаглядности:
целям и задачам обучения;
этапам урока, на которых планируетсяиспользовать средства наглядности;
объему содержания и дидактическим характеристикам,предъявляемой учащимся информации;
уровню развития пространственногомышления учащихся, другим методам и средствам обучения используемым на уроке.
Установить строгое соответствие,отбираемых учителем средств наглядности, указанным требованиям – трудно. В тоже время, можно подобрать различные сочетания средств наглядности на уроке,чтобы предать структуре урока и методам обучения гибкость, сделать средстванаглядности, отвечающим конкретным условиям обучения и методическимнаклонностям учителя.
Эффективность применения выбранногосредства во многом определяется методикой и техникой его использования науроке. Здесь важно и значимо:
место расположения на уроке;
освещенность средства наглядности вкабинете;
его видимость со всех точек кабинета;
умелое сочетание учителя слова идемонстрации;
степень подготовленности учащихся квосприятию средства наглядности;
время демонстрации;
педагогическая квалификация учителя.
Материально-техническаябаза проектной деятельности.
Изучение технологии осуществляется наимеющейся в школах материально-технической базе. Однако, поскольку содержаниеновой общеобразовательной области шире, чем трудового обучения, возникаетнеобходимость значительно более активного использования кабинетов физики,черчения, компьютерного класса, а также пополнения и обновления учебногооборудования, дидактических средств. В то же время, учитывая, что большая частьучебного материала по технологии изучается в школьных мастерских.
В учебной мастерской должна быть созданаздоровая и благоприятная среда для занятий. Для этого необходимы наличие ирациональное размещение оборудования, оптимальная организация рабочих местучителя и учащихся, соблюдение требований безопасного труда,санитарно-гигиенических нормативов.
Оснащение школьной мастерской включаеттиповое и самодельное оборудование, дидактические материалы, образцы изделий,проектов и т.д. На передней стене мастерской (она выбирается так, чтобы свет изокон падал на рабочие места учащихся с левой стороны) обычно устанавливаетсяраздвижная учебная доска, которая с одной стороны разлиновывается в клетку, а сдругой имеет металлическое покрытие (магнитная часть). Над ней располагаютсофит для подсветки и экран. Под доской помещают набор чертежных инструментов иящики для хранения таблиц. На передней стене также размещают телевизор, стенд снабором инструментов с этикетками; тематические плакаты, демонстрирующиекрасоту труда и профессии; аптечку с адресом ближайшего медицинскогоучреждения.
Вдоль задней стены обычно располагаютсекционные шкалы, кинопроектор, тележки с укладками инструментов, стендытворческих работ учащихся, диапроектор для показа диафильмов и диапозитивов.Диафильмы следует хранить в фильмостатах, отводя для каждого из них отдельнуюячейку. Диапозитивы, дидактические карточки, транспаранты хранят в ящиках вудобном для пользования порядке. К ящикам прикрепляют этикетки с названиямихранящихся в них средств обучения.
Вдоль стены с окнами обычно размещаютстолы.
Оформление мастерской. К экспозицииотносится разнообразные наглядные пособия, выставляемые по определеннойсистеме. Зрительное восприятие делает предметы более ощутимыми, понятными,облегчает усвоение сложного материала.
Наглядный материал должен привлекатьвнимание оригинальностью оформления, актуальностью затрагиваемых тем, свежестьюинформации, доходчивостью показа. Следует отказаться от бездумногоукрашательства помещения, загромождения его многочисленными стендами,витринами, таблицами и т.п., которые лишь рассеивают внимание учащихся, снижаяих работоспособность.
Экспозиция может быть размещена нетолько в мастерской, но и в прилегающем к ней коридоре, холле. В ней можновыделить две части: постоянную и временную.
Постоянная экспозиция включает материалыдлительного пользования (правила поведения в мастерской, обязанности дежурного,правила безопасного труда и личной гигиены, рекомендации по научной организациитруда учащихся).
Во временную экспозицию входятматериалы, которые необходимы лишь при изучении той или иной темы программы.Это могут быть таблицы, некоторые инструктивные материалы, технологическиекарты изготовления изделий, стенд с образцами, планшеты с вырезками изпериодических изданий об изобретениях, внедрении новой техники и технологии ит.п. Стенды и планшеты необходимо располагать не ниже 0,9 от пола и не выше2,2м. На стене помещают 5-6 планшетов.
Поверхности, на которых размещенынаглядные пособия, должны быть без бликов, окрашены в неяркие тона; это нужно,чтобы выделить сам экспонат, а не фон, на котором он размещен. Планшетыразмещают на рейках, щитах, плитах из искусственных материалов. В экспозициидолжно быть гармоничное соотношение образа и слова. Иллюстрации и текстдополняют друг друга, образа снимает нагрузку с текста, облегчая его восприятиеи усвоение. Текст должен быть ясным по смыслу, иметь четкую разбивку на абзацы.Нужно избегать переноса слов, особенно в заголовках и цитатах. Размер шрифтадолжен быть таким, чтобы текст можно было свободно читать с расстояния не менее1м. в условиях достаточной освещенности. Основной текст не должен превышать150-180 знаков.
Рабочий стенд дает возможность:
углубить и расширить знания учащихся(цифровая, текстовая, иллюстрированная информация);
развивать их познавательную и творческуюдеятельность;
осуществлять дифференцированное обучениепосредством заданий для самостоятельной работы;
совершенствовать навыки и умения (работапо отбору материалов, их анализ, оформление и т.д.);
внести в работу элементы научнойорганизации труда.
Материалы стендов по окончании изучениятемы или раздела снимаются и хранятся на складе мастерской.
Любая экспозиция – постоянная иливременная – должна отвечать требованиям эстетики, быть легко сменяемой иподдаваться чистке. Лучше, если тексты, схемы, таблицы и другие компонентыэкспозиции будут помещаться под стеклом или прозрачной пленкой.
Рабочее место учителя складывается изместа в мастерской и препараторской (инструментальной). В мастерской онорасполагается на возвышении и включает стол, стул, классную доску с комплектомчертежных инструментов, экран для проекций, пульт управления техническимисредствами обучения, освещением, силовой электропроводкой, подсветом доски,шторами. В зоне рабочего места учителя размещаются шкафы-секции для храненияучебно-наглядных пособий, дидактического и раздаточного материала,инструментов. В препараторской (инструментальной) устанавливаются стол и стул,шкафы с приспособлениями, инструментами, материалами, литературой и т.д.
Правильная организация рабочего местаучителя во многом зависит от его инициативы, творческого отношения к работе.Хорошо оснащенное и организованное, оно в значительной степени влияет наэффективность учебно-воспитательного процесса.
При организации рабочего места учителядолжны быть учтены следующие общие требования:
расположение должно обеспечивать хорошуювидимость с него всей мастерской;
перед ним должна быть свободная зона дляразмещения учащихся во время инструктажа;
оснащение и размещение оборудования,инструментов, приспособлений, технических средств обучения, учебно-наглядныхпособий должно осуществляться с учетом максимальных удобств и в работе сминимальным использованием площади;
мебель, оборудование, оформление должнысоответствовать эстетическим требованиям.
Каждое рабочее место в мастерской должнобыть хорошо спланировано, нормально освещено всем необходимым для выполненияучебно-трудовых задач с максимальной отдачей.
За состояние и эффективное использованиемастерской отвечает прежде всего учитель, на которого приказом по школевозложено заведование ею. В его обязанности входят:
обеспечение мастерской материалами,заготовками, полуфабрикатами, оборудованием, инструментами;
планирование ее работы и перспективыразвития;
обеспечение наладки и ремонтаоборудования, инструментов, приспособлений;
осуществление контроля за общимсостоянием мастерской;
инструктаж учащихся о соблюдении техникибезопасности по каждому виду проводимого труда, заполнение соответствующегожурнала;
ответственность за выполнение ученикамиправил безопасного труда, производственной санитарии, за охрану их жизни издоровья во время занятий;
учет изготавливаемой учащимися продукциии заработанных средств;
развитие их предпринимательскойдеятельности;
ежегодная инвентаризация материальныхценностей и списание негодного оборудования.
Санитарно-гигиенические требования кмастерским.
Стол со всеми необходимыми инструментамии приспособлениями должны стоять около окна.
Свет на стол должен падать на работу слевой стороны или освещен искусственным светом.
В процессе работы на столе не должнобыть ничего лишнего.
Планирование организации выполнения проектас учетом требований дизайна и эргономики, текущий контроль и корректировкадеятельности.
Основные требования дизайна и эргономикив художественном конструировании изделия
Потребность человека в прекрасномродственна его потребности в жизненно необходимом. Поэтому стремление кудовлетворению эстетических запросов всегда было свойственно людям.
В настоящее время техническое ихудожественное конструирование — это единый процесс рациональногопроектирования изделий. Техническое конструирование создает предмет в егоматериальной и функциональной основе; художественное — наполняет предметобщественным содержанием, удобством, гармонией, красотой.
Дизайн — в переводе с английскогоозначает «остроумный, красивый проект», оригинальное, необычное предложение.Согласно определению, принятому на международном семинаре в Бельгии (1964),дизайн — это творческая деятельность, целью которой является определениеформальных качеств промышленных изделий; эти качества включают и внешние чертыизделия, но главным образом — структурные и функциональные взаимосвязи, которыепревращают изделие в единое целое как с точки зрения потребителя, так и с точкизрения изготовителя.
Теория дизайна получила наименование«технической эстетики», она охватывает широкий круг проблем, связанных ссоциальными; экономическими, эргономическими вопросами развития производства ипотребления, закономерностями формообразования промышленных изделий, принципамии методами творческой работы художников-конструкторов.
Эстетическая выразительность должна достигатьсяне преднамеренно, а как результат последовательного осуществленияконструкторского замысла. Осуществляя его, конструктор достигаетцелесообразности предметной формы: упорядоченности, пропорциональности,гармоничности линий, объемных и цветовых элементов и т. д.
Информационная выразительность изделияобеспечивается технологическими и декоративными свойствами материала, изкоторого оно изготовлено. Характер поверхностей, конфигурация сопряжении,фактура, цвет, способ крепления — все должно подчеркивать достоинства изделия.Соответствие формы изделия его содержанию может быть достигнуто подходящейкомпозицией. Композиция является эстетической характеристикой, которая отражаеторганизационные связи элементов формы и содержания изделия, диктует расположениеосновных элементов, частей изделия в определенной системе и последовательности.
Важнейшим средством объединенияэлементов в композицию является ритм — равномерное чередование размерныхэлементов, порядок сочетания линий, объемов, плоскостей. Ритм, как свойствокомпозиции, связан с особенностями психологии зрительного восприятия.Определенное впечатление от предмета можно получить при правильном чередованииэлементов, объемов, цветовых пятен, как бы направляющих движение взгляда всоответствии с выбранным ритмом.
Изделие должно быть не только физически,но и зрительно устойчивым, т. е. уравновешенным. Зрительное равновесие зависитот распределения масс композиции относительно ее центра. Равновесие зрительновызывает чувство покоя, уверенности и устойчивости.
Художественная выразительностькомпозиции во многом зависит от симметрии и асимметрии. Симметрия с давнихвремен считалась одним из важных условии красоты. С помощью ее организуетсяформа предмета. Симметрия может быть зеркальной, осевой или винтовой.Асимметрия тоже является важным условием достижения зрительной уравновешенностикомпозиции. Если симметричная форма воспринимается легко и сразу, тоасимметричная — читается постепенно.
Восприятие реальной величины предметоввозникает только в их сравнении. Чувство масштабности — это реальное восприятиемира, отдельных явлений в их конкретной величине. Все изделия, которымипользуется человек, должны быть соизмеримы с его размерами; размеры изделийдолжны отвечать их назначению и быть увязанными с окружающей средой.
Одним из важнейших условий красотыизделия является пропорциональность всех его частей. Пропорциональный — значитнаходящийся в определенном отношении к какой-либо величине. Важным средствомкомпозиции является контраст. Используя контраст, можно усилить выразительностьизделия. Контраст достигается соблюдением масштабности, использованиемразличных материалов и способов их обработки.
Для создания контраста особенно частоиспользуют цвет.
Разновидностью контраста является нюанс.Он представляет собой как бы градации отношений однородных качеств предмета:размеров, пропорций, цвета, фактур и т. п. Наиболее часто к нюансу прибегают,когда нужно выделить отдельные части (детали) конструкции с цельюиндивидуализации изделия во избежание монотонности.
3.6.Оценка качества выполненной работы, защита проекта.
Сложность изделия. Сама техникавыполнения коврика довольно проста, но некоторые элементы требуют высокогоуровня мастерства, т.к. очень трудно точно совместить все элементы изделия врисунок, аккуратно и ровно соединить части в единое целое, четко подобратькрасивую цветовую гамму. Поэтому работа очень трудоемкая и требует повышенноговнимания при выполнении изделия.
Качество выполнения. Изделие выполненоаккуратно, в соответствии с задуманным эскизом, все строчки прямые и за счетэтого формируется четкий и ровный рисунок.
Реклама – это открытое оповещение фирмойили частным предпринимателем потенциальных покупателей, потребителей товаров иуслуг об их качестве, достоинстве, преимуществе, а также о заслугахдеятельности самой фирмы или частного предпринимателя.
В настоящее время реклама стала одним изметодов активизации спроса товаров, которая направлена на наращивание,поддерживание и создание наилучшего образа компании в глазах потребителей. С развитиеммаркетинга рекламное дело превратилось в прикладную науку, базирующуюся назнании основных закономерностей психологии покупателя.
Активизация познавательной и трудовойдеятельности учащихся в работе над проектом.
Непременным условием эффективностипроцесса обучения является развитие познавательной активности учащегося и ееподдержание в течение всего периода занятий по технологии.
Для активизации деятельности школьниковв процессе обучения следует ограничить до оправданных размеров использование репродуктивныхметодов, с помощью которых им передаются готовые знания в пользу эвристических,исследовательских. Именно эти последние, заключаются главным образом приобщении учащихся к выявлению и разрешению определенных проблем, вместе спроверкой полученных решений способствует закреплению знаний и умений,развивает самостоятельность мышления и деятельности, формирует интерес к учебе.
Субъектом познавательной деятельностиявляется ученик, и поэтому в центре учения стоит его личность, его сознание,его отношение к познавательному миру и самому процессу познания, а также ксоучастникам познавательной деятельности: к школьникам и учителям, организующими направляющим его учениям.
Другой отличительной особенностьюпознавательной деятельности школьника является характер ее протекания. Так какцель, содержания, и способы познавательной деятельности школьника заложены впрограмму, в процесс учения, в который включается ученик может протекатьпо-разному, с различным приложением сил, активности, самостоятельности школьника.В одних случаях этот процесс носит характер подражательный — репродуктивный, вдругих – поисковый, в иных – творческий. Именно характер протекания процессадеятельности и влияет на конечный ее результат, – на характер приобретенныхзнаний, умений, навыков.
Репродуктивный характер протеканиядеятельности не производит координальных изменений, перестройки в сознаниишкольника, в его отношении к познанию. Деятельность в данном случае основана назаучивании того, что он услышит от учителя, либо прочел в книге.
Иной характер, деятельность носит вусловиях самостоятельного поиска, либо при выполнении творческой деятельности.Здесь приводятся в движение множество процессов: догадка, озарение,додумывание, привнесение прошлого опыта, мысли, взглядов, переживаний. В этихусловиях иными становятся знания, умения, прошедшие через мысль, волю, участиесамой личности.
Результат учения зависит от мотивовпознавательной деятельности, от характера ее протекания, которыйобуславливается личностью обучающегося. Для успешности обучения очень важно,чтобы у ученика была достаточно сильная мотивация к овладению деятельности ввиде желания учиться, интересы к профессии.
Положительная мотивация деятельностиявляется таким психологическим условием который дает вообще возможным послушноеследование ученика рекомендациям и требованиям методики, то есть если учеловека не будет желания учиться то никакие ориентирующие материалы не помогутуспешно овладеть деятельностью, ибо он просто не будет ими пользоваться.
Мотивация – общий психологическийнастрой на освоение нового, более выгодного объекта приложение своих сил можетнатолкнуться на конкретные трудности, связанные с тем, что не легко найти местои время для быстрого и добротного, но наименее накладного обучения облюбованномуделу.
Перед обучением конкретной (трудовой)деятельности необходимо сформировать у обучающихся более полное и детальноепредставление о ней: каковы основные достоинства деятельности, что она даетчеловеку в материальном и моральном плане, каково его место в ряду другойдеятельности, какой вклад вносят представители этой деятельности в экономикустраны, отрасли, региона, предприятия.
Главная функция учителя состоит в том,чтобы приблизить ученика к учению, приохотить, «зацепить» так, чтобы учение длянего стало желанным, потребностью без удовлетворения которой немыслимо егоблагополучное формирование.
В обучении фигурирует особый видинтереса – познавательный интерес. Его область — познавательная деятельность, впроцессе которой происходит овладение содержания учебных предметов инеобходимыми способами или умениями, навыками, при помощи которых ученикполучает образование.
Элементарным уровнем познавательногоинтереса можно считать открытый, непосредственный интерес к новым фактам, кзанимательным явлениям, которые фигурируют в информации, получаемой ученикамина уроке. Более высоким уровнем является интерес к познанию существующихсвойств предметов или явлений, составляющих более глубокую и часто невидимую ихвнутреннюю суть. Этот уровень требует поиска, догадки, активного оперированияимеющимися знаниями, приобретенными способами. Еще более высокий уровеньпознавательного интереса составляет интерес школьникам к причинно-следственнымсвязям, к выявлению закономерностей, к установлению общих принципов явлений,действующих в разных условиях. Этот уровень сопряжен с элементарнымиисследованиями творческой деятельности, с приобретением новых способов учения.Здесь ощутимо движение ученика, который обнаруживает глубокое опосредованноеосознание самых важных существенных сторон изучаемого, который способен увидетьдиалектику явлений, обнаруживать глубокий интерес к познанию закономерностей.
Среди многих форм активизации учащихсярассмотрим такие как: проблемное обучение, коллективные формы работы,дидактические игры. Элементы проблемного обучения (Урок №1), возможно,применять на каждом занятии на всех его этапах. Проблемное обучение называютпотому, что весь учебный материал учащиеся усваивают путем самостоятельногорешения проблем. Тут имеет место и объяснение учителя, и решения задач, ивыполнение упражнений. Уровень проблемности для каждого возраста свои, и вомногом достижение того или иного зависит от совместной работы учителя иучеников, имеющая систематический характер. Иными словами, работа в заданномнаправлении должна представлять целенаправленную программу. Нецелесообразноиспользовать проблемность в процессе формирования новых умений и навыков, и темболее усовершенствований приобретенных ранее. Если нужно привить умениевыполнять сложное действие, то сначала следует продемонстрировать его, а затемразъяснять в процессе упражнений, следя за тем, чтобы правильно выполнялись всеего элементы. Возможность применения проблемности в обучении связана с уровнемподготовленности учащихся. Восприятие и решение учебных проблем требует умениясравнивать предметы, явления, анализировать их, обобщать. Степень участияшкольников в решении учебных проблем должно быть возрастающим и динамичным.Выделяют четыре уровня проблемного обучения.
Первый уровень – учитель формулируетпроблему, вводит учащихся в проблему, создает проблемные ситуации, решает их,анализирует полученные результаты. Ученики следят за ходом его мыслей,усваивают учебный материал и приемы умственной деятельности. Как показываетпрактика, в условиях трудового обучения наиболее эффективно являетсядиалогическое преподавание. Это обусловлено тем, что большинство учеников имеетнекоторые начальные сведения из опыта, и в определенной степени могут приниматьучастие в решении учебных проблем.
Второй уровень – учитель создаетпроблемную ситуацию, вместе с учениками формулирует проблему и при их участиирешает ее.
Третий уровень – учитель помогаетучащимся сформулировать проблему и решить ее. Ученики должны самостоятельновыбрать из предложений гипотезу, обосновать ее, найти метод доказательствагипотезы, сформулировать выводы. Максимальной самостоятельности учащихся можнодостигнуть, поставив их в безвыходное положение.
Четвертый уровень – творческаяактивность. Ученики самостоятельно находят проблему и решают ее. Роль учителяпри этом сводиться к опосредованному руководству.
В трудовом обучении есть все условия дляорганизации индивидуальной работы с учениками. Учитель, осуществляяиндивидуальный подход может определить, на каком уровне проблемности способенработать ученик, какие компоненты творческой деятельности им усвоенонедостаточно, а потом, исходя из логики учебного материала, подобрать емусоответствующие проблемные задания, которые будут способствовать устранениювыявленных недостатков.
Так, на уроках конструирования опытныйучитель практически каждому ученику формулирует проблемное задание поизготовлению необходимого изделия.
Например: Учитель предлагаетсконструировать какое-либо изделие, но это задание оказывается непосильно дляученикам, так как он не мог мысленно расчленить процесс изготовления изделия.Для решения этой проблемы учитель конкретизирует задание, тем самым снизилуровень проблемности, задание стало соответствовать возможностям ученика.
Во время изготовления изделий следуетсоединять фронтально-групповую и индивидуальную работу учащихся.Конструирование отдельных изделий и составление технологий их изготовленияучитель организовывает групповым методом, а изготавливают их учащиесяиндивидуально. В процессе решения конструкторско-технологических учебныхпроблем они помогают друг другу, критически оценивают выдвинутые суждения,контролируют действия товарищей.
Коллективные методы ( Урок №4) поискарешений, которые следовало бы повсеместно внедрять на занятиях по технологии,известны давно и достаточно эффективны. Их применение оправданы темобстоятельством, что человек всю свою жизнь проводит в общении, в коллективе иумение прорабатывать совместно задачи, требующих решений важно для егобудущего.
Суть коллективного способа обучения(КСО) можно сформулировать так: каждый обучает всех, все обучают каждого. Нередко учителя считают, что только они сами в силах доступно и верно объяснитьсложный материал, но во многих случаях это могут сделать и ученики,естественно, ели им будет обеспечена необходимая помощь учителю. Следовательно,суть КСО можно трактовать и так: учить не только учитель, но и ученики другдруга.
Учитель заранее делит класс на группы по5-6 учеников в каждой и определяет лидеров. Это, как правило, способныеученики, проявившие склонность к предмету и хорошо по нему успевающие. Лидеры –будущие помощники учителя, который вместе с ними заранее подготавливают всенеобходимое к уроку: карточки с вопросами и заданиями для каждой группы,образцы и модели изделий, трафареты, технологические карты, инструкции потехнике безопасности, оборудование и инструменты. Следует отметить, что лидерызнают ответы на вопросы и умеют выполнять задание, поскольку они ужепредварительно отвечали учителю, изучали технологическую карту и отработалиопределенную операцию.
Члены каждой группы, получив карточки,приступают к работе, самостоятельно готовятся к устному ответу, делают записи втетради. Лидер первой группы предлагает задавать вопросы друг другу, а так жепродумать вопросы для второй группы, та готовит вопрос для третьей группы. Еслиу отвечающих возникает затруднение, то дают объяснение задающие вопрос. Лидеррешает, кто из группы будет отвечать или задавать вопрос.
Применение КСО возможно на обобщающихуроках. В этом случае ученики, давая ответ, проговаривая известные им сведения,у них развивается логика суждений, способность выделять главное, делать выводы.
КСО можно применять и на уроках контроляи знаний. Каждый учащиеся сдает готовую работу в начале лидеру группы, которыйставит оценку. При этом лидер оценивает соблюдение технологическойпоследовательности при изготовлении изделия, соблюдения техники безопасностипри работе, частота и порядок на рабочем месте. Учитель, как правило, согласенс оценкой или задает дополнительный вопрос.
Существует несколько способов делениякласса на группы. Например: Разделить его на равноценные группы, т.е. в каждойсобрать сильных и слабых учеников. Здесь учитель может ставить одну проблему навсех, давать одинаковые сложности, практические задания и будет уверен, что всегруппы справятся. В другом случае, можно создать разноуровневые группы, т.е.объединить в одних – успевающих, в других – неуспевающих учащихся. В этомслучае инициатива слабых и робких учеников не подавляется сильными учениками.Оставшись наедине со своими задачами, они просто вынуждены будут их решать. Длятаких групп надо готовить посильные задания, иначе теряется интерес, снижаетсямотивация. Такой же подход необходим и к сильный ученикам – им надо предлагатьзадания творческого, исследовательского плана. При этом учителю предстоитбольшая работа по подготовке разноуровневых заданий к каждому уроку,подготовительная работа с лидерами, подготовка раздаточного материала.
Некоторые учителя труда используютобъединение учащихся в пары. Напарники работают вместе, объясняют друг другунепонятное и готовятся отвечать и объяснять освоенный материал соседней парте.
Применение КСО на уроках трудовогообучения помогает учителю добиваться поставленной цели, создает творческую,соревновательную атмосферу среди учащихся. Свободная форма общения способствуетменьшей их утомляемости, повышает работу способность, воспитывает такиекачества как взаимоконтроль, самоконтроль, готовят к практической трудовойдеятельности.
Игровоеобучение
В зарубежной педагогической практикеигра занимает значительное место. Она используется на всех уровнях обучения —от начальной до высшей школы.
Привлекательность игрового методаобучения объясняется, в первую очередь, его возможностями в плане обученияучащихся поисковым и исследовательским процедурам, формирования культурырефлексивного мышления. Другим важным достоинством обучающих игр являетсярадикальное сокращение времени накопления опыта, его прочность и «личностнаяпрочувствованность».
Дидактические возможности игр
1) Учебные игры предоставляютвозможность обучаться на собственном опыте, самостоятельно решать трудныепроблемы, а не просто выслушивать рассказ учителя или наблюдать за егодействиями.
2) Учащиеся овладевают опытомдеятельности, сходным с тем, который они получили бы в действительности.
3) Игры создают потенциально высокуювозможность переноса знаний и опыта деятельности из учебной ситуации вреальную.
4) Учебные игры безопасны для учащихся(в отличие от реальных ситуаций).
5) Игра обеспечивает глубокое вовлечениев выполнение задания, высокую мотивацию достижения.
6) Игровая модель позволяет «сжимать»время.
7) Игры психологически привлекательныдля учащихся.
8) Игровая модель обучения эффективнадля закрепления знаний, творческого осмысления изученного материала и примененияполученных знаний в реальном жизненном контексте, формирования ценностныхориентации.
Ограничения учебных игр
1) Полноценное применение игр в учебномпроцессе требует значительного личностно-профессионального потенциала учителя,наличия специальной методической подготовки.
2) Учебные игры требуют большихвременных затрат на подготовку, чем традиционная учебная деятельность.
3) Материалы учебных игр сравнительноменее доступны, чем традиционные учебные материалы, они также могут бытьдостаточно дорогими.
4) Во время проведения игр возможнызначительное оживление, высокая подвижность участников, что не всегда нравитсяадминистрации и учителям.
5) В некоторых играх число участниковограничено.
Различают следующие виды игр:
Ролевые игры
Имитационно-моделирующие игры
Игры-состязания
Игры – направляемые и творческиедискуссии
Самые распространенные игры – эторолевые игры и ИМИ
Ролевые игры
Ролевые игры (игры-драматизации) былисамыми первыми среди всех типов учебных игр. Исполнение роли вовлекает в игру нетолько интеллектуально, но и эмоционально, позволяет полностью увлечься игрой.Поэтому ролевые игры, ролевой компонент, сохраняют ведущее значение и всовременных дидактических разработках.
Дидактическая ориентированность. Этоттип игр целесообразно использовать на этапе освоения и закрепления материала.Различная степень сложности исполняемых ролей позволяет организовывать ролевыеигры в группах детей с различным уровнем подготовленности.
Педагогическая ценность ролевых игрсостоит в том, что они создают условия для познания через прочувствование,эмоциональное «проживание», через активную деятельность. Знания, связанные счувствами, не только являются наиболее прочными, как это известно из любогоучебника психологии, но самыми полными, дающими целостное представление обизучаемом материале и его месте в реальной жизни.
Имитационно-моделирующие игры (Урок №8)
Дидактическая ориентированность. Этоттип игр наиболее соответствует таким задачам урока, как закрепление материалаили обучение учащихся применению на практике уже имеющихся знаний.
Педагогическая ценность. Всоциально-психологическом плане имитационно-моделирующие игры способствуютформированию активной жизненной позиции, учат делать выбор, приниматьобоснованные решения.
Предметная ориентированность. В играхмогут моделироваться ситуации, затрагивающие предметные сферы самых разныхдисциплин: истории, географии, экономики, обществоведения и т.д. Предметноесодержание игры обычно является интегрированным.
Имитационно-моделирующие игры могут бытьпредставлены в двух вариантах: индивидуальном и групповом. Индивидуальныйвариант является более простым и носит иллюстративный характер (т.е. показываетвозможности применения имеющихся знаний на практике). В 80-90 г.г. назарубежном образовательном рынке появилось немало таких игр в компьютерномисполнении.
Групповой вариант характеризуется болееглубоким и сложным построением учебного процесса, требует умелого распределенияролей и организации сотрудничества внутри группы. Проведение ролевыхимитационных игр обычно не нуждается в сложном техническом оснащении.
Деловые игры (Урок №2)
Это один из интереснейших способовразвития нестандартного мышления, особенно в педагогике. И сотрудники учебныхзаведений, и учащиеся (студенты) с интересом имитируют обстановку,производственные и личностные отношения, ищут выход из затруднительныхситуаций. Поиск решения приучает играющих брать ответственность на себя,помогает исполнителю «войти в шкуру» руководителя и наоборот. Такие игрысмягчают микроклимат в коллективе и предупреждают возможные непредвиденныеосложнения.
Существует достаточно модификацийделовых игр, но в любой из них должны соблюдаться следующие условия:
1) проигрывать рекомендуется реальныесобытия;
2) приводимые факты должны бытьинтересными, «живыми»;
3) ситуации должны быть проблемными;
4) главная цель игры — приобретениеумений и навыков, выработка стиля поведения.
Подготовка к игре должна начинаться сразработки сценария (определение цели, регламента, проблемы, количестваучастников, распределение ролей). За основу берутся наиболее часто возникающиев коллективе внутренние конфликты, когда почти каждый сотрудник в душе уверен:«Если бы директором был я...», а каждый подросток: «Если бы я был мастеромгруппы (учителем, классным руководителем)...». Вот по этим ситуациям ижелательно проводить игры, причем организатор должен находиться «за кадром», неподавляя интерес у участников. Его задача — увидеть себя другими глазами, какбы со стороны. Подведением итогов должна заниматься объективная экспертная комиссияиз профессионалов.
Мозговой штурм (Урок №4)
Мозговой штурм является одним изнаиболее простых методов активизации перебора вариантов, быстрого генерированияидей для решения проблемы.
Упрощенный мозговой штурм применялся неодно столетие. Известно, что у мореплавателей-европейцев, попадавших в сложныеусловия, применялся метод опроса «как быть» по кругу, начиная с самых младшихпо возрасту и рангу.
В 1936 году появился современный вариантмозгового штурма, который сформулировал американский психолог Алекс Осборн.Однако еще в течение пяти лет метод оставался невостребованным, пока им невоспользовались в Англии, решая проблему борьбы с фашистскими подводнымилодками.
В настоящее время этот метод широко иэффективно применяется в европейских странах при решении всяческих несложных (вбольшинстве нетехнических) проблем. Увы, у нас он используется ограниченно —чаще всего как форма досуга. Такие популярные телепередачи, как «Что? Где?Когда?», «КВН» и многие другие, являются типичным примером применения различныхмодификаций мозгового штурма (брейнсторминга).
В основе мозгового штурма лежитразделение процессов генерирования идей и их оценки. Метод учитывает психологиюне только отдельного человека, но и группы. Дело в том, что в группе людипо-иному реагируют на проблемы, чем человек, рассуждающий в одиночестве; к томуже в группе снимаются определенные ограничения, резко возрастает возбуждение.Это позволяет на гребне психического подъема «выловить» из глубин подкоркитщательно спрятанную подсказку к решению задачи.
Существуют следующие основныемодификации метода:
1) групповой прямой (группа участниковищет все возможные решения поставленной задачи);
2) групповой обратный (определяютсянедостатки в поставленной проблеме);
3) групповой поэтапный (сначала решаетсяпостановка задачи, затем варианты решений, затем варианты реализации, вариантывнедрения и т.д.);
4) индивидуальный (каждый участникдолжен за короткое время подать не менее одного оригинального предложения).
Не исключено и привнесение в метод добавочныхусловий, но общий принцип неизменен.
Как же еще можно заинтересоватьшкольников проектированием?
В такой постановке вопроса уже заложеноутверждение, что ядром мотивации проектной деятельности признается спектринтересов, который специфичен для каждой возрастной группы. Так, для младшихшкольников характерны стремление к воспроизведению вызвавших интерес объектов,подражание, ожидание личного успеха. Учащиеся средних классов хотя и тяготеют квыбору знакомых и «нужных» объектов, нацелены на успешный результат, но ужепроявляют и попытки добиться оригинальности. Для старшеклассников характернынацеленность на постижение процесса, желание испытать свои возможности,предвкушение творчества, хотя и им присуще стремление к личному успеху,беспроблемности в выполнении заданий.
Учитель может использовать некоторыепроцедуры формирования интереса к проектным заданиям, процессу проектирования,например следующие:
Объяснение сути проектного метода — введение расширительного понятия «проект» на примерах инженерных, дизайнерских,экономических, социальных и других его видов, а также представление его какспособа улучшения техническо-экономических, социальных, эргономических иэкологических показателей производства товаров, изделий и услуг.
Представление вариантов выполненныхпроектов — знакомство с содержанием и объемом проекта, требованиями к егооформлению; акцентирование внимания на элементах творчества (достижениеновизны, генерирование вариантов, формирование банка идей); выявление сильных ислабых сторон представляемых проектов; сообщение критериев оцениваниявыполненных работ; различение проектов по сложности (выбор объекта, объемразработок, трудоемкость выполнения и др.).
Аннотирование перечня возможных темпроектов — представление перечня (не менее 10-12 тем); комментированиевозможных результатов; ожидаемые проектные решения (изменение формы, размеров,цвета, выбор другого материала, совмещение функций изделия, уменьшениеколичества деталей, улучшение технологии изготовления и др.), проведениемысленного эксперимента под девизом: «А я бы сделал так..,»
Ознакомление с процедурой выполненияпроектов — этапы, работа в классе и дома, консультации групповые ииндивидуальные, выполнение проектов малыми группами, материальное воплощениепроекта; информационное обеспечение проектирования (учебные занятия, тренинга,книги — учебные и специальные, компьютерная поддержка др.); роль учителя.
Ознакомление с процедурой оцениванияпроектов — публичная защита; оценивание проекта и его защиты; критерииоценивания.
Урок №4
В начале урока учитель делит класс нагруппы по жеребьевке и раздает им сферы деятельности. Каждой группе даетсяпроблемное задание: используя предложенную литературу самостоятельно найтитребования предъявляемые к изделию.
Далее каждая группа по очереди обучаетдругую группу, которая стремиться узнать как можно больше (КСО).
После того как все группы получатсведения о всех требованиях, предъявляемых к изделиям, учитель проводитмозговую атаку ( в форме Брейн-ринга). Вопросы носят проблемный характер и задаютсятолько по тем требованиям, которые ребята только что узнали.
Заключение
Рассмотрев методику проектнойдеятельности учащихся в школьном курсе «Технология», создается ясноепреставление о включении школьников в моделирование творческой деятельности,которая предусматривает выполнение системы последовательных действий, а любаядеятельность, в том числе и проектировочная, состоит из следующих элементов:потребности – мотивы – цели – задачи – информация – идеи – планы действий –операции – оценки.
В данной работе было предложенопримерное планирование учителем процесса проектной деятельности учащихся, а также методические указания к проведению уроков по «Технологии».
В ходе проделанной работы, разработанасистема дидактических средств обучения, позволяющие освоить предложенныйматериал.
По мимо этого работа содержит разработкупроектной деятельности самих учащихся, где ученик, зная о этапах выполненияпроекта реализует свою идею.
И наконец, в работе рассмотренынекоторые методы активизации познавательной и трудовой деятельности учащихся вработе над проектом.
Поскольку программа обучения технологиисинтезирует знания из математики, физики, химии, биологии, наглядно реализуетмежпредметные связи, способствуя осознанию теоретических связей в практическойдеятельности учащихся по выполнению творческих проектов, то я считаю, чтовыполнение школьниками творческих заданий является интересным и очень важнымдля жизни, а также реализуются возможности проявить свои знания, способности итворчество при разработке проекта.
Списоклитературы
Для подготовки данной работы былииспользованы материалы с сайта www.bankreferatov.ru/