Реферат по предмету "Психология"


Психология способностей

СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1.Психологические теории способностей
2. Понятие способностейв психологии
3. Виды способностей
Заключение
Список литературы

ВВЕДЕНИЕ
 
Термин психология способностей применяется к большомучислу теорий, которые подразделяют разум на множество отдельных сил или способностей.Эта идея очень стара и привлекательна, к тому же она прекрасно согласуется собывательским пониманием психологии. Когда мы говорим про кого-то, что «у негохорошая память», мы имеем в виду способность человека к запоминанию. Это легкийи прямой способ объяснения поведения личности. Проблемаспособностей является одной из наиболее сложных и наименее разработанных впсихологии. Рассматривая её, прежде всего следует учесть, что реальнымпредметом психологического исследования является деятельность и поведениечеловека. Человеческие способности — это величайший из даров природы. Этимдаром награждён каждый человек. Но разница состоит в том, что свои дары природапоровну не делит и кого-то награждает больше, а кого-то меньше.Способностиобразуются в ходе жизни людей, изменяются с изменением объективных условий, аследовательно воспитуемы и преобразуемы. Способности человека, разные их типы истепени относятся к важнейшим проблемам психологии. Однако, научная разработкавопроса о способностях ещё крайне недостаточна.

1. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ СПОСОБНОСТЕЙ
 
История научно-психологического изученияспособностей отсчитывается от XIXвека с момента начала исследований английского психолога Френсиса Гальтона (GaltonFrancis), который предпринялоригинальную попытку анализа биографий и родословных выдающихся людей. В ходесвоей работы он пришел к выводу о наследовании способностей, определяющихвысокий уровень достижений человека. Предмет исследования был настолькоинтересен для Ф. Гальтона, что он более чем три десятилетия настойчиво собиралданные о физических и мыслительных различиях между индивидами. Для этой цели онорганизовал в Лондоне антропометрическую лабораторию, где с помощьюанкетирования, эксперимента и статистики проводил свои изыскания.
Эстафета изучения способностейвпоследствии была подхвачена другими психологами. В частности, ЧарльзомЭдвардом Спирменом (SpearmanChales Edward),который был в XX столетии одним изсамых влиятельных английских психологов. Он стал одним из первых ученых,осуществивших эмпирическое исследование структуры способностей. Ему принадлежитразработка «двухфакторной теории интеллекта», согласно которой в основе любойинтеллектуальной способности лежит общая интеллектуальная функция (g)и конкретная функция (s),требующаяся для выполнения данного задания. Ч. Спирмен, тяготея к прикладнымисследованиям, сконструировал ряд тестов, по которым можно было оцениватьумственные способности детей, и разработал технику факторного анализа,позволяющего выявлять и описывать структуру интеллектуальных способностей.
Модель структуры способностей,предложенная Ч. Спирменом, еще при его жизни стала предметом критическогоосмысления. Многие психологи считали, что человеческий интеллект невозможнообъяснить столь просто, как это предлагал делать Ч. Спирмен. У такой точкизрения нашлись свои защитники и адепты. Одним из них был Луис Леон Терстоун (ThurstoneLouis Leon),отстаивавший многофакторную модель интеллекта. Он составил перечень первичныхумственных способностей и предложил ряд различных вариантов тестов для ихизмерения. Проведя широкий комплекс психометрических исследований, Л. Терстоунобнаружил не один общий, как у Ч. Спирмена, фактор интеллекта, аидентифицировал двенадцать совершенно независимых факторов способностей.Открытие Л. Терстоуна вызвало живую дискуссию среди ученых и послужилокатализатором для проведения дальнейших исследований человеческих способностей.
Следующий крупный шаг в раскрытиифеномена способностей суждено было сделать Джою П. Гилфорду (GuilfordJoy P.).Д. Гилфорд отказался от факторного анализа как средства изучения структурыспособностей и сконструировал модель, согласно которой каждая способность имееттри главных качества: «содержание», «операции», «продукты». «Содержание» каккачество способности определяется типом предъявляемого материала: графическое, символическое,семантическое, поведенческое. «Операции» характеризуют наиболее общиемыслительные действия, которые используются при решении задач. «Продукты», поД. Гилфорду, характеризуют результаты решения проблемы. Модель Д. Гилфорда, привсей своей искусственности и тяжеловесности, стала ценным эвристическиминструментом для составления психологической карты интеллектуальныхспособностей человека[1].
На процесс исследования способностей,сложный и противоречивый, существенным образом повлияли разработки Роберта Д.Стернберга (SternbergRobert J.),приходящиеся на вторую половину XXстолетия. Его теория способностей носит название «триархической». Согласно этойтеории интеллект выступает в качестве психического самоуправления собраниеммеханизмов, структур содержаний, которые позволяют индивидууму осуществлятьвзаимодействие с самим собой, окружающими и внешней средой.
Исследования феномена способностей вотечественной психологии осуществлялись преимущественно на фундаментедеятельностной теории. Значительный вклад в разработку общей теорииспособностей внес отечественный ученый Борис Михайлович Теплое. Он был убежден,что способности не могут существовать иначе, как в постоянном процессеразвития, а та способность, которая не используется человеком в практическойдеятельности, со временем утрачивается. Рассуждая о природе способностей, Б.М.Теплов неизменно подчеркивал, что успешность выполнения конкретной деятельностизависит не от одной, а от сочетания различных способностей. В основеспособностей лежат задатки, при отсутствии которых невозможно развитиеспособностей. Важным открытием Б.М. Теплова стали его Доказательства того, чтодефицит одних способностей может быть восполнен за счет развития других. Эффекткомпенсации (одних способностей другими, установленный и описанныйотечественным ученым, самым существенным образом повлиял на разработки вобласти педагогической психологии, психологии труда, педагогики.
К исследованию способностей, каждый всвое время, обращались Л.С. Выготский, Б.Г. Ананьев, С.Л. Рубинштейн, В.Д.Шадриков, В.Н. Дружинин, М.А. Холодная и многие другие известные отечественныепсихологи. Благодаря их исследовательским усилиям в отечественной психологиисложился ряд устойчивых классификаций способностей человека. В этихклассификациях в качестве основных представлены природные (естественные),биологически обусловленные способности и специфические способности, имеющиеисторическое и культурное происхождение.
Потенциал современной психометрии,ориентированной на исследование человеческих способностей, весьма разнообразен.Психодиагностический инструментарий разработан с учетом богатого фактическогоматериала и позволяет содержательно интерпретировать разные аспектыспособностей. Для психометрического изучения способностей применяютсяразнообразные приемы: наблюдение, естественный и лабораторный эксперимент,анализ продуктов деятельности, экспертная оценка специалистов[2].
 
2.ПОНЯТИЕ СПОСОБНОСТЕЙ В ПСИХОЛОГИИ
 
Способностичеловека не даны непосредственно в его самонаблюдениях или переживаниях. Мылишь опосредствованно заключаем о них, соотнося уровень овладения деятельностьюодним человеком с уровнем ее овладения другими людьми. При этом оказываетсянеобходимым условием выявления способностей анализ условий жизни человека, егообучения и воспитания, а также его жизненного опыта в овладении даннойдеятельностью. В связи с этим особо важное значение приобретает проблемасоотношения в способностях врожденного и приобретенного, наследственнозакрепленного и сформированного в процессе индивидуального развития.
Способностичеловека, разные их типы и степени, относятся к важнейшим и сложнейшимпроблемам психологии. Однако, научная разработка вопроса о способностях ещёкрайне недостаточна. Поэтому в психологии не существует единого определенияспособностей.
ПоБ.М. Теплову, способности — это индивидуально-психологические особенности,отличающие одного человека от другого.
С.Л.Рубинштейн понимает под способностями пригодность к определённой деятельности.
Психологическийсловарь определяет способность как качество, возможность, умение, опыт,мастерство, талант. Способности позволяют совершать определённые действия взаданное время.Способность — это готовность индивида к выполнениюкакого-либо действия; годность — имеющийся потенциал для выполнения какой-либодеятельности или возможность достичь определённого уровня развития способности.
Когдаговорят о способностях человека, то имеют в виду его возможности в той или инойдеятельности. Эти возможности приводят как к значительным успехам в овладениидеятельностью, так и к высоким показателям труда. При прочих равных условиях(уровень подготовленности, знания, навыки, умения, затраченное время,умственные и физические усилия) способный человек получает максимальныерезультаты по сравнению с менее способными людьми.
Высокиедостижения способного человека являются результатом соответствия комплекса егонервно-психических свойств требованиям деятельности.
Всякаядеятельность сложна и многогранна. Она предъявляет различные требования кпсихическим и физическим силам человека. Если наличная система свойств личностиотвечает этим требованиям, то человек способен успешно и на высоком уровнеосуществлять деятельность. Если такого соответствия нет, то у индивидаобнаруживается неспособность к данному виду деятельности. Вот почемуспособность нельзя свести к одному какому-либо свойству (хорошее цветоразличение,чувство пропорции, музыкальный слух и т. п.). Она всегда синтез свойствчеловеческой личности.
Такимобразом, способность можно определить как синтез свойств человеческой личности,отвечающий требованиям деятельности и обеспечивающий высокие достижения в ней[3].
Наблюдаяшкольников, учитель не без основания считает, что одни более способны к учению,другие менее способны. Бывает так, что ученик способен к математике, но плоховыражает свои мысли в устной и письменной речи или проявляет способности кязыкам, к литературе, вообще к гуманитарным наукам, но ему трудно даютсяматематика, физика, изучение техники.
Способностяминазываются такие психические качества, благодаря которым человек сравнительнолегко приобретает знания, умения и навыки и успешно занимается какой-либодеятельностью. Способности не сводятся к знаниям, умениям и навыкам, хотяпроявляются и развиваются на их основе. Поэтому надо быть очень осторожными итактичными в определении способностей учащихся, чтобы не принять слабое знаниеребенка за отсутствие у него способностей. Подобные ошибки иногда совершалисьдаже в отношении будущих крупных ученых, которые по каким-то причинам плохоучились в школе. По этой же причине неправомерны выводы о способностях толькона основании некоторых свойств, которые доказывают не низкие способности, анедостаток знаний[4].
Способности— это возможность, а необходимый уровень мастерства в том или ином деле — это действительность.Выявившиеся у ребенка музыкальные способности ни в коей мере не являютсягарантией того, что ребенок будет музыкантом. Для того чтобы это произошло,необходимо специальное обучение, настойчивость, проявленная педагогом иребенком, хорошее состояние здоровья, наличие музыкального инструмента, нот имногих других условий, без которых способности могут заглохнуть, так и неразвившись.
Психология,отрицая тождество способностей и существенно важных компонентов деятельности —знаний, навыков и умений, подчеркивает их единство.
Способностиобнаруживаются только в деятельности, и притом только в такой деятельности,которая не может осуществляться без наличия этих способностей.
Нельзяговорить о способностях человека к рисунку, если его не пытались обучатьрисовать, если он не приобрел никаких навыков, необходимых для изобразительнойдеятельности. Только в процессе специального обучения рисунку и живописи можетвыясниться, есть ли у обучающегося способности. Это обнаружится в том,насколько быстро и легко он усваивает приемы работы, цветовые отношения, учитсявидеть прекрасное в окружающем мире.
Способностиобнаруживаются не в знаниях, умениях и навыках, как таковых, а в динамике ихприобретения, т.е. в том, насколько при прочих равных условиях быстро, глубоко,легко и прочно осуществляется процесс овладения знаниями и умениями,существенно важными для данной деятельности. И именно здесь обнаруживаются теразличия, которые дают нам право говорить о способностях.
Такимобразом, способности — это индивидуально-психологические особенности личности, являющиесяусловиями успешного осуществления данной деятельности и обнаруживающие различияв динамике овладения необходимыми для нее знаниями, умениями и навыками. Еслиопределенная совокупность качеств личности отвечает требованиям деятельности,которой овладевает человек на протяжении времени, педагогически обоснованноотведенною на её освоение, то это даёт основание заключать о наличии у негоспособностей к данной деятельности. И если другой человек при прочих равныхусловиях не справляется с требованиями, которые предъявляет ему деятельность,то это дает основание предполагать у него отсутствие соответствующихпсихологических качеств, другими словами, отсутствие способностей[5].
3.ВИДЫ СПОСОБНОСТЕЙ
 
Существуеточень много способностей. В науке известны попытки их классификации. Вбольшинстве этих классификаций различают в первую очередь природные, илиестественные, способности (в основе своей биологически обусловленные) испецифически человеческие способности, имеющие общественно-историческоепроисхождение.
Подприродными способностями понимают те, которые являются общими длячеловека и животных, особенно высших. Например, такими элементарнымиспособностями являются восприятие, память, способность к элементарнойкоммуникации. Мышление с определенной точки зрения также можно рассматриватькак способность, которая характерна не только для человека, но и для высшихживотных. Данные способности непосредственно связаны с врожденными задатками.Однако задатки человека и задатки животного — это не одно и то же. У человекана базе этих задатков формируются способности. Это происходит при наличииэлементарного жизненного опыта, через механизмы научения и т. и. В процессе развитиячеловека данные биологические способности способствуют формированию целого рядадругих, специфически человеческих способностей.
Этиспецифически человеческие способности принято разделять на общие и специальныевысшие интеллектуальные способности. В свою очередь, они могутподразделяться на теоретические и практические, учебные и творческие,предметные и межличностные и др[6].
Кобщим способностям принято относить те, которые определяют успехичеловека в самых различных видах деятельности. Например, в данную категориювходят мыслительные способности, тонкость и точность ручных движений, память,речь и ряд других. Таким образом, под общими способностями понимаютспособности, свойственные для большинства людей. Под специальнымиспособностями подразумеваются те, которые определяют успехи человека вспецифических видах деятельности, для осуществления которых необходимы задаткиособого рода и их развитие. К таким способностям можно отнести музыкальные,математические, лингвистические, технические, литературные,художественно-творческие, спортивные и др. Следует отметить, что наличие учеловека общих способностей не исключает развития специальных способностей, инаоборот.
Большинствоисследователей проблемы способностей сходятся на том, что общие и специальныеспособности не конфликтуют, а сосуществуют, взаимно дополняя и обогащая другдруга. Более того, в отдельных случаях высокий уровень развития общихспособностей может выступать в качестве специальных способностей по отношению копределенным видам деятельности. Подобное взаимодействие некоторыми авторамиобъясняется тем, что общие способности, по их мнению, являются базой дляразвития специальных.
Кчислу общих способностей человека мы с полным основанием должны отнести способности,проявляющиеся в общении, взаимодействии с людьми. Эти способности являютсясоциально обусловленными. Они формируются у человека в процессе его жизни вобществе. Без данной группы способностей человеку очень трудно житьсредисебе подобных. Так, без владения речью как средством общения, без уменияадаптироваться в обществе людей, т. е. правильно воспринимать и оцениватьпоступки людей, взаимодействовать с ними и налаживать хорошие взаимоотношения вразличных социальных ситуациях, нормальная жизнь и психическое развитиечеловека были бы просто невозможными. Отсутствие у человека такого родаспособностей явилось бы непреодолимой преградой на пути превращения его избиологического существа в социальное.
Помиморазделения способностей на общие и специальные принято разделять способности натеоретические и практические. Теоретические и практическиеспособности отличаются друг от друга тем, что первые предопределяют склонностьчеловека к абстрактно-теоретическим размышлениям, а вторые — к конкретнымпрактическим действиям. В отличие от общих и специальных способностейтеоретические и практические чаще всего не сочетаются друг с другом.Большинство людей обладает или одним, или другим типом способностей. Вместе онивстречаются крайне редко, в основном у одаренных, разносторонне развитых людей.
Существуеттакже деление на учебные и творческие способности. Они отличаютсядруг от друга тем, что первые определяют успешность обучения, усвоениячеловеком знаний, умений и навыков, в то время как вторые определяютвозможность открытий и изобретений, создания новых предметов материальной идуховной культуры и др.
Следуетотметить, что способности не только совместно определяют успешность деятельности,но и взаимодействуют друг с другом, оказывая влияние друг на друга. Взависимости от наличия и степени развития способностей, входящих в комплексспособностей конкретного человека, каждая из них приобретает иной характер.Такое взаимное влияние оказывается особенно сильным, когда речь идет о взаимозависимыхспособностях, совместно определяющих успешность деятельности. Поэтомуопределенное сочетание различных высокоразвитых способностей определяет уровеньразвития способностей у конкретного человека[7].
Впсихологии чаще всего встречается следующая классификация уровней развитияспособностей: способность, одаренность, талант, гениальность.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
 Проблема способностей является одной из наиболее сложных инаименее разработанных в психологии. Рассматривая её, прежде всего следуетучесть, что реальным предметом психологического исследования являетсядеятельность и поведение человека. Нет сомнений, что источником понятия оспособностях является бесспорный факт различия людей по количеству и качествупродуктивности их деятельности. Многообразие видов деятельности человека иколичественно-качественная разница продуктивности позволяет различать виды истепени способностей. О человеке, делающем что-либо хорошо и быстро, говоряткак о способном к этому делу. Суждение о способностях имеет всегдасравнительный характер, то есть основывается на сопоставлении продуктивности,умении одного человека с умением других. Критерием способности является уровень(результат) деятельности, которого одним удаётся достигнуть, а другим нет.
 Способностине могут существовать иначе как в постоянном процессе развития. Способность,которая не развивается, которой на практике человек перестает пользоваться, современем утрачивается. Только благодаря постоянным упражнениям, связанным ссистематическими занятиями такими сложными видами человеческой деятельности,как музыка, техническое и художественное творчество, математика, спорт и т. п.,мы поддерживаем и развиваем у себя соответствующие способности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
 
1. Гамезо М. В.,Герасимова В. С., Машурцева Д. А., Орлова Л. М. Общая психология:Учебно-методическое пособие. – М.: Ось-89, 2007.
2. Гоноболин Ф.Н.Психология — М: Просвещение, 1998.
3. Дружинина В. Н.Психодиагностика общих способностей. – М.: Академия, 1996.
4. Лукацкий М. А.Остренкова М. Е. Психология: Учебник. – М.: Эксмо, 2007.
5. Маклаков А. Г.Общаяпсихология. — СПб.: Питер, 2001.
6. Общая психология/Под редакцией В.В. Богословского, А.Г. Ковалева, А.А. Степанова — М: Просвещение,2001.
7. Общая психология/под редакцией Петровского А.В. — М: Просвещение, 2003.
8. Общая психология:Учебник/ Под общ. Ред. А. В. Карпова. – М.: Гардарики, 2002.
9. Рубинштейн С. Л.Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2006.
10. Теплов Б. М. Избранныетруды: в 2-х т. Т. 1. — М.: Педагогика, 1985.
11. Шадриков В. Д.Способности человека. – М.; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.