Реферат по предмету "Психология, педагогика"


Демонстративный характер (истерик)

Клиническивыразительно, в естественнонаучном духе, в своей патологической(психопатической) выраженности (истерический психопат, или истерик) этот складописан П.Б. Ганнушкиным (1909, 1933).
/>Существо демонстративного склада(радикала) – в склонности увлеченным позированием тешить свое уязвимоечестолюбие, тщеславие. Такое получается благодаря обычной здесь более или менеекрасочной чувственности с богатой вытеснительной защитой. Красками воображениявозможно, угодно своим желаниям, невольно-бессознательно исказить реальность,вытолкнуть своей живейшей самовнушаемостью неприятное событие из сознания вбессознательное, не в состоянии критически, объективно посмотреть на себя в этовремя сбоку.
Вообщесильная вытеснительная защита практически исключает глубинность-сложностьмысли, переживания и, значит, серьезную способность критически относиться ксебе. Этой вытеснительной зависимостью мыслей, взглядов от существеннопоправляющих, изменяющих в противоположные стороны мышление чувствдемонстративный человек может быть и глуп, и тоже по-своему счастлив, защищен.
Так,ухаживая за больным мужем, недовольная таким «гнусным» занятием, истеричкапоминутно упрекает, оскорбляет этого беспомощного человека, жалуясь вслух насвою «горькую» судьбу сиделки, а через несколько дней на его могиле, с чистымсердцем, благополучно вытеснив прежние упреки мужу, причитает-рыдает так, будтоготова была бы еще целый век терпеливо за ним ухаживать. Сама же она отинфантильной своей бестревожности не боится никаких страшных болезней: всемогут ими заболеть, но только не она; все умрут, но только не она. Сангвиничке,так же склонной к вытеснительной эмоциональной защите, изначальная тревожностьвсе же не дает так надежно-искусно вытеснять из сознания неугодное,травмирующее.
Позирование(демонстративность) – суть стремление выставляться, привлекать к себе вниманиенеприкрыто-внешними, порою даже крикливыми средствами. Позирование(демонстративность) сказывается не только в особых, позирующих телодвижениях,но и в вызывающем (властно выставляющем себя) поведении, в слишком яркойодежде, или, например, в чересчур короткой юбке при очень толстых ногах,которые как раз нужно бы прятать.
Позированиесказывается и в стремлении демонстративно «приукрашивать», преувеличивать своюболезнь, даже серьезную. За истерическую позу (демонстрация) возможно, конечно,принять и приятное многим милое сангвиническое кокетство, синтонную яркостьодежды и косметики, утонченно-мягкую живую демонстративность портретовсинтонного Кипренского – но это все дышит естественностью, непосредственнойрадостью жизни, даже если порою и грубовато. Аутистичностью (концептуальностью)проникнута вычурно-экстравагантная «поза», одежда замкнуто-углубленного(шизоидного) человека. В истинной, истерической позе нет синтонной илиаутистической цельности-глубинности, психастенической гиперкомпенсации, таящейв себе изначальную неуверенность. На то она и поза, драпировка, что не имеетпод собою достаточно глубокого, сложного переживания, естественной (теплой)чувственности или символически-духовного, сказочно-божественного. Истинная позадемонстративного холодновата, а то и со «стервозинкой», ниточкой колкогохолодка, отличающего капризное жеманство от милого кокетства. Сангвиническаятипичная женщина-«крошка» и психастеническая женщина-«кисель» всегда теплеесвоей естественностью или неуверенностью, чем холодноватая истерическая«львица».
Холодноватостьдемонстративного человека может быть напряжена болью непризнанности отневнимания людей к своей особе, завистливостью, эгоистичностью. Очень многиенесведущие люди верят в душевные сложные богатства демонстративных (истериков),в глубину их восторгов не только тогда, когда эти демонстративные – актеры насцене, но и в повседневной жизни, когда они, например, по известному выражениюаутистически-язвительного к истерикам Ясперса (1913; 1997, с. 538), невольностремятся переживать больше, чем способны пережить. Это, конечно же, естьпроявление душевной незрелости (инфантилизма – вечного детства), как и многоедругое в таком человеке.
Душевныйинфантилизм сказывается не только склонностью ко всяческому позированию,стремлением приукрасить свои переживания, показаться загадочно-необыкновенным,но и в неспособности достаточно глубоко и сложно думать-анализировать прибунинской красочной образности, в способности ярко-пряно, красочно-воспаленночувствовать-ощущать. Наконец, высокая внушаемость ребенка или незрелоговзрослого несет в себе стихийное несовершенное противоядие-защиту от себя самоев виде бессмысленного упрямства. Многие из демонстративных (истериков) способныи в детстве подробно-живо подражать серьезным людям. Этим они и кажутсяпреждевременно взрослыми.
Демонстративные(истерики), случается, представляют и аутистические переживания, поведение.Замкнуто-углубленные, однако, как отмечено выше, обычно тут же, с язвительнымиулыбками, разоблачают эту демонстративную псевдоаутистичность.
Некоторыедемонстративные (истерики) так назойливо, с массой извинительных предисловий,демонстрируют свою «застенчивость», «совестливость», что не разбирающиеся вхарактерах люди принимают это за чистую монету болезненно-нравственногопереживания. Даже большим горем (например, смертью единственного ребенка)истеричка нередко «депрессивно»-демонстративно упивается или трагически-томносмакует его, как дорогое вино. Истеричка может искусно-лукаво играть-лгать омучительной для нее бедности, как теккереевская расчетливая лжица Ребекка Шарп(«Ярмарка тщеславия»), или грубовато-жалобно притворяться безмерно несчастной,как чеховская «слабая, беззащитная» старуха Мерчуткина, которая «кофей сегодняпила и без всякого удовольствия» («Юбилей»).
Трудноговорить о мироощущении демонстративных, поскольку оно тоже здесь основано насамовнушении, способности верить в то, во что хочется верить, оно декоративно(от мистики до вульгарного материализма), в соответствии с возможностьювосхитить, удивить или даже разозлить зрителей, читателей, которыми для такогочеловека становятся, в сущности, все окружающие его люди и даже он сам. Вообщео мироощущении здесь можно говорить так же условно, зависимо от обстоятельств,как и о мироощущении детей. Как и дети, демонстративные (истерики), за некоторымиисключениями, есть народные сказочники, язычники, неспособные к сложнымдуховно-абстрактным представлениям-переживаниям Бога, к сложному философскомуидеализму.
Встречаютсяиногда демонстративные (истерики), создающие впечатление умных, утонченно-сложных,живущих внутренней потаенной жизнью, даже малоразговорчивых людей. Однако этотолько впечатление загадочности, объясняющее их способность играть и сложныероли, прикрываясь при этом цитатами, наукообразными (в науке) или простозаимствованными словами, и даже малословием, которое тоже может быть позой.Чуть заговорит такой человек по-своему (не по роли) – и исчезает впечатлениесамобытности, духовной сложности, анализа. Ничего порою тогда не остается,кроме банальностей, «умных» очков и напыщенно-важной гримасы на лице.
Номногим демонстративным присущи красочная образность, поэтичность, юношескийлиризм. Тут могут быть по-своему лирически-томные эстрадные таланты(Вертинский), элегантно позирующие поэты (Северянин), живописцы, навеликолепных картинах которых все и вся постоянно красиво позируют, дажепогибая, как на брюлловском полотне «Последний день Помпеи».
Естьсреди демонстративных (истериков) и немало людей чувственно-расчетливых,холодновато-капризных в своей загадочности. Они, например, жестковатопрекращают отношения даже с близкими родственниками, если те уже не входят покаким-то причинам в круг их карьеристических интересов.
Всеже, как и большинство детей, демонстративные (истерики) по природе своей естьчаще реалисты-чувственники. Вспоминаю, как одна истерическая дама в группетворческого самовыражения, сравнивая «Спящую Венеру» Джорджоне с «РождениемВенеры» Боттичелли, выбрала как созвучную себе первую картину и сказала субежденностью, что вот главное в жизни, то есть «хлеб», а остальное, всякие тампоэтические тонкости – это уже потом. И в старости писатели истерическогосклада обычно продолжают писать так же чувственно-реалистически, как в юности,без одухотворенности-анализа. Даже если они гениальны своей юношескойчувственностью, как Бунин.
Безнравственныеистерики (психопаты), дабы как-то звучать на сцене жизни, иметь зрителей,поклонников, клевещут и вершат в разных размерах геростратово зло, плетутинтриги, пишут анонимки, наказывая так (порою жестоко) за невнимание к ним или насмешки.
Вмолодости многие из демонстративных (истериков) удивляют, особенно сверстников,живостью мысли, чувства, богатой памятью, сообразительностью. В юноше труднобывает усмотреть на всем этом налет истерической театральности, отсутствиеподлинной, углубленной самобытности. От них многого ждут в зрелости, апродолжается все та же юношеская живость-театральность-капризность, соединеннаяобычно с довольно высоким, «пожизненным» «юношеским» сексуальным влечением, чтопобуждает к бурному сексуальному разнообразию с последующими житейскиминеприятностями. Однако красочное вытеснение неугодного из сознания, способностьуверить себя, что это все необходимо для творчества, здоровья и т. д., –освобождает демонстративного (истерика) от чувства вины перед тем, кто имоставлен и мучается. Чувство этих мужчин и женщин нередко внешне мягкое,нежное, теплое, красивое, но, если присмотреться, – детскинесложное-неглубокое, навсегда незрелое, подернутое колко-капризным прозрачнымхолодком. Телосложение может быть детски миниатюрным, а может быть и весьмагрузным, с ранней лысиной, но душа неуемно-юношеская, любвеобильная – вплоть доинсультов в дряхлости.
Любвеобильностьу истерических женщин нередко бывает лишь внешне-театральной, флиртовой, безспособности упоенно-чувственно соединиться с возлюбленным. Эту утонченную,тронутую красивым ледком эротическую игру холодной (фригидной) истерички сзамечательным проникновением изобразил Мопассан в романе «Наше сердце». Но ведьв этом и трагедия такой, в сущности, несчастной женщины.
/>Демонстративные (истерики) – всегда вечныедети (юноши) неустойчивостью, капризностью своих чувств (легкочувствием),сравнительным легкомыслием, пылкой образностью, стремлением «выставляться»,быть в центре внимания, склонностью к бессмысленному упрямству от высокойвнушаемости, к юношеской картинной пессимистичности. Потому и нетрудно(обычно!) расположить к себе такого человека, сердитого за что-то на нас,восхитившись им в том, в чем, действительно, возможно искренне сказать ему этодоброе. И тогда многие из них мягчают, добреют, даже те, в ком яснопроглядывает чувственно-хищное.
Такчасто клянут демонстративных, смеются-потешаются над ними. Но ведь многие изних приносят людям прекрасные (в том числе и целебностью своей) театральные,эстрадные, поэтические, живописные радости, освежают вечной детскостью, учатживым подробностям чувственной жизни, замечательным именно своейнесерьезностью-незрелостью. А дефензивные демонстративные (истерические)женщины способны на сцене жизни на незаурядное самопожертвование радиповседневного спасения тяжелого алкоголика-мужа или душевнобольногородственника, если, конечно, знакомые, близкие постоянно восхищаются ихнебывалым подвигом, редким терпением и т. д.
Неустойчивый характер (неустойчивыйпсихопат)
Характер,родственный демонстративному (истерическому) более или менее сложной, тонкойприродной незрелостью. Классически описан также П.Б. Ганнушкиным (1933).
Существонеустойчивого склада – в той же «пожизненной» инфантильности (точнее,ювенильности – вечной «юношескости»), но с преобладанием душевнойнеустойчивости в переживаниях и поступках, порожденной детски-юношескойповерхностностью мышления, чувствования наряду с юношески обостреннымсексуальным влечением. Здесь нет истерически-демонстративной холодности,стервозинки – есть мягкость, задушевный лиризм.
Незрелостьэту не следует путать с мнимой незрелостью некоторых аутистов илипсихастеников. Она проявляется, например, в том, что хрупкий телом, здоровьемаутистический интеллигент жалеет, что не догнал ограбивших его бандитов, чтобыпросто посмотреть им в глаза. Или психастенический научный сотрудник жалуетсяначальству, что по причине скудной его зарплаты жена стала посылать его нарынок, заставляет крутить на кухне мясорубку, чистить картошку, и у него теперьменьше времени дома для работы за письменным столом. Это скореебеспомощность-непрактичность отрешенных, но духовно сложных людей, беспомощныхперед реальной, грубой жизнью.
Истиннаянезрелость все же сказывается, прежде всего, в детской недоразвитости исконныхчеловеческих чувств: чувства родного к своим детям, элементарной тревоги заблизких и т. п. К примеру, когда взрослого человека трудно затащить посмотретьхоть раз на маленького ребенка, который от него родился. Или глянет, но нетотцовского желания увидеть сына вновь, даже детский страх этого при возможномромантически-поэтическом переживании по этому поводу (см. известныевоспоминания в таком роде Анатолия Мариенгофа о Есенине: «Роман без вранья»).Причем сердце, действительно, по-есенински не лжет, поскольку легко верится всобственную ложь. Это и побуждает неустойчивых искренне оправдывать, иногдадаже красиво обосновывать всякое свое непристойное или сомнительное желание итут же выполнять его. Подобное поведение, переживание нельзя назватьестественным (синтонным), поскольку естественность, даже примитивная,естественна (натуральна) в своих материнских, отцовских и других инстинктивных,исконно теплых человеческих чувствах.
Слабаяспособность неустойчивых сдерживать свои желания, руководить ими, при живойчувственности, вечно юношеской остроте влечений объясняет высокую податливостьтаких людей, особенно в молодости, к пьянству, наркотикам, воровству,бродяжничеству и т. п.
Побуждаютк этому и расстройства настроения в виде хандры по поводу несбывшихсяромантических надежд, по поводу старения организма, которое так расстраиваетуже в молодости: «Все прошло. Поредел мой волос» (Есенин). Когда у душевнодостаточного сложного человека нет глубинной, духовной зрелости, единственнойценностью навсегда остается чувственно-романтическая молодость и главнымпереживанием – переживание ее увядания. Это переживание может быть ипо-есенински прекрасным.
Романтичностькак склонность-умение приукрашивать действительность, являть в ней некую своюпозу может быть аутистической (поэт Жуковский, художники «Мира искусств»),синтонной (Кипренский, 3. Серебрякова), демонстративной (Энгр, Делакруа,Брюллов, Семирадский, Бунин) и лирически-неустойчивой (Есенин). Последняявсегда теплая, грустная, но в известной мере внешняя, «выставочная», безаутистической концептуальности и сангвинической естественности-цельности. Этанестойкая мягкая театральность может пьянить своими чувствительными,юношески-лирическими красками. Она не содержит в себе истерическойизощренно-картинной прохладной чувственности и действует детски-шемящейнезащищенностью, трогательно-искренней языческой дружбой с Природой, дружбой,возможной лишь в беспомощном образном детстве.
Список литературы
БурноМ.Е. Демонстративный характер (истерик)


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Аристократии. Несколько факторов способствовало появлению гербов
Реферат Языческие воззрения славянских народов
Реферат Генерування та підсилення НВЧ. Підсилювач на тунельному діоді
Реферат Accidents Essay Research Paper Aircraft InvestigationEach mishap
Реферат Cristianity And The Crimes Against Pagans Essay
Реферат Социально-педагогическое сопровождение адаптации дошкольников к условиям детского сада
Реферат Філософія й теологія св. Августіна
Реферат Fdr Essay Research Paper Franklin Delano RooseveltWhat
Реферат Привлечение прямых иностранных инвестиций в арабские страны
Реферат Виды имущественного страхования
Реферат A Journey Into The Heart Of Darkness
Реферат Стратегические экономические интересы Украины и Российской Федерации в бассейне Азовского моря
Реферат Autolite Strike 1934 Essay Research Paper Strikes
Реферат Курсовой по Метрологии
Реферат Организация контроля качества продукции на примере РУП "Минский автомобильный завод"