Реферат по предмету "Литература и русский язык"


Жизнь и творчество Максима Горького

ГОРЬКИЙ Максим (1821-81), русский писатель,член-корреспондент Петербургской АН (1877). В повестях «Бедные люди»(1846), «Белые ночи» (1848), «Неточка Незванова» (1849, неокончена) и др. описал страдания «маленького» человека как трагедиюсоциальную. В повести «Двойник» (1846) дал психологический анализрасколотого сознания. Участник кружка М. В. Петрашевского, Горький в 1849 быларестован и приговорен к смертной казни, замененной каторгой (1850-54) споследующей службой рядовым. В 1859 возвратился в Санкт-Петербург.«Записки из Мертвого дома» (1861-62) — о трагических судьбах идостоинстве человека на каторге. Вместе с братом М. М. Горьким издавал«почвеннические» журналы «Время» (1861-63) и«Эпоха» (1864-65). В романах «Преступление и наказание»(1866), «Идиот» (1868), «Бесы» (1871-1872),«Подросток» (1875), «Братья Карамазовы» (1879-80) и др. — философское осмысление социального и духовного кризиса России, диалогическоестолкновение самобытных личностей, страстные поиски общественной и человеческойгармонии, глубокий психологизм и трагизм. Публицистический «Дневникписателя» (1873-81). Творчество Горького оказало мощное влияние на русскуюи мировую литературу.
* * *
ГОРЬКИЙ Максим [30 октября (11 ноября) 1821, Москва — 28января (9 февраля) 1881, Петербург, похоронен в Александро-Невской лавре],русский писатель.
«Я происходил из семейства русского иблагочестивого»
Горький был вторым ребенком в большой семье (шестеродетей). Отец, сын униатского священника, врач московской Мариинской больницыдля бедных (где и родился будущий писатель), в 1828 получил званиепотомственного дворянина. Мать — из купеческой семьи, женщина религиозная,ежегодно возила детей в Троице-Сергиеву лавру, учила их читать по книге«Сто четыре священные истории Ветхого и Нового Завета» (в романе«Братья Карамазовы» воспоминания об этой книге включены в рассказстарца Зосимы о своем детстве). В доме родителей читали вслух «ИсториюГосударства Российского» Н. М. Карамзина, произведения Г. Р. Державина, В.А. Жуковского, А. С. Пушкина. С особым одушевлением Горький вспоминал в зрелыегоды о знакомстве с Писанием: «Мы в семействе нашем знали Евангелие чутьне с первого детства». Ярким детским впечатлением писателя стала такжеветхозаветная «Книга Иова».
С 1832 семья ежегодно проводила лето в купленном отцомселе Даровое (Тульской губернии). Встречи и разговоры с мужиками навсегдаотложились в памяти Горького и служили в дальнейшем творческим материалом(рассказ «Мужик Марей» из «Дневника писателя» за 1876).
Начало учения
В 1832 Горький и его старший брат Михаил (см. Горький М.М.) начали заниматься с приходившими в дом учителями, с 1833 обучались впансионе Н. И. Драшусова (Сушара), затем в пансионе Л. И. Чермака. Атмосфераучебных заведений и оторванность от семьи вызывали у Горького болезненнуюреакцию (ср. автобиографические черты героя романа «Подросток»,переживающего глубокие нравственные потрясения в «пансионе Тушара»).Вместе с тем годы учебы отмечены пробудившейся страстью к чтению. В 1837 умерламать писателя, и вскоре отец отвез Горького с братом Михаилом в Петербург дляпродолжения образования. Больше писатель не встретился с отцом, скончавшимся в1839 (по официальным сведениям, умер от апоплексического удара, по семейнымпреданиям, был убит крепостными). Отношение Горького к отцу, человекумнительному и болезненно подозрительному, было двойственным.
В Инженерном училище (1838-43)
С января 1838 Горький учился в Главном инженерном училище(впоследствии всегда считал, что выбор учебного заведения был ошибочным). Онстрадал от военной атмосферы и муштры, от чуждых его интересам дисциплин и отодиночества. Как свидетельствовал его товарищ по училищу, художник К. А.Трутовский, Горький держался замкнуто, однако поражал товарищей начитанностью,вокруг него сложился литературный кружок. В училище оформились первыелитературные замыслы. В 1841 на вечере, устроенном братом Михаилом, Горькийчитал отрывки из своих драматических произведений, которые известны только поназваниям — «Мария Стюарт» и «Борис Годунов», — рождающимассоциации с именами Ф. Шиллера и А. С. Пушкина, по-видимому, самыми глубокимилитературными увлечениями молодого Горького; зачитывался также Н. В. Гоголем,Э. Гофманом, В. Скоттом, Жорж Санд, В. Гюго. По окончании училища, прослуживменьше года в Петербургской инженерной команде, летом 1844 Горький уволился вчине поручика, решив полностью отдаться литературному творчеству.
Начало литературного труда
Среди литературных пристрастий Горького той поры был О.де Бальзак: переводом его повести «Евгения Гранде» (1844, безуказания имени переводчика) писатель вступил на литературное поприще.Одновременно Горький работал над переводом романов Эжена Сю и Жорж Санд (впечати не появились). Выбор произведений свидетельствовал о литературных вкусахначинающего писателя: ему не чужда была в те годы романтическая исентименталистская стилистика, нравились драматичные коллизии, крупновыписанные характеры, остросюжетное повествование. В произведениях Жорж Санд,как вспоминал он в конце жизни, его «поразила… целомудренная,высочайшая чистота типов и идеалов и скромная прелесть строгого сдержанноготона рассказа».
Триумфальный дебют
Зимой 1844 Горький задумал роман «Бедные люди»,работу над которым он начал, по его словам, «вдруг», неожиданно, ноотдался ей безраздельно. Еще в рукописи Д. В. Григорович, с которым он в товремя делил квартиру, доставил роман Н. А. Некрасову, и они вместе, неотрываясь, ночь напролет читали «Бедных людей». Под утро они пришли кГорькому, чтобы выразить ему восхищение. Со словами «Новый Гоголь явился!»Некрасов передал рукопись В. Г. Белинскому, который сказал П. В. Анненкову:"… роман открывает такие тайны жизни и характеров на Руси, которые донего и не снились никому". Реакция кружка Белинского на первоепроизведение Горького стала одним из самых известных и имевших продолжительныйрезонанс эпизодов в истории русской литературы: почти все участники, включаяГорького, позднее возвращались к нему и в воспоминаниях, и в художественныхпроизведениях, описывая его и в прямой, и в пародийной форме. Роман был напечатанв 1846 в «Петербургском сборнике» Некрасова, вызвав шумные споры.Рецензенты, хотя и отмечали отдельные просчеты писателя, почувствовалигромадное дарование, а Белинский прямо предрекал Горькому великое будущее.Первые критики справедливо заметили генетическую связь «Бедных людей»с гоголевской «Шинелью», имея в виду и образ главного герояполунищего чиновника Макара Девушкина, восходивший к героям Гоголя, и широкоевоздействие гоголевской поэтики на Горького. В изображении обитателей«петербургских углов», в портретировании целой галереи социальныхтипов Горький опирался на традиции натуральной школы (обличительный пафос),однако сам подчеркивал, что в романе сказалось и влияние пушкинского«Станционного смотрителя». Тема «маленького человека» и еготрагедии нашла у Горького новые повороты, позволяющие уже в первом романеобнаружить важнейшие черты творческой манеры писателя: сосредоточенность навнутреннем мире героя в сочетании с анализом его социальной судьбы, способностьпередавать неуловимые нюансы состояния действующих лиц, принцип исповедальногосамораскрытия характеров (не случайно избрана форма «романа вписьмах»), система двойников, «сопутствующих» главным героям.
В литературном кругу
Войдя в кружок Белинского (где познакомился с И. С.Тургеневым, В. Ф. Одоевским, И. И. Панаевым), Горький, по его позднейшемупризнанию, «страстно принял все учение» критика, включая егосоциалистические идеи. В конце 1845 на вечере у Белинского он читал главыповести «Двойник» (1846), в которой впервые дал глубокий анализрасколотого сознания, предвещающий его великие романы. Повесть, сначалазаинтересовавшая Белинского, в итоге его разочаровала, и вскоре наступилоохлаждение в отношениях Горького с критиком, как и со всем его окружением,включая Некрасова и Тургенева, высмеивавших болезненную мнительность Горького.Угнетающе действовала на писателя необходимость соглашаться почти на любуюлитературную поденщину. Все это мучительно переживалось Горьким. Он стал«страдать раздражением всей нервной системы», появились первыесимптомы эпилепсии, мучившей его всю жизнь.
Горький и петрашевцы
В 1846 Горький сблизился с кружком братьев Бекетовых(среди участников — А. Н. Плещеев, А. Н. и В. Н. Майковы, Д. В. Григорович), вкотором обсуждались не только литературные, но и социальные проблемы. Весной1847 Горький начал посещать «пятницы» М. В. Петрашевского, зимой1848-49 — кружок поэта С. Ф. Дурова, состоявший также в основном изпетрашевцев. На собраниях, носивших политический характер, затрагивалисьпроблемы освобождения крестьян, реформы суда и цензуры, читались трактатыфранцузских социалистов, статьи А. И. Герцена, запрещенное тогда письмоБелинского к Гоголю, вынашивались планы распространения литографированнойлитературы. В 1848 вошел в особое тайное общество, организованное наиболеерадикальным петрашевцем Н. А. Спешневым (имевшим значительное влияние наГорького); общество ставило своей целью «произвести переворот вРоссии». Горький, однако, испытывал некоторые сомнения: по воспоминаниямА. П. Милюкова, он «читал социальных писателей, но относился к нимкритически». Под утро 23 апреля 1849 в числе других петрашевцев писательбыл арестован и заключен в Алексеевский равелин Петропавловской крепости.
Под следствием и на каторге
После 8 месяцев, проведенных в крепости, где Горькийдержался мужественно и даже написал рассказ «Маленький герой»(напечатан в 1857), он был признан виновным «в умысле на ниспровержение… государственного порядка» и первоначально приговорен к расстрелу,замененному уже на эшафоте, после «ужасных, безмерно страшных минутожидания смерти», 4 годами каторги с лишением «всех правсостояния» и последующей сдачей в солдаты. Каторгу отбывал в Омскойкрепости, среди уголовных преступников («это было страдание невыразимое,бесконечное… всякая минута тяготела как камень у меня на душе»).Пережитые душевные потрясения, тоска и одиночество, «суд над собой»,«строгий пересмотр прежней жизни», сложная гамма чувств от отчаяниядо веры в скорое осуществление высокого призвания, — весь этот душевный опытострожных лет стал биографической основой «Записок из Мертвого дома»(1860-62), трагической исповедальной книги, поразившей уже современниковмужеством и силой духа писателя. Отдельной темой «Записок» оказалсяглубокий сословный разрыв дворянина с простонародьем. Хотя Аполлон Григорьевпреувеличивал в духе собственных убеждений, когда писал, что Горький«достиг страдательным п с и х о л о г и ч е с к и м процессом до того, чтов „Мертвом доме“ слился совсем с народом», однако шаг к такомусближению — через сознание общности судьбы — был сделан. Сразу послеосвобождения Горький писал брату о вынесенных из Сибири «народныхтипах» и знании «черного, горемычного быта» — опыте, которого«на целые томы достанет». В «Записках» отражен наметившийсяна каторге переворот в сознании писателя, который он характеризовал позднее как«возврат к народному корню, к узнанию русской души, к признанию духанародного». Горькому ясно представилась утопичность революционных идей, скоторыми он в дальнейшем остро полемизировал.
Возвращение в литературу
С января 1854 Горький служил рядовым в Семипалатинске, в1855 произведен в унтер-офицеры, в 1856 в прапорщики. В следующем году ему быловозвращено дворянство и право печататься. Тогда же он женился на М. Д. Исаевой,принимавшей еще до брака горячее участие в его судьбе. В Сибири Горький написалповести «Дядюшкин сон» и «Село Степанчиково и егообитатели» (обе напечатаны в 1859). Центральный герой последней, ФомаФомич Опискин, ничтожный приживальщик с притязаниями тирана, лицедей, ханжа,маниакальный себялюбец и утонченный садист, как психологический тип стал важнымоткрытием, предвещавшим многих героев зрелого творчества. В повестях намечены иосновные черты знаменитых романов-трагедий Горького: театрализация действия,скандальное и, одновременно, трагическое развитие событий, усложненныйпсихологический рисунок. Современники остались равнодушными к «СелуСтепанчиково...», интерес к повести возник значительно позднее, когда Н.М. Михайловский в статье «Жестокий талант» дал глубокий анализ образаОпискина, тенденциозно отождествляя его, однако, с самим писателем. Многоспоров вокруг «Села Степанчиково...» связано с предположением Ю. Н.Тынянова о том, что в монологах Опискина пародируются «Выбранные места изпереписки с друзьями» Н. В. Гоголя. Идея Тынянова спровоцировалаисследователей на выявление объемного пласта литературного подтекста в повести,в т. ч. аллюзий, связанных с произведениями 1850-х гг., за которыми Горькийжадно следил в Сибири.
Горький-журналист
В 1859 Горький вышел в отставку «по болезни» иполучил разрешение жить в Твери. В конце года он переехал в Петербург исовместно с братом Михаилом стал издавать журналы «Время», затем«Эпоха», сочетая огромную редакторскую работу с авторской: писалпублицистические и литературно-критические статьи, полемические заметки,художественные произведения. При ближайшем участии Н. Н. Страхова и А. А.Григорьева, в ходе полемики и с радикальной, и с охранительной журналистикой,на страницах обоих журналов развивались «почвеннические» идеи (см.Почвенники), генетически связанные со славянофильством, но пронизанные пафосомпримирения западников и славянофилов, поисками национального варианта развитияи оптимального сочетания начал «цивилизации» и народности, — синтеза,выраставшего из «всеотзывчивости», «всечеловечности»русского народа, его способности к «примирительному взгляду начужое». Статьи Горького, в особенности «Зимние заметки о летнихвпечатлениях» (1863), написанные по следам первой заграничной поездки 1862(Германия, Франция, Швейцария, Италия, Англия), представляют собой критикузападноевропейских институтов и страстно выраженную веру в особое призваниеРоссии, в возможность преобразования русского общества на братских христианскихоснованиях: «русская идея… будет синтезом всех тех идей, которые…развивает Европа в отдельных своих национальностях».
«Униженные и оскорбленные» (1861) и«Записки из подполья» (1864)
На страницах журнала «Время», стремясь укрепитьего репутацию, Горький печатал свой роман «Униженные и оскорбленные»,само название которого воспринималось критикой 19 в. как символ всеготворчества писателя и даже шире — как символ «истинногуманистического» пафоса русской литературы (Н. А. Добролюбов в статье«Забитые люди»). Насыщенный автобиографическими аллюзиями и обращенныйк основным мотивам творчества 1840-х гг., роман написан уже в новой манере,близкой к поздним произведениям: в нем ослаблен социальный аспект трагедии«униженных» и углублен психологический анализ. Обилиемелодраматических эффектов и исключительных ситуаций, нагнетениетаинственности, хаотичность композиции побуждали критиков разных поколенийнизко оценивать роман. Однако в следующих произведениях Горькому удалось те жечерты поэтики поднять на трагедийную высоту: внешняя неудача подготовила взлетыближайших лет, в частности, напечатанную вскоре в «Эпохе» повесть«Записки из подполья», которую В. В. Розанов считал«краеугольным камнем в литературной деятельности» Горького; исповедьподпольного парадоксалиста, человека трагически разорванного сознания, егоспоры с воображаемым оппонентом, так же как и нравственная победа героини,противостоящей болезненному индивидуализму «антигероя», — все этонашло развитие в последующих романах, лишь после появления которых повестьполучила высокую оценку и глубокое истолкование в критике.
Семейные катастрофы и новая женитьба
В 1863 Горький совершил вторую поездку за границу, гдепознакомился с А. П. Сусловой (страстным увлечением писателя в 1860-е гг.); ихсложные отношения, а также азартная игра в рулетку в Баден-Бадене дали материалдля романа «Игрок» (1866). В 1864 умерла жена Горького и, хотя они небыли счастливы в браке, он тяжело пережил потерю. Вслед за ней внезапноскончался брат Михаил. Горький взял на себя все долги по изданию журнала«Эпоха», однако вскоре прекратил его из-за падения подписки изаключил невыгодный договор на издание своего собрания сочинений, обязавшись копределенному сроку написать новый роман. Он еще раз побывал за границей лето1866 провел в Москве и на подмосковной даче, все это время работая над романом«Преступление и наказание», предназначенным для журнала «Русскийвестник» М. Н. Каткова (в дальнейшем все наиболее значительные его романыпечатались в этом журнале). Параллельно Горькому пришлось работать над вторым романом(«Игрок»), который он диктовал стенографистке А. Г. Сниткиной (см.Горькая А. Г.), которая не просто помогала писателю, но и психологическиподдерживала его в сложной ситуации. После окончания романа (зима 1867) Горькийна ней женился и, по воспоминаниям Н. Н. Страхова, «новая женитьба скородоставила ему в полной мере то семейное счастье, которого он так желал».
«Преступление и наказание» (1865-66)
Круг основных идей романа писатель вынашивал долгоевремя, возможно, в самом туманном виде, — еще с каторги. Работа над ним шла сувлечением и душевным подъемом, несмотря на материальную нужду. Генетическисвязанный с неосуществленным замыслом «Пьяненькие», новый романГорького подводил итог творчеству 1840-50-х гг., продолжая центральные темы техлет. Социальные мотивы получили в нем углубленное философское звучание,неотделимое от нравственной драмы Раскольникова, «убийцы-теоретика»,современного Наполеона, который, по словам писателя, «кончает тем, что п ри н у ж д е н сам на себя донести… чтобы хотя погибнуть в каторге, нопримкнуть опять к людям...». Крах индивидуалистической идеи Раскольникова,его попытки стать «властелином судьбы», подняться над «тварьюдрожащею» и одновременно осчастливить человечество, спасти обездоленных — философский ответ Горького на революционные настроения 1860-х гг. Сделав«убийцу и блудницу» главными героями романа и вынеся внутреннюю драмуРаскольникова на улицы Петербурга, Горький поместил обыденную жизнь вобстановку символических совпадений, надрывных исповедей и мучительных сновидений,напряженных философских диспутов-дуэлей, превращая нарисованный стопографической точностью Петербург в символический образ призрачного города.Обилие персонажей, система героев-двойников, широкий охват событий, чередованиегротесковых сцен с трагическими, парадоксалистски заостренная постановкаморальных проблем, поглощенность героев идеей, обилие «голосов»(различных точек зрения, скрепленных единством авторской позиции) — все этиособенности романа, традиционно считающегося лучшим произведением Горького, сталиосновными чертами поэтики зрелого писателя. Хотя радикальная критикаистолковала «Преступление и наказание» как произведениетенденциозное, роман имел огромный успех.
Мир великих романов
В 1867-68 гг. написан роман «Идиот», задачукоторого Горький видел в «изображении положительно прекрасногочеловека». Идеальный герой князь Мышкин, «Князь-Христос»,«пастырь добрый», олицетворяющий собой прощение и милосердие, с еготеорией «практического христианства», не выдерживает столкновения сненавистью, злобой, грехом и погружается в безумие. Его гибель — приговор миру.Однако, по замечанию Горького, «где только он ни п р и к о с н у л с я — везде он оставил неисследимую черту». Следующий роман «Бесы»(1871-72) создан под впечатлением от террористической деятельности С. Г.Нечаева и организованного им тайного общества «Народная расправа», ноидеологическое пространство романа много шире: Горький осмыслял и декабристов,и П. Я. Чаадаева, и либеральное движение 1840-х гг., и шестидесятничество,интерпретируя революционное «бесовство» в философско-психологическомключе и вступая с ним в спор самой художественной тканью романа — развитиемсюжета как череды катастроф, трагическим движением судеб героев,апокалипсическим отсветом, «брошенным» на события. Современники прочитали«Бесов» как рядовой антинигилистический роман, пройдя мимо егопророческой глубины и трагедийного смысла. В 1875 напечатан роман«Подросток», написанный в форме исповеди юноши, сознание которогоформируется в «безобразном» мире, в обстановке «всеобщегоразложения» и «случайного семейства». Тема распада семейныхсвязей нашла продолжение в итоговом романе Горького — «БратьяКарамазовы» (1879-80), задуманном как изображение «нашейинтеллигентской России» и вместе с тем как роман-житие главного героя АлешиКарамазова. Проблема «отцов и детей» («детская» темаполучила обостренно-трагедийное и вместе с тем оптимистическое звучание вромане, особенно в книге «Мальчики»), а также конфликт бунтарскогобезбожия и веры, проходящей через «горнило сомнений», достигли здесьапогея и предопределили центральную антитезу романа: противопоставлениегармонии всеобщего братства, основанного на взаимной любви (старец Зосима,Алеша, мальчики), мучительному безверию, сомнениям в Боге и «миреБожьем» (эти мотивы достигают кульминации в «поэме» ИванаКарамазова о Великом инквизиторе). Романы зрелого Горького — это целоемироздание, пронизанное катастрофическим мироощущением его творца. Обитателиэтого мира, люди расколотого сознания, теоретики, «придавленные»идеей и оторванные от «почвы», при всей их неотделимости отроссийского пространства, с течением времени, в особенности в 20 веке, сталивосприниматься как символы кризисного состояния мировой цивилизации.
«Дневник писателя». Конец пути
В 1873 Горький начал редактировать газету-журнал«Гражданин», где не ограничился редакторской работой, решив печататьсобственные публицистические, мемуарные, литературно-критические очерки,фельетоны, рассказы. Эта пестрота «искупалась» единством интонации ивзглядов автора, ведущего постоянный диалог с читателем. Так начал создаваться«Дневник писателя», которому Горький посвятил в последние годы многосил, превратив его в отчет о впечатлениях от важнейших явлений общественной иполитической жизни и изложив на его страницах свои политические, религиозные,эстетические убеждения. В 1874 он отказался от редактирования журнала из-застолкновений с издателем и ухудшения здоровья (летом 1874, затем в 1875, 1876 и1879 он ездил лечиться в Эмс), а в конце 1875 возобновил работу над«Дневником», имевшим огромный успех и побудившим многих людейвступить в переписку с его автором (вел «Дневник» с перерывами доконца жизни). В обществе Горький приобрел высокий нравственный авторитет,воспринимался как проповедник и учитель. Апогеем его прижизненной славы сталаречь на открытии памятника Пушкину в Москве (1880), где он говорил о«всечеловечности» как высшем выражении русского идеала, о«русском скитальце», которому необходимо «всемирноесчастье». Эта речь, вызвавшая огромный общественный резонанс, оказаласьзавещанием Горького. Полный творческих планов, собираясь писать вторую часть«Братьев Карамазовых» и издавать «Дневник писателя», вянваре 1881 Горький внезапно скончался.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.