Реферат по предмету "Экономика"


ТНК, инвестирующие в КНР

Китай переживает настоящий бум иностранных инвестиций: зарубежные компании в прошлом году вложили сюда рекордные 55 млрд. долларов. Транснациональные корпорации (ТНК) уже давно используют дешевую и достаточно квалифицированную китайскую рабочую силу для производства товаров на экспорт. Китай является ведущим экспортером в развивающемся мире, причем на финансируемые из-за рубежа компании приходилось в прошлом году примерно 50% (около 275 млрд. долларов) всего китайского экспорта.
В последние годы все отчетливее проявляется другая тенденция: ТНК привлекает китайский внутренний рынок, который стал более доходным и более развитым, чем можно было себе представить несколько лет назад. В то время как состояние дел в экономиках США, ЕС и Японии оставляет желать лучшего (в этом году экономический рост в этих трех зонах составит не более 3%), рост китайской экономики достигает 7−8% в год. И хотя пока большинство китайцев не могут себе позволить покупать даже не очень дорогие иностранные товары, однако доход на душу населения существенно вырос. В Восточном Китае, например, он уже достиг 1200 долларов. В результате возник рынок товаров для 470 млн. человек со средними и чуть более низкими доходами. Для компаний вроде германской Siemens и американской Motorola китайский рынок стал наиболее важным в производстве мобильных телефонов и аксессуаров к ним, принося ежегодно миллиарды долларов. Японский лидер по выпуску электроники и промышленного оборудования — компания Toshiba когда-то использовала Китай только как базу для экспорта, а теперь две трети того, что продается на местном рынке, производится на ее 34 китайских же производствах. Продажи Toshiba в КНР достигли в 2001 году 2 млрд. долларов. Eastman Kodak контролирует примерно 63% местного рынка фотопленок — впору говорить о монополии этой компании в стране. Eastman Kodak считает Китай своим вторым по величине рынком после США, и ее продажи там растут, как нигде в мире. Прибыль General Motors от производства автомобилей, выпускаемых в Китае, по меньшей мере в два раза выше, чем от производства аналогичных моделей в США. Сети быстрого питания McDonald`s и Kentucky Fried Chicken (KFC) развернули в Китае в общей сложности 700 ресторанов и ежегодно открывают множество новых точек. Представители KFC не устают повторять: «Китай для нас — это настоящая золотая жила» [9]. Неудивительно, что компании, уже работающие на внутреннем рынке КНР, продолжают наращивать инвестиции. По данным китайского национального статистического бюро, треть иностранных инвестиций в страну поступает от компаний, которые получают здесь значительную прибыль и реинвестируют свои доходы. По статистическим подсчетам, в период 10-й пятилетки общий объем реально использованных иностранных инвестиций в Китае составило около 383 млрд. долларов США. Китай уже стал одним из важнейших реципиентов международного капитала и инвестиций ТНК [2]. По словам заместителя министра коммерции КНР Ма Сюхун, с начала проведения в Китае политики реформ и открытости, в Китае было создано свыше 570 тыс. предприятий, использующих иностранные инвестиции, совокупный объем иностранных инвестиций превысил 665 млрд. долларов. На конец сентября 2006 г. в Китай поступали инвестиции из более 200 стран и регионов, насчитывалось свыше 800 центров исследований и разработок, созданных с участием иностранного капитала, инвесторами в Китай выступали более 480 из 500 крупнейших мировых ТНК. По подсчетам, в 2005 г. промышленные предприятия с участием иностранных инвестиций создали добавленной стоимости на 11,9 трлн. долларов, что составило 29% общего объема добавленной стоимости в промышленности страны. Внешнеторговый товарооборот этих предприятий составил 21% всего китайского внешнеторгового товарооборота. На конец 2005 г. предприятия с участием иностранных инвестиций напрямую обеспечили занятость 25 млн. человек, что составляет 11% всех рабочих мест в Китае.
Глава 1. Транснациональные компании. Общие сведения Транснациональная корпорация (ТНК) представляет собой особый вид корпорации, переросшей национальные рамки и осуществляющей деятель­ность на мировом рынке через свои заграничные филиалы и дочерние об­щества. Это национальная компания с зарубежными активами, т. е. национальная по капиталу и контролю, но международная по сфере своей деятельности. Образование подконтрольных зарубежных пред­приятий (дочерних обществ и филиалов) происходит на основе экс­порта капитала крупнейшими национальными корпорациями. В со­временных условиях ТНК превратились в одного из основных субъ­ектов мирового рынка. Развитие транснациональных корпораций яв­ляется свидетельством усиления интернационализации хозяйствен­ной жизни. Транснациональные корпорации выступают преимущественно в форме международных трестов и концернов, которые создают обшир­ную сеть подконтрольных зарубежных предприятий. Их следует от­личать от межнациональных корпораций, которые образуются в резуль­тате слияния капитала различного национального происхождения. Характерной особенностью транснациональных корпораций являет­ся их производственная направленность. Первые транснациональные корпорации возникли в конце XIX — начале XX века, когда на базе вывоза капитала крупнейшими монополиями начали создаваться за­рубежные производственные филиалы. К концу XX века транснацио­нальные корпорации заняли существенное место в системе междуна­родных экономических отношений. Об их роли в мировой экономике можно судить по следующим данным: 1. В мире насчитывается более 40 тыс. материнских ТНК, которые контролируют около 250 тыс. дочерних компаний и отделений. 2. На них работают 73 млн. чел, т е. каждый десятый занятый в мире, включая сельское хозяйство. 3. На ТНК приходится свыше 30% мирового валового продукта, их годовой оборот составляет около 6 трлн. долл. 4. Число ТНК за последнюю четверть века возросло более чем в 5 раз. 5. 500 самых мощных ТНК реализуют 80% всей продукции электроники и химии, 95% продукции фармацевтики, 76% продукции машиностроения. 6. 85 ТНК контролируют 70% всех заграничных инвестиций. 7. Отраслевая структура ТНК 60%-в сфере производства, 37%-в сфере услуг, 3% - в добывающей промышленности и сельском хозяйстве. Организационные структуры управления транснациональными корпорациями прямо связаны с их сущностными характеристиками. Несмотря на обширную сеть зарубежных филиалов, представительств и дочерних фирм, транснациональные корпорации имеют опреде­ленную страну базирования или страну официальной юридической регистрации головного офиса. Высший управленческий состав ком­пании наделен полномочиями по осуществлению контроля за всей «пирамидой» компании, в том числе за ее зарубежными подразделе­ниями. Это придает системе управления жестко централизованный характер. С усилением процессов децентрализации управления в националь­ных компаниях транснациональные корпорации также пытаются вне­дрять новые методы управления, делегируя часть прежних функций высшего уровня своим зарубежным подразделениям, в особенности в области оперативного управления. В децентрализованных транснаци­ональных корпорациях основным хозяйственным звеном становятся так называемые центры прибыли, или автономные подразделения, ве­дущие самостоятельный учет соотношения произведенных затрат и выручки от реализации продукции, товаров, услуг своего подразделе­ния. В ряде случаев осуществляется разделение структуры управле­ния по стратегическим хозяйственным центрам, в которых (помимо перечисленных выше функций контроля) осуществляется также стра­тегическое планирование развития данного подразделения с учетом анализа динамики рынка, конкурентоспособности продукции, мар­кетинговых исследований и т. Д [4].
Децентрализация управления вызвала сокращение финансово-экономического контроля со стороны высшего звена и повышение ма­невренности зарубежных подразделений в принятии решений. Несмо­тря на это, централизация управления, существовавшая в течение мно­гих лет, привела к тому, что многие транснациональные корпорации имеют по-прежнему четко выраженную вертикальную структуру уп­равления с жесткой иерархичностью и делегированием полномочий от высшего звена управления к низшему. Вертикальная интеграция позволяет транснациональным корпорациям управлять как основной деятельностью компании, так и связанными с ней сферами интересов преимущественно на технологически последовательных стадиях про­изводства. Необходимость диверсификации производства, внедрения в новые сферы деятельности вызвала изменения в структуре управле­ния ряда транснациональных корпораций. В компаниях стала успеш­но внедряться матричная структура управления. При этом ряд транс­национальных корпораций счел эту форму управления излишне громоздкой, что побудило к возврату к более простым формам вертикаль­ного и горизонтального соподчинения.
Современная перестройка управления транснациональными кор­порациями непосредственно связана с развитием науки и техники, и в первую очередь — с компьютеризацией функций внутри компании. Использование электронной почты, электронной передачи данных позволяет гибко и активно управлять глобальными процессами в ком­пании, давая возможность вместе с тем осуществлять маневренное оперативное управление на местах. Организационные формы управ­ления транснациональными корпорациями изменяются в процессе адаптации к новым условиям хозяйствования. В мировой литературе по организации и управлению проводятся различия между многонациональными, глобальными, международны­ми и собственно транснациональными компаниями. Суть этих раз­личии представлена в таблице [7]: Тип компании Основные характеристики Многонациональная Правление определяет финансовую политику, но в то же время предоставляет дочерней компа­нии значительную автономию при разработке стиля управления и при решении местных производствен­ных и рыночных проблем Глобальная Централизует свою стратегическую, управленческую и маркетинговую политику Выгода достигается за счет экономии на масштабе и деятельности на глобальном уровне Продукция разрабатывается для удовлетворе­ния потребностей целого ряда стран. Специфические местные потребности нередко игнорируются Международная Правление сохраняет значительный контроль над системами управления дочерней компании и мар­кетинговой политикой, но в меньшей степени, чем в глобальной компании Продукция и технологии раз­рабатываются для внутреннего рынка, распространя­ются на другие страны со схожими рыночными харак­теристиками, затем распространяются повсюду Гиб­кое управление жизненным циклом продукции Транснациональная Сочетает свойства многонациональной, глобальной и международной компаний Продукты должны быть конкурентоспособны в мировом масштабе, однако видоизменяются и адаптируются в соответствии с требованиями местных рынков. Наряду с центра­лизацией одних ресурсов в главном правлении другие ресурсы распределяются среди дочерних компаний и интегрируются в результате их взаимо­действия Транснациональная компания в широком смысле понимается как компания, ведущая операции в глобальном масштабе через свои фи­лиалы и дочерние предприятия. Это предприятия, которые являются собственниками средств производства или контролируют производ­ственные мощности, находящиеся вне пределов страны, где располо­жена штаб-квартира ТНК. Такие предприятия не всегда являются ак­ционерными или частными; они могут быть также кооперативными или государственными организациями. Когда транснациональная компания принимает решение о рас­ширении деятельности за рубежом, она выбирает страну и конкрет­ный регион на основе таких факторов, как: рыночные условия; фак­торы производства и рабочей силы; затраты и квалификация кадров; · коммуникации и другие инфраструктурные системы, коммунальные услуги; экономические и финансовые условия; восприятие культуры; · рисковые ситуации, включая политический риск (рис. 1). Если оценка этих факторов положительная, то страна привлекает капитал широкого круга компаний, возможно, целого ряда отраслей промы­шленности. В противном случае страна (или регион) будет испыты­вать большие трудности с притоком внешних инвестиций. Рис. 1 Условия размещения основных подразделений транснациональных корпорация Большинство стран заинтересовано в иностранных инвестициях и стимулирует их привлечение. Типичными примерами стимулирова­ния являются налоговые льготы и скидки на ранней стадии деятель­ности иностранных компаний, поощрение размещения в наименее развитых районах страны, защита от экспроприации, гарантии от дис­криминационного применения законов. На деятельность некоторых иностранных компаний в данной стране местные власти могут нало­жить запрет. Это относится к компаниям, имеющим плохую между­народную репутацию, нежелающим осуществлять значительные фи­нансовые вложения в экономику этой страны, представляющим уг­розу для ее развития. От транснациональной компании требуется: инвестировать капитал в местные отрасли и (или) участвовать в об­щих проектах с местными партнерами; нанимать на руководящие должности местных работников; передавать технологии; способство­вать развитию местных рынков; обеспечивать занятость населения и обучение работников [6]. Дочерняя компания иностранной фирмы не получает поддержки правительства, когда она не в состоянии выполнить свои первоначаль­ные обязательства. С другой стороны, нередки случаи, когда дочер­няя компания не может обеспечить достаточное участие местных граж­дан в акционерном капитале предприятия, не нанимает местных уп­равляющих для работы на высших руководящих постах, не уважает национальных законов и трудовых традиций. В таких случаях власти предпринимают действия для ограничения деятельности дочерней компании [5]. Когда компания ведет деятельность в разных странах, она обычно набирает персонал на различных рынках труда. Когда в одном кол­лективе работают люди разных культур, компания сталкивается с про­блемой дифференциации интересов работников и их согласования с целями компании. Большинство транснациональных компаний обычно предпочитают нанимать на руководящую работу в иностран­ных филиалах местных управляющих. Благодаря этому дочерняя ком­пания имеет больше возможностей для самоконтроля; местные руко­водители обладают более широкими знаниями местных рынков, бо­лее восприимчивы к поведению местного персонала; отсутствуют рас­ходы на перевозку персонала; уменьшаются расходы по обучению ра­ботников и их приобщению к местной культуре.
Взаимоотношения между главным правлением и дочерней компа­нией определяются рыночными факторами. Если транснациональная компания продает технологии на рынках разных стран, дочерняя фир­ма должна иметь реальную возможность оперативно реагировать на ме­стные рыночные потребности. Она действует как ориентированное на новые технологии структурное подразделение ТНК, результаты деятельности которого измеряются размером полученной прибыли.
Дочерняя компания нередко проявляет озабоченность тем, что главное правление может пренебрегать местными интересами в поль­зу осуществления глобальной политики и что могут игнорироваться особенности местной культуры, не учитываться различия между на­циональными культурами разных стран. Поэтому поощряется эффек­тивный обмен информацией между главным правлением и дочерней компанией. По мере роста транснациональной компании увеличива­ется значение эффективного взаимодействия главного правления и дочерней компании. Входящие и исходящие информационные пото­ки поступают параллельно. Рыночная информация распространяется незамедлительно. Если руководящие должности в дочерней компа­нии занимают местные граждане с небольшим опытом совместной ра­боты с главным правлением, эффективный обмен информацией по­могает преодолеть культурные барьеры. Для успешной деятельности транснациональных компаний принципиальное значение имеет ре­шение проблем, касающихся взаимоотношений между руководством главного правления и дочерней компании, обеспечения функции кон­троля со стороны главного правления, поддержания равновесия меж­ду привлечением к руководству филиалом местных работников и кад­ровых сотрудников ТНК, а также развития систем обмена информа­цией внутри компании. Многие транснациональные компании накопили огромный опыт организационного развития. Транснациональные компании добива­ются успехов в управлении зарубежными предприятиями, сочетая международную интеграцию производства и локальную гибкость уп­равления. Они опираются на взаимозависимость ресурсов и функции подразделений организации; набор эффективных интеграционных ме­ханизмов их взаимодействия; мощную корпоративную поддержку и хорошо продуманную стратегию управления в глобальном масштабе. Транснациональные компании достигают такой взаимозависимости между их подразделениями, поощряя распределение между ними не только потоков материальных ресурсов, готовой продукции и капи­тала, но и опыта и знаний. Развитие рынков на транснациональной основе во многом зависит от уровня профессионализма руководите­лей, способных управлять интегрированным производством мирово­го масштаба. Особые требования предъявляются к трудовым ресурсам, к рас­ширению числа квалифицированных работников, которые должны обладать: · широким профессиональным опытом и знанием других функ­циональных сфер, представленных в глобальной организации; · способностью устанавливать хорошие личные взаимоотноше­ния в масштабе всей организации; · богатым опытом общения и обмена информацией; · способностью гибко мыслить с точки зрения взаимосвязей меж­ду подразделениями организации; · способностью обучаться и применять полученные знания; · восприимчивостью к различиям в культуре; · репутацией прямого и честного человека. Деятельность транснациональной компании строится на основе взаимодействия ее подразделений. Принципиально важно, чтобы ТНК расширяла практику приглашения потенциальных руководителей выс­шего звена из своих дочерних компаний и не ограничивалась рамка­ми рынка труда страны размещения главного правления. Управляю­щий, который уверенно себя чувствует в ситуации неопределенности, способен лучше справиться с неоднозначностью решения проблем транснационального управления. Он должен уметь общаться с людь­ми, слушать собеседника и учиться у других, уметь принимать реше­ния при отсутствии контроля сверху [3]. Управляющий не должен быть связанным коллективным внутригрупповым или внегрупповым мы­шлением, если это ограничивает его способность взаимодействовать с другими филиалами на равноправной основе.
Глава 2. Инвестиционный климат в Китае Способы использования иностранных инвестиций Непрерывно расширяя область капиталовложений и открывая внутренний рынок, Китай активно ищет и применяет новые способы использования иностранных инвестиций. Ввиду того, что одной из главных форм международного прямого инвестирования является транснациональное приобретение компании и ее присоединение, китайское правительство разрабатывает соответствующие установки в целях предоставления иностранным инвесторам возможности вкладывать капитал путем поглощения компании и ее присоединения [8]. Смешанное предприятие с привлечением иностранного капитала Смешанное предприятие с привлечением иностранного капитала называется и совместным предприятием на паевых началах. На территории Китая создается иностранным юридическим или частным лицом совместно с китайской компанией, предприятием или хозяйственной организацией путем совместного вложения инвестиций. СП характеризуется совместным внесением инвестиций и совместным хозяйствованием, а также разделением прибыли и возмещением убытков пропорционально фактическим долям участия сторон СП в уставном фонде и несением рисков. Сумма, вложенная в уставный капитал каждым из инвесторов, составляет определенную долю. На долю иностранного участника должно приходиться не менее чем 25% общей суммы уставного капитала. Китайско-иностранное предприятие совместного хозяйствования Китайско-иностранное предприятие совместного хозяйствования называются и совместным предприятием на началах контракта (договора), на территории Китая создается иностранным юридическим или частным лицом совместно с китайской компанией, предприятием или хозяйственной организацией путем совместного вложения инвестиций или предложения условий сотрудничества. Права и обязанности определяются в контракте (договоре), подписанном каждой стороной. Такое предприятие, в общих чертах создается так, что иностранный партнер предлагает все необходимое количество денежных средств или их большую часть, а китайская сторона предлагает землю, заводские здания, используемое оборудование, инфраструктуру, иногда и часть денежных средств. Предприятие исключительно на иностранном капитале Предприятие исключительно на иностранном капитале – это предприятие, которое создано на территории Китая и в соответствии с законодательством КНР иностранным юридическим или частным лицом и весь капитал в уставной фонд внесен иностранным инвестором. По Закону о предприятиях с участием иностранного капитала, предприятие исключительно на иностранном капитале, которое предполагается создать, должно благоприятствовать развитию народного хозяйства Китая и, по крайней мере, соответствовать одному из следующих условий: применять передовую технологию, соответствующую международному уровню, экспортировать всю свою продукцию или большею ее части. Формой организации предприятия обычно является компания с ограниченной ответственностью.
Совместное освоение Совместное освоение – это форма «разведки и освоения нефти на суше и на море на началах сотрудничества». Это один из способов экономического сотрудничества, который широко применяется в области международного освоения естественных ресурсов. Оно характеризуется тем, что риск может быть самым большим, сумма вложения – самой огромной, рентабельность – высокой. Совместное освоение, обычно, разделено на три этапа: разведка, освоение и производство.
Акционерная компания с привлечением иностранного капитала На территории Китая иностранное юридическое или частное лицо может совместно с китайской компанией, предприятием или экономической организацией создать акционерную компанию (общество или товарищество) с привлечением иностранного капитала. Весь уставный капитал акционерной компании образуется из эквивалентных паев. Участники несут ответственность в пределах стоимости своих паев, а компания несет ответственность по обязательствам всем принадлежащим ему имуществом. Китайский участник вместе с иностранным держат все паи компании, в том числе на долю паев иностранного участника должно приходиться более чем 25% уставного капитала акционерной компании. Действующая компания (общество или товарищество) с ограниченной ответственностью с участием иностранного капитала может предъявить заявку об акционировании. Т.е. предприятия с участием иностранного капитала, которые соответствуют требованиям, могут предъявить заявку об эмиссии акций в национальной или иностранной валюте и о выходе на фондовой рынок за границу. Региональные представительства в Шанхае 25 транснациональных корпораций получили регистрационные свидетельства на 12-й церемонии оглашения региональных представительств транснациональных корпораций, которая прошла в Шанхае 23 июля. В настоящее время число представительств транснациональных корпораций в Шанхае достигло 174. 156 компаний занимаются инвестициями, число иностранных центров, занимающихся исследованиями и разработками, составляет 204. Все больше глобальных корпораций, таких как американский нефтяной гигант ExxonMobil, General Electric Company, Unilever и многие другие открывают свои региональные представительства в Шанхае. Интернациональные компании, занимающиеся пятью основными направлениями бизнеса - продажами, управлением капиталами, исследованиями и разработками, услугами и управлением – все они приходят в Шанхай. 56 (одна треть от общего числа) из представленных в Шанхае транснациональных корпораций входят в список 500 крупнейших компаний в мире. Некоторые компании, например The Channel Products Group компании Intel и отделение разработки роботов компании ABB, открыли свои штаб-квартиры в Шанхае, что привело к дальнейшему усилению роли города в развитии штабной экономики НИОКР ТНК в Китае Высокопоставленный представитель Всемирной торговой организации недавно на Китайском форуме по вопросам охраны прав интеллектуальной собственности отметил, что в настоящее время Китай превратился в наиболее привлекательный в мире регион для капиталовложений в отрасль научных исследований, опередив США и Индию. Итоги обследования, проведенного в США среди 209 транснациональных компаний, показывают, что Китай стал приоритетным местом для создания научно-исследовательских учреждений. Это стало возможно только потому, что в последние годы в стране непрерывно улучшается инвестиционный климат, здесь работает большое количество высококвалифицированных научно- технических работников. За период после вступления Китая в ВТО в стране отмечается значительный рост количества научно-исследовательских центров, созданных транснациональными компаниями. В период с июня 2003 по июнь 2004 года общее количество созданных зарубежными компаниями в Китае научно- исследовательских учреждений составило около 200, в конце 2004 года эта цифра уже достигла 750 [10]. Директор Института мировой экономики при шанхайском отделении Академии общественных наук КНР Чжан Ювэнь считает, что создание в Китае большого количества научно-исследовательских центров отражает то, что зарубежные инвесторы с оптимизмом оценивают перспективы развития китайского рынка.
Глава 3. Примеры ТНК в Китае Автомобилестроение Непрерывно возрастающие возможности и интерес китайских потребителей к приобретению в частную собственность автомобилей делает Китай наиболее перспективным из мировых рынков автомобильной электроники. Все большее число транснациональных корпораций открывает в Китае предприятия по производству автоэлектроники. Отрасль автомобильной электроники производит системы электронного управления двигателем, шасси, бортовую информационную систему и программное обеспечение. По прогнозу представителя корпорации «Моторола» в Азии Перси Лама, в 2004 году в отрасли автомобилестроения Китая стоимость автоэлектроники в себестоимости автомобиля увеличится почти на 21 процент, что намного превышает среднемировой показатель /4,96 процента/. Огромный рынок автомобилестроения Китая дает огромные возможности для развития отрасли автоэлектроники. Помимо корпорации «Моторола» ряд других транснациональных автомобилестроительных и электронных корпораций, включая Интел, Майкрософт, Филипс и Форд, также создали в Китае предприятия по производству автоэлектроники. По статистике Китайского общества автомобилестроения, в январе-июле с.г. в стране было выпущено 3,03 млн. автомобилей, что на 23,5 процента больше, чем в аналогичный период истекшего года. По прогнозу Министерства информатики Китая, в 2005 году объем реализации автомобилей на китайском рынке достиг 1 трлн. юаней. Немецкий автомобильный концерн DaimlerChrysler AG инвестирует 300 миллионов евро в организацию производства в Китае двух моделей Chrysler. Как говорится в сообщении концерна, в Китае будут собирать автомобили Chrysler 300C и Chrysler Voyager. Производство Chrysler 300C организуют на СП BeijingBenz-DaimlerChrysler Automotive Ltd., которое также будет собирать седаны Mercedes-Benz C- и E-классов. Производство микроавтобусов Chrysler будет организовано китайской компанией Southeast Motor (SEM), являющейся СП между China Motor и Fujian Motor Industry. Всего в ближайшие годы DaimlerChrysler и китайские компании намерены инвестировать в организацию производства автомобилей Mercedes-Benz и Chrysler в Северо-Восточной Азии более 1 миллиона 200 тысяч евро. Исследование, проведенное Пекинским университетом в отношении транснациональных IT-компаний, показало, что деятельность этих компаний на территории Китая принесла огромный положительный экономический эффект для китайской IT-индустрии и при этом стимулировала развитие отрасли. Компьютерные ТНК Исследование под названием «Dell и экономический рост Китая» проводилось совместно Шэньчжэньским коммерческим институтом при Пекинском университете и Центром исследования экономики Китая при Пекинском университете. Объектом исследования была американская компания Dell и ее влияние на промышленное производство, занятость, сбор налогов и ВВП Китая. В исследовании указывается, что компания Dell оказала многоуровневое положительное влияние на экономику Китая. В 2005 г. прямой и косвенный вклад этой компании в ВВП Китая составил 36,4 млрд. долларов, при этом за ее счет в различных отраслях китайской экономики было создано почти 1,5 млн. рабочих мест. Кроме того, компания сыграла важную роль в развитии национальной IT-индустрии и дала возможность партнерам и поставщикам использовать свой богатый капитал ноу-хау и управленческих технологий.
В исследовании отмечается, что деятельность ТНК в Китае выгодна обеим сторонам. В качестве примера специалисты приводят компанию Dell, с 2001 года объем закупок которой в Китае уже составил 41% от ее общемирового объема закупок. Сейчас Dell уже создала в Сямэне второй завод, который будет обслуживать нужды японских и корейских потребителей. Шанхайский центр разработки компании Dell уже стал крупнейшим в мире после американского.
Моторола - крупнейший иностранный производитель на китайском рынке 2007 год - 20-я годовщина со дня выхода компании «Моторола» на рынок внутренних районов Китая. За 20 лет совокупный объем капитала, размещенного «Моторолой» на китайском рынке, превысил 3,6 млрд. долл. США. Объем доходов от продаж составил более 58,1 млрд. долл. США. По этому показателю «Моторола» стал крупнейшим иностранным производителем на китайском рынке [11]. По статистике, объем производства мобильных телефонов компании «Моторола» в Китае составил 34 процента от мирового. В 1993-2006 гг. совокупные доходы от сбыта компании «Моторола» составили 58, 178 млрд. долл. США, объем экспорта достиг 41,71 млрд. долл. США. Президент компании «Моторола» /Китай/ Гао Жуйбинь сказал, что в 1987 г. компания «Моторола» создала свое представительство в Пекине и стала одной из самых первых транснациональных компаний, вступивших на китайский рынок. По словам главы администрации зоны экономического развития г. Тяньцзинь /Северный Китай/ Ли Юна, размещение капитала компании «Моторола» на китайском рынком считают хорошим примером китайско-американского торгово-экономического сотрудничества. В настоящее время около 200 компаний в Китае являются поставщиками компании «Моторола», 70 из них работают в г. Тяньцзинь. В 1993-2006 гг. объем закупок компании «Моторола» на китайском рынке составил 24,685 млрд. долл. США. THK-BP Корпорация BP получила разрешение на создание совместного предприятия с китайской Sinopec. Инвестиции британских промышленников в СП составят $14 млрд. Официального одобрения правительства КНР инициатива BP еще не получила, но, по данным источников, Китай не против пригласить иностранцев в стратегическую отрасль. Китайское правительство разрешило транснациональному топливному концерну BP создать совместное предприятие с Sinopec – крупнейшей в стране компанией, занимающейся нефтепереработкой и производством нефтепродуктов. Совместное предприятие, по данным The Observer, будет организовано за счет объединения активов китайской и британской компаний. Капиталовложения британской корпорации могут стать одними из самых масштабных в истории нефтегазовой отрасли КНР – около $14 млрд. Это примерно 25% стоимости всех активов Sinopec. По мнению аналитиков нефтегазового рынка, решение китайских властей – сигнал для других транснациональных топливных компаний. «Если правительство КНР не возражает против крупных инвестиций сторонних компаний в стратегическую отрасль, тем более не следует ждать противодействия в менее значимых вопросах», – отмечают эксперты. Для менеджеров BP разрешение на создание СП в Китае стало неожиданностью. «Для нас это новость. Не секрет, что мы заинтересованы инвестировать в Китай, и по этому поводу мы ведем долгие переговоры с китайским руководством. Мне известно на сегодняшний день только то, что переговоры продолжаются», – сообщил официальный представитель британской компании Роди Кеннеди. Сделка с китайской корпорацией дает BP очевидные стратегические преимущества в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Фактически компания станет первопроходцем среди западных корпораций в стране со стремительно растущей экономикой и традиционно высоким спросом на нефтепродукты. В случае удачного завершения сделки с Sinopec BP сможет побороться с корпорацией ExxonMobil за первое место в рейтинге ведущих предприятий нефтегазовой отрасли. «Очевидны выгоды и для Sinopec, – подчеркивают аналитики. – Китайцы получат гарантированную помощь британской компании в разведке новых месторождений. Эта сфера освоена специалистами Sinopec довольно слабо». Ряд аналитиков ранее высказывали сомнения относительно благополучного исхода переговоров между BP и Sinopec. В финансовой корпорации Citigroup придерживаются мнения, что BP не разрешат полноценно работать на энергетическом рынке Китая. «Мы сомневаемся в том, что BP будет входить на китайский рынок в масштабах TНК-BP, как она вышла в свое время на российский рынок. Вероятнее всего, BP просто ищет перспективные инвестиционные проекты для своего бизнеса», – говорится в отчете специалистов финансовой группы [12]. По данным экспертов, «до сих пор сохраняется неопределенность в отношении создания СП, и руководство страны может отменить сделку в самый последний момент». Но руководство британского топливного концерна постарается склонить китайских чиновников на свою сторону. «Китай – это крупный рынок, на котором до сих пор нет сторонних нефтяных компаний. Пока на тысячу человек приходится всего одна машина. Но через 25 лет этот разрыв уменьшится, и одна машина уже будет приходиться на 25 человек. Если к этому моменту вас не будет на рынке, то, скорее всего, вы пропустите этот поезд», – говорит аналитик ING Financial Markets Джейсон Кенни. Текстиль Отмена импортных квот на одежду и текстиль должно привести к укреплению позиций транснациональных корпораций, консолидирующих производство на крупных предприятиях в странах со здоровыми экономическими основами. Такой прогноз содержится в исследовании Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), названном «Транснациональные корпорации и упразднение квот на текстиль и одежду». Отмена квот, произошедшая 1 января 2005 после истечения срока действия Соглашения ВТО по текстилю и одежде, должна создать условия для ужесточения конкурентной борьбы за прямые иностранные инвестиции, которая является фактором развития производства и экспорта в текстильной и швейной промышленности. В исследовании прогнозируется, что отмена квот предъявит более жесткие требования к странам, которые хотят стать экспортными базами для этой продукции. Во многих развивающихся странах текстильная и швейная промышленность контролируется восточноазиатскими транснациональными корпорациями. Транснациональные корпорации становятся все более важным звеном глобальных цепей распределения и производства различных товаров. Хорошо известно, что крупные сети розничной торговли, базирующиеся в США, Европе и Японии, определяют структуру рынка. Но кроме того, они укрепляют свои позиции в производственном секторе. В отличие от торговых сетей, производящие корпорации в основном расположены в Восточной Азии и имеют производства по всему миру. В Африке в последние годы отмечено увеличение производства текстиля в Лесото, ЮАР, на Мадагаскаре и Маврикии, причем оно обусловлено именно деятельностью транснациональных корпораций из Восточной Азии, таких как Ramatex Berhad, China Garments Manufacturers, Lesotho Precious. Это относится также к Латинской Америке и бассейну Карибского моря: иностранные компании контролируют производство текстиля на экспорт в Доминиканской Республике, Гондурасе, Мексике. Что интересно, большинство членов Камбоджийской ассоциации производителей одежды имеют головные офисы на Тайване, в Китае и Южной Корее. В Китае предприятия с иностранными инвестициями обеспечивают более трети экспорта одежды и текстиля.
Отмена квот привела к тому, что решения по инвестиционным проектам и привлечению подрядчиков стали более зависимы от фундаментальных экономических соображений. Низкая стоимость труда не будет единственным и достаточным фактором выбора объекта инвестиций. Скорее всего, отрасль будет развиваться по пути консолидации производства на более крупных предприятиях, расположенных в небольшом количестве стран. Китай и Индия особенно привлекательны в этом смысле, хотя отдельные факторы могут препятствовать высокой концентрации производства. Близость к рынкам сбыта продолжает играть важную роль в отдельных категориях продукции; некоторые производители сообщили, что намерены сохранить несколько производственных баз, чтобы не зависеть полностью от состояния какой-либо одной экономики.
Остающиеся торговые преференции также окажут влияние на географию текстильной и швейной промышленности. Африка, Латинская Америка и страны бассейна Карибского моря имеют хорошие шансы увеличить экспорт на рынки США и Европы. Многие страны третьего мира очень сильно зависят от экспорта текстиля и одежды. В 2003 году эти товары составляли более 80% экспорта Камбоджи, Гаити, Бангладеш и Макао (Китай), 70% экспорта Пакистана и Лесото, 50-60% экспорта Маврикия, Шри-Ланки и Непала. Еще в пяти странах на долю этой товарной группы приходилось 30% экспорта. Упразднение квот вызовет ужесточение конкуренции вокруг прямых иностранных инвестиций в страны-экспортеры. В 2002-2004 годах наибольший объем инвестиций в текстильную и швейную промышленность привлекли Китай, Болгария, США, Венгрия, Бразилия и Индия. ЮНКТАД призывает страны-экспортеры участвовать в инвестиционных проектах на таких условиях, которые позволят им иметь полный технологический цикл, а не только выполнять отдельные операции. Основными элементами политики в области текстильной и швейной промышленности должны стать: определение своей ниши на рынке, создание системы подготовки специализированных кадров, инвестиции в ИТ, развитие инфраструктуры (прежде всего, портов и зон переработки для экспорта), использование существующей системы тарифных преференций [13]. Крупнейшими восточноазиатскими транснациональными текстильными корпорациями являются: The Esquel Group (поставщик футболок, имеет текстильное производство в Китае, швейное – в Китае, Малайзии, Вьетнаме, на Шри-Ланке и Маврикии), Nien Hsing (крупнейший на мировом рынке поставщик джинсовой одежды, имеет предприятия в Лесото, Мексике, Никарагуа и Свазиленде), Top Form (крупнейший поставщик белья, имеет предприятия в Китае, Таиланде, на Филиппинах), Boolim (поставщик спортивной, повседневной одежды и трикотажа, имеет предприятия в 25 странах мира), Carry Wealth Group (производитель трикотажа, имеет фабрики в Китае, Сальвадоре, Индонезии, Лесото и Вьетнаме), Yue Yuen/Pou Chen Industrial Holdings (крупнейший производитель спортивной и повседневной обуви различных марок).
Заключение Китай поощряет зарубежных инвесторов участвовать в осуществлении стратегии массового освоения западной части и стратегии подъема старых промышленных баз в северо-восточном и других районах Китая, вкладывать больше капиталов в отрасли высокотехнологий, передового машиностроения, современной индустрии услуг, сельского хозяйства и охраны окружающей среды, приветствует транснациональные компании переместить в Китай звенья обрабатывающей промышленности с высоким уровнем и добавленной стоимостью продукции, исследовательские институты и подрядные работы в индустрии услуг. Китайское правительство поощряет предприятия вести сотрудничество с транснациональными корпорациями в разнообразных формах в области инвестиционной разработки, исследовании новых технологий, заготовки ресурсов и освоении рынка. Китайское правительство поощряет отечественные и зарубежные предприятия осваивать продукцию, позволяющую экономить энергию, воду и материалы, энергосберегающие и экологически чистые автомобили, жилые дома, экономящие энергию и землю, направить все усилия на техническую реконструкцию для экономии ресурсов в ведущих отраслях -- отраслях металлургии, стройматериалов, химической и энергетической промышленности. Вице-премьер выразил надежду, что предприятия различных стран вложат больше капиталов в проекты по экономии энергии и снижению расходов, принесут передовые технологии и модели производства, полезные для охраны окружающей среды, а тем самым внесут вклад в экономию ресурсов и защиты окружающей среды в Китае. Предприятия с участием иностранных капиталов смогут сознательно соблюдать китайские законы и законоположения, в том числе закон о труде и закон об охране окружающей среды, по-деловому защищать законные права и интересы рабочих и служащих и практическими действиями поддерживать построение в Китае гармоничного общества. Восприятие транснациональных компаний в Китае существенно менялось с течением времени. Эта страна открыла двери глобальному бизнесу и прямым иностранным инвестициям в конце 1970-х, когда на китайский рынок пришли Volkswagen, Coca Cola и 3M. В 1980-х к ним присоединились Motorola, Philips и NEC – в те времена мультинациональные компании принимались в Поднебесной с распростертыми объятиями и пользовались значительными налоговыми и таможенными льготами. Любовь к лидерам мирового бизнеса китайцы пронесли и через 1990-е, постепенно узнавая эти компании ближе. Потребители предпочитали их продукцию местной – что еще нужно для счастья? Однако XXI век принес некоторое охлаждение энтузиазма Китая в отношении транснациональных корпораций – в 2001 году страна вступила в ВТО, и потребители стали воспринимать товары и услуги мировых гигантов уже без прежнего пиетета, а власти стали придирчиво рассматривать проекты транснациональных компаний на предмет соответствия национальной политике, да еще и снижать льготы. Открывшись для транснациональных корпораций, Китай рассчитывал на то, что они привнесут в местную экономику денежные средства, ноу-хау, знания и навыки. Прогресс китайского бизнеса, жадно впитывавшего иностранные вливания, был столь быстрым, что передовые местные компании уже мечтают обойти западных «учителей» в конкурентной борьбе. Это бурное развитие местных звезд девальвировало в глазах китайцев вклад транснациональных компаний. Но теперь от мировых монстров ожидают, что они станут ролевыми моделями для китайских – партнеров? Конкурентов? Мультинациональные корпорации не всегда оправдывают эти ожидания. Ошибки могут стоить им очень дорого – шаг от любви до ненависти к иностранным гостям здесь может оказаться совсем маленьким. Новости в перенаселенном Китае распространяются мгновенно, тем более что страна насчитывает уже более 100 млн. «жителей глобальной сети», и потребители моментально обмениваются мнениями о той или иной компании и ее продукции. Потеря лица в глазах китайцев может стать фатальной, и в этом отношении мультинациональным пришельцам нужно следить как за сутью своего имиджа, так и за его целостностью. Чтобы сохранить успех, транснациональные корпорации должны мыслить локально, при этом действуя глобально. Это значит, что бизнес-модели и подходы стоит приспосабливать к местным условиям, уважая культурные традиции и нормы и полностью принимая во внимание политическую обстановку. Очень важно привлекать местные таланты и полностью использовать их вклад в развитие компании. Китайские менеджеры лучше «варягов» осведомлены о тонкостях ситуации на рынке. Однако при этом транснациональные корпорации должны убедиться сами и убедить Китай в том, что их местная политика абсолютно согласуется с общемировой стратегией, что их поведение последовательно во всех странах их присутствия.
Итак, для транснациональных корпораций в Китае важно четко изучить местные правила игры и соблюдать их. При этом опыт местных талантов и их знание особенностей ведения бизнеса в этой стране должны быть уравновешены опытом менеджеров мирового уровня с багажом глобальных корпоративных стандартов. Не стоит пытаться «казаться китайцами». Равно опасно стараться изобрести специальную «китайскую» политику, отличную от общих правил компании. От менеджеров в таких условиях требуется доскональное понимание местной специфики – наряду с безусловным соблюдением на практике глобальных корпоративных норм. Транснациональные корпорации должны показывать свое осознание той высокой роли хранителей и распространителей бизнес-эталонов, которую им диктует Китай, и безупречно соответствовать этой роли. Только такая политика приведет их к долгосрочному успеху в Поднебесной. Литература 1. Мовсесян А.Г. Транснационализация в мировой экономике. — М.: ФА, 2000. 2. «Мировая экономика» под редакцией А.С. Булатова Москва 2000г 3. «Международная экономика и международные отношения» №10 2000г. 4. «Международная экономика и международные отношения» №12 2001г. 5. Титов К. Международное антимонопольное ре­гулирование и ВТО // МЭ и МО. 2000. № 10. 6. Авдокушин, Е. Ф. Международные экономические отношения:Учеб.-М.:Юристъ,2001.-(Homofaber).-366 с. 7. Мировая экономика: Экономика зарубежных стран: Учеб. для экон. специальностей вузов/ 8. Е. Ф. Авдокушин, А. В. Бойченко, В. Ф. Железова и др.; 3-е изд.-М.:Флинта: Моск.психол.- социал. ин- т,2001. 9. Авдокушин, Е. Ф. Международные экономические отношения: Учеб. : Для вузов по экон. специальностям и направлениям/Е. Ф. Авдокушин.- М. :Экономистъ,2004.-(Homo faber).-366 с. 10. Институт транснациональных корпораций http://www.itnc.ru/index_r.htm 11. Окно в Китай http://www.chinawindow.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.