Еслирассмотреть методы, применяемые нами для запоминания текстового материала,можно сделать вывод, что, либо эффективность их невысокая («зубрежка»,линейное конспектирование, многоразовое повторное чтение), либо мы владеем имине достаточно хорошо (осмысление текста с составлением плана, схемы илиопорного конспекта; выписки отдельных мыслей из текста; пересказ послепрочтения). А если к этому еще добавить лавинообразно нарастающий поток нужнойинформации, от которого зависит наше финансовое благополучие или успешноеобучение в школе или вузе, то складывающая ситуация выглядит просто угрожающе.Ни для кого не секрет, что в учебных заведениях вооружают разнообразнымизнаниями, но при этом не обучают тому, как правильно воспринимать, запоминать иприпоминать полученную информацию. Фактически методы обработки информацииостались те же, какими пользовались наши деды и прадеды. Сегодня такоеположение вещей никого уже не устраивает, и поэтому появилось большоеколичество разных программ и методик, направленных на увеличение скоростиусвоения и запоминания разнообразной информации. В этой книге вы познакомитесьс авторскими методами запоминания текстовой, речевой, точной и зрительнойинформации, зарекомендовавшими себя на практике.
Методызапоминания текстовой информации:
1.логические методы: «Алгоритм абзаца», «Карта текста» и«Алгоритм текста»;
2.образные методы: «Картинка», «Путешествие» и«Пластилин»;
3.образно-логические методы: «Паутинка», «Рисунок»«Открытка»;
4.метод поэтапного осмысления текста — «Галочка»;
5.методы запоминания правил, определений, экономических и юридических статей ит.п.: «Эрудит»" «Опора», «Образ» и«Карта правила»;
6.мнемонический метод запоминания текстов — «Бусы»;
7.структурные методы: «Отмычка» и «Прогулка».
выборметода запоминания текста осуществляется по следующим критериям:
1.цели воспроизведения (дословно, близко к тексту или своими словами);
2.наличия базовых знаний по теме, изложенной в тексте;
3.количества новой — непонятной информации.
4.доминирующий тип вашего мышления и особенности памяти;
5.стиля изложения текста.
Таккак выбор метода запоминания текста зависит от большого количества факторов, тоу автора нет возможности подробнее осветить этот вопрос. Однако в каждомразделе будут даны практические рекомендации по использованию того или иногометода.
Логическиеметоды запоминания текстовой и речевой информации.
Словесно-логическаяпамять является ведущей по отношению к другим видам памяти, и от ее развитиязависит развитие всех других видов памяти. (Т.П. Зинченко, 2002)
Наверное,многие знают из своего жизненного опыта: «Чтобы хорошо запомнить текст,его нужно понять». Одним из первых отечественных психологов роль пониманияв запоминании исследовал Н.А.Рыбников (1923). Его опыты показали, чтоосмысленное запоминание в 22 раза успешнее механического. Преимуществозапоминания, основанного на понимании, обнаруживается на всех сторонах процессазапоминания: на его полноте, точности и прочности. Как указывает П.И.Зинченко,процессы понимания, прежде чем стать способами произвольного запоминания,должны быть сформированы в качестве специальных целенаправленных познавательныхдействий. Необходимым условием превращения процессов понимания в логическиеприемы произвольного запоминания является их совершенствование, доведение доумений и навыков. Основные приемы логической обработки материала — вычленениеопределенных смысловых кусков, формирование опорных пунктов, т.е. составлениеплана, и соотнесение, т. е. связывание смысловых кусков между собой и с ранееизвестным. Формирование приемов смысловой, логической обработки запоминаемогоматериала является основным средством не только повышения эффективности работыпамяти, но и ее развития" (Т.П.Зинченко, 2002). Поэтому логические методызапоминания текстовой и речевой информации не только повышают скорость икачество запоминания, но и развивают память. К ним относятся методы«Алгоритм абзаца», «Карта текста», «Алгоритмтекста».
«Каквы создаете ваши прекрасные скульптуры?»
— спросили Родена.
«Оченьпросто: беру глыбу мрамора и отсекаю все лишнее», — ответил он.
МетодАлгоритм абзаца
МетодАлгоритм абзаца — программа умственных действий и операций в процессе чтениятекста и восприятия устной речи, позволяющая экономить силы и время, помогающаябыстрее и качественнее усваивать информацию, а также дольше ее сохранять. Этапрограмма реализуется на основе установок, избирательности психическихпроцессов и избыточности текстов на всех этапах чтения, связанных с поиском,отбором, восприятием, осмыслением и закреплением информации. Метод Алгоритмабзаца позволяет активизировать мышление, выявить логико-семантическуюструктуру текста и сжать текст без потери смысла, что гарантирует эффективноепонимание, а значит и качественное запоминание данного материала. Действиеэтого метода распространяется на один или несколько абзацев, объединенных однойглавной мыслью.
Областьприменения метода Алгоритма абзаца:
1.запоминание учебной литературы, научных, научно-популярных текстов ипублицистики;
2.запоминание устных докладов и выступлений;
3.повышение скорости чтения (программа «Скорочтение»).
Идеяалгоритмизации чтения не нова. Она была реализована на практике еще в 20-х гг.прошлого века при ликвидации неграмотности. Для того чтобы помочь читателю,научить его правильно работать с книгой и рационально усваивать ее содержание,тогда предлагались анкеты-отзывы. Одна из таких анкет-алгоритмов быларазработана в 1925 году известным советским библиотековедом Б. В. Банком.Другие известные алгоритмы — «Интегральный алгоритм чтения» и«Дифференциальный алгоритм чтения» были созданы О.А.Кузнецовым,Л.Н.Хромовым и О.А.Андреевым. М.А.Зиганов предложил в качестве алгоритма текста«Структурный анализ текста».
Алгоритмабзаца отличается от перечисленных алгоритмов чтения формой подачи исодержанием. Он представлен в виде пространственной записи — схемы, чтопозволяет быстро его усвоить и применять на практике любому желающему ввозрасте от 12 лет и старше. Содержание метода Алгоритма абзаца отличается:
1.количеством и качеством этапов обработки информации (1 этап — разделениесущественной и несущественной информации; 2 этап — отделение главной мысли отвторостепенных мыслей в существенной информации; 3 этап — «сжатие»главной мысли до слова-образа с целью формирования «ключа» длядальнейшего воспроизведения информации всего текста);
2.наличием вопросов, направляющих и активизирующих мышление (что помогает четковыявить существенную информацию и сформулировать главную мысль).
3.формой подачи (в виде схемы).
Алгоритмабзаца был создан после детального изучения работ Н.И.Жинкина, А.А.Леонтьева,А.А.Смирнова, М.А.Зиганова, В.А.Бородиной, Г.Я.Солганика, Л.М.Веккера ипрактически отрабатывался в течение трех лет. Предлагаемый алгоритм позволяетувеличить скорость чтения и восприятия информации, а также улучшить запоминаниематериала в 2-3 раза. Метод «Алгоритм абзаца» развивает логичность,полноценность, активность, образность и эмоциональность мышления, чтозначительно улучшает память. «Алгоритм абзаца» будет полезен дляшкольников, старше 12 лет, студентов и взрослых, стремящихся повысить скоростьи качество интеллектуального труда.
Преждечем приступить к описанию метода Алгоритма абзаца, нужно остановиться навопросе о понимании текста. Часто приходится слышать жалобы на память от людейразного возраста и, прежде всего, их беспокоит забывание текстовой информации.Почему же вызывает трудности запоминание текстов? Дело в том, что чаще всего мызапоминаем тексты механически, без активного осмысления, что и приводит кзабыванию материала. Следовательно, чтобы запомнить текст его нужно осмыслить.Осмыслить текст — значит понять позицию автора, т.е. воссоздать в воображениите мысли, образы, чувства, эмоции, которые испытывал автор при написании этогоматериала, обогатив их своим жизненным опытом и знаниями. А это сделать не такпросто.
Какиеже трудности стоят на пути к пониманию автора? Во-первых, читатель воспринимаеттекст в виде последовательности слов, которые он читает с одинаковым вниманиеми скоростью. Во-вторых, в общем ряду оказывается и важная информация (с точкизрения позиции автора) и неважная (лингвистическая избыточность, которая врусском языке достигает 60-70%). Это приводит к рассредоточению внимания,«выхватыванию» из текста не всегда важной информации и, какследствие, плохому пониманию и запоминанию текста.
Вразговоре таких трудностей не возникает, т.к. оратор выделяет важные дляпонимания слова жестами, мимикой и другими невербальными подсказками. Крометого, слушатель в любой момент может прервать собеседника и переспросить.Читатель же лишен различных подсказок, и возможности вступить в разговор списателем. Он видит перед собой только цепочку слов, из которых емусамостоятельно (часто интуитивно и неверно!) приходится отделять важнуюинформацию (с точки зрения автора) от неважной, а, кроме того, сжимать,упрощать и переводить текст на язык собственных мыслей. К сожалению, не всегдаэтот процесс протекает удачно, поэтому для осознанного и эффективного пониманиятекста я предлагаю использовать метод Алгоритм абзаца.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.omenus.ru