Реферат по предмету "Психология, педагогика"


Гуманистическая функция оценки в учебном процессе

Введение
Демократические изменения в России имели значительноевлияние и на сферу образования. В связи с децентрализацией учебной системывозникшая необходимость в создании четкой государственной системы контроля.
Острой проблемой сегодня есть также признаниенациональных сертификатов, которые были бы соотносительными и отвечали мировымстандартам. Одной из причин осложнений в определении аналогов образовательныхдокументов есть несовершенство системы контроля и оценивание в средних учебных заведенияхРоссии.
Контроль и оценивание остались субъективными, методыих реализации – устаревшими.
Итак, возникает необходимость внедрения системыконтроля максимальной объективности и возможности измерения оценки с помощьюкачественных и количественных показателей. Внедрение современных методовконтроля и оценки в практику обучения в российских учебных заведенияхобеспечило бы соблюдение требований, которые выдвигаются к контролю, –объективность, надежность, целеустремленность, систематичность, и т.п., – и разрешилобы сделать обучения эффективным и приблизить его к мировым стандартам.
Несмотря на то, что в педагогике и методике проведеномного исследований по проблеме оценки знаний, умений и привычек учеников,проблема оценивания в школе остается актуальной. Это обусловило общуюнаправленность и актуальность нашего исследования.
Цель исследования – анализ, обобщение и осмыслениеопыта учителей и педагогов в оценивании учеников.
Роль оценок и отметок огромна. Они не только служатдля учета успеваемости учащихся, помогая тем самым учителю ориентироваться вуспешности обучения учащихся, но и помогают самому ученику, и эта их главнаяфункция, судить о своих знаниях, выявлять собственные пробелы и исправлять их.
Правильно поставленная отметка, вместе с оценкойучителем работы ученика, ободряет, стимулирует его к дальнейшему обучению,либо, наоборот, заставляет задуматься и насторожиться по поводу какого-тонеуспеха. Именно поэтому отметки и оценки должны быть объективными — этоглавнейшее требование к ним.
Оценка результатов учебно-познавательной деятельностишкольников.
1.1. Функции оценки.
Оценка – это определение и выражение в балах(отметка), а также в оценочных ситуациях учителя степени усвоения учащимися знаний,умений и навыков, установленных программой.
Оценка имеет большое значение для управления какучебной деятельностью учителя, она должна служить также цели совершенствованиясамого учебного процесса и всестороннего, в том числе и нравственного воспитанияучащихся. Но достижимо это только тогда когда оценка будет иметь высокийпрестиж вообще и особенно в создании учащихся.
К сожалению, в настоящее время вследствие ряданеправильных приемов пользования оценкой и престиж значительно снизился.
Оценка есть определение качества достигнутыхшкольником результатов обучения. На современном этапе развития школы, когдаприоритетной целью обучения является развитие личности школьника, определяютсяследующие параметры оценочной деятельности учителя[1]:
качество усвоения предметных знаний – умений –навыков, их соответствие требованиям государственного стандарта начальногообразования;
степень сформированности учебной деятельности школьника(коммуникативной, читательской, трудовой, художественной);
степень развития основных качеств умственнойдеятельности (умения наблюдать, анализировать, сравнивать, классифицировать,обобщать, связно излагать мысли, творчески решать учебную задачу и др.);
уровень развития познавательной активности, интересови отношения к учебной деятельности; степень прилежания и старания.
Первый параметр оценивается отметкой за результатобучения, остальные – словесными суждениями (характеристиками ученика). Следуетобратить особое внимание на необходимость усиления роли постоянных наблюденийза уровнем познавательных интересов и самостоятельностью обучающегося.
Под оценкой успеваемости учащегося подразумеваютсистему определенных показателей, которые отражают объективные знания и уменияучащегося.
В Педагогической энциклопедии оценка рассматриваетсякак определение степени усвоения учащимися знаний, умений и навыков всоответствии с требованиями, предъявляемыми к ним школьными программами.
Оценка учитывает объем, уровень и качество овладенияучеников знаниями, умениями и навыками. Объем знаний по определенному предмету– это перечень ведущих понятий, законов, идей теорий, которые лежат в основеданной науки и интерпретируются в школьных программах.
Овладение объемом ведущих теоретических знанийпредшествует формированию у учащегося определенных целенаправленных действий:то ли воспроизведение усвоенного или применение его по образу, в сходныхусловиях; толи использование усвоенного для решения нестандартных, сложныхмыслительных задач.
Все это и задает тот или иной уровень усвоения знаний,т.е. характер применения усвоенных знаний, обеспечивающий ту или иную степеньмыслительных усилий (уровень мыслительной деятельности).
Различные уровни усвоения знания определяются егокачеством, под которым подразумевают определенные характеры, характеристикусвоенных знаний, умений и навыков (например, полнота, прочность, глубина,оперативность, гибкость, действенность и т.д.) кроме того, оценка отражает не толькообъем, уровень и качество усвоения знаний. Ее функции сложны и разнообразны.Рассмотрим функции оценки[2]:
Социальная функция проявляется в требованияхпредъявляемых обществом к уровню подготовки ребенка школьного возраста.Образованность в данном случае используется как широкое понятие, включающее всебя возрастной уровень развития, воспитания и осведомленности школьника,сформированности его познавательной, эмоциональной и волевой сфер личности.
В ходе контроля проверяется соответствие достигнутыхучащимися ЗУН установленным государством эталоном (стандартом), а оценкавыражает реакцию на степень и качество этого соответствия, т.е. в конечномсчете, система контроля и оценки для учителя становится инструментом оповещенияобщественности и государства о состоянии и проблемах образования в данномобществе и на данном этапе его развития[3].
Это дает основания для прогнозирования направленийразвития образования в ближайшей и отдаленной перспективах, внесениянеобходимых корректировок в систему образования подрастающего поколенияоказания необходимой помощи, как ученику, так и учителю.
Образовательная функция определяет результат сравненияожидаемого эффекта обучения с действительным результатом усвоения учащимисяучебного материала: полнота и осознанность знаний, умение применять полученныезнания в нестандартных ситуациях, умение выбирать наиболее целесообразныесредства для выполнения учебной задачи:
устанавливается динамика успеваемости;
сформированность (несформированность) качествличности, необходимых как для школьной жизни, так и вне ее;
степень развития основных мыслительных операций(анализ, синтез, сравнение, обобщение);
появляется возможность выявить проблемные области вработе, зафиксировать удачные методы и приемы проанализировать, какое содержаниеобучения целесообразно расширить, а какое исключить из учебной программы.
Со стороны ученика устанавливается, каковы конкретныерезультаты его учебной деятельности; что усвоено прочно, осознанно, а чтонуждается в повторении, углублении, какие стороны учебной деятельностисформированы а какие необходимо сформировать.
Воспитательная функция выражается в рассмотренииформирования положительных мотивов учения и готовности к самоконтролю какфактору преодоления заниженной самооценки учащихся и тревожности.
Правильно организованный контроль и оценка снимают ушкольников страх перед контрольными работами, снижают уровень тревожности,формируют правильные целевые установки, ориентируют на самостоятельность исамоконтроль.
Эмоциональная функция проявляется в том, что любой видоценки (включая и отметки) создает определенный эмоциональную реакцию ученика.Действительно, оценка может вдохновить, направить на преодоление трудностей,оказать поддержку, но может и огорчить, записать в разряд «отстающих», усугубитьнизкую самооценку, нарушить контакт со взрослыми и сверстниками.
Реализация этой важнейшей функции при проверкерезультатов обучения заключается в том, что эмоциональная реакция учителядолжна соответствовать эмоциональной реакции школьника (радовать вместе с ним,огорчаться вместе с ним) и ориентировать его на успех, выражать уверенность втом, что данные результаты могут быть изменены к лучшему.
Это положение соотносится с одним из главных законовпедагогики. Школьник должен учиться на успехе. Ситуация успеха и эмоциональногоблагополучия – предпосылки того, что ученик спокойно примет оценку учителя,проанализирует вместе с ним ошибки и наметит пути их устранения.
Информационная функция является основой диагнозапланирования и прогнозирования. Главная ее особенность – возможностьпроанализировать причины неудачных результатов и наметить конкретные путиулучшения учебного процесса как со стороны ведущего этот процесс, так и состороны ведомого.
Функция управления очень важна для самоконтроляшкольника, его умения анализировать и правильно оценивать свою деятельность,адекватно принимать оценку педагога. Учителю функция управления помогаетвыявить пробелы и недостатки в организации педагогического процесса, ошибки всвоей деятельности («что я делаю не так…», «что нужно сделать чтобы…») иосуществить корректировку учебно-воспитательного процесса.
Таким образом, устанавливается обратная связь междупедагогом и обучающимся
1. 2. Основные требования к оцениванию.
Прежде всего, необходимо учитывать психологическиеособенности ребенка школьного возраста: неумение объективно оценить результатысвоей деятельности, слабый контроль и самоконтроль, неадекватность принятияоценки учителя и др. Любая проверка знаний должна определяться характером иобъемом ранее изученного материала и уровнем общего развития учащихся.
Не менее важно требование объективности оценки. Этопроявляется, прежде всего, в том, что оценивается результат деятельностиученика. Личное отношение учителя к школьнику не должно отражаться на оценке.
Это особенно важно потому, что нередко педагог делитдетей на отличников, хорошистов, троечников и невзирая на конкретный результатработы, ставит отметку в соответствии с этим делением: отличнику – завышает, атроечнику – занижает.
Характер принятия школьниками оценки учителя зависитот степени сформированности у них самооценки[4].Реализация этого требования имеет особое значение в развитии учебно-познавательноймотивации ребенка и его отношения к учению.
Отрицательной стороной деятельности учителя поконтролю и оценке является его эгоцентричность. Он стоит как бы над детьми,только сам имеет право оценить, похвалить, исправить ошибки. Ученик непринимает участия в этой деятельности. Более того: его участие частонаказывается (“не подсказывай” – а он нашел у соседа ошибку; “исправил” – а ону себя нашел ошибку…).
Такой подход формирует у школьника убеждение в том,что оценка – проявление отношения учителя не к его деятельности, а к немусамому.
Учителю следует помнить, что одним из основныхтребований к оценочной деятельности является формирование у школьников уменийоценивать свои результаты, сравнивать их с эталонными, видеть ошибки, знать требованияк работам разного вида.
Работа учителя состоит в создании определенногообщественного мнения в классе: каким требованиям отвечает работа на “отлично”,правильно ли оценена эта работа, каково общее впечатление от работы, что нужносделать, чтобы исправить эти ошибки?
Эти и другие вопросы становятся основой коллективногообсуждения в классе и помогают развитию оценочной деятельности школьников.
Приведем пример. Учитель проводит диктант, передсдачей предлагает его проверить. Ученик находит в своей работе ошибки иисправляет их. В соответствии с инструкцией учитель снижает оценку на балл.Проанализируем эту ситуацию.
Ученик сам нашел ошибку, что означает наличие у негонавыка самоконтроля. Естественно, в данном случае требуется не наказание, апоощрение. Но найдется учитель, который скажет: “Ученик должен сразу писать безошибок”.
Однако процесс перехода умения в навык (а именно этоготребует педагог) достаточно трудный и неровный, поэтому тот факт, что ученикеще не может сразу применить правило написания, скорее, его беда, а не вина. Ипока у школьника не сформирован тот или иной навык, он должен иметь право наисправление ошибки, на совместный с педагогом анализ причин своих неудач.
Кроме того, непедагогична эта ситуация еще и потому,что у школьника формируется негативное отношение к действию самоконтроля,безразличное отношение к оцениванию (“Зачем искать у себя ошибки, если учительвсе равно снизит отметку?”).
Противоречие, образующееся при такой ситуации,отрицательно отражается на всем учебно-воспитательном процессе, так как оновносит дискомфорт в отношении между обучаемым и обучающим, междуодноклассниками, детьми и родителями.
В процессе реализации воспитательной функции создаютсяусловия для формирования тех качеств личности, которые становятся стимуломположительного отношения к учению.
Это касается, прежде всего, умения и желанияосуществлять самоконтроль. Сюда относятся: умение сравнивать результат своейдеятельности с эталоном; умение анализировать правильность (неправильность)выбора способа учебного действия, средств достижения цели; поиск ошибок в чужойи своей работах, анализ их причин и определение путей исправления[5].
Таким образом, система контроля и оценки становитсярегулятором отношений школьника и учебной среды. Ученик превращается вравноправного участника процесса обучения. Он не только готов, он стремится кпроверке своих знаний, к установлению того, чего он достиг, а что ему ещепредстоит преодолеть.
Учитель применяет для оценивания цифровой балл(отметку) и оценочное суждение.
1. 3. Характеристика цифровой отметки и словеснойоценки.
Нельзя не признать, что оценивание на основе анализатекущих и итоговых отметок остается пока наиболее продуктивной формой. Вместе стем следует обратить внимание на ее существенные недостатки: недооценкуоценочных суждений учителя, увлечение “процентоманией”, субъективностьвыставляемых отметок.
Следует не допускать тенденции формального“накопления” отметок, ориентировку на “среднюю” отметку, выведенную путемарифметических подсчетов.
Итоговая отметка не может быть простымсреднеарифметическим данным по текущей проверке. Она выставляется с учетомфактического уровня подготовки, достигнутого учеником к концу определенногопериода. При этом ученик получает право исправить плохую отметку, получитьболее высокие баллы и повысить свою успеваемость.
Например, школьник получил за диктант по русскомуязыку “2”, так как допустил грубые ошибки при применении пройденных правилорфографии. Но в последующей своей работе он усвоил эти правила и в следующемдиктанте их не нарушил. Такое положение означает, что первая “2’ недействительна, исправлена и не учитывается при выведении итоговой отметки.
Таким образом, следует бороться с фетишизацией отметкикак единственного “орудия” формирования прилежания и мотивов учения и поощрятьотказ от формализма “процентомании”.
Необходимо совершенствовать, прежде всего, методикутекущего контроля, усиливать значение воспитательной функции.
Еще одной важной проблемой деятельности оцениванияявляются разные подходы к использованию отметки, например, в первом классе[6].
Необходимо отказаться от выставления отметок учащимсяпервого класса в течение всего первого года. Отметка как цифровое оформлениеоценки вводится учителем только тогда, когда школьники знают основные характеристикиразных отметок (в каком случае ставиться “5”, в каких случаях отметка снижается).
До введения отметок не рекомендуется применять никакиедругие знаки оценивания – звездочки, цветочки, разноцветные полоски и пр. Учительдолжен знать, что в данном случае функции отметки берет на себя этот предметныйзнак и отношение ребенка к нему идентично отношению к цифровой оценке.
Отметкой оценивается результат определенного этапаобучения. Пока дети только начинают познавать азы чтения, письма, счета, покане достигнуты сколько-нибудь определенные результаты обучения, отметка большеоценивает процесс учения, отношение ученика к выполнению конкретной учебнойзадачи, фиксирует не устоявшиеся умения и неосознанные знания.
Исходя из этого, оценивать отметкой этот этап обучениянецелесообразно.
С учетом современных требований к оценочнойдеятельности в начальной школе вводится четырех балльная система цифровыхоценок (отметок). Отменяется оценка “очень плохо” (отметка 1). Это связано стем, что единица как отметка в начальной школе практически не используется.Отменяется оценка “посредственно” и вводится оценка “удовлетворительно”.
Оценивание знаний – это активный систематическийпроцесс. В ходе наблюдения за деятельностью учеников во время занятий, проверкивыполнения ими домашних задач, разных упражнений на уроке, ответов, учитель “оценивает”не только качество знаний, а и старательность, трудолюбие, способности,психологические особенности самих учеников. Его оценочные суждения, которыехарактеризуют качество работы школьников, оказывают содействие лучшему усвоениюзнаний, направляют ответ в нужное русло.
Важнейшее требование к оценке знаний и умений учеников– объективность, которая состоит в точном оценивании, адекватном установлениикритериев, которые введены в учебных программах. Это требование означает, чтооценка может характеризовать количество и качество знаний и умений[7].
Можно выделить такие функции оценки знаний:установление их фактического уровня; соотношение выявленных знаний сэталонными, определенными программой; выражение полученного результатаконтролируемой деятельности учеников в виде оценки или какого-либо другогоспособа характеристики выявленных знаний.
Выступая показателем успехов в овладении новымизнаниями, оценка есть одновременно сердцевиной контроля, без которого немыслимопродвижение учеников вперед. Она, как правило, состоит из двух компонентов –оценивания как процесса, который происходит на всех этапах обучения на уроках,и оценки которая фиксирует результат проверки знаний, умений и привычекшкольников.
Оценка может быть выражена как словесно, описательно,так и в форме строго ранговых баллов. Кроме оценки существуют еще и оценочныесуждения, которые характеризуют качество работы учеников, поощрительныезамечания или, наоборот, короткие возражения типа “неправильно”, “не так”, чтонаправляют на поиски правильного ответа.
Оценка, как правило, отображает отношения зависимостиученика от учителя, которому дано право судить не только о знании первого, а ипро его способности, достоинства и недостатки. В оценке выражается такт,профессиональные умения, образованность и педагогическая культура учителя.
Таким образом, значение оценки выходит далеко заграницы одной лишь фиксации результатов контроля, так как определенным чиномона характеризует самого ученика, его отношение к работе, его подготовленность,способности.
Критерием оценки знаний, умений и привычек учениковесть точно избранная величина, которая является измерителем учебнойдеятельности.
Существуют общие положения, которые учитываются прииспользовании балльной системы оценки. Более четкий характер имеют нормативыоценок, которые подаются в учебных программах по отдельным дисциплинам, посколькусоотносятся с конкретными знаниями, умениями и привычками учеников изпредметов. Учитель должен ознакомиться с ними и руководствоваться ихположениями в своей повседневной работе.
Другой формой оценки, как было уже упомянуто выше,есть оценочное суждение. Оно оказывает содействие пониманию учениками качестваи уровня усвоенных знаний, умений и привычек, включает оценку способов работыучеников, их отношение к обучению, степень их старательности, короткохарактеризует ответа ученика[8].
Обосновывая балл, учитель анализирует выявленныезнания по форме, содержанию, объему, с точки зрения правильности ивыразительности речи. Значительную пользу могут принести отдельным ученикамуказания учителя о том, которые именно пробелы в знаниях необходимо преодолеть,которую конкретно работу нужно для этого использовать.
Важная цель использования оценочного суждения –сделать требования и критерии оценки учителя известными всему класса сиспользованием оценочного суждения связанного с умением учеников проанализироватьсвою работу, обнаружить зависимость своей оценки от способа работы. Еслиобъективно установленный балл подводит итог работы школьника в прошлом, тоумное, доброе, продуманное слово вовремя, нацеливает ученика на будущее.
Нужно заметить, что еще не все учителя умеют понастоящем пользоваться таким мощным инструментом влияния на психику учеников,как стимулирование их познавательных возможностей, как объективная оценказнаний.
В книге “Сердце отдаю детям” В. О. Сухомлинскийсправедливо утверждал, что “… самое главное поощрение и самое сильноенаказание в педагогической работе – оценка. Этот наиболее острый инструмент,использование которого требует огромного умения и культуры… Если хотите, тооценка – это один из самых тонких инструментов воспитания”[9].
Чувство меры и соблюдение педагогического такта,объективности нужны учителю всегда. Но самыми необходимыми они являются приоценивании знаний, умений и навыков, так как этот процесс глубочайше проникаетв личные переживания учеников.
Таким образом, дидактическая проблема оценки уровняподготовки учеников одна из самых сложных. Именно лучший, технологическипродуманных урок по оценке знаний и умений учеников будет обречен на крах, еслимежду учителем и учениками нет взаимопонимания, доверия один к другому.
Психолого-педагогические основы оценки деятельностиучащихся.
2. 1. Различные подходы к контролю и оценки учебнойдеятельности учащихся.
Исходя из основных целей развивающегося образования,можно сформулировать три принципиальных положения по вопросу контроля и оценкиучебной деятельности учащихся.
Педагогическая деятельность учителей на этапе с I поIV классы направлена на формирование у учащихся умения учиться, котороевключает в себя два действия.
1) умение ребенка на разных этапах обучения (вначалесовместно с учителем, потом в кооперации со сверстниками, затем индивидуально)определять границу свое незнание.
2) делать содержательный, целенаправленный «точечный»запрос к различным источникам знаний (к взрослым, к сверстникам и т.п.) дляликвидации своего незнания.
Для реализации этого очень важного с нашей точки зрения,умения необходимо сосредоточить работу учителей при поддержке родителей наформировании способностей у детей к взаимно — и самоконтролю, взаимно – исамооценке. Отсутствие этих учебных действий со стороны детей приводит кразрушению всей учебной деятельности. Она превращается в формальный «фарс», недающий конечного результата[10].
Как правило, в традиционной школе действие контроля иоценки принадлежит исключительно к компетенции педагогов. При этой ситуации уучащихся нет мотивов к выполнению этих действий («зачем мне проверять диктант,все равно его будет проверять и оценивать учитель»).
К тому же по традиции, учащийся не владеетинструментом (критериями) контроля и оценки (им никто этого не дает, зачем создаватьсебе головную боль? Если дать в руки ученика «инструмент» учителя, ещенеизвестно, к чему это может привести!).
Наша задача последовательно, системно вести работу наформирование учащимися «своего инструмента» для контроля и оценки своихдействий. С этой целью в системе развивающего обучения разработаны специальныеуроки, направленные на формирование контрольных и оценочных действий ребенка.
Контроль и оценка со стороны учителя за деятельностьюкаждого ученика присутствует в обязательном порядке от традиционной школы, унас они имеют ряд особенностей[11]:
контроль и оценка в нашей системе направлены (и этоочень важно!) на выявление определенного результат в предметных знаниях иумениях, но, прежде всего, на процесс формирования этого предметного знания уучащихся для обеспечения целенаправленной и своевременной коррекции;
что же касается самого понятия предметных знаний, тооно рассматривается исключительно с трех позиций: системности знания,обобщенности знания и предметности знания;
контроль и оценка деятельности учащегосярассматривается только в динамике относительно предыдущих «успехов» ребенка ине подразумевает сравнения его с другими детьми;
в первую очередь педагогические действия контроля иоценки направлены на выявление уровня сформированности учебной деятельности уребенка на разных этапах обучения, а также на процесс формирования общихспособностей ребенка (к рефлексам, к планированию, анализу);
при проведении контроля за деятельностью учащихся внашем понимании ребенок сам определяет уровень своих потенциальных возможностейи выбирает те задания, с которыми на сегодняшний день он может справиться,поэтому оценка работы ученика определяется, исходя из выбранного им самимуровня сложности задач.
На основе данных особенностей в системе развивающегообучения разработана система принципиальных положений по построениюконтрольных, проверочных, тестовых работ вне зависимости от учебного предмета,с учетом «уровней» потенциальных возможностей детей.
Реализация первых двух положений возможно лишь приправильном понимании положения 3, которое провозглашает категорический отказвсех педагогов от пятибальной системы оценки знаний учащихся.
В связи с тем, что именно это положение не находитполной поддержки как со стороны ряда родителей, так и учителей, можноопределить несколько аргументов отказа от привычной для всех нас системыоценивания, используя идеи и мысли Ш. Амонашвили[12].
Аргументы против отметок:
Первый аргумент — в отметках всегда сосредотачиваласьи продолжает сосредотачиваться вся власть взрослого (учителя и родителя) надребенком. Авторитарно-императивный процесс обучения, который был и пока ещеостается преобладающим в российской школе, держался и держится на «вооруженной силе».
Иначе как ему обеспечить спокойствие и повиновение всвоей «империи», как заставить, принудить школьников учиться усердно, вестисебя сдержанно, не шалить, не хулиганить, не мешать учителям проводить уроки? Вотметках сосредоточена вся власть взрослых по следующим причинам:
— отметки сменили множество изощренных формфизического и нравственного наказания учащихся в школах средневековья, сменилине с целью изгнать из школы наказание вообще, а чтобы переложить часть этогодела на родителей. Пусть родители, увидев плохие отметки своего ребенка, самирешают, какие им дальше принимать меры;
— общественность и педагогов всегда волновал вопрос,как контролировать процесс учения собственных детей? Именно отметки взяли насебя эту роль.
Долгое время на практике закреплялось недоверие кдетям в том, что они смогут учиться без подстегивания, без педагогическогокнута и пряника;
— отметки стали олицетворять всю личность ребенка –его нравственность, его интеллект, его направленность, до настоящего времени«хороший» ученик тот, который учится на хорошие отметки, «плохой» же тот,который получает плохие отметки;
— право выставления ученику отметок имеет толькоучитель, только ему знать, за какие знания и умения кому какая отметкаполагается. От ученика эта сфера деятельности учителя засекречена.
Второй аргумент – в отметке выражается признаниешколой своего бессилия. Отметка стала главным и единственным средством общениямежду школой и семьей. Школа рассчитывала на помощь семьи. Она признавала своебессилие бороться с известными явлениями детской души и призывала семью помочьей в деле обучения детей.
При этом школа не давала никаких полезных советовотносительно толь, в чем должна выражаться эта помощь. Отсюда нетруднодогадаться, какое отношение к отметке сложилось у детей в связи свмешательством семьи. Плохая отметка стала для них предвестницей неприятностейв семье. С отметки ненависть и страх переносятся на учителя, выставляющего этиотметки. При такой ситуации вместо любви и взаимного понимания в школе и всемье воцаряется злоба и взаимное отчуждение.
Третий аргумент – отметка есть валютная купюра нашкольном и семейном рынках. Из класса в класс, из года в год расчетнедовольство детей из-за полученных ими плохих отметок и спекуляциях нахороших. Им нужны отметки вовсе не как действительные измерители их знаний и умений,а как валютные купюры, на которые можно приобрести чуть больше свободы, болеедоброе и доверительное расположение к себе близких, товарищей какие-то льготы,получить в подарок игрушку, прогулку и т.п.
Ребенок хочет получить высокую отметку любой ценой,независимо от того заслуживает он ее или нет. Поколения учеников выработаливесьма слаженную систему самозащиты от агрессивной по отношению к нимавторитарной педагогики.
С одной стороны, мы учим детей не лгать, бытьчестными, правдивыми, с другой – мы тут же с помощью отметок создаем такиежесткие условия, которые нарушают жизненное равновесие детей, и вынуждают ихперейти к самозащите, т.е. хитрить, ускользать, лгать – в общем, поступатьнечестно, ради всех тех же льгот зарабатываемых хорошими отметками.
Четвертый аргумент – отметка есть способ соревнованиядетей.
Соревновательность, конечно полезное чувство, котороеследует поощрять, но отметка, стремясь вызвать в детях соревновательность, вдействительности вызывает преимущественно зависть.
Другими словами: система отметок, во-первых, вызываетв детях чувство страха; во-вторых, служит причиной разлада между учащимися ивзрослыми; в – третьих, вносит зависть и раздор в товарищескую среду учащихся;в-четвертых, содействует возникновению и упрочнению формального отношения кделу со стороны, как учащихся, так и педагогов.
Пятый аргумент – отметка есть суррогат отношенийпедагога к ребенку.
Выставляя отметку учащемуся за определенный отрезоквремени (четверть, полугодие, год), сам учитель четко не понимает, за чтопоставлена отметка: только за конкретные знания или за активность на уроках, зато, что он «хороший» мальчик или «хорошая» девочка, за его трудолюбие,отношение к учебе? Тем более это не понятно ни ученику, ни родителям.
Трудно в такой отметке все эти стороны развести: чегов этой отметке больше и над чем ребенку дальше работать, чем и как помочьродителям и ребенку в исправлении этого положения.
Приведу пример из опыта работы учителя В. В. Веселова.Конец года. Итоговая контрольная работа по всему материалу. Один из учениковвыполняет эту работу на отметку «3». На малом педсовете обсуждается вопрос,какую итоговую отметку ребенку поставить.
Руководитель настаивает на отметке «3». С одним толькоаргументом: действительные знания ребенка по предмету равны отметке «3». Большеего ничего не интересует. В защиту ребенка выступает ведущий учитель. Онприводить другие аргументы: это «хорошая» девочка, всегда активная на уроке,добросовестно относится к выполнению всех заданий, у нее лучшая тетрадь. Выводучителя: нельзя ребенку ставить итоговую «3». Кто же из них прав? Правы и неправы обе стороны.
Из всего высказанного можно сделать только один вывод.
Эти отметки вредят детям, они будут вредить им до техпор, пока не лишатся своей социальной значимости, своей претензии представлять,характеризовать личность ребенка, сортировать детей на хороших и плохих,успевающих и отстающих, устанавливать социальную погоду вокруг ребенка.
Отметки будут вредить до тех пор, пока общество, иособенно родители, не откажутся видеть детей через мутное окошечко отметок,пока общество, и особенно учителя, не поймут, что в учебном труде усилия истарания ребенка достойны большего внимания, чем сам их результат[13].
Итог из сказанного:
отметки есть тромбы в учебно-познавательнойдеятельности ребенка;
отметки есть ложные мотивы учения школьников;
отметки есть чертики в праведной жизни ребенка;
отметки есть костыли хромой педагогики.
Итак, высказана часть аргументов против использованияотметок в образовании детей.
Рассмотрев отрицательную сторону отметок, естественно,необходимо сказать несколько слов о том, что дает всем нам безотметочноеобучение детей (при условии соблюдения всех правил игры такого обучения).
У детей отсутствует, прежде всего, страх. На урокахцарит свобода мысли детей, сотрудничество, как с учителем, так и междуучащимися. Никто из детей не чувствует себя ущербным, не стесняется признаватьи обсуждать свои ошибки.
Отсутствует деление детей на отличников и двоечников,другими словами, отсутствие отметок создает для ребенка нормальные условия дляполноценной реализации своих возможностей и потребностей. Отметка как мотивучения исчезает и постепенно формируется главный познавательный мотив.Создается имидж «знания».
Отсутствие отметок позволяет ребенку открыто сказать освоем «незнании», а для мотивированного обучения ученику крайне необходимосамому определить качество его знаний: Что ему удается и как, какие пробелы всвоих знаниях и умениях следовало бы восполнить и как.
Отсутствие отметок дает возможность сформировать уребенка полноценную учебную деятельность, так как выпадение любого изкомпонентов учебной деятельности (в том числе контроля и оценки) делает еенеполной и неполноценной.
В традиции из целостной структуры учебной работы выпадаютименно контроль и оценка со стороны ребенка, они изымаются и присваиваютсяучителем, а ученик самоосвобождается от необходимости контролировать иоценивать. Контролирует, проверяет, находит ошибки, указывает на недостатки,оценивает, высказывает свое суждение о результатах учебы ребенка толькоучитель.
Поэтому у ребенка учебная работа в обычной школепостепенно лишается собственно контролирующего и оценивающего компонентов иследовательно, внутренней мотивирующей и направляющей основы.
Если контроль и оценка со стороны ученика сопровождаютвесь ход учебной деятельности, сильный оценочный компонент со стороны, преждевсего, самого ребенка и его товарищей обязательно обеспечивает успех изакрепляет в ребенке уверенность в своих возможностях. Неуверенность же вуспехе рождает и усиливает интерес ребенка к учению, страсть к познанию.
В конце концов, отсутствие отметок положительноскажется и на конкретных предметных знаниях и умениях учащихся.
Однако как бы учащиеся ни научились контролю и оценке(самоконтролю и самооценке), все равно им хочется знать учительскую оценку,чувствовать оптимистическое и чуткое отношение к себе учителя[14].
Разумеется, не надо наивно предполагать, что нашиученики в срочном порядке и без труда постигнут суть содержательных оценок,овладеют способами контроля и оценки. Наша контрольно-оценочная деятельность впедагогическом процессе никогда не должна быть и не будет прекращена ни накаком этапе обучения, она не должна и слабеть, она должна только качественноменяться.
Основная наша задача в оценочной деятельности – всебольше обращать учащихся на совершенствование их учебной деятельности, науглубление и усиление мотивов познания; закреплять в учениках веру в свои силы,вовлекая в сотруднические формы общения и развития в них самостоятельность,чувство свободного выбора.
Каждый ученик по-своему реагирует на то, что емуудается в учебе и что не удается, по-своему воспринимает оценку своего учебноготруда. Угроза плохой оценки и связанные с ней неприятности дома угнетают слабыхучеников, убивая у них жизнерадостность.
Двойка в журнале или в дневнике ученика это наказание.Наказание же никому не приносит радости. Оценка оказывает воздействие намотивационную сферу учащихся[15].Проанализируем переживания учащихся при получении ими разных отметок.
Рассмотрим так называемую торжественную пятерку.Прежде всего, это радостное переживание успеха. Эта эмоция прямая инепосредственная. Далее более глубокий, личностный пласт: чувство собственнойполноценности – оно очень важно для детей.
Далее – позиционный пласт – отдаление от слабых иплохо успевающих, укрепление уверенной позиции в глазах одноклассников иучителя.
Затем – социально-психологический пласт: родители иродственники переживают чувство гордости, делятся им со знакомыми исослуживцами. В том кругу взрослых, с которым приходится соприкасатьсяучащемуся, к нему относятся с уважением.
Как видим, происходит сложное, многослойное положительноевоздействие. Возникает желание испытать его повторно, и за короткий срок оностановится потребностью. Возникшая потребность начинает стимулировать и усилия,которые необходимы, для того чтобы заработать пятерку. Постепенно работа сполной отдачей становится чертой учащегося.
«Обнадеживающая четверка». Переживания учащегосязависят от того, действительно ли эта четверка обнадеживающая, т.е. являетсядостижением ученика и заявкой на дальнейшие успехи. Если да, то последствияэтой отметки такие же, как при «торжествующей пятерке».
Но если эта четверка следует за пятеркой, то этовоспринимается как снижение результата. Учащийся испытывает чувство ущемленногопрестижа. Задеваются те же самые глубокие слои, но уже с отрицательнымзначением.
Совсем другая картина имеет место в случае такназываемой «равнодушной тройки». Прежде всего, здесь нет, окрыляющей радости,нет переживания успеха, нет правда, и отрицательных переживаний. Возникаетбезразличное отношение к учебе. При низком уровне притязаний сохраняетсячувство полноценности.
У учащегося не будет ощущения своей ущербности,личностное развитие будет идти достаточно нормально, но вряд ли при этомсформируется потребность хорошо учиться.
При высоком же уровне притязаний появится чувствонеполноценности, оно может привести к поискам признания где-то на стороне.Позиция в классе тоже, вполне определенная: ребята сближаются с подобными себе,с теми, у кого, такое же отношение к учебе.
Таким образом, и в данном случае, как и в предыдущем,происходит сложное, многослойное воздействие. Вот только положительным его неназовешь. Правда, и отрицательным тоже с течением времени это перерастает впривычку, а затем и в потребность заниматься учебой ровно настолько, чтобыобеспечить себе спокойное существование.
Речь идет об учащихся, для которых тройка сталастабильной отметкой. Если же она нестабильна, то наблюдаются перепадыотношения, зависящие от того, выходит ли ученик из неуспевающих в средние или,наоборот, начинает утрачивать свои позиции.
«Уничтожающая двойка». У учащегося вызывает негативноепереживание, начиная с непосредственного переживания собственнойнесостоятельности угнетенного положения в классе и кончая конфликтами в семье,установлением жесткого наблюдения и повышение требований. Школа становится дляучащегося источником почти исключительно неприятным переживанием.
Таким образом, учительская оценка захватывает целыйряд психологических пластов различной глубины. Начиная с поверхностных, вродесиюминутных, эмоциональных переживаний, и вплоть до глубоких и действующих, нокоторые отсрочены во времени – влияние на черты личности, изменение социально — психологического положения.
Использование, стимулирующий функции оценки — мощноесредство в руках учителя, с помощью которого можно добиться очень многого.Прежде всего, оценка должна быть справедлива.
Под этим понимается как оправданность ее с точкизрения качества ответа, так и понятность ее для ученика. Далее, психологическаяграмотность подразумевает умение учесть индивидуальные особенности учащегося,представить глубину психологических пластов, задаваемых оценкой и степеньвоздействия на учащегося.
Скажем, ребятам хрупкого душевного склада, обладающим большойвпечатлительностью, нередко можно причинить психологическую травму неосторожновысказанным оценочным суждениям.
Поэтому важнейшим компонентом педагогическогомастерства учителя является умение найти верный тон для высказывания своейоценки.
Давая оценку, каждый учитель думает о дальнейшем ростеученика. Оценивая, так или иначе, он преследует определенные цели.Педагогические знания и умения, опыт и интуиция в сочетании с основополагающейпедагогической позиции учителя – чувством ответственности перед подрастающимпоколением и обществом.
Но будет ли при этом действительно достигнут ожидаемыйэффект, сказать с абсолютной уверенностью никогда не возможно.
Так как учебно — воспитательный процесс идет подруководством учителя, то все переживания учащегося, связанные с учебным трудом,обязательно отражаются на его взаимоотношениях с учителем и, следовательно,являются показателем педагогического мастерства учителя.
Мастерство педагога состоит, в частности, в том, чтобыувеличить вероятность получения желательных состояний ученика и уменьшитьвероятность получения нежелательных состояний.
Не бывает учащегося, который бы, переступая порогшколы не хотел учиться и иметь положительные оценки. Есть ученики, не умеющие учиться,которым учение дается трудно, и есть которым что- то может мешать учиться.
Причины могут быть разными, но последствия получаютсясхожими – не умеющие учиться и не имеющих нормальных условий к учениюпостепенно становятся не желающими учиться, «трудными» учениками, если учительформально относиться к результату и оценку учебного труда таких учащихся.
Умение правильно применить «педагогику оценки» –важное педагогическое искусство. Оно состоит не только в объективности оценки.Всесторонний учет психологического эффекта оценки, умение использовать этотэффект в целях желательного для учителя воздействия на учащегося с учетом егоиндивидуальности является другой, не менее важной стороной этого искусства[16].
Для того, чтобы принять правильное решение привыставлении отметки, нужно заранее продумать ряд моментов, которые следует приэтом учитывать.
Оценка должна быть объективной, но ее объективностьдолжна вытекать из единства и взаимообусловленности педагогической,психологической и социологической функции. Чтобы оценка была наиболеедейственной и способствовала успеху учеников, учитель должен действоватьдифференцированно.
2. 2. Сравнительная характеристика систем оцениванияучеников.
Учитель – не контролер и не фиксатор достижений илинеудач учащихся в учебном труде. Ему необходимы не только знания, но и поискиметодических приемов, применение которых пробуждало бы и развивало у учащихсяинтерес к учению, делало бы обучение действительно развивающим и воспитывающим.
Приведем пример из опыта работы учителя-методистаобщеобразовательной школы № 135 г. Москвы Г. Н. Салтыковой.
Учащиеся одного класса учились описывать предметы икартинки. После некоторой тренировки на уроках им было предложено дома описатькакую-либо картинку или предмет.
Учительница пояснила ученикам, что за самостоятельнуюдомашнюю работу все они получат только отличную оценку, т.е. «5». Но что иработа конечно, должна быть выполнена так, чтобы заслуживала высокой оценки;кому сразу не удастся хорошо написать, будет переделывать, учитывая замечания,до тех пор, пока работа не станет отличной.
Надо было видеть, с каким воодушевлением было принято предложениеучителя все классом. Особенно заинтересовало, как отнесется к выполнениюзадания Алексей Б.
Этот ученик пришел в класс со слабой подготовкой и подразными предлогами нередко пропускал уроки. На это раз он проявил необычныйинтерес к тому, о чем говорилось в классе, о чем-то сосредоточенно думал.Оживленное коллективное обсуждение предстоящей самостоятельной работы растопилоАлексея равнодушие.
На перемене после урока Алеша вдруг подошел кучительнице (чего раньше никогда небывало) и с некоторым смущением спросил: «Аможно я опишу обезьяну?” Учитель ответила, что конечно, можно. “А можно ясделаю к следующему уроку работу на черновике, а Вы посмотрите, и укажите намои ошибки?». Учительница ответила согласием.
Учительницу заинтересовало, почему именно обезьянузахотел описать Алексей. Выяснилось, что мальчик любит животных, особеннообезьян. Он живет недалеко от зоопарка и частенько приходит туда. А недавно егопапа привез из командировки ему обезьянку.
Каков был результат выполнения домашнего задания?Большинству учащихся пришлось по два, а то и по три раза переделывать работу, аАлеше Б. даже четыре раза. В конечном счете, все учащиеся получили отличнуюоценку. Получил ее и Алеша.
Когда наступила очередь Алексея, он принес дневник и,стесняясь, положил его на учительский стол. Учитель поставил крупную «пятерку».Мальчик бережно взял дневник и пошел, сияя, на свое место.
Да, ему было от чего сиять: ведь он впервые увидел всвоем дневнике «пятерку» за самостоятельно выполненную работу. Сев на своеместо, он положил дневник на парту, трижды осторожно промокнул «пятерку»,посмотрел на нее еще раз, аккуратно закрыл дневник и оставил его на парте. Сэтого времени Алеша больше не был неуспевающим учеником.
Конечно, ни один описанный прием сделал Алешауспевающим. Многое пришлось продумать, применить на деле, чтобы эпизодическийинтерес к письменной работе превратить в познавательный интерес к учебномутруду.
Ученик, несколько раз выполняя одну работу насобственном опыте убедился, что может сделать ее значительно лучше, что вначале казалось ему невозможным. Ученик как бы открывает в самом себетворческие силы, он радуется, видя свой успех, и стремится к нему вновь.
Уважительными причинами, повлекшими за собой получениенеудовлетворительной отметки, надо считать:
болезнь ученика;
какой-либо эпизодический случай в семье, помешавшийученику удовлетворительно выполнить домашнее задание;
отсутствие учебного пособия;
возникшие перед учеником трудности в учебном труде,которые он смог самостоятельно преодолеть;
недостаточный контроль со стороны родителей за режимомдля школьника; условия, мешающие или не позволяющие учиться и т.д.
В таких случаях выставлять неудовлетворительнуюотметку школьнику за плохой ответ или слабую работу нет никакого смысла болеетого, делать это вредно т.к. отметка не станет стимулом к повышениюуспеваемости. Наоборот, она будет только травмировать ученика и может зародитьу него неприязнь к учению, к школе.
Полезно также совместно с родителями подумать о том,как устранить причины мешающие ребенку успешно учиться,
Нельзя травмировать школьника неудовлетворительнымиотметками, если он не успевает, по не зависящим от него причинам, как можнобольше чуткости, доброжелательности к своим воспитанникам при разумных, педагогическихтребования к ним и как можно меньше формализма – вот что требуется от каждогоучителя.
Методисты различают понятия «оценка» и «отметка».Оценка – это слова, с помощью которых учитель «оценивает», анализирует успехиученика, хвалит или порицает его, обращает внимание на полноту илинедостаточность его знаний.
Оценка может даваться как в устной форме, так иписьменно. Отметка – это привычные нам цифры, от 1 до 5, выражающие успехиученика, соответствие его знаний предъявляемым требованиям. Однако очень частоэти понятия не различаются учителями, т.к. считается что отметка, она, по сути,и есть оценка успеваемости ученика[17].
Роль оценок и отметок огромна. Они не только служатдля учета успеваемости учащихся, помогая тем самым учителю ориентироваться вуспешности обучения учащихся, но и помогают самому ученику, и эта их главнаяфункция, судить о своих знаниях, выявлять собственные пробелы и исправлять их.
Правильно поставленная отметка, вместе с оценкойучителем работы ученика, ободряет, стимулирует его к дальнейшему обучению,либо, наоборот, заставляет задуматься и насторожиться по поводу какого-тонеуспеха. Именно поэтому отметки и оценки должны быть объективными — этоглавнейшее требование к ним.
Только тогда они будут серьезно рассматриватьсяучениками, ребята будут верить и уважать мнение своего учителя. Недопустимозанижение или завышение оценок, нельзя использовать отметки как средствонаказания ученика за нарушение дисциплины.
При проставлении отметки надо руководствоватьсямногими факторами.
Во-первых, это, конечно требования к знаниям учащихсяв процессе изучения темы, исходящие из целей обучения данной теме.
Во-вторых, учитывается полнота охвата материала,сложность и новизна заданий, предлагаемых учащимся, самостоятельность ихвыполнения. В устных и письменных ответах необходимо учитывать логичностьизложения, обоснованность утверждений, культуру речи. Эти требования повышаютсяс увеличением возраста учащихся.
Существует множество методов проставления, исправленияотметок: каждый учитель может предложить свое. Однако, нам кажется, что т.к.отметки отражают работу ученика по данной теме, его знания, они всегда должныбыть доступны для исправления и улучшения.
Эта возможность стимулирует учащихся к восполнениюсобственных пробелов в знаниях и, следовательно, их улучшению.
Окончательными же являются лишь итоговые отметки, т.е.отметки, полученные за итоговые контрольные мероприятия, т.к. они ставятся по окончанииизучения всей темы и отражают всю проделанную учащимися работу.
В последнее время в педагогической литературе, какотечественной так и в зарубежной, появилось немало статей по вопросам оценкизнаний учеников.
Так, определенной популярности приобрела рейтинговаясистема оценивания знаний учеников. В основу этого показателя заложенная оценкав баллах не только на экзаменах, но и на зачетах. При этом обеспечиваетсябольшая гибкость оценки знаний, умений и привычек.
Педагогам известно: одна и та же оценка имеет разноезначение даже у двух учеников. У одного, например, “четверка” – более близкое к“пятерке”, а у другого – это почти “тройка”.
Поэтому рейтинговой системой оценивания знанийпредусмотрено, что одна и та же оценка сопровождается соответствующимколичеством баллов. Все баллы, полученные учеником за определенный периодобучения, суммируются, и эта сумма сравнивается с максимальным рейтинговымпоказателем. На основе этого делается вывод об уровне знаний учеников[18].
Такая система оценки знаний и уровня подготовки, кромесправедливости, несет в себе и частицу демократизма. Каждый ученик, полагаясьна себя, рассчитывая свои силы, уже из первых дней обучения может спланироватьи, главное, достичь заданного результата.
Кроме того, рейтинговый обобщенный показательактивизирует учебно-познавательную деятельность учеников, повышаетответственность учителей за оценку знаний, дает возможность перейти отдискретной жесткой пятибалльной оценки к гибкой индивидуальной, чтообеспечивает стимулы к беспрерывному обучению, и углублению знаний.
Не остались равнодушными к проблеме оценки знаний инаши учителя и исследователи. В частности, Л. И. Потапова и Т. Л. Усатовапредложили стобалльную систему оценки знаний, в частности для старшеклассников.
Они обосновывают это тем, что такая система даетвозможность ученикам самим корригировать глубину изучения отдельных учебныхпредметов.
В целом, стобалльная оценка знаний, умений и привычекполучила одобрения учительской общественности Москвы на городском семинаре вмае 1999 года.
Новые оценочные шкалы, увеличиваясь в интервале,повышают порог “чувствительности”, а также дают возможность преподавателю болеедетально поделить учебный материал.
Для получения лучших знаний учениками, некоторыеопытные педагоги используют сравнительный анализ и привлекают к этому самихучеников.
Так, учитель — методист, который преподает русскийязык и литературу в СШ № 135 г. Москвы И. А.Федорова, начиная с IV класса,предлагает ученикам давать словесную оценку ответов или творческих работ своиходноклассников, которые зачитываются на уроке, определить положительные стороныи недостатки, исправить ошибки и дополнить нужными данными, которых не хватает
Благодаря сравнительному анализу ученики лучшеусваивают эталонные требования к их работе. Кроме того, этот прием активизируетшкольников во время проверки, оказывает содействие развитию ихсамостоятельности.
Л. В. Прокопенко, учительница с педагогическим стажемработы в школе № 135 г. Москвы, широко использует в своей работе модульноеобучение и рейтинговый контроль знаний учеников.
После изучения определенной темы, учительницаразрабатывает 30-ти вариантные тесты зачетных работ. За каждую зачетную работуученик может получить от 15 до 30 баллов в зависимости от сложности и местатемы в курсе данного предмета.
Незаурядное значение для формирования практическихнавыков имеют домашние контрольные работы, которые проводятся не чаще, чем разна четверть. За такую работу ученик может получить 5-10 баллов. Выполнение еетребует непринужденного повтора всего изученного за четверть материала.
По результатам четверти, где уже стоят эквивалентныебаллам оценки, также выставляется рейтинг (место ученика на фоне класса ксоответственно набранным баллам). Так оценку “5” может получить несколько детей, однако рейтинг будет разной (разный вес пятерки).
Чтобы обнаружить прочность запоминания, глубинупонимания материала, умение анализировать соответствующие явления целый рядучителей уделяют большое внимание обработке разных творческих задач дляучеников.
Так, например, И. В. Никитина, учительница географииСШ № 110 Московского района, кроме устного опрашивания, ввела такие формыпроверки знаний: короткие описания, изготовление климатических карт, работа сконтурными картами, ведение географической тетради и др.
В результате она добивается всесторонней проверкизнаний своих воспитанников. Каждый ученик имеет за четверть не менее чем 10-15текущих оценок, то есть в среднем по две-три оценки из каждой темы.
Одна из тайн успеха учителей в преодолениинеуспеваемости учеников состоит в том внимании, которое они уделяютсвоевременному выявлению, “диагностике” каждого конкретного случаянеуспеваемости и разработке на этой основе индивидуальных мероприятий понемедленной ликвидации пробелов в знаниях учеников.
Учителя этой школы, в частности Е. Г. Белаш, Л. А. Шумилова,Н. М. Волкова, отмечают, что помогают неуспевающим и слабым ученикам,руководствуясь тем, что если недостатки в знаниях ликвидировать сразу же, тонеуспевающих учеников не будет.
Так достигает высоких показателей целый рядпедагогических коллективов и нашей страны.
Заключение
Процесс оценки учебной деятельности учеников можетопираться на требования принципов систематичности, объективности,дифференцированности и учета индивидуальных особенностей учеников, гласности,единства требований, доброжелательности.
Используя оценку, учитель должен владетьпедагогическим тактом, проявлять высокий уровень педагогической культуры. Ведь“самое главное поощрение, – делал замечание В. О. Сухомлинский, – и сильнейшее(и не всегда действующее) наказание в педагогической работе – оценка. Этоострейший инструмент, использование которого требует огромного умения икультуры”[19].
Оценка учитывает объем, уровень и качество овладенияучеников знаниями, умениями и навыками. Объем знаний по определенному предмету– это перечень ведущих понятий, законов, идей теорий, которые лежат в основеданной науки и интерпретируются в школьных программах.
Под оценкой успешности учеников понимают системуопределенных показателей, которые отображают объективные знания и умениеучеников. То есть оценку можно рассматривать как определение степени усвоенияучениками знаний, умений и привычек в соответствии с требованиями, которыепредъявляются к ним школьными программами.
Прежде всего, оценка характеризует уровень усвоения икачества знаний, приобретенных учениками в процессе обучения, а также ихразвитие и готовность к применению этих знаний на практике, Она показываетотношение между тем, что ученик знает по определенным вопросам программы, итем, что он может знать из этих же вопросов на данный момент обучения.
По нашему мнению, это определение характеризует важныемоменты оценки, суть которой, однако, намного глубже и функционально значащая.
Правильно поставленная отметка, вместе с оценкойучителем работы ученика, ободряет, стимулирует его к дальнейшему обучению,либо, наоборот, заставляет задуматься и насторожиться по поводу какого-тонеуспеха. Именно поэтому отметки и оценки должны быть объективными — этоглавнейшее требование к ним.
Не менее важно требование объективности оценки. Этопроявляется, прежде всего, в том, что оценивается результат деятельностиученика. Личное отношение учителя к школьнику не должно отражаться на оценке[20].
Это особенно важно потому, что нередко педагог делитдетей на отличников, хорошистов, троечников и невзирая на конкретный результатработы, ставит отметку в соответствии с этим делением: отличнику – завышает, атроечнику – занижает.
На основе данной работы сделаем вывод, что можновыделить такие функции оценки знаний: установление их фактического уровня;соотношение выявленных знаний с эталонными, определенными программой; выражениеполученного результата контролируемой деятельности учеников в виде оценки иликакого-либо другого способа характеристики выявленных знаний.
Выступая показателем успехов в овладении новымизнаниями, оценка есть одновременно сердцевиной контроля, без которого немыслимопродвижение учеников вперед. Она, как правило, состоит из двух компонентов –оценивания как процесса, который происходит на всех этапах обучения на уроках,и оценки которая фиксирует результат проверки знаний, умений и привычекшкольников.
Нельзя травмировать школьника неудовлетворительнымиотметками, если он не успевает, по не зависящим от него причинам, как можнобольше чуткости, доброжелательности к своим воспитанникам при разумных, педагогическихтребования к ним и как можно меньше формализма – вот что требуется от каждогоучителя.
Правильно поставленная отметка, вместе с оценкойучителем работы ученика, ободряет, стимулирует его к дальнейшему обучению,либо, наоборот, заставляет задуматься и насторожиться по поводу какого-тонеуспеха. Именно поэтому отметки и оценки должны быть объективными — этоглавнейшее требование к ним.
Только тогда они будут серьезно рассматриватьсяучениками, ребята будут верить и уважать мнение своего учителя. Недопустимо занижениеили завышение оценок, нельзя использовать отметки как средство наказанияученика за нарушение дисциплины.
Список литературы
1. Амонашвили Ш. А. Воспитательная и образовательная функцииоценки обучения школьников: Экспериментальное педагогическое исследование. –М.: Педагогика, 1984. – 296 с.
2. Амонашвили Ш. А. Обучение. Оценка. Отметка.–М.: Знание,1980.–150с.
3. Бардин К.В.: “Как научить детей учиться”. – М.: “Просвещение”,2001. – 134 с.
4. Близнюк С. Л. Роль оценки в совершенствованиизнаний, умений и навыков учеников. – К.: Изд-во “Знание”, 1983.
5. Богданова О.С. Воспитательное значение оценкизнаний учеников // Педагогика. – 1992. – № 9. – С.54-59.
6. Болотика Л. Р.: Педагогика. – М.: “Просвещение”,2002. – 325 с.
7. Век Х.: “Оценки и отметки”. – М.: “Просвещение”,2002. – 412 с.
8. Воронцов А.Б.: “Некоторые подходы к вопросуконтроля и оценки учебной деятельности учащихся”. – К.: Начальная школа, № 7.,1999.
9. Глуханюк Д. Как объективно оценить знания учеников(из опыта внедрения зачетной системы) // Педагогика толерантности. – 1997. –№1-2. – С.86-90.
10. Деликатный К. Г. Оценка знаний как органичнаячасть процесса обучения // Начальная школа. – 2001. – № 5.– С.44-50.
11. Лисенко Л. В. Модульное обучение и рейтинговаясистема оценивания знаний учеников // Начальная школа. –1999. –№ 3. – С.27-29.
12. Матис Т.А.: “Контроль и оценка результатовобучения в начальной школе”. – К.: Начальная школа, № 4., 2002., С. 53 – 57.13.
При подготовки данной работы были использованы научныйи дидактический материал сайта www.helpeducation.ru


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.