Способность рационального познания
Общие сведения
Интеллект(от лат. intellectus — познание, понимание, рассудок) — способность мышления,рационального познания. Это латинский перевод древнегреческого понятия нус(«ум») и по своему смыслу он тождествен ему.
Изучениеминтеллекта и интеллектуальных возможностей человека давно занимаются ученыеразличных специализаций. Один из основных вопросов, стоящих перед психологией —это вопрос является ли интеллект врожденным или формируется в зависимости отокружающей среды. Этот вопрос, пожалуй, касается не только интеллекта, но здесьон особенно актуален, т.к. интеллект и креативность (нестандартность решений)приобретают особую ценность в наш век всеобщей скоростной компьютеризации.
Сейчасособенно нужны люди, способные нестандартно и быстро мыслить, имеющие высокийинтеллект, чтобы решать сложнейшие научно-технические задачи, и мало того, чтообслуживать суперсложные машины и автоматы, но и создавать их.
Определенийинтеллекту было дано много, здесь постарались и философы, и биологи ипсихологи. Я не стану приводить их. Чтобы определить интеллект следует указатьна степень сложности всех взаимодействий когнитивных структур, т.к. интеллектвключает почти все когнитивные структуры, а если взять одну какую-нибудькогнитивную структуру, то получится, что нам пришлось пренебречь ихвзаимодействием.
Давайтевначале постараемся разобраться с тем, как оценивается интеллект, какимспособом это делается.
Коэффициент интеллектуальности и креативность
Сконца 19-го века в экспериментальной психологии получают распространениеразнообразные количественные методы оценки интеллекта, степени умственногоразвития — с помощью специальных тестов и определённой системы их статистическойобработки в факторном анализе.
Коэффициентинтеллектуальности (англ. Intellectual quotent, сокращённо IQ), показательумственного развития, уровня имеющихся знаний и осведомлённости,устанавливаемый на основе различных тестовых методик. Коэффициентинтеллектуальности привлекает тем, что позволяет количественно в цифрахвыразить уровень интеллектуального развития.
Идеяколичественного определения уровня интеллектуального развития детей с помощьюсистемы тестов впервые была разработана французским психологом А. Бине в 1903году, а термин был введён австрийским психологом В. Штерном в 1911 году.
Большинствотестов интеллекта в основном измеряли вербальные способности и в какой-то мереспособность оперировать числовыми, абстрактными и другими символическимиотношениями, стало ясно, что они имеют ограничения при определении способностейк различным видам деятельности.
Внастоящее время тесты определения способностей носят комплексный характер,среди них получил наибольшую известность тест структуры интеллекта Амтхауэра.Польза практического применения этого теста, точнее знание степени развития техили иных интеллектуальных возможностей человека, дает возможностьоптимизировать взаимодействие руководителя и исполнителя в процессе трудовойдеятельности.
Критикарезультатов тестирования с точки зрения когнитивной психологии более чемсправедлива, т.к. коэффициент интеллектуальности IQ не учитывает когнитивныекомпоненты, а учитывает лишь специфичные виды поведения. Хотя до сих поркогнитивные психологи при оценке интеллекта используют психометрический метод вкачестве критерия точности когнитивных тестов.
Высокийкоэффициент интеллектуальности (выше 120 единиц IQ) не обязательно сопутствуеттворческому мышлению, которое очень трудно оценить. Творческие люди способныдействовать нестандартными методами, иногда наперекор общепринятым законам, иполучают хорошие результаты, делают открытия.
Способностьполучать такие необыкновенные результаты нестандартными способами называюткреативностью. Мало того, что творческие люди, обладающие креативностью, решаютпроблемы нестандартными способами, но они еще их и сами генерируют, бьются надними и в результате решают, т.е. находят тот рычаг, который способен«перевернуть земной шар».
Однаконестандартное мышление не всегда бывает креативным, часто оно бывает простооригинальным, поэтому действительно трудно определить творческое мышление, атем более дать ему какую-то количественную оценку.
Развитие интеллекта
Сточки зрения когнитивной психологии развитие интеллекта — это изменениекогнитивных структур, процессов и способностей в течение всей жизни. Можноопределить интеллект тем направлением, на которое ориентировано его развитие, ине думать при этом о границах интеллекта.
Ноне может быть интеллект таким клубочком из русских сказок, который бежит себевпереди Иванушки, указывая ему путь, и ничего не меняется ни в самом клубочке,ни в жизни Иванушки, который лишь получает предназначенный ему«приз», не приложив своих усилий, только и того, что бежит в заданномему направлении.
Скорееинтеллект можно сравнить со снежком, который катится в нужном направлении и приэтом становится снежным комом, да и то меняет направления качения, чтобысделаться круглым (полным), и беда его в том, что он теряет скорость, набираямассу. А интеллект должен набирая массу, набирать и скорость.
Еслисравним с ЭВМ то, скажем, чем больше данных находится в памяти компьютера, тембыстрее она должна выдавать результат задачи. Тем не менее, как хорошо известноразработчикам программ, при увеличении объема данных, наибольшее значение вэффективности всей системы приобретает вопрос о правильной организации данных ипроцессов, участвующих в их обработке. Но к искусственному интеллекту мыобратимся позже в отдельной статье.
ПоведениеИванушки будет тем интеллектуальнее, чем сложнее и многообразнее пути, покоторым проходят воздействия его на объекты, и лишь тогда он придет кдействительным победам.
Теория стадий Пиаже
Основнойтеорией развития интеллекта в когнитивной психологии можно назвать теориюстадий Пиаже, который сделал свои выводы, наблюдая за детьми разного возраста.Ребенок появился на свет, и ему ничего не остается делать, как адаптироваться кэтому миру. Ассимиляция (истолкование события в разрезе существующих знаний) иаккомодация (приспособление к новой информации) — два процесса адаптации.
Перваястадия — сенсомоторная стадия. Появляются первые рефлексы и первые навыки.Затем ребенок, старше 12 месяцев, начинает озираться в поисках исчезнувшего изего поля зрения предмета, до этого он таких попыток не делал. Он эгоцентрист исудит о мире со своей «колокольни», но теперь уже он начинает понимать, чтопредметы вокруг него существуют на самом деле, и они не исчезают, когда он ихне видит. Таким образом, у ребенка возникает постоянство объекта, появляютсяпервые представления о внешнем мире. У него появляется цель, которой онстарается достигнуть, это ли не первые признаки интеллекта.
Втораястадия — предшествующая операциям. До 7 лет у детей развивается интуитивноесимволическое мышление, но они остаются эгоцентричными. Они уже могутконструировать решения каких-то проблем, не воплощая их в жизнь. Мир вокруг нихрасширяется, включая пока простые понятие о внешней среде.
Третьястадия — конкретных операций. В возрасте 7-12 лет дети могут оперировать своимивнутренними репрезентациями каких-то объектов, у них формируются, конкретныеоперации, т.е. операциональные группировки мышления, относящиеся к объектам,которыми можно манипулировать или которые можно схватывать в интуиции.
Четвертаястадия — формальных операций. После 12 лет у детей появляется абстрактноемышление, и в течение всего юношеского периода вырабатывается формальноемышление, группировки которого характеризуют зрелый рефлексивный интеллект,формируется внутренняя модель внешнего мира, происходит обогащение информацией.Важно, только чтобы не произошло обнищание души при обогащении информацией, какговорил А.Н. Леонтьев.
Пиажеотмечал, что поскольку человек с рождения окружен социальной средой, тоестественно, что она на него воздействует так же, как и среда физическая.Общество не только воздействует на человека, но и преображает его структуру,изменяет его мышление, навязывает другие ценности и обязанности. Социальнаясфера преобразует интеллект с помощью языка (знаки), содержания взаимодействий(интеллектуальные ценности) и правил мышления.
ТеорияПиаже, безусловно, интересна, хотя и не совсем безукоризненна, т.к. встречаетсяи у взрослых людей отсутствие абстрактного мышления к какому-то видудеятельности, причем в остальном эти люди нисколько не отличаются от других. Втеории Пиаже развитие интеллекта идет как бы скачками-стадиями, но существуетподход, основанный на непрерывных изменениях — это подход обработки информации.
Обработка информации
Информация,попадающая через специальные анализаторы в мозг человека, перерабатывается,сохраняется и преобразуется в знания. При этом если на взрослого человекальются реки информации, то на ребенка обрушиваются целые водопады, причем детине подготовлены к этим водопадам, как же им удается выплыть из-под бушующегопотока, сохранить что-то в памяти и получить при этом знания.
Очевидно,маленького ребенка спасает невозможность отвлечения от того, чем они занимаютсяв данный момент, т.е. высокой концентрации внимания на текущей деятельности.
Ребенокне может выполнять сразу несколько дел, например, как Юлий Цезарь, или простобольшинство взрослых людей, что говорит о том, что переключаемость вниманияразвивается на более поздних стадиях онтогенеза. И чем старше ребенок, темдоступнее для него выполнение абстрактных заданий наряду с выполнением сложныхсенсомоторных действий.
Приразвитии у ребенка происходит утонченность когнитивных стратегий, так, еслималенький ребенок заучивает стихи, часто не понимая даже смысла многих слов,используя механическое повторение, то подросток может уже использоватьспециальные технологии заучивания.
Старшиедети уже могут регулировать свое мышление и могут ощущать, что они получаютзнания. Этого ощущения знания у маленьких детей еще нет. Когда человек начинаетосознавать, как он решает когнитивные задачи, у него происходит такая обработкаинформации, которую называют метапознанием (мышление о мышлении).
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.effecton.ru/