Реферат по предмету "Психология, педагогика"


Об использовании литературных произведений на уроках биологии

Русский язык иматематика, история и география, литература и биология — эти и все остальные дисциплиныпреподаются в школе изолированно друг от друга и, к сожалению, ученикивоспринимают каждую науку как обособленную от других, хотя все школьныепредметы, по сути дела, изучают разные стороны одного и того же многогранногомира.
Решить эту проблемупризваны так называемые интегрированные уроки, включающие в себя два илинесколько предметов, и рассматривающие ту или иную проблему под разным углом ис разных точек зрения. Другим способом является включение в урок отдельныхэлементов, относящихся совсем к другому предмету, но служащих иллюстрацией ктой или иной теме.
Так, некоторыелитературные произведения, которые изучаются в школе на уроках и в рамкахвнеклассного чтения, одновременно могут быть использованы при обсужденииразличных вопросов изучаемой темы на уроках биологии. В частности, в рядеклассических произведений описываются клинические случаи некоторых заболеваний,являющихся в то же время предметом для изучения в курсе анатомии и физиологиичеловека в 9-м классе. Например, рассказ Ю.Григоровича “Гуттаперчевый мальчик”не только раскрывает трудную жизнь детей до революции, но и служит прекраснойиллюстрацией к теме “ Железы внутренней секреции”, так как причиной стольнеобычной гибкости героя этого рассказа является, по всей видимости, нарушениеработы паращитовидных желез, при котором происходит усиление выработкикальцитонина, снижающего выработку кальция. Этот элемент “вымывается” изкостей, которые в результате становятся непрочными, затем хрупкими, ломкими. Наранних же стадиях заболевания существенно возрастает подвижность суставов, чтодает возможность больным принимать различные неестественные позы, “закручивать” ноги и руки. Именно это и мог делать “гуттаперчевый мальчик”,обеспечивая таким образом успех своих выступлений.
При изучениифункций собственно щитовидной железы уместно будет вспомнить самую известнуюповесть А. Кронина “Цитадель”, в которой блестяще описывается заболевание,связанное с недостатком гормона щитовидной железы — тироксина: “… Это был тотже Имрис, но черты его лица как-то неуловимо погрубели и исказились. Лицо имелоотечный вид, ноздри распухли, кожа приняла восковой оттенок… Весь он былкакой-то вялый, точно сонный. Эндрью заговорил с ним. Имрис пробурчал в ответчто-то невнятное. Потом… разразился какой-то бессмысленной враждебнойтирадой”. Данное заболевание носит название микседема, что при дословномпереводе с греческого означает “ слизистый отек ”.
Другое отклонениев деятельности щитовидной железы может быть проиллюстрировано рассказом И.Тургенева из “ Записок охотника” “ Живые мощи”, который также являетсяпрограммным произведением и поэтому его содержание должно быть знакомоучащимся. Внешность одного из персонажей этого рассказа, крестьянки Лукерьи,претерпевает сильные изменения. Из молодой красивой женщины она за короткийпромежуток времени превращается в странного вида существо, в котором дажетрудно узнать человека: “… Голова совершенно высохшая, одноцветная,бронзовая — ни дать ни взять икона старинного письма; губ почти не видать — толькозубы белеют и глаза… У подбородка, на складке одеяла, движутся, медленноперебирая пальцами, две крошечных руки тоже бронзового цвета...”. Причиной этихизменений стала полученная Лукерьей травма головы, после которой и появилисьопределенные симптомы: “… стала я сохнуть, чахнуть, чернота на меня нашла;трудно мне стало ходить… и ни пить, ни есть не хочется...”. Сочетаниеуказанных признаков позволяет предположить, что нарушение работы гипофизапривело к гиперфункции щитовидной железы, выразившейся в таком заболевании какгипертиреоз.
И конечно же, приобсуждении роли гипофиза в жизни человеческого организма можно привести вкачестве примера “Собачье Сердце” М.А. Булгакова: “… Одним словом, гипофиззакрытая камера, определяющая человеческое данное лицо… Это в миниатюре — саммозг...”, не забыв упомянуть о том, что попытки трансплантировать людямэндокринные железы неоднократно имели место так же, впрочем, как и попыткипересадки головы на другое туловище ( “Голова профессора Доуэля” ). И первенствов этой области принадлежит российскому хирургу В.П.Демихову, который в декабре1958 года демонстрировал в Лейпциге взрослую собаку, на спину которой былатрансплантирована передняя половина тела щенка.
Литературныепроизведения могут быть с успехом использованы и в других темах по анатомии ифизиологии человека. К примеру, разбирая с учениками такое понятие, какиммунитет, следует обратить их внимание на то, что к теме инфекционныхзаболеваний, и прежде всего к таким, как оспа и холера,. обращались многиерусские писатели. Об этих заболеваниях упоминается в пьесе “На дне”, повести “Фома Гордеев” и “ Детство” М. Горького, в “Братьях Карамазовых” Ф.Достоевского. Наибольшего же интереса заслуживает повесть Н.А. Лескова“Несмертельный Голован”, в которой мы сталкиваемся с примером врожденногоиммунитета: “… Может быть, это была сибирская язва, может быть, какая-нибудьдругая язва, но только она была губительна и беспощадна… Голован невылечивал… но зато велика была его услуга больным и здоровым в том отношении,что он безбоязненно входил в зачумленные лачуги и поил зараженных. ЯзваГолована не касалась”.
Эти примерыдемонстрируют возможность интеграции таких, казалось бы, далеких друг от другапредметов, как биология и литература. Применение такого подхода даст ученикамновое понимание и взгляд на литературные произведения, и с другой стороны,разнообразит и оживит тот учебный материал, с которым учащиеся имеют дело науроках биологии.
Список литературы
Для подготовкиданной работы были использованы материалы с сайта www.filosofia.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат «Дурак, хвастун и пустомеля», «одаренный горячей душой». Государственная и общественно-политическая деятельность Д. П. Рунича: источники
Реферат Вплив гірничодобувного комплексу на параметри навколишнього середовища на прикладі Бондарівського
Реферат Анализ методов управления персоналом и конкурентоспособности организации
Реферат Авиаконструкторы О.К. Антонов, П.В. Балабуев
Реферат Теоретические основы изучения особенностей формирования и развития абилитационных и реабилитационных процессов у детей с детским церебральным параличом
Реферат Физическая культура общества и человека
Реферат АПК його галузева структура і необхідність формування
Реферат Социально-экономическое положение стран мира накануне НТР
Реферат Poem Belong Essay Research Paper Where I
Реферат Имеретинская низменность. Влияние строительства курортного поселка (олимпийская деревня) на экосистемы района
Реферат Анализ эффективности финансово-банковской системы украины. В украине при стабильной тенденции снижения уровня инфляции в 1997 год
Реферат Частная жизнь османов
Реферат 1 Хід проведення олімпіади
Реферат «Включение в расчет тарифов на тепловую энергию расходов по сомнительным долгам». Нормативно-правовые акты
Реферат Международные стандарты финансовой отчетности в системе бухгалтерского учета. Составление отчета о прибылях и убытках