Реферат по предмету "Психология, педагогика"


Образование взрослых в контексте становления глобальной культуры

В. В. Горшкова (СанктПетербург)
Встатье представлены концептуальные основания развития российскойобразовательной системы в контексте общемирового интеграционного процессаглобализации. Сформулировано авторское определение процесса глобализации образования.Рассмотрены научные подходы к глобальному обществу, тенденции его развитияприменительно к образовательному процессу
Всовременных условиях российская образовательная система поставлена переднеобходимостью коренной модернизации. Глобализация как фактор движения всегомирового сообщества является для нас данностью.
Глобализация– процесс всемирной экономической, политической и культурной интеграции иунификации. Основным следствием этого являются мировое разделение труда, миграцияв масштабах всей планеты капитала, человеческих и производственных ресурсов, стандартизациязаконодательства, экономических и технологических процессов, а также сближениеи интеграция культур разных стран. Это объективный процесс, который носитсистемный характер, то есть охватывает все сферы жизни общества. В результатеглобализации мир становится более взаимообусловленным и более зависимым от всехего субъектов. Происходит как увеличение количества общих для групп государствпроблем, так и расширение числа и типов интегрирующихся субъектов.
Длякультурной глобализации характерно сближение деловой и потребительской культурымежду разными странами мира и рост международного общения. С одной стороны, этоприводит к популяризации отдельных видов национальной культуры по всему миру. Сдругой стороны, популярные международные культурные явления могут вытеснятьнациональные или превращать их в интернациональные. Многие это расценивают какутрату национальных культурных ценностей и борются за возрождение национальнойкультуры.
Подглобализацией образования следует понимать кросскультурную структуруинтернационального, межгосударственного научного и культурного взаимодействияво всех областях развития социума. Такая структура должна включать в себямножество пластов знания и ценностей, сосуществующих в контекстевзаимообогащения. Нужно заметить, что в исследовательских научных областях естьмножество примеров взаимовыгодного научного сотрудничества. На такой же почведолжны строиться отношения и в образовательной и культурной сферах.
Изначальноосновной функцией образования была трансляция знания, опыта, ценностей, норм, культурныхобразцов от поколения к поколению. Как социальный институт образованиевыполняло свою роль в обеспечении социального порядка в обществе, упорядочениисоциального пространства.
Глобализацияв современном мире приводит к изменениям и в функционировании образования каксоциального института, и в его предназначении. Мир настолько стремительноизменяется, что образование с его педагогическими практиками, остающимися поформе неизменными в течение десятка, а то и сотен лет, с его нормами икультурой взаимоотношений педагога и учащихся, которые во многом сохраняютмонологичный характер, выглядит не просто консервативной подсистемой общества, аструктурой, закостеневшей, застывшей в своем «величии» всезнайства либо, напротив,растерянной перед новыми вызовами глобального мира.
Междутем на отечественную систему образования обрушивается шквал критики практическисо всех сторон: учащихся, родителей, работодателей и т.д. Особенно в связи спроходящей модернизацией образования, которую подталкивает Болонский процесскак одна из форм глобализации современного мира.
Глобализация,проявляясь во все большем распространении Интернет-технологий, возникновениигламурной, таблоидной культуры, появлении культурных мутаций, приводит к то-му,что становится затруднительной, а иногда невозможной трансляция устойчивых норм,об-разцов, эталонов, практик прежней культуры, поскольку как раз устойчивостьзначительно поколеблена в своем основании.
Нов чем тогда предназначение образования в современном мире? Как социальныйинститут и феномен культуры общества оно должно при-нимать участие в созданиисоциального поряд-ка в обществе. Что сейчас лежит в основе соци-альногопорядка? Какую ответственность несет образование взрослых в складывании такогосоциального порядка, при котором критерием дифференциации людей становится нестолько полученное образование в виде культурного, символического капитала, скольконаличие эко-номического капитала, личных связей, в том числе криминальногохарактера? И здесь мы можем наблюдать два основных подхода к по-лучениюобразования.
Первыйподход – ориентация на получение диплома в качестве «пропуска» в пространство, гдеделаются основные ставки игроками как со-циальными акторами нового социальногопо-рядка. В качестве примера: диплом МВА (Master in Business Administration)как некое свидетель-ство принадлежности человека к определенно-му кругу, вкотором отношения в сфере бизнеса выстраиваются по принципу «свой – чужой», подобнотому, как в дореволюционной России принадлежность к старообрядческой вереявля-лась гарантией доверия между представителя-ми складывающегося буржуазногокласса. От-сюда не случайно сравнение значения старооб-рядчества в формированиикапитализма в Рос-сии с ролью протестантской этики в становле-нии духакапитализма в Европе.
Поэтомуобразование для такой категории людей является механизмом снижения рисковпосредством самоорганизации (самоорганиза-ция в данном случае понимается какспособ включения полезных связей, что связано в свою очередь с возникновениемновых социальных структур, трансформацией прежних). Уровень самоорганизацииповышается в условиях «сре-дового» риска, понижая тем самым уровень личногориска. И в этом процессе большую роль играет глобализация в сфере образования(тот же пример с распространением образования МВА), вследствие чего меняютсябазовые фор-мы соорганизации людей, наблюдается транс-грессивность (раздвижениеграниц социально-го пространства с прогнозом в будущее). При этом, какпоказывают социологические иссле-дования, наиболее предприимчивые бизнесме-ныне включают образование в свои стратеги-ческие планы.
Второйподход – ориентация на получение знаний, при этом знания выступают в видетер-минальной ценности. В противоположность первому подходу обладатели МВА вэтом круге людей считаются карьеристами, они вызывают недоверие, особенно те изних, которые получа-ли образование за рубежом. Социологические исследованияпоказывают, что статус группы молодежи, ориентированной на терминальныеценности, снижается в связи со все большей ориентацией на прагматизациюобразования. Востребованными все больше являются «полез-ные» знания, а самизнания заменяются компе-тенциями.
Ноне является ли мифом то, что снижается интерес к образованию как к терминальнойценности? Ведь всегда во все времена преобла-дающим являлось отношение кобразованию как к инструментальной ценности, т.е. общест-венно значимому илегитимному способу дос-тижения других важных целей. А группа людей сосознанным когнитивным интересом остается в целом неизменной, где-то на уровне15%. Для этой категории людей важен не столько соци-альный статус, связанное сним материальное благополучие, сколько удовлетворение наивыс-ших потребностейчеловека, т.е. духовных цен-ностей в виде творческой самореализации.
Длябольшинства людей, для которых обра-зование является ценностью (мотив наполуче-ние образования «стать культурным, высокооб-разованным человеком»по-прежнему наблюда-ется у большой части молодежи и зрелого насе-ления), оноеще выступает в качестве средства минимизации «средового» риска, особенно вус-ловиях высокого уровня неопределенности, не-стабильности. Отсюда и спрос навсякого рода формы повышения квалификации, приобрете-ние дополнительнойспециализации как способ социальной рационализации. Образование в этом случаевыступает и как страхующее сред-ство от возможных неудач в жизни.
Образованиевзрослых не может не реагиро-вать на глобальные вызовы времени. Один из этихвызовов заключается в том, что, например, на уровне европейского сообществаидет про-цесс усиления степени дискретности всех форм жизнедеятельности людей.Следствием этого становится утеря содержательной целостности в процессежизнедеятельности людей, в том числе и в сфере образования. Это касается иотечественного образования. Вместе с тем в российском обществе воспроизводитсямиф о том, что советское образование было одним из лучших в мире, таковым исейчас продолжает оставаться (но уже российское образование) в силуфундаментальности подготовки. Отчасти это правда, но в то же время всовременных ус-ловиях это все больше становится мифом ухо-дящей эпохи.Переставая быть транслятором знания, опыта, прежних культурных образцов, образованиеи в качестве транслятора успеха не выполняет своего предназначения. Даженали-чие диплома самого престижного учебного за-ведения еще не гарантируетдостижения высо-кого социального статуса, поскольку для попа-дания в группу VIPнужны еще другие виды ка-питалов, кроме культурного и символического.
Внастоящее время все большее разворачи-вание процессов глобализации приходит впро-тиворечие со стремлением образования как со-циального института, с однойстороны, воспро-изводить устаревшие нормы, образцы знания и опыт, с другой –делать ставку на удовлетворе-ние потребностей в сиюминутном успехе частинаселения, увеличивая количество вузов, на-правлений подготовки, контингентучащихся по наиболее востребованным специальностям. Один из характерныхпримеров в этой связи – введение ЕГЭ, от которого во многих странах начали отказываться.Под видом борьбы с кор-рупцией, усиления доступности образования идет процессувеличения стандартизации под-готовки и одновременно – «натаскивания» для сдачиединого государственного экзамена.
Какследствие, отмечается обратная тенден-ция – борьба со стандартизацией (напрактике это означает отказ от госстандартов, что можно наблюдать во многихстранах). Социологи фик-сируют нарастание этого противоречия: между ориентациейна госстандарты и ликвидацией таковых.
Вэтой связи можно указать еще на один миф, в основе которого лежит утверждение, чтоценность образования как сферы общественной жизни заключается в егоинерционности, по-скольку оно, испытывая на себе давление ос-тальных сфер жизни,упорядочивает в своих границах случайные воздействия, превращает их вустойчивые формы знания и опыта; форми-рует традиционную систему ценностей, чтода-ет возможность нового развития общества.
Вреальности же мы наблюдаем другой про-цесс. Идет размывание традиционныхценно-стей, формируется мир виртуальности с его ло-готипами, брендами, клиповымсознанием и т.д.
Мирпереживает очередную культурную рево-люцию. Виртуальный мир, созданный наоснове глобальной сети, имея своим преимуществом доступность такого модуса дляогромного коли-чества людей, продолжается в реальном мире путем мутацийкультурных форм. Этот процесс, как предсказывают, близок к завершению. Рольобразования в этом процессе – формирование новой догматики, схоластики; впроцессе обуче-ния идет процесс редукции, т.е. обучение сво-дится ко все более дискретными простым фор-мам, увеличивая при этом инструментальную оперативностьмыслительных средств.
Еслизнания по-прежнему будут редуциро-ваться до информации, различного родасооб-щений, при этом будет происходить снижение роли рефлексии как инструментаполучения новых знаний, а возрастать будет, напротив, значение повторений, упрощенныхстереоти-пов, образование вынуждено воспроизводить разорванность целостногомира человечества, все больше приобретая формы, распространен-ные вшоу-бизнесе.
Поискикультурологов в области глобализа-ции во многом совпадают с идеями социологов иисториков по поводу развития процесса гло-бализации в современном диалогекультур.
Анализируясоциальные силы, которые «вос-производятся и осознают себя в глобальноммасштабе», ученые-культурологи, в частности М. А. Чешков, предлагают пятьпроектов миро-общности.
Первыйпроект – западный, или либерально-рыночный (условно – мир по подобию Запада);гегемон – прозападные мировые организации и прозападная мировая интеллигенцияпри опоре на транснациональные силы и поддержке части межгосударственных сил.
Второйпроект– мир равноположенных раз-нообразий; гегемон – мировая гуманитарнаяинтеллигенция при поддержке межгосударст-венных сил и части религий.
Третийпроект – мир равнозначимых госу-дарств; гегемон – межгосударственныеобъеди-нения при поддержке части представителей мировых организаций и великихрелигий.
Четвертыйпроект – мир через доминирова-ние локального; гегемон – фундаменталистскиетечения восточных религий (например, ислам) при поддержке частимежгосударственных сил.
Пятыйпроект – мир без угнетения и нера-венства; гегемон – часть гуманитарнойинтел-лигенции при поддержке некоторых великих религий.
Легкозаметить, что второй, третий и пятый проекты во многом пересекаются: мир безугне-тения и неравенства – это мир равнозначимых государств, мирравноположенных разнообра-зий. Поддерживают эти проекты мировая гума-нитарнаяинтеллигенция, часть великих рели-гий и некоторые межгосударственные силы.
Поэтомуу М. А. Чешкова, по существу, представ-лены три соперничающие идеи глобализациизападная (либерально-рыночная), фундамента-листская и гуманитарная.
Еслимы обратимся к концепциям западных политологов и социологов, то при всеммного-образии проектов глобального мира, которые здесь созданы, за нимискрываются все те же три конкурирующие идеи. И это не удивитель-но: сегодняименно эти идеи определяют разви-тие диалога культур. Однако нельзя обойтимолчанием один примечательный факт: в 90-е годы прошлого века все чаще сталазаявлять о себе концепция антиглобализма. Диалог куль-тур когда-то начинался спреодоления этниче-ского сепаратизма, и вот сегодня эта идея вновь оживилась вответ на «культурный империа-лизм» вестернизации, которую пытаются пред-ставитьв качестве истинной глобализации.
Примечательнас этой точки зрения типоло-гия «образцов мирового порядка», разработан-ная Р.Робертсоном. Он начинает свою типоло-гию именно с антиглобалистского сценария«Gemtinschaft 1»: мир как мозаика ограничен-ных, закрытых цивилизаций.Робертсон подчер-кивает, что некоторые фундаменталистски ори-ентированные силымирового сообщества хоте-ли бы «восстановить свои исконные социаль-ныеобразования, полагая при этом, что осталь-ные цивилизации должны быть закрытымии не представлять угрозы «лучшему устройству» [1]. Второй сценарий –«Gemtinschaft 2» – возро-ждает древнюю идею Царства Божия на земле, которуюпроповедует сегодня целый ряд экуме-нических движений, римская католическаяцер-ковь (известное обращение ко всему человече-ству по поводу «евангелизации»),экологиче-ские движения. Осуществление этого проекта предполагаетобщепланетарный консенсус по поводу основополагающих ценностей и идей в областимеждународной безопасности, между-народных границ, международного права.
Третийсценарий – «Gesellschaft 3»– пред-ставляет мир как совокупность взаимнооткры-тых суверенных национальных государств, ме-жду которыми существуютинтенсивный эконо-мический, политический и культурный обмены. Р. Робертсонпредполагает здесь две версии: эгалитарную (международные партнеры явля-ютсяполитически равными участниками в диа-логе культур) и иерархическую(сохраняется иерархия цивилизаций, где лидеры обеспечива-ют гарантиюстабильности).
Четвертыйсценарий – «Gesellschaft 4» – предполагает объединение человечества под эгидойнекоего мирового правительства при унификации национальных государств.Мар-ксисты и западные либералы при всех различи-ях в идеологии выступают именноза такой про-ект глобализации. Известно, что сейчас всерьез обсуждаютсявозможности трансформации Ев-ропейского сообщества от экономической инте-грациик более политизированным формам.
Концепциисоциологов и политологов наи-более ярко свидетельствуют о том, что тенден-циюглобализации сегодня пытаются поставить под контроль самые разные социальныесилы, борющиеся за мировое влияние. Поэтому мно-гочисленные проекты глобальногомира так противоречивы, а само мироведение как от-расль научного знания до сихпор не конституи-ровано. У представителей мирового гуманисти-ческого сознания –мировой интеллигенции, многочисленных участников пацифистских и экологическихдвижений – сегодня есть шанс отстоять свой проект при одном условии: они должныобъединиться и во весь голос заявить о себе в крупных международныхорганизациях, где в данное время господствуют прозападные либеральные идеи.
Никогдаранее образование не входило в число так широко дискутируемых проблем, как всовременной реальности. Это объясняется принципиальной важностью проблемы, отре-шения которой в значительной степени зависят идеология и конкретная политикаобразова-тельной системы, проводимая в отдельных странах.
Впоследние годы проблемы системы обра-зования обсуждаются не только наспециализи-рованных форумах (Всемирная конференция ЮНЕСКО по образованию), но ина мировых конференциях – Всемирный саммит по устойчи-вому развитию(Йоханнесбург), Международная конференция ООН по финансированию для раз-вития(Монтеррей). Исследованиям проблем образования совместно с ЮНЕСКО занимаютсятакже международные организации – Организа-ция экономического развития исотрудничества (ОЭСР), Всемирный банк, ВТО. Основная цель такойзаинтересованности – нахождение моде-ли модернизации системы образованиявзрос-лых и образования в целом, направленной на повышение его доступности, качестваи эффек-тивности.
Образованиекак социальный институт оп-ределяется в качестве ключевого фактора раз-витиясовременной экономики, базирующегося на передовых технологиях и формирующего наих основе «общество знаний».
Чтокасается проблемы соотношений обще-ственной и индивидуальной значимостиобра-зования, то образование было заявлено «обще-ственным благом», а не только«эскалатором» удовлетворения индивидуальных потребно-стей социальногопродвижения и обеспечения материального благополучия, способомсовер-шенствования процессов труда и естественной потребностью человека впознании.
Образованиепредставляет собой самостоя-тельную сферу человеческой самореализации, идентификациии интеграции.
Какиеизменения претерпевает современная система российского образования?
Вопросвесьма принципиальный. Система образования есть отражение самойсоциально-экономической системы. Что принципиально нового появилось илипоявляется в системе об-разования в трансформирующемся российском обществе врезультате так называемой «модер-низации»?
Наиболеезаметные изменения произошли по следующим основным направлениям: отказ отидеологического тотального диктата; на го-сударственном уровне продекларированыпринципы гуманизма, приоритета общечелове-ческих ценностей; уважение к правам исвобо-дам человека; плюрализм.
Провозглашенныепринципы отражают оценку основополагающей роли образователь-ной системы вусловиях глобализации, данную Вторым Саммитом Совета Европы (Страсбург, 10–11октября 1997 г.): «Укрепление взаимопо-нимания между людьми, воспитаниечеловека в духе демократии, осознания личностью своих прав и обязанностей, проявленийактивности индивида в гражданском обществе» [2].
Однакоэти достаточно глубокие процессы обновления вошли в противоречие с практи-кой, когдапровозглашению ориентации на «де-мократизацию общества», на построение«соци-ального государства», на «становление правого общества» (конституционноеправо на образо-вание) сопутствует проявляющаяся тенденция к ограниченностиреализации этих демократи-ческих принципов.
Анализсовременного состояния образова-тельной системы российского общества даетос-нование ученым прийти к единому мнению.
Внешнесистема образования, в существенной мере сохраняя свои прежние очертания, приоб-ретенныеза годы советской власти, стремится к общемировой интеграции, по сути же –прак-тика образовательного процесса вступает в конфликт с теориями; вскрываютсяновые не-достатки образовательной концепции.
Мировоеэкономическое пространство и, со-ответственно, рынок образовательных услуг всебольше ориентируется на «дематериализо-ванные» виды деятельности, и будущееосно-вывается на непрерывной трансформации и ин-новациях. Вот почемуподдержание соответст-вия содержания изучаемых дисциплин профес-сиональныминтересам потребителей должно обеспечить обучающихся необходимым объе-момопережающих идей, знаний и способов дея-тельности с учетом динамики рынкатруда.
Списоклитературы
1. Robertson R. Globalization: Social Theory and Global Culture. London,1992.
2.Итоговая декларация Второго саммита Совета Европы (приня-та главами государстви правительств стран – членов Совета Европы 11 октября 1997 г. в Страсбурге) [Электронный ресурс]. – URL: www.echr-base.ru/sammit2.jsp.
3.Кичева И. В. Обогащение педагогической терминологии в 90-е годы XX века. –Пятигорск, 2004.
4.Тоффлер Э. Метаморфозы власти / пер. с англ. – М.: Изд-во АСТ, 2004. – С.38-39.
5. Education for All – quenching the thirst for education //International forum «Capacity Development for Education for All – Puttingpolicy into practice». Bonn, 2007,. 8–10 October [Электронный ресурс]. – URL: www.bmz.de/ en/EU_G8/Blickpunkte/blickpunkt_ efa_bonn/index.html.
6. One Laptop per Child: Initiative Official Website [сайт]. – URL: laptop.org/en/.
7.Образование для всех: официальный сайт Бюро ЮНЕСКО в Мо-скве [Электронныйресурс]. – URL: www.unesco.ru/rus/pages/ bythemes/efa.php 8. European Commission Development Policies [Электронный ре-сурс]. – URL:ec.europa.eu/development/poli-ciesgen_en.cfm 9. Зона европейскоговысшего образования // Болонский про-цесс и его значение для России. Интеграциявысшего образования в Европе. – М.: РЕЦЭП, 2005. – С.161-163.
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта obrazovanie21.narod.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат 1. Подготовка задачи к решению в ms excel
Реферат Изучение математики: как помочь ребенку
Реферат Подводная лодка "Акула"
Реферат Густинская летопись
Реферат Гражданская служба как социальный институт
Реферат Отчёт по учебной практике на базе ОАО "Завод "Маяк"
Реферат Учёт затрат, выхода продукции и её себестоимости в растениеводстве в СПК "Полтавский" Полтавского района Омской области
Реферат Dna Testing Essay Research Paper In two
Реферат История болезни - терапия (острая левосторонняя нижнедолевая пневмония)
Реферат Влияние формы организации уроков истории на качество знаний учащихся
Реферат Immigration 2 Essay Research Paper Immigration To
Реферат Избирательное право в Российской Федерации и практика его реализации
Реферат Моделирование работы приемника циклового синхросигнала аппаратуры ЦСП
Реферат Приватизация в Республике Беларусь 3
Реферат Історія первісного суспільства на українських землях