Реферат по предмету "Психология, педагогика"


Демонстрация стереотипов и предрассудков (расизм, сексизм, эйджизм)

Рефератвыполнила студентка 382 группы Разумная Н.С.
Государственныйуниверситет – Высшая школа экономики
Факультетпсихологии
Москва,2005
Введение.
«… Передонов помолчал немного и вдруг сказал: «Поляки– безмозглые». Марта покраснела. «Всякие бывают и русские, и поляки», — сказалаона. «Нет, уж это так, это верно, — настаивал Передонов. – Поляки глупые.Только форсу задают. Вот жиды, — те умные…»
Ф. Сологуб «Мелкий бес»
По-видимому, прежде чем приступать к вопросу орассмотрении проявления или демонстрации социальных стереотипов, следуетрассмотреть то, насколько актуальна данная проблема в современном обществе.
Дело в том, что в современном мире, к сожалению,достаточно много проявлений так называемой «нетерпимости» или«интолерантности». Связано это, прежде всего, с тем, что мы называем«предрассудками». Конечно, эта связь не носит строгого причинно-следственногохарактера, но, тем не менее, вполне очевидно, что определенная взаимосвязьимеется. То есть такие явления, как расизм, сексизм, эйджизм – это, по сутидела, просто внешние проявления таких более глубоких факторов, как социальныестереотипы и предрассудки.
Таким образом, по-видимому, не будет ошибкой сказать,что, изучая предрассудки, мы изучаем корень такого зла, как расизм, сексизм,эйджизм. Дело в том, что по сути дела, социальные стереотипы и предрассудкивольно или невольно руководят действиями людей. Социальные стереотипы ипредрассудки – это то, что лежит в основе, так называемого «дискриминирующегоповедения, к которому и относится все вышеперечисленное.
Несомненно, что в обществе, наполненном разнымиинтересами, конкурирующими группами и проч. просто необходимо каким-то образомсохранять мир и по возможности устанавливать гармонию. Изучение социальныхстереотипов в ракурсе их взаимосвязи с дескриминирующим поведением (то есть посути дела изучение внешнего проявления социальных стереотипов или демонстрациисоциальных стереотипов) есть задача чрезвычайно важная.
Для начала рассмотрим что же такое представляют изсебя социальные предрассудки и стереотипы в общем и целом (определим понятия),а затем рассмотрим такие проявления предрассудков и стереотипов, какдискриминирующее поведение, а именно: расизм, сексизм, эйджизм.
1)Определение понятий «стереотип», «предрассудок», «дискриминация».
Прежде всего, попытаемся дать определение тому, что жетакое социальные стереотипы и предрассудки. Это важно сделать, так как такиетермины, как стереотип, предрассудок, дискриминация, расизм, сексизм, эйджизмво многом пересекаются. По большому счету каждый из приведенных терминовпредполагает некую негативную оценку какой-либо группы или индивида – в этомсостоит некоторое сходство этих терминов и соответственно явлений. Однаконемаловажно заметить, что наряду со сходством, данные термины и стоящие за нимиявления имеют ряд специфических отличий, нюансов, в которых следует получшеразобраться, дабы не возникало путаницы и дабы предмет стал более ясен.
Итак, «Социальный стереотип – (от греч. stereos –твердый, typos – отпечаток) – устойчивое, категоричное и крайне упрощенноепредставление (мнение, суждение) о каком-либо явлении, явлении, группе, историческойличности, распространенное в данной социальной среде.» (9, с.524)
В 1918 г. У. Томас и С. Знанецкий ввели в научныйобиход понятие социальной установки. В дальнейшем оно уточнялось иконкретизировалось, и наиболее общепринятым на сегодняшний день являетсяопределение Г. Олпорта: «Установка есть состояние психонервной готовности,сложившееся на основе опыта и оказывающее направляющее и динамическое влияниена реакции индивида относительно всех объектов или ситуаций, с которыми онсвязан» (2, с.215).
«Стереотип – мнение о личностных качествах группылюдей. Стереотипы могут быть чрезмерно обобщенными, неточными и резистентными кновой информации.» (7, с.748)
То есть из данных выше определений можно видеть, чтостереотип – это нечто устоявшееся. Также, мыслить стереотипно – это значит вомногом обобщать. Кроме того, важно заметить, что стреотип – это понятие болееширокое, чем, скажем, предрассудок.
Интересный аспект воздействия стереотипов намежличностное и групповое общение затрагивает Н. Лебедева: она выделяет 4основные характеристики стереотипов, влияющие на коммуникативное поведение.
Стереотипизирование – результат когнитивного«отклонения», вызванного иллюзией связи между групповым членством ипсихологическими характеристиками (например, англичане – консервативны, немцы –педантичны).
Стереотипы влияют на способ прохождения информации, ееотбора (например, об ингруппе обычно запоминается наиболее благоприятнаяинформация, а об аутгруппе – наиболее неблагоприятная).
Стереотипы вызывают ожидания определенного поведенияот других, индивиды невольно пытаются подтвердить эти ожидания.
Стереотипы рождают предсказания, склонныеподтверждаться (поскольку люди невольно «отбирают» модели поведения другихлюдей, согласные со стереотипами) (5, с.189).
Главные выводы исследований в области социальногостереотипа были суммированы Г. Тэджфелом в виде следующих шести положений:
1)Люди с легкостью проявляют готовностьхарактеризовать обширные человеческие группы (или «социальные категории»)недифференцированными, грубыми и пристрастными признаками.
2)Такая категоризация стремится оставаться совершенностабильной в течение очень длительного периода времени.
3)Социальные стереотипы в некоторой степени могутизменяться в зависимости от социальных, политических или экономическихизменений, но этот процесс происходит крайне медленно.
4)Социальные стереотипы становятся более «отчетливыми»и враждебными, когда возникает социальная напряженность между группами.
5)Они усваиваются очень рано и используются детьмизадолго до возникновения собственных мнений о тех группах, к которым ониотносятся.
6)Социальные стереотипы не представляют большойпроблемы, когда не существует явной враждебности в отношениях групп, но их ввысшей степени трудно модифицировать и управлять ими в условиях значительнойнапряженности и конфликта (5, с.192).
От понятия «стереотип» достаточно просто перейти кпонятию «предрассудок». «Предрассудок – стереотипное представление о личности,группе, общности. Как правило спецификой таких социальных стереотип считаетсято, что они выражают, формируют и поддерживают циничное, враждебное и/илифобическое отношение к какой-либо аут группе или общности (расовой, этнической,гендерной и др.) Поэтому предрассудки нередко определяют как разновидностьнегативных аттитьюдов. Синоним предрассудка – предубеждение». (7, с.406).
Вообще, по-видимому, следует заметить, что сутьпредрассудка состоит именно в неоправданно негативной установке по отношению кгруппе и/или ее отдельным членам. То есть предрассудок – это всегда заведомое осуждение,которое внушает нам предубеждение против человека исключительно на основанииего идентификации с определенной группой. Предрассудок – это установка, то естьэто готовность действовать определенным образом на основании определенногосочетания чувств, убеждений. Таким образом, предрассудок можно определитьтакже, как некое сочетание установок, объединяющих аффект – наши чувства,тенденцию поведения – склонность действовать определенным образом и нашизнания, убеждения.
Более узкое определение предрассудка – «Предрассудок:неоправданно негативная установка по отношению к группе и отдельным ее членам».(7, с.407)
Итак, немного разобравшись с тем, что же такоестереотипы и предрассудки,, логично перейти к определению дискриминации.
Дело в том, что стереотипы и предрассудки помимонекоего эмоционального, когнитивного аспектов содержат в себе также, чтонемаловажно, поведенческий аспект. То есть, если мы чувствуем, мыслимопределенным образом, то и действуем мы в таком случае совершенно определенным,предсказуемым на основании наших мыслей и чувств, образом. То есть, еслистереотип и предрассудок – это негативные чувства и мысли, то последний, третийаспект этих явлений – поведение – является ни чем иным, как дискриминацией.Если использовать определение Д.Майерса, «Дискриминация: неоправданнонегативное поведение по отношению к группе и ее отдельным членам». (7, с.408)
Дискриминация многолика и может принимать различныеобличья, в зависимости от предмета, на который она направлена. Стереотипы ипредрассудки, а вслед за ними и дискриминирующее поведение может возникать поотношению к определенным группам или их членам в связи с расой, половойпринадлежностью или, например, в связи с принадлежностью к определеннойвозрастной группе. По крайней мере, дискриминация по этим признакам является,пожалуй, наиболее распространенной. Именно поэтому следует остановиться наданных видах дискриминирующего поведения поподробней.
2)Расизм.
В самом общем виде расизм можно определить следующимобразом.
«Расизм, совокупность антинаучных концепций, основукоторых составляют положения о физической и психической неравноценностичеловеческих рас и о решающем влиянии расовых различий на историю и культуручеловеческого общества. Для всех разновидностей Р. характерны ложные человеконенавистническиеидеи об исконном разделении людей на высшие и низшие расы, из которых первыеякобы являются единственными создателями цивилизации, призванными к господству,а вторые, напротив, не способны к созданию и даже усвоению высокой культуры иобречены быть объектами эксплуатации.» (3, с.578)
«Расизм:
Индивидуальные предвзятые установки и дискриминирующееповедение по отношению к людям определенной расы;
Институциональная практика (даже если она немотивирована предрассудком), выражающаяся в том, что представителямопределенной расы навязывается подчиненное положение.» (7, с.408)
То есть, как видно из представленных определений,основанием расизма является расовая принадлежность, то есть, по сути дела некоевнешнее несходство, определенные различия в стиле жизни и проч.
Следует отметить, однако, что расовые предрассудки,будучи достаточно часто акцентировано критикуемыми, в нашем обществе нескольковытиснились из сознания. То есть внешне как-то неприлично в нашем обществеактивно показывать свои расовые предрассудки и открыто дискриминироватьпредставителей другой расы. Более того, если спросить испытуемых об их расовыхпредубеждениях, большинство не согласиться с тем, что расовые предрассудки уних существуют. Тем не менее, истинные чувства опрашиваемых по отношению кпредставителям другой расы могут быть несколько иными. «Предрассудки все ещеобнаруживаются в ответах на вопросы, касающиеся интимных контактов междупредставителями различных рас. Высказывание «Вероятно, я буду неуютно себячувствовать, если придется танцевать с чернокожим партнером в общественномместе» выражает более сильное расовое чувство, чем «Вероятно, я будучувствовать себя неуютно, если буду ехать в одном автобусе сафроамериканцем»(7, с.410)
То есть по сути дела жесткие формы расового неприятия,жесткие формы расовой дискриминации (апартеид и проч.) с течением временислабеют, однако не исчезают полностью. То есть дискриминация как бы смягчается,но не исчезает насовсем и может проявиться, когда вопрос касается каких-то интимныхсфер жизни личности.
3)Сексизм.
Сексизм — это идеология, которая утверждает неравноеположение и разные права мужчин и женщин. Если управляют мужчины — этопатриархат, а если женщины — матриархат. В настоящее время все известныеобщества в мире — патриархальные, следовательно, сексистские.
Сексизм — это вид дискриминации, соответствующий всемизвестным фашизму и расизму, только при фашистском или расистском режиме людиразделены на разные категории по расе, а при сексизме — по половому признаку.Разница также в том, что, в отличие от расизма и фашизма, сексизм никогда невызывал людей на массовый кровавый бой, вооруженный конфликт и т. п. Сексизмсуществует на более личном уровне. Например, изнасилование считается наказуемымпреступлением, а изнасилование жены мужем считается личным семейным делом,которое других не касается. Часто на сексизм не обращают внимание, или егозначением пренебрегают.
Не только некоторые личные отношения, но и структуранашего общества весьма патриархальна: руководством, высокооплачиваемой и высокооцениваемой работой занимаются в основном мужчины; за ту же работу, что имужчина, женщина получает меньше; домашним хозяйством занимается, как правило,женщина, и т. д. Хотя это положение очевидно несправедливое, многие к нему такпривыкли, что не хотят ничего менять.
Сексизм так глубоко укоренен в нашей культуре, в нашемобществе, в нашем сознании, что его часто просто не замечают. Нас всехвоспитывают в духе сексизма с раннего детства. Если не родители, то, по крайнеймере, окружающая среда, общество и традиции приучают мальчиков играть смашинками, а девочек — в куклы. Далее, юноши должны быть сильными и смелыми, адевушки обязаны следить за фигурой, и, наконец, мужчины должны содержать семьюэкономически, а женщины — следить за порядком в доме.
В языке стойко сохраняются и воспроизводятсякультурные стереотипы о «женских» и «мужских» видах деятельности. Ярко выраженагендерная предвзятость слов, обозначающих различные виды профессиональнойдеятельности. Это довольно четко проявляется в объявлениях о найме на работу(требуется столяр, управляющий, менеджер, брокер, пилот и т.д.). В официальном,публицистическом и научном языковых стилях доминируют «мужские» названия, в товремя как «женские» названия профессий и должностей почти отсутствуют, а если иесть, то «статус» их незначителен. Так профессии лифтерша, уборщица, кухарка,няня, продавщица, крановщица по статусу крайне низки в сравнении со статусом«мужских» профессий и должностей: президент, министр, директор, завуч, управляющий,главный врач, летчик, ректор, депутат. То есть сами названия как быпредполагают задействованность лиц мужского рода. Слова депутатша, президентшаи др. стоят в ряду разговорной или же стилистически сниженной лексики.
Как отмечает Алла Денисова в своей работе «Язык враждыв российских СМИ: гендерное измерение», есть другой распространенный приемсексизма — когда через указание на женственность происходит приписываниеинфантилизма, а вместе с ним — несамостоятельности, потребности в опеке, некоейнесамодостаточности: обращение «милые, дорогие наши женщины»,«любимые наши женщины», даже на женских конференциях — «милыедамы», непременное указание на то, что «в зале столько красивыхженщин». Остается ожидать гоголевское: «дамы, приятные во всехотношениях». Обратим особое внимание на слово наши — оно вносит оттенокинтимности, притягивает весь контекст снова к частной сфере. Не случайны наженских конференциях обязательные рассказы политиков и чиновников о своей женеи о разделении ролей в их семьях.
 Подобно расизму, сексизм предполагает превосходство вфизических и интеллектуальных проявлениях, хотя не приводится убедительныхаргументов в пользу того, что мужчины лучше, чем женщины – либо наоборот.Традиционные доводы – такие как указание на ограниченность женщин в планеобучения (Нет пользы от кобылы скакуна и женщины оратора. Собака умнее бабы),творчества, или ссылки на пресловутую женскую логику (У бабы волос долог, да умкороток. Курица не птица, баба не человек) или же психологическую неустойчивостьпродолжают жить в общественном сознании.
Языковые сексизмы как выражение безотчетных стандартовповедения играют негативную роль в ситуациях, где нужна полная информация иобъективная оценка. Иногда они способствуют возникновению и закреплениюпредубеждений, неприязни к новому. На сегодняшний день все феминистки сходятсяво мнении, что с сексизмом необходимо бороться – назрели глубокие изменения вобщественном сознании и межличностных отношениях.(6)
3)Эйджизм.
В самом обощем виде, в первом приближении эйджизмможно определить, как дескиминирующее поведение по отношению к определеннойгруппе людей или конкретному человеку на основании его принадлежности той илииной возрастной группе.
Термин «эйджизм» означает дискриминациюодной или нескольких возрастных групп по отношению к другим возрастным группам.Чаще всего эйджизм проявляется в отношении людей пожилого возраста.
«Эйджизм (от лат ageism) – негативный стереотип вотношении людей какой-либо возрастной категории, но чаще всего подразумеваетсястереотип пожилого возраста». ( 9, с.614)
Следует отметить, что, как правило, когда мы говоримоб эйджизме, мы, в первую очередь, имеем ввиду негативное отношение к людямпожилого возраста. Проявления эйджизма весьма разнообразны. Во многомнегативное отношение к людям пожилого возраста проистекает из убеждения или,что практически то же самое, из убеждения, что пожилые люди – бесполезныйбалласт общества. По крайней мере, если говорить, о развитых странах Европы,тамошнее дискриминирующее поведение по отношению к лицам пожилого возраста вомногом вызвано именно этой идеей, убеждением, предрассудком о том, что пожилыелюди, которые живут на социальные пособия, по сути дела являются лишнимичленами общества, иначе говоря, бесполезными.
Дискриминирующее поведение может быть разнообразным.Дело в том, что с пожилыми людьми сложнее общаться, чем с людьми молодыми поряду физиологически обусловленных причин: пожилые люди медленнее молодыхвоспринимают информацию, они медленнее двигаются, часто они уже имеютопределенные проблемы с памятью и им тяжело учиться. Все это и еще множествопохожих на вышеперечисленные причин, создают в конечном итоге благодатную почвудля убеждения в том, что «старики ни на что не годятся», и «пожилой человек –обуза для семьи» и, в конечном итоге, для общества в целом. (8).
С учетом вышесказанного становится вполне очевидно,каким образом может происходить дискриминация людей пожилого возраста. Пожалуй,прежде всего, следует отметить тот факт, что на многие должности берутпретендентов не старше определенного возраста. Если кандидат старше, то, даженесмотря на его опыт и прочие несомненные достоинства, он может бытьдискриминируем исключительно по возрастному признаку – то есть,просто-напросто, не быть принятым на ту должность, которой он вполне заслуживал.Также пожилые люди могут быть дискриминируемы в своей семье – скажем, болеемолодые родственники могут не прислушиваться к их мнению, игнорировать.
Пожалуй, как ни прискорбно, но вполне оправданнойявляется сентенция В.Д. Шадрикова о том, что «Наши старики – это забытые детиобщества». По сути дела, имеется ввиду, что права детей мы каким-то образомпытаемся соблюдать и отстаивать, а вот права пожилых людей почему-то не стользанимают наши мысли, при том, что в условиях смертности, превышающей рождаемость,наше общество стремительно стареет.
Заключение.
Пожалуй, ни для кого не секрет, что то как мы мыслим вконечном итоге влияет на то как мы поступаем в жизни. Наши чувства, эмоции,убеждения и в конечном итоге поведение чрезвычайно взаимосвязаны. Дискриминирующееповедение во многом связано с такими явлениями, как стереотип и предубеждение.Основная опасность стереотипа и предубеждения заключается в том, что, тонегативное отношение, которое возникает в отношении группы или отдельного еечлена, в конечном итоге может и не основываться на реальных фактах. Более того,такие явления, как социальные предрассудки и стереотипы в определенные моментыможет оказаться очень опасными. Например, с помощью национальной рознидостигается совпадение интересов групп, осуществляющих власть и частных лиц вчасти мощного источника эмоций. Там, где негативные эмоции могли бы бытьнаправлены на конкретных людей и группы интересов, создается канал для«выпускания пара», куда уходит значительная часть энергии и который даетвозможность проявить сильные эмоции. Типичный пример – современный российскийантисемитизм, который не имеет пока серьезных проявлений в виде погромов, нопостепенно нагнетается с использованием весьма солидных средств. По-видимому,он может быть использован в случае крупных провалов правительства или принеобходимости серьезных социальных потрясений для передела власти.
Таким образом, изучение таких явлений, как стереотипы,предрассудки и демонстрация их в виде дискриминирующего поведения, является оченьважным в современном мире. Полностью преодолеть дискриминацию, возможно, и неудастся, но сделать определенные шаги в сторону ее сдерживания и регулированиявполне реально.
Списоклитературы
1) Агеев В.С. Межгрупповое взаимодействие. М., 1990
2) Арутюнян Ю.В., Дробижева Л.М., Сусоколов А.А.Этносоциология. М., 1999
3) Большой энциклопедический словарь. М., 1998.
4) Кон И. Психология предрассудка//Психологиянациональной нетерпимости. Минск, 1998
5) Лебедева Н. Введение в этническую икросс-культурную психологию. М., 1999
6) Кирилина А.В. Гендер: лингвистические аспекты. М.:Институт социологии РАН, 1999.
7) Майерс Д. Социальная психология. Питер, 2003.
8)Мухина В.С. Возрастная психология. М., 1998
9) Мещерякова Б.Г., Зинченко В.П. Большойпсихологический словарь. М., 2003.
10) Поршнев Б.Ф. Социальная психология и история. М.,1966
11) Сорокин П. Национальный вопрос как проблемасоциального равенства// Психология национальной нетерпимости. Минск, 1998
12) Стефаненко Т.Г. Этнопсихология. М., 1998
13) Шихирев П. Современная социальная психология. М.,1999
Для подготовки данной работы были использованыматериалы с сайта www.referat.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.