Игум. Георгий (Шестун)
Рождениеправославной семьи происходит в таинстве брака. Брачный союз мужчины и женщиныустановлен Самим Творцом в раю после создания первых людей, которых Господьсотворил мужчиной и женщиной и благословил словами: «Плодитесь иразмножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею...» (Быт. 1, 28). ВВетхом Завете многократно выражается воззрение на брак, как на дело,благословляемое Самим Богом.
Попришествии Своем на землю Господь Иисус Христос не только подтвердилнеприкосновенность брака, отмеченную в Законе (Лев. 20, 10), но и возвел его встепень таинства: «И приступили к Нему фарисеи и, искушая Его, говорилиЕму: по всякой ли причине позволительно человеку разводиться с женою своею? Онсказал им в ответ: не читали ли вы, что Сотворивший в начале мужчину и женщинусотворил их? И сказал: посему оставит человек отца и мать и прилепится к женесвоей, и будут два одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть. Итак,что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Мф. 19, 3-6).
Выйдяв мир на Свое открытое служение роду человеческому, Он явился с Матерью Своею иучениками на брачный пир в Кане Галилейской и сотворил там первое чудо, претворивводу в вино, и присутствием Своим освятил этот и все брачные союзы, заключаемыеверными и любящими Бога и друг друга супругами.
«СамБог соединяет освящаемых таинством и посреде их присутствует», – говорит освятости брака Климент Александрийский. «От Тебе бо сочетавается мужужена», – сказано в молитве чина обручения. И там же: «Сам, Господи,ниспосли руку Свою и сочетай». Господь освящает сочетание супругов втаинстве брака и сохраняет нетленным союз их душ и телес во взаимной любви пообразу Христа и Церкви.
Святоехристианское девство и святое таинство брака – вот два пути, указанные верным вСлове Божием (Мф. 19, 11-12; 1Кор. 7, 7-10). Церковь благословляла всегда обаэти пути и осуждала, как известно, порицателей того и другого. Об этих двухпутях благочестивой жизни свидетельствовал уже в I веке святой ИгнатийБогоносец в своем письме к святому Поликарпу Смирнскому: «Внушай сестраммоим, чтобы они любили Господа и были довольны своими супругами по плоти и подуху; равным образом советуй и братьям моим, чтобы они во имя Иисуса Христалюбили своих супруг, как Господь любит Церковь. А кто может в честь плотиГосподней пребывать в чистоте, пусть пребывает, но без тщеславия». АпостолПавел призывает не слушать лжеучителей, запрещающих вступать в брак, которыеявятся в последние времена. До конца времен будут совершаться бракиправославных христиан во славу Божию и на пользу человечеству, и благословеннаясемейная жизнь будет еще процветать, ибо благословение, которое испрашиваетсяна всю Церковь, дается и малой Церкви – христианской семье. «Боже сил!обратись же, призри с неба и воззри, и посети виноград сей; охрани то, чтонасадила десница Твоя, и отрасли, которые Ты укрепил Себе» (Пс. 79,15-16)".
Завершаячин обручения, прежде чем начинается таинственное освящение супружестваБожественной благодатью – чин венчания, священник предлагает жениху и невестеперед лицом всей Церкви подтвердить свободное и непринужденное желание вступитьв брак, спрашивая: «Имеешь ли ты искреннее и непринужденное желание и твердоенамерение быть мужем (женой) этой (этого) (имя невесты или жениха), которую(которого) видишь здесь перед собою? Не связан ли обещанием другой (другому)невесте (жениху)?» Как непривычно звучат эти вопросы для человекамалоцерковного, привыкшего слышать в загсе другой вопрос, который задают женихуи невесте: «Любите ли вы друг друга?» Понимая, что любовь естьвеликое таинство и благодатный дар Божий, который необходимо заслужить чистой,целомудренной, жертвенной супружеской жизнью, Церковь устами священнослужителейзадает свой, особый, вопрос, она вопрошает юношу и девушку, мужчину и женщину:«Желаешь ли ты дожить до любви с человеком, который стоит рядом стобой?» Народная мудрость устами благословляющих родителей вторит ужесвоими словами:«Мир вам да любовь!» Будет мир, будет и любовь.«Стерпится – слюбится!», а не будет терпения – не дожить до любви.
ПротоиерейБорис Ничипоров пишет о том, что в истоке, в начале любого брака лежит встреча.Встреча юноши и девушки, мужчины и женщины. Встреча – это абсолютно неслучайное, но промыслительное событие в жизни двух людей. Встреча – это непервое знакомство, хотя эти два события, встреча и знакомство, могут совпадать,и тогда происходит любовь с первого взгляда. Встреча – это некое уязвление,зарождение чувства, это начало откровения, которое мы и называем любовью.Встреча в ее мистико-психологическом смысле может состояться и после многих летзнакомства.
Еслибрак строится на правильных духовных основаниях, то момент встречи какпереживание постоянно обновляющегося чувства всегда присутствует у супругов.Обновление чувства встречи возможно, как правило, только в Боге. В одномцерковном песнопении говорится: Святым Духом всяка душа живится. Если же этогонет, то между супругами возникает дурное привыкание и сглаживается переживаниевстречи как абсолютно уникального и неповторимого события в их жизни.
Завершениемвстречи является брак. Но не всегда соблюдается такая последовательность.Церковные браки по благословению очень часто даруют подобную встречу уже послевенчания. И в этом открывается слава Церкви Христовой!
Святыеотцы говорили, что в браке надо стараться избегать грубых несоответствий ввозрасте, образовании, внешних данных. Но вместе с тем никто никогда неуглублялся в такие тонкости, никто не сверял параметры совместимости. Чудобрака состоит еще и в том, что Господь часто соединяет, казалось бы,несоединимое. И оказывается, что два таких человека – мужчина и женщина, юношаи девушка, – сочетавшись браком в Боге, не могут не полюбить друг друга. Если онине оставят путь духовного самораскрытия, то они обязательно будут любить другдруга все больше и больше.
Тайнойи одновременно ядром личности является образ Божий в человеке. Событиеузнавания образа Божия в супруге и вообще в человеке называется откровением.Этот процесс всегда взаимный. Откровение и любовь – это тождество. Не можетбыть познания и откровения при отсутствии любви. Вне любви порождается ложноезнание. Откровение может сужаться или сглаживаться вовсе, если супруги (иликто-то из супругов) сходит со стези духовной жизни. Откровение есть отблесквечного. Само действие браковенчания и благословение Божие на брак имеют силувечного воссоединения супругов в Боге.
Влюбом счастливом браке есть эмоционально-чувственная антиномичность. Супруги всегдачувствуют некую неизъяснимую печаль, и эта печаль – о грядущем расставании позавершении земной жизни. Во вневременном залоге расставание уже совершилось.Оно будет через 10 лет или через час – это безразлично. Но эта печаль всегдасветла в Боге.
Идругой полюс – это предощущение вечности. Именно в этом смысле святитель ИоаннЗлатоуст пишет, что первые христиане имели такую полноту откровений и веры, чтохоронили своих близких в состоянии тихой, светлой печали.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.portal-slovo.ru/