Реферат по предмету "Психология, педагогика"


Жизненные программы личности

Ахмеров Рашад
Многимиз нас известен феномен «понедельника»- желание начать новую жизнь со следующего понедельника . Нашижелания нового образа, стиля жизни зачастую «разбиваются о быт». Почему«желаемое» не всегда может организовать нашу активность по его достижению?
Вэтой работе мы хотим затронуть вопрос о желании соединить будничные реалиинашей жизни со стремлениями духа к самопознанию, самоосуществлению. Каждаячеловеческая личность (душа) ожидает, что она будет счастлива, что ей уготованазначимая для нее судьба — «нечто особенное», стремится к переживаниюсвоей значимости. То есть она хочет значимости и смысла своей жизни. Но, увы,не всегда эти ожидания оправдываются. Сознание воспринимает серое настоящее,суету и т.д. Есть «легкие» способы ухода от бессмысленности жизни: алкоголь,наркотики. Они позволяют забыть «серость настоящего», но не решаютпроблему смысла. Условия, пути, средства жизнеосуществления, ценности, которыеможет предложить общество, не всегда приводят к тому, что человек будетпереживать наличие смысла, удовлетворенность течением своей жизни.
О двух типах жизненных программ .
Укаждого человека есть свой сценарий о счастье — жизненная программа,конкретизированная в событиях-целях и событиях-следствиях. Свою конкретизациюжизненная программа личности находит в Субъективной картине жизненного пути(Ахмеров, 1994). Насколько уровень притязаний адекватен способностям ивозможностям человека покажет время. Субъективная картина жизненного путивыполняет отражательную и регулятивную функции (Кроник, Ахмеров, 1988). Какпоказывает жизнь, не всегда поставленные цели в жизненной программе личностивыполняют регуляторную и энергетическую функции. Отчего это зависит? Отзначимости цели? Если цель не обладает побуждением к активности, тогда онапросто не значима? Можно предположить, что наличие желательности цели иотсутствие активности по ее достижению вызвано рассогласованием утверждениявербальной значимости цели (в сознании), и ее не значимости на уровнебессознательного. Видимо, активность «тормозится» неосознаваемой, а именнореальной значимостью (т.е. не значимостью) цели.
Можнопредположить то, что это рассогласование в значимости цели на разных уровняхосознания, есть рассогласование между линиями адаптации и самореализации,которые могут не совпадать. Другими словами успешная жизнь в обществе(адаптация к окружающей социальной среде), не всегда (как правило) способствуетк самореализации. Именно поэтому цели жизненной программы личности не побуждаютк активным действиям по их достижению. Цели в жизненной программе неспособствуют к самореализации, а способствуют лишь к адаптации. Это можетпроявиться в том, что наличие успешной адаптации к социуму, социально значимыхдостижений (по критериям общества) не приводят к переживанию удовлетворенностипроцессом жизни, смыслонаполненности жизни (чего-то не хватает).
Видимо,необходимо различать две жизненные программы. Условно обозначим их как«внешняя» и «внутренняя». Цель внешней программы — социально-психологическаяадаптация к социуму. Цель внутренней программы – самореализация.
Выделенныедва типа жизненных программ созвучны с мыслями С.Франка о пути мирянина иотшельника, святых (1992); с мыслями С.Л.Рубинштейна о двух способахсуществования человека и отношения к жизни: первый – жизнь не выходящая запределы непосредственных связей, второй – связанный с рефлексией выводящий запределы непосредственной жизни (1976); с мыслями Ю.Ф.Шрейдера о двух способахсуществования человека: один отвечающий необходимости выживания,воспроизводства жизни, другой — стремлении к свободе человеческого духа,нравственности (1999). В этом смысле Абульханова-Славская и Березина Т.Н.выделяют законы существования объективной необходимости и законы духовногоосуществления человеком своей сущности (2001, с.278).
Какправило, социум не создает оптимальные условия для реализации внутреннейпрограммы. В этом аспекте А.Маслоу и Э.Фромм указывали на то, что общество неспособствует к полной самоактуализации личности. Наоборот своими нормами,ценностями ставит ограничения. А.Маслоу мечтал об идеальном обществе – Эвпсихее(1999), Э.Фромм – о социальной реформе для формирования «продуктивногохарактера» (1990).
Несмотряна то, что официально декларируется воспитание творческой личности, вреальности для стабильности государства, общества необходимы конформныеличности. А для развития общества — творческие личности. Необходимостьодновременно и стабильности, и развития социальных систем включает противоречиев развитии общества и личности. Возможно, баланс конформных и творческихличностей в обществе является одним из условий его позитивного эволюционного развития.
Конечно,адаптация косвенно может способствовать самореализации. Можно назвать рядисточников, которые, приведя к определенным достижениям, способствуют косвеннок самореализации человека. Во-первых, ответственность перед кем-то. Другойисточник – финансовая заинтересованность, как способ удовлетворения другихпотребностей. Да, конечно, источником может стать и радость творения,достижения, сам процесс и результат и т.д.
Творческаясамореализация зачастую требует изменения своего образа жизни, своего Я-образа(как известно, сформированного при активном участии других). Это может бытьсвязано с нарушением существующих социальных норм, традиций, которые могутпривести к статусу «чудака» и т.д. Потеря Я-образа, пусть даже нежелательногодля себя, всегда чревата кризисами. И существующие психологические защитныемеханизмы блокируют творческую самореализацию.
Д.А.Леонтьеввыделяет два пути обретения смысла в жизни, при переживании бессмысленности инеудачи в самореализации: путь адаптации – приведение смысла своей жизни всоответствие с реальностями жизни, и путь самореализации – приведение жизни всоответствии со своим смыслом (1997, с. 173-174). Каждому из нас в поискахсмысла жизни приходится выбирать или программу адаптации, или программу самореализации,или метаться между двумя программами. Редко кому удается гармонично сочетатьоба типа жизненных программ.
Такимобразом, можно выделить две жизненные программы личности –социально-психологической адаптации к социуму (поощряемая обществом) и самореализации– не всегда совпадающая с программой социально-психологической адаптацииличности к социуму. Программа самореализации зачастую может и не осознаватьсяличностью. Жизненная активность личности может снизиться при переживании того,что программа адаптации не способствует самореализации, и проявляться впереживании смыслоутраты, в биографических кризисах (Ахмеров, 1994, 1997).
Ясноодно, что личность не может раскрыть весь свой потенциал вне общества. Отсюда ипроблема – как гармонично сочетать эти две жизненные программы адаптации исамореализации, как сочетать активность, направленную на адаптацию створчеством в самореализации в конкретно заданных условиях социума?
Список литературы
 Абульханова-СлавскаяК.А., Березина Т.Н. Время личности и время жизни. – СПб.: Алетейя, 2001. – 304с.
 АхмеровР.А. Биографические кризисы личности. Диссертация на соискание учёной степеникандидата психологических наук. Москва: Институт психологии Российской АкадемииНаук, 1994. – 210 с.
 КроникА.А., Ахмеров Р.А. Мотивационная недостаточность как критерий деформациикартины жизненного пути // Мотивационная регуляция деятельности и поведенияличности. — М.: Инс-т психологии АН СССР, 1988. — С. 136-140.
 КроникА.А., Ахмеров Р.А. Каузометрия: методы самопознания, психодиагностики ипсихотерапии в психологии жизненного пути. – М.: Смысл, 2003. – 284 с.
 ЛеонтьевД.А. Самореализация и сущностные силы человека // Психология с человеческимлицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии – М.: Смысл,1997. – С. 156-176.
 РубинштейнС.Л. Проблемы общей психологии. – М.: Педагогика, 1976. — 416 с.
 ФранкС. Смысл жизни. – Минск: ТПЦ «Полифакт», 1992. – 48 с.
 ШрейдерЮ.А. Космический субъект. – М., 1999.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.temenos.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.