Реферат по предмету "Психология, педагогика"


Особенности эмпатии у старшеклассников

Н. П. Ансимова, О. В. Тютяева
Вподростковом и юношеском периодах особенно велика потребность в дружескихотношениях, которые предполагают стремление к полному пониманию и принятиюдругого, определяя интимно-личностный характер общения со сверстниками, апозднее и со значимыми взрослыми. При этом эмпатия в большинстве исследованийрассматривается как условие, необходимое для успешного осуществления процессамежличностного взаимодействия. «Секрет успешных отношений между людьмизаключается в использовании эмпатии в ее конструктивном, положительном,дружеском, созидающем значении» [9. С. 64].
Мыисходим из понятия, предложенного И. М. Юсуповым, согласно которому эмпатия — целостный феномен, связующий между собой сознательную и подсознательнуюинстанции психики, цель которого — «проникновение» во внутренний мирдругого человека или антропоморфизированного объекта. Феномен эмпатии имеетсоциально — психологическое происхождение и многоуровневую структуру спсихофизиологическими, психологическими и социально-психологическими уровнями ипредстает в ипостасях процесса, свойства и состояния. Одним из составляющихпроцессов эмпатии является эмпатийное понимание, имеющее свою специфику.Эмпатийное понимание рассматривается как продукт социализации личности иформируется во взаимодействии аффективных, когнитивных и действенныхкомпонентов [15].
Известно,что эмпатия в онтогенезе личности проходит свой путь развития, начиная с фазыэмоционального заражения в период новорожденности и заканчивая просоциальнымповедением в более поздние возрастные периоды.
Вразное время к вопросу об особенностях эмпатии в онтогенезе обращалисьзарубежные ученые (А. Валлон [1], Л. Мерфи [1], М. Хоффман [12], П. Массен[12], Н. Айзенберг [5]) и отечественные специалисты (Т. П. Гаврилова [2], В. ВЗеньковский [4], Г. Ф. Михальченко [8], Л. А. Сивицкая [13], В. П. Кузьмина[6], И. М. Юсупов [15], М. В. Осорина [10]). Дадим краткую характеристику возрастныхособенностей эмпатии, свойственных периоду подростничества и юношества.
Центральноесоциально-психологическое новообразование подросткового возраста — развитиеЯ-концепции. Подростковый возраст характеризуется И. М. Юсуповым как периодмаргинальной социализации. Подросток находится как бы в промежуточном,пограничном положении между различными социальными и возрастными группами, чтонакладывает определенный отпечаток на психику человека и может выражаться вповышенной тревожности, неконтактности в общении, агрессивности,эгоцентричности, а также проявляться в реакциях эмансипации, компенсации,группирования со сверстниками и т.д. [7], [14].
«Кподростковому возрасту, когда просоциальная мотивация действует нанепроизвольном уровне, нравственные принципы и убеждения выступают в качествепобудительного поведения, сочувствие становится все более устойчивым мотивомповедения в пользу другого» [3. С. 58]. Эксперименты Т. П. Гавриловой [2],проводимые с младшими школьниками и подростками, выявили тенденцию кспонтанному снижению с возрастом эмпатийных реакций сопереживания. Исследованиеэмпатийного потенциала сельских подростков 14-15 лет, проведенное И. М.Юсуповым [15], позволяет говорить о сохранении тенденции уменьшениясопереживания и роста сочувствия и альтруистического поведения.
Именнов исследованиях, проводимых в подростковой среде, начинают впервыеобнаруживаться половые различия в отношениях к различным объектам эмпатии.Девочки-подростки в целом проявляют большую степень сочувствия к животным, чеммальчики. Этот факт можно считать результатом более раннего усвоения девочкаминравственных норм, а также большей ориентацией девочек на общение, ихстремлением иметь признание в межличностных отношениях, в то время как мальчикиболее ориентированы на предметные достижения. Подобные различия И. М. Юсуповобъясняет особенностями социализации девочек, проявляющимися у них вконформности и поиске социального одобрения [15. С. 140-141].
Н.Айзенбергтакже считает, что девочки в возрасте от 10 до 12 лет более проникаются заботойи состраданием, эмпатия у них развивается раньше, чем у мальчиков этоговозраста. Это связано, по ее мнению, с более быстрыми темпами созреваниядевочек. Мальчики достигают этого уровня только к юности [5. С. 536-537].
Способностьк эмпатии является основой для дружеских отношений, которые занимают огромноеместо в межличностном общении подростка. Эмпатия, в свою очередь, основывается,как пишет Г. Крайг, на социальном выводе, «потому что если вы не знаететого, что чувствует другой человек, вы не сможете ему сочувствовать» [5.С. 537].
Данныезарубежных исследований, направленных на изучение эмпатии подростков, говорят оглубоких связях между эмпатийностью и нравственным поведением. Нравственныенормы, усвоенные на более ранних этапах возрастного развития, начинаютпроявляться в поступках и суждениях. Высокоэмпатийные дети свои неудачи вмежличностном взаимодействии склонны объяснять внутренними причинами, в товремя как дети с низкими показателями эмпатии дают им экстернальную оценку [15].
Помимосвязи нравственного поведения и эмпатии обнаружено, что в пубертатном возрастеэмпатийность имеет не только онтогенетические корни. В ходе экспериментаустановка на сочувственное отношение к объекту взаимодействия, заданная извне,способствует появлению и переживанию чувства вины за наблюдаемое неблагополучиеобъекта. Подростки, получившие установку на сочувственное отношение к«жертве», ориентировались на справедливое отношение к ней ииспытывали более сильное чувство вины, чем испытуемые, не получившие подобногонастроя. Интересным является тот факт, что у мальчиков эмпатийные переживания ввиде сочувствия оказались сильнее, чем у девочек [15. С. 143]. При этом следуетиметь в виду, что установка на эмпатийное реагирование, задаваемая в искусственносозданных условиях, способствует стремлению глубоко проникнуть в ситуацию ипричины поведения объекта в условиях опыта, но это не означает просоциальной,альтруистической направленности личности в целом. Задаваемая эмпатийнаяустановка не является гарантией того, что в реальных условиях те же испытуемыепроявят аналогичные эмпатийные переживания при виде страдания другого человека.
Поданным И. М. Юсупова, из исследуемой группы подростков (256 человек),отбывающих наказание в возрастной трудовой колонии, а ранее входивших васоциальные группировки, большинство (78%) испытывали чувство«эгоистической удовлетворенности» при виде страданий жертвы. Наряду сэтим, автор замечает, что «подобные эмоциональные проявления не являютсяспецифичными для неформальных подростковых объединений с асоциальнойнаправленностью» [15. С. 143].
Еслиподростковый возраст является критическим в становлении личности и решающим вплане формирования черт характера, то, начиная с юношеского периода и далее,изменения черт характера могут возникать только под влиянием сильныхвоздействий.
Эмпатиякак психическое личностное образование, достигнув своей выраженности в периодпубертата, является в дальнейшем стимулятором просоциального поведения иальтруизма. В ряде зарубежных исследований, касающихся подросткового июношеского возрастов, описан эффект переноса эмпатийных переживаний отрочествана юность и зрелый возраст с сохранением эмоционального знака. «Еслибудучи ребенком и подростком человек имел с родителями эмпатийное взаимопонимание,то в период взрослости эмпатийное реагирование на окружение не вызываетотрицательных переживаний, и наоборот: кое-кто в течение всей жизни переноситна других людей ненависть к своим родителям» [15. С.150]. Эффект переносаэмпатийных переживаний выражается также в том, что, однажды проявившись вотношении к какому-либо объекту, эмпатия может распространяться на другиеобъекты, к которым личность до этого была настроена индифферентно.Стимулирование у испытуемых эмпатийных переживаний способствовало возникновениюу них действенной помощи и усилению просоциального поведения [15. С. 150].
Несмотряна немалое число исследований, знания об особенностях эмпатии у детей различныхвозрастных групп носят скорее фрагментарный, «мозаичный» характер,представления о развитии эмпатии в онтогенезе недостаточно полны исистематизированы. Тезис Т. П. Гавриловой (1975) о необходимости изучениягенезиса эмпатии и условий ее формирования и на сегодняшний день не потерялсвоей актуальности [1. С. 156]. Наше исследование является попыткой внести свойвклад в решение очерченного выше круга вопросов, не претендуя, однако, нарешение всей проблемы.
Цельнастоящего исследования: выявление особенностей эмпатии у старших школьников,включая подростковый и юношеский возраст.
Исходяиз цели, определены следующие задачи исследования:
Отследитьдинамику временных изменений эмпатии как феномена социально-психологическогопроисхождения за четырехлетний период в связи с изменяющейсясоциально-экономической ситуацией.
Сравнитьхарактеристики эмпатии у старших школьников в зависимости от места жительства.
Дляэтого были выбраны города, расположенные в одном регионе, но различающиеся посвоему типу:
а/провинциальный город, приравненный к сельской местности (г. ПошехоньеЯрославской области);
б/крупный промышленный и культурный центр (г. Ярославль);
в/город, занимающий промежуточное положение между провинциальным и большимнаселенными пунктами (г. Рыбинск Ярославской области).
Задачадиагностики эмпатии у детей старшего школьного возраста решалась с помощьютеста эмпатийного потенциала личности (метод экспресс-диагностики эмпатии),разработанного И. М. Юсуповым.
Подэмпатийным потенциалом автор понимает «предрасположенность личности квчувствованию-проникновению в объекты социальной природы, т.е. способность кпринятию роли, аффилиацию и опыт данного переживания в эмоциональной памятииспытуемого» [15. С. 121].
Исследованиеэмпатии у школьников проводилось на базе средней школы №1 г.Пошехонья в 1997 и2001 годах, а также в школах №32 г. Рыбинска и №56 г. Ярославля в 2001 году.Возрастные границы выборки испытуемых: от 14 до 18 лет включительно. Опросникбыл предложен учащимся 8-11 классов.
Приобработке результатов использовались критерии достоверности, разработанныеавтором методики. Результаты исследования, признанные недостоверными, а такжерезультаты, имеющие сомнительный характер, исключались из исследования.Остальные проходили дальнейшую, в том числе и статистическую, обработку.
Длярешения вопроса о динамике изменений, произошедших в компонентном составе иобщем уровне эмпатии за определенный временной промежуток, проведеноисследование, включающее в себя два этапа.
Первыйэтап исследования эмпатии у старших школьников проводился в апреле 1997 года набазе средней школы №1 г. Пошехонья на выборке в 196 человек. Было получено 160достоверных результатов, что составляет 81,6% от общего числа испытуемых.Результаты представлены в табл.1.
Анализполученных первичных статистических данных показал следующее.
Таблица1
Средниепоказатели развития эмпатии и ее составляющихНаименование показателя Выборочное среднее г.Пошехонье, 1997г. г.Пошехонье, 2001г. г.Рыбинск, 2001г. г.Ярославль, 2001г. Эмпатия к родителям (Эр) 11,45 11,05 9,94 10,4 Эмпатия к животным (Эж) 7,24 7,45 6,7 6,25 Эмпатия к старикам (Эс) 8,85 8,6 8,16 9,33 Эмпатия к детям (Эд) 7,31 9,23 10,3 8,69 Эмпатия к героям худож. произведений (Эгхп) 7,06 6,18 6,86 6,5 Эмпатия к незнаком. и малознаком. людям (Энл) 8,98 8,36 9,32 8,76 Общий уровень эмпатии. (Эо) 50,92 50,85 51,24 49,95
Значительновыше, чем другие составляющие эмпатии, у старших школьников развита эмпатия кродителям (Эр=11,45 балла, при возможных значениях от 0 до 15 баллов). Данныйфакт, по нашему мнению, не нуждается в пояснениях, т.к. родители являютсясамыми значимыми людьми для подавляющего большинства детей любого возраста.Наименее развита эмпатия к героям художественных произведений, что, вероятно,связано с нежеланием читать, проявляющимся у современных школьников (Эгхп=7,06б.). На чуть более высоком уровне находятся эмпатия к животным и к детям(Эж=7,31 б., Эд= 7,24 б.). Значительно развиты на этом фоне эмпатия к старикам(Эс=8,85 б.), ввиду того, что в провинции сохраняются достаточно сильныеродственные, в том числе и межпоколенные связи, а также эмпатия к незнакомым ималознакомым людям (Энл=8,98 б.). Жители провинции лично или опосредовано знаютзначительную часть населения города, что, вероятно, накладывает свой отпечатокна восприятие незнакомых и малознакомых людей, способствует повышению чувства социальнойбезопасности. Это, на наш взгляд, создает благоприятные условия дляформирования у школьников эмпатийной установки.
Корреляционныйанализ и использование критериев значимости различий Стьюдента позволил выявитьсвязи различной степени значимости между отдельными составляющими, общимуровнем эмпатии, а также полом и возрастом испытуемых и существенные различиямежду показателями, используемыми в исследовании.
Анализпоказал, что существуют половые различия в показателях составляющих и общегоуровня эмпатии. У девушек значительно более развита эмпатия к героямхудожественных произведений, нежели у юношей (t=6,19, уровень значимости 5%).Старшеклассницы более эмпатийны к незнакомым и малознакомым людям (t=3,03).Женская часть выборки характеризуется и более высокими показателями общегоуровня эмпатии (t=4,84).
Прирассмотрении возрастных различий обнаруживается существование отрицательнойкорреляции между возрастом и эмпатией к животным. Учитывая, что даннаясоставляющая эмпатии имеет значимую связь с ее общим уровнем (r=0,59), этотфакт имеет принципиальное значение. Мы предполагаем, что это связано, преждевсего, с отношением взрослых малого города к разводимым имисельскохозяйственным животным как к одному из средств пропитания исуществования, а не как к члену семьи, что можно наблюдать в отношении домашнихживотных у жителей крупного центра. А дети, как известно, принимают формыповедения, транслируемые обществом, прежде всего, семьей и близким окружением.
Обнаруженаотрицательная корреляция между возрастом и общим уровнем эмпатии (r=-0,16), чтоподтверждает данные, полученные И.М. Юсуповым на выборке испытуемых 16-22летнего возраста численностью 684 человека [11. С. 33].
Анализсвязей отдельных составляющих эмпатии между собой и общим уровнем ее выраженностипоказал следующее:
Составляющаяэмпатии к родителям коррелирует лишь с показателем общего уровня эмпатии(r=0,26).
Эмпатияк животным имеет значимые связи с двумя другими составляющими- эмпатией к детям(r=0,22) и эмпатией к героям художественных произведений (r=0,31). Последняясоставляющая, в свою очередь, чуть менее существенно коррелирует с эмпатией кстарикам (r=0,2) и с эмпатией к детям (r=0,16).
Эмпатияк героям художественных произведений как составляющая исследуемого феноменазанимает особое положение. Во-первых, наличествуют значимые связи со всемисоставляющими эмпатии, за исключением эмпатии к родителям (r=0,37). При этом наданную составляющую приходятся наиболее существенные различия по полу (t=6,19).
Во-вторых,обнаружено следующее противоречие. С одной стороны, именно на показатели уровняэмпатии к героям художественных произведений и общего уровня эмпатии приходитсясамый высокий коэффициент корреляции (r=0,7). С другой же стороны, именно поданной составляющей получен самый низкий показатель выборочного среднего.
Заканчиваяанализ данных, полученных в ходе первого этапа исследования в 1997 году,необходимо отметить высокую степень связи показателей общего уровня эмпатии споказателями составляющих эмпатии, а также с полом и возрастом испытуемых. Какуже отмечалось выше, девушки обладают более высоким уровнем эмпатии посравнению с юношами. Обнаружена связь между возрастом и уровнем эмпатии.Наиболее значимую связь общий уровень эмпатии имеет с такими составляющими, какэмпатия к героям художественных произведений (r=0,59). Существенна связь сэмпатией к детям (r=0,5) и к незнакомым и малознакомым людям (r=0,48). Менеевысокий коэффициент корреляции между показателями общего уровня эмпатии иэмпатией к старикам (r=0,32) и родителям (r=0,26).
Второйэтап исследования включал в себя вторичное, по прошествии четырех лет,проведение экспресс-диагностики эмпатии у учащихся старших классов среднейшколы №1 г. Пошехонья, а также исследование особенностей эмпатии устаршеклассников школ г. Рыбинска и г. Ярославля в марте-апреле 2001г. (в сборематериала участвовали студенты С. Гусева, И. Шестериков, П. Шувалова).
Рассмотримрезультаты повторного проведения теста эмпатийного потенциала личности средистаршеклассников Пошехонской средней школы. В исследовании приняли участие 192человека. Получено 168 достоверных анкет, что составляет 87,5% от общего числа.
Анализрезультатов математико-статистической обработки данных позволяет сделатьследующие выводы (см. табл.1).
Эмпатияк родителям имеет наибольшее значение по сравнению с остальными компонентами(Эр=11,05 балла). Высокими показателями отличается также эмпатия к детям(Эд=9,23 б.). Чуть менее выражена эмпатия к старикам (Эс=8,6 б.) и эмпатия кнезнакомым и малознакомым людям (Энз=8,36 б.). Наименьшее выборочное среднееполучено по показателям эмпатии к животным и эмпатии к героям художественныхпроизведений (Эж=7,45 б., Эгхп=6,18 б.).
Полсвязан с показателями эмпатии к животным, к героям художественных произведений,к незнакомым и малознакомым людям и с показателями общего уровня эмпатии.Девушки обладают большим, по сравнению с юношами, эмпатийным потенциалом поотношению к животным (t=2,09), к героям художественных произведений (t=6,2) и кнезнакомым и малознакомым людям (t=4,28). Для женской части выборки характернытакже более высокие показатели общего уровня эмпатии (t=4,22).
Возрастсвязан с показателями эмпатии к старикам (r=0,17) и к незнакомым и малознакомымлюдям (r=0,16).
Говоряо составляющих эмпатии, следует обратить внимание на триаду составляющих,имеющих значимые взаимные связи. Это эмпатия к животным, эмпатия к детям иэмпатия к героям художественных произведений. При этом с двумя последнимисоставляющими имеет высокую степень связи эмпатия к незнакомым и малознакомымлюдям.
Дляизучения динамики изменения результатов за четыре года мы провели сопоставлениепоказателей двух выборок с использованием Т-критерия Стьюдента.
Быливыявлены следующие тенденции.
К2001 году значение выборочного среднего по показателям эмпатии к детям существенновыросло (Эд 1997 =7,3 б., Эд 2001=9,2 б.; t=6,2), уступив место лишь эмпатии кродителям. Последняя была и остается составляющей с наиболее высокимипоказателями. Существенные различия обнаружены в показателях уровня эмпатии кгероям художественных произведений (t=2,82) и эмпатии к незнакомым ималознакомым людям (t=2,22). По сравнению с 1997 годом выборочное среднее попервой составляющей уменьшилось с 7,1 балла до 6,2 балла. Эта же тенденция кснижению наблюдается и в показателях эмпатии к незнакомым и малознакомым людям(Энл 1997=8,98 б., Энз 2001 =8,36 б.).
Чтокасается остальных составляющих, то показатели уровня эмпатии к родителям, кживотным, к старикам не претерпели значительных изменений. Общий уровеньэмпатии тоже практически не изменился (Эо 1997 =50,9 б.; Эо 2001 =50,8 б.).
Показателисвязи общего уровня эмпатии с эмпатией к животным и эмпатией к старикампрактически не изменились, в то время как в отношении эмпатии к родителям и кдетям за последние годы они стали более значительны.
Обращаютна себя внимание изменения в показателях связи между общим уровнем эмпатии иэмпатии к героям художественных произведений. Если в 1997 году эта связь быласамой значимой по всей корреляционной матрице (r=0,7), то к 2001 годупоказатели снизились (r=0,59).
Помимосохранившейся триады составляющих — эмпатии к животным, эмпатии к детям,эмпатии к героям художественных произведений, образовалась новая, включившая всебя помимо двух последних составляющих эмпатию к незнакомым и малознакомымлюдям.
Зачетырехлетний период нивелировались существовавшие ранее значимые отрицательныекорреляции между возрастом и эмпатией к животным. Также не прослеживаетсяимевшая ранее место тенденция к снижению с возрастом общего уровня эмпатии.Вместе с тем, обозначились связи между возрастом и составляющими — эмпатией кстарикам и эмпатией к незнакомым и малознакомым людям.
Показателиобщего уровня эмпатии на протяжении четырех лет остаются более высокими уженской части выборки (в 1997г. t=4,84, в 2001г. t=4,22). Девушки по-прежнемуболее склонны к эмпатийным переживаниям в отношении героев художественныхпроизведений, незнакомых и малознакомых людей. За последние годы эмпатийныйпотенциал в отношении к животным стал более значителен также у женской частивыборки (t=2,09).
Старшиешкольники за прошедшие четыре года стали значительно более эмпатийны поотношению к детям (t=6,16), но менее эмпатийны к героям художественныхпроизведений (t=6,82) и к незнакомым и малознакомым людям (t=2,22).
Такимобразом, на основе проведенного анализа можно сделать следующие выводы:
Существуютполовые различия в показателях составляющих эмпатии и ее общего уровня. Девушкив большей степени склонны к сопереживанию и сочувствию, нежели юноши.
Эмпатияк родителям является наиболее развитой составляющей у детей среднего и старшегошкольного возраста, проживающих в провинциальном городе. Показатели не зависятот времени проведения исследования.
Относительнопостоянными остаются показатели уровня эмпатии к родителям, к животным, кстарикам, а также общий уровень эмпатии.
Сохраниласьтриада составляющих эмпатии, включающая в себя эмпатию к животным, эмпатию кдетям и эмпатию к героям художественных произведений.
Образоваласьновая триада, состоящая из эмпатии к детям, эмпатии к героям художественных произведенийи эмпатии к незнакомым и малознакомым людям.
Наиболеезначительные изменения в последние годы произошли в показателях эмпатии к детями к героям художественных произведений.
Перейдемк вопросу об особенностях эмпатии, характерных для старшеклассников взависимости от места их проживания. Поскольку особенности эмпатии школьников,проживающих в провинциальном городе в условиях, приравненных к сельским, былирассмотрены выше, обратимся к рассмотрению результатов исследования,проведенного в г. Рыбинске, а затем и в Ярославле весной 2001 года.
Вопросе принимали участие 76 рыбинских школьников. Было получено 63 достоверныхрезультата, что составляет 83% от общего числа.
Анализрезультатов математико-стати-стической обработки данных позволил сделатьследующие выводы (см. табл.1).
Наибольшийпоказатель имеет эмпатии к детям (Эд=10,27 б.). Эмпатия к родителям, имевшаянаибольшее значение в выборках пошехонских и ярославский школьников, уступиламесто эмпатии к детям, став второй по значимости составляющей (Эр=9,92 б.).Достаточно развита эмпатия к незнакомым и малознакомым людям (Энл=9,32 б.).Наименее выражены на этом фоне показатели эмпатии к животным и к героямхудожественных произведений (Эж=6,69 б., Эгхп=6,86 б.).
Анализкорреляционной матрицы позволяет предполагать наличие связей между эмпатией кнезнакомым и малознакомым людям, к героям художественных произведений иэмпатией к детям (r=0,38 и r=0,25 соответственно). Последняя составляющая имеетвысокую степень связи с эмпатией к животным (r=0,44). Прослеживается связьмежду возрастом и показателями уровня эмпатии к незнакомым и малознакомым людям(r=0,29). Наиболее значимую связь общий уровень эмпатии имеет с составляющейэмпатии к героям художественных произведений (r=0,62) и эмпатией к животным (r=0,61).Следует отметить, что интеркорреляции, полученные по данной выборке,немногочисленны.
Говоряо сравнительных характеристиках эмпатии у старшеклассников г. Пошехонья и г.Рыбинска, необходимо отметить отсутствие различий в показателях общего уровняэмпатии, но наряду с этим существующую разницу в показателях состава эмпатии.Так, например, старшие школьники провинции обладают более высоким уровнемэмпатии к родителям, чем их сверстники из Рыбинска (t=2,97). Последние, в своюочередь, несколько менее эмпатийны к животным (t=2), но обладают более высокимуровнем эмпатии к детям (t=2,42) и к незнакомым и малознакомым людям (t=2,5).
Перейдемк рассмотрению особенностей эмпатии у старших школьников областного центра (см.табл.1). В исследовании приняло участие 123 человека. Было получено 114достоверных результатов, что составляет 93% от общего числа.
Уярославских школьников наиболее выражена эмпатия к родителям (Эр=10,4 б.).Наименьшими показателями характеризуются эмпатия к животным и к героямхудожественных произведений (Эж=6,25 б., Эгхп=6,5 б.). На более высоком уровненаходятся эмпатия к детям (Эд=8,69 б.) и к незнакомым и малознакомым людям(Энл=8,76), уступая место лишь эмпатии к старикам (Эс=9,33 б.) и упомянутойвыше наиболее развитой составляющей эмпатии к родителям.
Корреляционныйанализ позволил выявить связи различной степени значимости между отдельнымисоставляющими, общим уровнем эмпатии, а также полом и возрастом испытуемых.
Вярославской выборке, в отличие от других, отсутствуют связи между возрастом,показателями составляющих и общего уровня эмпатии.
Существуютдостаточно выраженные половые различия в показателях общего уровня и составаэмпатии. Если показатели эмпатии к родителям, к старикам, к незнакомым ималознакомым людям у юношей и девушек существенно не различаются, то большаявыраженность остальных составляющих у женской части выборки представлена вдостаточной степени. Можно говорить о том, что девушки более эмпатийны к героямхудожественных произведений (t=4,07) и к животным (t=3,75), чем юноши. Устаршеклассниц также прослеживается большая склонность сочувствовать исопереживать детям, имеющая характер тенденции (t=2,39). Общий уровень эмпатииу девушек также выше, чем у юношей (t=4,42).
Обнаруженазначительная корреляция показателей эмпатии к героям художественныхпроизведений с общим уровнем эмпатии (r=0,72), а также выявлены связи различнойстепени между данной составляющей и другими, за исключением эмпатии к старикам.
Существуютзначимые связи в триаде составляющих эмпатии к детям, эмпатии к героямхудожественных произведений и эмпатии к незнакомым и малознакомым людям.Обращает на себя внимание тот факт, что именно эти составляющие, в своюочередь, имеют самые значимые связи с общим уровнем эмпатии. Коэффициенткорреляции достигает соответственно r=0,61, r=0,72 и r=0,63.
Сравниваяособенности эмпатии у школьников Пошехонья и Ярославля, отметим сходныехарактеристики эмпатии.
Во-первых,показатели уровня развития эмпатии к родителям у представителей и той и другойвыборки являются самыми значительными по сравнению со всеми остальнымисоставляющими эмпатии.
Во-вторых,в характеристиках эмпатийных тенденций у старшеклассников обоих городовнаблюдается некоторое противоречие, касающееся эмпатии к героям художественныхпроизведений. С одной стороны, достаточно выраженная связь данной составляющейс общим уровнем эмпатии. С другой стороны, именно она имеет один из самыхнизких показателей среднего арифметического, полученного по обеим выборкам.
В-третьих,обнаружено наличие триады значительно связанных между собой составляющихэмпатии к детям, к героям художественных произведений, к незнакомым ималознакомым людям. Эти составляющие имеют и самые высокие коэффициентыкорреляции с показателями общего уровня эмпатии.
Помимосходства существуют и некоторые различия. Высокие показатели, характерные дляэмпатии к родителям, у представителей и той и другой выборки несколькоразличаются между собой (t.=2,19). Молодежь, проживающая в небольшом городе,обладает более высоким уровнем развития эмпатийных тенденций в отношенииродителей.
Второеразличие состоит в том, что для ярославских школьников, в отличие отпошехонских, характерны более выраженные эмпатийные тенденции в отношениистариков (t=2,39) и менее выраженные — в отношении животных (t=3,78).
Взаключение обратимся к сравнительной характеристике особенностей эмпатии ушкольников, проживающих в г. Рыбинске и в г. Ярославле.
Еслиу выборки рыбинских старшеклассников практически отсутствуют половые различия всоставе и общем уровне эмпатии, то у ярославских школьников эти различияпредставлены достаточно ярко, о чем говорилось выше.
Самыйвысокий коэффициент корреляции по обеим выборкам приходится на показателиэмпатии к героям художественных произведений и общий уровнень эмпатии.
Вцелом выборки характеризуются достаточно большим сходством между собой.Значимые различия сводятся к следующему: показатели эмпатии к детям у рыбинскихшкольников гораздо выше, чем у ярославских (t=3,6). Старшеклассникам областногоцентра, в свою очередь, свойственен более высокий уровень развития эмпатии кстарикам (t=3,03).
Завершаясравнительную характеристику особенностей эмпатии у старших школьников взависимости от места жительства, а также описание изменений, произошедших вданном социально-психологическом феномене у старшеклассников за четырехлетнийпериод, остановимся на общих характеристиках эмпатии, не зависящих от факторавремени и от места проживания испытуемых данной возрастной группы.
Впоказателях общего уровня эмпатии между выборками нет значимых различий. Ониобнаруживаются только в половозрастных особенностях и составе эмпатии.
Девушкиотличаются более высокими показателями общего уровня эмпатии и рядасоставляющих (за исключением рыбинской выборки, где значимых половых различийне обнаружено).
Наиболеевысокий уровень развития имеет эмпатия к родителям (кроме школьниковг.Рыбинска, где данная составляющая уступает место лишь эмпатии к детям).
Усовременных школьников прослеживаются связи между эмпатией к детям и эмпатией кнезнакомым и малознакомым людям.
Существуетзначимая связь между эмпатией к детям и эмпатией к животным у старшихшкольников, за исключением представителей ярославской выборки.
Вовсех исследуемых группах обнаружено следующее противоречие. С одной стороны,выявлена весьма значительная связь между эмпатией к героям художественныхпроизведений и общим уровнем эмпатии. С другой стороны, именно по даннойсоставляющей получен самый низкий показатель выборочного среднего. На нашвзгляд, данный факт имеет принципиально важное значение.
Еслисоставляющие эмпатии к детям, эмпатии к героям художественных произведений,эмпатии к незнакомым и малознакомым людям образуют триаду со значимыми связями(как это наблюдается в выборках пошехонских и ярославских школьников), то икоэффициенты корреляции с общим уровнем эмпатии у этих трех составляющих самыевысокие.
Обобщаяизложенные выше результаты проведенного исследования, можно констатироватьследующее:
Эмпатияу современных школьников 14-18 лет и их ровесников конца 90-х годов имеет своиполовозрастные особенности, проявляющиеся в общем уровне и составе эмпатии.
Эмпатияу старшеклассников имеет свои особенности, во многом зависящие от того, в какомгороде проживают школьники: провинциальном (приравненном к сельской местности),крупном областном промышленном и культурном центре либо в городе, занимающемпромежуточное положение между первым и вторым.
Следовательно,можно говорить о том, что эмпатия как феномен имеет свою динамику изменений стечением времени. Специфические особенности эмпатии, на наш взгляд, обусловленыхарактером социального окружения подростков и юношей, что, в свою очередь,определяется целым комплексом различных социально-психологических факторов.Выявление круга этих факторов и изучение степени и характера их влияния наформирование и развитие эмпатии станет одной из задач нашего дальнейшегоисследования.
Список литературы
ГавриловаТ. П. Понятие эмпатии в зарубежной психологии. Исторический обзор и современноесостояние проблемы. // Вопросы психологии. 1975. №2. С. 147-156.
ГавриловаТ. П. Экспериментальное изучение эмпатии у детей младшего и среднего школьноговозраста. // Вопросы психологии. 1974. №2. С. 107-114.
ГавриловаТ. П. Эмпатия и ее особенности у детей младшего и среднего школьного возраста:Дис… канд. психол. наук. М., 1977. 178 с.
ЗеньковскийВ. В. Психология детства. М.: Академия, 1996. 348 с.
КрайгГ. Психология развития: Пер. с англ. СПб.: Питер, 2000. 992 с.
КузьминаВ. П. Формирование эмпатии у младших школьников к сверстникам в зависимости отдетско-родительских отношений в семье: Дис… канд. психол. наук. Н. Новгород,1999. 157 с.
ЛичкоА. Е. Подростковая психиатрия (Руководство для врачей). 2-е изд. Л.: Медицина,1985. 416 с.
МихальченкоГ. Ф. Формирование эмпатии у старшеклассников, ориентирующихся на педагогическуюпрофессию. Дис… канд. психол. наук. Гродно, 1989. 182 с.
МэйР. Искусство психологического консультирования: Пер. с англ. М.: Класс, 1994.144 с.
ОсоринаМ. В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. СПб.: Питер, 1999. 288с.
Практикумпо экспериментальной и прикладной психологии: Учебное пособие. Л.: ЛГУ, 1990.С. 32-37.
Развитиеличности ребенка: Пер. с англ. / Под ред. А. М. Фонарева. М.: Прогресс, 1987.272 с.
СивицкаяЛ. А. Социально-педагогические основы развития эмпатии подростков в детскомобщественном объединении. Дис.… канд. пед. наук. М., 1998. 157 с.
Философскийэнциклопедический словарь. М.: Сов. энциклопедия, 1983. 840 с.
ЮсуповИ. М. Психология эмпатии (Теоретические и прикладные аспекты): Дис.… д-ра.психол. наук. С.-Петерб. Гос. Ун-т. СПб., 1995. 252 с.
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.yspu.yar.ru


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.