При планировании и организации работы руководительопределяет, что конкретно должна выполнить данная организация, когда, как икто, по его мнению, должен это сделать. Если выбор этих решений сделанэффективно, руководитель получает возможность координировать усилия многих исообща реализовывать потенциальные возможности группы работников. К сожалению,руководители часто ошибочно полагают, что если некая организационная структураили некий род деятельности прекрасно “работают” на бумаге, то они также хорошобудут “работать” и в жизни. Но это далеко не так. Руководитель, чтобыэффективно двигаться навстречу цели, должен координировать работу и заставлятьлюдей выполнять ее. Менеджеров часто называют исполнительными руководителями,потому что главный смысл их деятельности состоит в том, чтобы обеспечитьисполнение работы данной организации.
Руководители воплощают свои решения в дела, применяя напрактике основные принципы мотивации. В данном контексте, т. е. в отношенииуправления, можно дать такое определение :
МОТИВАЦИЯ – это процесс побуждения себя и других кдеятельности для достижения личных целей или целей организации.
Систематическое изучение мотивации с психологической точкизрения не позволяет определить точно, что же побуждает человека к труду. Однакоисследование поведения человека в труде дает некоторые общие объяснениямотивации и позволяет создать прагматические модели мотивации сотрудника нарабочем месте.
Теории мотивации делятся на две категории: содержательные ипроцессуальные.
Содержательные теории мотивации основываются на идентификациитех внутренних побуждений ( называемых потребностями ), которые заставляютлюдей действовать так, а не иначе. В этой связи можно выделить теории Маслоу,МакКлелланда и Герцберга. Более современные процессуальные теории мотивацииосновываются в первую очередь на том, как ведут себя люди с учетом их восприятияи познания. Основные процессуальные теории – это теория ожидания, теориясправедливости и модель мотивации Портера-Лоулера.
Рассмотрим систему мотивации персонала на примере конкретной организации “Райдер Систем” .
Фирма “Райдер Систем”, расположенная в Майами,разработала систему того, как сохранить необходимый моральный климат средисвоих служащих. Реализация этой системы делает фирму, по мнению Дебби Л.Ристон, руководителя отдела кадров, одной из наиболее передовых компаний регионав деле организации взаимоотношений персонала.
“Основа подхода фирмы к работе с сотрудниками состояла в том,чтобы внушить им, что их работа – трудна и интересна. Они должны чувствовать,что вносят свой уникальный вклад в общее дело и успехи, а фирма в свою очередьотмечает и вознаграждает их за это”, — сказала Ристон.
Эта фирма владеет сетью компаний, предоставляющих услуги поперевозке грузов по автомагистралям, оптовой торговле и другим деловымуслугам, в т. ч. фирмой “Райдер Тракс”. Фирма “Райдер Систем” оплачиваетработу 20 тыс. сотрудников в США и Канаде также и даже выше, чем другие болеекрупные компании. Это удерживает сотрудников. Вознаграждение за достигнутыерезультаты при этом выражается в форме предоставления возможности развития деловыхи профессиональных способностей персонала, хотя иногда это связано с переходомв другие отделы.
Согласно объединениям Ристон, “если кто-то успешнопродвигается по служебной лестнице, но в его отделе соответствующих вакансийнет, мы даем такому сотруднику возможность горизонтального перемещения, т. е.перехода с повышением в другой отдел”.
Фирма “Райдер” предлагает также своим сотрудникам специальныйплан покупки акций фирмы на льготных условиях. Те, кто хочет повысить свойделовой и профессиональный уровень, могут воспользоваться услугамиконсультантов и преподавателей.
Фирма в свою очередь считает, что у ее сотрудников должна бытьсвоя жизнь за стенами офисов. Рекреационный комитет организует разнообразныемероприятия для сотрудников и членов их семей, включая поездки в “Диснейленд” и“Морской мир”, различные развлекательные и познавательные программы.
По мнению Ристон, “потребовалось много времени, чтобывыработать эти принципы и прийти к их пониманию. Представляется однако, чтоэтика отношений руководства с подчиненными имеет критически важное значение.Создание подходящего для мотивации климата зависит от менеджера. При этом важноиметь в виду, что человек постоянно растет как личность”.
Специальная группа сотрудников фирмы “Райдер” разработала следующиепринципы отношений руководства с персоналом :
обеспечение создания на работе климата взаимного доверия,уважения и поддержки
давать каждому интересную работу, побуждающую его развиватьсвои знания и умения
устанавливать четкие цели и задачи, а также справедливые нормывыработки
давать оценку вклада сотрудников в результаты деятельностифирмы на основе регулярной обратной связи
давать возможности для роста сотрудников и раскрытия ихпотенциала
предоставлять всем равные возможности при найме и продвижениипо службе, обуславливаемые только способностями сотрудников, ихрезультативностью и накопленным опытом
компенсировать затраты усилий сотрудников на базе оценки ихвклада в результаты, достигнутые фирмой, посредством повышения заработной платыи премий по результатам года
давать сотрудникам такие примеры поведения, которые побуждалибы их к единению, искренности и честности
признавать необходимость сбалансированного образа жизни,охватывающего сферы деловых, семейных, личных и групповых интересов”.
В данной работе рассматривается организация под названием “Омега”. Эта фирма занимается производством косметической продукции. Ей требуется менеджер по реализации продукции. Далее приведены потребности, нормы и способности индивида и организации.
Организация .
Потребности :
менеджер по реализации продукции;
мужчина, от 25 лет с опытом работы не менее 3 лет;
обязательно знание компьютера;
высшее образование;
зарплата – 400$;
возможность карьерного роста;
быстрая обучаемость индивида;
Нормы :
часы работы: с 9.00 до 17.00;
обязательное ношение строгого костюма;
отсутствие ненормативной лексики ;
курение в строго определенных местах;
дисциплинированность;
пунктуальность;
Способности :
коммуникабельность;
быстрая обучаемость;
решительность;
энергичность.
Индивид .
Потребности :
территориальное расположение – г. Москва ( ближе к центру );
зарплата – 300$ ;
возможность карьерного роста ;
получение морального удовлетворения от работы;
Нормы :
инициативность ;
дисциплинированность;
пунктуальность;
обязательность;
тактичность;
отсутствие ненормативной лексики;
Способности:
коммуникабельность;
интуитивность;
быстрая обучаемость;
решительность;
энергичность.
Сопоставив данные о потребностях, нормах и способностях индивида и требованиях данной организации, можно сделать выводы о том,что индивид полностью удовлетворяет их.
В итоге индивид, работая в этой организации полностью реализует себя, а организация, в свою очередь, получит эффективного работника.