Реферат по предмету "Психология, педагогика"


Конструктивная психология и психические культуры

Конструктивнаяпсихология имеет три уровня, составляющие ее субординационную структуру.Субординация в данном случае означает, что низлежащий уровень включается ввышеположенный. Верхний уровень конструктивной психологии занимает психологияинтегрального развития, средний – психология оптимального функционирования,нижний – психология эффективного восстановления человека. Этимтеоретико-технологическим уровням конструктивной психологии соответствуютсовременные эмпирические типы психологического знания. Так, психологииинтегрального развития эмпирически соответствует эзотерическая психология,психологии оптимального функционирования соответствует житейская психология, апсихологии эффективного восстановления – психиатрия в широком смысле слова.
Но,кроме того, каждому уровню конструктивной психологии можно подобрать наиболеесоответствующую ему конкретную психическую культуру. Психическая культура иликультура психической деятельности является квинтэссенцией культуры, посколькуименно в ней опредмечивается степень постижения человеком самого развитого изизвестных ему существ – человека.
Сравнительныйпсихокультурологический анализ приводит нас к выводу, что уровню психологииинтегрального развития наиболее соответствует содержание арийской психическойкультуры. Уровню психологии оптимального функционирования наиболеесоответствует содержание семитской психической культуры. Уровню психологииэффективного восстановления наиболее соответствует содержание китайскойпсихической культуры.
Сконкретными психическими культурами наиболее целесообразно знакомиться по ихвысшим достижениям. Так, наиболее глубокое содержание арийской психическойкультуры зафиксировано в Йоге, а суть арийской психической культурысформулирована в Бхагавадгите. Для этой психической культуры характерен культсвободы, и ее идеалом является свободный (самодетерминирующийся, творческий)человек.
Наиболееглубокое содержание семитской психической культуры зафиксировано в Каббале, асуть семитской психической культуры сформулирована в Евангелиях. Для этойпсихической культуры характерен культ необходимости, и ее идеалом являетсяправильный (следующий Закону, благоразумный) человек.
Наиболееглубокое содержание китайской психической культуры зафиксировано в И-цзине, асуть китайской психической культуры сформулирована в Дао-дэ-цзине. Для этойпсихической культуры характерен культ случайности, и ее идеалом являетсяестественный (следующий Природе, спонтанный) человек.
Согласносовременным отечественным научно-психологическим представлениям, имеется триуровня детерминации поведения человека, составляющих ее субординационнуюструктуру: личность – индивид – организм. Исходя из этих представлений можносказать, что арийская психическая культура уделяла особое внимание уровнюличности, семитская психическая культура – уровню индивида, а китайскаяпсихическая культура – уровню организма. Действительно, основным принципомактивности организма является эффективное восстановление динамическогоравновесия со средой. Основным принципом активности индивида являетсяоптимальное функционирование в природно-социальном мире. Основным принципомактивности личности является интегральное развитие в процессе свободнойсамодеятельности, благодаря которой только и осуществляется творчество новыхформ культуры, – в том числе психической культуры.
Каждаяконкретная психическая культура обладает набором трех структурных уровнейконструктивной психологии, то есть решает проблемы интегрального развития,оптимального функционирования и эффективного восстановления человека: по этомуфактору (набору структурных уровней) они тождественны. Однако в силуисторических условий вышеуказанным проблемам в конкретных психических культурахуделялось различное внимание, вследствие чего тот или иной структурный уровеньоказывался более развитым, ведущим. И по этому фактору (ведущему структурномууровню) конкретные психические культуры существенно различны.
Так,в арийской психической культуре ведущим является уровень интегральногоразвития, а уровни оптимального функционирования и эффективного восстановленияявляются вспомогательными, обслуживающими интегральное развитие. В семитскойпсихической культуре ведущим является уровень оптимального функционирования, ауровни интегрального развития и эффективного восстановления – вспомогательными,обслуживающими оптимальное функционирование. В китайской психической культуреведущим является уровень эффективного восстановления, а уровни интегральногоразвития и оптимального функционирования – вспомогательными, обслуживающимиэффективное восстановление. Собственно, по ведущему уровни мы я соотносимпсихические культуры с тем или иным уровнем конструктивной психологии.
Всоответствии с ведущим уровнем, в каждой конкретной психической культуреимеется свое понимание интегрального развития, оптимального функционирования иэффективного восстановления. Так, в арийской психической культуре оптимальнымфункционированием и эффективным восстановлением считается такоефункционирование и восстановление, которые обеспечивают интегральное развитие.В семитской психической культуре интегральным развитием и эффективнымвосстановлением считается такое развитие и восстановление, которые обеспечиваютоптимальное функционирование. В китайской психической культуре интегральнымразвитием и оптимальным функционированием считается такое развитие ифункционирование, которые обеспечивают эффективное восстановление.
Современнаямировая психическая культура формируется в основном под воздействием именнотрех указанных психокультур: арийской, семитской и китайской. Кроме того, насовременную психокультурную ситуацию оказывают влияние мусульманская,египетская и индейская психические культуры.
Однакомусульманская психическая культура является в значительной степени производной:ее экзотерическая, религиозно-ортодоксальная часть представляет собоймодификацию семитской психической культуры, а эзотерическая часть, суфизм –модификацию арийской психической культуры. И поскольку экзотерическое иэзотерическое мусульманство не интегрированы и даже конфликтны, этот типвлияния не представляет ничего принципиально нового по сравнению с арийским исемитским.
Египетскаяпсихическая культура является исходной по отношению к семитской, семитскаяпсихическая культура является модификацией египетской. Таким образом,египетская психическая культура, хотя и не в полной мере, представленасемитским психокультурным влиянием. И потому освоение египетской психическойкультуры не привносит ничего принципиально нового в современную психокультурнуюситуацию.
Чтокасается индейской психической культуры, то она аналогична египетской. Апоскольку последняя уже представлена семитским психокультурным влиянием, то иосвоение индейской психической культуры не привносит принципиально новогосодержания в современную психокультурную ситуацию.
Учитываяэти соображения, арийскую, семитскую и китайскую психокультуры можно считатьдоминирующими элементами современной мировой психической культуры. К сожалению,реальная современная психическая культура представляет собой не интеграл этихкультур, а их конгломерат, эклектическую смесь. Вместе с тем современнаяпсихическая культура, включая в себя опыт всех предшествующих, располагает потенциалом,превосходящим возможности каждой отдельно взятой культуры. Этот потенциал можетбыть актуализирован в случае открытия принципа структурирования историческогопсихокультурного материала. Именно этот принцип опредмечен в структуреконструктивной психологии.
Конструктивнаяпсихология, таким образом, позволяет адекватно ориентироваться в предшествующихпсихических культурах и целенаправленно использовать их для решения проблемсуществования человека: проблем интегрального развития, оптимального функционированияи эффективного восстановления, формулируемых сегодня в рамках коммунистическогоидеала человека как проблемы «духовного богатства, моральной чистоты ифизического совершенства». С другой стороны, становление самойконструктивной психологии связано о научным освоением содержания предшествующихпсихических культур.
Список литературы
А.В.Чистяков(Владимирский). Конструктивная психология и психические культуры


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.