Реферат по предмету "Психология, педагогика"


Учение В.И.Ленина о коммунистическом воспитании и образовании

Н.А.Константинов, Е.Н.Медынский, М.Ф.Шабаева
В.И. Ленин в своей теоретической и практической деятельности постоянно инеизменно уделял огромное внимание делу воспитания и образования трудящихся.
Творческиразвивая учение К. Маркса и Ф. Энгельса о воспитании, В. И. Ленин указывал, чтовопросы, воспитания и образования в Советском государстве необходимо решать внеразрывной связи с задачами организации народного хозяйства исоциалистического строительства, развития науки и культуры.
Оннеустанно разоблачал лживые утверждения апологетов капитализма о том, будто вусловиях буржуазного строя достигнуто равенство в области образования и школаможет быть вне политики. Он говорил, что «буржуазия, выдвигающая такоеположение, сама во главу угла школьного дела ставила свою буржуазную политику истаралась школьное дело свести к тому, чтобы натаскать для буржуазии покорных ирасторопных прислужников, старалась снизу доверху даже всеобщее обучение свестик тому, чтобы натаскать для буржуазии покорных и расторопных слуг, исполнителейволи и рабов капитала, никогда не заботясь о том, чтобы школу сделать орудиемвоспитания человеческой личности».
В.И. Ленин убедительно вскрыл антинародный характер буржуазной школы и вместе стем считал неправильным нигилистическое отношение к ней. Признавая, что стараяшкола была школой муштры и зубрежки, он говорил, что надо уметь отличать встарой школе плохое от хорошего, уметь выбрать из нее то, что необходимо длякоммунизма.
ВысказыванияВ. И. Ленина о старой школе неразрывно связаны с его учением о двух культурах вкаждой национальной культуре и о том, что пролетариату, строящему новоеобщество, необходимо творчески использовать культурное наследие прошлого.
В. И. Ленин о культурной революции.
ПослеВеликой Октябрьской социалистической революции рабочий класс, взяв в свои рукигосударственную власть, стал вместе с трудящимся крестьянством законнымнаследником и преемником всех достижений предшествующей культуры. Впервые вистории эти достижения стали достоянием всего народа. «Раньше весь человеческийум, весь его гений творил только для того, — говорил В. И. Ленин,— чтобы датьодним все блага техники и культуры, а других лишить самого необходимого —просвещения и развития. Теперь же все чудеса техники, все завоевания культурыстанут общенародным достоянием, и отныне никогда человеческий ум и гений небудут обращены в средства насилия, в средства эксплуатации».
Пролетарскаяреволюция создала все условия для подъема культурного уровня народных масс,открыла широкие пути для культурного развития всем народам России, которыецарская власть сознательно держала в темноте и невежестве.
В.И. Ленин убедительно доказал, что завоевание политической власти рабочимклассом является необходимой предпосылкой культурной революции. Он опровергвзгляды оппортунистов о том, будто сначала следует подготовить в условияхстарого общества культурных людей, а затем уже пролетариату брать политическуювласть в свои руки, будто сначала следует достигнуть определенного уровнякультуры, а потом строить социализм.
«Еслидля создания социализма, — писал В. И. Ленин, — требуется определенный уровенькультуры (хотя никто не может сказать, каков именно этот определенный «уровенькультуры», ибо он различен в каждом из западноевропейских государств), топочему нам нельзя начать сначала с завоевания революционным путем предпосылокдля этого определенного уровня, а потом уже, на основе рабоче-крестьянскойвласти и советского строя, двинуться догонять другие народы».
Встатье «О кооперации» В. И. Ленин, отводя нападки на Коммунистическую партию состороны ее противников, писал: «Нам наши противники не раз говорили, что мыпредпринимаем безрассудное дело насаждения социализма в недостаточно культурнойстране. Но они ошиблись в том, что мы начали не с того конца, как полагалось потеории (всяких педантов), и что у нас политический и социальный переворотоказался предшественником тому культурному перевороту, той культурнойреволюции, перед лицом которой мы все-таки теперь стоим.
Длянас достаточно теперь этой культурной революции для того, чтобы оказатьсявполне социалистической страной...»
В.И. Ленин считал культурную революцию составной частью социалистическойреволюции. Указывая, что Октябрьская революция создала необходимые условия длябыстрого и всестороннего подъема культуры, В. И. Ленин постоянно призывалсоветских людей повышать культурный уровень, развивать новую, социалистическуюкультуру. Основной задачей культурной революции он считал всестороннееприобщение трудящихся ко всем культурным достижениям прошлого и формирование вСССР новой, социалистической культуры. Он постоянно указывал советскому народуна те решающие задачи в области культурного строительства, которые диктовалисьтребованиями развивающегося народного хозяйства.
Ещев 1920 году, когда только начиналась мирная созидательная деятельностьсоветских людей по восстановлению народного хозяйства, В. И. Ленин разъяснялтрудящейся молодежи, что усвоение ею культуры, науки, всех знаний, выработанныхчеловечеством, имеет огромное историческое значение.
Всвоих последних статьях «Странички из дневника», «Лучше меньше, да лучше» идругих гениальный вождь Октябрьской революции завещал всемерно развертывать вСССР культурную революцию и укреплять связь между строительством социализма икультурным развитием страны.
Онтребовал осуществлять самую разностороннюю культурную работу в деревне средигромадной массы крестьянства, полное кооперирование которой считал невозможнымбез культурной революции. Он понимал культурную революцию как мощное движениесамих трудящихся, направленное на создание новой, социалистической культуры.
«Пролетарскаякультура не является выскочившей неизвестно откуда, не является,— как отмечалВ. И. Ленин, — выдумкой людей, которые называют себя специалистами попролетарской культуре. Это все сплошной вздор. Пролетарская культура должнаявиться закономерным развитием тех запасов знания, которые человечествовыработало под гнетом капиталистического общества, помещичьего общества,чиновничьего общества».
РазоблачениеВ. И. Лениным реакционных попыток «пролеткультовцев» создать особую,«пролетарскую культуру», оторванную от прогрессивного наследия прошлого, имелоогромное значение для преодоления ошибочных, антимарксистских взглядов насущность социалистической культуры. В. И. Ленин в ряде своих выступленийнаметил пути развития социалистической культуры на основе тесной связи ее состроительством социализма, усвоения и критической переработки всех культурныхдостижений прошлых эпох.
В.И. Ленин считал одной из важнейших задач культурной революции воспитаниеактивных строителей социализма, формирование у нихдиалектико-материалистического мировоззрения и коммунистической нравственности.Действенными средствами культурной революции он считал ликвидациюнеграмотности, введение всеобщего обучения, всемерное укрепление советскойшколы и коммунистическое воспитание новых поколений.
Неуклонноепроведение Коммунистической партией ленинской политики братского сотрудничестванародов на основе экономической, политической и культурной взаимопомощи,неустанная ее забота о том, чтобы сделать всех советских людей культурными иобразованными, обеспечили расцвет в нашей стране социалистической культуры.
В. И. Ленин о целях коммунистического воспитания изадачах советской школы.
В.И. Ленин проявлял постоянную заботу о развитии советской школы, которую считалодним из важнейших средств культурной революции и коммунистического воспитанияподрастающих поколений советского народа.
ПослеВеликой Октябрьской социалистической революции совершилось коренноепреобразование школы, служившей в буржуазном обществе орудием классовогогосподства буржуазии. Советская власть впервые в истории сделала школудоступной детям трудящихся, осуществила равенство в образовании для всехнародов нашей страны, подчинила знание и школу борьбе трудящихся за построениесоциалистического общества, обеспечила расцвет науки и культуры.
Частьинтеллигенции, зараженная буржуазной идеологией, все еще продолжала думать,будто школа должна быть вне политики, вне классовой борьбы. Идеологи буржуазиивсячески использовали лозунг «беспартийности», чтобы отвлекать от участия вреволюционной перестройке школы демократическое учительство, переходившее насторону Советской власти.
В.И. Ленин в своих работах доказал, что лозунг «беспартийности» и «аполитичности»лицемерно прикрывает буржуазную сущность старой школы, в то время как прямоепризнание связи советской школы с классовой борьбой пролетариата открываетперед учительством великие перспективы служения народу.
Разъясняяучастникам I Всероссийского съезда по просвещению, проходившего в Москве вавгусте 1918 года, принципиальные основы политики Советской власти в областинародного образования, В. И. Ленин говорил, что одной из составных частей в тойборьбе, которую Советская власть ведет с буржуазией, является дело народногообразования. «Мы говорим: наше дело в области школьной есть та же борьба засвержение буржуазии; мы открыто заявляем, что школа вне жизни, вне политики —это ложь и лицемерие».
Установивсвязь школы с борьбой трудящихся за социалистическое преобразование общества,великий Ленин способствовал выявлению общественного назначения советской школы,небывало расширил ее задачи в области воспитания и образования молодых строителейнового общества, указал учительству правильный путь для творческойпедагогической деятельности.
МысльВ. И. Ленина о принципиально новой роли школы в условиях советского строяполучила отражение в программе Коммунистической партии, которая была принятаVIII съездом партии в 1919 году. «В области народного просвещения РКП ставитсвоей задачей довести до конца начатое с Октябрьской революции 1917 г. делопревращения школы из орудия классового господства буржуазии в орудие полногоуничтожения деления общества на классы, в орудие коммунистического перерожденияобщества».
Школадолжна стать проводником принципов коммунизма и идейного влияния пролетариатана трудящееся население «в целях воспитания поколения, способного окончательноустановить коммунизм».
Этиблагородные цели, поставленные перед советской школой, соответствуют интересами чаяниям всего прогрессивного человечества.
Исходяиз учения К. Маркса и Ф. Энгельса о воспитании, В. И. Ленин выдвинул задачу —вооружить молодежь подлинно научными знаниями о природе и обществе, выработатьу нее научное материалистическое мировоззрение, коммунистические взгляды иубеждения. В неразрывной связи с образованием он считал необходимым осуществитьвоспитание подрастающего поколения в духе коммунистической нравственности,сформировать у него высокие моральные качества.
Большоезначение в деле всестороннего развития нашей молодежи Ленин придавал также еефизическому воспитанию: развитию силы, выносливости и других важных физическихкачеств, необходимых строителям социализма и защитникам Родины.
IIIсъезд комсомола (1920) в резолюции по докладу В. И. Ленина «Задачи союзовмолодежи» следующим образом определил цель физического воспитания: «Физическоевоспитание подрастающего поколения является одним из необходимых элементовобщей системы коммунистического воспитания молодежи, направленного к созданиюгармонически развитого человека, творца — гражданина коммунистическогообщества...
Физическоевоспитание преследует также непосредственно практические цели: 1) подготовкумолодежи к трудовой (производственной) деятельности и 2) к вооруженной защитесоциалистического отечества».
В. И. Ленин об умственном образовании.
Развиваямарксистское учение о воспитании, В. И. Ленин считал основной задачейвоспитания советской молодежи умственное образование, овладение научнымизнаниями. Указывая, что молодежи предстоит завершить строительство коммунизма,он подчеркивал, что эту ответственную миссию молодежь сможет достойновыполнить, если будет неустанно учиться, овладеет научными знаниями.
Успешноестроительство коммунистического общества требует, чтобы молодежь овладела всейсокровищницей культуры, всеми знаниями, которые выработало человечество напротяжении своего исторического развития. Строителю коммунизма необходимыглубокие, систематические научные знания из самых различных отраслей науки итехники. Этот широкий объем знаний молодежь должна приобретать в процессесамостоятельного умственного труда.
Предостерегаяпротив механического заучивания научных истин, В. И. Ленин всегда учил молодежьбороться против подмены науки голыми лозунгами, формальными схемами.
«Намне нужно зубрежки, но нам нужно развить и усовершенствовать память каждогообучающегося знанием основных фактов, ибо коммунизм превратится в пустоту,превратится в пустую вывеску, коммунист будет только простым хвастуном, если небудут переработаны в его сознании все полученные знания. Вы должны не толькоусвоить их, но усвоить так, чтобы отнестись к ним критически, чтобы незагромождать своего ума тем хламом, который не нужен, а обогатить его знаниемвсех фактов, без которых не может быть современного образованного человека».
Питаязаконную ненависть к старой школе как к средству закабаления трудящихся,говорил Ленин, мы должны на место старой зубрежки, старой муштры «поставитьуменье взять себе всю сумму человеческих знаний, и взять так, чтобы коммунизмне был бы у вас чем-то таким, что заучено, а был бы тем, что вами самимипродумано, был бы теми выводами, которые являются неизбежными с точки зрениясовременного образования».
В.И. Ленин указывал молодежи, что только соединение учения с участием встроительстве нового общества вместе с рабочими и крестьянами может обеспечитьдействительное коммунистическое воспитание. Молодежь должна связывать каждыйшаг своего воспитания и образования с борьбой трудящихся за построениекоммунизма, неустанно помогать утверждению нового и передового. Он говорил, чтомы не верили бы учению, воспитанию и образованию, если бы оно было загнанотолько в школу и оторвано от той бурной жизни, в процессе которой создаетсякоммунистическое общество.
Дляразработки марксистской теории обучения имеют важное значение ленинские работыпо вопросам теории познания. Развивая диалектико-материалистическую теориюпознания, В. И. Ленин дал классическую характеристику познавательного процесса:«От живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике — таковдиалектический путь познания истины, познания объективной реальности».
Опираясьна ленинскую теорию познания как на свою методологическую основу, советскаядидактика разрешает вопрос о сущности процесса обучения, о связи междучувственным познанием, абстрактным мышлением и практической деятельностьюучащихся в процессе обучения.
В. И. Ленин о воспитании подрастающего поколения вдухе коммунистической морали.
Развиваяв новых условиях учение К. Маркса и Ф. Энгельса о морали, В. И. Ленинрешительно отвергал антинаучные взгляды о вечности и неизменности моральныхнорм, подчеркивал историческую и классовую сущность морали. Он вскрывалклассовую сущность морали эксплуататорского общества, основанной на принципе:«… либо ты грабишь другого, либо другой грабит тебя, либо ты работаешь надругого, либо он на тебя, либо ты рабовладелец, либо ты раб».
Гневноразоблачал В. И. Ленин клеветнические измышления буржуазии о том, что упролетариата будто бы нет морали. Он глубоко раскрыл, что же именно является всоциалистическом обществе критерием морали, что следует признавать нравственнымв жизни общества и в поведении отдельного человека. Ленин показал, что в противоположностьбуржуазной морали, которая способствует укреплению господства эксплуататорскихклассов, коммунистическая мораль служит разрушению старого общества иобъединению всех трудящихся вокруг пролетариата, строящего коммунизм. «В основекоммунистической нравственности лежит,— по словам В. И. Ленина,— борьба заукрепление и завершение коммунизма».
Все,что мешает членам социалистического общества объединиться для созидательнойдеятельности, что разъединяет их в борьбе и общем труде, что затрудняет воспитаниев каждом человеке необходимых ему качеств,— все это и противоречиткоммунистической морали. Поэтому В. И. Ленин считал, что дело воспитания,образования и учения молодежи должно быть воспитанием в ней коммунистическойморали.
Коммунистическоевоспитание, учил В. И. Ленин, есть прежде всего воспитание сознательнойдисциплины, необходимо воспитывать «всех с молодых лет в сознательном идисциплинированном труде». Он призывал воспитывать у молодежи организованность,умение подчинять свои интересы интересам коллектива, пробуждать у неестремление отдать все свои силы и способности делу коммунистическогостроительства. Огромное значение в деле нравственного воспитания подрастающегопоколения Ленин придавал воспитанию любви к социалистическому отечеству, котораядолжна носить действенный характер. Воспитание любви к Родине необходимо тесносвязать с воспитанием пролетарского интернационализма, братской солидарностимежду трудящимися всех стран.
В. И. Ленин о политехническом образовании.
Важнуюроль в деле воспитания всесторонне развитых людей В.И.Ленин отводилполитехническому образованию. Сформулированные им требования об осуществленииполитехнического образования в советской общеобразовательной школе вошли впрограмму Коммунистической партии, в которой предусмотрено проведение для детейобоего пола до семнадцати лет бесплатного общего и политехническогообразования, которое должно ознакомить их в теории и на практике с главнымиотраслями производства и вооружить основными трудовыми навыками.
Встатье «Роль Ленина в борьбе за политехническую школу» Н. К. Крупскаяуказывает, что пункты программы, касающиеся общего и политехническогообразования, а также тесной связи обучения с детским общественнопроизводительным трудом, были сформулированы В. И. Лениным.
Вгоды перехода к мирной работе по восстановлению народного хозяйства, когда былинамечены перспективы электрификации страны, В. И. Ленин со всей остротойпоставил вопрос о необходимости преодолеть характерный для старого обществаразрыв между воспитанием и материальным производством. Он требовал увязатьзадачи и содержание работы советской школы с организацией народного труда, сактуальными запросами народного хозяйства, промышленности исельскохозяйственного производства. В отрыве от жизни, от трудовой деятельностион видел основной порок всей организации образования в условиях господствабуржуазии.
Всвоей речи на III Всероссийском совещании заведующих внешкольными подотделамигубоно (февраль 1920 года) В. И. Ленин указывал: «Одним из коренных недостатковпостановки образования и просвещения в капиталистическом обществе было то, чтооно было оторвано от основной задачи организации труда постольку, посколькукапиталисту нужно было натаскать и надрессировать покорных и дрессированныхрабочих. Связи между действительными задачами организации народного труда имежду преподаванием в капиталистическом обществе не было». Школа всоциалистическом государстве призвана, по мысли Ленина, изжить этот кореннойнедостаток и так поставить воспитание и учение детей, чтобы оно было тесносвязано с жизнью, с борьбой против эксплуататорского строя, с трудом рабочих икрестьян.
Этойидеей пронизана речь В. И. Ленина на III Всероссийском съезде РоссийскогоКоммунистического Союза Молодежи в октябре 1920 года. В этой исторической речион выдвинул перед молодым поколением, которое будет создавать коммунистическоеобщество, в качестве основной задачи задачу «учиться коммунизму».
Сознательноусвоенные и глубоко продуманные знания молодежь должна уметь применять напрактике. Лишь при этом условии она сможет активно участвовать в хозяйственномвозрождении страны, в реорганизации земледелия и промышленности на основесовременной науки и техники.
Придаваябольшое значение электрификации страны и подчеркивая необходимость связатьобразование с задачами социалистического строительства, В. И. Ленин указывал:«Вы прекрасно понимаете, что к электрификации неграмотные люди не подойдут, имало тут одной простой грамотности. Здесь недостаточно понимать, что такоеэлектричество: надо знать, как технически приложить его и к промышленности, и кземледелию, и к отдельным отраслям промышленности и земледелия. Надо научитьсяэтому самим, надо научить этому все подрастающее трудящееся поколение».
В.И. Ленин большое место в политехническом образовании отводил ознакомлениюмолодежи с электрификацией, умениям приложить ее к промышленности и земледелию.Мысль о широкой постановке пропаганды электричества, в которой активную рольдолжна сыграть и школа, высказана В. И. Лениным в 1920 году, когда шла работанад составлением Государственного плана электрификации всей Советской страны.Очень интересны в этом отношении письма В. И. Ленина (конец 1920 года) к Г. М.Кржижановскому, руководившему разработкой плана ГОЭЛРО.
Пословам Н. К. Крупской, «1920—1921 годы — это были годы, когда вниманиеВладимира Ильича было больше чем когда-либо направлено на производственнуюпропаганду и на политехническую школу». Это было вызвано тем, что ихосуществление он тесно связывал с вопросом электрификации страны кактехнической базы для создания индустриальной России, с переходом на плановоеведение всего народного хозяйства. Решение всех этих задач требовало поднятияуровня сознательности масс, высокой культуры труда. Помочь в разрешении этихбольших хозяйственно-политических задач должно было приобщение подрастающихпоколений к техническим знаниям в политехнической школе.
Составляяв середине декабря 1920 года план своего доклада на VIII Всероссийском съездеСоветов, В. И. Ленин в заключение пишет:
«Электрификация+ Советская власть= коммунизм...
Вовсех школах: наша программа: политехническое образование+всесторонний приступ кработе».
Впроекте резолюции VIII Всероссийского съезда Советов по докладу обэлектрификации, который был составлен В. И. Лениным, мы читаем: «Изучение этогоплана должно быть введено во всех без изъятия учебных заведениях республики;каждая электрическая станция и каждый сколько-нибудь сносно поставленный заводи совхоз должны стать центрами ознакомления с электричеством, с современнойпромышленностью и центрами пропаганды плана электрификации и систематическогопреподавания его».
Вооружениеподрастающего поколения основными понятиями об электричестве, о его применениив промышленности В. И. Ленин ставит на первое место и в той системеполитехнического образования, которое он наметил в это же время (декабрь 1920года) в своих заметках «О политехническом образовании» на тезисы Н. К.Крупской, составленные для доклада о политехнической школе на партийномсовещании по вопросам народного образования. В них В. И. Ленин высказывает рядпринципиально важных положений о содержании политехнического образования и опутях его осуществления в условиях того времени. В. И. Ленин указывал, чтоучащийся старших классов II ступени, получая практическую подготовку к участиюв общественном производстве в 12—17 лет, не должен становиться узкимремесленником.
Необходимо,чтобы он обладал широким общим образованием, имел политехнический кругозор иосновы, начатки политехнического образования. А именно:
«(аа)основные понятия об электричестве (точно определить, какие),
(бб)о применении электричества к механической промышленности,
(вв)—»—тоже к химической,
(тт)тоже о плане электрификации РСФСР,
(дд)посетил не менее 1—3 раз электрическую станцию, завод, совхоз,
(ее)знал такие-то основы агрономии и т.д. Разработать детально минимум знаний».
В.И. Ленин считал, что политехническое образование должно быть тесно связано сполучением подрастающим поколением общеобразовательных знаний и воспитаниемкоммунистической нравственности. Творчески развивая учение основоположниковмарксизма о политехнизме, Владимир Ильич конкретизировал его содержание.
Слушаяна III сессии ВЦИК (26 сентября 1920 года) доклад наркома просвещения А. В.Луначарского о деятельности Наркомпроса, В. И. Ленин делал для себя конспективныезаписи некоторых положений, выдвинутых как самим докладчиком, так и лицами,выступавшими в прениях. В частности, он отметил мысль докладчика о том, чтополитехнический принцип не требует обучения всему, но требует обучения основамсовременной индустрии вообще.
Взаметках на тезисы Надежды Константиновны «О политехническом образовании»,написанных три месяца спустя, он указал, каковы те главные отраслиcоциалистического производства, с основами которых надо ознакомить учащихся,осуществляя политехническое образование. К этим главным отраслям В. И. Ленин,как видно из предшествующего изложения, относил наряду с энергетикой,механической и химической промышленностью также и агрономию. В «Тезисах опроизводственной пропаганде» (ноябрь 1920 года) он писал, что «задачасоциализма сближать и объединять промышленность и земледелие».
Вперестройке отсталого в России сельского хозяйства на базе электрификации ипередовой техники Ленин видел важный фактор на пути к уничтожениюпротивоположности между городом и деревней, к созданию бесклассового общества.Включая сельское хозяйство в круг политехнизма, он, таким образом, расширил егосодержание. Большое значение имел также перечень практических мероприятий напутц к осуществлению политехнизации, которые В. И. Ленин рекомендовалнемедленно провести, несмотря на отсталость промышленности и хозяйственнуюразруху. Такими первоочередными мероприятиями он считал посещение учащимисяближайшей электростанции и прослушивание там курса лекций с показом опытов,проведение практических работ по электричеству и экскурсий в совхозы и назаводы, устройство маленьких музеев по политехническому образованию. Дляпроведения политехнического образования В. И. Ленин предлагал привлечь всехинженеров, агрономов, а также всех окончивших университеты пофизико-математическому факультету.
В.И. Ленин заботился не только о подготовке рабочей силы, рабочих рук, но и отом, чтобы молодежь овладевала высотами современной техники, которая сделаетстрану непобедимой и просвещенной. Он тесно связывал подготовку рабочей силы своспитанием всесторонне развитых, сознательных строителей социалистическогопромышленного и сельскохозяйственного производства.
Вопрособ осуществлении политехнического образования В. И. Ленин тесно связывал сновым подходом к труду, к вопросам дисциплины. Сущность коммунистического трудаим отчетливо раскрыта в статье «От разрушения векового уклада к творчествунового» (апрель 1920). В ней он писал: «Коммунистический труд в более узком истрогом смысле слова есть бесплатный труд на пользу общества, труд,производимый не для отбытия определенной повинности, не для получения права наизвестные продукты, не по заранее установленным и узаконенным нормам, а труддобровольный, труд вне нормы, труд, даваемый без расчета на вознаграждение, безусловия о вознаграждении, труд по привычке трудиться на общую пользу и посознательному (перешедшему в привычку) отношению к необходимости труда на общуюпользу, труд, как потребность здорового организма».
Примеромтакого труда на общую пользу стали первые коммунистические субботники. В. И.Ленин называл их «великим почином», усматривал в их возникновении и быстромраспространении в молодой Советской республике победу социалистической моралинад мелкобуржуазным эгоизмом и другими привычками, доставшимися рабочему икрестьянину в наследство от капитализма.
Признаваябольшую роль в формировании коммунистических убеждений и морального обликановых людей их участие в общественно полезном труде, Владимир Ильич в речи наIII съезде комсомола говорил: «Только в труде вместе с рабочими и крестьянамиможно стать настоящими коммунистами». Он считал, что комсомол должен взять насебя инициативу в деле воспитания всего подрастающего поколения с молодых лет всознательном и дисциплинированном труде. Нужно поставить дело так, чтобы«каждый день в любой деревне, в любом городе молодежь решала практически ту илииную задачу общего труда, пускай самую маленькую, пускай самую простую».
Ленинскиеуказания о связи обучения с призводительным трудом, о соотношении общего иполитехнического образования служат руководством к действию в наши дни, когда сособой остротой встал вопрос о подготовке высокообразованных людей, способных ксистематическому общественно полезному труду и к продолжению образования.
В. И. Ленин о советском учительстве.
Грандиозныезадачи, поставленные В. И. Лениным перед школой, могли быть осуществлены толькос помощью нового учительства. Ленинские взгляды на задачи советской школытеснейшим образом связаны с его мыслями об учителе, его роли в воспитании новыхлюдей и в строительстве социалистического общества.
Превращениешколы из орудия классового господства буржуазии в орудие коммунистическогопереустройства общества могло быть осуществлено Советской властью путемпривлечения на свою сторону старого учительства и подготовки новых учителей изсреды рабочих и крестьян.
Впроизведениях В. И, Ленина учительство рассматривается как важнейшая сила встроительстве социализма. Выступая в 1918 году на съезде учителей, ставших насторону Советской власти и назвавших свою профессиональную организацию «Союзомучителей-интернационалистов», В. И. Ленин исключительно глубоко осветил задачиучительства в борьбе за утверждение завоеваний Октябрьской революции. Онпризывал учителей не ограничиваться только профессиональной деятельностью.«Учительская армия должна поставить себе гигантские просветительные задачи ипрежде всего должна стать главной армией социалистического просвещения. Надоосвободить жизнь, знание от подчинения капиталу, от ига буржуазии. Нельзяограничить себя рамками узкой учительской деятельности. Учительство должнослиться со всей борющейся массой трудящихся».
Всвоих неоднократных выступлениях перед учительством и деятелями народногопросвещения В. И. Ленин убедительно доказывал, что новый, свободный строй, прикотором наука перестает служить целям эксплуатации, предоставляет учителямширокие возможности для многогранной педагогической работы. Он постояннонапоминал, что деятельность советского учителя должна быть примером служениясвоему народу и быть теснейшим образом связанной с политикой Коммунистическойпартии и Советского правительства, что долг советского учителя статьпроводником идей коммунизма в массы населения.
Водной из последних своих работ — «Странички из дневника» — В. И. Ленин писал, чтонадо систематически работать по организации народных учителей, чтобы сделать ихиз опоры буржуазного строя (какой они являются в капиталистических странах)опорой нового, советского строя. Он считал необходимым помогать учителюсвязывать его преподавание в школе и культурно-просветительную работу срединаселения с борьбой трудящихся за построение коммунизма. Эта задача,поставленная В. И. Лениным на заре пролетарской революции, продолжает и понынесохранять свое актуальное значение.
В.И. Ленин высоко поднял авторитет советского учителя. Он призывал партию и весьнарод бережно относиться к учителям, постоянно улучшать их материальноеположение, оказывать им всемерную помощь в их почетной деятельности повоспитанию молодого поколения в духе коммунизма.
В«Директивах ЦК. коммунистам — работникам Наркомпроса», написанных в 1921 году,В. И. Ленин призывал органы народного образования к действенному руководствуработой школ, к проведению мероприятий по учету и обобщению практического опытаработы учительства.
Встатье «О работе Наркомпроса» (февраль 1921) Ленин писал:«Руководитель-коммунист тем и только тем должен доказать свое право наруководство, что он находит себе многих, все больше и больше, помощников изпедагогов-практиков, что он умеет им помочь работать, их выдвинуть, их опытпоказать и учесть».
Впериод, когда народное хозяйство страны в результате гражданской войны иинтервенции было разрушено, В. И. Ленин в «Страничках из дневника» призывалнемедленно приступить к улучшению положения народного учителя. «Народныйучитель, — писал В. И. Ленин, — должен у нас быть поставлен на такую высоту, накоторой он никогда не стоял и не стоит и не может стоять в буржуазном обществе.Это — истина, не требующая доказательств. К этому положению дел мы должны идти систематической,неуклонной, настойчивой работой и над его духовным подъемом, и над еговсесторонней подготовкой к его действительно высокому званию и, главное,главное и главное — над поднятием его материального положения».
Коммунистическаяпартия, претворяя в жизнь эти указания В. И. Ленина, постоянно заботится о том,чтобы народные учителя заняли самое почетное место в социалистическом обществе.
Значение учения В. И. Ленина о коммунистическомвоспитании для развития педагогики и школы.
ВыступленияВ. И. Ленина по вопросам культурной революции, коммунистического воспитаниямолодежи, его высказывания об умственном, нравственном воспитании иполитехническом образовании составляют величайшее завоевание марксизма и служатпутеводной звездой при решении актуальных вопросов народного образования,которые встают при осуществлении коммунистического строительства.
Выполняязаветы Ленина, Коммунистическая партия и Советское правительство большоевнимание уделяют школе, которая призвана вооружить все подрастающее поколениенашей страны основами наук, политехническими знаниями и трудовыми умениями,подготовить его к производственной деятельности и к дальнейшему образованию.
Ленинскиеидеи о воспитании советской молодежи в духе коммунизма, преданности интересамтрудящихся всего мира, о формировании у нее коммунистического отношения ктруду, об участии в общественно полезном производительном труде нашли яркоевыражение в Программе партии, принятой на XXII съезде КПСС, в решениях XXIV,XXV и XXVI съездов КПСС, в постановлениях ЦК партии и Советского правительствао развитии народного образования, школы и педагогической науки. Эти идеипомогают глубже понять роль коммунистического воспитания подрастающих поколенийв укреплении социалистического общества, в решении великих задач построениякоммунизма.
РаботыВ. И. Ленина дают возможность правильно решить вопросы об отношении советскойпедагогики к педагогическому наследию прошлого. В них разоблачаетсявульгаризаторское, сектантское понимание марксизма как учения, якобы оторванногоот прежних научных достижений. В свете этих работ становится ясным, чтосоветская педагогика, отбрасывая все реакционное, хранит и развивает передовыепедагогические традиции.
УчениеВ. И. Ленина о социалистической культуре, просвещении и коммунистическомвоспитании является основой советской педагогики.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.biografia.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Аналіз перетворень сігналів
Реферат 4-я Международная отраслевая практическая конференция «Рынок оконных, дверных и фасадных конструкций Республики Беларусь-2011: развитие и энергоэффективные решения»
Реферат Enzymes
Реферат Мирний Панас
Реферат Очерки ранней истории Кореи
Реферат Расчет платежей за потребление природных ресурсов в условиях предприятия по добыче огнеупорной глины открытым способом разработки
Реферат Планування продуктивності праці
Реферат Louis Riel Essay Research Paper Louis Riel
Реферат Жизнь и творчество А.С. Пушкина
Реферат Методические особенности использования задач с экологическим содержанием на уроках органической химии
Реферат Http://www nclogic2010. ksu ru Конференция поддержана грантами ргнф, рффи, ан рт и посвящена 100-летию открытия профессором Казанского университета Николаем Александровичем Васильевым (1880 1940) новой логики,
Реферат Louis Riel Hero Or Traitor Essay Research
Реферат Creation Of Totalitarian States Essay Research Paper
Реферат 6-7 классы Номинация «Индивидуальное исполнение»
Реферат Болгария при ханах Круме и Омортаге. Отношения с Византией