Реферат по предмету "Психология, педагогика"


Индивидуальные особенности мышления. Характеристика основных качеств ума

Широта мышления — этоспособность охватить весь вопрос целиком, не упуская в то же время инеобходимых для дела частностей. ГЛУБИНА мышления выражается в умении проникатьв сущность сложных вопросов. Качеством, противоположным глубине мышления,является поверх­ностность, суждений, когда человек обращает внимание на мелочии не видит главного.
Самостоятельность мышленияхарактеризуется умени­ем.человека выдвигать новые задачи и находить пути ихрешения, не прибегая к помощи других людей.Гибкость мысли выражается вее свободе от сковывающего влияния закрепленных в прошлом приемов и способоврешения за­дач, в умении быстро менять действия при изменении об­становки.
Быстрота ума — способностьчеловека быстро разо­браться в новой ситуации, обдумать и принять правильноерешение.
Торопливость умапроявляется в том, что человек, не продумав всесторонне вопроса, выхватываеткакую-то одну сторону, спешит дать решение, высказывает недостаточнопродуманные ответы и суждения.          
 Определеннаязамедленность мыслительной деятельности может быть обусловлена типом нервнойсистемы — малой ее подвижностью. “Скорость умственных процессов естьфундаментальный базис интеллектуальных различий между  людьми” (Айзек).
 Критичность ума —умение человека объективно оце­ниватьсвои и чужие мысли, тщательно и всесторонне про­верять все выдвигаемыеположения и выводы. К индивиду­альным особенностям мышления относитсяпредпочтительность использования человеком наглядно-действенного,наглядно-образного или абстрактно-логического вида мыш­ления.
В настоящее времясуществуют как минимум три трак­товки понятия интеллекта:    
1. Биологическаятрактовка: “способность сознательно приспосабливаться к новой ситуации”
2. Педагогическаятрактовка:“способность к обучению, обучаемость”
3. Структурный подход, сформулированный А. Бине:интеллект как “способность адаптации средств к цели”. С точки зренияструктурного подхода, интеллект—это со­вокупность тех или иных способностей.
Совокупностьпознавательных процессов человека оп­ределяет его интеллект. “Интеллект — этоглобальная спо­собность действовать разумно, рационально мыслить и хо­рошосправляться с жизненными обстоятельствами” (Векслер), т.е.интеллектрассматривается как способность человека адаптироваться к окружающей среде.
Какова структураинтеллекта? Существуют различные концепции, пытавшиеся ответить на этот вопрос.Так, в начале века Спирмен (1904) выделил генеральный фактор интеллекта (факторО) и фактор 5, служащий показате­лем специфических способностей. С точки зренияСпирмена, каждый человек характеризуется определенным уров­нем общего интеллекта,от которого зависит, как этот че­ловек адаптируется к окружающей среде. Крометого, у всех людейимеются в различной степени развитые специфи­ческиеспособности, проявляющиеся в решении конкретных задач.  
Терстоун с помощьюстатистических методов исследо­вал различные стороны общего интеллекта, которыеон назвалпервичными умственными потенциями. Он выде­лил семь такихпотенций: 1)счетную способность, т. е. способность оперировать числамии выполнять арифмети­ческие действия; 2)вербальную (словесную) гибкость,т. е. легкость, с которой человек может объясняться, исполь­зуя наиболееподходящие слова; 3) вербальноевосприя­тие, т. е. способность пониматьустную и письменную речь;4) пространственную ориентацию, или способностьпред­ставлять себе различные предметы и формы в простран­стве; 5)память; 6)способность к рассуждению; 7) быс­троту восприятия сходств или различиймежду предмета­ми и изображениями.
Позже Гилфорд выделил 120факторов интеллекта, ис­ходя из того, для каких умственных операций они нужны,к каким результатам Приводят эти операции и каковоих содержание(содержание может быть образным, символи­ческим, семантическим, поведенческим).
По мнению Кэттела (196?),у каждого из нас уже с рождения имеется потенциальный интеллект, который ле­житв основе нашей способности к мышлению, абстраги­рованию м рассуждению. Примернок 20 годам этот интеллект достигает наибольшего расцвета.
Список литературы
Для подготовки данной работы былииспользованы материалы с сайта stroy.nm.ru


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.