Довольночасто нам нужно знать информацию очень близко к тексту или дословно. Например,приблизительное знание правил, определений или статей просто не имеет смысла. Ксожалению, приходится констатировать факт, что большинство из нас игнорируюттребования преподавателя и не учат наизусть подобного рода информацию, полагая,что внимательного чтения и понимания будет вполне достаточно. А это приводит кплачевным результатам.
Призаучивании наизусть нужно придерживаться определенных правил:
1.Формировать «ключ» к информации.
2.Представлять информацию образно.
3.Одновременно удерживать образ и его «озвучивать».
4.Контрольное припоминание.
Мыпредлагаем вам несколько эффективных способов запоминания правил, определений,теорем, экономических и юридических статей и т.п. Это методы:«Образ», «Карта правила», «Опора» и «Эрудит».Они доказали свою эффективность на практике, поэтому мы рекомендуем имивоспользоваться несмотря на их кажущуюся сложность.
Метод«Образ»
Метод«Образ» применяют для точного запоминания небольших по объемуопределений. Для овладения этим методом нужно уметь 1) формировать«картинки», т.е. владеть образными методами запоминания текстов и 2)пользоваться приемами и методами мнемотехники, в данном случае — приемамиперевода слов в образы и уметь создавать ассоциации.
Последовательностьэтапов выполнения
1этап — формирование «картинки»;
2этап — перевод термина в образ;
3этап — создание ассоциации;
4этап — контрольное припоминание.
Полезныезамечания
1.Формировать «картинку» нужно по той части определения, гдераскрывается его суть. Желательно представить «картинку» всю целиком,но можно и частями, как кинофильм. Важно одновременно удерживать образ ипроговаривать определение.
2.Термин нужно перевести в образ любым известным приемом мнемотехники.
3.В «картинку» включить образ термина.
4.«Считать» с образа всю информацию. Если возникнут затруднения, то«подкорректировать картинку».
Приведемпример запоминания небольших определений методом «Образ».
Конденсатор- это система двух проводников (обкладок), разделенных слоем диэлектрика,толщина которого мала по сравнению с размерами проводников.
Воткак можно запомнить это определение: «Представляем две длинные проволоки(проводника), или две металлические пластины, расположенные параллельно. Междуэтой проволокой (или пластинами) вставлен тонкий лист бумаги(диэлектрика)». Теперь одновременно представляем определение (без термина)и произносим его вслух.
Далеепереводим в образ термин — конденсатор. Чаще всего для этого используют приемы«Созвучие», «Суждение», «Реплика»,«Согласной буквы» и «Части». В данном случае слово«конденсатор» можно запомнить так: «кондитер старый»,«кондиционер в санатории», «кондор сатин (дерет)»,«конь — десантник», «кондуктор — старик». Желательновыбрать наиболее яркий образ из всех предложенных.
Затемв «картинку» включаем образ термина. Вот как это будет выглядеть:«Кондуктор — старик придумал новое приспособление для раздачи билетов. Ондержит в руках две длинных проволоки, между которыми тонкой ленточкойспускаются трамвайные билеты». И последним этапом является контрольноеприпоминание, т.е. «считывание» с образа, предложенного выше,запомненной информации.
Попробуйтетаким образом запомнить хотя бы одно определение, и вы увидите, что запоминаниена самом деле — это не скучное, а очень забавное занятие. Учить определенияможно быстро и легко, нужно только немножко потренироваться. Не переживайте,что у вас в голове будет храниться «всякая ерунда». Эта«ерунда» нужна вам только для 1-2 повторений, но повторений не слисточка, что является узнаванием, а из памяти, так называемое воспроизведение.А когда нужная информация закрепится в памяти (после 1-2 повторений), то«ерундовые истории» сами собой исчезнут, т.к. они уже выполнили своепредназначение — закрепили информацию в долговременной памяти. И когда вас спросят:«Что такое конденсатор?», вы без запинки ответите все определение.
Конечно,предложенный нами не единственный способ запоминания определений, их можнозапоминать и изображая схемы, и рисуя рисунки. В этих случаях та же«картинка» представляется не в воображении, а на листе бумаги. А вотчто касается запоминания термина, то «зубрежка» часто не помогает,поэтому нужно в любом случае воспользоваться мнемотехникой.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.omenus.ru