Базыма И.В., Базыма Б.А.
Введение
Экспериментальныеисследования показали, что между цветовыми предпочтениями и идентификациейиспытуемых с цветами есть статистически значимая взаимосвязь. Симпатия к темили иным цветам сопровождается позитивной идентификацией испытуемых с цветами.Испытуемые полагают себя «похожими» на эти цвета по основаниям «Я-реальное» и«Я-идеальное». Противоположная картина наблюдается в случае отвержения цветов:испытуемые склонны считать себя «непохожими» на них, опять же по двумоснованиям. Когда отношение к цветам неопределенное, амбивалентное или нейтральное,отмечается либо отсутствие идентификации с этими цветами, либо противоречиямежду направленностями идентификации по указанным основаниям. Например, красныйцвет оценивается как «похожий» на «Я-реальное», но «непохожий» на«Я-идеальное».
БазымаБ.А. [1] делает вывод о влиянии самооценки испытуемых на характер их отношенияк цветам, отражении в цветовых предпочтениях того или иного вариантасамооценки. Также предполагается, что идентификация с цветом является основныммеханизмом цветовых предпочтений. Однако, имеющихся на сегодняшний деньэкспериментальных данных пока недостаточно для однозначного доказательстваданной гипотезы.
Альтернативнымвариантом является утверждение о первичности симпатии (к цветам) по отношению кидентификации с цветами. Встает задача планирования и проведения такого родаэкспериментов, позволяющих получить четкий ответ на интересующий вопрос.
Цельюданного экспериментального исследования как раз и стало проведение одной изподобных критических проверок, результаты которой должны приблизить нас кпониманию действительных механизмов цветовых предпочтений.
Методика
Вэтом исследовании мы проверяли гипотезу первичности симпатии по отношению кидентификации. Предположим, что это действительно так. В этом случае оправданнорассматривать симпатию к цветам в качестве независимой переменной (далее НП), аидентификацию с цветами – зависимой переменной (ЗП). Меняя состояния НП, мыдолжны обнаружить закономерные изменений ЗП, если между ними естьпричинно-следственная зависимость.
Основнаятрудность подобного рода экспериментального исследования состоит в том, что НП,произвольный контроль который требуется осуществлять, очевидно, не можетменяться по нашему желанию в том или ином направлении моментально и однозначно.В то же время, нам необходимо иметь, по меньшей мере, два самостоятельныхсостояния НП у одного и того же испытуемого в течение достаточно короткоговремени.
Опираясьна опыт как своих собственных исследований [1, 2], так и исследований другихавторов [3, 4], мы пришли к решению, что обеспечить подобные условия разведениядвух и более состояний НП может ситуация экзаменационного стресса (ЭС). Известно,что непосредственно перед экзаменами или аналогичными испытаниями отношение кцветам может претерпевать значительные изменения по сравнению с фоновым [3]. Послеокончания ЭС, цветовые предпочтения возвращаются к исходным. Чем бы ни была, всвою очередь, обусловлена симпатия испытуемых к тем или иным цветам, очевидно,что она может быть операционализирована с помощью стандартной процедурыцветового ранжирования. Цвета, занимающие более высокие ранговые места в рядупредпочтений, по умолчанию, испытывают в отношении себя большую степеньсимпатии, чем нижестоящие. Если какие-либо цвета до и после ЭС значимо будутиспытывать к себе изменение типа отношения со стороны испытуемого, то всоответствии с гипотезой исследования следует ожидать и значимых измененийпоказателей идентификации. Если таковых не будет обнаружено, то закономеренвывод, что симпатия не является фактором, влияющим на идентификацию испытуемыхс цветами.
Былообследовано 25 студентов заочного отделения в процессе прохожденияэкзаменационного испытания. Все студенты дали добровольное согласие на участиев эксперименте. Им было разъяснено, что эксперимент направлен на исследованиеЭС.
Спомощью краткого варианта теста М. Люшера (таблица 8-ми цветов), каждый изучастников эксперимента:
а)произвел 3 выбора цветов по симпатии (первая проба – до начала экзамена;
втораяпроба – в середине; третья проба – после окончания экзамена и объявленияоценки);
б)произвел 3 выбора цветов по степени их «похожести» на себя (также три пробы).
Винструкции, предшествующей тестированию было сказано, что выбирать в обоихслучаях следует, основываясь на своем текущем состоянии. Последовательностьвариантов ранжирования цветов постоянно чередовалась, с целью нивелированияэффекта последовательности.
Результаты и их обсуждение
Вотношении каждого испытуемого было получено 6 ранговых рядов цветовыхпредпочтений (3 – по варианту симпатии; 3 – по варианту идентификации).Обработка результатов производилась с помощью коэффициента ранговой корреляцииСпирмена. Сравнение ранговых рядов проводилась отдельно для каждогоиспытуемого:
1.Сравнивались цветовые предпочтения по симпатии (1-я проба – 2-я проба; 2-япроба – 3-я проба; 1-я проба — 3-я проба);
2.Сравнивались цветовые предпочтения по идентификации (по указанным пробам);
3.Сравнивались цветовые предпочтения по вариантам симпатии и идентификации междусобой (1-я проба – 1-я проба; 2-я проба — 2-я проба; 3-я проба – 3-я проба).
Первичнаяобработка результатов показала, что всех испытуемых можно разделить на двегруппы. Для первой группы (15 человек) оказалось характерным минимальноеизменение цветовых предпочтений в процессе экзаменационного испытания.Представителей этой группы вполне уместно обозначить, как «стабильных». Втораягруппа (10 человек) включила в себя испытуемых, у которых отмечены выраженныеизменения цветовых предпочтений. Их мы обозначили, как «нестабильных». Однако,исходя из главной цели и задач исследования, мы не стали проводить дальнейшийанализ отдельно для каждой из групп. Тем самым, абстрагировались от тонких, ноне важных для текущей цели, индивидуальных различий испытуемых.
Быловыяснено, что цветовые предпочтения «по идентификации» менее стабильны от пробык пробе по сравнению с предпочтениями «по симпатии», как это видно из таблицы№1
Таблица№1
Динамикацветовых предпочтений в процессе экзаменационного испытанияПоказатели/Пробы Проба1-Проба2 Проба2-Проба3 Проба1-Проба3 Симпатия 0,78 0,71 0,75 Идентификация 0,52 0,47 0,52
Другимисловами, ЭС в большей степени сказался не на цветовых выборах «по симпатии», ана выборах по основанию идентификации с цветом.
Данныйрезультат может быть истолкован двояко, как в пользу, так и против гипотезыисследования. Поэтому в качестве основного доказательства мы рассматривалирезультаты сравнения выборов по указанным основаниям между собой для каждой изпроб.
Результатыподобного сравнения представлены на графике №1.
График№1.
Степеньсходства-различия цветовых предпочтений по симпатии и идентификации
/>
Награфике можно отчетливо наблюдать, что сходство между ранговыми рядами «посимпатии» и «идентификации» друг с другом значимо уменьшается от 1-й к 3-йпробе. Если перед началом экзамена (первая проба) средний коэффициент ранговойкорреляции для группы составлял 0,68 (P0,05) соответственно.
Еслибы НП (симпатия) оказывала значимое влияние на ЗП (идентификация) мы вправебыли бы ожидать, что изменения НП вызовут аналогичные изменения ЗП. Однако, какпоказывают полученные нами результаты, изменения НП и ЗП носятразнонаправленный характер, что противоречит гипотезе о ведущем значениисимпатии по отношению к идентификации в случае цветовых предпочтений.
Идентификацияс цветом оказывается более «лабильной» переменной, чем симпатия. Симпатия«отстает» от нее, то есть более «ригидна». Это также указывает на то, что«симпатия» к цветам, скорее, обусловлена идентификацией, а не наоборот. Быстрыеизменения идентификации не могут сразу и однозначно вызвать изменения симпатии.Необходимо, чтобы изменение в идентификации «закрепилось», чтобы в последствиипроизошло также и изменение симпатии.
Выводы
Измененияцветовых выборов по основанию «идентификация» более динамичны, чем изменения пооснованию «симпатия» в процессе экзаменационного испытания.
Направленностьотмеченных изменений различна для указанных оснований цветовых предпочтений.
Исходяиз полученных экспериментальных результатов, гипотеза о ведущей роли симпатиипо отношению к идентификации не подтверждается.
Список литературы
БазымаБ.А. Взаимосвязь цветовых предпочтений и идентификации с цветом // Материалыконференции “Актуальные вопросы практической психологии и логопедии вучреждениях образования и охраны здоровья Украины”. – Харьков, 1998 –С.106-109.
БазымаБ.А. Цвет и психика. Монография. – ХГАК, 2001.
ДашковИ.М., Устинович Е.А. Экспериментальные исследования валидности шкалысубъективного предпочтения цвета (тест Люшера) // Проблемы моделирования.Диагностика психических состояний в норме и патологии. – Ленинград, 1980. –С.54-61.
УрванцевЛ.П. Психология восприятия цвета. Методическое пособие. — Ярославль, 1981.
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.colorpsy.boom.ru/