Реферат по предмету "Психология, педагогика"


Принцип следования за энергией клиента (пациента) в недирективной психотерапии

Евтюшкин В.П., директор институтапсихологического консультирования «Теменос»
Следованиеза энергией клиента (пациента) является самым важным методологическим принципомв недирективной психотерапии и консультировании. Мастерство консультанта можноопределить и скорее почувствовать по тому, как он владеет «искусствомраспрашивания». В идеале клиент воспринимает консультанта как наилучшегособеседника в своей жизни. При этом клиент чувствует, что с ним работают, иощущает происходящие изменения.
 Следованиеявляется одновременно и техническим приемом, и средством профессиональнойзащиты консультанта от негативного воздействия со стороны проблем клиента, испособом личностного и профессионального роста самого консультанта.
 Принципследования за энергией клиента в любой недирективной психодинамической школесоставляет основу этики консультирования. Ошибки в следовании приводят кнегативным последствиям в жизни и клиента и консультанта. Технически принципследования состоит в искусстве задавания вопросов, исходя из последних словклиента (пациента). Отвечая на вопросы, клиент с приемлемой для него скоростьюрасширяет поле своего сознания. Условно следование можно разделить на тристадии: аналитическую, следование по процессу (процессуальную), ассертивную(увязывание с повседневной жизнью клиента). Консультант должен следить забалансом стадий.
 1.Аналитическаястадия. Большинство клиентов с самого начала терапевтической сессии«забрасывают» консультанта большим объемом интеллектуальнойинформации. До определенного момента, их стремление рассказать больше о себеконструктивно. Ощущение интеллектуальной перегрузки — первый признак«застревания» в аналитической стадии. У начинающих малоопытныхконсультантов в этот момент появляется чувство непонимания происходящего,потеря первоначальной цели консультирования. Для удержания статуса консультантнеосознанно подавляет возникающий страх профессиональной некомпетентности.Процесс «застревает». Между тем, следует воспринимать происходящеекак подсказку перейти в следующую стадию — процессуальную.
Техникиперехода:
— суммирование (Консультант переповторяет сказанное клиентом. Происходитотделение материала клиента. Он слушает свой материал с позиции наблюдателя. Вконце техники консультант предлагает клиенту выдвинуть гипотезу. Например:"…Мы начали работать с этим, потом перешли к этому и т. д.…Есть ли у васощущение, что все это как-то связано?!" Если клиент говорит«Нет», консультант сам предлагает гипотезу. Например: «У менявозникло ощущение, что несмотря на то, что вы любите своего отца, но при этомкакая-то часть Вас им раздражается?» Допустим клиент говорит«Да». И тогда это подарок для консультанта. Можно переходить кпроцессу);
— перефразирование;
— перефразирование с усилением.
 2.Процессуальная стадия. «Расскажите — как (где) Вы ощущаете (чувствуете)это раздражение.» Для того, чтобы ответить на этот вопрос, клиент вынужденговорить о своих внутренних переживаниях. Часто они бывают очень символичные.Но если бессознательное клиента генерирует слишком много символов, это можетстать «ловушкой по процессу».
Признаки«ловушки»: много символической информации,
изобилиерасширяющих метафор, эффект
«улетания»от первоначальнойпроблемы.Для консультанта это сигнал перехода к стадиианализа. Для этого следует выделить важные символы (метафоры) и рациональнопроработать их. Необходимо найти наиболее эмоционально значимый для клиентасимвол и осуществить рациональную привязку к внутренней динамике (например:какие Ваши личные качества могут быть похожи на этот «яркий шар».)
Посути — успех консультирования зависит от умения консультанта естественнобалансировать между анализом и процессом.
Внекоторых случаях в рамках одной терапевтической сессии нецелесообразнопереходить к ассертивной стадии следования. Допустим, клиент в ходе работыощутил в себе много грусти, до этого находившейся в бессознательном. Пребываниев этом слое позволит клиенту максимально изучить, ощутить, прочувствовать ивысветлить грусть, что само по себе дает мощный терапевтический эффект. Итолько после этого можно перейти к 3-ей стадии.
 3.Стадия ассертивности. Исходя из состояния клиента, нового понимания себя ивнутренних ощущений, консультант предлагает совершить сознательноесимволическое действие в обычной жизни. Это своего рода трансформирующий ритуалповедения. Это должен быть поступок, действие, которое обычно до этого клиентне делал.
Инсайтыи катарсисы делают свою работу, но пока «новое состояние души» неперенесено в жизнь, говорить о стойком терапевтическом эффекте рано. Например:«Теперь, когда ты знаешь, что за раздражением на отца пряталась любовь, которуюты сейчас переживаешь, что бы ты сделал необычного, чтобы закрепить это чувствона уровне действия и поведения?» Если клиент говорит: «Съезжу к отцу,я его не видел 23 года», — то это необычно в его жизни. Но лучше, есликонсультант усилит этот поступок. Например, попросит точно определить датувстречи, как это будет выглядеть, на чем будет сосредоточен клиент в моментвстречи и т.д.В следующую терапевтическую встречу целесообразнопоинтересоваться, выполнил ли клиент намеченное. Если нет, то это признакрегрессии. И тогда все по-новому, но уже по спирали.
Опытпоказывает, что в среднем оптимальный баланс в следовании за энергией(переживаниями) клиента в одной терапевтической сессии следующий:
70%- по процессу;
30%- по анализу;
стадияассертивности осуществляется только тогда, когда она действительно уместна.
Основнымиошибками консультанта в следовании являются:
1.Упреждение скорости осознавания в виде навязывания гипотез со стороныконсультанта.(Ошибочные роли — очень «умный» консультант, консультант-Учитель«гуру»).
2. Отставание от скорости осознавания,которое проявляется в виде вопросов, не имеющих отношения к проблеме(любопытство); создание искусственных пауз, неконструктивное молчание,подчеркивание своей многозначительности, намек на таинственность. (Ошибочныероли — консультанта: Советчик, Морализатор, Спасатель, Ясновидящий).
Список литературы
Для подготовки данной работы былииспользованы материалы с сайта www.temenos.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Воздействие на рынок ценных бумаг с использованием налогов и финансовых инструментов
Реферат Аннотация рабочей программы учебной дисциплины экономика общественного сектора (название дисциплины)
Реферат Николай Михайлович Языков
Реферат Понятие бытия в философии Э.Фромма
Реферат Усовершенствование технологического процесса механической обработки детали "Стакан"
Реферат Малые предприятия – важное условие развитие национальной экономики
Реферат The Art Of Sumo Essay Research Paper
Реферат А. И. Герцена программа учебной дисциплины енф. 02 Информатика основная образовательная программа
Реферат Protagonists American Psycho Essay Research Paper
Реферат Способы обучения общеразвивающим упражнениям
Реферат Лалли-Толендаль, Трофим Жерар
Реферат Приватизация государственной собственности
Реферат Правові дефініції у законодавстві
Реферат Байронический герой в русской литературе. Сравнительная характеристика Онегина и Печорина
Реферат Разработка информационной системы средствами СУБД Access