Реферат по предмету "Психология, педагогика"


Программа "Народное пение"

Программа «Народное пение»
Ильина И. А.
Государственноеобразовательное учреждение дополнительного образования детей «Псковскийобластной Дом детства и юношества «Радуга»»
Образовательнаяпрограмма дополнительного образования «Народное пение».
Рекомендованадля обучающихся старшего школьного возраста.
Срокреализации 2 года
Содержание.
1.Пояснительная записка.
2.Цели и задачи.
3.Учебно-тематический план (I год обучения).
4.Учебно-тематический план (II год обучения).
5.Образовательные технологии.
6.Результаты образовательного процесса.
7.Способы отслеживания и фиксации результатов.
8.Обеспечение образовательного процесса.
9.Примерный песенный репертуар
10.Список литературы.
11.Приложения
Пояснительнаязаписка.
Сегодняостро стоит проблема сохранения и бережного отношения к народной культуре, неизвращая традиций, не выдавая за экзотику. Традиционная культура – духовнаяоснова самосохранения народа. Потому данная программа актуальна, т.к. она подходитдля образования детей с различным уровнем подготовки на любой стадии обучения.
Дляхарактеристики своеобразных начал отечественной культуры исключительно важное,значение имеет сохранившийся до наших дней комплекс традиций Псковской земли –одного из самостоятельных районов сложения и бытования явлений, видов и формдревнерусской культуры. Научная, историко-культурная, художественная ценностьразнообразных в жанровом, стилевом отношениях явлений на Псковщине, ихдиалектная самобытность издавна отмечены исследователями и собирателями.
ПесниПсковской земли стоят в ряду самых ярких и значительных явлений вхудожественном наследии русского народа. Их притягательная сила – в сокровеннойискренности, глубине и совершенстве поэтических образов, в интонационной правдеи чистоте песенных форм, в жизненной энергии музыкальных ритмов.
Вголосах псковских песен, ведущих повествование от начальных веков Древней Руси,возрождается легендарное прошлое. Вместе с песнями старины мы обретаемсвязующее времена чувство причастности к трудам и славе ушедших поколений,сознание своего долга перед Отечеством.
Народнаяпесня и народная манера пения, наряду с языком – важнейшее составляющее русскойэтнической культуры. Они передают дух нации, чувства и переживания людей, в нихотражаются обычаи и вера народа.
Народноепение – это вид музыкального искусства, в котором объединяется множество наук ивидов народного творчества: фольклористика, этнография, музыкально-поэтическоетворчество, бытовая хореография, фольклорный театр, декоративно-прикладноетворчество, история и т.д.
Впрограммные занятия обучающихся народному песенному наследию входят познаниесодержания традиций, основ и особенностей хоровой музыки, путем собственнойактивности творческой деятельности каждого обучающегося, повышение уровняхудожественного воспитания способствующего выработке целостных взглядов нарусскую культуру, искусство, историю.
Представленнаяпрограмма рассчитана на любой социальный статус детей, имеющих различныеинтеллектуальные, художественные, творческие способности.
Наборв объединение осуществляется без специальной подготовки, от обучающихся нетребуется специальных знаний и умений.
Даннаяпрограмма рассчитана на два года обучения:
Iгод обучения – 13-15 лет,
IIгод обучения – 15-17 лет.
Предпочтительнаяпродолжительность занятий:
Iгод обучения – 4 раза в неделю по 2 часа,
IIгод обучения – 3 раза по 3 часа
Цельпрограммы.
Способствоватьсохранению и утверждению исконных народных культурных традиций, обеспечить кним доступ для нынешнего и будущих поколений; дать идейно-художественноевоспитание и музыкально-эстетическое образование средствами народно-песенногоискусства.
Задачипрограммы:
Развивающая– развить творческие способности детей, фантазию, мышление, воображение,эстетический вкус, музыкальность (музыкальный слух, чувство ритма, умениеимпровизировать, ориентироваться в музыкальных традициях, жанрахвокально-хорового творчества), способствовать утверждению индивидуальностиобучающегося.
Обучающая– научить детей знать, любить, ценить культуру своих предков при помощиразличных видов фольклора с опорой на народное песенное творчество,многообразие жанров и обрядовости.
Воспитывающая– воспитывать и формировать характер посредством народной мудрости. Воспитыватьчувство любви к Родине, труду, чувство ответственности.
Учебно- тематический план. (I год обучения)
РазделI – Вводное занятие
Тема1. – Введение в предмет.
Содержание– Знакомство с детьми. Инструктаж по технике безопасности. Знакомство с целямии задачами. План обучения. Перспективный план обновления репертуара. Расписаниезанятий.
Тема2. – Общая характеристика понятия «Русское народное творчество».
Содержание– Планирование репертуара. Вариантность в народном творчестве. Сравнительныйанализ вариантов песни. Древность и современность народного искусства. Значениерусского народного творчества (музыкального) в русской мировой культуре.
РазделII – Игры с песнями и хороводами.
Тема1.- Народные игры — хороводы.
Содержание– овладение народной лексикой, развитие музыкальной памяти, освоение навыкапения песен с движением, хороводом, пляской, воспитание активности, сноровки,сообразительности в игре.
Тема2 – Обрядовые игры.
Содержание– разучивание обрядовых игр, развитие певческих навыков: дыхания, дикции,артикуляции, идущей от естественной манеры произнесения слов. Разучиваниепесен-игр, освоение навыка обыгрывания песен.
Тема3 – Слушание музыки.
Содержание- прослушивание методической кассеты, составленной из материалов фонда-архиваобластного Центра русского фольклора и этнографии г. Новосибирска «Русскиенародные игры».
РазделIII – Народные календарные праздники.
Тема1 – Знаете ли вы праздники?
Содержание– Для чего существуют обряды и праздники? Как праздновать святые дни?
Тема2 — Осенние праздники, обычаи и обряды, связанные с ними.
Содержание– Сведения об осенних праздниках, их значение обрядность, традиции.
— Жатва
— Праздник последнего золотого снопа
— Покрова
Изучениеобрядовых песен, хороводов, игр, примет.
Тема3 – Зимние обряды и праздники.
Содержание– Рождество
— Святые вечера
— Крещение
Циклзанятий настраивает детей к участию в Рождественских праздниках.Вокально-хоровая работа по изучению зимних хороводов, игр, обрядовых действий.
Тема4 – Весенне-летние праздники.
Содержание
–Масленица
— Красная горка
— Семик
Вокально-хороваяработа над изучением песен, весенних хороводов. Весенние игры, танцы. Слушаниемузыки. Обязательное использование регионального компонента.
РазделIV – Заключительное занятие
Тема1 – Подведение итогов.
Содержание– Участие детей в итоговом концерте. Поздравление с окончанием учебного года,благодарность родителям. Закрепление всего пройденного материала.
Учебно-тематическйплан (2 год обучения)
РазделI – Вводное занятие.
Тема1. Основные понятия фольклористики.
Содержание– Родительское собрание. Инструктаж по технике безопасности. Объяснение целей изадач предлагаемого курса.
РазделII – Народный костюм.
Тема1. – История народного костюма.
Содержание– Костюмы разных регионов России, их отличия и сходства. Значение цвета,орнамента костюма. Составные части народного костюма. Просмотр книг, альбомов снародным костюмом.
Тема2 – Одежда жителей псковского края.
Содержание– Сходные и отличительные черты Псковского и общерусского костюма.
Тема3. – Псковский сарафан.
Содержание– Праздничный и повседневный сарафан. Сарафаны «раздувай», «москвич»,«косеклинный». Украшение костюма.
Тема4 – Псковский традиционный головной убор.
Содержание– Разновидности головного убора. Просмотр фотоснимков, зарисовок с головнымиуборами. Свадебный головной убор.
РазделIII – Семейный быт. Обряды жизненного цикла
Тема1. – Родильно — крестильная обрядность.
Содержание– Обряд рождения и крещения ребенка. Детская колыбель, пестование. Питание иодежда для детей. Воспитание ребенка.
Тема2. – Свадебная обрядность.
Содержание– Девичество, прощание с косой. Приготовление к венчанию и свадебному застолью.Просмотр видео материалов.
Тема3. — Песни свадебного обряда.
Содержание– Жанровое многообразие свадебных песен. Песенно-хронологический разборсвадебного обряда.
РазделIV – Этнография песенных традиций псковского края.
Тема1 – Песенные традиции Псково- Печорского обозерья.
Содержание– Распространение традиции, характерные отличия звука, обрядность. Слушаниемузыки. Материалы Н.Л. Котиковой, А.М. Мехнецова и СП-б консерватории.
Тема2 – Северно – Псковская песенная традиция.
Содержание– Сходство и различия с Псково – Печорской традицией, характер звучания,обрядность. Слушание музыки. Материалы Н.Л. Котиковой, А.М. Мехнецова и СП-бконсерватории.
Тема3 – Южная традиция пения.
Содержание- Характер звучания, обрядовость. Слушание музыки. Материалы Н.Л. Котиковой,А.М. Мехнецова и СП-б консерватории.
РазделV – Заключительное занятие.
Тема1 – Подведение итогов.
Содержание– Подведение итогов пройденного за учебный год. Викторина по пройденномуматериалу. Поощрение учащихся. Итоговый концерт.
Образовательныетехнологии.
Педагогическаятехнология – наука о путях и средствах достижения наилучших результатовобучения, воспитания и развития обучающихся.
Знакомстводетей с народным творчеством необходимо начинать с младенчества, еще сколыбели, затем продолжать в детских садах, школах, центрах. Такаяпреемственность будет способствовать сохранению и передачи традиции отпоколения к поколению.
Методикапроведения занятий на всех этапах обучения состоит из:
1.Развития специальных данных: музыкального слуха, чувства ритма, музыкальнойпамяти, музыкального воображения. При этом я учитываю все возрастныеособенности детей, стимулирую их творческую инициативу и базирую все воспитаниена доступном дидактическом и методическом материале.
2.Творческих заданий на одноголосие и двух-трех голосие (импровизация попевок назаданный ритм).
3.Работы над певческими навыками. Необходим точный показ голосом.
4.Участие в музыкальных, театральных, фольклорных мероприятиях.
Дляправильного исполнения необходимо:
Проговариватьфразу в разговорной манере
Проговариватьэту же фразу на распев
Делатьтоже самое на одном звуке в ритме песни, без выталкивания звука горлом
Петьмелодию, прерываясь на разговорную речь
Вработе над песней необходимо:
Прочестьвнимательно текст песни
Выявитьструктуру и ритмические особенности
Проанализироватьжанровые особенности и обрядовую принадлежность
Выбордействующих лиц и их роль в «предлагаемых обстоятельствах» и поведениеперсонажей
Обдуматьход действия
Спланироватьхореографию, музыкальное сопровождение
Обдуматьхудожественное оформление
Разучитьтекст песни и мотив с детьми
Объяснитьсвой творческий замысел детям.
Всвоем объединении мы работаем над элементами народного танца, бытовойхореографии. Танец и песня неотделимы друг от друга. Во всех обрядах, играххороводах, плясках обязательно их гармоническое соединение. Также большоевнимание мы уделяем слушанию музыки, просмотру видеоматериалов. Посредствомпредлагаемого материала передать детям подлинно народную манеру исполнения, всюобразность фольклорного творчества во всех формах воплощения. При помощиаутентичных исполнителей дети более точно и правдиво достигнут поставленныхзадач в обучении и работе над репертуаром.
Формыпроведения занятий:
1.Учебное занятие – беседа, на котором я излагаю теоретические сведенияиллюстрируя свой рассказ музыкальными примерами, наглядными пособиями,видеоматериалом. Мы вместе с детьми анализируем. Дети сами задают и отвечают навопросы.
2.Практические занятия, на которых дети разучивают песни, играют в традиционныеигры, осваивают основы хореографии.
3.Учебное занятие – постановка, репетиция, на которой отрабатываю концертныеномера, развиваю актерские способности детей, провожу необходимый для каждогозанятия подготовительный разминочный курс. Это учебное занятие можно проводитьиндивидуально с каждым ребенком.
4.Заключительное учебное занятие, учебное занятие, завершающее тему. Учебноезанятие — концерт, обряд. Провожу для самих детей, приглашаю гостей. Иногдапровожу такие занятия на природе.
5.Самостоятельная работа учащихся, чтение дополнительной литературы, выполнениетворческих заданий.
Основныекачества детского голоса – легкость, звонкость. Необходимо избегать плечевогодыхания, сосредотачивая внимание на диафрагме. Объяснить детям из каких понятийскладывается качество голоса: тембр, диапазон, ровность звука, техника владенияголосом – а не громкость. Процесс пения должен протекать осмысленно. Надо научитьдетей петь на «опоре» ровным непрерывным звуком, нельзя кричать, нужно тянутьзвук, как можно дольше без перенапряжения организма.
Передаваяпевческий опыт из поколения в поколение, мастера традиционной культуры бережносохраняли приемы и способы исполнения народных песен. Как правило, специальныеметоды обучения вокалу в традиции отсутствуют. Однако отдельные принципы иприемы существуют.
Основныепринципы и приемы развития певческого голоса у детей:
— Четкое произношение слогов, утрирование твердых согласных. Избегать крика – этоможет повредить хрупкому детскому голосу
— Формирование у детей устойчивой потребности в речевой гимнастики, добиваясьясности произношения слов. Упражнения на дыхание.
— Многократное повторение звука или попевки формирует связь через уши.
— Постепенное развитие и включение мышц, участвующих в пении гарантируетправильное и гармоничное развитие детского голоса.
Дляправильного исполнения необходимо:
Проговариватьфразу в разговорной манере
Проговариватьэту же фразу на распев
Делатьтоже самое на одном звуке в ритме песни, без выталкивания звука горлом
Петьмелодию, прерываясь на разговорную речь
Обучающихсянеобходимо тренировать при помощи специального подготовительного разминочногокурса, цель которого развитие голоса и навыков пения.
Необходимый,традиционный для каждого занятия подготовительный разминочный курс:
Речеваяили дикционная разминка – специальный курс речевых, дикционных упражненийнацеленных на правильность в произношении гласных и согласных звуков, звуков –традиционных в народном пении, в диалектах и говорах.
Дыхательнаягимнастика – формирует дыхание, необходимое при вокальной работе, укрепляетдиафрагму. Организует разновидность дыхания: краткое, долгое, цепное.
Распевание– цикл упражнений для голосового аппарата. Способствует формированиюправильного вокального звукоизвлечения, удобству исполнения, развиваетвнутренний слух, вырабатывает чистоту интонации.
Результатыобразовательного процесса.
1год обучения – Обучающиеся умеют правильно брать дыхание, петь спокойно, безвыкриков. Владеют унисонным пением. Точно воспроизводят традиционныекалендарные праздники. К концу учебного года владеют разнообразным певческим,игровым и танцевальным материалом. У детей развилось чувство ответственности заколлектив.
2год обучения – Обучающиеся умеют петь с сопровождением и без музыкальногосопровождения, своевременно начинать и заканчивать мелодию, эмоциональнопередавать игровые образы, петь, прерываясь на разговорную речь. Обучающиесяразличают певческие традиции Псковской области. Могут проанализировать жанровыеособенности и ее обрядовую принадлежность. Усовершенствовалась системаценностных ориентаций. Повысился общекультурный уровень обучающихся. Возрослаактивность обучающихся, ликвидировалось асоциальное поведение, повысиласьуспеваемость. Появилось чувство ответственности перед Родиной.
Способыотслеживания и фиксации результатов.
Отслеживаниерезультата – это видение того, насколько идет продвижение к цели. Оцениваниерезультата – это сопоставление полученного результата с предполагаемым илизаданным; соотношение результатов отслеживания с критериями; качественныйанализ деятельности относительно целей. Задачи, поставленные в программе,ориентированы на воспитание и развитие детей. С каждым этапом занятий у обучающихсяпоявляется потребность в познании культурного наследия нашего края.
Приработе по данной программе вводный (первичный) контроль проводится на первыхзанятиях объединения с целью выявления образовательного и творческого уровнядетей, их способностей. Он может быть в форме собеседования или тестирования(см. пр. №1; 1а). Текущий контроль проводится для определения уровня усвоениясодержания программы. Формы контроля могут быть традиционные (игровыепрограммы, концертные выступления и т.д.) и нетрадиционные (подготовка дляобучающихся творческих заданий по пройденной теме). При такой форме контроляможно проследить степень интереса ребенка к деятельности (см. пр. № 2).Оптимальном вариантом итогового контроля в фольклорном объединении могут статьпроведение игровых программ по пройденному материалу, а так же анализконцертного выступления в форме беседы (см. пр. № 3; 3а).
Организацияобразовательного процесса.
Необходимаяматериально-техническая база
1.Кабинет для занятий
2.Стулья
3.Аудио магнитофон 2-х кассетный
4.Видео магнитофон
5.Проигрыватель
6.Цветной телевизор
7.Пианино
8.Трещотки, гармошка, балалайка
9.Костюмы для детей.
Примерныйпесенный репертуар.
«Амы просо сеяли» — весенний хоровод; «Подай, Божа, ключик» — веснянка; «Шла уткалугом» — круговой хоровод; «Гори, гори ясно» — хоровод; «Заинька во садочке» — хоровод; «Жил я у пана» — шуточная; «И шел козел дорогою» — шуточная; «Нагоре-то мак» — хоровод: «Ходит царь» — хоровод; «Селезень» — шуточный хоровод;«Масленичные выкрики, припевки, песни» — Псковская область (Северно-псковскиетрадиции); «Весенние окликания птиц» — Псковская область; «Колядки» — Псковскаяобласть; «А мы просу сеяли, сеяли» — Псковская область (Гдовский р-он); «Я пожердочке шла» — Псковская область.
Список литературы
1.Байтуганов В., Мартынова Т. Хрестоматия Сибирской народной песни. Детскийнародный календарь. «Книжница» Новосибирск 2001.
2.Гилярова Н.Н. Хрестоматия по русскому народному творчеству (1-2 год обучения).ООО «Издательство РОДНИКЪ» Российский союз любительских фольклорных ансамблей.Москва 1996.
3.Гилярова Н.Н. Хрестоматия по русскому народному творчеству часть II (3-4 годобучения) ООО «Издательство РОДНИКЪ». Москва 1999
4.Народный дневник. Народные праздники и обычаи. М.: «Дружба народов», 1991.
5.Науменко Г.М. Хоровод — круглый год. Народные праздники и обряды. М.: ВЦХТ,1999.
6.НауменкоГ.М. Фольклорный праздник в детском саду и в школе. М.: ЛИНКАПРЕСС, 2000.
7.НауменкоГ.М.  Этнография детства. М.: Российский союз любительских фольклорных ансамблей,Издательство Беловодье, 1998.
8.НовицкаяМ.Ю. От осени до осени (хрестоматия). М.: Центр Планитариум, 1994.
9.Историко-этнографическиеочерки Псковского края. Псков: ПОИПКРО, 1998.
10.Пушкина С.И. Сценарии народных праздников. М.: «Родник», 1999.
11.Фурсова Е.Ф. Традиционная одежда русских крестьян –старожилов верхнего приобья(конец XIX – начало XX вв.). Издательство института археологии и этнографии СОРАН. Новосибирск, 1997.
12.ХреновН.А.  Сохранение и возрождение фольклорных традиций. М.: Государственныйреспубликанский центр русского фольклора, 1999.
13.Мехнецов А.М. Песни псковской земли выпуск I (календарно-обрядовые песни).Ленинград Всесоюзное издательство «Советский композитор» ленинградскоеотделение ,1989.
14.Народная традиционная культура Псковской земли. Обзор экспедиционныхматериалов. Санкт-Петербург – Псков, 2002.
15.Рогов Е.И.  Настольная книга практического психолога. Учебное пособие в двухкнигах. Книга 1. М.: ВЛАДОС, 2001.
16.Красило А.И.  Психология обучения художественному творчеству. Учебное пособиедля психологов и педагогов. М.: институт практической психологии, 1998.
17.Ильина Т.В.  Мониторинг образовательных результатов в учреждениидополнительного образования детей. Ярославль, 2000.
Приложение № 1
Первичнаяанкета (по профилю)
1.Нравится ли петь?
2.Имел ли опыт сольного пения?
3.В каком возрасте начал петь?
4.Занимался ли в вокальном коллективе? (если да, то в каком?).
5.Занимался ли постановкой голоса?
6.Владеете ли нотной грамотой?
7.Какой репертуар исполнял?
Приложение№ 1а
Первичнаяанкета по воспитанию
1.Ф.И.О._____________________________________________________
2.Возраст_____________________________________________________
3.Домашний адрес, телефон_____________________________________
4.Ф.И.О. родителей:  
Мама________________________________________________________
Папа_________________________________________________________
5.Где работают родители:
Мама________________________________________________________
Папа_________________________________________________________
6.В моем характере от мамы______________________________________
7.В моем характере от папы_______________________________________
Приложение№ 2
Творческоезадание на карточках:
Карточка№1
Разучитьс коллективом музыкальную народную игру (на свое усмотрение).
Карточка№2
Разучитьс коллективом весенне-летний круговой хоровод (на свое усмотрение).
Карточка№3
Провестис распевание коллектива перед основной репетицией
Карточка№4
Рассказатьколлективу о народном празднике «Масленица»
Карточка№5
Показатьколлективу особенности псковского традиционного исполнения песен.
Приложение№ 3
Анкета
Общийуровень освоения образовательной программы
(закончифразу)
1.Традиционная культура это_______________________________
2.Народное пение это______________________________________
3.Народные традиционные игры это__________________________
4.Я знаю народные календарные праздники ___________________
__________________________________________________________
5.Я знаю обряды жизненного цикла___________________________
__________________________________________________________
Приложение№ 3а
Анализконцертного выступления
(устныйопрос)
1.Какие задачи вы ставили для себя перед концертным выступлением?
2.Выполнили ли вы эти задачи?
3.Какие на ваш взгляд были допущены ошибки?
4.Какие выводы вы делаете для себя?
5.Какие задачи ставите на будущее, над чем нужно работать?


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Парки та сади Чернігівщини
Реферат Research Essay On Teenage Suicide Essay Research
Реферат Агентский договор №
Реферат Banche Italiane Scpa предварительная программа
Реферат Апаратно-програмний комплекс для віддаленого обслуговування клієнтів ПриватБанку
Реферат Организация выездного мероприятия сотрудников фирмы на примере отеля "Чайка"
Реферат Игра, как средство формирования коммуникативных способностей
Реферат Функції цитати, як одного із засобів організації художнього простору тексту (на прикладі твору Л.Н. Большакова "Повернення Григорія Вінського")
Реферат The Scarlet Letter Review Essay Research Paper 2
Реферат Розробка інвестиційного проекту на прикладі видавництва Глобус міста Харкова
Реферат Интеллектуалы сельского хозяйства Европейского Севера России в 1930-1960-е гг.
Реферат 1. Неопределенность будущего главный источник беспокойств и неуверенности
Реферат Влияние товарной стратегии на обеспечение конкурентного преимущества аптеки
Реферат А. С. Пушкин «метель». Осмысление конфликта. Цели урок
Реферат Возниконовение семейных конфликтов