Узнать стоимость написания работы
Оставьте заявку, и в течение 5 минут на почту вам станут поступать предложения!
Реферат

Реферат по предмету "Психология, педагогика"


Гендерные особенности культуры безопасности студентов

Мошкин Владимир Николаевич, Калачев ГеннадийАнатольевич, Барнаульский государственный педагогический университет, ОвчаровВячеслав Вольдемарович, Алтайская академия экономики и права
Встатье изложены некоторые результаты анкетирования студентов, раскрывающиеотдельные характеристики культуры безопасностей девушек и юношей, обучающихся ввузе. Приведены и проанализированы фактические данные, свидетельствующие оналичии некоторых отличий взглядов девушек и юношей на проблемы безопасности ипути профилактики факторов риска.
Проведенноеисследование позволило выявить сущность, структуру, функции культурыбезопасности, привело к выводу о том, что культура безопасности человекавключает в себя компоненты деятельности (мотивы к безопасности, знания и уменияобеспечения безопасности, опыт творческого решения проблем безопасности, опытсамоконтроля в обеспечении безопасных условий жизнедеятельности), качестваличности (ценностные ориентации, личные смыслы, способности, взгляды иубеждения как основу безопасной жизнедеятельности), направления базовойкультуры личности (прежде всего, мировоззренческую, нравственную, психологическую,физическую готовность к безопасной жизнедеятельности), основные функциикоторых: защита от факторов риска, создание безопасных условийжизнедеятельности, развитие безопасной жизнедеятельности. Вместе с тем донастоящего времени в педагогике недостаточно изучены особенности культурыбезопасности студентов, специфика культуры безопасности юношей и девушек. Всвязи с этим изложим результаты изучения особенностей культуры безопасностидевушек и юношей, обучающихся в вузе.
Вдекабре 2005 г. мы осуществили анкетирование 901 студента Алтайской академииэкономики и права (ААЭП), из них 413 юношей и 488 девушек 1-3 курсовюридического и экономического факультетов. Заполняя анкету, студенты выражалисвое согласие или несогласие с утверждениями, отражающими различные аспектыкультуры безопасности. При затруднении студенты отмечали вариант ответа«Затрудняюсь ответить». В. Н. Мошкиным и Г.Б. Буяльской были разработаны дваварианта анкеты: «бумажный» и электронный. В декабре 2005 г. был использован «бумажный» вариант анкеты. Статистическая обработка результатов анкетированияосуществлялась с применением специальной компьютерной программы, разработаннойВ.Н. Мошкиным и Г.Б. Буяльской. На основе полученных с использованиеманкетирования статистических данных проанализируем особенности взглядов девушеки юношей, отражающих содержание и уровень развития культуры безопасностистудентов разного пола.
Утверждение1: Я читаю статьи, брошюры, книги о безопасности, самозащите, выживании. Сданным утверждением согласились 50% студентов. Однако девушек, согласных с этимутверждением, оказалось на 5% больше (согласно: 47% юношей и 52% девушек). Этосвидетельствует о наличии признаков большей склонности девушек (чем юношей) кчтению литературы о безопасности.
Утверждение2: Главная причина опасностей — ошибки и слабости самого человека. Сутверждением согласны почти три четверти студентов (более 72% опрошенных). В тоже время, если с утверждением согласились 78% юношей, то среди девушек согласиевыразили 67% опрошенных. Таким образом, юноши оказались более склонными считать,что главная причина опасности заключается в ошибках человека.
Утверждение3: Я могу сам позаботиться о себе: обезопасить себя, избежать травм, болезней, потерь.С утверждением согласились почти 74% опрошенных. Однако юноши оказались болееуверенными в своих силах: с утверждением согласились 85% юношей и 64% девушек.Отсюда следует, что в данном случае различие мнений юношей и девушек оказалосьеще более существенным, чем в предыдущем случае.
Утверждение4: Среди людей много добрых и хороших, в случае опасности от них можно получитьпомощь. Ожидание добра и помощи от окружающих людей при опасностипродемонстрировали 56% юношей и 60% девушек. Отсюда следует, что имеютсяпризнаки более высокой оценки девушками (по сравнению с оценками юношей)нравственной готовности окружающих людей оказать помощь в опасной ситуации. Вместес тем это свидетельствует о наличии признаков более высокой готовности девушекобратиться за помощью к окружающим людям за помощью.
Утверждение5: Если в незнакомой части города на меня нападут местные хулиганы, то я будудействовать смело и решительно. О своей уверенности в ситуациях нападенияхулиганов заявили 85% юношей и 59% девушек. Таким образом, юноши считают, чтоболее подготовлены к отражению посягательств хулиганов.
Утверждение6: Если укротитель скажет, что заходить в клетку со львами безопасно, то явойду в нее вместе с ним. О готовности зайти в клетку со львом заявили 42%юношей и 36% девушек. Это свидетельствует о большей склонности опрошенныхюношей (по сравнению с девушками) к неоправданному риску.
Утверждение7: Я сам могу придумать выход в опасной ситуации. С этим утверждением согласны90% юношей и 73% девушек. Это означает, что юноши более высоко оценивают своюинтеллектуальную готовность к обеспечению безопасности.
Утверждение8: Я ежедневно делаю утреннюю зарядку. Согласны с утверждением 26% юношей и 23%девушек. Из ответов следует, что опрошенные юноши несколько выше оценивают своюготовность к самосовершенствованию физической составляющей культурыбезопасности.
Утверждение9: Я читаю литературу о физическом самосовершенствовании. С этим утверждениемсогласны 30% юношей и 34% девушек. Как и в случае с утверждением 1 девушкипроявили более высокую самооценку готовности читать литературу (в данном случаелитературу о физическом самосовершенствовании).
Утверждение10: Я посещаю спортивную секцию. Согласны с утверждением 58% юношей и 46%девушек. Из ответов следует, что юноши более высоко оценивают свои усилия пофизическому самосовершенствованию. Анализ фактических данных о составеспортивных секций в ААЭП показывает, что процентная доля юношей в секцияхдействительно больше, чем процентная доля посещающих секции девушек.
Утверждение11: Следует избегать действий, которые могут привести к заражению сифилисом илиСПИДом. С этим утверждением согласны 91% юношей и 96% девушек. Это означает, чтоимеются признаки более осторожного отношения девушек к перспективе заразиться врезультате сексуального контакта или по иной причине. Вместе с тем различие воценках юношей и девушек не является существенным: как юноши, так и девушкипримерно одинаково опасаются заражения опасными болезнями.
Утверждение12: В жизни следует избегать курения. Согласны с утверждением 88% юношей и 93%девушек. Это означает, что девушки в большей степени продемонстрировалиотрицательное отношение к курению. Вместе с тем разница в 5% не являетсясущественной. При этом следует учитывать, что приводимые данные свидетельствуютлишь об отношении студентов к курению, но не дают сведений о фактическомповедении юношей и девушек (курят ли они на самом деле или воздерживаются откурения).
Утверждение13: Следует избегать употребления наркотиков. С этим утверждением согласны 94%юношей и 92% девушек. Из приведенных данных следует, что процентная долядевушек и юношей, отвергающих наркотики, примерно одинаковая.
Утверждение14: В жизни следует избегать употребления крепких спиртных напитков. Согласны сутверждением 76% юношей и 90% девушек. Отвергают это утверждение 21% юношей и9% девушек. Следовательно, юноши более склонны к употреблению крепких спиртныхнапитков, чем девушки. В то же время настораживает тот факт, что почти каждаядесятая девушка заявила о своем положительном отношении к крепким алкогольнымнапиткам.
Утверждение15: Я умею подобрать упражнения для развития силы.
Согласныс утверждением 75% юношей и 53% девушек. Приводимые данные подтверждаютжитейские знания о том, что юноши более склонны развивать свои физическиевозможности в целом и развивать свою физическую силу в особенности.
Утверждение16: Я регулярно самостоятельно выполняю упражнения для развития выносливости. Сэтим утверждением согласны 44% юношей и 23% девушек. Следовательно, юноши, каки в предыдущем случае, продемонстрировали более высокую самооценку своих усилийпо самосовершенствованию физических качеств (выносливости).
Утверждение17: Я каждый день обливаюсь холодной водой. Согласны с утверждением 9% юношей и6% девушек. Из ответов следует, что и в данном случае юноши более высокооценили свою физическую и психологическую готовность к безопаснойжизнедеятельности.
Утверждение18: Я знаю о том, как развивать свои физические возможности. С этимутверждением согласны 81% юношей и 67% девушек. Данное утверждение в обобщенномвиде фиксирует самооценку студентов своей готовности к физическомусамосовершенствованию. Различие в самооценке юношей и девушек в этом случаеоказалось более существенным, чем в предыдущих случаях (процентная доля юношей,согласившихся с утверждением, оказалась на 14% больше, чем доля согласившихся сутверждением девушек).
Утверждение19: Занимаясь физкультурой, я слежу за своим физическим состоянием. Согласны сутверждением 81% юношей и 83% девушек. Следовательно, есть признаки болеевысокого уровня самоконтроля девушек во время занятий физкультурой (возможно, этосвидетельствует о более осторожном поведении девушек).
Утверждение20: Занимаясь спортом, следует избегать употребления допингов. С этимутверждением согласны 89% юношей и 93% девушек. Различие между ответами девушеки юношей не является существенным, однако и в данном случае девушкипродемонстрировали более осторожное отношение к фактору риска.
Подводяитоги изложения результатов анкетирования девушек и юношей, сформулируемобобщающие выводы.
Приведенныефакты свидетельствуют о наличии в культуре безопасности юношей и девушек общихсвойств. Так, юноши и девушки примерно одинаково отвергают перспективузаражения смертельно опасными болезнями, отрицательно относятся к наркотикам ит.д.
Культурабезопасности юношей и культура безопасности девушек несколько отличаются.Прежде всего, это отличие проявляется в самооценке физической и психологическойготовности к безопасной жизнедеятельности.
Рассмотренныев статье отдельные результаты анкетирования студентов проливают свет нанекоторые особенности культуры безопасности юношей и девушек. Дальнейшиеисследования не только позволят выявить важнейшие характеристики уровняготовности студентов разного пола к безопасной жизнедеятельности, но и наметитьпути дальнейшего совершенствования целей, содержания и средств воспитаниякультуры безопасности студентов вузов.
ФИЗИЧЕСКАЯКУЛЬТУРА КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ОТРИЦАТЕЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ СТУДЕНТОВ К КУРЕНИЮ1
МошкинВладимир Николаевич Лапаева Анна Ивановна Овчаров Вячеслав Вольдемарович
Наоснове статистической обработки и анализа результатов анкетированиясформулированы выводы о влиянии некоторых психолого-педагогических факторов намотивацию студентов к здоровому образу жизни. Изложенные в статье фактическиесведения дали основания предположить, что занятия в спортивных секциях вмассовой педагогической практике оказывают меньшее влияние на отношение студентовк курению, чем изучение литературы о безопасности и изучение литературы офизической культуре.
Наоснове анализа результатов анкетирования студентов изложим некоторые выводы офакторах, влияющих на подготовку студентов к здоровому образу жизни. В ходеанкетирования, проведенного в декабре 2005 г., изучались мнения 899 студентов (413 юношей и 486 девушек) 1-3 курсов экономического и юридического факультетовАлтайской академии экономики и права (ААЭП). Для опроса студентов былаиспользована анкета, включавшая в себя 12 вопросов закрытого типа, в которыхпредлагалось выбрать вариант ответа из трех (да, нет, затрудняюсь ответить), предложенныхпо поводу утверждений анкеты.
Поданным анкетирования более половины опрошенных студентов читают литературу обезопасности, почти треть студентов читают литературу о физической культуре, болееполовины студентов занимаются в спортивных секциях. Выясним, имеются липризнаки влияния чтения литературы и занятий в спортивных секциях на отношениестудентов к курению.
Соотношениеответов по поводу чтения литературы о безопасности и отношении к курениюпредставлены в таблице 1. В данной таблице и последующих таблицах результатыстатистической обработки анкет сгруппированы следующим образом. В трех правыхвертикальных столбцах приводятся данные о том, как студенты, согласные сприводимыми в верхних частях столбцов утверждениями, относятся к другимутверждениям, зафиксированными в левых частях горизонтальных строк таблицы(содержат данные об ответах студентов по поводу других утверждений анкеты).
Таблица1
Соотношениеответов на вопрос № 12 с ответами на вопрос № 1Содержание ответов Затрудняюсь ответить Я не читаю книги о безопасности Я читаю статьи, книги о безопасности Следует избегать курения 9 389 420 Нет 1 40 28 Затрудняюсь ответить 10 4 ИТОГО 10 439 452 Содержание ответов Затрудняюсь ответить Я не читаю книги о безопасности Я читаю статьи, книги о безопасности Следует избегать курения 90% 89% 93% Нет 10% 9% 6% Затрудняюсь ответить 0% 2% 1%
Различиеколичества студентов, согласившихся с тем или иным утверждением анкеты, выраженов процентных числах, так как группы студентов, согласившихся (в горизонтальныхстроках) с утверждениями в вертикальных столбцах неравнозначны по количеству.Для доказательства достоверности различия результатов исследования, выраженныхв процентах, используется метод определения разности процентных чисел(критическое отношение)2.
Изданных таблицы 3 следует, что среди читающих литературу о безопасности на 4%больше студентов, утверждающих о своем отрицательном отношении к курению (посравнению с теми, кто заявил, что не читает такую литературу). Произведявычисления, устанавливаем, что различие между процентными числами являетсядоверительным. Это свидетельствует о наличии признаков взаимосвязи междучтением литературы о безопасности и отношением опрошенных студентов (юношей идевушек) к курению.
Выясним,имеются ли отличия взглядов юношей и девушек к курению, есть ли отличия влияниярассматриваемых факторов на отношение девушек и юношей к курению. Соотношениеответов юношей по поводу курения и чтения литературы о безопасностипредставлены в таблице 2 (в таблицах 2-9 приводятся данные, выраженные впроцентных числах).
Таблица2
Соотношениеответов юношей на вопрос № 12 с ответами на вопрос № 1Содержание ответов Затрудняюсь ответить Я не читаю книги о безопасности Я читаю статьи, книги о безопасности Следует избегать курения 100% 88% 87% Нет 0% 9% 11% Затрудняюсь ответить 0% 2% 2%
Произведявычисления, устанавливаем, что различие между процентными числами 88, 87 неявляется доверительным, что свидетельствует об отсутствии признаков взаимосвязимежду чтением литературы о безопасности и отношением юношей к курению.
Соотношениедевушек по поводу курения и чтения литературы о безопасности представлены втаблице 3.
Таблица3
Соотношениеответов девушек на вопрос № 12 с ответами на вопрос № 1Содержание ответов Затрудняюсь ответить Я не читаю книги о безопасности Я читаю статьи, книги о безопасности Следует избегать курения 88% 89% 97% Нет 13% 9% 2% Затрудняюсь ответить 0% 2% 0%
Произведявычисления, устанавливаем, что различие между процентными числами (89, 97)является безусловно доверительным, что свидетельствует о наличии признаковвзаимосвязи между чтением литературы о безопасности и отношением девушек ккурению.
Наоснове сопоставления статистических данных правого столбца таблиц 4, 5, (97% — девушки,87% — юноши), произведя вычисления, устанавливаем, что различие междупроцентными числами является безусловно доверительным. Это свидетельствует оналичии признаков различий влияния чтения лите3 ратуры о безопасности наотношение юношей и девушек к курению. Девушки, читающие литературу обезопасности, в большей мере отрицательно относятся к курению, чем юноши, читающиетакую же литературу.
Наоснове сопоставления статистических данных второго столбца справа таблиц 2, 3, (89%- девушки, 88% — юноши) устанавливаем, что различие между процентными числамине является доверительным, что свидетельствует об отсутствии признаков различийотношения к курению среди юношей и девушек (не проявляющих активности в чтениилитературы).
Соотношениеответов студентов по поводу утверждений о чтении литературы о физкультуре и оботношении к курению представлены в таблице 4.
Таблица4
Соотношениеответов на вопрос № 12 с ответами на вопрос № 9Содержание ответов Затрудняюсь ответить Я не читаю литературу о физическом самосовершенствовании Я читаю литературу о физическом самосовершенствовании Следует избегать курения 100% 89% 93% Нет 0% 9% 6% Затрудняюсь ответить 0% 2% 1%
Произведявычисления, устанавливаем, что различие между процентными числами 89, 93является доверительным. Таким образом, имеются признаки взаимосвязи междучтением литературы о физкультуре и отношением опрошенных студентов к курению:читающие литературу о физкультуре более склонны к отрицательному отношению ккурению.
Соотношениеутверждений юношей о чтении литературы о физкультуре и отношением к курениюпредставлены в таблице 5.
Таблица5
Соотношениеответов юношей на вопрос № 12 с ответами на вопрос № 9Содержание ответов Затрудняюсь ответить Я не читаю литературу о физическом самосовершенствовании Я читаю литературу о физическом самосовершенствовании Следует избегать курения 100% 87% 90% Нет 0% 11% 9% Затрудняюсь ответить 0% 2% 2%
Вычисленияпоказывают, что различие между процентными числами 87, 90 не являетсядоверительным. Таким образом, не выявлено признаков взаимосвязи между чтениемлитературы о физкультуры и отношением юношей к курению.
Соотношениеутверждений девушек по поводу чтения литературы о физкультуре и отношением ккурению представлены в таблице 6.
Таблица6
Соотношениеответов девушек на вопрос № 12 с ответами на вопрос № 9Содержание ответов Затрудняюсь ответить Я не читаю литературу о физическом самосовершенствовании Я читаю литературу о физическом самосовершенствовании Следует избегать курения 100% 91% 96% Нет 0% 7% 4% Затрудняюсь ответить 0% 2% 0%
Посколькуразличие между процентными числами 91, 96 является доверительным, имеютсяпризнаки взаимосвязи между чтением литературы о физкультуре и отношениемдевушек к курению.
Наоснове сопоставления статистических данных правого столбца таблиц 5, 6, (96% — девушки,90% — юноши) устанавливаем, что различие между процентными числами не являетсядоверительным. Таким образом, не выявлены признаки различий влияния чтениялитературы о физкультуре на отношение юношей и девушек к курению.
Наоснове сопоставления статистических данных второго столбца справа таблиц 5, 6, (91%- девушки, 87% — юноши) устанавливаем, что различие между процентными числамине является доверительным. Следовательно, не выявлены признаки различийотношения юношей и девушек (не читающих литературу о физкультуре) к курению.
Наоснове данных таблицы 7 выясним, имеются ли признаки влияния посещенияспортивных секций на отношение студентов к курению.Содержание ответов Затрудняюсь ответить Я не посещаю спортивную секцию Я посещаю спортивную секцию Следует избегать курения 50% 90% 92% Нет 50% 9% 6% Затрудняюсь ответить 0% 1% 2%
Посколькуразличие между процентными числами 90, 92 не является доверительным, анкетированиене выявило признаков влияния занятий в секциях на отношение студентов ккурению.
Наоснове данных таблицы 8 выясним, имеются ли признаки влияния посещенияспортивных секций на отношение юношей к курению.
Таблица8
Соотношениеответов юношей на вопрос № 12 с ответами на вопрос № 10Содержание ответов Затрудняюсь ответить Я не посещаю спортивную секцию Я посещаю спортивную секцию Следует избегать курения 50% 87% 89% Нет 50% 12% 8% Затрудняюсь ответить 0% 1% 3%
Произведявычисления, устанавливаем, что различие между процентными числами 87, 89 неявляется доверительным. Следовательно, анкетирование не выявило признаковвлияния занятий в секциях на отношение юношей к курению.
Наоснове данных таблицы 9 выясним, имеются ли признаки влияния посещенияспортивных секций на отношение девушек к курению.
Таблица9
Соотношениеответов девушек на вопрос № 12 с ответами на вопрос № 10Содержание ответов Затрудняюсь ответить Я не посещаю спортивную секцию Я посещаю спортивную секцию Следует избегать курения 50% 92% 95% Нет 50% 7% 4% Затрудняюсь ответить 0% 1% 1%
Соотношениеответов студентов на вопрос № 12 с ответами на вопрос № 10
Посколькуразличие между процентными числами 92, 95 не является доверительным, анкетированиене выявило признаков влияния занятий в секциях на отношение девушек к курению.
Наоснове сопоставления статистических данных правого столбца таблиц 8, 9 (95% — девушки,89% — юноши) устанавливаем, что различие между процентными числами являетсядоверительным. Таким образом, выявлены признаки различий влияния посещенияспортивной секции на отношение юношей и девушек к курению.
Наоснове сопоставления статистических данных второго столбца справа таблиц 8, 9(92% — девушки, 87% — юноши), устанавливаем, что различие между процентнымичислами не является доверительным. Таким образом, не выявлены признаки различийотношения к курению не посещающих секции юношей и девушек.
Подводяитоги анализа результатов анкетирования, сформулируем основные выводы.
Болееполовины опрошенных студентов утверждают, что читают литературу о безопасности,почти треть студентов читают литературу о физической культуре, более половиныстудентов отмечают, что занимаются в спортивных секциях.
Выявленыстатистически достоверные признаки взаимосвязи между: чтением литературы обезопасности и отношением опрошенных студентов к курению (девушки, читающиелитературу о безопасности, более склонны отрицать курение); чтением литературыо физкультуре и отношением опрошенных студентов к курению (читающие литературуо физкультуре более склонны к отрицательному отношению к курению); чтениемлитературы о физкультуре и отношением девушек к курению (девушки, читающиелитературу о физкультуре, более склонны к отрицательному отношению к курению).
Наоснове анкетирования не выявлены признаки взаимосвязи: между чтением литературыо безопасности, физической культурой и отношением юношей к курению; междузанятиями в секциях и отношением студентов (как юношей, так и девушек) ккурению.
Выявленыпризнаки различий влияния чтения литературы о безопасности на отношение юношейи девушек к курению (девушки, читающие литературу о безопасности, в большеймере отрицательно относятся к курению, чем юноши, читающие такую литературу), влиянияпосещения спортивной секции на отношение юношей и девушек к курению (посещающиесекции девушки более склонны отрицать курение, чем юноши, посещающие секции).
Невыявлены признаки различий отношения юношей и девушек (не читающих литературу офизкультуре) к курению, отношения к курению среди юношей и девушек (непроявляющих активности в чтении литературы), отношения к курению не посещающихсекции юношей и девушек, различий влияния на отношение юношей и девушек ккурению чтения литературы о физкультуре.
Изложенныевыше фактические сведения дают основания предположить, что занятия в спортивныхсекциях в массовой педагогической практике оказывают меньшее влияние наотношение студентов к курению, чем изучение литературы о безопасности иизучение литературы о физической культуре.
Изложенныев статье выводы носят предварительный характер и нуждаются в дальнейшейпроверке и уточнении. На основе новых фактов с использованием более совершенныхметодик статистической обработки эмпирических данных возможно не тольковыявление признаков взаимосвязей между явлениями в процессе совершенствованияготовности студентов к здоровому образу жизни, но и выявление педагогическихфакторов положительной динамики данного процесса.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.uni-altai.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.