Реферат по предмету "Психология, педагогика"


Познавательный интерес

Введение
Однажды известного физика АльбертаЭйнштейна спросили: “Как делаются открытия?” Эйнштейн ответил: “А так: всезнают, что вот этого нельзя. И вдруг появляется такой человек, который незнает, что этого нельзя. Он и делает открытие”. Конечно, это была лишь шутка.Но все же, вероятно, Эйнштейн вкладывал в нее глубокий смысл. Может быть, оннамекал в том числе и на собственное открытие более правильной и точной картинымироздания, изложенное им в знаменитой теории относительности. Может быть, ониз озорства гения высказал серьезную мысль в шутливой форме. Дело не в том,чтобы “не знать”. Знать надо! А дело в том, чтобы “сомневаться”, не брать наверу все, чему учили деды. И вдруг появляется человек, которого неостанавливает инерция привычных представлений. Вот он и делает открытие.
В настоящее время исследования ученыхубедительно показали, что возможности людей, которых обычно называютталантливыми, гениальными – не аномалия, а норма. Задача заключается лишь втом, чтобы раскрепостить мышление человека, повысить коэффициент его полезногодействия, наконец, использовать те богатейшие возможности, которые дала емуприрода, и о существовании которых многие подчас и не подозревают. Поэтомуособо остро в последние годы стал вопрос о формировании общих приемовпознавательной деятельности.
Познавательный интерес – избирательнаянаправленность личности на предметы и явления окружающие действительность. Этанаправленность характеризуется постоянным стремлением к познанию, к новым,более полным и глубоким знаниям. Систематически укрепляясь и развиваясьпознавательный интерес становится основой положительного отношения к учению.Познавательный интерес носит (поисковый характер). Под его влиянием у человекапостоянно возникают вопросы, ответы на которые он сам постоянно и активно ищет.При этом поисковая деятельность школьника совершается с увлечением, ониспытывает эмоциональный подъем, радость от удачи. Познавательный интересположительно влияет не только на процесс и результат деятельности, но и напротекание психических процессов — мышления, воображения, памяти, внимания,которые под влиянием познавательного интереса приобретают особую активность инаправленность.
Познавательный интерес — это один изважнейших для нас мотивов учения школьников. Его действие очень сильно. Подвлиянием познавательного, учебная работа даже у слабых учеников протекает болеепродуктивно.
Познавательный интерес при правильнойпедагогической организации деятельности учащихся и систематической ицеленаправленной воспитательной деятельности может и должен стать устойчивойчертой личности школьника и оказывает сильное влияние на его развитие.
Познавательный интерес выступает переднами и как сильное средство обучения. Классическая педагогика прошлогоутверждала – ” Смертельный грех учителя – быть скучным”. Когда ребенокзанимается из-под палки, он доставляет учителю массу хлопот и огорчений, когдаже дети занимаются с охотой, то дело идет совсем по-другому. Активизацияпознавательной деятельности ученика без развития его познавательного интересане только трудна, но практически и невозможна. Вот почему в процессе обучениянеобходимо систематически возбуждать, развивать и укреплять познавательный интересучащихся и как важный мотив учения, и как стойкую черту личности, и как мощноесредство воспитывающего обучения, повышения его качества.
Познавательный интерес направлен не толькона процесс познания, но и на результат его, а это всегда связано со стремлениемк цели, с реализацией ее, преодолением трудностей, с волевым напряжением иусилием. Познавательный интерес – не враг волевого усилия, а верный егосоюзник. В интерес включены, следовательно, и волевые процессы, способствующиеорганизации, протеканию и завершению деятельности.
Таким образом, в познавательном интересесвоеобразно взаимодействуют все важнейшие проявления личности.
Спросите у любого первоклассника,собирающегося в школу, хочет ли он учиться. И как он будет учиться. В ответ выуслышите, что получать каждый из них намерен только пятерки. Мамы, бабушки,родственники, отправляя ребенка в школу, тоже желают ему хорошей учебы иотличных оценок. Первое время сама позиция ученика, желание занять новоеположение в обществе – важный мотив, который определяет готовность, желаниеучиться. Но такой мотив недолго сохраняет свою силу.
К сожалению, приходится наблюдать, что ужек середине учебного года у первоклассников гаснет радостное ожидание учебногодня, проходит первоначальная тяга к учению. Если мы не хотим, чтобы с первыхлет обучения ребенок не стал тяготиться школой, мы должны позаботиться опробуждении таких мотивов обучения, которые лежали бы не вне, а в самомпроцессе обучения. Иначе говоря, цель в том, чтобы ребенок учился потому, что емухочется учиться, чтобы он испытывал удовольствие от самого учения.
IIФормирование познавательных интересов вобучении.
Познавательный интерес, как и всякая черталичности и мотив деятельности школьника, развивается и формируется вдеятельности, и прежде всего в учении.
Формирование познавательных интересовучащихся в обучении может происходить по двум основным каналам, с одной сторонысамо содержание учебных предметовсодержит в себе эту возможность, а с другой –путем определенной организации познавательной деятельности учащихся.
Первое, что является предметомпознавательного интереса для школьников – это новые знания о мире. Вот почемуглубоко продуманный отбор содержания учебного материала, показ богатства,заключенного в научных знаниях, являются важнейшим звеном формирования интересак учению.
Каковы же пути осуществления этой задачи?
Прежде всего, интерес возбуждает иподкрепляет такой учебный материал, который является для учащихся новым,неизвестным, поражает их воображение, заставляет удивляться. Удивление — сильный стимул познания, его первичный элемент. Удивляясь, человек как быстремится заглянуть в перед. Он находится в состоянии ожидания чего-то нового.
Ученики испытывают удивление, когдасоставляя задачу узнают, что одна сова за год уничтожает тысячу мышей, которыеза год способны истребить тонну зерна, и что сова живя в среднем 50 лет,сохраняет нам 50 тонн хлеба.
Но познавательный интерес к учебномуматериалу не может подддерживаться все время только яркими фактами, а егопривлекательность невозможно сводить к удивляющему и поражающему воображение.Еще К.Д.Ушинский писал о том, что предмет, для того чтобы стать интересным,должен быть лишь отчасти нов, а отчасти знаком. Новое и неожиданное всегда вучебном материале выступает на фоне уже известного и знакомого. Вот почему дляподдержания познавательного интереса важно учить школьников умению в знакомомвидеть новое.
Такое преподавание подводит к осознаниютого, что у обыденных, повторяющихся явлений окружающего мира множествоудивительных сторон, о которых он сможет узнать на уроках. И то, почемурастения тянутся к свету, и о свойствах талого снега, и о том, что простоеколесо, без которого сейчас не обходится ни один сложный механизм, являетсявеличайшим изобретением.
Все значительные явления жизни, ставшиеобычными для ребенка в силу своей повторяемости, могут и должны приобрести длянего в обучении неожиданно новое, полное смысла, совсем иное звучание. И этообязательно явится стимулом интереса ученика к познанию.
Именно поэтому учителю необходимопереводить школьников со ступени его чисто житейских, достаточно узких и бедныхпредставлений о мире — на уровень научных понятий, обобщений, пониманиязакономерностей.
Интересу к познанию содействует такжепоказ новейших достижений науки. Сейчас, больше чем когда либо, необходиморасширять рамки программ, знакомить учеников с основными направлениями научныхпоисков, открытиями.
Далеко не все в учебном материале можетбыть для учащихся интересно. И тогда выступает еще один, не менее важныйисточник познавательного интереса – сам процесс деятельности. Что бы возбудитьжелание учиться, нужно развивать потребность ученика заниматься познавательнойдеятельностью, а это значит, что в самом процессе ее школьник должен находитьпривлекательные стороны, что бы сам процесс учения содержал в себеположительные заряды интереса.
Путь к нему лежит прежде всего черезразнообразную самостоятельную работу учащихся, организованную в соответствии сособенностью интереса.
Самостоятельная работа
Самостоятельное выполнение задания – самыйнадежный показатель качества знаний, умний и навыков ученика.
Организация самостоятельной работы – самыйтрудный момент урока. Дело в том что к моменту проверки работы всегда находитсяв классе 8-10 учеников которые с заданием не успели справиться, а ждать их –значит терять время. Поэтому учитель обычно начинает проверять самостоятельныеработу. Те кто выполнили задания, включаются в работу, а те, кто не выполнил,фактически переписывают решения в тетради. Организуя таким образом проверку, учительв какойто мере помогает ученикам крторые не справились с заданием. Но верный лиэто путь? В конечном итоге в классе образуется группа, которая изо дня в деньполностью не справляется с самостоятельной работой и привыкает дописыватьзадания во время проверки. Как научить ученика работать самостоятельно?Необходимо использовать подготовительные упражнения, карточки сдифференцированными заданиями, продуманную последовательность заданий,вариантность, комментирование заданий и наглядность.
ФРАГМЕНТ 1
Предлагаю классу решить самостоятельнозадачу и записать ее решение по действиям :
Ученики должны подклеить 80 книг. Первоезвено подклеило 16 книг, второе 18. Сколько книг осталось подклеить ученикам?
Работу пишут все ученики. Через 5 минутвижу, что задачу решили не все. Я открываю на доске краткую запись задачи:
Было-80 кн.
Сделали- 16 кн и 18 кн
Осталось-?
Предлагаю ученикам, которые не успеливыполнить задание, внимательно рассмотреть краткую запись. Говорю, что записьпоможет им справиться с решением задачи. Тем, кто выполнил задание, предлагаюзаписать решение задачи выражением. Записываю на доске выражение 80-(16+18) ипрошу 2-3 учеников, справившихся с заданием, объяснить его,
Другим ученикам даю карточки с заданиями:
Узнать сначала сколько всего книгподклеили два звена вместе …. + …. = ….
Затем узнай, сколько книг осталосьподклеить ученикам: … — … = …
Такая организация работы способствуетсамостоятельному выполнению задания всеми учащимися в классе.
ФРАГМЕНТ 2
Самостоятельно решить задачу разнымиспособами:
Купили 4 книги по 20 руб. каждая, и 4альбома по 10руб. каждый. Сколько стоила вся покупка?
Тем, кто справился самостоятельно,предлагается составить задачу на выражение (4+3)*2
Тем ученикам, которые решили задачу толькоодним способом, предлагается рассмотреть рисунок к задаче
20
10
20
10
20
10
20
10
 20 20 20 20
10 10 10 10
И ответить, как можно узнать, сколькоуплатили за все покупку.
Ученикам которые справились с заданием,предложить карточку с вопросами:
Узнай, сколько стоит 1 книга и 1 альбомвместе.
Узнай, сколько стоят 4 таких комплекта.
Запиши решение задачи: (…+…)*…=…
Вспомни, как можно сумму умножить начисло.
Запиши решение вторым способом …*…+…*…=…
Наглядная интерпретация задачи, опора назнание свойств арифметических действий, объяснение готового решения – все этиприемы обеспечили самостоятельное решение задачи всеми учащимися
Опорные схемы
Овладение новыми, более совершеннымиспособами познавательной деятельности содействует углублению познавательныхинтересов в большей мере тогда, когда это осознается учащимися. Именно это иявляется источником радости.
Проблемное обучение
Проблемное обучение, а не преподнесениеготовых, годных лишь для заучивания фактов и выводов всегда вызываетнеослабевающий интерес учеников. Такое обучение заставляет искать истину и всемколлективом находить ее.
В проблемном обучении на общее обсуждениеставится вопрос-проблема, содержащий в себе иногда элемент противоречий, иногданеожиданности.
Например, перед изучением делениястолбиком многозначного числа на однозначное на доске пишу несколько примеровдля устного счета на изученные ранее правила: 90:6, 360:6, 960:4 т например12765:3.
Предлагаю объяснить прием вычисления.Когда учащиеся подходят к последнему примеру, наступает тишина, даже сильныеребята не могут сразу дать ответ. Напряжение передается и слабым. Все активновключаются в работу. Начинают думать, рассуждать, открывать для себя новое. Укаждого возникает вопрос КАК?, а раз есть подобный вопрос, значит, появляетсяжелание узнать, научиться. А это желание – залог успешного освоения нового.
Сильные ученики справляются с заданием,заменяя делимое удобным слагаемыми. Естественно, я поощряю этих учеников, ноотмечаю, что они затратили много времени на нахождение результата, а примеррешить очень быстро и справиться с решением может каждый. Как? Глаза у всехгорят любопытством. В эти напряженную минуту я быстро решаю пример на доскестолбиком, не задерживая их внимания на объяснении. Важна быстрота полученияответа. Дети не ожидали, что так быстро можно решить сложный пример. А вот дляобъяснения приема решения тоже нужно выбрать удобный момент или создатьситуацию, когда учащиеся поймут, что им необходимо послушать, и послушатьвнимательно. Вернусь к этому уроку математики.
После АХ! Я спросила: ПРОСТО? Все радостнозаулыбались. Я не стала объяснять прием решения, так как поняла, что должноговнимания не будет. Решение стерла.
Дети верили, что все они поняли и решатьподобные примеры очень просто. Я предложила им сразу же решить примерсамостоятельно. Они с радостью взялись за дело, веря в быстрый успех. Наблюдаю:одни глаза смотрят на меня вопросительно, другие, третьи … И так большая частькласса, и главное – у всех в глазах вопрос А КАК? Почему не получается, хотяпоказалось так просто?
У детей появляется желание поскорее найтиответ на вопрос. Настало время для объяснения. Внимание полное. Послеобъяснения опять даю самостоятельное задание, чтобы вызвать у детей желание ещеи еще раз послушать объяснение.
В конце урока показываю микрокалькулятор,с помощью которого за несколько секунд можно произвести сложные вычисления, иобязательно подчеркиваю, что эту умную машину изобрел человек.
Проблемное обучение вызывает со стороныучащихся живые споры, обсуждения. Проблемное обучение вызывает к жизни эмоцииучеников, создается обстановка увлеченности, раздумий, поиска. Это плодотворносказывается на отношении школьника к учению.
Для развития познавательных интересовважно усложнение познавательных задач.
Для этого интересно использоватьпредварительную подготовку к восприятию нового. Например:
1 Заселите домик числами10 3 4 2 5 1
2 Решить удобным способом
(40+10)-7
(60+10)-4
После записи решения на доске детям даетсязадание: Найдите, чем похожи суммы в этих примерах. А получив ответ: Вторые слагаемыеодинаковы – число 10, дети обводят указанные слагаемые красным мелом
(40+10)-7
(60+10)-4
Вывод можно зафиксировать наглядно,соединив дугой число 10 и то число, которое вычитается.
В этом обобщении фиксируется основавычислительного приема для случая 30-6
Следующие задания предлагаются с цельюзакрепить умение выделять в круглыхдесятках один десяток, т.е. представлятькруглые десятки в виде суммы, в которой одно из слагаемых равно числу 10
3 Вставить числа в окошки по данномуобразцу
40 = 30 + 1080 = … + 10
60 = 50 + 1050 = … + …
При подытоживании проделанной работынеобходимо сказать о том, что умения заменять круглые десятки суммой со вторымслагаемым 10, находить удобный способ вычитания из такой суммы несколько единици знания состава числа 10 пригодятся ученикам в дальнейшем при изучении новоговычислительного приема. Все это нацеливает детей на изучение нового материала.И детям интересно решать пример вида 30 – 6 т.к. они сами при его решенииустанавливаюти закономерность, используя ранее приобретенные знания.
Задачи на применение знаний и умений такжеспособствуютразвитию познавательных интересов. С одной стороны эти задачипозволяют ученикам оперировать знаниями, повседновно убеждаться в ихполезности. С другой стороны, сам процесс оперирования умениями позволяет имделать лестные для себя заключения о продвижении.
Особенно развивают интерес творческиеработы учащихся, которые связаны с работой воображения, углубленной мысли, сактивным оперированием знаниями и умениями. Для этой цели использую опорныесхемы:
? на? больше
? на? меньше
=.
Было-.
Взяли-.
Осталось —.
Занимательный материал
Одним из средств формированияпознавательного интереса является занимательность. Элементы занимательности,игра, все необычное, неожиданное вызывают у детей чувство удивления, живойинтерес к процессу познания, помогают им усвоить любой учебный материал.
В процессе игры на уроке математикиучащиеся незаметно для себя выполняют различные упраждения, где им приходитсясравнивать множества, выполнять арифметические действия, тренироваться в устномсчете, решать задачи. Игра ставит ученика в условия поиска, пробуждает интереск победе, а отсюда – стремление быть быстрым, собранным, ловким, находчивым,уметь четко выполнять задания, соблюдать правила игры.
В играх, особенно коллективных,формируется и нравственные качества личности. На своих уроках постоянноиспользую такие игры: ЛЕСЕНКА, МОЛЧАНКА, ДЕСАНТНИКИ, “ПРОДОЛЖАЙ, НЕЗЕВАЙ”, ТОЧНО ПО КУРСУ, ПОЕЗД, КОМУ ПОДАЕТСЯ МЯЧ, и многие другие.Геометрическийматериал
Развитию познавательных интересовспособствует использование геометрического материала.
1 Вывешиваю плакат с рисунком,составленным из геометрических фигур.
Спрашиваю
Из каких фигур состоит рисунок кошки?
Какой фигурой представлено туловище?
Измерь и найди площадь этой фигуры, суммудлин ее сторон
2 Раздаю детям геометрические фигуры и даюзадание – составить из данных фигур домик, елочку, кораблик и т.д.
Задания, направленные на развитие внимания
Чтобы познавательный интерес постоянноподкреплялся, получал импульсы для развития, надо использовать средства,вызывающие у ученика ощущение, сознание собственного роста.
Составь план ответа, задай вопростоварищу, проанализируй ответ и оцени его, обобщи сказанное, поищи иной способрешения задачи – эти и многие другие приемы, побуждающие ученика осмыслить своюдеятельность, неуклонно ведут к формированию стойкого познавательного интереса.
Развитие познавательных способностей
В процессе учебной деятельности школьника,большую роль, как отмечают психологи, играет уровень развития познавательныхпроцессов: внимания, восприятия, наблюдения, воображения, памяти, мышления.Развитие и совершенствование познавательных процессов будет более эффективнымпри целенаправленной работе в этом направлении, что повлечет за собой ирасширение познавательных возможностей детей.
Внимание – это форма организациипознавательной деятельности во многом зависит от степени сформированости такогопознавательного процесса как внимание.
В учебный материал включаю содержательно-логическиезадания, направленные на развитие различных характеристик внимания: его объема,устойчивости, умения переключать внимание с одного предмета на другой,распределять его на различные предметы и виды деятельности.
1 Отыскание ходов в обычных и числовыхлабиринтах
2 Пересчет предметов, изображенныхнеоднократно пересекающимися контурами
3 Отыскание чисел по таблицам Шульте
4 Быстрее нарисуй
5 Найди, кто спрятался
6 Найди сходство и различие
7 Прочитай рассыпанные слова
Задания, направленные на развитиевосприятия и воображения.
Восприятие – это основной познавательныйпроцесс чувственного отражения действительности, ее предметов и явлений при ихнепосредственном действии на органы чувств. Оно является основой мышления ипрактической деятельности как взрослого человека, так и ребенка, основойориентации человека в окружающем мире, в обществе. Психологические исследованияпоказали, что одним из эффективных методов организации восприятия и воспитаниянаблюдательности является сравнение. Восприятие при этом становится болееглубоким.
В результате игровой и учебнойдеятельности восприятие само переходит в самостоятельную деятельность, внаблюдение.
Подбери заплатку к сапожку
Собери разбитый кувшин, вазу, чашки,тарелки
Упражнение Геометрические фигуры
Упражнение Треугольники
100-клеточная таблица с графическимиизображениями
Таблица с геометрическими фигурами разнойформы
Таблица с геометрическими фигурами разногоразмера
Таблица с геометрическими фигурами нетолько разной формы, но и белого и черного цвета
100-клеточная таблица, заполненная цифрами
Задания, направленные на развитиелогического мышления
Логическое мышление
Интеллект человека. в первую очередьопределяется не суммой накопленных им знаний, а высоким уровнем логическогомышления. Поэтому уже в начальной школе необходимо научить детей анализировать,сравнивать и обобщать информацию, полученную в результате взаимодействия собъектами не только действительности, но и абстрактного мира.
Ничто так, как математика, не способствуетразвитию мышления, особенно логического, так как предметом ее изучения являютсяотвлеченные понятия и закономерности, которыми в свою очередь занимаетсяматематическая логика.
Задачи на смекалку
Задачи шутки
Числовые фигуры
Задачи с геометрическим содержанием
Логические упражнения со словами
Математические игры и фокусы
Кроссворды и ребусы
Комбинаторные задачи
Задания, направленные на развитие памяти.
Память является одним из основных свойствличности. Древние греки считали богиню памяти Мнемозину матерью девяти муз, покровительницвсех известных наук и искусств. Человек, лишенный памяти, по сути делаперестает быть человеком. Многие выдающиеся личности обладали феноменальнойпамятью. Например, академик А.Ф.Иоффе по памяти пользовался таблицейлогарифмов. Но следует знать и о том, что хорошая память не всегда гарантируетее обладателю хороший интеллект. Психолог Т.Рибо описал слабоумного мальчика,способного легко запомнить ряды чисел. И все-таки память – это одно изнеобходимых условий для развития интеллектуальных способностей.
У младших школьников более развита памятьнаглядно образная, чем смысловая. Они лучше запоминают конкретные предметы,лица, факты, цвета, события.
Но в начальной школе необходимо готовитьдетей к обучению в среднем звене, поэтому необходимо развивать логическуюпамять. Учащимся приходится запоминать определения, доказательства, объяснения.Приучая детей к запоминанию логически связанных значений, мы способствуемразвитию их мышления.
Запомни двузначные числа.
Запомни математические термины.
Цепочка слов.
Рисуем по памяти узоры.
Запомни и воспроизведи рисунки
Зрительные диктанты
Слуховые диктанты
Регулярное использование на урокахматематики системы специальных задач и заданий, направленных на развитиепознавательных возможностей и способностей, расширяет математический кругозормладших школьников, способствует математическому развитию, повышает качествоматематической подготовленности, позволяет детям более уверенно ориентироватьсяв простейших закономерностях окружающей их действительности и активнееиспользовать математические знания в повседневной жизни.
Чтобы ребенок учился в полную силу своихспособностей, стараюсь вызвать у него желание к учебе, к знаниям, помочьребенку поверить в себя, в свои способности.
Мастерство учителя возбуждать, укреплять иразвивать познавательные интересы учащихся в процессе обучения состоит в умениисделать содержание своего предмета богатым, глубоким, привлекательным, аспособы познавательной деятельности учащихся разнообразными, творческими,продуктивными.
Список литературы
Валина В. Праздник числа – М 1993
Волкова С.И. Столярова Н.Н. Развитиепознавательных способностей детей на уроках математики Начальная школа 19990 –71991-7 1992 –7,81993-7
Моро М.И. Пышкало А.М. Методикапреподавания математики в начальных классах М 1985
Сорокин П.И. Занимательные задачи поматематике в начальных классахМ 1985
Урунтаева Г.А. Афонькина Ю.А. Помогипринцу найти золушкуМ 1994
Педагогика под ред. ЩукинойМ 1966
Труднев В.П.Считай, смекай,отгадывайСанкт-Петербург 1997
Корчемлюк О.М.Задания для развития памятии внимания на уроках математикиНачальная школа 1994-8
Для подготовки данной работы былииспользованы материалы с сайта bazamstu.dax.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.