Реферат по предмету "Педагогика"


Курсовое проектирование по учебной дисциплине "Разработка управленческого решения"

Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
Государственный Университет Управления
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К КУРСОВОМУ ПРОЕКТИРОВАНИЮ ПО УЧЕБНОЙДИСЦИПЛИНЕ
«Разработка управленческого решения „
для студентов дневной формы обучения специальности
“Государственное и муниципальное управление»
Москва — 2007

Методические указания ккурсовому проектированию по учебной дисциплине ”Разработка управленческогорешения“
Сост. Ю.Б. Глушаченко. — М.: ГУУ,2007. — С.
Ответственный редактор
Заведующая кафедройгосударственного управления и политики,
доктор исторических наук,профессор
Н.И. Глазунова
Обсуждена на заседании кафедры государственногоуправления и политики “16" мая 2006 г.
Обсуждена и одобрена назаседании методического совета института государственного и муниципальногоуправления “28" мая 2006 г.

Содержание
Введение
1. Цель курсового проекта
2. Общие требования к выполнению курсового проекта
3. Выбор темы курсового проекта и ее утверждение
4. Организация курсового проектирования
5. Структура и объем курсового проекта
6. Методические указания к выполнениюосновных разделов курсового проекта
7. Оформление курсового проекта
8. Проверка и защита курсового проекта
Приложение
Введение
Важной формой активизациипроцесса освоения знаний при подготовке государственных служащих являетсянаписание обучающимися различных видов письменных работ. К письменным работам вструктуре текущего учебного процесса относится курсовой проект.
Методические указания ккурсовому проектированию — вид учебно-методической литературы, предназначеннойдля оказания помощи студентам при выполнении курсовых проектов и обеспеченияединства требований со стороны преподавателя относительно структуры, содержания,объема, оформления и подготовки курсового проекта к защите.
Настоящие указания к курсовомупроектированию по учебной дисциплине «Разработка управленческого решения»предназначены для студентов очной и очно-заочной форм обучения по специальности«Государственное и муниципальное управление».
Методические указания ккурсовому проектированию составлены с учетом типовых требований к курсовымпроектам студентов старших курсов и ориентированы на повышение качества ихвыполнения, а также содержат методику и последовательность выполнения отдельныхэлементов курсового проекта, организации, оформления и подведения итоговкурсового проекта.
Основная задача Методическихуказаний к курсовому проектированию — оказание необходимой методической помощи,с целью направить усилия студентов на качественное выполнение курсового проекта.
Данные Методические указания ккурсовому проектированию обеспечивают соблюдение требований Государственногообразовательного стандарта высшего профессионального для специальности «Государственноеи муниципальное управление». Курсовой проект по дисциплине «Разработкауправленческого решения» направлен на формирование у специалистовпредставления о непрерывном единстве эффективной профессиональной деятельностис требованиями к грамотному применению современных технологий управления ипринятия решений.
1. Цель курсового проекта
Главной целью курсового проекта являетсясистематизация, закрепление и углубление теоретических знаний студентов ометодологии и методике анализа и проектирования, а также выработка у нихнавыков, способностей и умения применения теоретических знаний для разработки ипринятия решений в условиях неполноты информации и постоянных изменений вреальных проблемных ситуациях.
Целями курсового проекта подисциплине «Разработка управленческого решения» являются:
оценка уровня овладениястудентами теоретико-методологическими основами специальности;
выявление степени уменияизлагать концептуальное видение проблемы;
углубление и закрепление знаний,полученных студентами в результате изучения специальной литературы и практическойдеятельности в области управления;
применение основ теории кпрактике разработки управленческих решений, организации их эффективнойреализации и контроля за исполнением;
овладение студентамиметодологией и технологиями принятия управленческих решений, базирующихся какна современных математических методах, так и на результатах и подходах куправлению поведенческих наук с учетом условий рыночной экономики иреформирования российской государственности;
приобретение навыков в принятииуправленческих решений;
развитие умения увязыватьтеоретические положения с реальными условиями современной практики управления вусловиях рыночной экономики;
оценка степени подготовленностик деятельности менеджера, выявления своих сильных и слабых качеств, направленийи путей устранения своих недостатков;
уточнение основных понятий поизучаемой проблеме, определение объекта и предмета исследования по курсовомупроекту;
резюмирование предварительнополученных выводов в целях дальнейшей их разработки в дипломной работе.
В результате выполнениякурсового проекта студенты должны уметь:
квалифицированно выполнятьпостановку управленческой задачи;
осуществлять диагностику ианализ проблемных ситуаций;
анализировать, определять цели,выбирать критерии, оценивать и выбирать альтернативный вариант решения;
применять практические навыкитехнологии разработки и принятия управленческих решений в конкретных условиях;
творчески приниматьуправленческие решения и осуществлять контроль за их реализацией;
Написание курсового проекта по дисциплине«Разработка управленческого решения» предполагает использованиестудентами знаний, полученных в результате изучения таких дисциплин какприкладная математика, информатика, теория управления, теория государственногоуправления.
Математические расчеты,оформление результатов исследований и заданий выполняются с использованиемперсональных ЭВМ.
2. Общие требования к выполнениюкурсового проекта
Курсовой проект является важнойформой самостоятельной работы студентов. Его выполнение предусмотрено назавершающем этапе изучения дисциплины и имеет целью систематизацию, закреплениеи расширение теоретических знаний, развития практических навыков их применения,овладения элементами самостоятельной работы в процессе разработки конкретныхуправленческих решений и определения путей их реализации.
Процесс формирования специалистав области менеджмента предполагает освоение как общих положений теории решений,так и получение конкретных знаний и практических навыков по наиболее важным аспектам.
При написании курсового проектапо дисциплине «Разработка управленческих решений» студент на основеданных конкретной организации учится собирать, систематизировать, анализироватьинформацию в ее внешней и внутренней сфере, выявлять проблемы, требующиепринятия управленческих решений, формировать конечную цель разработки,предлагать альтернативные варианты решения, на основе оценки их эффективностипроводить выбор окончательного решения и составлять программу его реализации.
Выполнение курсового проектапозволяет развивать навыки творчества и самостоятельности, приобщает студентовк научно-исследовательской работе, способствует применению теоретических знанийна практике.
Исходными данными для выполнениякурсового проекта являются:
разработанная и утвержденнаякафедрой тематика теоретической части работы;
фактическая информация о внешнейи внутренней среде конкретной организации;
методическая литература вобласти организации и разработки управленческих решений, анализа альтернативрешений, оценки их эффективности и реализации.
Обобщенная практика подготовкиписьменных работ показывает полезность соблюдения следующей логическойпоследовательности:
осмысление избранной темы (проблемы)для освещения в письменной работе и формирование соответствующего замысла;
поиск информационных идокументальных источников;
систематизация материалов ивыработка плана написания работы;
написание текста работы;
обработка рукописи, оформлениенаучно-справочного аппарата, приложений, титульного листа;
Курсовой проект может бытьрезультатом научных исследований, выполняемых студентом по направлению НИРкафедры, в студенческих научных кружках кафедры.
Студент обязан изучить все новоепрогрессивное, что появилось за последние годы в области разработкиуправленческих решений и может быть использовано в курсовом проекте.
При подготовке курсового проектатребуется использование соответствующей литературы: учебной,учебно-методической, научно-исследовательской, справочной, нормативностатистической. Кроме того, для овладения современными концепциями разработкиуправленческих решений, студенты должны использовать в работе периодическуюпечать (газеты, журналы), материалы конференций, научные трудыисследовательских организаций и учебных заведений.
3. Выбор темы курсового проекта и ееутверждение
Тематику курсового проектастудент выбирает самостоятельно, руководствуясь прилагаемым перечнемнаправлений проектирования (приложение 1). Темы являются индивидуальными длякаждого студента и не могут повторяться.
Поскольку тематика курсовыхпроектов не может разрабатываться как некий шаблон и быть применимой для всехорганов государственного управления, поэтому приведенные в приложении 1формулировки следует рассматривать как примерные тематические направления. Онимогут служить ориентиром в поиске темы курсового проекта.
В соответствии с научнымиинтересами, опытом работы, исходными материалами, студент может предложить своютему курсового проекта, не включенную в перечень, обосновав при этомактуальность и целесообразность ее разработки.
При формировании темы курсовогопроекта, кроме области научного исследования (предмета исследования) нужноопределить особенности тех условий (ограничений), в которых производитсяисследование, а также объект исследования.
В течение первых двух недельпериода, отводимого для написания курсового проекта, студент должен выбратьтему, согласовать ее с руководителем, подобрать литературу по выбранной теме,составить план. На третьей неделе выбранный вариант плана согласовывается иутверждается руководителем и в соответствии с планом составляется задание накурсовое проектирование по форме, представленной в приложении 2.
4. Организация курсовогопроектирования
Для оказания научно-методическойпомощи студентам в разработке курсовых проектов заведующим кафедрой назначаетсяруководитель курсового проектирования.
Перед началом курсовогопроектирования руководитель проводит со студентами беседу, в которой разъясняетназначение и содержание курсового проекта, требования к его разработке иоформлению, организует консультации с целью ознакомиться с особенностямиотдельных конкретных тем.
После выбора темы и утвержденияее руководителем студент приступает к выполнению курсового проекта.
При получении от руководителязадания на курсовое проектирование студент составляет индивидуальныйкалендарный план, включающий этапы работ и сроки их выполнения. В графикестудент должен предусмотреть резерв времени для доработки отдельных главкурсового проекта после замечаний руководителя.
Срок завершения работы пографику должен соответствовать сроку окончательной работы, который определензаданием на курсовое проектирование.
Процесс выполнения курсовогопроекта состоит из трех этапов:
подготовка к курсовомупроектированию: составление схемы проведения исследования, разработка планакурсового проекта, сбор необходимых данных по объекту исследования.
исполнение курсового проекта: включаетдекларацию разделов плана на основе собранных и обобщенных материалов,детальную проработку научно-исследовательской и методической литературы, выборметодов решения задач, поставленных в курсовом проекте, анализ данных пообъекту исследования в соответствии с темой курсового проекта, разработкуорганизационно-управленческих мероприятий.
оформление курсового проекта: включаетоформление текстовой части, подготовку и оформление графического материала длязащиты выполненного проекта.
Руководитель оказываетнаучно-методическую помощь студентам на всех этапах выполнения курсовогопроекта путем систематических консультаций при составлении разделов плана,отборе основной литературы по теме, в том числе новейших источников,дополнительного материала, при выборе методов решения задач и выполненияосновных разделов работы.
Учебно-методическую инаучно-исследовательскую литературу студентам предоставляет библиотекаГосударственного университета управления. В процессе разработки курсовогопроекта студент реализует и совершенствует навыки работы с каталогами и другиеметоды поиска необходимой информации.
Контроль за ходом выполнениякурсового проекта и его качеством осуществляется руководителем в соответствии сутвержденным графиком. Разработанный и должным образом оформленный курсовойпроект предоставляется руководителю на проверку не позже чем за неделю доокончания установленного срока его защиты.
 5. Структура и объем курсовогопроекта
В зависимости от выбранной темырекомендуется придерживаться следующей структуры курсового проекта.
Типовая структура включаетследующие разделы:
Оглавление (содержание суказанием страниц)
Введение
Раздел 1. Теоретико-методологическиеосновы изучаемой проблемы.
Раздел 2. Анализизучаемой проблемы в организации (учреждении).
Раздел 3. Разработкапредложений и рекомендаций по решению
изучаемой проблемы в организации(учреждении)
Заключение.
Список используемых источниковинформации.
Графические материалы. Используютсякак в тексте в виде таблиц, схем, рисунков, графиков и др., так и выносятся налисты стандартного формата.
Объем курсового проекта (безприложений) составляет 35-40 страниц машинописного текста, включая таблицы ирисунки.
 6. Методические указания к выполнениюосновных разделов курсового проекта
 
6.1. Введение
Введение — вступительная частькурсового проекта, в которой необходимо:
обосновать актуальностьразрабатываемой темы, ее теоретическую и практическую значимость, определитьобъект и предмет исследования; определить границы исследования (объект,предмет, хронологические и/или географические рамки);
назвать основную цель работы иподчиненные ей более частные задачи, решение которых связано с реализацией поставленнойцели;
определить теоретические основыи указать избранный метод (или методы) исследования;
привести в алфавитном порядкесписок отечественных и зарубежных ученных и специалистов (8-10 человек),внесших наиболее заметный вклад в исследование, анализ и решение проблем в техобластях, с которыми связана тема данного курсового проекта, и работы;
Стиль изложения введениятезисный, форма изложения постановочная. По объему введение должно составлятьпримерно 3-5% от общего количества текстового материала (т.е.1,5 — 3 страницы)
6.2. Характеристика объектаисследования
В соответствии с профилемспециальности 080504 объектом исследования курсового проекта могут бытьследующие:
органы государственного иместного самоуправления;
структурные подразделенияорганов государственной власти и управления и органов местного самоуправления, построенныепо отраслевому, функциональному и по территориальному принципам;
государственные и муниципальныепредприятия (учреждения);
Научно-исследовательские центрыи другие организации.
В разделе используютсяфактические материалы, характеризующие объект исследования, его техническую, социальную,экономическую и организационную стороны. Причем более подробная характеристикадается по тем аспектам деятельности объекта, которые непосредственно связаны срешением задач, поставленных в курсовом проекте.
Характеристика объектаисследования независимо от специфики темы курсового проекта должна содержать:
перечень целей, необходимостьреализации которых обусловила создание и функционирование исследуемого объекта;
описание его структуры свыделением основных составляющих и определением их роли в достижениипоставленных целей;
четкое определение местаанализируемого объекта в системе более крупного масштаба;
анализ функционированияисследуемого объекта за ряд предыдущих лет по степени достижения цели: постепени достижения цели функционирования и решения основных задач деятельностипо улучшению качества продукции (услуг) и обслуживания населения.
Желательно такжепроанализировать финансовые показатели: доходы, расходы и результатыдеятельности.
Характеристика и анализ объектаисследования проводится от общего к частному с последующим углублением ирасширением.
Методической основой проведенияисследований в данном разделе являются приемы и методы экономического анализа,математической статистики, функционально-стоимостного анализа и др.
Источниками информации повышеназванным вопросам могут служить: паспорт территории, устав предприятия,история создания и развития предприятия, положения о структурныхподразделениях, материалы годовых отчетов деятельности объекта исследования идругие.
При изложении фактическогоматериала основное внимание сосредотачивается не столько на характеристикеобъекта (большинство фактических данных и общих иллюстраций может бытьпредставлено в приложениях), сколько на выявлении и анализе положительныхсторон и недостатков его функционирования.
При оформлении этого разделаимеются большие возможности по использованию графических способов представленияданных: схем, диаграмм, графиков и т.п.
Объем этой части не долженпревышать 10-15 страниц.
6.3Теоретико-методологические основы изучаемой проблемы
В этом разделе:
описывается сущность и характеристикапредмета и объекта исследования, содержание процесса их развития и современноесостояние;
оценивается место, занимаемоеобъектом исследования в рамках исследуемой предметной области;
освещаются изменения изучаемогоявления за последние годы с целью выявления основных тенденций и особенностейего развития, описывается (уточняется) система факторов, оказывающих влияние наизучаемый предмет, процесс или явление и исследуется механизм этого влияния;
оценивается степень изученностиисследуемой проблемы, называются теоретически и практически нерешенные идискуссионные проблемы, по-разному освещенные в научной литературе с указаниемличного мнения автора проекта проводится уточнение понятийно-категориальногоаппарата;
предлагаются собственные илиуточняются существующие классификации (типологии) процессов, явлений, влияющихфакторов, систем и пр., по определенным классификационным признакам.
В ходе изложения материалаобязательно должна высказываться личная точка зрения автора проекта. При этомиспользуются следующие выражения: «по нашему мнению… », «помнению автора...» и пр.
Объем этой части долженсоставлять 12-15 страниц.
6.4. Анализ системыуправления исследуемого объекта и/или его отдельных элементов и сторон
Современные территориальные иэксплуатационные системы, как известно, относятся к классу больших и сложныхсистем. Провести анализ такой системы в рамках курсового проекта проблематично.Поэтому целесообразно ограничится анализом отдельных элементов или сторонсистемы управления.
В этом разделе проводится общийанализ организации управления исследуемым объектом на основе построенияорганизационной структуры, описания функциональной деятельности подразделений иотдельных исполнителей, расчета частных и общих коэффициентов управляемости иуровня организации управления.
При исследовании и анализеуправляющей части системы необходимо установить, какие цели поставлены передуправляющей системой и соответствует ли она целям и особенностям управляемогообъекта.
Кроме того, проводится детальныйанализ предмета исследования и подсистемы управления, определенных темойкурсового проекта
При этом, кроме документальных,основными источниками получения сведений и информации для анализа служатспециальные исследования (фотография процессов и загрузки элементов системы,инвентаризация состояния элементов системы управления, метод моментныхнаблюдений и фиксации сложившихся соотношений и т.п.) и специальные опросы (анкетирование,интервьюирование, метод экспертного опроса и т.п.).
Состав изучаемых вопросов иметоды анализа определяются исходя из содержания лекционных материалов, а такжепроработанной научной и методической литературы.
Анализ системы управлениянацелен на выявление ее недостатков, их причин и последствий. Он включает:
описание достигнутого уровняуправления;
сравнение фактических значенийсоответствующих показателей с нормативными, расчетными, передовых отечественныхи зарубежных аналогов; выявление положительных и отрицательных сторон вуправлении; систематизацию недостатков;
установление потерь и неиспользованныхвозможностей в результате недостатков в управлении, в том числе вколичественной (натуральной и стоимостной) форме; выявление причин недостатков.
Таким образом, в результатеанализа должны быть выявлены проблемы, решение которых может служить основойдля разработки проектной части работы. Объем аналитической части долженсоставлять 15 страниц текста.
6.5. Анализ изучаемойпроблемы в организации
Исследование состояния проблемыв организации (учреждении) производится на основе определенной методики анализа- совокупности способов и приемов выполнения работы. В ходе работы над курсовымпроектом целесообразно использование различных методов, в частности:
1. Экспертные (оценочные) илиэвристические методы — основаны на использовании косвенной и неполнойинформации, опыта специалистов-экспертов, интуиции.
Конкретными формами ихпроявления являются:
массовая оценка — выявлениемнения отдельных групп населения по существу какой-либо проблемы в ходесоциологических исследований (социологический опрос);
организация систематическойработы экспертов — экспертные комиссии законодательных и исполнительных органоввласти, научные советы институтов и пр.;
организация работы экспертов наоснове особой системы их деятельности: «мозговая атака», «Делфи»,«Паттерн» и пр.
Методы социально-экономическогоанализа: сравнение, выборочное изучение работы ряда объектов, группировки,цепные подстановки, исчисление индексов, расчет коэффициентов регрессии икорреляции.
Балансовый метод.
Экономико-математические методыи модели.
Методы прямыхинженерно-экономических расчетов.
Методы эмпирическогоисследования (наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент).
Материалами для анализа могутбыть нормативно-правовые акты (законы, уставы, положения), планы работы иотчеты организации, статистическая отчетность, сопоставление отечественных изарубежных оценок отдельных вопросов исследуемой проблемы и другие данные,собранные студентом из различных источников и за время прохожденияорганизационно-экономической практики. При этом желательно выявить социальные,экономические, правовые, организационные и психологические аспектыанализируемой проблемы
6.6. Разработка проектныхпредложений и рекомендаций
В этой части работыосуществляется общая постановка задачи для проектного решения, содержаниекоторой определяется составом проблем, выявленных во втором разделе. Исходя изуровня поставленной проблемы, имеющегося состава исходной информации проводитсявыбор метода разработки проектного решения. При этом следует максимальноучитывать возможности использования современных методовэкономико-математического моделирования, а также средств вычислительной техники.
Содержание проектной частиопределяется как особенностями выбранной темы курсового проекта, так испецификой конкретного объекта исследования. Но в любом случае в проектнойчасти решаются следующие основные задачи:
поиск мероприятий (вариантоврешения) по устранению выявленных недостатков;
обоснование выбора рациональныхвариантов мероприятий и предложений, улучшающих фактическое положение дел висследуемом объекте.
По каждому курсовому проекту доего разработки должна быть определена степень детализации, глубина проектныхразработок и их обоснование.
Предложения должны содержатьэкономическое, правовое и социальное обоснование.
Экономическое обоснованиепредполагаемых проектных решений имеет два направления:
определение сравнительнойэкономической эффективности при выборе или сравнении существующего ипредполагаемого варианта;
определение общей абсолютнойэкономической эффективности принятого варианта управления.
Основой расчета экономическойэффективности служит учебно-методическая литература, в частности: Садыков А.С. Оценкаэффективности новой техники, капитальных вложений и предпринимательскойдеятельности: Учебное пособие. / ГАУ. — М., 1995.
Если расчет экономическойэффективности по какому-либо проектному решению не может быть выполнен, тоопределяется его социальная эффективность.
Правовое обоснованиепредусматривает анализ, разработку или использование законодательной базы потеме курсового проекта, обоснование соответствующих рекомендаций.
Объем проектной частидопускается до 20 страниц текста.
6.7. Заключение
Заключительная часть курсовогопроекта содержит окончательные выводы, характеризующие итоги работы студента врешении поставленных во введении задач.
Заключение должно быть кратким (неболее 2 страниц текста). Оно должно отражать:
оценку общего состояния объектаисследования и/или оценку изученности исследуемой проблемы;
итоги анализа организацииуправления; перечень и краткую характеристику предлагаемых мероприятий поустранению недостатков в управлении, а также итоги расчета экономическойэффективности предлагаемых мероприятий.
Если при разработке курсовогопроекта студент по каким-либо причинам не принял прогрессивное решение, то взаключении следует указать причины, обусловившие выбор промежуточного варианта,и охарактеризовать перспективы дальнейшего развития работ в этой области.
6.8 Список использованныхисточников информации
Список использованных источниковинформации принято помещать после заключения. Каждый включенный в такой списокисточник должен иметь отражение в любом из разделов курсового проекта и на негодолжны быть ссылки в тексте.
Рекомендуется использоватьсквозную нумерацию источников с группировкой по следующим разделам:
1. Нормативно-правовые акты.
2 Литература.
3. Другие источники (информационныеагентства и сайты Internet).
При этом нормативно-правовыеакты выстраиваются по юридическому значению (по убыванию юридической значимости)и дате принятия (по возрастанию), все остальные источники в алфавитном порядке.
Примеры оформления источников илитературы представлены в приложении 3.
6.9. Приложения
В приложения выносятся всематериалы вспомогательного или дополнительного характера, не являющиеся насущноважными для понимания решения задач курсового проекта. Это могут быть копииподлинных документов, выдержки из отдельных материалов, планы и протоколыорганизаций, отдельные положения из инструкций и правил, объемные таблицы (болееодной страницы), формы документации, вспомогательные математические выкладки,вспомогательные графические иллюстрации.
Все приложения должны иметьпорядковые номера и на них должны быть ссылки в тексте. Приложения оформляютсякак продолжение курсового проекта после списка используемых источниковинформации. Приложения помещают в порядке их упоминания в тексте. Каждоеприложение должно начинаться с нового листа (страницы) с названием в правомверхнем углу слова «Приложение» и иметь тематический заголовок.
 7. Оформление курсового проекта
Требования к оформлению страницыакадемического печатного текста, согласно соответствующему стандарту, следующие:
текст рукописи курсового проектадолжен быть напечатан на пишущей машинке или принтере на одной стороне листабелой односторонней бумаги формата А4;
текст печатается на принтеречерез 1,5 интервала, в формате Times New Roman;
при печати используется шрифтчерного цвета кегель (размер) № 14;
интервал шрифта может бытьобычный или разреженный до 0,5;
размер левого поля текстастраницы — 30-35 мм, правового — 10-15 мм. верхнего и нижнего — 20-25 мм;
каждая страница должна содержать27-30 строк по 60-65 знаков в строке;
абзац должен начинаться скрасной строки (отступ 12,7 мм).
Страницы нумеруются арабскимицифрами вверху листа по центру. Нумерация должна быть сквозной — oт титульного до последнего листа курсового проекта. Однакопроставлять номера страниц должны, только начиная с «Введения».
Каждая новая глава начинается сновой страницы. Это же правило относится и к другим основным структурным частямработы: введению, заключению, списку литературы, приложениям.
Расстояние между названием главыи последующим текстом должно быть равно трем интервалам (т.е. пропускается однастрока). Такое же расстояние выдерживается между заголовками главы и параграфа.Точку в конце заголовка не ставят. Не рекомендуется размещать заголовки иподзаголовки в нижней части страницы, если на ней не более 3-х строкпоследующего текста, подчеркивать заголовки и переносить слова в заголовке.
Первой страницей курсовогопроекта является титульный лист, который заполняется по строго определеннымправилам (приложение 4). За ним следует задание накурсовое проектирование (приложение 2), оглавление (содержание) работы суказанием названия разделов, параграфов и страниц.
Оглавление содержит всезаголовки курсового проекта (кроме подзаголовков, даваемых в подбор с текстом) иуказываются страницы, с которых они начинаются. Заголовки содержания (оглавления)должны точно повторять заголовки в тексте.
Желательно, чтобы содержаниепомещалось на одной странице. Для этого, при необходимости, его печатают синтервалом меньшим, чем интервал основного текста.
Названия отдельных глав должнысогласовываться с темой курсового проекта, а названия параграфов должнысогласовываться с названиями соответствующих глав (но не совпадать с ними).
В настоящее время в научныхтекстах принята чисто цифровая система нумерации. Использование такой системынумерации позволяет не употреблять слова «часть», «раздел»,«глава», «параграф» и т.д. (приложение 5)).
Структура текстовой частикурсового проекта должна быть четкой и сжатой и, в тоже время, содержать всенеобходимые материалы. По ходу изложения следует избегать противоречий,безапелляционных заявлений.
Не допускаются длинныерассуждения, повторения известных доказательств, обширные выписки из учебников,специальной литературы и других источников. Пояснительная записка излагаетсяхорошим литературным языком. Она должна показать, насколько хорошо студентизучил и использовал литературу по данному вопросу и практические материалы. Наматериалы, взятые из других источников, и цитаты должны быть ссылки.
Все расчеты, выполняемые по ходуразработки проекта, приводятся в тексте с надлежащими обоснованиями ипояснениями, с указанием значимости и размерности величин, входящих в формулы. Результатырасчетов, как правило, оформляются в виде таблиц. В тексте основной частиследует помещать итоговые и наиболее важные материалы. Оригинальные расчетыдолжны приводиться полностью, а для однородных типовых подсчетов можноограничиться таблицей окончательных данных. Таблицы, содержащие первичныеисходные данные и постоянные аналогичные расчеты при других исходных данныхследует помещать после списка литературы в виде приложений, с обязательнойссылкой на них в тексте.
Иллюстративный материал (схемыорганизационных структур управления, диаграммы, документограммы, графики,логико-информационные схемы и др.) помещается по ходу текста сразу за ссылкойна него, или на отдельных вкладышах с соблюдением порядковой нумерации. Втексте обязательно должны быть ссылки и пояснения к приводимому иллюстративномуматериалу. В тексте не должно применяться сокращенных слов, за исключениемобщепринятых.
Обязательной частью курсовогопроекта являются графические материалы. Графические материалы должны внаглядной форме характеризовать результаты анализа существующего состояниясистемы управления, основные выводы и предложения. Они оформляются в последнююочередь, так как наиболее яркие и интересные иллюстрации, характеризующиеосновные выводы и предложения, могут быть сделаны только после окончания работынад текстовой частью. Такой порядок исключает затраты времени на всякиеизменения и переделки законченного материала.
Графическая часть выполняется налистах стандартного формата А1 или в виде раздаточного материла на листахформата А4 или A3.
 8. Проверка и защита курсовогопроекта
Проверку текстового играфического материала производит руководитель курсового проектирования,осуществляющий систематические консультации в процессе разработки проекта.
Если в результате проверкиобнаружатся ошибки, неполный объем или низкое качество оформления, либонесоответствие уровня работы предъявляемым требованиям, то проект возвращаетсядля доработки.
После внесения студентом всехисправлений руководитель ставит на титульном листе свою подпись, что означаетдопуск к защите.
Защита курсовых проектовпроводится в соответствии с графиком. Студенту предоставляется 10 минут длядоклада. Он должен кратко обосновать актуальность темы, сформулировать цель изадачи курсового проекта, охарактеризовать объект управления, изложить основныевыводы, полученные в результате анализа, и предлагаемые мероприятия поустранению выявленных недостатков. В процессе доклада он использует материалы графическойчасти проекта.
Затем студенту задаются вопросы,на которые он обязан дать полные и исчерпывающие ответы.
Оценка проставляется посовокупности качества разработанного проекта и его защиты. Для оценки качествапроекта служат требования, предъявляемые к его содержанию и оформлению, средикоторых в первую очередь учитываются следующие:
актуальность рассматриваемойтемы, четкое формулирование целей и задач;
глубина анализа системыуправления исследуемого объекта; правильность выбранных методов исследования,оригинальность подхода и логика изложения;
соответствие содержания основнойчасти теме курсового проекта и степень полноты ее раскрытия;
умение логично и аргументированоизлагать материал: действенность и конкретность выводов о состоянии системы управленияи предложений, направленных на ее развитие и совершенствование.
Курсовые проекты, отличающиесяособой глубиной исследования и качеством оформления могут быть поощрены:
выступлением автора с докладомпо теме курсового проекта на студенческой научной конференции;
рекомендацией по дальнейшейразработке темы при написании дипломного проекта на кафедре государственногоуправления и политики под руководством этого же преподавателя;
привлечением авторов лучшихкурсовых проектов для участия в научно-исследовательской хозрасчетной тематикекафедры; выдвижением работы на городской конкурс студенческих научных работ.
Приложение
Приложение 1
Примерная тематика курсовыхпроектов
(тема может быть изменена приналичии у студента собственного опыта на основе прохождения практики
или трудовой деятельности. Изменениетемы должно быть согласовано с преподавателем)
Анализ видов управленческихрешений в системе муниципального управления.
Анализ особенностей принятия решений впроцессе управления муниципальной собственностью.
Анализ условий и факторов качествауправленческих решений в системе государственного и муниципального управления.
Принятие решения в управленииинновациями.
Основные этапы разработкиуправленческих решений.
Определение целей организации,оценка степени достижения цели при принятии решения.
Исследование организационных исоциально-психологических основ разработки управленческих решений в системегосударственного и муниципального управления
Многокритериальный выбор иоценочные системы.
Стратегические решения,технология разработки стратегии управления.
Модели и методы принятияуправленческих решений в организациях.
Выбор и анализ альтернатив впроцессе принятия решений.
Технология разработкиуправленческих решений.
Организация процесса разработкиуправленческих решений.
Целевая ориентацияуправленческих решений.
Анализ информационно-коммуникационныхтехнологий, применяемых в процессе разработки решений в органах власти иуправления.
Исследование внешней среды и ее влияния пареализацию альтернатив в системе государственного и муниципального управления.
Методы и технологии разработкиуправленческих решений в условиях определенности.
Методы и технологии разработкиуправленческих решений в условиях неопределенности.
Методы и технологии разработкиуправленческих решений в условиях риска.
Организация и контрольисполнения управленческих решений.
Управленческие решения иответственность.
Оценка эффективностиуправленческих решений.
Процесс планирования приразработке управленческих решений.
Психологические факторы припоиске принципиально новых решений.
Пути повышения эффективностиразработки и принятия управленческих решений в органах власти.
Организационное обеспечениеразработки и принятия управленческих решений.
Анализ существующих технологий разработкии реализации управленческих решений в системе государственного и муниципальногоуправления.
Обеспечение социальнойэффективности управленческих решений, принимаемых в органах ГиМУ.
Роль информации в процессеразработки и принятии управленческих решений.
Управленческие решения какинструмент изменений в развитии организации.
Стратегические и тактическиерешения в организации.
Организационная культурапринятия управленческих решений.
Пути повышения эффективностиприменения систем поддержки принятия управленческих решений.
Применение системного подхода в процессеразработки управленческих решений в органах власти и управления.
Модели и методы анализа альтернатив впроцессе принятия решений.
Методическое обеспечениеразработки и принятия управленческих решений.
Технология моделирования впроцессе разработки и принятия управленческих решений.
Обеспечение экономическойбезопасности разрабатываемых управленческих решений в органах власти.
Проблемы и их решение: модели иметоды решений.
Решения в системе муниципальногои государственного управления.
Прогнозирование, классификацияосновных методов прогнозирования, их характеристика.
Исследование системы целей муниципальнойдеятельности в процессе разработки управленческих решений.
Анализ проблем учета риска при принятииуправленческих решений в органах власти и управления.
Анализ проблем учета неопределенности припринятии управленческих решений в системе государственного и муниципальногоуправления.
Формирование системы контроля качествареализации управленческих решений.
Моделирование процесса принятияуправленческих решений на основе деловых игр.
Разработка эффективной системы контроляпри реализации управленческих решений в органах власти и управления.
Стандарты серии ISO-9000 как основаповышения качества разработки управленческих решений в муниципальных органахвласти.
Анализ влияния процессов самоорганизациина формирование управленческих решений.
Имитационное моделирование при выборе иобосновании управленческих решений в системе государственного и муниципальногоуправления.
Использование математических моделей впроцессе разработки управленческих решений в органах власти и управления.
Разработка управленческого решения приоценке эффективности инвестиционных проектов.
Типология управленческих решенийв орагнах ГиМУ.
Условия и факторы качествауправленческих решений.
Обеспечение экономическойэффективности разрабатываемых управленческих решений в органах власти.
Ситуационный анализ, егоосновные этапы, метод сценариев.
Методы и модели разработки управленческихрешений.

Приложение 2
Образец задания на курсовоепроектирование
Федеральное агентство пообразованию Российской Федерации
Государственное образовательноеучреждение
высшего профессиональногообразования
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТУПРАВЛЕНИЯ
Кафедра государственногоуправления и политики
Задание на курсовоепроектирование
Студенту ____________________________________________________
(фамилия,имя, отчество)
1. Тема______________________________________________________
(всоответствии с рекомендуемым перечнем)
2. Срок представления проекта кзащите "______"___________________________200__г.
3. Исходные данные к проекту__________________________________
(базоваяорганизация, структурное подразделение)
4. Содержание проекта (переченьподлежащих разработке вопросов):______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Перечень графических материалов:____________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Дата выдачи задания "______"____________________200__г.
Руководитель курсового проекта ______________________________
(подпись)   (инициалы,фамилия)
Задание принял к исполнению __________________________________
(подписьстудента) (инициалы, фамилия)

Приложение 3
Примеры оформления источников илитературы
1. Нормативно-правовые акты (поюридическому значению)
1.1 Федеральные законы
Федеральный закон «Обосновах муниципальной службы в Российской Федерации» от 8 января 1998 г. №8-ФЗ.
1.2 Указы Президента РФ
О первоочередных мерах поулучшению работы с кадрами в системе государственной службы и реализацииФедерального закона «Об основах государственной службы РоссийскойФедерации»: Указ Президента РФ от 6 сентября 1995г. №900.
1.3 Постановления ПравительстваРФ
О некоторых мерах по организациивзаимодействия федеральных органов исполнительной власти с органами местногосамоуправления: Постановление Правительства РФ от 27 июня 1996 г. № 755.
1.4 Ведомственныенормативно-правовые акты федеральных органов Правила рассмотрения дел онарушениях антимонопольного законодательства: Утверждено приказом ГКАП РФ от 25июля 1996 г. № 91 // БНА РФ. — 1996. — № 4. с.45-59.
1.5 Законы субъектов РФ
О государственной службе вгороде Москве: Закон города Москвы от 29 октября 1997г. № 43.
2. Литература (в алфавитномпорядке)
2.1 Книги
Голованов В. И, Управление исамоуправление в крупном городе: теория, опыт, организация. — М.: Наука, 1998.- 484 с.
Государство, власть, управлениеи право: Учебно-методическое пособие для государственных служащих / Под ред.Н.И.Глазуновой. / ГУУ. — М., 2000. — 475с.
2.2 Статьи в сборниках
Латфуллин Г.Р. Проблемысамоуправления / Местное самоуправление в России. Сборник докладов по правовыми методологическим проблемам развития. Доклады участников IIIконференции Российской муниципальной академии (22.09.2000) и Круглого стола врамках IV специализированной выставки-конференции«Управление-2000» (20.10.2000) Москвы. — М: ИздательствоПрима-Пресс-М, 2001.408с.
2.3 Периодическая печать
2.3.1 Статьи в журналах
Кармолицкий А.А. К вопросу оместной администрации как органе управления // Вестник МГУ. Сер.11. Право. — М.,- 1993. — № 3. — с 23-30.
2.3.2 Статьи в газетах
Борьба с коррупцией в системегосударственной службы // Российские вести. 1997.20 февраля, № 33 (1200).
Величенко А. Спрос на решенияограничен // Российская газета. — 21 марта 1998.
с.5.
Бирюков Б, В., Гастев Ю.А., ГеллерЕ.С. Моделирование // БСЭ. — 3-е изд.
М., 1974. — т.16. — с.393-395. Диссертация// Советский энциклопедический словарь. — М., 1985. — с.396.
3. Другие источники указываютсяавтором в произвольной форме с учетом общепринятых правил ссылок нанеопубликованные материалы. Такими могут быть сведения, переданные черезэлектронные СМИ и др.
3.1 Статья из Internet
Машкин В. Управлениеинвестиционной привлекательностью реального сектора экономики региона // ИнтернетСервер АКДИ Экономика и жизнь. — www.akdi.ru — 16.03.1999.- с.1 — 5.

Приложение 4
 
Образец титульного листа
Федеральное агентство пообразованию Российской Федерации
Государственное образовательноеучреждение
высшего профессиональногообразования
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТУПРАВЛЕНИЯ
Институт государственногоуправления и права
Кафедра государственногоуправления и политики
К У Р С О В О Й П Р О Е К Т
по дисциплине
«Разработкауправленческого решения»
на тему:
"__________________________________________________________"
(название темы, в соответствии сзаданием на курсовое проектирование)
Выполнил (а) студент (ка)
Специальности: "_________________________________________"
____курса ____группы
____________ ________________
(личная подпись) (инициалы,фамилия)
Руководитель проекта
_______________ ____________________________
(ученая степень,звание) (личная подпись) (инициалы, фамилия)
Москва 2009 год

Приложение 5
Образец оформления содержания
Введение
1. Основы федеральной ирегиональной политики в сфере малого предпринимательства
1.1 Особенности малыхпредприятий и основные показатели их развития в РФ
1.2 Законодательные основы иосновные элементы системы поддержки малого бизнеса на федеральном ирегиональном уровне
1.3 Основные направленияподдержки малого предпринимательства на региональном уровне (на примере г. Москвы)
2. Анализ развития поддержкималого бизнеса на уровне административного округа г. Москвы
2.1 Анализ развития малогопредпринимательства в административных округах
2.2 Структура управления малымпредпринимательством на уровне административного округа
2.3 Анализ работытерриториальных органов по поддержке и развитию малого бизнеса
3. Разработка предложений поразвитию и поддержке малых предприятий
3.1 Совершенствованиенормативно-правового развития малого
предпринимательства
3.2 Совершенствование структурыуправления
малым предпринимательством
3.3 Социально-экономическаяэффективность предлагаемых мероприятий
Заключение
Список использованных источниковинформации
Приложения

Приложение 6
 
Рекомендуемая литература
Основная литература:
1. Лапыгин Ю.Н. Управленческие решения: учебное пособие. М.: Эксмо,2009.
2. Смирнов Э.А. Управленческие решения: Учебник для вузов. М.: РИОР,2009.
3.Л.Е. Соколова. Разработка управленческого решения: конспектлекций. М.: Высшее образование, 2009.
4. С.Ш. Левина, Р.Ю. Турчаева. Управленческие решения: конспектлекций. Ростов-на-Дону, Феникс, 2009.
5. Лукичёва Л.И. Управленческие решения. М.: Омега-Л, 2009.
6. Саак Э.А., Тюшняков В.Н. Разработка управленческого решении: Учебникдля вузов. СПб.: Питер, 2007.
7. Чудновская С.Н. Управленческие решения: учебник. М.: Эксмо, 2007.
8. Литвак Б.Г. Разработка управленческого решения: Учебник. — 7-еизд., испр. и доп. — М.: Дело АНХ, 2008.
9. Лафта Дж.К. Управленческие решения: Учеб. пособ. — М.: ООО фирма«Благовест-В», 2004.
10. Юкаева В.С. Управленческие решения: учебное пособие. М: Изд-во«Дашков и К», 2009
Дополнительная литература:
1.        С.Н. Воробьев, В.Б. Уткин, К.В. Балдин. Управленческие решения — М.: Юнити,2003.
2.        Основы концепции современного государственного управления. Ч.1,2. — М.: ГУУ.,2006.
3.        О.С. Виханский, А.И. Наумов. Менеджмент — М: Высшая школа, 1994
4.        Н.Л. Карданская. Принятие управленческих решений. М: Юнити, 1999.
5.        Р.А. Фатхутдинов. Управленческие решения. М: Инфра-М, 2009.
6.        А. В Грешилов. Как принять решение в реальных условиях — М: Радиосвязь,1991
7.        Е.С. Вентцель. Исследование операций — М: Наука, 1980
8.        Р. Доусон. Уверенно принимать решения. Программа действия — М: Юнити,2000
9.        Д. Клиланд, В. Кинг. Системный анализ и целевое управление — М: Сов. радио,1974
10.     Дж.К. Лафта. Эффективность менеджмента организации: учебное пособие — М:Рус деловая литература, 1999
11.     И.В. Максимей. Имитационное моделирование на ЭВМ — М: Радиосвязь, 1998
12.     Б.Г. Литвак. Экспертные оценки и принятие решений — М: Патент, 1996
13.     А.Г. Мамиконов. Принятие решений и информация — М: Наука, 1983
14.     М.Х. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури. Основы менеджмента, М: Дело, 1992
15.     Я.Р. Рейльян Аналитическая основа принятия управленческих решений, М: Финансыи статистика, 1989
16.     Г. Тейл Экономические прогнозы и принятие решений, М: Статистика, 1971
17.     Р.И. Трухаев Модели принятия решения в условиях неопределенности — М: Наука,1981
18.     В.Н. Цыгичко Руководителю о принятии решений — М: Инфра — М, 1996
19.     М. Эддоус, Р. Стенфилд Р. Методы принятия решений, М: Аудит, 1997
20.     А.Б. Юдин Вычислительные методы принятия решений — М: Наука, 1989
21.     Акофф Р. Искусство решения проблем: Пер. с англ. — М.: Мир, 1982.
22.     Вейлл П. Искусство менеджмента. — М.: Новости, 1993.
23.     Голубков Е.П. Какое принять решение? Практикум. — М.: Экономика, 1990.
24.     Государственное и муниципальное управление: Справочник. — М.: Издательствомагистр, 1997.
25.     Государственное управление: основы теории и организации. Учебник. — М.,2000.
26.     Диев B. C. Управленческиерешения: неопределенность, модели, интуиция. — Новосибирск, 1998.
27.     Доусон Р. Уверенно принимать решения. — М.: ЮНИТИ, 1996.
28.     Евланов Л.Г. Теория и практика принятия решений. — М.: Экономика, 1984.
29.     Екатеринославский Ю.Ю. Управленческие ситуации: анализ и решения. — М.: Экономика,1988.
30.     Забелин П.В., Моисеева Н.К. Основы стратегического управления: Учебноепособие. — М., 1998.
31.     Зотов В.Б. Территориальное управление (методология, теория, практика). — М., 1998.
32.     Капра Ф. Уроки мудрости. — М., 1996.
33.     Карданская Н.Л. Основы принятия управленческих решений. Учебное пособие.- М.: Русская деловая литература, 1998.
34.     Коротков Э.М. Концепция менеджмента. — М.: Дека, 1996.
35.     Красников B. C. Разработкауправленческих решений. — СПб., 1998.
36.     Купряшин Г.Л., Соловьев А.И. Государственное управление: Учебное пособие.- М., 1996.
37.     Ларичев О.И. Объективные модели и субъективные решения. — М., 1989.
38.     Литвак Б.Г. Управленческие решения. Учебник. — М.: Экмос, 1998.
39.     Литвак Б.Г. Экспертные оценки и принятие решений. — М.: Патент, 1996.
40.     Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. — М.:Дело, 1992.
41.     Планкетт Л., Хейл Г. Выработка и принятие управленческих решений. — М.,1984.
42.     Рейльян Я.Р. Аналитическая основа принятия управленческих решений. — М.:Финансы и статистика, 1989.
43.     Сорос Дж. Алхимия финансов. — М., 1997.
44.     Ст. Бир. Мозг фирмы. — М., 1993.
45.     Стратегическое управление инновационной деятельностью: учебно-методическоепособие. Н.В. Высоцкая и др. — Новосибирск: СибАГС, 1998.
46.     Тейл Г. Экономические прогнозы и принятие решений. — М.: Статистика,1971.
47.     Теория выбора и принятия решений / Уч. пособие для вузов / И.М. Макарови др. — М.: Наука, 1982.
48.     Теория организаций и организационное проектирование (пособие понеклассической методологии): Учебное пособие. — Саратов, 1997.
49.     Трухаев Р.И. Модели принятия решений в условиях неопределенности. — М.: Наука,1981.
50.     Управление организацией: Учебник / Под ред.А.Г. Поршнева, З.П. Румянцевой,Н.А. Соломатина. — М., 1998.
51.     Фатхутдинов Р.А. Разработка управленческого решения: Учебное пособие. 1997.
52.     Хайек Ф.А. Пагубная самонадеянность. — М., 1992.
53.     Цигичко В.Н. Руководителю о принятии решений. — М.: ИНФРА-М, 1996.
54.     Эддоус М., Стенсфилд Р. Методы принятия решений. — М.: Аудит, 1997.
55.     Энциклопедия рынка. Инжиниринг, консалтинг, маркетинг, менеджмент вмеждународном бизнесе: мировой опыт — практика в России. Русско-английскийсловарь-справочник. Практическое пособие. Св.4000 терминов. Малый проект. Часть7/Под ред. проф. Б.Г. Дякина. — М.: ROSBI, 2000.
56.     Юдин А.Б. Вычислительные методы принятия решений. — М.: Наука, 1989.
57.     Пужаев А.В. Управленческие решения: Учебное пособие. М.: Кнорус, 2010.
58.     Потапов С.В. Как принимать решения. М.: Эксмо, 2007.
59.     Бражко Е.И., Серебрякова Г.В., Смирнов Э.А. Управленческие решения: учебноепособие. М.: РИОР, 2010.
60.     Учитель Ю.Г. Разработка управленческих решений: учебник. М.: Юнити-Дана,2008.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.