Н.А.Константинов, Е.Н.Медынский, М.Ф.Шабаева
В. И. Ленин о Толстом.
Внескольких статьях В. И. Ленин дал гениальную характеристику мировоззрения Л.Н. Толстого, раскрыл его значение как писателя.
Ленинписал, что «старая патриархальная Россия после 1861 года стала быстроразрушаться под влиянием мирового капитализма. Крестьяне голодали, вымирали,разорялись, как никогда прежде, и бежали в города, забрасывая землю. Усиленностроились железные дороги, фабрики и заводы, благодаря «дешевому труду»разоренных крестьян. В России развивался крупный финансовый капитал, крупнаяторговля и промышленность. Вот эта быстрая, тяжелая, острая ломка всех старых«устоев» старой России и отразилась в произведениях Толстого-художника, ввоззрениях Толстого-мыслителя» (Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 20, с 39).
Л.Н. Толстой, как показал В. И. Ленин, был выразителем взглядов и настроенийпатриархального крестьянства пореформенной России, на которое надвинулся новый,невиданный, непонятный враг — капитал, несший крестьянам много всяких бедствий.
«Ногорячий протестант, страстный обличитель, великий критик обнаружил вместе с темв своих произведениях такое непонимание причин кризиса и средств выхода изкризиса, надвигавшегося на Россию, которое свойственно только патриархальному,наивному крестьянину, а не европейски-образованному писателю». Толстой,относясь отрицательно к революционному изменению общественного строя,проповедовал непротивление злу насилием и мечтал о постепенном мирномсамоусовершенствовании людей.
Отмечаябольшие противоречия в мировоззрении Толстого, В. И. Ленин показал, что этипротиворечия не случайность, а выражение тех противоречивых условий, в которыебыла поставлена русская жизнь последней трети XIX века. Отметив, чтокритические выступления Толстого сыграли большую роль в разоблачении темныхсторон российской действительности, что его прекрасные произведения составилиновую эпоху в художественном развитии человечества, он писал, что социальныевзгляды Толстого в целом утопичны и по своему содержанию реакционны. Вместе стем В. И. Ленин отметил, что в литературном наследстве Толстого «есть то, чтоне отошло в прошлое, что принадлежит будущему».
Всвете этой характеристики В. И. Лениным творчества Толстого следуетрассматривать и его педагогическое наследство.
Педагогическая деятельность Л. Н. Толстого.
Педагогическаядеятельность Льва Николаевича Толстого (1828—1910) началась с 1849 года, когдаон учил грамоте крестьянских детей Ясной Поляны. Более активную педагогическуюработу он стал вести с 1859 года, продолжая ее с перерывами до конца своейжизни. По возвращении с Крымской войны он открыл в Ясной Поляне школу исодействовал организации в ближайших селениях еще нескольких крестьянских школ.Толстой вступил, как он сам писал об этом позже, в период «трехлетнегострастного увлечения этим делом». Л. Н. Толстой считал, что наступило время(вспомним, что тогда Россия переживала период первой революционной ситуации иподъема общественно-педагогического движения), когда образованные люди страныдолжны активно помогать народным массам, испытывавшим огромную потребность вобразовании, удовлетворить это их законное стремление, не доверяя столь важногодела царской власти.
В1860 году Толстой намеревался учредить просветительное общество. Его задача —открытие школ для крестьян, подбор учителей для них, составление курсапреподавание и помощь учителям в их работе.
Хорошопонимая, что ему вряд ли добиться официального разрешения на такое объединениеобщественных сил на дело создания крестьянских школ, Л. Н. Толстой заключалпризнанием, что он будет «составлять тайное общество». Ему не удалосьосуществить полностью свое намерение, но в его яснополянском доме регулярнособирались учителя его школы и соседних крестьянских школ, составившиеколлектив единомышленников, сдружившийся для претворения в жизнь прогрессивнойпедагогики в школах для крестьянских детей. Положительный их опыт освещался виздаваемом писателем в это время журнале «Ясная Поляна», где печатались егостатьи о народном образовании, сообщения учителей, предварительно обсужденныена их собраниях под руководством Л. П. Толстого.
Примечательно,что секретарем журнала был один из учителей сельской школы Н. Н. Петерсон,бывший воспитанник И. Н. Ульянова, которого отец В. И. Ленина высоко ценил запередовые взгляды и преданность народным интересам. Н. Н. Петерсон был,по-видимому, членом тайной революционной организации «Земля и Воля» и в 1866году привлекался к дознанию в связи с покушением Каракозова на царя, но былосвобожден.
Обидейном направлении деятельности учителей сельских школ Крапивенского уездаТульской губернии, приглашенных на работу Л. Н. Толстым, говорят его статьи понародному образованию, опубликованные в журнале «Ясная Поляна».
Возвратившисьвесной 1861 года из-за границы, Толстой резко критиковал буржуазнуюцивилизацию, которая используется помещиками, фабрикантами и банкирами всвоекорыстных интересах. Толстой подверг острой критике и современную емушколу, в которой учат тому, что не нужно народу, а требуется тем, ктопритесняет и угнетает народные массы.
Яснополянскаяшкола, открытая Толстым в 1859 году, была реорганизована с осени 1861 года. Воснову ее работы легло мнение Л. Н. Толстого о свободном и плодотворномтворчестве детей при помощи преподавателей. Несмотря на кратковременноесуществование, работа школы, которую Л. Н. Толстой систематически освещал всвоем педагогическом журнале «Ясная Поляна», вызвала живой отклик в России и зарубежом и была примером для подражания. Но такое направлениеучебно-воспитательной работы сельских школ, устроенных при содействии Л. Н.Толстого, вызвало яростное сопротивление со стороны местных помещиков. Началисьнападки на школы, посыпались доносы на учителей.
Летом1862 года в отсутствие Толстого жандармами был произведен обыск в Яснополянскойшколе. Это очень оскорбило писателя, а в знак протеста Толстой прекратил своюкрайне интересную педагогическую деятельность.
В1869 году Л. Н. Толстой снова с увлечением занялся педагогикой. В 1872 годубыла издана составленная Толстым «Азбука», в 1875 году вышли в светпереработанная «Новая азбука» и четыре «Книги для чтения». В это же время онсоставил учебник арифметики и много занимался методикой первоначальногообучения и другими вопросами работы народных школ.
Всвоей статье 1874 года «О народном образовании» он резко критиковал земства зато, что они сдерживают активность крестьян, которые стремятся сами создатьсельские школы, предпочитая их тем, которые открывают земства на средствакрестьян, недостаточно учитывая при этом интересы крестьянских масс. И хотя вкритике земской деятельности по народному образованию Толстой слишком сгустилтемные краски, его выступление в защиту права крестьян иметь свой голос прирешении вопроса о воспитании их детей было справедливым.
Онтакже совершенно правильно критикует извращения в деле наглядного преподаванияв земских школах и формализма в начальном обучении в казенных училищах.
Выработавсвое представление о содержании и методике работы народных школ, Л. Н. Толстойв 70-е годы выдвигает свою кандидатуру в состав земства Крапивенского уезда.Будучи избранным, он развертывает здесь разнообразную деятельность по созданиюземских школ и усовершенствованию их работы. Толстой становится руководителемшкол большого уезда.
В70-х годах Толстой снова стал учить детей в Яснополянском доме, разработалпроект крестьянской учительской семинарии, которую шутливо называл«университетом в лаптях». В 1876 году он получил от министерства народногопросвещения разрешение открыть семинарию, но, не встретив поддержки со стороныземства, не смог осуществить этого проекта.
Последнийпериод педагогической деятельности Толстого относится к 90-м и 900-м годам.Толстой в этот период в основу воспитания ставил свою «толстовскую» религию —признание, что человек носит бога «в самом себе», всеобщую любовь к людям,всепрощение, смирение, непротивление злу насилием, резко отрицательноеотношение к обрядовой, церковной религии. Он признает ошибкой свое былоеотделение воспитания от образования и считает, что детей не только можно, но инужно воспитывать (что он отрицал в 60-х годах). В 1907—1908 годах он ведетзанятия с крестьянскими детьми. В эти годы Л. Н. Толстой просил допустить его кучительской деятельности в московской вечерней школе для рабочих подростков, ноне получил на это разрешение министерства народного просвещения.
Взгляды Л. Н. Толстого на народное образование,воспитание и школу в 60—70-е годы.
Всвоих многочисленных статьях этого времени по вопросам народного образования, осодержании и методах учебно-воспитательной работы школы Л. Н. Толстойсформулировал оригинальное учение о воспитании и обучении детей.
Горячийпротестант и страстный обличитель, как назвал его В. И. Ленин, подвергразрушительной критике постановку воспитания и образования в России и вЗападной Европе, современные ему школы, утверждая, что они осуществляют насилиенад детьми, прививают им идеологию господствующих классов.
Своипредставления о том, кто имеет право и должен создавать школы для народа и какв них следует воспитывать и учить детей, Толстой изложил еще в своих первыхстатьях, опубликованных в 1859—1862 годах в журнале «Ясная Поляна». Статьивызвали огромный интерес и оживленную полемику оригинальной постановкойвопросов и особенно предложением о способах их решения.
Л.Н. Толстой отверг широко бытующий тогда предрассудок, будто бы народ по своейтемноте и невежеству не понимает важности образования, и потому его следуетпринуждать учиться в даруемых царской властью и образованным обществом школах.Как и Н. Г. Чернышевский, Толстой считал, что нежелание крестьян отдавать своихдетей в школы объясняется антинародной направленностью политики царизма вобласти народного образования.
Л.Н. Толстой убежденно заявил, что народ, находящийся по воле господствующихклассов в тягчайших условиях, тем не менее стремится к образованию и что такоеего стремление, особенно заметное в 60-е годы, составляет естественную и вечнуюнародную потребность. Доказывая это, Толстой обращался и к своему опыту поорганизации сельских школ в Крапивенском уезде: население уезда быстропреодолело недоверие к новому начинанию и охотно помогало в открытии школ,которые быстро наполнились крестьянскими детьми.
Неможет быть сомнений в том, что народ признает школы своим делом, если они будутотвечать его потребностям и интересам, а сам народ привлечен к организациишкол. Одна из статей Л. Н. Толстого на эти темы имела характерное название «Освободном возникновении и развитии школ в народе». В статье автор доказывал,что отсутствие насилия при организации народного образования и есть тот путь,идя которым «дело народного образования найдет себе в народе не врага, апомощника и… безостановочно поведет общество к вечной цели совершенствования».
Нарядус введением демократических, свободных от насилия над народом способоворганизации народного образования, необходим коренной пересмотр теоретическихоснов педагогики, а также методов воспитания и обучения, применяемых в школах.
Посетивв 1860 году Англию, Бельгию, Германию, Францию и Швейцарию, Толстой приходит квыводу о том, что, как в России, так и в Западной Европе народное образованиене отвечает потребностям и запросам народа, а содержание и методы обучениянаходятся в полном несоответствии со стремлениями и интересами детей. Он писал,что «лучшая берлинская народная школа с портретом Песталоцци» и расположеннаянедалеко от Ясной Поляны русская сельская школа «совершенно одинаковы и равны»:обе они вызывают негодование по поводу деспотизма учителей, которые «согласны вотрицании права свободы человека на том основании, что этому человеку только 10или 12 лет».
Школыи работающие в них учителя враждебно относятся к детским потребностям иинтересам, пользуются насильственными методами, постоянно используют наказания,унижают и третируют детей, превращая учебно-воспитательный процесс внадругательство над детьми.
Наоснове этих рассуждений Толстой сформулировал такое правило: «Критериумпедагогики — свобода», что послужило основанием к обвинению его в подражанииРуссо и пропаганде идей «свободного воспитания».
Согромной болью, полный сострадания к народу и его детям, Л. Н. Толстойпризнается в основных мотивах, заставляющих его заниматься педагогическойдеятельностью.
«Когдая вхожу в школу и вижу эту толпу оборванных, грязных, худых детей с их светлымиглазами и так часто ангельскими выражениями, на меня находит тревога, ужас,вроде того, который испытывал бы при виде тонущих людей… И тонет тут самоедорогое, именно то духовное, которое так очевидно бросается в глаза в детях.
Яхочу образования для народа только для того, чтобы спасти тонущих там Пушкиных,Остроградских, Ломоносовых. И они кишат в каждой школе».
Всесовременные школы, как помещичье-монархической России, так и буржуазной Европы,вместо того чтобы обеспечивать развитие детей, извращают природу ребенка, —бросает Толстой обвинение официальной педагогике. Между тем все нормальные детиобладают всесторонними возможностями нравственного и умственного развития.
Помнению Л. Н. Толстого, дети по своей природе стоят ближе к идеалу совершенства,чем взрослые, сформировавшиеся в условиях несправедливого и далекого от идеалаобщества. Заостряя свою мысль и допуская полемические преувеличения, Толстойписал: «Здоровый ребенок родится на свет, вполне удовлетворяя тем требованиямбезусловной гармонии в отношении правды, красоты и добра, которые мы носим всебе… Родившись, человек представляет собой первообраз гармонии, правды,красоты и добра».
Этислова дали повод к обвинению Л. Н. Толстого в том, что он признает в природеребенка наличие мистических, божественных начал и в создании теории «свободноговоспитания». Признавая в целом ошибочность этих рассуждений Л. Н. Толстого,нельзя вместе с тем не заметить в них верные мысли писателя о том, что детистремятся к общению со взрослыми, что они доверчиво относятся к разумнымпедагогическим воздействиям, что им присущи большие возможности для развития ивоспитания. Очень важно отметить, что настойчивое требование Л. Н. Толстого освободном воспитании было формой его протеста против царской официальнойпедагогики и казенной школы.
Своипредставления о демократических и гуманных принципах организации народногообразования и обучения детей Л. Н. Толстой воплотил в школе, организованной имв 1859 году в Ясной Поляне и реорганизованной в 1861 году.
Толстойбыл тонким психологом, исключительным знатоком детской души. Об этомсвидетельствуют его литературные произведения, вся его педагогическаядеятельность. По словам Н. К. Крупской, «душу ребенка умел видеть Толстой: идушу Анютки из «Власти тьмы», и душу Сережи из «Анны Карениной», и душуКоленьки Иртеньева, и душу яснополянских ребят».
Толстойумел заинтересовать детей, пробуждать и развивать их творчество, помогать имсамостоятельно мыслить и глубоко чувствовать. Он беззаветно увлекалсяпедагогической работой, непрерывно искал и требовал, чтобы каждая школа быласвоего рода педагогической лабораторией. Такой лабораторией, экспериментальнойшколой была в 1861—1862 годах Яснополянская школа.
Яснополянская школа Л. Н. Толстого.
Всвоих первых статьях по вопросам воспитания Л. Н. Толстой резко критиковалсовременную ему педагогику за абстрактность, догматизм, оторванность от жизни.Он признавал школьный опыт и деятельность учителей важнейшим источником педагогики.Яснополянская школа была задумана писателем как своеобразная педагогическаялаборатория по созданию нового содержания и методов воспитания детей,отвечающих прогрессивным педагогическим принципам. Она должна была основыватьсяна уважении личности ребенка, развитии его активности и самостоятельности, всехего способностей.
Вэтой школе занятия строились в форме свободных бесед учителя с учениками.Преподавались чтение, письмо, чистописание, грамматика, закон божий, рассказыиз русской истории, арифметика, элементарные сведения по природоведению игеографии, рисование и пение. Сведения по природоведению, географии и историиТолстой сообщал детям в форме художественных рассказов на уроках русскогоязыка. Как пример такого рассказа Толстой приводит рассказ на тему обОтечественной войне 1812 года в статье «Яснополянская школа». Из описаниявидно, с каким захватывающим интересом дети слушали рассказ и как активно онипереживали его.
Определенногоучебного плана, программы обучения и твердого расписания учебных занятий небыло. Толстой замечает, «как начнем иной раз говорить о чем-нибудь интересном,так увлечемся, что проговорим до вечера». Хотя обязательного ежедневногопосещения школы от детей не требовалось, они посещали ее и настолькозаинтересовывались занятиями, что им приходилось напоминать о том, что пора подомам. Какие бы то ни было взыскания и наказания в Яснополянской школеотсутствовали.
Учащиесяделились на три класса — младший, средний, старший; в них ежегодно учились40—50 человек. По расписанию учебных занятий каждый учитель давал ежедневно 5—6уроков. Учебный день делился на две части, с 12 до 15 часов был обеденныйперерыв, но многие дети не уходили домой, находясь в школе с 9 часов утра до6—7 часов вечера. Домашние задания не практиковались, все выполнялось в школе,в тесном общении с учителями, с помощью более старших и знающих учениковмладшим и слабым.
Небольшойколлектив учителей школы работал очень дружно и согласованно. Учителя велидневники и записи, намечали недельные планы работы, которые обсуждалисьсовместно. В учебные планы вносились изменения в соответствии с мнениямиколлег, интересами и запросами детей.
СамЛ. В. Толстой преподавал в старшем классе математику, историю. Под егоруководством ученики писали много сочинений. Дети особенно любили сочинения насвободную тему; тематика сочинений и лучшие тексты читались и коллективнообсуждались в классе. Толстой вел также беседы по физике, проводил физическиеэксперименты.
Отчетыучителей систематически печатались в журнале «Ясная Поляна». Они содержалиподробные описания хода учебно-воспитательного процесса. Кроме того, с большимлитературным мастерством и педагогической глубиной характеризовались настроениеи поведение детей, подлинные мотивы детских реакций на те или иные методы обучения,на обращение учителей с детьми. В отчетах ярко раскрывались особенностикрестьянских детей, индивидуальные качества отдельных учеников, фиксировалисьособые периоды их развития.
Всеописания школы современниками показывали, что Л. Н.Толстой как организатор иучитель Яснополянской школы действительно сумел создать в своей школепедагогическую лабораторию. В школе царила благожелательная к детям, творческаяатмосфера; учащиеся были открыты и искренни в своих отношениях с учителями,могли развивать свои познавательные интересы, усваивать много знаний,самостоятельно мыслить и работать.
Яснополянскуюшколу посещало много людей, в том числе зарубежных педагогов и писателей, ошколе много писали в России и за границей. О школе Л. Н. Толстого, егопедагогических взглядах и деятельности были изданы работы в Болгарии, Англии,Германии, Франции и США. Как написал один автор, школы западно-европейскихстран много получили от Толстого. «Его… настойчивое требование развивать удетей привычку полагаться на себя..., его вера в то, что ребенку в класснойкомнате надо дать максимум свободы — все эти компоненты его системы оказалисвое влияние на прогрессивное образование последнего времени. А главное егоположение о том, что школа всегда должна быть педагогической лабораторией…было принято в широких кругах как одно из предпосылок дидактики».
Оченьвысоко оценил Яснополянскую школу Л. Н. Толстого выдающийся революционныйдемократ Н. Г. Чернышевский за то, что в ней относились с уважением к учащимся,изучали их интересы, не применяли насилия, не наказывали учеников.Яснополянская школа представляла собой, несомненно, ценный педагогический опыт.Своими достижениями она во многом обязана гениальности и педагогическомумастерству Толстого, его гуманному отношению к детям и учителям.
Общепедагогические и дидактические взгляды Толстого90—900-х годов.
Вопросо содержании обучения в народной школе Л. Н. Толстой решал в разные периодысвоей педагогической деятельности различно и противоречиво. В первом периоде онсчитал достаточным «Марфутку и Тараску выучить хотя немножко тому, что мы самизнаем», имея в виду обычную программу школы того времени — чтение, письмо,арифметика, закон божий.
Затеммерилом, определяющим содержание обучения и объем учебных предметов, Толстойсчитал интерес учащихся. Он насчитывал 12 учебных предметов в школе, но объемих и время, которое отводилось на занятия каждым из них, зависели от желаниядетей (Толстой упоминает, что дети не любили грамматики и географии).
КогдаТолстой рекомендовал открывать небольшие школы грамоты, критерием, определяющимсодержание обучения, объявляется уже не детский интерес, а взглядыпатриархального крестьянства, которые ошибочно принимаются им за потребностивсего крестьянства. Как уже отмечалось. Толстой считал тогда, что народнаяшкола должна давать только знание русской и славянской грамоты, учить счету,закону божьему.
Наконец,в последние годы педагогической деятельности установка, определяющая содержаниеобучения (или по крайней мере главное в этом содержании), опять менялась: самымглавным в обучении Толстой признавал религиозно-нравственное воспитание в духе«очищенного христианства». Школу, в которой учитель «ограничится одним внешним,механическим обучением арифметике, грамматике, орфографии», Толстой называл пустячнымделом.
Ввоззрениях Толстого в этот период было верно его признание, что недопустиморазделять воспитание и образование. В письме 1909 года к Булгакову Толстойписал: «Очень может быть, что в моих статьях о воспитании и образовании,давнишних и последних, окажутся и противоречия и неясности… Во-первых, скажу,что разделение, которое я в педагогических статьях делал между образованием ивоспитанием, искусственно. И образование и воспитание нераздельны. Нельзявоспитывать, не передавая знаний, всякое же знание действует воспитательно».
Выдвинувв противоположность своим прежним взглядам совершенно правильное положение —принцип воспитывающего обучения, Толстой, однако, наполнил его реакционнымсодержанием, требуя, чтобы в основу воспитания и образования было положенорелигиозно-нравственное учение всепрощения, смирения, непротивления злунасилием и т. п.
Толстойвысказал много ценных мыслей о методике обучения. При выборе методов онсоветовал исходить из отношения учеников к тому или другому методу. «Только тотспособ преподавания верен, которым довольны ученики», — писал Толстой. Онуказывал, что не следует придерживаться какого-либо одного метода, так как неттакого метода, который бы обладал универсальными свойствами. Надо применятьразнообразные методы и находить новые. Школа должна быть педагогическойлабораторией, учитель в своей учебно-воспитательной работе должен проявлятьсамостоятельное творчество.
Средиразличных методов обучения Л. Н. Толстой особое место отводил живому словуучителя (рассказ, беседа) и сам владел этим методом в совершенстве, умеяглубоко заинтересовать детей и вызвать у них глубокие переживания.
Придаваябольшое значение развитию творчества детей, Толстой рекомендовал даватьучащимся самостоятельную работу, например сочинения на различные темы. В полнойпедагогической поэзии статье «Кому у кого учиться писать: крестьянским ребятаму нас или нам у крестьянских ребят?» Толстой художественно описал процесснаписания учениками коллективного классного сочинения.
Надовести преподавание так, чтобы все учащиеся успевали, говорил Толстой. Вметодическом приложении к «Азбуке» он перечисляет условия, при соблюдениикоторых будет достигнуто успешное обучение: если ученику не говорят о том, чегоон не может знать и понять, а также о том, что он хорошо уже знает; если там,где учится ребенок, нет непривычных предметов и лиц; если ученик не стыдитсяучителя и товарищей, а между ними существуют простые, естественные отношения;если ученик не боится наказаний за непонимание, если ум ученика непереутомляется и каждый урок посилен ученику. «Если, — писал Л. Н. Толстой, —урок будет слишком труден, ученик потеряет надежду исполнить заданное, займетсядругим и не будет делать никаких усилий; если урок слишком легок, будет то жесамое. Нужно стараться, чтобы все внимание ученика могло быть поглощенозаданным уроком. Для этого давайте ученику такую работу, чтобы каждый урокчувствовался ему шагом вперед в учении».
Ученикидолжны усваивать знания сознательно; правила, определения должны сообщаться ученикамкак выводы из достаточно усвоенного ими фактического материала.
Придаваябольшое значение жизненности преподавания, приучая учащихся к наблюдательности,Толстой широко практиковал в Яснополянской школе экскурсии и опыты, пользовалсятаблицами и картинами (хотя предпочитал показывать детям подлинные явления ипредметы в их естественном, натуральном виде), отдавая должное принципунаглядности. Вместе с тем он справедливо едко высмеивал те извращения принципанаглядности, которые рекомендовались немецкими методистами в виде такназываемых «предметных уроков».
Толстойотносился критически к звуковому методу обучения грамоте, который рекомендоваливсе лучшие русские педагоги 60—90-х годов (Ушинский, Корф, Бунаков и др.). Онотмечал, что согласная буква без гласной не может быть произнесена. Попредложению Толстого Московским комитетом грамотности была даже организованаэкспериментальная проверка результатов обучения грамоте звуковым методом иметодом Толстого в двух школах с одинаковым возрастным составом учащихся.Обучение продолжалось семь недель, после чего была назначена экспертиза, недавшая, однако, определенного результата: степень грамотности в обоих классахоказалась примерно одинаковой.
«Азбука» Л. Н. Толстого и книги для чтения.
Всвоих дидактических высказываниях Толстой дает много указаний, какими должныбыть книги для первоначального обучения. Помещаемый в них материал должен бытьзанимательным для детей, доступным их пониманию; написаны книги должны бытьпросто, немногословно. В книгах для начальной школы надо давать материал изжизни родины, легко запоминающийся и производящий на детей сильное впечатление.
Всоответствии со своими дидактическими взглядами и требованиями к учебной книгеТолстой составил «Азбуку», изданную в 1872 году. Затем она была дваждыпереработана и в окончательной редакции переиздана в 1875 году под заглавием«Новая азбука». Им были составлены также четыре «Русские книги для чтения». Как«Азбука», так и книги для чтения выдержали каждая свыше 30 изданий, разошлись вмиллионах экземпляров и были наряду с «Родным словом» Ушинского самымираспространенными учебными книгами в земских начальных школах.
Характернымичертами составленных Толстым книг для чтения были высокая художественность,выразительность, сжатость и простота, полная доступность детскому пониманию,занимательность, превосходный русский язык. Весь материал составлен из русскойжизни, большей частью из жизни деревни. Сведения по природоведению, географии,истории даны в форме художественных рассказов. Много рассказов на нравственныетемы, занимающих три-четыре строки.
Педагогическаяпечать по справедливости высоко оценила эти учебные книги сразу же после ихвыхода в свет. Так, известный соратник Ушинского, крупный педагог Д. Д. Семеновписал, что эти книги — «верх совершенства как в психологическом, так и вхудожественном отношении. Какая картинность в изображении, и притом картинностьчисто русская, народная, наша собственная!».
Следует,однако, отметить и серьезный недостаток этих книг: некоторые рассказы проникнутырелигиозными взглядами Толстого. Рассказы, написанные Толстым для учебных книг,богаты и разнообразны по содержанию; они явились ценным вкладом в литературудля детей. Многие из этих рассказов помещены в советских книгах для чтения вначальной школе и выпускаются в наше время отдельными изданиями.
Вразностороннем педагогическом творчестве Толстого было много положительныхсторон, обогативших русскую педагогическую мысль и дореволюционную школуРоссии, было много ценного и оригинального. К этим положительным чертам егопедагогического учения относятся глубокая любовь к детям, уважение к личностиребенка, умение пробуждать и развивать творчество детей, тонкий психологическийанализ особенностей каждого отдельного учащегося.
Важноотметить постоянные педагогические искания Толстого, беззаветное увлечениепедагогической деятельностью, пламенный призыв к творчеству, его большоепедагогическое мастерство как учителя и составителя учебных книг.
Л.Н. Толстой вошел в историю русской педагогики как крупнейший оригинальныйпедагог-мыслитель и новатор. По словам Н. К. Крупской, «для всякого педагога,каких бы взглядов он ни держался, педагогические статьи Толстого являютсянеисчерпаемой сокровищницей мысли и духовного наслаждения».
Н.К. Крупская считала особенно ценными мысли Л. Н. Толстого о том, что трудящиесядолжны принимать участие в организации народного образования; она подчеркивала,что педагогика была для Толстого не застывшей доктриной, а живым, сложным,развивающимся делом, что он горячо любил детей и учил учителей правильномупониманию своих задач, указывая, что их занятия только тогда будут успешными,когда детям будут предоставлены необходимые возможности чувствовать себя сучителями свободно и непринужденно, активно приобретать знания.
«Егогромадная заслуга в том, — писала Н. К. Крупская, — что он каждый самый,казалось бы, чисто педагогический вопрос… ставил резко, во всей его широте. Невне времени и пространства, а в тесной связи с окружающей действительностью.Допустим, что Толстой неправильно решал тот или иной вопрос, но он ставил егоне как узкий специалист, а как «гражданин земли родной», мучительно искалответа на него и заставлял искать и читателя».
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.biografia.ru/