Реферат по предмету "Психология, педагогика"


Онтологическое основание педагогики в православной традиции

Игум. Георгий (Шестун)
Православнаятрадиция может быть рассмотрена в двух типологических формах – как традициякультурно-историческая и как Церковное Предание.
Рассматриваяправославную традицию в категориях культурно-исторической традиции, как способжизнеустроения, мы выделяем, прежде всего, нравственные заповеди и культовыеустановления, мы определяем, что является ценным в Православии, какие обычаи,правила, нормы, выработанные в течение истории в лоне Православной культуры каквыражение Божественного человеческими средствами, востребованы в наше время.Нормы, установления, обычаи, и являются средством организации общей жизни, этозаконы управления человеческим сообществом, а значит форма управления человекомкак членом социума, управление «внешним человеком».Культурно-историческая традиция, утверждая нравственные заповеди христианства воснове общественного жизнеустроения, определяет жизнь человека в мире другихлюдей и ограничивает рассмотрение проблемы преемства только рамкамиаксиологической интерпретации христианства. Такой подход позволяет нам выделитькультурно-историческую традицию как светский компонент православной традиции,на основе которой определяется содержание нравственного и гражданскоговоспитания, а также процесса социализации личности. Культурно-историческаятрадиция определяет начальную границу нравственного совершенствования человека,целью которого является обожение человека. Культурно-историческая традиция вПравославии связана со способом выражения Богооткровенной Истины.
Вкачестве конфессиональной традиции Православие осознается как ЦерковноеПредание (или традиция Церковная). Церковное Предание рассматривается какспособ и условие восприятие Истины. Предание сообщает каждому члену Церквиспособность слышать, принимать и познавать Истину в присущем ей свете, а не вестественном свете человеческого разума. Предание не передача прошлого вбудущее, а данная Церкви сила передачи, сопутствующая тому, что передается.Жить в Предании, значит жить церковной жизнью. На этом уровне Православнойтрадиции человек видит себя перед Лицом Божиим, перемещает свой взор на«внутреннего человека», открывает в себе реальность внутреннего мира.Предание, обращение к свидетельству святых, усвоение их духа, а значит особоговзгляда на мир, особой духовной ориентации человека в этом мире. Через Преданиевыявляется онтологическое основание православной традиции. Оно удостоверяетсодержание идеалов и ценностей, образующих аксиологическую традицию.
Православнаятрадиция признает изначальную духовность человека и реальность естественногонравственного закона, обретаемого во всех людях. Благодаря естественному нравственномузакону признаются фундаментальными правила нравственной жизни человека иобщества. Церковная традиция утверждает, что этот закон дан Богом, и являетсядостоянием всех людей, он ориентирует каждого человека в выборе добра.
Изначальнаядуховность человека присуща ему по естеству и состоит в его творческойспособности, в способности познавать божественный закон, в его свободе,словесном даре, в его стремлении к истине, добру и красоте. Человеческаядуховность сама по себе не может удержать человека от греховного падения,которое состоит в отрицании нравственного закона и следовании своей греховнойволе. Для исполнения нравственного закона недостаточно одного нравственногосамоопределения или желания человека, необходима сила, оживляющая дух иустремляющая человека к Богу. Эта сила даруется человеку Божественнойблагодатью в Церковных таинствах. В церковной традиции духовностьрассматривается как благодать Божия, как божественная энергия, оживляющаяиндивидуальный дух человека и устремляющая его к Богу. Эта особая сила,обретаемая в церковной жизни, дает человеку возможность нравственногосовершенствования.
Впонятии духовно-нравственного становления осуществляется сопряжение понятий«нравственный» и «духовный». Духовно-нравственноестановление есть процесс, цель, устремление и доминанта развития и духовногостановления человека, при этом развитие захватывает все силы и способностичеловека, как плотские, так и разумные силы души, а духовное становлениепонимается как обретение целостности и превосхождение естества в личностномбытии.
Сточки зрения педагогики сущность сопряжения понятий «нравственный» и«духовный» в понятии «духовно-нравственное становление»наиболее близко отражает богословское понятие«совершенство-устремление», развиваемое в русле синергийного подхода.Используя понятие «энергийный образ человека» как структуру множестваиндивидуальных разнородных энергий, «совершенство-устремление»определяется как характеристика такого типа энергийного образа человека, прикотором все без изъятия энергии человека согласно направляются к Богу, кИнобытию, за пределы внешней эмпирической реальности (С. Хоружий). В процесседуховного становления (продвижение человека к соединению с благодатью) энергиичеловека, не подавляясь усваивают себе новый строй сообразный с действиемблагодати. Человеческие энергии могут лишь создавать условия и предпосылки дляэтого. «Совершенство-устремление» рассматривается как вектор иустремление, доминанта, сила и энергия духовно-нравственного становления.
Развитиечеловека можно определить как становление самим собой или реализацию истинногоЯ, через сотворение себя в синергии с действием благодати, что означает в то жевремя открытие в себе Образа Божия, в самосознании, жизни и деятельностичеловека.
Такомупониманию развития предпослано представление православной традиции осуществовании у человека двух планов самосознания: существует не толькоэмпирическое Я повседневного самосознания, с его наличными, ограниченнымипсихологическими характеристиками, которое и является предметом традиционныхнаучных исследований, но и высшее Я, содержащее всю полноту возможностей,которые в перспективе может раскрыть человек, проходящий свой жизненный путь вусловиях пространственно-временных ограничений и определенной социокультурнойсреде. В христианской антропологии это – понятие Образа Божия в человеке. Егоносителем является каждый человек, даже если он этого не осознает и несообразует свою жизнь в соответствии с ним. Человек, сознательно идущий путемдуховного развития стремится уподобиться Образу Божию. Отношение междуэмпирическим и высшим Я, их встречное движение создают,«вертикальное» измерение развития как такового и определяютценностное (аксиологическое) содержание развития. Сугубо«горизонтальные» изменения, которые мы все претерпеваем постоянно,носят адаптационный или опережающе-адаптационный характер и могут не иметьсамостоятельного ценностного содержания.
Сущностьдуховного становления составляет путь воссоединения человека с Богом (теозис,обожение). Это есть путь спасения падшего человека, путь его восстановления впервозданной чести. Разделение возникшее между человеком и Богом, ставшее длячеловека непреодолимой бездной после его самоопределения в новом состоянииблизком к небытию (В.Н. Лосский), состоянии греха и смерти, требует от человекадля выполнения своего призвания – соединения с Богом, преодоления тройнойпреграды: смерти, греха и природы. Церковная традиция утверждает, что одинтолько Бог может, освобождая человека от смерти и греховного пленения, вернутьему возможность обожения. Духовное становление представляет собой процессобретения человеком личностного бытия в церковной жизни.
Впроцессе духовно-нравственного становления человек становится личностью.Единство развития и духовного становления носит процессуальный, целевой иэнергийный характер и проявляется в том, что только в личностном бытиистановится возможным истинное развитие, которое проявляет себя каксотворчество, синергия Бога и человека в обожении, достижении «высшегоЯ», в святости, в очищении и открытии Образа и обретении подобия Божьего вчеловеке. Богоподобие человека проявляется через воссоздание соборного единствачеловеческой природы в жизни по христианским заповедям смирения, кротости,терпения, целомудрия, любви, милосердия, чистоты сердца, миротворчества,твердости в исповедании веры.
Предметомправославной педагогики является образование как восстановление целостностичеловека, предполагающее развитие всех его сил, всех его сторон, соблюдающееиерархический принцип в устроении человека. Иерархический принцип требуеттакого устроения человека, при котором образ Божий мог бы раскрыться во всейсиле, во всей полноте.
Созданиеусловий для духовно-нравственного становления человека, для обретения имличностного бытия в Церкви, усвоение личностью спасительного, нравственновостребованного духовного опыта составляет сущность процесса воспитания вправославной педагогике. Воцерковление есть создание условий длядуховно-нравственного становления, поэтому мы вправе определить воспитание каквоцерковление, или, что то же самое, раскрыть содержательно-смысловую сторонупонятия воцерковление через идею православного воспитания.
Педагогическаяподдержка врожденной потребности человека к познанию Истины и к Богообщениюсоставляет суть обучения в православной традиции.
Церковь,семья, школа образуют совокупность условий, определяющих духовно-нравственноестановление человека в православной традиции.
ВПравославной традиции личность рассматривается как духовная ипостасьчеловеческой природы. Природа человека имеет характер соборности, поврежденныйв грехопадении и восстановленный в Церкви. Человек не ограничен своейиндивидуальной природой, он не часть целого, а потенциально содержит в себецелое. Единое человеческое естество, рассеченное грехом на множество частейвосстанавливает утерянное единство в Церкви в Таинстве Крещения. В ТаинствеЕвхаристии, таинстве Тела и Крови Христовых, осуществляется соединение соХристом и со всеми членами Церкви. Церковь как новое единство очищенной Христомчеловеческой природы, как единое Тело Христово есть также и множественностьлиц, каждое из которых получает дар Духа Святого, который сообщает каждойчеловеческой ипостаси в Церкви полноту благодати, превращая каждого всознательного соработника Богу, даруя каждому возможность реализовать егонеповторимое призвание.
Градациядуховного возрастания личности определяется в понятиях «лик»,«лицо» и «личина» (о. Павел Флоренский). В лике естьвоплощение в жизни и личности образа Божия, явление его миру. «Лицо»характеризуется проявленностью совершенство-устремления. При утратесовершенство- устремления появляется маска, личина, которая лживо указывает нанесуществующее. В психологическом плане различие между «лицом»,«ликом» и «личиной» проявляется в дифференциации внешней ивнутренней жизни человека. По мере приближения к «лику»дифференциация должна уменьшаться, в противном случае увеличиваться.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.portal-slovo.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.