Реферат по предмету "Психология, педагогика"


Православные воскресные школы нашего времени…

Кудасова О.В.
Сегоднямы являемся свидетелями удивительных событий, обусловленных возрождением каксамой церковной жизни, так и всего того, что связано с видимыми формамипроявления ее в мире. Описываемый процесс, в силу разных объективных исубъективных обстоятельств, сопряжен с множеством проблем и противоречий, новсе-таки он продолжает свое развитие. Мы засвидетельствуем об этом на примереправославных воскресных школ.
Размышляяна тему православных воскресных школ нашего времени, правомерно коснутьсяистории возникновения воскресных школ вообще.
Изначальновоскресные школы были основаны как учебные заведения для взрослых и детей иявились наиболее ранней формой внешкольного образования. При историческомисследовании следует различать 2 основных типа воскресных школ:конфессиональные школы различных вероисповеданий для религиозно-нравственноговоспитания (для христиан – это воскресные школы, для мусульман – пятничные, дляиудеев — субботние) и общеобразовательные.
Первыевоскресные школы (например, при Миланском соборе) возникли в середине XVI в.Они были конфессионального типа и ориентировались на преподавание в формебесед. В дальнейшем подобные школы получили широкое распространение в Европе иСев. Америке.
Однакожизнь диктовала все новые требования, что привело, с одной стороны, к введениюобщеобразовательных предметов в конфессиональных воскресных школах, а с другой– к учреждению (в XVIII в.) светских воскресных школ. Таким положение делоставалось вплоть до начала XX в., когда, в связи с организациейгосударственных школьных систем, общеобразовательные воскресные школы почтиповсеместно были закрыты. В свою очередь конфессиональные воскресные школыпродолжают существовать во многих современных странах и по сей день.
Изистории возникновения воскресных школ в России известно, что отдельные школыконфессионального типа (первоначально – лютеранские в Эстляндии) появились впервой половине XVIII в., а немногочисленные общеобразовательные воскресныешколы были открыты в начале XIX в. Повсеместное распространение воскресныешколы получают в России в середине XIX в. Отметим, что выдающаяся роль в ихсоздании принадлежит знаменитым ученым Н.И. Пирогову и проф. П.В.Павлову. Так,под руководством Н.И. Пирогова, студенты Киевского университета имени Святогокнязя Владимира стали проводить по воскресным дням занятия с народом (дляпреподавания Закона Божия приглашались священники).
Вотчто писал по этому поводу Н.И. Пирогов в статье «Воскресная школа»:«Различие между этой воскресной и обычными казенными школами и в приемах,и в способах учения, и в обхождении учителей с учениками были разительными.Успехи же учеников – изумительны. Грамота усваивалась почти вдвое и даже втроескорее, чем в приходских и других школах и училищах, посещаемых ежедневно.Воскресные школы для нас — предмет необходимости».
Действительно,возникновение и повсеместное распространение воскресных школ в России быловызвано самой жизненной необходимостью. Известно, что занятия, как в светских,так и в духовных учебных заведениях того времени, традиционно носили болееобразовательный, нежели воспитательный характер; что не могло способствоватьгармоничному развитию личности. Именно это подвигло к поиску новых путей«распространения осмысленной грамотности». В воскресных школахприменялись передовые методы обучения (наглядность, звуковой метод обученияграмоте и т.д.), использовались лучшие учебники – «Азбука»В.А.Золотова, «Букварь южнорусский» Т.Г.Шевченко; при этомзначительное внимание уделялось воспитательной стороне учебного процесса.Показательной здесь является позиция Н.И. Пирогова, который формулировал своевидение российского образования как образования религиозно-нравственногосодержания (см. статью «Воспитание и образование»).
Важнейшаяпроблема, которая издавна назревала в образовательной системе, была связана сметодикой преподавания вероучительных дисциплин. Оно было пронизанобезжизненным схоластическим духом, о пагубных последствиях которогосвидетельствуют как литературные (например, «Очерки бурсы» Н.Г.Помяловского), так и церковные источники (см. документы подготовки Поместногособора 1917 г.).
Частично,но не более того, эта проблема решалась в воскресных школах: поиск новыхподходов в вопросе полноценного воспитания личности, который осуществлялся приобучении грамоте, письму, счетности, не мог не затронуть и преподаваниязаконоучительных дисциплин. Однако в целом, указанная проблема так и не былапреодолена, что нашло свое отражение в кризисе 1917 г.
Возрождаявоскресные школы сегодня, мы должны помнить обо всем вышесказанном, так какпопытки простого воссоздания системы духовного образования дореволюционноготипа, под видом сохранения традиции, не только не дадут положительногорезультата, но, напротив, могут иметь тягостные последствия. Здесь нуженвдумчивый творческий подход: учитывая имеющийся опыт, предлагать новые формырелигиозно-нравственного воспитания в духе соборного разума Церкви.
Современныевоскресные школы сталкиваются с массой объективных жизненных проблем,вызванных, например, историческими причинами.
Загоды потрясений, пережитых Церковью в XX в., было воспитано не одно поколениелюдей, лишенных элементарных представлений о православной вере; в значительнойстепени была утрачена преемственность опыта внутренней духовной жизни; вомногом был предан забвению православный жизненный уклад – все это иобуславливает те трудности в поиске эффективных, «духовно выверенных»форм деятельности, с которыми сталкиваются сейчас организаторы воскресных школ.Здесь были найдены разные пути решения проблемы, но мы хотели бы познакомитьчитателя с тем концептуальным представлением о деятельности воскресной школы, ккоторому нас привел собственный двенадцатилетний опыт работы при храмеСвятителя Николая Чудотворца в Хамовническом районе г. Москвы. Кроме того,кратко, мы остановимся на описании деятельности Православного Центра«Живоносный Источник», с которым нас объединяет общее направление вработе.
Главноеконцептуальное положение, на которое мы ориентируемся в своей деятельности,таково: воскресная школа, прежде всего, призвана формировать в своих стенахнекую духовную среду, основная характеристика которой — это атмосфера соборнойправославной семьи. Мы (преподаватели, учащиеся и их родители)«проживаем» день встречи (как правило, это воскресенье) вместе, какодна большая семья. Однако школа при этом вовсе не является аналогом некоегоэлитарного «православного клуба». В воскресной школе находят своеестественное продолжение те духовные переживания всех, кто включен в ее жизнь;которые раскрываются при участии верующего человека в таинствах Церкви и еебогослужении. Духовно значимым ориентиром для нас выступает здесь традициясовершения в Древней Церкви, так называемых Агап (греч.ὰγὰπη)– братских трапез, которые ещеназывались «вечери любви». Агапы были соединены с Евхаристией –приношением великой жертвы Тела и Крови Христовых, совершающимся набожественной литургии. Это свидетельствует о возможности существования некойформы человеческого общения, которая, будучи совмещенной с мистическим общениемБога и человека в таинствах Церкви, как бы продолжает его…
Итак,воскресный день начинается с церковной службы. После богослужения всесобираются вместе для прохождения занятий по богословским дисциплинам (длякаждой возрастной группы они разные; в том числе предусмотрены икатехизаторские беседы со взрослыми). Изучаются предметы: Закон Божий, историяЦеркви, церковное пение, нравственное богословие и др.
Основнойпедагогический подход в работе: процесс обучения не должен носить довлеющийхарактер, при котором значительное внимание уделяется проставлению отметок,проведению проверочных работ, экзаменов и т. д. Этот процесс должен бытьестественно включен в «семейную жизнь» школы (возможно, в этомотличие воскресных школ от православных гимназий, которые призваны уделятьгораздо большее внимание образовательной стороне учебного процесса).
Нашазадача при этом: дать ребенку не просто некое рассудочное знание о Боге, но впервую очередь привить ему опытное сердечное знание Бога, что достигается лишьпри воспитании искренней веры, передаваемой «от сердца к сердцу».Вспомним слова ректора Православного Свято – Тихоновского Гуманитарногоуниверситета протоиерея В. Воробьева: «Как зажигаются сердца верой? Сердцеот сердца, как свечка от свечки. Обычно это бывает, когда встречаешься скаким-то замечательным верующим человеком, подвижником веры. Красота подвигаможет пленить душу ребенка, она увлекает его. Если наши учителя будут такимиподвижниками веры, тогда дети будут верующими. Если наши учителя будут простымиправославными обывателями, то дети наши из Церкви уйдут, как это случилось дореволюции».
Еслиребенок, придя в воскресную школу, почувствует, что такое духовная любовь, теплотаверы, искренность сердечных ощущений; увидит этому примеры, и сам многое опытнопереживет – это останется с ним уже навсегда и поможет самостоятельно пополнятьсвои знания о христианском вероучении. Здесь уместно сослаться на словамонахини Магдалины, посвятившей всю свою жизнь делу духовного воспитания детей:«Есть такая пословица: „Дай сыну рыбу, и он хорошо поест сегодня;научи его пользоваться удочкой, и он будет хорошо есть всю жизнь“.Подобным образом мы понимаем нашу задачу как православных родителей инаставников. Мы вдохновляем наших чад любить Бога и учим их, как искать волюБожию о себе. Если дети научены любить Бога, все прочее приложится им(Мф.6,33)».
Занятияв школе завершаются чаепитием, во время которого, как и полагается в однойбольшой семье, происходит общая беседа: у кого-то за прошедшую неделю произошлозначимое событие, кто-то прочитал душеполезную статью, книгу и хочет поделитьсяэтим с другими, обсуждается взаимопомощь при возникновении каких-либо проблем ит.д. После трапезы молитва: у кого-то на прошедшей неделе были именины – мыдуховно «сорадуемся» с ними; кто-то из учащихся или их близкихзаболел – надо не забыть и о них (возможно удастся даже навестить болящего);кто-то скорбит о потери ближнего – не оставляем без духовного сопереживания,поддержки и его…
Дальшекаждый посвящает себя тому деланию, которое ему больше по душе: дети младшего исреднего школьного возраста посещают кружки рисования, рукоделия; студиютеневого театра; ребята старшего возраста предпочитают заниматься подготовкой квыпуску сезонной печатной газеты для прихожан храма или помогают в церковнойбиблиотеке; родители учащихся стремятся к совместному общению (беседы, просмотри обсуждение духовных видеофильмов) – это то, что за время учебы детей ввоскресной школе вырастает в настоящее дружеское чувство. Кроме того, привоскресной школе существует и, так называемая, молодежная группа – это нашивыпускники, которые не хотят прерывать, ставшего для них важным, общения. Какправило, их встречи проникнуты своего рода салонной атмосферой: собираясь укамина, участники обсуждают новости церковной жизни, читают стихи, рассказы;прослушивают, а иногда и совместно исполняют, песнопения под гитару или подаккомпанемент фортепиано; время от времени на такие встречи приглашаются гостис интересными выступлениями…
Впрочем,день может быть построен и по-другому: после чаепития (иногда даже отменивучебные занятия), мы совершаем паломничество в храмы и монастыри Москвы иобласти или устраиваем прогулки по городу, вспоминая его историю, или простоотдыхаем: зимой, например, катаемся на санках, лыжах и коньках, а весной иосенью– на лодках в парке.
Важнымсобытием становятся иногородние автобусные поездки-паломничества, которые могутбыть и многодневными. Здесь предоставляется возможность для духовногоукрепления, для расширения кругозора, для теплых человеческих отношений вособых «походных» условиях. Значимым утешением является возможностьпомощи возрождающимся храмам, обителям, при которых сейчас, кроме прочего, действуетмножество детских приютов и богаделен. Здесь учащиеся воскресной школы могутсамостоятельно, осознанно подойти к вопросу пожертвования для детишек-сирот,например, части своих игрушек…
Существенныймомент в организации жизни нашей школы – совместный летний отдых. Как правило,это православный летний лагерь в с. Дивеево Нижегородской обл., которыйрасположен недалеко от Серафимо-Дивеевского женского монастыря. Жизнь лагеря –это, конечно же, и посещение церковных служб, и купание в святых источниках (очем дети потом вдохновенно вспоминают целый год), и посещение лесного озера, ипоход за ягодами и грибами, и вечера у костра…
Внашей деятельности для нас главным является то, что мы одна православная семья,которая стремиться, в меру собственных сил, быть объединенной одной верой илюбовью к Богу и ближним.
Описываяжизнь «нашей семьи», мы вовсе не пытаемся подчеркнуть ееизолированность от окружающего мира: ребята могут прийти к нам в школу втечение всего учебного года, при чем с разным уровнем подготовки в вопросахверы; кроме того, мы общаемся с другими воскресными школами (п. ПавшиноМосковской обл., г. Ковров Владимирской обл.), а также с ребятами из детскогодома-интерната № 7, которым мы искренне благодарны за радость многолетнегосовместного участия в праздниках, посвященных дням Пасхи и Рождества Христова –эти контакты многому учат.
Таксложилось, что все воспитанники нашей воскресной школы участвуют в таинствахЦеркви и с интересом посещают духовные предметы; однако известен опыт работвоскресных школ с теми, кто еще не готов к изучению вероучительных дисциплин.Именно об этом говорит руководитель «Православного Центра по духовномуразвитию детей и молодежи» при Свято-Даниловом монастыре игумен Иоасаф(Полуянов): «В этом году мы приняли решение провести серьезноесобеседование с детьми и родителями. И тех детей, которые приходят в школутолько для того, чтобы „побыть“, — отделить в особую структуру, внечто вроде клуба по интересам православных ребят. Здесь они смогут рисовать,вырезать и выжигать по дереву, делать школьную газету, а то и просто играть вфутбол. Можно также организовать помощь ребятам в учебе, занятия дляпоступающих в вузы. А детей, которые хотят учиться, — учить».
Конечно,в жизни и нашей школы возникают разные текущие проблемы и сложности. Однако ихпреодоление, опять же, видится в духе христианской любви, сопереживания,доверия к Промыслу Божию в мире. Одна из самых актуальных проблем (которая вомногом повлияла на формирование нашего подхода к деятельности воскресной школы)состоит в следующем: многие ученики приведены к нам теми родителями, имеющиевесьма смутное представление о православной вере и не желающие его расширять,все же хотели бы, чтобы их ребенок получил некое духовное образование, т.е.,чтобы у него был сформирован тот духовный стержень, который поможет ему вжизненных испытаниях. Но здесь возникает явное противоречие: ребенок получаетновые теоретические знания, формирующие его мировоззрение, однако практически,дома, он продолжает жизнь в атмосфере, далекой от православия уклада. Понятно,что занятия в воскресной школе не проходят совершенно бесследно – ребенокменяется, однако выдержать такие несоответствия и своего рода раздвоения бываетсложно. Так и появилась идея создания некой «семейной атмосферы» встенах воскресной школы, которая призвана не заменить ребенку его семью, а лишьпомочь ему опытно ощутить, что такое жизнь православных людей, объединенныхвместе. Кроме того, это помогает ребенку окунуться совсем в иной мирчеловеческих отношений, во многом альтернативный тому, что окружает егоостальные шесть дней в неделю и выдвигает зачастую жесткие жизненныетребования, ведущие к внутренним перенагрузкам (особенно на территориимегаполисов). В целом показателен тот факт, что постепенно даже совершеннонецерковные родители, втягиваются в жизнь «школьной семьи», чемуособенно способствуют паломнические поездки с их духовным наполнением идушевным общением в «неформальной» обстановке.
Всвоей работе мы стараемся помнить о том, что возрождение воскресных школоправдано в той мере, в которой оно способствует возрождению истинной веры. Небудем забывать, что в дореволюционной России крещены были практически все, авот истинно верующими, на проверку, оказались лишь некоторые, хотя числопополнивших сонм исповедников и мучеников Русской Православной Церкви оказалосьи немалым…(Надо признать, что это стало возможным не благодаря схоластичномушкольному воспитанию, а, скорее, вопреки ему).
Руководителивоскресных школ должны понимать, что они лишь соработники Бога на своемпоприще, истинным же совершителем тайны перерождения человеческой души являетсяГосподь. Осознавая особую ответственность, преподаватели воскресных школ,призваны быть особенно внимательны и требовательны к собственной внутреннейжизни. Приведем слова протоиерея А. Владимирова — настоятеля храма Всех Святых,что в Красном Селе, духовника православной гимназии «Пересвет», членаСоюза писателей России:"…приступая к воспитанию и образованию детей, мыдолжны исповедовать истину Христа: "…без Меня не можете делать ничего(истинно доброго – прот. А.В.)" (Ин.15,5). А значит, только со Христом всердце и в устах мы преуспеем в нашем святом деле".
Справедливостиради стоит сказать, что к идее формирования воскресной школы как некой семейнойсреды, автономно пришли руководители воскресных школ и при других храмах.Например, отметим опыт работы воскресной школы при храме в честь иконы БожьейМатери «Живоносный Источник» в Царицыно. Видимо, здесь впервыеобратились к разработке и практической реализации концепции «Семейнойвоскресной школы». В настоящее время школа входит в структуру особойобщественно-религиозной организации, получившей название Православный центр«Живоносный Источник». Центр создан по благословению Патриарха ивыполняет свое служение по нескольким направлениям. Вот основные из них:
Во-первых,духовно-просветительская миссия, включающая работу соответствующего лектория(лекторы- по преимуществу, священнослужители), видео-зала, книжной лавки инотного магазина православной хоровой музыки.
Во-вторых,культурно-образовательное звено: деятельность Воскресной школы и гимназии(основной курс обучения в которой дополнен изучением Закона Божия ицерковно-славянского языка); а также функционирование библиотеки, работакружков и творческой студии.
В-третьих,социально-благотворительное служение. При Центре открыта «Семейнаяправославная психологическая консультация», деятельность которойстановится сейчас все более актуальной. Еженедельно здесь проводится бесплатныйприем всех людей (не обязательно занятых в деятельности Центра), которыенуждаются в помощи специалистов по семейным проблемам.
Психологическаяконсультативная служба, по словам директора Воскресной школы и одновременнопсихолога-консультанта И. Н. Мошковой, имеет своей целью восполнить недостатокзнаний в области психологии и педагогики у священников. Иначе говоря: священникв первую очередь принимает покаяние пришедшего к нему, а психолог помогаетчеловеку сделать следующий шаг: разобраться в себе, найти для себя путиисправления.
Следуетотметить, что в помощи психологов нуждаются не только те, кто " делаетпервые шаги в Православном храме", но и те, кто считает себя ужевоцерковившимся человеком и под веянием ложного аскетизма на фоне приобщения кЦеркви, как бы уходит от семьи, углубляясь лишь в себя. В этой ситуациистрадают прежде всего дети. И здесь становится все более ясной задача работыпсихолога и всего Центра в целом: добиться у родителей понимания того, чтоместо их духовного подвига — это воспитание их собственного ребенка. Воскреснаяшкола в этом контексте предстает как некая психотерапевтическая среда, целькоторой: помочь родителям «открыть» свою семью; ибо Центр ставитсвоей задачей показать родителям, что есть подлинное воспитание в атмосфересвободы и верно очерченных духовных ориентиров, при котором единственно ивозможен в итоге добровольный личностный выбор Христа…
Вкачестве вывода хотелось бы сказать следующее: как когда-то первые воскресныешколы были созданы для обучения неграмотных детей и взрослых, так, видимо, исовременные православные воскресные школы должны быть ориентированы не толькона детей, но и на взрослых, поскольку безграмотность в вопросах веры приобрелапочти повсеместный характер. Жизненный опыт показывает, что при всеммногообразии форм деятельности воскресных школ, наиболее эффективны те, которыеориентируются на семейный подход в своей работе. Создание Семейной воскреснойшколы способствует не только укреплению семейных связей, но и развиваетощущение сопричастности более сложным семейным общностям: коллективу школы,приходу своего храма, Церкви и обществу в целом.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.portal-slovo.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.