Реферат по предмету "Психология, педагогика"


Оценка готовности детей дошкольного возраста к обучению в школе

А.Д.Тяпкина
Подготовкадетей к школе — задача комплексная, многогранная, охватывающая все сферы жизниребенка.
Ребенокк школе должен быть зрелым не только в физиологическом и социальном отношении,но и достичь определенного уровня умственного и эмоционально-волевого развития.
Итак,чтобы ребенок мог успешно учиться в школе и выполнять свои обязанности, он кмоменту поступления в школу должен достичь определенного уровня физического ипсихического развития, так называемой школьной зрелости.
Выделяютдве группы критериев готовности детей к обучению в школе: медицинские ипсихолого-педагогические.
Медицинскиекритерии:
1.Уровень физического развития.
2.Уровень биологического развития.
3.Состояние здоровья.
Психолого-педагогическиекритерии:
1.Степень психосоциальной зрелости.
2.Уровень умственной работоспособности.
3.Выполнение монометрического теста.
4.Чистота звукопроизношения.
5.Уровень школьной зрелости и уровень интеллекта по тестам Керна-Ирасека иВекслера.
6.Уровень восприятия, памяти, мышления.
Всвязи с неравномерностью процесса роста и развития не все дети (6-летние и7-летние) готовы к обучению в школе. Некоторые из них в силу индивидуальныхпсихофизиологических особенностей трудно адаптируются к новым условиям, лишьчастично справляются (а иногда и не справляются вовсе) с режимом работы иучебной программой. Поэтому важно заранее определить степень готовности ребенкак школе и помочь ему в преодолении трудностей на начальном этапе обучения.
Именнопоэтому целью нашего исследования было определение готовности детей к обучениюв школе старшей и подготовительной групп детского сада № 19 г. Ярославля.
Преждевсего была сделана оценка физического развития детей. Заметим, что физическоеразвитие означает совокупность морфологических и функциональных свойстворганизма, характеризующих процесс его роста и созревания. Физическое развитие организмаподчиняется биологическим законам и отражает общие закономерности роста иразвития.
Приопределении физического развития ребенка, как правило, берут наиболеестабильные показатели состояния организма, которые можно зафиксировать снаибольшей точностью простыми методами. Так, длина тела служит суммарнымпоказателем пластических процессов, происходящих в организме. Менее стабильныйпоказатель — масса тела, но она отражает развитие костно-мышечного аппарата,внутренних органов, жировой клетчатки. Окружность грудной клетки характеризуетразвитие грудных и спинных мышц, функциональное состояние грудной полости.Наряду с определением признаков физического развития целесообразно исследоватьнекоторые функциональные показатели: частоту сердечных сокращений, артериальноедавление, жизненную емкость легких, мышечную силу рук. Установлено, чтофизическое развитие в значительной степени определяет работоспособность детей,в том числе и умственную работоспособность (Антропова М.В., 1979).
Итак,для определения уровня физического развития были взяты следующие показатели:рост (см), вес тела (кг) и окружность грудной клетки (см). Полученные данныесравнивались с таблицами биологического развития, где имеются средниепоказатели по данному возрасту, степени гармоничности развития.
Былообследовано 37 детей подготовительной группы и 40 детей старшей группы детскогосада. В итоге была сделана общая оценка по соотношению роста и массы тела.Результаты оказались следующими: (см. ниже таблицы).
Встаршей группе имеют рост, соответствующий среднему (то есть стандартной норме)58, 3% мальчиков и 57, 6% девочек, то есть чуть больше половины детей. Правда,у девочек этот процент возрастает за счет опережающих темпов роста, то есть посравнению со стандартными нормами рост выше у 10, 5% девочек. Примерно такая жекартина наблюдается и по данным массы тела: половина обследуемых мальчиковсоответствует норме, а процент девочек оказался даже выше, но у 7, 1% девочекзафиксирована избыточная масса тела, что может в дальнейшем повлиять насостояние их здоровья.
Вподготовительной группе процент средних величин показателей роста и массы телавыше, чем в старшей группе. Кроме того, наблюдается увеличение темпов роста умальчиков и увеличение процента выше среднего по массе тела у мальчиков и удевочек.
Аналогичныеданные получены и по окружности грудной клетки.
Такимобразом, можно сделать вывод, что уровень физического развития у детейподготовительной группы выше, чем у детей старшей группы.
Следуетотметить, что на физическое развитие оказывает влияние прежде всего правильноорганизованное физическое воспитание. При сниженной двигательной активностимышечный аппарат, сердечно-сосудистая и дыхательная системы работают бездостаточной нагрузки и, не получая систематической тренировки, даже нанезначительные физические усилия отвечают ценой перенапряжения, что можетпривести к стойким расстройствам их функции. Кроме того, сниженный двигательныйрежим способствует отклонениям в физическом развитии в сторону избыточной массытела.
Дляоценки двигательного режима обычно определяют общую продолжительностьдвигательной активности за период бодрствования. В соответствии срекомендациями она должна составлять не менее 50% времени бодрствования, междутем изучение режима дня в наблюдаемых группах показало, что на долюдвигательной активности приходится от 36% до 40%, что ниже рекомендуемойвеличины.
Такимобразом видно, что не удовлетворяется полностью естественная потребность детейв движении, что отнюдь не способствует укреплению здоровья, развитию движений исовершенствованию двигательных качеств.
Правда,в подготовительных группах потребность детей в движении удовлетворялась лучшеза счет более частых включений в прогулку подвижных игр. Кроме того,физкультурные занятия в этих группах занимали большее количество времени врежиме дня и носили более разнообразный характер, а в летне-осенний периоддополнительно проводились физкультурные занятия на открытом
воздухе.
Какизвестно, показатели состояния здоровья детей и их физического развития тесновзаимосвязаны. Педиатрические плановые осмотры в детских садах проводятсякаждые 3 месяца. Тщательное наблюдение за состоянием здоровья ребенканеобходимо для того, чтобы выявить малейшие отклонения в состоянии здоровья насамых ранних стадиях, своевременно оказать ребенку необходимую помощь иполностью оздоровить к моменту перехода в школу. На основании комплексапризнаков (наличие или отсутствие хронического заболевания, уровеньфункционального состояния основных систем организма, частота заболеваний,уровень физического и нервно-психического развития) определяет группу здоровья.
К1 группе относятся здоровые дети с хорошими функциональными показателями,нормальным физическим развитием. Вторую группу составляют тоже здоровые дети,но имеющие более низкие показатели мышечной силы, жизненной емкости легких, снебольшими отклонениями со стороны зрения, речи, осанки и часто болеющие. К 3-4группам относят детей, которые имеют какие-либо хронические заболевания.
Анализсостояния здоровья исследуемых детей был проведен по медицинским картам и далследующие результаты. В старшей группе примерно 75% детей могут быть отнесены кпервой группе здоровья и около 25% детей — ко второй группе. Среди детейподготовительной группы 80% детей относятся к первой группе здоровья, но здесьесть три ребенка с хроническими заболеваниями: 2 — пиелонефрит, 1 —сердечно-сосудистое.
Уобследуемых детей выявлены следующие заболевания: пониженная острота зрения,нарушения осанки, аллергические проявления различного характера, ОРЗ и ОРВИ.Велика вероятность того, что эти дети будут в последующем отставать и впсихическом развитии, что отразится на их способности к обучению в школе. Да ив целом для них процесс адаптации к требованиям систематического обучения можетбыть существенно затруднен (Бородич А.М., 1981).
Однимиз критериев готовности ребенка к школе является также характерречепроизношения, отражающего функцию сложного речедвигательного аппарата.Становление речи связано также с функцией слухового анализатора. Наличие дефектовпроизношения затрудняет обучение и расценивается как неготовность к школе. Приобследовании дефекты речепроизношения обнаружены у 10 детей старшей группы и у3 детей подготовительной. Всем им рекомендовано обратиться к логопеду.
Удетей, имеющих отклонения в работе зрительного анализатора, могут бытьзатруднения в овладении чтением, рисованием, письмом. Именно в возрасте 5-7 летзаканчивается формирование совместного зрения двумя глазами, обеспечивающеепространственное восприятие предметов. Уровень зрительного восприятия детейопределяет скорость запоминания и адекватное воспроизведение считываемого сдоски и учебника текста, уровень зрительного самоконтроля. А уровень слуховоговосприятия определяет понимание ребенком на слух читаемого и диктуемого текста.Комплексное восприятие показывает уровень мыслительной деятельности школьников,уровень их интеллекта. И если к моменту обучения у ребенка достаточно хорошоразвиты зрительный и слуховой анализаторы, то и сам процесс обучения будетпроходить гораздо эффективнее.
Овладениенавыками письма для младших школьников представляет немало трудностей.Графические движения осуществляются мелкими мышцами кисти руки, которые кначалу школьного обучения бывают недостаточно развитыми и окрепшими. Крометого, кисти руки ребенка присущи от рождения хватательные движения, и поэтомудля начертания букв нужно прежде всего “переучить” кисть, вернее, научитьправильно держать карандаш и передвигать кисть по тетради. Для дошкольниковтакая работа трудна и утомительна. Созреванию мышечно-связочного аппаратакисти, совершенствованию движений способствуют занятия по ИЗО, трудовыеоперации, особенно работа с тканью, деревом, игры-мозаики, конструкторы.
Чтобыопределить, в какой мере ребенок овладел навыками быстрых и точных движенийкисти руки, используется тест “Вырезание круга”. На карточке изображен толстойлинией круг диаметром 30 мм, разделенный на 8 секторов. Вокруг него имеются 3больших и 3 маленьких по диаметру круга, изображенные тонкой линией нарасстоянии 1 мм друг от друга. Вырезается основной круг. Работа должна бытьвыполнена за 1 минуту. При этом должно быть вырезано не менее 6\8 круга иотклонений не более 2-х раз.
Тестсчитается невыполненным, если для выполнения потребовалось более 1 минуты и прибольшом количестве ошибок.
Результатыоказались следующими: в старшей группе тест выполнен правильно 55% детей, а вподготовительной — 78%.
Важнымдополнением к сведениям о “школьной зрелости” являются представления обумственной работоспособности детей и ее динамике в процессе обучения,характеризующие функциональные состояния центральной нервной системы (ГореликН. Д., 1984).
Приизучении умственной работоспособности у дошкольников рекомендуется пользоватьсяфигурными таблицами.
Оценкавыполненного задания проводится по объему (количеству просмотренных фигур заопределенный промежуток времени) и качеству работы (количеству допущенныхошибок в пересчете на 100 просмотренных знаков).
Анализрезультатов показал, что степень умственной работоспособности в подготовительнойгруппе выше, чем в старшей. Кроме того, отмечается, что объем работы больше икачество работы лучше у девочек (по сравнению с мальчиками). Прослеживается иеще одна закономерность: умственная работоспособность в конце занятия немноговыше, чем в начале его. Это говорит о том, что занятия построены правильно сточки зрения методики и с учетом возраста детей.
Дляопределения готовности ребенка к обучению в школе широкое распространениеполучил ориентировочный тест школьной зрелости Керна-Ирасека, который даетпредставление об уровне психического развития, степени зрелости моторики,мышления и др. Это метод чаще используется для оценки уровня развитияшкольно-необходимых функций (Ирасек И., 1987). Он включает 3 задания:рисование фигуры человека по представлению, графическое копирование фразы изписьменных букв и срисовывание точек в определенном пространственном положении.Каждое задание оценивается баллом от 1 (наилучшая оценка) до 5 (наихудшаяоценка).
Детейс результатом 15 баллов необходимо рекомендовать к дальнейшемумедико-педагогическому обследованию. “Школьнозрелыми” считаются дети,получившие в сумме за выполнение 3-х заданий данного теста 3-5 баллов,“среднезрелыми” — 6-9 баллов и “незрелыми” — 10 и более баллов.
Результатыпо выполнению теста в обследуемых группах оказались следующими:
1.В подготовительной группе 30% детей показали средний уровень готовности кобучению и 70% — высокий.
2.В старшей группе у 7, 5% детей наблюдался низкий уровень, у 52% — средний и у40, 5% — высокий уровень.
Итак,ребенок считается готовым к школьному обучению, если по физическому ибиологическому развитию он соответствует паспортному возрасту или опережает его, не имеет медицинских противопоказаний, набрал большое количество баллов забеседу психосоциального характера, 3-9 баллов за тест Керна-Ирасека и имеетположительный результат за выполнение других проб. Исследование предусматриваетоздоровление дошкольников и коррекцию школьно-необходимых функций. Поэтому егоследует проводить два раза в год (в начале и в конце года).
Детис отклонениями в здоровье, отстающие по уровню зрелости, с недостаточносформированными психомоторными функциями, имеющие дефекты речи, составляютгруппу риска неготовности к обучению в школе. Если отставание, определяемое за годдо школы, сохраняется к началу учебного года, необходимо отсрочить поступлениев школу, оставив ребенка в детском саду еще на год.
Исходяиз анализа результатов исследования, можно сделать вывод о том, что большинстводетей старшей и подготовительной групп детского сада готово к обучению в школе,но 6-летние дети по большинству показателей имеют более низкий уровеньготовности, чем 7-летние. Следовательно, не всем детям можно рекомендоватьначинать обучение в школе с 6 лет, а с детьми 7-летнего возраста, имеющиминизкий уровень готовности к обучению, для устранения отставания необходимопроводить дополнительные занятия, учитывающие индивидуальные особенности ихроста и развития.
Список литературы
1.Антропова М.В., Кольцова М.М. Морфофизиологические критерии “школьной зрелости”// Вестник АМН СССР. 1979. № 10.
2.Бениаминова М.В. Воспитание детей. М.: Медицина, 1981.
3.Горелик Н.Д., Мазоян Э.Н. Опыт определения функциональной готовностиорганизованных детей к поступлению в школе // Вопросы охраны материнства идетства. 1984. № 9.
4.Дощицина З.В. Оценка степени готовности детей к обучению в школе в условияхразноуровневой дифференциации. М.: Новая школа, 1994.
5.Ирасек И. Диагностика школьной зрелости // Диагностика психического развития.Прага, 1987.
6.Морфофункциональное созревание основных физиологических систем организма детейдошкольного возраста / Под ред. М. В. Антроповой, М. М. Кольцовой. М.:Педагогика, 1983.
7.Как вырастить здорового ребенка // Под ред. В. П. Алферовой. Л.: Медицина, 1991.
8.Кровцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. Л.:Медицина, 1979.
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.yspu.yar.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.