Реферат по предмету "Разное"


«Омская государственная медицинская академия Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию»

На правах рукописиАКИМОВАИННА СЕРГЕЕВНАГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ВЛИЯНИЯ ПОГОДНЫХ УСЛОВИЙ НА ОРГАНИЗМ ДЕТЕЙ (НА ПРИМЕРЕ Г. ОМСКА)14. 02. 01 – гигиенаАВТОРЕФЕРАТдиссертации на соискание ученой степеникандидата медицинских наукОмск – 2011 Работа выполнена в Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Омская государственная медицинская академия Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию» ^ Научный руководитель: доктор медицинских наук, доцентГудинова Жанна Владимировна Официальные оппоненты: доктор медицинских наук, профессорСохошко Игорь Александрович(г. Омск)доктор медицинских наук, профессорДегтева Галина Николаевна(г. Архангельск) ^ Ведущая организация: Федеральное государственное учреждение науки «Новосибирский научно-исследовательский институт гигиены» Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (г. Новосибирск) Защита состоится «03» марта 2011 года в 12.00 часов на заседании диссертационного совета Д 208.065.03 при Государственном учреждении высшего профессионального образования «Омская государственная медицинская академия Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию» (644043, Омск, ул. Ленина 12). С диссертацией можно знакомиться в библиотеке Омской государственной медицинской академии (644043, г. Омск, ул. Ленина, 12)Автореферат разослан «_____» _________________2011 годаИ.о. ученого секретаря диссертационного совета доктор медицинских наук, профессор В.А. Ширинский ^ ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫАктуальность проблемы. Прямое и опосредованное воздействие природно-климатических условий на формирование здоровья населения сомнений не вызывает. Интерес ученых и практиков к этой проблеме возрастает ввиду происходящего в настоящее время глобального потепления, увеличения числа случаев погодных аномалий, влекущих за собой ряд еще недостаточно изученных последствий (Кандор И.С. с соавт., 1974; Сохошко И.А., 1989; WHO, 2003; Измеров Н.Ф., 2005; Хомяков П.М. с соавт., 2005; Ревич Б.А., 2005, 2006, 2007; Щербо А.П., 2006; Суржиков Д.В., 2006; Чубирко М.И., 2010; Kovats R.S., Haines A., 2005; McMichael et al., 2006). Вместе с тем в доступных источниках информации отсутствует объективная количественная гигиеническая методика оценки погоды, ее нормы и аномалии, результаты оценки действия погодных условий на организм детей в натурных условиях общеобразовательного учреждения. В основном авторы описывают влияние климата и погоды на больных и пожилых людей, больных детей (Мазурин А.В., Григорьев К.И., 1990; Зуннунов З.Р., 2002; Шестернина Ж.Г., 2003; Луцевич И.Н., 2010). На наш взгляд, исследования влияния погоды на здоровье школьников особенно актуальны ввиду ухудшения их здоровья под действием факторов образовательной среды. В настоящее время социально-гигиенический мониторинг не учитывает влияние на человека важнейших условий окружающей среды – климата и погоды. Все вышеизложенное послужило основанием для формулировки цели и задач исследования. ^ Цель исследования. Разработка основных направлений профилактики неблагоприятного влияния погодных условий на организм детей.Задачи исследования: Провести гигиеническую оценку погодных условий г. Омска в период с 2007 г. по 2009 г. Разработать методику выявления аномальных погодных периодов и определить с ее помощью помесячные нормативы погодных факторов для г. Омска. Провести гигиеническую оценку условий обучения, здоровья и образа жизни школьников. Оценить влияние погодных условий на организм детей. Разработать комплекс мер по профилактике неблагоприятного влияния погодных условий на здоровье детей.^ Научная новизна. Обоснована методика гигиенической оценки погоды и выявления аномальных погодных периодов. Установлено неблагоприятное влияние погодных факторов на здоровье детей, которое приводит к увеличению обращаемости за медицинской помощью в ЛПУ и снижению работоспособности школьников. Сформулирован перечень приоритетных погодных факторов в г. Омске, оказывающих влияние на уровень работоспособности школьников и заболеваемости детского населения по данным обращаемости за медицинской помощью. Обоснован перечень приоритетных погодных показателей для включения в региональную систему социально-гигиенического мониторинга по разделу «Климат и погода» и предложена методика для анализа этой информации.^ Практическая значимость. Обоснована целесообразность включения раздела «Климат и погода», определен перечень показателей для информационного фонда социально-гигиенического мониторинга. Разработана методика нормирования погодных факторов и выявления аномальных погодных периодов, рассчитаны помесячные нормативы погодных факторов (суточной разницы температуры воздуха, междусуточной температуры воздуха, относительной влажности воздуха, скорости ветра и атмосферного давления) для г. Омска. Доказана зависимость работоспособности школьников и обращаемости детского населения за медицинской помощью от действия погодных факторов. В качестве профилактики неблагоприятного влияния погоды на работоспособность школьников предложено снижение учебной нагрузки, нормализация параметров микроклимата, а также профилактика дефицита витаминов и микроэлементов в организме с помощью витаминно-минеральных препаратов. Результаты исследования внедрены в практику работы Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей по Омской области в виде методических рекомендаций «Социально-гигиенический мониторинг. Сбор и анализ показателей климата в системе социально-гигиенического мониторинга» (акт внедрения № 01/3789-02 от 09.04.10). Материалы диссертации используются в учебном процессе на кафедре гигиены с курсом гигиены детей и подростков ГОУ ВПО ОмГМА Росздрава (акт внедрения № 4446 от 15.12.10).Положения, выносимые на защиту: Разработанная методика гигиенической оценки погоды позволила определить нормативы погодных факторов, выявить погодные аномалии и оценить влияние погодных условий на организм детей (на примере г. Омска). В качестве основных направлений профилактики неблагоприятного влияния погоды на организм предложено применение витаминно-минеральных комплексов, оптимизация микроклимата и снижение учебной нагрузки, а также ведение социально-гигиенического мониторинга по разделу «Климат и погода».^ Личный вклад автора. Автором совместно с научным руководителем сформулированы цель, задачи, обоснована методика исследования, определены объем, программа, объекты и методы исследования. Автор осуществила сбор первичной информации, лично провела натурный эксперимент в течение учебного года, сформировала электронные базы данных, провела статистическую обработку и концептуальный анализ результатов исследования, подготовила материалы для публикации и внедрения результатов в практику, разработала предложения по ведению социально-гигиенического мониторинга по разделу «Климат и погода», сформулировала основные положения, выводы и подготовила диссертационную работу.Апробация. Основные результаты работы обсуждались и были одобрены на международной научно-практической конференции «Экономические и экологические проблемы в меняющемся мире» (г. Омск, 12-13 ноября 2009 г.); Всероссийской научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых с международным участием «Здоровье человека и среда обитания: фундаментальные и прикладные аспекты» (г. Омск, 23-24 марта 2010 г.); II Сибирском конгрессе по экологии с международным участием «Медицина, фармация и экология» (г. Иркутск, 2-3 июля 2010 г.); научно-практической конференции «Социально-гигиенический мониторинг и вопросы профпатологии в Сибирском федеральном округе» (Новосибирск, 14-15 октября 2010 г.). Публикации. По теме диссертации опубликовано 8 работ, в том числе в изданиях, рекомендованных Высшей аттестационной комиссией Минобразования и науки РФ для публикаций основных положений диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук – 2.^ Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, обзора литературы, главы описания организации, материалов и методов исследования, четырех глав собственных исследований, заключения, выводов, рекомендаций, списка литературы и шести приложений. Диссертация изложена на 171 странице, иллюстрирована 16 таблицами, 49 рисунками, 1 схемой, включает 6 приложений. Библиографический указатель включает 218 источника, в том числе 39 публикаций зарубежных авторов. Работа выполнена в соответствии с планом работ Омской государственной медицинской академии. Номер государственной регистрации: 0120.0601310.^ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫОбъемы, материалы и методы исследования представлены в таблице 1. Объектом исследования являются дети: 1) учащиеся младших классов в возрасте 9-10 лет и 2) дети, обращающиеся за медицинской помощью в ЛПУ. В качестве первичной информации по погоде использовались данные сайта www. Meteoinfo.ru Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Государственного учреждения «Гидрометеорологический научно-исследовательский центр Российской Федерации», учитывались следующие погодные факторы: почасовая температура воздуха в течение суток, скорость ветра, среднесуточная относительная влажность и атмосферное давление, с последующим расчетом суточного и междусуточного изменений температуры воздуха и атмосферного давления. Оценка погодных условий г. Омска проведена двумя способами: 1) физиологическая оценка погоды с использованием клинической классификации погоды Г.П. Федорова с распределением 1096 дней периода 2007–2009 гг. на клинически оптимальную, клинически раздражающую и острую погоду и 2) собственной методики нормирования погодных условий и выявления аномальных погодных периодов. Для исследования реакций организма школьников на погоду проведен эксперимент в натурных условиях обучения в общеобразовательной школе № 10 в течение 2008-2009 учебного года (со 2 сентября по 28 мая). Гигиеническая оценка влияния погодных условий на детский организм, включала в себя два самостоятельных исследования: 1) проспективное исследование оценки донозологических реакций организма детей на погоду – динамический эксперимент в натурных условиях обучения в течение 2008-2009 учебного года «3 Б» класса Таблица 1 Объем и методы исследования № п/п Наименование исследования Исследования (наблюдения), абс. Гигиенические методы 1. Обработка метеорологических данных 17536 2. Измерение параметров микроклимата в классе 171 3. Измерение уровня искусственной освещенности в классе 9 4. Расчет среднесуточной температуры воздуха (среднее значение температуры воздуха в течение суток) 1096 5. Расчет суточного изменения температуры воздуха (разность максимальной и минимальной температур воздуха в течение суток) 1096 6. Расчет междусуточного изменения температуры воздуха (разность значений среднесуточной температуры воздуха за предыдущий и следующий дни) 1096 7. Расчет междусуточного изменения атмосферного давления (разность значений атмосферного давления за предыдущий и следующий дни) 1096 8. Расчет адаптационного потенциала школьников 81 Методы изучения работоспособности и здоровья школьников 9. Хронометраж работоспособности школьников 14148 10. Измерение САД, ДАД 78 11. Измерение ЧСС 78 12. Измерение длины тела 27 13. Измерение массы тела 27 14. Обработка данных о здоровье школьников по форме 026/у-2000 27 15. Обработка данных ЛПУ о количестве обращений за медицинской помощью по поводу ОРВИ 273 16. Обработка данных ЛПУ о количестве первичных обращений за медицинской помощью 273 Психологические методы 17. Проведение восьмицветового теста Люшера у школьников 566 Социологические методы 18. Анкетный опрос родителей 54 19. Анкетный опрос педагога 27 в общеобразовательной школе № 10; 2) ретроспективное исследование – сопоставление данных МУЗ «Детская городская поликлиника № 2 им. Скворцова В. Е.» об обращаемости детей за медицинской помощью и погодных условий в г. Омске за период того же учебного года (с сентября 2008 г. по май 2009 г.) и в течение аномального погодного периода (апрель 2010 г). В качестве важнейших факторов учебной среды и в контексте настоящего исследования для оценки условий обучения детей в классе проводились исследования микроклимата, освещенности и экспертная оценка расписания. Измерения проводились приборами «Метеоскоп» НТМ – Защита (№ 28108 БВЕК 43 1110.06 ПС, свидетельство о поверке от 25 июля 2008 г.) и люксметром-яркомером «ТКА-ПКМ» (ТУ 4215-003-16796024-04, свидетельство о поверке от 13 июня 2008 г.). Экспертная оценка расписания уроков проведена согласно СанПиН 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях». Проспективное исследование проводилось на основании оценки работоспособности по данным хронометража деятельности школьника в течение всех уроков на протяжении 2008-2009 учебного года (131 день). Для количественной оценки работоспособности нами была использована следующая собственная модификация результатов хронометража: 1 балл означал отвлечение ребенка от учебы, 2 балла – организация рабочего места, 3 – ребенок слушал учителя, 4 – ребенок выполнял задание; то есть, чем больше баллов, тем выше работоспособность. По данным медицинской карты ребенка (форма 026/у-2000) было проведено распределение детей на группы здоровья. В целях разработки путей снижения чувствительности детей к погоде было проведено исследование адаптационного потенциала (АП) сердечно-сосудистой системы, по следующей формуле: АП (в баллах) = 0,011*(ЧСС) + 0,014*(САД) + 0,008*(ДАД) + 0,014*(возраст, годы) + 0,009*(масса тела, кг) – 0,009*(длина тела, см) – 0,27, где ЧСС – частота сердечных сокращений (в минуту); САД – систолическое артериальное давление (в мм рт. ст.); ДАД – диастолическое артериальное давление (в мм рт. ст.) (Баевский Р.М., Берсенева А.П., 1993). Оценка АП проводилась трижды: исследование 1 – в конце третьей четверти, исследование 2 – в начале четвертой четверти (после каникул и перед приемом витаминно-минерального комплекса), исследование 3 – после приема «Алфавит Школьник» (со 2-го по 22-е апреля 2009 г.). Для оценки влияния факторов образа жизни на чувствительность детей к погоде было проведено анкетирование родителей школьников с использованием специально разработанной анкеты. Оценка учета психологического состояния школьников проводилась с помощью теста Люшера, дающего представление об уровне эмоционального стресса и степени тревожности испытуемого (Собчик Л.Н., 2001; Гудинова Ж.В., 1995, 2005; Дедюлина Н.В., 2005 и др.). Репрезентативность выборки была рассчитана по номограмме Альтмана; при статистической мощности исследования равной 0,8 (80 %) и стандартизованной разнице 1,05, необходимое количество выборки составило 27 детей. Статистический анализ проведен с применением методов описательной статистики, оценки значимости различий (критерии Крускала-Уоллиса, Манна-Уитни, χ2) и корреляционно-регрессионного анализа, с расчетом r2 (в %). Расчеты и графический анализ данных проводились на базе пакетов прикладных программ Microsoft Excel, Statistica 6.0 (русифицированная версия). Значимость результатов выражалась в виде р = 0,...; результаты считались значимыми при р ^ Результаты исследования. При проведении гигиенической оценки погодных условий по Г.П. Федорову на территории г. Омска было установлено, что в течение 2007 г. в Омске дней с оптимальной погодой было 31,0 %, с раздражающей 69,0 %, в 2008 г. отмечено 38,0 % и 62,0 %, соответственно. В 2009 г. оптимальная погода была в 21,0 % случаев, раздражающая в 78,0 % и в 1,0 % случаев отмечалась клинически острая погода. Таким образом, две трети времени года в Омске отмечается раздражающая погода. Под клинически острой погодой Г.П. Федоров подразумевал погоду, в течение которой междусуточные колебания температуры составляют более 4 0С, скорость ветра – более 9 м/с, изменения атмосферного давления – более 6 мм рт. ст. По нашим наблюдениям, в г. Омске междусуточные колебания температуры более 4 0С весьма часты, отмечаются в более чем 25% дней, верхняя граница статистической нормы (Р75) этого метеофактора более 4 0Сотмечена в январе, феврале, апреле, мае, июне, октябре и декабре. Среднее значение суточной разницы температуры воздуха за изученный период составил 8,8 0С, а междусуточной – 3,8 0С. Скорость ветра – более 9 м/с также отмечается довольно часто, в основном летом (июнь, июль и август) и зимой (декабрь и февраль), в виде кратковременных ураганов. Изменения атмосферного давления в течение суток более 6 мм рт. ст. чаще наблюдались в холодное время года – в феврале, марте, апреле, октябре, ноябре и декабре месяцах. Таким образом, климат Омска является весьма неблагоприятным средовым фактором, требующим пристального внимания гигиенистов и учета в системе СГМ. На рисунке 1 А показан годовой ход температуры воздуха в г. Омске за изученный период, из которого видно, что в зимнее время температура воздуха опускалась до –36 0С, а летом поднималась до +42 0С. Относительная влажность воздуха в Омске тоже имела определенную годовую динамику: от минимальных значений в переходный и теплый периоды, до максимальных в холодный (рис. 1 Б), и находилась в обратной зависимости от температуры воздуха (rs = – 0,51; р = 0,03). Диапазон колебаний относительной влажности в течение месяца в теплое время года велик – от 35% до 95%, в холодное время – от 50% до 99%. За счет такой динамики влажности летом в Омске усиливается перегревающий эффект, а зимой – охлаждающий. Средняя скорость ветра в Омске не имела явно выраженного годового хода: от 2 м/с в феврале и декабре, до 3 м/с в остальные месяцы года. Как видно из рисунка 1 В, минимальные значения скорости ветра наблюдались в октябре и декабре (0 м/с), а максимальные – в июне и июле (до 17 м/с). Изменение атмосферного давления в Омске имело типичный континентальный характер: с наиболее высокими значениями в холодный период года (780 мм рт.ст. в ноябре) и наиболее низкими летом (743 мм рт.ст. в июне и июле) (рис. 1 Г). В холодное время года увеличивались междусуточные изменения атмосферного давления (до 21 мм рт.ст.). Для определения погодных аномалий с 2007 г. по 2009 г. использовались данные аномалий за период с 1996 г. по 2006 г. (А. В. Клочихина, 2008), согласно которым в 2007 г. в Омске наблюдалось четыре температурные аномалии (в феврале, июле, августе и сентябре), и все они были тепловые. В 2008 г. отмечено три температурные аномалии: две тепловые (март и ноябрь) и одна холодовая (сентябрь), в 2009 г., – две аномалии: тепловая в июле и холодовая в декабре. Таким образом, в последние годы в Омске часто отмечаются погодные аномалии, как и в других районах России и мира (Каюмов А.К., 2000 г.; Васильева Г.С., 2002 г.; Simon F., 2005 г.). Вместе с тем, проведенная оценка погоды не позволила получить точных количественных показателей нормы и аномалии, поэтому была разработана собственная методика определения нормативов и выявления аномальных погодных периодов, основанная на большом количестве наблюдений и применении метода персентилей с расчетом значений Р75 и Р25. В настоящем А Б В Г Рис. 1. Характеристика (результаты нормирования) основных погодных факторов в г. Омске за 2007-2009 гг.: А – температура воздуха; Б – относительная влажность воздуха; В – скорость ветра; Г – атмосферное давление. Обозначения на всех графиках: 1 – январь; 2 – февраль; 3 – март; 4 – апрель; 5 – май; 6 – июнь; 7 – июль; 8 – август; 9 – сентябрь; 10 – октябрь; 11 – ноябрь; 12 – декабрь. исследовании для разработки нормативов были использованы результаты 17536-х наблюдений в течение всех 1096 дней периода 2007-2009 гг. Фактические значения погодных факторов в диапазонах Р0-Р25 и Р75-Р100 предложено считать аномальными. Нормативы погодных факторов разработанных для г. Омска по собственной методике показаны в графическом изображении на рисунке 1 и в цифровом – в таблице 2 (на примере температуры воздуха). В качестве примера применения разработанных нормативов в гигиенической практике была проведена оценка температуры воздуха за первое полугодие 2010 г. На основании этого установлено, что апрель 2010 г. в Омске выдался «богатым» на погодные аномалии: в первой половине месяца было семь аномально холодных для апреля дней, температура воздуха опускалась до –4 0С при нижней границе нормы +0,7 0С (табл. 2). Таблица 2 Помесячные нормативы температуры воздуха в г. Омске, 0С (разработаны по данным 2007-2009 гг.) Месяц Минимальные значения Границы статистической нормы Максимальные значения Р0 Р25 Р50 Р75 Р100 Январь –29 –21 –16 –10 –3 Февраль –30 –21 –17 –14 –1,5 Март –20 –10 –5,5 –1,1 13,5 Апрель –9 0,7 4,1 9,7 18 Май 1,4 8,6 13,5 17 24,8 Июнь 5,4 14 17,4 22 40,9 Июль 9,7 21 24,5 30 40,5 Август 8,8 16 18,5 24 34,3 Сентябрь 2,5 7,1 9,7 13 30 Октябрь –13,1 1,8 4,4 7 14,3 Ноябрь –19 –9,5 –3,4 0,1 5,1 Декабрь –37 –19 –15 –9,8 1,6 Во второй половине апреля 2010 г. резко потеплело, так что дневная температура воздуха поднималась до +29 0С, а среднесуточная составляла +20 0С, при верхней границе нормы +9,7 0С и максимуме +18 0С (табл. 2). То есть, за предыдущие три года таких теплых апрельских дней в Омске не было. Это тем более важно ввиду аномально холодной предыдущей декады, что позволяет предположить особые трудности в адаптации населения к погоде, особенно ее самых уязвимых групп (дети, пожилые). Поэтому именно за этот период были проанализированы данные по обращаемости детского населения за медицинской помощью. Для решения третьей задачи была проведена гигиеническая оценка условий обучения школьников в общеобразовательном учреждении № 10, где проводился эксперимент. Выявлен ряд гигиенических нарушений, распространенных для современных школ: расположение начальных классов на четвертом этаже здания, ухудшение показателей микроклимата, отсутствие условий для рационального проветривания класса, использование некомплектной мебели и превышение наполняемости «3 Б» класса на 13,8 % по сравнению с допустимой. В ходе экспертной оценки расписания установлены следующие нарушения: разное время начала занятий, уменьшение продолжительности большой перемены до 15 минут, случаи изменения расписания уроков, при сохранении рекомендуемых объема и динамики недельной нагрузки. В исследуемой группе учащихся выявлен весьма низкий уровень здоровья: здоровых детей без морфофункциональных отклонений (I группы) в классе всего 15 %, детей с морфофункциональными отклонениями (II группы) – 37 %, а остальные 48 % детей отнесены к III группе здоровья. В результате проведенного проспективного исследования реакций организма школьников на погоду установлено, что все учащиеся в течение учебного года так или иначе реагировали на погодные условия. Чаще всего изменения работоспособности совпадали с увеличением скорости ветра – у 48 % учащихся: чем сильнее был ветер, тем ниже работоспособность школьников (r2 = 8 % – 28 %1). Установлена значимая связь между показателями скорости ветра и усредненным значением работоспособности в классе (рис. 2 А), что свидетельствует, на наш взгляд, о приоритетном влиянии этого погодного фактора на организм в нашей климатической зоне. У 41 % школьников повышение температуры воздуха в классе до начала уроков вполне логично сопровождалось снижением работоспособности (r2 = 7 % – 23 %). У 33 % детей снижение работоспособности наблюдалось при изменении среднесуточной температуры воздуха – повышении ее в переходные периоды года и понижении зимой (r2 = 9 % – 33 %). Работоспособность 26 % учащихся зависела от температуры воздуха к концу уроков, чем выше была температура, тем ниже работоспособность (r2 = 7 % – 24 %). На атмосферное давление отреагировало 22 % школьников: чем больше было давление, тем выше работоспособность (r2 = 25 % – 35 %). Работоспособность 18 % школьников зависела от показателей относительной влажности воздуха в классе (r2 = 9 % – 33 %), а 15 % – от относительной влажности на улице: в обоих случаях при снижении этих показателей снижалась и работоспособность (r2 = 9 % – 25 %). Междусуточные изменения атмосферного давления влияли на работоспособность 11 % учащихся (r2 = 7 % – 15 %), суточная и междусуточная разница температуры воздуха – на 4 % (r2 = 10 % и 28 %): чем больше были изменения, тем ниже работоспособность. Особый интерес в контексте настоящего исследования представляет оценка влияния микроклимата в классе на чувствительность детей к погодным факторам. В 80% случаев измерений показателей микроклимата класса в течение учебного года (137 из 171-го) не соответствовали гигиеническим требованиям, причем в большинстве случаев отмечался дискомфортный микроклимат по перегревающему типу вследствие неэффективности проветривания класса между сменами и уроками (температура и относительная влажность воздуха выше нормы, а скорость движения воздуха – ниже). Поэтому статистический анализ влияния погодных факторов на работоспособность школьников был проведен двояким образом: 1) на основании всех дней наблюдений (131 день) и 2) на основании только тех 26-и дней наблюдений в течение учебного года, когда микроклимат соответствовал гигиеническим требованиям. В обоих случаях установлено статистически значимое влияние скорости ветра на работоспособность школьников (чем сильнее ветер, тем ниже работоспособность), но сила влияния разная. В случае всех дней наблюдений вклад составил 8 % (рис. 2 А), а на основании 26-и дней с комфортным микроклиматом он повысился до 42 % (рис. 2 Б). Это повышение можно объяснить, на наш взгляд, индивидуальными особенностями реагирования детей на повышение температуры воздуха в классе и разной степенью этого повышения (очевидно, что 23 0С переносится легче, чем, например, 28 0С, тем более с учетом разных сочетаний повышенной температуры, относительной влажности и скорости движения воздуха в помещении). А Б Рис. 2. Влияние скорости ветра на среднюю работоспособность класса: А – на протяжении всего учебного года (131 день), Б – на протяжении 26-и дней с соответствующим гигиеническим требованиям микроклиматом. При исследовании влияния погоды на работоспособность школьников в разные дни недели с разной учебной нагрузкой установлено следующее: работоспособность зависела от погодных условий в понедельник у 78 % учащихся, во вторник и среду – у 96 %, в четверг – у 70 % и в пятницу – у 44 % школьников. Таким образом, можно предположить повышение чувствительности к погодным факторам в связи с учебной нагрузкой, так как во вторник и среду она была максимальной. Оценка факторов образа жизни и внешкольной среды, проведенная с помощью анкетирования, показала, что ситуация в целом неблагоприятная: только у 26 % респондентов жилая площадь квартиры соответствует гигиеническим требованиям. Более половины анкетируемых ответили, что денег хватает только на еду и одежду, закаливающие процедуры делали только 15% всех детей, 19 % детей спали меньше нормируемого времени; перед телевизором и компьютером 44 % детей проводят 1-2 часа, а 26 % – 3-4 часа. Отмеченные недостатки условий обучения и образа жизни детей, очевидно, не способствовали оптимальной работоспособности школьников и создавали дополнительные трудности деятельности адаптационных механизмов, участвующих, в частности, в приспособлении организма к изменениям погоды. Вместе с тем, в ходе проведенных исследований статистически значимого влияния на чувствительность школьников к погоде уровня здоровья, психоэмоционального стресса и образа жизни детей не установлено. Отмечены лишь отдельные случаи зависимости чувствительности ребенка к погоде от этих факторов. В ходе ретроспективного исследования влияния погоды на здоровье детей (в течение 2008-2009 учебного года) проведено сопоставление данных заболеваемости по обращаемости за медицинской помощью и погодой. Установлен статистически значимый рост обращаемости детского населения за медицинской помощью по поводу ОРВИ с увеличением разницы температуры воздуха в течение суток (r2 = 14 %). Кроме того, на увеличение общей заболеваемости (r2 = 17 %) и, в том числе по поводу ОРВИ (r2 = 12 %) оказывало влияние снижение относительной влажности воздуха. Так, в течение 2008-2009 гг. при снижении относительной влажности воздуха до минимальных значений (34 %) число первичных обращений детей за медицинской помощью возрастало со 114-ти (среднее за период) до 133-х в день, а по поводу ОРВИ – с 58-и (среднее за период) до 71-го в день. При возрастании относительной влажности воздуха до максимальных величин (99 %) отмечалось понижение обращаемости за медицинской помощью до 100 в день, а по поводу ОРВИ – до 50 в день. В дни с минимальными значениями суточной разницы температуры воздуха (1 0С) число первичных обращений детей за медицинской помощью было низким (103 в день), а по поводу ОРВИ – всего 47. В дни с максимальными значениями суточной разницы температуры воздуха (210С) число первичных обращений детей за медицинской помощью возрастало до 135, а по поводу ОРВИ – до 79 посещений в день. Для изучения зависимости количества обращений за медицинской помощью от погодных условий в течение аномального погодного периода было проведено подобное исследование в апреле 2010 г. Как было описано выше, погода в течение этого месяца была аномальной. Установлено, что с увеличением среднесуточной температуры воздуха в апреле 2010 г. наблюдался рост числа первичных обращений за медицинской помощью, сила влияния составила 27 %. Частота обращений по поводу ОРВИ повышалась в дни с пониженной влажностью воздуха, вклад фактора составил 25 %. Таким образом, можно сделать вывод о том, что в аномальный погодный период существенно возрастает влияние погодных условий на обращаемость детей за медицинской помощью. При решении пятой задачи, для профилактики и снижения неблагоприятного влияния погодных факторов на организм, всем учащимся «3 Б» класса со 2-го по 22-е апреля 2009 г. выдавали витаминно-минеральный комплекс. Действие этого комплекса оценивалось по показателям адаптационного потенциала: чем ниже показатель, тем лучше. В результате установлено значимое улучшение адаптационно-приспособительных возможностей организма: на основании снижения адаптационного потенциала с 1,4 (до приема) до 1,2 (после приема) (Н = 20,8; р = 0,000...) (рис. 3). Рис. 3. Динамика адаптационного потенциала школьников. Обозначения на рисунке: исследование 1 – в конце третьей четверти (16 марта); исследование 2 – перед применением витаминно-минерального комплекса (31 марта); исследование 3 – после курса приема витаминно-минерального комплекса (22 апреля). Кроме того, в течение приема витаминно-минерального комплекса «Алфавит Школьник» отмечалось отсутствие реакций школьников на погоду, за исключением одного ребенка, который не принимал


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.