Реферат по предмету "Психология, педагогика"


Общее представление о памяти

Впечатления,которые человек получает об окружающем мире оставляют определенный след,сохраняются, закрепляются, а при необходимости и возможности — воспроизводятся.Эти процессы называются памятью. «Без памяти,— писал С. Л. Рубинштейн,— мыбыли бы существами мгновения. Наше прошлое было бы мертво для будущего.Настоящее, по мере его протекания, безвозвратно исчезало бы в прошлом»'.
Памятьлежит в основе способностей человека, является условием научения, приобретениязнаний, формирования умений и навыков. Без памяти невозможно нормальноефункционирование ни личности, ни общества. Благодаря своей памяти, еесовершенствованию человек выделился из животного царства и достиг тех высот, накоторых он сейчас находится. Да и дальнейший прогресс человечества безпостоянного улучшения этой функции немыслим.
Памятьможно определить как способность к получению, хранению и воспроизведениюжизненного опыта. Разнообразные инстинкты, врожденные и приобретенные механизмыповедения есть не что иное, как запечатленный, передаваемый по наследству илиприобретаемый в процессе индивидуальной жизни опыт. Без постоянного обновлениятакого опыта, его воспроизводства в подходящих условиях живые организмы несмогли бы адаптироваться к текущим быстро меняющимся событиям жизни. Не помня отом, что с ним было, организм просто не смог бы совершенствоваться дальше, таккак то, что он-приобретает, не с чем было бы сравнивать и оно бы безвозвратно утрачивалось.
Памятьесть у всех живых существ, но наиболее высокого уровня своего развития онадостигает у человека. Такими мнемически-ми возможностями, какими обладает он,не располагает никакое другое живое существо в мире. У дочеловеческихорганизмов есть только два вида памяти: генетическая и механическая. Перваяпроявляется в передаче генетическим путем из поколения в поколение жизненнонеобходимых биологических, психологических и поведенческих свойств. Втораявыступает в форме способности к научению, к приобретению жизненного опыта,который иначе, как в самом организме, нигде сохраняться не может и исчезаетвместе с его уходом из жизни. Возможности для запоминания у животных ограниченыих органическим устройством, они могут помнить и воспроизводить лишь то, чтонепосредственно может быть приобретено методом условно-рефлекторного,оперативного или викарного научения, без использования каких бы то ни быломнемических средств.
Учеловека есть речь как мощное средство запоминания, способ хранения информациив виде текстов и разного рода технических записей. Ему нет необходимостиполагаться только на свои органические возможности, так как главные средствасовершенствования памяти и хранения необходимой информации находятся вне его иодновременно в его руках: он в состоянии совершенствовать эти средствапрактически бесконечно, не меняя своей собственной природы. У человека,наконец, есть три вида памяти, гораздо более мощных и продуктивных, чем уживотных: произвольная, логическая и опосредствованная. Первая связана сшироким волевым контролем запоминания, вторая — с употреблением логики, третья— с использованием разнообразных средств запоминания, большей частьюпредставленных в виде предметов материальной и духовной культуры.
Болееточно и строго, чем это сделано выше, память человека можно определить какпсихофизиологический и культурный процессы, выполняющие в жизни функциизапоминания, сохранения и воспроизведения информации. Эти функции являются дляпамяти основными. Они различны не только по своей структуре, исход-.:, нымданным и результатам, но и по тому, что у разных людей развиты неодинаково.Есть люди, которые, например, с трудом запоми.^ нают, но зато неплоховоспроизводят и довольно долго хранят в iial мяти запомненный ими материал. Этоиндивиды с развитой долгот временной памятью. Есть такие люди, которые,напротив, быстро запоминают, но зато и быстро забывают то, что когда-тозапомнили. У них более сильны кратковременный и оперативный виды памяти.,
Виды памяти и их особенности
Существуетнесколько оснований для классификации видов человеческой памяти. Одно из них —деление памяти по времени сохранения материала, другое — по преобладающему впроцессах запоминания, сохранения и воспроизведения материала анализатору. Впервом случае выделяют мгновенную, кратковременную, оперативную, долговременнуюи генетическую память. Во втором случае говорят о двигательной, зрительной,слуховой, обонятельной, осязательной, эмоциональной и других видах памяти.Рассмотрим н дадим краткое определение основным из названных видов памяти.
Мгновенная,или иконическая, память связана с удержанием точной и полной картины только чтовоспринятого органами чувств, без какой бы то ни было переработки полученнойинформации. Эта память — непосредственное отражение информации органами чувств.Ее длительность от 0,1 до 0,5 с. Мгновенная память представляет собой полноеостаточное впечатление, которое возникает от непосредственного восприятиястимулов. Это — память-образ. •
Кратковременнаяпамять представляет собой способ хранения информации в течение короткогопромежутка времени. Длительность' удержания мнемических следов здесь непревышает нескольких десятков секунд, в среднем около 20 (без повторения). Вкратковременной памяти сохраняется не полный, а лишь обобщенный образ  воспринятого,его наиболее существенные элементы. Эта память работает без предварительнойсознательной установки на запоминание но зато с установкой на последующеевоспроизведение материала Кратковременную память характеризует такойпоказатель, как объем. Он в среднем равен от 5 до 9 единиц информации иопределяется по числу единиц информации, которое человек в состоянии точновоспроизвести спустя несколько десятков секунд после однократного предъявленияему этой информации.
Кратковременнаяпамять связана с так называемым актуальным сознанием человека. Из мгновеннойпамяти в нее попадает только та информация,, которая сознается, соотносится сактуальными интересами и потребностями человека, привлекает к себе егоповышенное внимание.
Оперативнойназывают память, рассчитанную на хранение информации в течение определенного,заранее заданного срока, в диапазоне от нескольких секунд до нескольких дней.Срок хранения сведений этой памяти определяется задачей, вставшей передчеловеком, и рассчитан только на решение данной задачи. После этого информацияможет исчезать из оперативной памяти. Этот вид памяти по длительности храненияинформации и своим свойствам занимает промежуточное положение междукратковременной и долговременной.
Долговременная— это память, способная хранить информацию в течение практическинеограниченного срока. Информация, попавшая в хранилища долговременной памяти,может воспроизводиться человеком сколько угодно раз без утраты. Более того,многократное и систематическое воспроизведение данной информации толькоупрочивает ее следы в долговременной памяти. Последняя предполагает способностьчеловека в любой нужный момент припомнить то, что когда-то было им запомнено.При пользовании долговременной памятью для припоминания нередко требуетсямышление и усилия воли, поэтому ее функционирование на практике обычно связанос двумя этими процессами.
Генетическуюпамять можно определить как такую, в которой информация хранится в генотипе,передается и воспроизводится по наследству. Основным биологическиммеханизмомзапоминания информации в такой памяти являются, по-видимому, мутации исвязанные с ними изменения генных структур. Генетическая память у человека —единственная, на которую мы не можем оказывать влияние через обучение ивоспитание.
Зрительнаяпамять связана с сохранением и 'воспроизведением зрительных образов. Оначрезвычайно важна для людей любых профессий, особенно для инженеров ихудожников. Хорошей зрительной памятью нередко обладают люди с эйдетическимвосприятием, способные в течение достаточно продолжительного времени«видеть» воспринятую картину в своем воображении после того, как онаперестала воздействовать на органы чувств. В связи с этим данный вид памятипредполагает развитую у человека способность к воображению. На ней основан, вчастности, процесс запоминания и воспроизведения материала: то, что человекзрительно может себе представить, он, как правило, легче запоминает ивоспроизводит.
Слуховаяпамять — это хорошее запоминание и точное воспроизведение разнообразных звуков,например музыкальных, речевых. Она необходима филологам, людям, изучающиминостранные языки, акустикам, музыкантам. Особую разновидность речевой памятисоставляет словесно-логическая, которая тесным образом связана со словом,мыслью и логикой. Данный вид памяти характеризуется тем, что человек,обладающий ею, быстро и точно может запомнить смысл событий, логику рассужденийили какого-либо доказательства, смысл читаемого текста и т. п. Этот смысл онможет передать собственными словами, причем достаточно точно. Этим типом памятиобладают ученые, опытные лекторы, преподаватели вузов и учителя школ.
Двигательнаяпамять представляет собой запоминание и сохранение, а при необходимости ивоспроизведение с достаточной точностью многообразных сложных движений. Онаучаствует в формировании двигательных, в частности трудовых и спортивных,умений и навыков. Совершенствование ручных движений человека напрямую связано сэтим видом памяти.
Эмоциональнаяпамять — это память на переживания. Она участвует в работе всех видов памяти,но особенно проявляется в человеческих отношениях. На эмоциональной памятинепосредственно основана прочность запоминания материала: то, что у человекавызывает эмоциональные переживания, запоминается им без особого труда и наболее длительный срок.
Осязательная,обонятельная, вкусовая и другие виды памяти особой роли в жизни человека неиграют, и их возможности по сравнению со зрительной, слуховой, двигательной иэмоциональной памятью ограничены. Их роль в основном сводится к удовлетворениюбиологических потребностей или потребностей, связанных с безопасностью исамосохранением организма.
Похарактеру участия воли в процессах запоминания и воспроизведения материалапамять делят на непроизвольную и произвольную. В первом случае имеют в видутакое запоминание и воспроизведение, которое происходит автоматически и безособых усилий со стороны человека, без постановки им перед собой специальноймнемической задачи (на запоминание, узнавание, сохранение или воспроизведение).Во втором случае такая задача обязательно присутствует, а сам процессзапоминания или воспроизведения требует волевых усилий.
Непроизвольноезапоминание не обязательно является более слабым, чем произвольное, во многихслучаях жизни оно превосходит его. Установлено, например, что лучшенепроизвольно запоминается материал, который является объектом внимания исознания, выступает в качестве цели, а не средства осуществления деятельности.Непроизвольно лучше запоминается также материал, с которым связана интересная исложная умственная работа и который для человека имеет большое значение.Показано, что в том случае, когда с запоминаемым материалом проводитсязначительная работа по его осмыслению, преобразованию, классификации,установлению в нем определенных внутренних (структура) и внешних (ассоциации)связей, непроизвольно он может запоминаться лучше, чем произвольно. Этоособенно характерно для детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Рассмотримтеперь некоторые особенности и взаимосвязь двух основных видов памяти, которымичеловек пользуется в повседневной жизни: кратковременной и долговременной.
Объемкратковременной памяти индивидуален. Он характеризует природную память человекаи обнаруживает тенденцию к сохранению в течение всей жизни. Им в первую очередьопределяется механическая память, ее возможности. С особенностямикратковременной памяти, обусловленными ограниченностью ее объема, связано такоесвойство, как замещение. Оно проявляется в том, что при переполнениииндивидуально ограниченного объема кратковременной памяти человека вновьпоступающая информация частично вытесняет хранящуюся там, и последняябезвозвратно исчезает, забывается, не попадает в долговременное хранилище. Это,в частности, происходит тогда, когда человеку приходится иметь дело с такойинформацией, которую он не в состоянии полностью запомнить и которая емупредъявляется непрерывно и последовательно.
Почему,например, мы так часто испытываем серьезные трудности при запоминании исохранении в памяти имен, фамилий и отчеств новых для нас людей, с которыми настолько что познакомили? По-видимому, по той причине, что объем информации,имеющейся в этих словах, находится на пределе возможностей кратковременнойпамяти, и если к нему добавляется новая информация (а это как раз и происходит,когда представленный нам человек начинает говорить), то старая, связанная с егоименем, вытесняется. Непроизвольно переключая внимание на то, что говоритчеловек, мы тем самым перестаем повторять его имя, фамилию и отчество и врезультате скоро о них забываем.
Кратковременнаяпамять играет большую роль в жизни человека. Благодаря ей перерабатываетсясамый большой объем информации, сразу отсеивается ненужная и остаетсяпотенциально полезная. Вследствие этого не происходит информационной перегрузкидолговременной памяти излишними сведениями, экономится время человека.Кратковременная память имеет большое значение для организации мышления;материалом последнего, как правило, становятся факты, находящиеся или вкратковременной, или в близкой к ней по своим характеристикам оперативнойпамяти.
Данныйвид памяти активно работает и в процессе общения человека с человеком.Установлено, что в том случае, когда впервые встретившихся людей просятрассказать о своих впечатлениях друг о друге, описать те индивидуальныеособенности, которые они во время первой встречи заметили друг у друга, всреднем ими называется обычно такое количество черт, которое соответствуетобъему кратковременной памяти, т. е. 7±2.
Безхорошей кратковременной памяти невозможно нормальное функционированиедолговременной памяти. В последнюю может проникнуть и надолго отложиться лишьто, что когда-то было в кратковременной памяти. Иначе говоря, кратковременнаяпамять выступает в роли обязательного промежуточного хранилища и фильтра,который пропускает нужную, уже отобранную информацию в долговременную память.
Переходинформации из кратковременной в долговременную память связан с рядомособенностей. В кратковременную память попадают последние 5 или 6 единицинформации, поступившие через органы чувств, они-то и проникают в первуюочередь в долговременную память. Сделав сознательное усилие, повторяя материал,можно удерживать его в кратковременной памяти и на более длительный срок, чемнесколько десятков секунд. Тем самым можно обеспечить перевод изкратковременной в долговременную память такого количества информации, котороепревышает индивидуальный объем кратковременной памяти. Этот механизм лежит воснове запоминания путем повторения.
Обычноже без повторения в долговременной памяти оказывается лишь то, что находится всфере внимания человека. Данную особенность кратковременной памяти иллюстрируетследующий опыт. В нем испытуемых просят запомнить всего лишь 3 буквы и спустяпримерно 18 с воспроизвести их. Но в интервале между первичным восприятием этихбукв и их припоминанием испытуемым не дают возможности повторять эти буквы просебя. Сразу же после предъявления трех разных букв им предлагается в быстромтемпе начать вести обратный счет тройками, начиная с какого-нибудь большогочисла, например с 55. В этом случае оказывается, что многие испытуемые вообще нев состоянии запомнить данные буквы и безошибочно их воспроизвести через 18 с. Всреднем в памяти людей, прошедших через подобный опыт, сохраняется не более 20%первоначально воспринятой ими информации.
Многиежизненные психологические проблемы, казалось бы, связанные с памятью, на самомделе зависят не от памяти как таковой, а от возможности обеспечить длительное иустойчивое внимание человека к запоминаемому или припоминаемому материалу. Еслиудается обратить внимание человека на что-либо, сосредоточить его внимание наэтом, то соответствующий материал лучше запоминается и, следовательно, дольшесохраняется в памяти. Этот факт можно проиллюстрировать с помощью следующегоопыта. Если предложить человеку закрыть глаза и неожиданно ответить, например,на вопрос о том, какого цвета, формы и какими другими особенностями обладаетпредмет, который он не раз видел, мимо которого неоднократно проходил, нокоторый не вызывал к себе повышенного внимания, то человек с трудом можетответить на поставленный вопрос, несмотря на то, что видел этот предметмножество раз. Многие люди ошибаются, когда их просят сказать, какой цифрой,,римской или арабской, изображена на циферблате их механических ручных часовцифра 6. Нередко оказывается, что ее на часах нет вообще, а человек, десятки идаже сотни раз смотревший на свои часы, не обращал внимание на этот факт и,следовательно, не запомнил его. Процедуру введения информации в кратковременнуюпамять и представляет собой акт обращения на нее внимания.
Однимиз возможных механизмов кратковременного запоминания является временноекодирование, т. е. отражение запоминаемого материала в виде определенных,последовательно расположенных символов в слуховой или зрительной системечеловека. Например, когда мы запоминаем нечто такое, что можно обозначитьсловом, то мы этим словом, как правило, пользуемся, мысленно произнося его просебя несколько раз, причем делаем это или осознанно, продуманно, илинеосознанно, механически. Если требуется зрительно запомнить какую-либокартину, то, внимательно посмотрев на нее, мы обычно закрываем глаза илиотвлекаем внимание от разглядывания для того, чтобы сосредоточить его назапоминании. При этом мы обязательно стараемся мысленно воспроизвестиувиденное, представить его зрительно или выразить его смысл словами. Часто длятого, чтобы нечто действительно запомнилось, мы стараемся по ассоциации с нимвызвать у себя определенную реакцию. Порождение такой реакции следуетрассматривать как особый психофизиологический механизм, способствующийактивизации и интегрированию процессов, служащих средством запоминания ивоспроизведения.
Тотфакт, что при введении информации в долговременную память она, как правило,перекодируется в акустическую форму, доказывается следующим экспериментом. Еслииспытуемым зрительно предъявить значительное количество слов, заведомопревышающих по своему числу объем кратковременной памяти, и затемпроанализировать ошибки, которые они допускают при ее воспроизведении, тоокажется, что нередко правильные буквы в словах замещаются теми ошибочнымибуквами, которые близки к ним по звучанию, а не по написанию. Это, очевидно,характерно только для людей, владеющих вербальной символикой, т. е. звуковойречью. Люди, глухие от рождения, не нуждаются в том, чтобы преобразоватьвидимые слова в слышимые.
Вслучаях болезненных нарушений долговременная и кратковременная память могутсуществовать и функционировать как относительно независимые. К примеру, притаком болезненном нарушении памяти, которое именуется ретроградной амнезией,страдает в основном память на недавно произошедшие события, но обычносохраняются воспоминания о тех событиях, которые имели место в далеком прошлом.При другом виде заболевания, также связанном с нарушениями памяти,—антероградной амнезии — сохранной остается и кратковременная, и долговременнаяпамять. Однако при этом страдает способность ввода новой информации вдолговременную память.
Вместес тем оба вида памяти взаимосвязаны и работают как единая система. Одна изконцепций, описывающая их совместную, взаимосвязанную деятельность, разработанаамериканскими учеными Р. Аткинсоном и Р. Шифрином. Она схематическипредставлена на рис. 42. В соответствии с теорией названных авторовдолговременная память представляется практически не ограниченной по объему, нообладает ограниченными возможностями произвольного припоминания хранящейся вней информации. Кроме того, для того чтобы информация из кратковременногохранилища попала в долговременное, необходимо, чтобы с ней была проведенаопределенная работа еще в то время, когда она находится в кратковременнойпамяти. Это работа по ее перекодированию, т. е. переводу на язык, понятный идоступный мозгу человека. Данный процесс в чем-то аналогичен тому, которыйпроисходит при вводе информации в электронно-вычислительную машину. Известно,что все современные ЭВМ способны хранить информацию в двоичных кодах, и длятого чтобы память машины сработала, любые вводимые в нее сведения должны бытьпредставлены в таком виде.
Вомногих жизненных ситуациях процессы кратковременной и долговременной памятиработают во взаимосвязи и параллельно.
Например,когда человек ставит перед собой задачу запомнить что-либо такое, что заведомопревосходит возможности его кратковременной памяти, он часто сознательно илибессознательно обращается к использованию приема смысловой обработки игруппировки материала, который облегчает запоминание. Такая группировка в своюочередь предполагает использование долговременной памяти, обращение к прошломуопыту, извлечение из него необходимых для обобщения знаний и понятий, способовгруппировки запоминаемого материала, сведения его к количеству смысловыхединиц, не превышающих объема кратковременной памяти.
Переводинформации из кратковременной в долговременную память нередко вызываетзатруднения, так как для того, чтобы это наилучшим образом сделать, необходимосначала осмыслить и определенным образом структурировать материал, связать егос тем, что человек хорошо знает. Именно из-за недостаточности этой работы илииз-за неумения ее осуществлять быстро и эффективно память людей кажется слабой,хотя на самом деле она может обладать большими возможностями.
Рассмотримтеперь особенности и некоторые механизмы работы долговременной памяти. Этапамять обычно начинает функционировать не сразу после того, как человеком былвоспринят и запомнен материал, а спустя некоторое время, необходимое для того,чтобы человек внутренне смог переключиться с одного процесса на другой, сзапоминания на воспроизведение. Эти два процесса не могут происходитьпараллельно, так как структура их различна, а механизмы несовместимы,противоположно направлены. Акустическое кодирование характерно для переводаинформации из кратковременной в долговременную память, где она уже хранится,вероятно, не в форме звуковых, а в виде смысловых кодов и структур. связанных смышлением. Обратный процесс предполагает перевод мысли в слово.
Если,например, после некоторого количества прочтений или прослушиваний мы попытаемсячерез некоторое время воспроизвести длинный ряд слов, то так же обычносовершаем ошибки, как и тогда, когда не срабатывает при запоминаниикратковременная память. Однако эти ошибки бывают иными. В большинстве случаеввместо забытых слов при воспоминании мы используем другие, близкие к ним не позвучанию или написанию, а по смыслу. Часто бывает так, что человек, будучи не всостоянии точно вспомнить забытое слово, вместе с тем хорошо помнит его смысл,может передать его иными словами и уверенно отвергает другие, не похожие наданное слово сочетания звуков. Благодаря тому, что смысл вспоминаемого приходитна память первым, мы в конечном счете можем вспомнить желаемое или по крайнеймере заменить его тем, что достаточно близко к нему по смыслу. Если бы этого небыло, то мы бы испытывали огромные трудности при припоминании и часто терпелинеудачу. На этой же особенности долговременной памяти, вероятно, основанпроцесс узнавания когда-то виденного или слышанного.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.shpori4all.narod.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.