Реферат по предмету "Психология, педагогика"


Позитивные функции конфликтов

Наталия Владимировна Гpишинa, доктор психологическихнаук, профессор Санкт-Петербургского государственного университета.
Современноепозитивное понимание конфликтов в социальных науках легко принимается, когдаречь идет о теоретических рассуждениях социологов. Однако психолог имеет дело сживыми людьми и видит перед собой человека, тяжело переживающего жизненныесложности, что эмоционально бывает трудно совместить с рассуждениями о пользеконфликтов. Однако и для современной психологии характерно признаниедвойственной природы конфликта, в том числе и его позитивной роли.
Современноепонимание конфликтов в социальных науках исходит из представления о позитивныхфункциях конфликта.
Этолегко принимается, когда речь идет о теоретических рассуждениях социологов опроцессах, происходящих в социальных системах. Но психолог имеет дело с живымилюдьми и видит перед собой страдающего человека, тяжело переживающего жизненныесложности, что эмоционально бывает трудно совместить с рассуждениями о пользеконфликтов.
Однакои для современной психологии характерно признание двойственной природыконфликта, в том числе и его позитивной роли.
Конфликт— источник развития. Самая главная позитивная функция конфликта состоит в том,что, будучи формой противоречия, конфликт является источником развития. Чемзначимее конфликт для участников ситуации, тем потенциально сильнее его влияниена их интеллектуальное развитие. Также общепризнанным можно считать тезис опротиворечиях как источнике развития группы, включая и возможные конкурентныепроцессы. Так, Б. Ф. Ломов считает, что в совместной деятельности«соперничество (сотрудничество) играет роль своеобразного«катализатора» развития способностей». Аналогичную функциюстимулирования активности и развития конкуренция играет в группе.
Конфликт— сигнал к изменению. Из других позитивных функций конфликта наиболее очевиднойявляется сигнальная функция. Обсуждая типы критических ситуаций, Ф. Е. Василюкподчеркивает позитивную роль, «нужность» внутренних конфликтов для жизни: «Онисигнализируют об объективных противоречиях жизненных отношений и дают шансразрешить их до реального столкновения этих отношений, чреватого пагубнымипоследствиями».
Аналогичнуюсигнальную функцию конфликты выполняют и в межличностных отношениях. Возьмемдля примера взаимоотношения родителей с ребенком. Если родители воспринимаютнесогласие ребенка, его новые притязания и попытки их обсуждения с родителямиисключительно как неповиновение, то они будут бороться с его непослушанием,настаивать на своем и тем самым скорее всего ухудшат, а может быть, и разрушатсвои отношения с ребенком. Постепенно накапливающееся напряжение подобно пару,давление которого разрывает плотно закрытый котел.
Конструктивнойреакцией будет восприятие происходящего не как неповиновения, но как сигнала онеобходимости изменений. Возможно, здесь будет уместна аналогия с болью. Больнеприятна, но любой врач скажет, что она выполняет важную и полезную функцию.Боль есть сигнал о том, что в организме что-то не так. Игнорируя или заглушаяболь успокоительными таблетками, мы остаемся с болезнью. Конфликт, подобноболи, выполняет сигнальную функцию, сообщая нам о том, что что-то не в порядкев наших отношениях или в нас самих. И если мы в ответ на этот сигнал пытаемсявнести изменения в наше взаимодействие, мы приходим к новому состояниюадаптации в отношениях. Если мы на каждом этапе своих отношений достигаемнового уровня адаптации, это обеспечивает сохранение, «выживание» нашихотношений.
Конфликт— возможность сближения. На психологическом материале могут быть найденыпримеры, иллюстрирующие и другие позитивные функции конфликта, например«коммуникативно-информационную» и «связующую» (в терминологии Козера).
Вкачестве примера приведем рассказ одной молодой женщины. Она вышла замуж оченьрано, ей не было еще и девятнадцати лет. Ее избранник был старше ее нанесколько лет, и, хотя был тоже молод, ей казалось, что он мудрее и опытнее.Возможно, именно это привело к тому, что, несмотря на хорошие отношения с ним,она чувствовала в душе какую-то стесненность, ощущала разделявшую их дистанцию.После рождения ребенка их отношения стали ухудшаться и наконец подошли к тойопасной черте, после которой, возможно, их ждало расставание. Однако произошелтот, часто неожиданный прорыв, на который всегда остается надежда. Они сталивыяснять свои отношения и в ходе этого откровенного разговора поняли другдруга. Рассказав эту довольно банальную историю, женщина добавила в конце: «Ятак рада тому, что этот конфликт тогда был между нами. Потому что с тех пор мыс мужем стали абсолютно близкими друг другу людьми. Я могу ему все-все сказать,что у меня на душе».
Этотновый уровень отношений между ними она связывает именно с происшедшимконфликтом. Момент прорыва, когда людям нечего терять, когда они пытаютсяпрорваться друг к другу, может стать для них последней возможностьювзаимопонимания. Недаром социологи чикагской школы говорили: «Конфликт — этовозможность разговора начистоту».
Позитивныефункции внутригрупповых конфликтов. Традиционная точка зрения не толькосоциологов, но и психологов, работавших с группами, состояла в том, чтоконфликты являются негативным явлением для группы и задача состоит в ихустранении. Тенденция к поиску социальной гармонии в группах берет свое началоеще от школы «человеческих отношений»: избегание конфликта, рассматриваемогокак «социальная болезнь», и способствование «равновесию» или «состояниюсотрудничества». Однако благодаря конфликту оказывается возможным первичноеустановление единства или его восстановление, если оно было ранее нарушено.Конечно, не каждый тип конфликта будет способствовать укреплению группы, равнокак и не во всех группах конфликт может реализовывать подобные функции. Наличиеэтих позитивных потенций конфликта определяется его типом, равно как иособенностями группы.
Каждаягруппа содержит потенциальные возможности конфликта в силу периодическивозникающего соперничества между требованиями индивидов. Характер группы будетсущественно влиять на особенности этих конфликтов, в частности на их функции.Так, Козер полагает, что чем группа теснее, тем конфликт интенсивнее. Если всеже в такой сплоченной группе возникает конфликт, то протекать он будет сособенной интенсивностью в силу «накопленного» недовольства и полноголичностного вовлечения, характерного для группы с тесными связями. Конфликт вгруппах этого типа будет угрожать самим их основам, а следовательно, носитьразрушительный характер.
Существенноезначение для внутригруппового конфликта будет иметь и характер отношений группыс внешней средой. Так, группы, находящиеся в состоянии более или менеепостоянного противоборства с другими группами, будут иметь тенденцию к болееполному личностному вовлечению своих членов в общую деятельность и к подавлениюотклонений от группового единства и разногласий. Большая терпимость квнутригрупповым конфликтам будет характерна для групп, отношения которых свнешней средой более уравновешены.
Внутреннийконфликт также служит средством выявления у членов группы противоречивыхинтересов и тем самым способствует возможности нового согласования, обеспечиваявосстановление необходимого равновесия.
Конфликтычасто обусловливают создание ассоциаций и коалиций внутри групп, благодаря чемуобеспечивается взаимодействие между членами всего объединения, уменьшаетсяизоляция, создается почва для реализации индивидуальной активности членовгруппы.
Вцелом, указав на позитивные возможности конфликта в гибких социальныхструктурах, Л. Козер называет его важнейшим стабилизирующим механизмом,механизмом приспособления норм к новым условиям.
Конфликт— это возможность разрядки напряжения, «оздоровления» отношений. Функцияразрядки напряжения, «оздоровления» отношений, которую потенциально содержит всебе конфликт, может целенаправленно использоваться в педагогической практике.Например, А. С. Макаренко рассматривал конфликт как педагогическое средствовлияния на отношения людей.
Интересно,что тот же прием усиления переживаний для инициирования благотворного кризисаР. Мэй считает возможным использовать в психотерапевтической практике. Он пишето том, как однажды получил чрезвычайно эмоциональное письмо от молодогочеловека, который просил его о помощи: «В ответном письме я поставил цельюпредельно обострить его переживания и вызвать кризис. Я написал, что он привыкк своему положению избалованного ребенка, с которым всегда носились, а сейчас вего страданиях нет ничего, кроме жалости к самому себе и полного отсутствиямужества справиться с создавшимся положением. Я специально не оставил никакойлазейки для спасения престижа его «Я»». Мэй считает, судя по ответнойреакции, что его цель была достигнута и привела к конструктивным шагам.
Подчеркиваниепотенциальных позитивных возможностей конфликта не должно заставить нас забытьо его вероятной деструктивной роли в жизни личности. Можно считатьобщепризнанным представление не только о позитивном значении эффективногоразрешения и преодоления личностью возникающих внутриличностных кризисов,конфликтов, противоречий, но и о негативном, а то и разрушительном влиянии,которое может иметь для развития здоровой личности их непреодоление. Мы можемоценивать выход человека из конфликта или кризиса как продуктивный, если врезультате он действительно «освобождается» от породившей его проблемы такимобразом, что переживание делает его более зрелым, психологически адекватным иинтегрированным.
Эмоциональноепереживание кризисной ситуации, каким бы сильным оно ни было, само по себе неведет к ее преодолению. Точно так же анализ ситуации, ее обдумывание приводитлишь к ее лучшему осознанию. Подлинная же проблема состоит в созидании новогосмысла, в «смыслопорождении», «смыслостроительстве», когда результатомвнутренней работы личности по преодолению, проживанию критических жизненныхситуаций становятся изменения в ее внутреннем субъективном мире — обретениенового смысла, новое ценностное отношение, восстановление душевного равновесияи т. д.
Напротив,те стратегии, которые, в сущности, являются психологически неэффективными, какбы их ни оценивал сам индивид, реально оказываются направленными на ослабление,смягчение остроты переживаемого кризиса и сопровождающих его эмоциональныхсостояний. Если вспомнить ранее использованную медицинскую аналогию, то можносказать, что в первом случае человек, почувствовав боль, пытается выяснить еепричину и справиться с ней, вылечив болезнь, а во втором случае он простопринимает таблетки, пытаясь заглушить неприятные ощущения.
Общаяпрактическая позиция может быть выражена уже приводившимися словами Р. Мэя:«… Нашей задачей является превращение деструктивных конфликтов вконструктивные».
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.elitarium.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.