Реферат по предмету "Психология, педагогика"


Зависимость типа привязанности ребенка ко взрослому от особенностей их взаимодействия (в семье и доме ребенка)

Хаймовская Н.А. Авдеева Н.Н.
Рассматривается зависимость типа привязанностимладенца второго полугодия первого года жизни к близкому взрослому (матери,воспитателю) от характера взаимодействия ребенка со взрослым в семье и Домеребенка. Показано, что факторами, влияющими на формирование надежнойпривязанности, являются высокий уровень активности ребенка в общении ивзаимодействии с близким взрослым, умение взрослого «подстроиться» кребенку при контакте взглядов, синхронизации действий, общении типа диалога,поддерживать инициативу ребенка при взаимодействии в различные режимныемоменты. Ключевые слова: привязанность, взаимодействие, активность, инициатива,проведение режимных моментов, общение, семья, Дом ребенка, надежная — ненадежная привязанность.
Проблема формирования и развития привязанностей удетей раннего возраста в последние десятилетия интенсивно изучается взарубежной психологии [3, 5, 6, 8, 11]. Проведены исследования, направленные навыявление роли раннего опыта, биологических и социальных детерминантстановления привязанностей в раннем онтогенезе, их влияния на психическоеразвитие, формирование личности и характера ребенка в более поздних возрастах[5, 10, 12]. Было показано, что у младенцев старше 6 месяцев начинаетпроявляться привязанность к определенным людям. Обычно первым объектомпривязанности является мать. Признаки привязанности заключаются в том, что ееобъект может лучше других успокоить и утешить; младенец чаще, чем к другим,обращается к нему за утешением; в присутствии объекта привязанности ребенокреже испытывает страх.
Привязанности не являются врожденными. Они зависят отчувствительности близких взрослых к потребностям ребенка [6,7], социальныхустановок [5,9], а также особенностей темперамента ребенка [5]. Чувствопривязанности ребенка к матери достигает максимума между 12 и 18 месяцами иуменьшается к концу 2-го года жизни [8].
Наиболее популярно методикой оценки привязанности являетсяизучение поведения ребенка в непривычной ситуации при разлуке с близкимвзрослым. Эксперимент М. Эйнсворт, положенный в основу этой методики, состоитиз семи трехминутных эпизодов, во время которых наблюдают младенца наедине снезнакомым взрослым, с матерью и незнакомым взрослым, в одиночестве. В качествепоказателей привязанности младенца к матери используются степень огорченияребенка после ухода матери и поведение ребенка после ее возвращения.
В результате было выделено три типа привязанности. Кпервому типу относятся дети, у которых сформировалась устойчивая, надежнаяпривязанность к близкому человеку. Эти дети не очень сильно огорчались послеухода матери, тянулись к ней, когда она возвращалась, и легко успокаивались.Такие дети чувствуют себя преимущественно эмоционально комфортно, уверены всвоей безопасности и спокойны.
Второй тип привязанности получил название аффективной,ненадежной привязанности. Дети с таким типом привязанности сильно огорчалисьпосле ухода матери, а когда она возвращалась, цеплялись за нее, но фазу жеотталкивали. Такие дети часто настолько зависимы от своих родителей, что непозволяют им исчезнуть из поля зрения. Цепляющееся зависимое поведение являетсясимптомом испытываемого ими чувства опасности. Дети с аффективной ненадежнойпривязанностью капризны, возбудимы, беспокойны, часто плачут.
Третий тип привязанности — ненадежная индифферентнаяпривязанность. Дети с таким типом привязанности не возражали против уходаматери и продолжали безмятежно играть, не обращая внимания на ее возвращение- Уних не сформировалось чувство привязанности, они эмоционально нейтральны иотстранены от близких взрослых [6, 7].
Таблица 1. Эпизоды непривычной ситуации№ п. п. Начало эпизода Присутствующие во время эпизода 1 К матери (близкому взрослому) и ребенку, находящимся в комнате, присоединяется незнакомый взрослый Мать (близкий взрослый), ребенок, незнакомый взрослый 2 Мать (близкий взрослый) уходит из комнаты Ребенок и незнакомый 3 Мать (близкий взрослый) возвращается в комнату, незнакомый взрослый уходит взрослый Ребенок и мать (близкий взрослый) 4 Мать (близкий взрослый) уходит, возвращается незнакомый взрослый с яркой новой игрушкой Ребенок, незнакомый взрослый и новая игрушка 5 Незнакомый взрослый уходит, в комнату возвращается мать (близкий взрослый) Ребенок, мать (близкий взрослый) и новая игрушка 6 Незнакомый взрослый возвращается с пугающей игрушкой Ребенок, мать (близкий взрослый), незнакомый взрослый и пугающая игрушка
 
Становление надежной устойчивой эмоциональнойпривязанности к взрослому необходимо для полноценного психического развитияребенка [6, 7, 13], дает ему чувство безопасности, способствует личностномуразвитию [5, 11] и успешной социализации [8, 10, 12].
В отечественной психологии в рамках концепции генезисаобщения М.И. Лисиной изучалось становление дифференцированного отношения кзнакомым, незнакомым и близким взрослым [3,4], формирование аффективных связейс матерью у детей из семьи и близким взрослым у воспитанников дома ребенка напервом году жизни [3], образа себя ребенка и его привязанности к матери у детейраннего возраста [1].
С точки зрения этологического подхода, изучалиськомпенсаторные формы поведения, которые вырабатываются у детей дошкольноговозраста, воспитывающихся в детском доме, в результате нарушения формированияаффективных связей с близким взрослым [2].
Целью настоящего исследования было сравнительноеизучение особенностей привязанности и характера взаимодействия младенца сблизким взрослым в семье и доме ребенка. Гипотеза исследования заключалась впредположении о том, что тип привязанности ребенка к взрослому определяетсяособенностями взаимодействия взрослого с ребенком.
В задачи исследования входило: 1) выявлениеособенностей взглядов, действий, эмоциональных и речевых проявлений детей,адресованных взрослому при взаимодействии во время различных режимных моментов:подъема, переодевания, кормления, укладывания спать, свободного бодрствования всемье и доме ребенка; 2) изучение таких особенностей активности привзаимодействии, как: контакт взглядов, инициативные и ответные действия ребенкаи взрослого, синхронизация действий, диалог; 3) оценка типа привязанностиребенка к матери (близкому взрослому); 4) определение зависимости междуособенностями взаимодействия ребенка с близким взрослым и, особенно, с типомпривязанности.
МЕТОДИКА
При изучении психических проявлений ребенка вовзаимодействии со взрослым в различные режимные моменты использовался методстандартизованного наблюдения. Фиксировались характеристики взгляда(направленность, длительность), эмоциональных проявлений, вокализаций, действийребенка (количество, интенсивность, адресованность).
В качестве характеристик взаимодействия взрослого сребенком отмечались количество и интенсивность контактов взгляда, синхронизациидействий, диалога, инициативных действий как ребенка, так и взрослого, а такжеинициатив, оставшихся без ответа партнера.
Синхронизация сложных структур действий ребенка иматери, в частности взаимодействия типа диалога хорошо изучены в современнойзарубежной психологии. В качестве показателей синхронизации в настоящемисследовании рассматривались совпадения, одновременность действий ребенка ивзрослого во время взаимодействия в режимные моменты. В качестве диалогавыступало чередование ролей партнеров в этом процессе.
Для оценки привязанности ребенка к матери (близкомувзрослому для воспитанников дома ребенка) использовалась модифицированнаяметодика М. Эйнсворт. Эксперимент состоял из шести эпизодов непривычныхситуаций продолжительностью по 5 минут каждая. В качестве привлекательнойигрушки использовалась яркая погремушка, а в качестве пугающей — маска клоуна.
Таблица 2. Психические проявления детей,воспитывающихся в семье и доме ребенка, во время проведения режимных моментов(суммарные показатели в условных единицах)Ситуация Взгляд Эмоции Речь Действия семья Дом ребенка семья Дом ребенка семья Дом ребенка семья Дом ребенка Подъем 33 27 22 13 10 2 28 15 Переодевание 34 31 12 20 29 1 18 19 Кормление 80 29 40 4 31 - 87 19 Свободное бодрствование 130 72 114 57 93 7 141 35 Укладывание спать 35 29 5 10 22 3 28 8 Общее количество 312 188 193 104 185 13 302 95
 
Примечание: р = 0.01 по критерию U(Уилкоксона-Манна-Уитни) для непарных выборок.
Показателями привязанности ребенка к матери выступалистепень огорчения малыша после ухода матери, особенности поведения после еевозвращения, проявления ребенка по отношению к матери в присутствии незнакомоговзрослого и пугающей игрушки. Фиксировались психические проявления детей вразличных эпизодах (показатели взгляда, эмоции, вокализации, действий).
Все количественные данные преобразовывались в условныеединицы, полученные умножением на длительность и интенсивность, сложениемпроизведений.
В исследовании принимали участие 20 детей из семьи иих матери; 20 воспитанников домов ребенка и 9 воспитателей в качестве близкоговзрослого. Возраст детей обеих выборок составлял от 8 до 11 месяцев.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Суммарные показатели психических проявлений детей изсемьи и воспитанников дома ребенка при взаимодействии с матерью (соответственно,воспитателем) во время проведения различных режимных моментов представлены втабл. 2.
Анализ таблицы показывает, что в целом дети из семьиболее активны при взаимодействии со взрослым в каждой из наблюдаемых ситуацийпо сравнению с воспитанниками дома ребенка. Общее количество регистрируемыхпоказателей (сумма показателей взгляда, эмоций, действий и речевых проявлений)у детей из семьи примерно в 2.5 раза больше, чем у детей из дома ребенка.Наибольшие различия отмечаются в речевых проявлениях (185 баллов против 13) идействиях (302 и 96 баллов). В сумме по всем режимным моментам речевыепроявления младенцев, адресованные матери, в 14 раз превосходят аналогичныепоказатели воспитанников дома ребенка. Дети из семьи также совершают в три разабольше действий, проявляют в 1.8 раза больше положительных эмоций, дольшесмотря на мать (в 1.6 раза) по сравнению с теми же проявлениями детей из домаребенка, адресованными воспитателю.
Анализ активности детей в различные режимные моментыпозволяет сделать вывод о том, что наиболее ярко отличия между детьми обеихвыборок выступают в ситуации кормления. У детей из семьи регистрируетсяпримерно в 12 раз больше различных проявлений активности, чем у воспитанниковдома ребенка. Наименее ощутимы различия по регистрируемым показателям междудетьми из семьи и дома ребенка во время подъема (2.4 раза).
Сопоставляя активность детей каждой выборки вразличных режимных ситуациях, можно увидеть, что самое большое количествопсихических проявлений и у домашних детей, и у детей из дома ребенка приходитсяна время свободного бодрствования (всего, соответственно, 478 и 171 баллов). Навтором месте у детей из семьи находится такой режимный момент, как кормление(238 баллов), у детей из дома ребенка — переодевание (71 балла). Минимальнуюактивность дети обеих выборок проявляют во время укладывания спать(соответственно 90 и 50 баллов).
Анализ различных аспектов психической активности детейиз семьи и дома ребенка в разных режимных моментах показывает, что у домашнихдетей во время кормления регистрируется в 10 раз больше эмоциональныхпроявлений и в 31 раз -речевых, чем у детей, воспитывающихся в доме ребенка.Разница в показателях взгляда и действий в той же ситуации существенно меньше.Обращает внимание тот факт, что единственными режимными моментами, при которыхдети из дома ребенка демонстрируют большую активность, чем домашние дети (попоказателям речевых и эмоциональных проявлений), являются переодевание и подъем(по показателям эмоциональных проявлений).
Таблица 3.Особенности взаимодействия в пареребенок-взрослый в различные режимные моменты в семье и доме ребенка (суммарныепоказатели в условных единицах)Ситуация Контакт взглядов Синхронизация Диалог семья Дом ребенка семья Дом ребенка семья Дом ребенка Подъем 8 6 9 — 52 28 Переодевание 19 6 9 4 46 30 Кормление 32 2 24 7 123 16 Свободное бодрствование 29 10 70 6 197 57 Укладывание спать 13 4 7 _ 57 14 Общее количество 101 28 119 10 475 145
Примечание: р = 0.01 по критерию U.
В ходе исследования проводилось сравнение особенностейвзаимодействия в паре ребенок-взрослый в семье и доме ребенка. Характеристикаособенностей взаимодействия матери и ребенка, воспитателя и воспитанников Домаребенка приведена в табл.3.
Анализ таблицы показывает, что такие особенностивзаимодействия, как синхронизация, диалог, контакт взглядов существенно чащеотмечаются во взаимодействии матери с ребенком, чем в паре воспитатель—ребенок,в качестве характеристики более тонкой взаимной подстройки партнеров. При этомнаибольшая разница в показателях выявлена при сопоставлении синхронизации(более чем в 10 раз). При сопоставлении показателей взаимодействия в семье идоме ребенка в различные режимные моменты наиболее яркие отличия обнаруживаютсяв ситуации кормления. В семье мать и младенец почти в 18 раз чаще вступают вдиалог во время кормления по сравнению с взаимодействием младенца ивоспитателя. Взаимодействие последних характеризуется также отсутствиемсинхронизации действий и незначительным количеством контакта взглядов.
На втором месте — ситуация укладывания спать исвободное бодрствование (разница более чем в 4 раза в пользу семьи). Отметим,что если диалогические формы взаимодействия и контакт взглядов наблюдаются увоспитанников Дома ребенка и воспитателей во всех режимных моментах, то синхронизации- лишь при переодевании и свободном бодрствовании. При этом разница вколичестве синхронизации у детей из семьи и Дома ребенка при взаимодействии совзрослым во время переодевания составляет 2.2 раза, а во время свободногободрствования она гораздо выше и достигает 11.6 раз в пользу взаимодействия впаре младенец-мать.
В табл. 4 представлены показатели активности ребенка ивзрослого во время проведения различных режимных моментов: общее количествоинициативных действий каждого из партнеров по взаимодействию, общее количествоответов на инициативу, а также инициатив, оставшихся без ответа.
Анализ таблицы показывает, что показатели общейактивности матерей и детей из семьи практически совпадают (336 у матерей и 332балла у детей). В то же время воспитанники Дома ребенка проявляют несколькобольшую активность по сравнению с воспитателями (дети — 152, воспитатели — 126баллов). Анализируя качество активности, можно отметить, что в семье привзаимодействии матери с ребенком показатели инициативности матери меньшесоответствующих показателей ребенка на 20%, в то время как инициативностьвоспитателя в Доме ребенка выше, чем у младенцев, примерно на 17%.
Примечателен тот факт, что среди домашних детейпримерно 8% инициатив остаются без ответа матери, в Доме ребенка этотпоказатель составляет более 40%. Таким образом, в детском доме инициативныхдействий ребенка, адресованных близкому взрослому и оставшихся без ответа, впять раз больше, чем в семье. Анализируя инициативные действия взрослого,оставшиеся без ответа со стороны ребенка, можно отметить, что в семье их общееколичество по всем режимным моментам равно 13%, а в Доме ребенка -30% от числаинициатив.
Сравнение активности взрослого и ребенка в различныережимные моменты показывает, что дети обеих выборок наиболее активны во времясвободного бодрствования (соответственно, 123 и 56 баллов).
На втором месте у домашних детей — ситуация кормления(80 баллов), а у воспитанников Дома ребенка — укладывание спать (26 баллов).Интересно, что во время кормления у детей из Дома ребенка отмечается наименьшая(наряду с подъемом) активность (18 баллов), а у домашних детей минимальнаяактивность — во время укладывания спать (35 баллов), т.е. в последнем случаекартина, обратная Дому ребенка. Общие показатели активности матери наиболеевысокие в тех же ситуациях, что и у ребенка (свободное бодрствование икормление), и соответствуют его активности. Активность матери выше активностимладенца при укладывании спать, и ниже, чем у ребенка, — при подъеме ипереодевании. Так же, как и в семье, активность детей и воспитателей в Домеребенка достигает наиболее высоких значений во время свободного бодрствования инаходится примерно на одном уровне (общая активность воспитателя — 52, аребенка — 56 баллов). Активность воспитателя выше активности ребенка приподъеме после сна, при переодевании, и существенно ниже, чем у ребенка, — прикормлении и укладывании спать.
Таблица 4.Особенности активности ребенка и взрослогопри взаимодействии в различные режимные моменты в семье и доме ребенка(суммарные показатели в условных единицах)Ситуация Активность матери Активность ребенка Активность воспитателя Активность ребенка /> Инициатива Ответ Инициатива без ответа Общая активность Инициатива Ответ Инициатива без ответа Общая активность Инициатива Ответ Инициатива без ответа Общая активность Инициатива Ответ Инициатива без ответа Общая активность Подъем Переодевание 27 18
10
17
37
35
16
22 27 18
6
5
49
45
16
20
3
2
5
6
24
28
5
6
11
14
2
4
18
24 Кормление 20 59 5 84 62 15 3 80 2 8 10 12 2 4 18 Свободное бодрствование 65 55 9 129 61 56 6 123 32 9 11 52 27 11 18 56 Укладывание спать 17 22 6 45 23 11 1 35 6 5 1 12 13 5 8 26 Общее количество 147 169 20 336 184 127 21 332 76 27 23 126 63 53 36 152
Примечание- р= 0.01 по критерию U.
Анализируя инициативность детей и взрослых в различныережимные моменты, можно сказать, что домашние дети наиболее инициативны вовремя кормления (62 балла) и свободного бодрствования (61 балл), и менее всего- во время подъема после сна (16 баллов). Воспитанники Дома ребенка проявляютбольше всего инициативных действий во время бодрствования (27 баллов),минимальные показатели при переодевании (6 баллов) и подъеме после сна (5баллов).
Матери и воспитатели, так же, как и дети, наиболееинициативны во время свободного бодрствования детей (соответственно, 65 и 32балла). На втором месте находится ситуация подъема после сна у матерей (27баллов), а у воспитателей — ситуация переодевания (20 баллов). Минимуминициативных действий матери проявляют, укладывая ребенка спать (17 баллов), авоспитатели -при кормлении (2 балла).
Результаты исследования сформированности и типапривязанности ребенка к близкому взрослому (матери, воспитателю) с применениеммодифицированной методики оценки привязанности М. Эйнсворт выявили существенныеразличия между воспитанниками Дома ребенка и детьми из семьи.
Начнем анализ с группы детей из семьи. По типупривязанности они делятся на надежно и ненадежно привязанных. В группу детей снадежной привязанностью вошли 7 детей. Дети этой группы в ситуации, когда матьвыходила из комнаты и они оставались наедине с незнакомым взрослым, искали ее,оглядывались, ползли по направлению к двери, но не плакали и не пугались.Вскоре дети переключали внимание на взрослого или игрушки. Когда мать вновь входилав комнату, дети обращали на нее внимание, улыбались, вокализировали,протягивали руки. В ситуации с незнакомым взрослым и привлекательной игрушкойдети самостоятельно исследовали ее. При предъявлении пугающей игрушки младенцыпроявляли беспокойство, искали поддержки у матери (оглядывались, ловили взгляд,подползали поближе), а затем начинали рассматривать и изучать ее.
В группе детей с надежной привязанностью (1) можновыделить две подгруппы. В первую подгруппу (1, а) вошли 2-е детей, поведениекоторых имело свои особенности. У этих детей наблюдался тесный физическийконтакт с матерью: они часто залезали на колени, трогали лицо, хлопали мать порукам, щекам и т.п. Во всех ситуациях мать была для ребенка привлекательнеенезнакомого взрослого, новой игрушки. Пугающую игрушку дети активно отталкивалирукой, отворачивались, забирались на колени к матери и только через некотороевремя проявляли к игрушке интерес, внимательно рассматривая ее.
Во вторую подгруппу (1,6) входили 5 детей. У них такженаблюдался выраженный эмоциональный контакт с матерью, но он осуществлялсяпреимущественно с помощью взглядов, жестов, улыбок. В ситуации, когда матьвыходила из комнаты, дети много внимания уделяли незнакомому взрослому:улыбались, кокетничали, приносили и клали ему на колени игрушки, инициируяобщение. Когда мать появлялась вновь, ребенок спокойно ей улыбался, но неприближался и не стремился к физическому контакту. В ситуации с привлекательнойигрушкой дети несколько минут самостоятельно ею занимались, а затем переключаливнимание на незнакомого взрослого. Пугающая игрушка вызывала у детейбеспокойство, они оглядывались на мать, придвигались к ней поближе (но неприкасались и не старались залезть на руки), замерев, рассматривали, затемначинали изучать игрушку.
Таблица 5. Показатели психических проявлений детей ивзаимодействия ребенка с матерью в различные режимные моменты по группам взависимости от типа привязанности (в усл. ед.)Ситуация Действие Эмоции Взгляд Речь Взаимодействие Синхронизация Действие Эмоции Взгляд Речь Взаимодействие Синхронизация Действие Эмоции Взгляд Речь Взаимодействие Синхронизация Действие Эмоции Взгляд Речь Взаимодействие Синхронизация Подъем 1 1.5 0.5 0.5 1.5 0.8 1.4 1.8 0.6 2.8 1.2 1.7 1.2 1.8 0.3 2.8 0.2 1.5 0.2 1.7 0.7 2.5 0.2 Переодевание 1.5 2 1.5 1 1 0.2 1.6 1.8 2.6 0.2 1.7 1 1.8 1.2 2.5 0.5 0.5 0.7 2.5 1.2 1.7 0.2 Кормление 9.5 7 8 8 17.5 4.5 5.4 1.4 4.8 1 6.2 1.8 2.4 1 2.3 0.9 3.8 0.2 5.5 3.2 4.7 0.5 2.8 0.2 Свободное бодрствование 10 8 7 8 12 5.5 8 8.4 9 5.6 12.6 4.4 6.2 5 5.6 4 10.3 3 3.2 4 5 3.2 4.2 2.5 Укладывание спать 1.5 1.5 1 1.5 3.5 0.5 1.6 0.4 2 1 2.6 1.3 -0.3 1.9 1.1 3 0.3 1.5 0.5 1.5 1 2.5 0.7 В среднем 4.5 3.6 3.3 4 7.2* 2.3* 3.4 2.4 3.9 1.9 5.4* 1.5* 2.7 1.6 2.9 1.5 4.4* 0.8* 2.4 1.7 3 1.3 2.7* 0.7 Группы №1, а №1,6 №2 №3
* р = 0 05 по критерию U для статистически значимыхпоказателей.
Общая численность детей с ненадежной привязанностьюсоставила 13. В ней также выделились две группы (2, 3). В первую группу входили9 детей, которых можно определить как аффективных и ненадежно привязанных (2).Такие дети в присутствии матери не обращали на нее особого внимания и восновном занимались игрушками. На незнакомого взрослого они смотрелинастороженно, с тревогой. В ситуации, когда мать выходила и оставляла ребенка инезнакомого взрослого одних, дети замирали, разглядывали взрослого, робкоприближались, а затем быстро отползали, пугались и плакали. Когда матьвозвращалась в комнату, ребенок прижимался к ней и долго не успокаивался. Припредъявлении интересной игрушки дети начинали играть с нею, не обращая вниманияна незнакомого взрослого. Пугающая игрушка вызывала у детей сильноебеспокойство, испуг. Ребенок оглядывался на мать, подползал к ней, старалсязабраться на колени, хныкал.
Во вторую группу ненадежно привязанных детей вошли 4ребенка, которых можно назвать индифферентными (3). Такие дети не проявляливыраженного интереса к матери, не обращали внимания ни на ее присутствие, ни наотсутствие. Когда ребенок оставался наедине с незнакомым взрослым, он продолжалспокойно заниматься игрушками, иногда переводя взгляд на взрослого, но непроявляя к нему особого интереса. Новая игрушка привлекала внимание ребенка, онрассматривал ее, активно обследовал. При виде пугающей игрушки дети замирали, азатем отворачивались, но не искали поддержки у матери.
У воспитанников дома ребенка в экспериментальныхситуациях наблюдалось иное поведение, хотя их так же, как и детей из семьи,можно разделить на: условно надежно привязанных и ненадежно привязанных кблизкому взрослому (воспитателю). В первую группу (1) входили 4 младенца. Посравнению с надежно привязанными детьми из семьи в ситуациях с незнакомымвзрослым и пугающей игрушкой их реакции более противоречивы, хотя они идемонстрировали определенную привязанность к воспитателю. Так, дети этой группысосредотачивали внимание на воспитателе, практически не обращали внимания и непроявляли интереса к незнакомому взрослому. Однако, оставшись наедине споследним, настораживались, пугались и плакали, а успокаивались только тогда, когдавоспитатель возвращался и брал их на руки. После этого младенец затихал,прижимался к взрослому, его активность становилась минимальной. На предъявлениекрасивой игрушки дети почти не реагировали, лишь несколько секунд рассматривалиее, а затем отворачивались, не пытаясь взять в руки. При предъявлении пугающейигрушки дети искали глазами воспитателя, хныкали и старались доползти до него,больше на игрушку не смотрели.
Таблица 6. Показатели психических проявленийвоспитанников дома ребенка и взаимодействия с воспитателем в различные режимныемоменты по группам, в зависимости от типа привязанностиСитуация Действие Эмоции Взгляд Речь Взаимодействие Синхронизация Действие Эмоции Взгляд Речь Взаимодействие Синхронизация Действие Эмоции Взгляд Речь Взаимодействие Синхронизация Подъем 1.2 2 2 0.5 2.5 0.2 0.6 0.7 1.2 /> 1.3 0.2 0.6 -0.6 l /> 0.6 /> Переодевание 1.2 2.2 2.7 /> 2 /> 1 0.7 1.3 0.1 1.5 /> 0.6 0.6 1.2 /> 1 /> Кормление 1.5 -0.2 2.2 /> 1.7 /> 0.9 0.4 1.5 /> 0.7 /> 0.6 /> 0.6 /> 0.2 /> Свободное бодрствование 3.2 4.5 4.5 1.5 4.7 1.7 1.4 2.6 3.6 0.1 2.7 0.9 1.2 2 2.8 /> 1.6 /> Укладывание спать 0.7 1.7 3.2 0.5 1.5 /> 0.3 0.4 1 0.1 0.6 /> 0.4 -0.4 1 /> 0.2 /> В среднем 1.5 2 2.9 0.5 2.5* 0.4* 0.8 0.9 1.7 0.06 1.3* 0.2* 0.7 0.3 1.3 /> 0.7 /> Группы №1 №3, а №3,6
* р = 0.05 по критерию U для статистически значимыхпоказателей.
Ненадежно привязанные воспитанники дома ребенкахарактеризовались индифферентным отношением к близкому взрослому (3). У такихдетей не сформировались аффективные связи, привязанность к воспитателю. Однакопо выраженности психических проявлений и эмоциональной насыщенности контактов сблизким взрослым этих детей можно разделить на две подгруппы. 11 детейсоставили первую подгруппу (3, а). Они не обращали внимания на воспитателя,пока он, неоднократно улыбаясь, близко не наклонялся к ним. Когда ребенокоставался наедине с незнакомым взрослым, он не проявлял к нему интереса изанимался игрушками. Дети никак не реагировали на возвращение воспитателя, малоинтересовались привлекательной игрушкой. Когда им показывали пугающую игрушку,они начинали плакать, отодвигались, отползали от нее, но не пытались обратитьсяза поддержкой к близкому взрослому.
Во вторую подгруппу вошли 5 младенцев (3, б). Такиедети не проявляли интереса к близкому взрослому и не реагировали на уход,возвращение воспитателя, его инициативные действия и улыбки. При видепривлекательной игрушки ребенок несколько секунд ее рассматривал, а затемотворачивался. Также безразлично он относился к незнакомому взрослому ипугающей игрушке.
Для определения зависимости между особенностямивзаимодействия и характером привязанности ребенка к взрослому сопоставимособенности взаимодействия с типом привязанности. Начнем анализ с выборки детейи их матерей из семьи. На табл. 5 представлены показатели различных психическихпроявлений детей и особенности взаимодействия с матерью по группам взависимости от типа привязанности. Группы 1, а и 1, б — подгруппы младенцев снадежной привязанностью к матери. Группа 2 — аффективные, ненадежно привязанныедети. Группа 3 — индифферентные, ненадежно привязанные.
Анализ таблицы показывает, что надежно привязанныедети обеих подгрупп превосходят по средним показателям группы детей сненадежной привязанностью. При этом самые высокие показатели отмечаются у детейпервой подгруппы (кроме показателей взгляда) (1, а). Дети второй подгруппы(1,6) находятся на втором месте, а по показателям взгляда превосходят первуюподгруппу.
Аффективные, ненадежно привязанные дети (2-я группа)имеют более высокие показатели психических проявлений и взаимодействия посравнению с индифферентными, ненадежно привязанными детьми (3-я группа).
Наиболее значимыми являются различия между группами потаким показателям взаимодействия, как диалог и синхронизации: от 7.2 балла(диалог) и 2.3 балла (синхронизации) у детей первой подгруппы с надежнойпривязанностью до, соответственно, 2.7 и 0.7 баллов у индифферентных, ненадежнопривязанных младенцев.
Сопоставление различных режимных моментов выявляетситуацию кормления, в которой при взаимодействий с матерью дети первойподгруппы проявляют максимум своих возможностей, так же, как максимальновыражены показатели диалога и синхронизации действий. Дети второй подгруппыдостигают максимальных показателей во время свободного бодрствования,аналогично младенцам 2-ей и 3-ой (кроме показателей действий) группы.
Сравнение ненадежно привязанных детей 2-ей и 3-ойгрупп демонстрирует наибольший разброс показателей по таким режимным моментам,как: переодевание, кормление, свободное бодрствование, укладывание спать, припреимущественно более высоких показателях у детей с аффективной ненадежнойпривязанностью.
В таблице 6 представлены показатели различныхпсихических проявлений детей, воспитывающихся в Доме ребенка, и особенности ихвзаимодействия с воспитателем по группам в зависимости от типа привязанности.
Анализ таблицы показывает, что в среднем самые высокиепоказатели отмечаются у условно надежно привязанных детей (1 группа). В двухподгруппах индифферентных, ненадежно привязанных детей (За, 36) средниепоказатели несколько выше у первой подгруппы.
Более всего выделенные группы младенцев различаются попоказателям речи (соответственно, 0.5,0.06 и 0 баллов), а также диалога(соответственно, 2.5, 1.3 и 0.7 баллов).
Сравнение различных режимных моментов позволяетвыделить у детей всех трех групп ситуацию свободного бодрствования, гдепоказатели выражены максимально, и ситуацию кормления, где они минимальны.
Следует специально отметить, что у детей группы 3, бпрактически отсутствуют речевые проявления и синхронизации при взаимодействии своспитателем во время проведения режимных моментов, а остальные показателивыражены очень слабо.
Характеристика активности матери и ребенка взависимости от типа привязанности графически изображена на рис. 1. На графикепредставлены инициативные и ответные действия матери и ребенка по группам.Анализ рисунка показывает, что взаимодействие надежно привязанных детей первойподгруппы с матерями характеризуется высоким уровнем инициативности ребенка,вызывающим адекватное ответное поведение матери, а также относительно низкимуровнем инициативности матери при адекватном ответном поведении младенца.Обращает внимание высокий уровень инициатив ребенка, намного превосходящийуровень инициативности матери, а также большой разрыв между этими показателями.Кроме того, из графика видно, что дети первой подгруппы отвечают на всеинициативы матери, а у ребенка некоторое количество инициатив остается безответа матери.
Вторая подгруппа надежно привязанных детей отличаетсяболее низким по сравнению с первой уровнем инициативы ребенка и ответногоповедения матери. Уровень инициативного и ответного поведения материпрактически один и тот же. Разрыв между Инициативными действиями ребенка иответом матери больше, чем между инициативой матери и ответными действиямимладенца. Отметим, что у надежно привязанных детей второй подгруппы привзаимодействии с матерью инициативное и ответное поведение партнеров болеегармонично, чем у детей первой подгруппы.
Во второй группе детей (с аффективной ненадежнойпривязанностью) инициативные действия ребенка превалируют над ответными, а вповедении матери, наоборот, уровень ответного поведения выше уровняинициативного. При этом больше инициатив ребенка остается без ответа матери посравнению с ответным поведением младенца. Количество инициатив ребенка,оставшихся без ответа матери, у ненадежно привязанных детей этой группы выше,чем у надежно привязанных младенцев 1-ой и 2-ой подгрупп (а, б).
У ненадежно привязанных индифферентных детей (3-ягруппа) ответные действия преобладают над инициативными. При этом уровеньинициативных действий матери существенно выше уровня ее ответного поведения.Интересно, что практически все инициативные проявления ребенка сопровождаютсяответными действиями матери, в то время как между инициативой матери и ответомребенка существует больно разрыв.
Лишь у детей этой группы при взаимодействии в пареребенок-мать инициативность матери преобладает над инициативностью ребенка.
Сравнительная активность воспитателей и воспитанниковДома ребенка в зависимости от типа привязанности ребенка к взросломупредставлена на рис. 2. На графике показано: дети с условно надежнойпривязанностью отличаются высоким уровнем инициативных действий, преобладающихнад ответным поведением ребенка, инициативным и ответным поведениемвоспитателя. Отметим, что разрыв между инициативой ребенка и ответом близкоговзрослого достаточно велик и превосходит разрыв между инициативными действиямивзрослого и ответным поведением младенца. Это означает, что воспитанники Домаребенка с условно надежной привязанностью к воспитателю значительно чащеотвечают на инициативу близкого взрослого, чем этот близкий взрослый наинициативу младенца.
Инициативность детей из Дома ребенка с ненадежнойпривязанностью (группы За, 36) существенно ниже, чем у условно надежнопривязанных детей. Близкий взрослый значительно чаще проявляет инициативу, чемотвечает на инициативу ребенка. Обращает внимание неслаженность взаимнойактивности партнеров при взаимодействии: большие разрывы между уровнеминициативных и ответных действий у каждого из них. При этом наиболее ярковыраженное рассогласование наблюдается у детей второй подгруппы синдифферентной ненадежной привязанностью (36). У таких детей отмечается самыйнизкий уровень ответов на инициативу воспитателя.
ВЫВОДЫ
Результаты проведенного исследования еще разподтвердили, что условия воспитания и особенности взаимодействия ребенка сблизким взрослым оказывают решающее влияние на его психическое развитие.Психические проявления (показатели взгляда, эмоций, вокализаций, действий)воспитанников Дома ребенка при взаимодействии с близким взрослым (воспитателем)значительно беднее, чем аналогичные проявления у детей из семьи привзаимодействии с матерью.
Наибольшие различия между двумя исследованнымивыборками отмечаются в таких особенностях взаимодействия, как: контактвзглядов, диалог, синхронизация действий, проявление инициативы и ответ наинициативу взрослого, характеризующих тонкую «подстройку» друг кдругу партнеров по взаимодействию.
Экспериментальные данные подтвердили исходную гипотезуработы — зависимость типа аффективной привязанности ребенка к взрослому отхарактера их взаимодействия. Надежная привязанность формируется у детей изсемьи при высоком уровне психической активности младенца в общении с матерью врежимные моменты, из которых наиболее важными являются кормление и свободноебодрствование. Умение матери поддерживать инициативу ребенка, устанавливать сним контакт взглядов, синхронизировать действия и проводить взаимодействия типадиалога, особенно во время кормления, свободного бодрствования, — способствуетформированию надежной привязанности. Важными факторами являются такжеэмоциональный и физический контакт младенца с матерью.
Ненадежная привязанность к матери развивается уребенка в условиях менее насыщенного общения в режимные моменты, недостаточнотонкой «подстройкой» матери к младенцу при взаимодействии (невысокийуровень контакта взглядов, синхронизации, диалога). Ведущим факторомформирования аффективной ненадежной привязанности выступает большое количествоинициатив ребенка, оставшихся без ответа матери.
Индифферентная ненадежная привязанность складывается уребенка при несогласованных, негармоничных взаимодействиях (особенно во времякормления), когда на фоне неумения матери поддерживать инициативу ребенкапревалирует ее собственная инициатива, на которую младенец адекватно неотвечает.
У воспитанников Дома ребенка можно выявить лишьусловно надежную привязанность к близкому взрослому. Такие дети по сравнению снадежно привязанными домашними детьми в поведении более противоречивы, ихпсихические проявления имеют менее выраженную форму.
От ненадежно привязанных воспитанников Дома ребенкаусловно надежно привязанные отличаются большей инициативностью, которая,однако, не достигает показателей у домашних детей. Близкий взрослый в общении сдетьми в режимные моменты уделяет особое внимание свободному бодрствованию,стараясь подстроиться к ребенку, хотя и в меньшей степени, чем в паремать-ребенок. Наибольшая несогласованность, практически отсутствие общения,обедненное взаимодействие характерно в Доме ребенка для ситуаций кормления.
Индифферентные, ненадежно привязанные воспитанникиДома ребенка проявляют незначительную активность в контактах с воспитателем, неумеют отвечать на инициативу, их общение и взаимодействие со взрослым обедненои не развито. Воспитатели по отношению к таким детям не реализуют адекватногоинициативного и ответного поведения, практически отсутствует«подстройка» под активность ребенка, воспитатель не отвечает наинициативу младенца и не получает ответа на свою.
В заключение отметим также, что дети с надежнойпривязанностью к матери открыты и доверчивы по отношению к другим людям ипредметному миру. Они не испытывают страха перед незнакомым взрослым, проявляютк нему интерес, стараются вовлечь в общение и игру, готовы обследовать дажепугающую игрушку, доброжелательны и активны. Надежная привязанность к взросломуво втором полугодии первого года жизни создает условия для успешногодальнейшего психического развития ребенка.
Список литературы
1. Авдеева Н.Н. Привязанность ребенка к матери образсебя в раннем детстве // Вопросы психологии. 1997. №4. С. 3-12.
2. Бардышевская М.К., Лебединский В.В. Этолопическоеизучение детей с явлениями эмоционально депривации. Тезисы семинара«Социокогнитивно развитие ребенка». М., 1995. С. 6-7.
3. Мозг и поведение младенца. М.: ИПИ РАН, 1993.
4. Психическое развитие воспитанников детского дома /Под ред. И.В. Дубровиной и А.Г. Рузской. М. Педагогика, 1990.
5. Развитие личности ребенка / Под ред. Р.Х. Нассе на,Дж. Конжера и др. М.: Прогресс, 1987.
6. Ainsworth M.D.S., Bowlby J. Anethological approach to personality development // Amer. Psychologist. 1991. V.46. P. 331-341.
7. Bowlby J. Attachament and loss: Loss,sadness and depression. V. 3. L.: Hogarth, 1980.
8. Gassidy J. The ability to negotiate theenvironment: An aspect of infant competence as related to quality ofattachment//Child Devel. 1986. V. 57. P. 331-337.
9. Klaus M., KennelJ. An infant bonding:2-d ed. St. Lois, 1982.
10. Main M., Cassiday J. Categories ofresponses in reunion with the parent at age 6: Predictable infant attachmentclassifications and stable over 1-month\'s period//Devel. Psychol. 1988. V. 24.P. 415-426.
11. Pipp S., Eastrerbrooks MA., Harnon RJ.The relations between attachment and knowledge of self and mother in one tothree-year old infants // Child Devel. 1992. V. 63. P. 738-750.
12. SchefferH.R. The cheld\'s entry intothe social world. Orlando, FL: Acad. Press, 1984.
13. SrouffLA., EgelandB., KreutzerN. Thefate of early ex-prience following developmetal changes: Longitudinalapproaches to individual adaptation in chilhood // Child Devel. 1990. V. 61. P. 1363-1373.
Для подготовки данной работы были использованыматериалы с сайта www.childpsy.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Русская правда памятник древнерусского права
Реферат Организация заработной платы на предприятии
Реферат Развитие краткосрочного кредитования в Республике Беларусь
Реферат Пути повышения эффективности работы банка с физическими лицами на примере ОАО Приорбанк
Реферат Рынок фьючерсов в Узбекистане
Реферат Пути увеличения капитала коммерческого банка
Реферат Рынок ценных бумаг 9
Реферат Пути повышения рентабильности в коммерческом банке
Реферат «Особенности работы учителя-дефектолога по развитию речи у детей с синдромом Дауна»
Реферат Расчетно кассовые операции в кредитных организациях
Реферат Правовое регулирование страховой деятельности
Реферат Развитие банковской системы Республики Казахстан
Реферат Эсперанто и ненормативная лексика
Реферат Оценка методологического обеспечения бурения скважин
Реферат МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО И ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ.