Реферат по предмету "Психология, педагогика"


Гендерные особенности культуры безопасности студентов

Мошкин Владимир Николаевич, Калачев ГеннадийАнатольевич, Барнаульский государственный педагогический университет, ОвчаровВячеслав Вольдемарович, Алтайская академия экономики и права
Встатье изложены некоторые результаты анкетирования студентов, раскрывающиеотдельные характеристики культуры безопасностей девушек и юношей, обучающихся ввузе. Приведены и проанализированы фактические данные, свидетельствующие оналичии некоторых отличий взглядов девушек и юношей на проблемы безопасности ипути профилактики факторов риска.
Проведенноеисследование позволило выявить сущность, структуру, функции культурыбезопасности, привело к выводу о том, что культура безопасности человекавключает в себя компоненты деятельности (мотивы к безопасности, знания и уменияобеспечения безопасности, опыт творческого решения проблем безопасности, опытсамоконтроля в обеспечении безопасных условий жизнедеятельности), качестваличности (ценностные ориентации, личные смыслы, способности, взгляды иубеждения как основу безопасной жизнедеятельности), направления базовойкультуры личности (прежде всего, мировоззренческую, нравственную, психологическую,физическую готовность к безопасной жизнедеятельности), основные функциикоторых: защита от факторов риска, создание безопасных условийжизнедеятельности, развитие безопасной жизнедеятельности. Вместе с тем донастоящего времени в педагогике недостаточно изучены особенности культурыбезопасности студентов, специфика культуры безопасности юношей и девушек. Всвязи с этим изложим результаты изучения особенностей культуры безопасностидевушек и юношей, обучающихся в вузе.
Вдекабре 2005 г. мы осуществили анкетирование 901 студента Алтайской академииэкономики и права (ААЭП), из них 413 юношей и 488 девушек 1-3 курсовюридического и экономического факультетов. Заполняя анкету, студенты выражалисвое согласие или несогласие с утверждениями, отражающими различные аспектыкультуры безопасности. При затруднении студенты отмечали вариант ответа«Затрудняюсь ответить». В. Н. Мошкиным и Г.Б. Буяльской были разработаны дваварианта анкеты: «бумажный» и электронный. В декабре 2005 г. был использован «бумажный» вариант анкеты. Статистическая обработка результатов анкетированияосуществлялась с применением специальной компьютерной программы, разработаннойВ.Н. Мошкиным и Г.Б. Буяльской. На основе полученных с использованиеманкетирования статистических данных проанализируем особенности взглядов девушеки юношей, отражающих содержание и уровень развития культуры безопасностистудентов разного пола.
Утверждение1: Я читаю статьи, брошюры, книги о безопасности, самозащите, выживании. Сданным утверждением согласились 50% студентов. Однако девушек, согласных с этимутверждением, оказалось на 5% больше (согласно: 47% юношей и 52% девушек). Этосвидетельствует о наличии признаков большей склонности девушек (чем юношей) кчтению литературы о безопасности.
Утверждение2: Главная причина опасностей — ошибки и слабости самого человека. Сутверждением согласны почти три четверти студентов (более 72% опрошенных). В тоже время, если с утверждением согласились 78% юношей, то среди девушек согласиевыразили 67% опрошенных. Таким образом, юноши оказались более склонными считать,что главная причина опасности заключается в ошибках человека.
Утверждение3: Я могу сам позаботиться о себе: обезопасить себя, избежать травм, болезней, потерь.С утверждением согласились почти 74% опрошенных. Однако юноши оказались болееуверенными в своих силах: с утверждением согласились 85% юношей и 64% девушек.Отсюда следует, что в данном случае различие мнений юношей и девушек оказалосьеще более существенным, чем в предыдущем случае.
Утверждение4: Среди людей много добрых и хороших, в случае опасности от них можно получитьпомощь. Ожидание добра и помощи от окружающих людей при опасностипродемонстрировали 56% юношей и 60% девушек. Отсюда следует, что имеютсяпризнаки более высокой оценки девушками (по сравнению с оценками юношей)нравственной готовности окружающих людей оказать помощь в опасной ситуации. Вместес тем это свидетельствует о наличии признаков более высокой готовности девушекобратиться за помощью к окружающим людям за помощью.
Утверждение5: Если в незнакомой части города на меня нападут местные хулиганы, то я будудействовать смело и решительно. О своей уверенности в ситуациях нападенияхулиганов заявили 85% юношей и 59% девушек. Таким образом, юноши считают, чтоболее подготовлены к отражению посягательств хулиганов.
Утверждение6: Если укротитель скажет, что заходить в клетку со львами безопасно, то явойду в нее вместе с ним. О готовности зайти в клетку со львом заявили 42%юношей и 36% девушек. Это свидетельствует о большей склонности опрошенныхюношей (по сравнению с девушками) к неоправданному риску.
Утверждение7: Я сам могу придумать выход в опасной ситуации. С этим утверждением согласны90% юношей и 73% девушек. Это означает, что юноши более высоко оценивают своюинтеллектуальную готовность к обеспечению безопасности.
Утверждение8: Я ежедневно делаю утреннюю зарядку. Согласны с утверждением 26% юношей и 23%девушек. Из ответов следует, что опрошенные юноши несколько выше оценивают своюготовность к самосовершенствованию физической составляющей культурыбезопасности.
Утверждение9: Я читаю литературу о физическом самосовершенствовании. С этим утверждениемсогласны 30% юношей и 34% девушек. Как и в случае с утверждением 1 девушкипроявили более высокую самооценку готовности читать литературу (в данном случаелитературу о физическом самосовершенствовании).
Утверждение10: Я посещаю спортивную секцию. Согласны с утверждением 58% юношей и 46%девушек. Из ответов следует, что юноши более высоко оценивают свои усилия пофизическому самосовершенствованию. Анализ фактических данных о составеспортивных секций в ААЭП показывает, что процентная доля юношей в секцияхдействительно больше, чем процентная доля посещающих секции девушек.
Утверждение11: Следует избегать действий, которые могут привести к заражению сифилисом илиСПИДом. С этим утверждением согласны 91% юношей и 96% девушек. Это означает, чтоимеются признаки более осторожного отношения девушек к перспективе заразиться врезультате сексуального контакта или по иной причине. Вместе с тем различие воценках юношей и девушек не является существенным: как юноши, так и девушкипримерно одинаково опасаются заражения опасными болезнями.
Утверждение12: В жизни следует избегать курения. Согласны с утверждением 88% юношей и 93%девушек. Это означает, что девушки в большей степени продемонстрировалиотрицательное отношение к курению. Вместе с тем разница в 5% не являетсясущественной. При этом следует учитывать, что приводимые данные свидетельствуютлишь об отношении студентов к курению, но не дают сведений о фактическомповедении юношей и девушек (курят ли они на самом деле или воздерживаются откурения).
Утверждение13: Следует избегать употребления наркотиков. С этим утверждением согласны 94%юношей и 92% девушек. Из приведенных данных следует, что процентная долядевушек и юношей, отвергающих наркотики, примерно одинаковая.
Утверждение14: В жизни следует избегать употребления крепких спиртных напитков. Согласны сутверждением 76% юношей и 90% девушек. Отвергают это утверждение 21% юношей и9% девушек. Следовательно, юноши более склонны к употреблению крепких спиртныхнапитков, чем девушки. В то же время настораживает тот факт, что почти каждаядесятая девушка заявила о своем положительном отношении к крепким алкогольнымнапиткам.
Утверждение15: Я умею подобрать упражнения для развития силы.
Согласныс утверждением 75% юношей и 53% девушек. Приводимые данные подтверждаютжитейские знания о том, что юноши более склонны развивать свои физическиевозможности в целом и развивать свою физическую силу в особенности.
Утверждение16: Я регулярно самостоятельно выполняю упражнения для развития выносливости. Сэтим утверждением согласны 44% юношей и 23% девушек. Следовательно, юноши, каки в предыдущем случае, продемонстрировали более высокую самооценку своих усилийпо самосовершенствованию физических качеств (выносливости).
Утверждение17: Я каждый день обливаюсь холодной водой. Согласны с утверждением 9% юношей и6% девушек. Из ответов следует, что и в данном случае юноши более высокооценили свою физическую и психологическую готовность к безопаснойжизнедеятельности.
Утверждение18: Я знаю о том, как развивать свои физические возможности. С этимутверждением согласны 81% юношей и 67% девушек. Данное утверждение в обобщенномвиде фиксирует самооценку студентов своей готовности к физическомусамосовершенствованию. Различие в самооценке юношей и девушек в этом случаеоказалось более существенным, чем в предыдущих случаях (процентная доля юношей,согласившихся с утверждением, оказалась на 14% больше, чем доля согласившихся сутверждением девушек).
Утверждение19: Занимаясь физкультурой, я слежу за своим физическим состоянием. Согласны сутверждением 81% юношей и 83% девушек. Следовательно, есть признаки болеевысокого уровня самоконтроля девушек во время занятий физкультурой (возможно, этосвидетельствует о более осторожном поведении девушек).
Утверждение20: Занимаясь спортом, следует избегать употребления допингов. С этимутверждением согласны 89% юношей и 93% девушек. Различие между ответами девушеки юношей не является существенным, однако и в данном случае девушкипродемонстрировали более осторожное отношение к фактору риска.
Подводяитоги изложения результатов анкетирования девушек и юношей, сформулируемобобщающие выводы.
Приведенныефакты свидетельствуют о наличии в культуре безопасности юношей и девушек общихсвойств. Так, юноши и девушки примерно одинаково отвергают перспективузаражения смертельно опасными болезнями, отрицательно относятся к наркотикам ит.д.
Культурабезопасности юношей и культура безопасности девушек несколько отличаются.Прежде всего, это отличие проявляется в самооценке физической и психологическойготовности к безопасной жизнедеятельности.
Рассмотренныев статье отдельные результаты анкетирования студентов проливают свет нанекоторые особенности культуры безопасности юношей и девушек. Дальнейшиеисследования не только позволят выявить важнейшие характеристики уровняготовности студентов разного пола к безопасной жизнедеятельности, но и наметитьпути дальнейшего совершенствования целей, содержания и средств воспитаниякультуры безопасности студентов вузов.
ФИЗИЧЕСКАЯКУЛЬТУРА КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ОТРИЦАТЕЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ СТУДЕНТОВ К КУРЕНИЮ1
МошкинВладимир Николаевич Лапаева Анна Ивановна Овчаров Вячеслав Вольдемарович
Наоснове статистической обработки и анализа результатов анкетированиясформулированы выводы о влиянии некоторых психолого-педагогических факторов намотивацию студентов к здоровому образу жизни. Изложенные в статье фактическиесведения дали основания предположить, что занятия в спортивных секциях вмассовой педагогической практике оказывают меньшее влияние на отношение студентовк курению, чем изучение литературы о безопасности и изучение литературы офизической культуре.
Наоснове анализа результатов анкетирования студентов изложим некоторые выводы офакторах, влияющих на подготовку студентов к здоровому образу жизни. В ходеанкетирования, проведенного в декабре 2005 г., изучались мнения 899 студентов (413 юношей и 486 девушек) 1-3 курсов экономического и юридического факультетовАлтайской академии экономики и права (ААЭП). Для опроса студентов былаиспользована анкета, включавшая в себя 12 вопросов закрытого типа, в которыхпредлагалось выбрать вариант ответа из трех (да, нет, затрудняюсь ответить), предложенныхпо поводу утверждений анкеты.
Поданным анкетирования более половины опрошенных студентов читают литературу обезопасности, почти треть студентов читают литературу о физической культуре, болееполовины студентов занимаются в спортивных секциях. Выясним, имеются липризнаки влияния чтения литературы и занятий в спортивных секциях на отношениестудентов к курению.
Соотношениеответов по поводу чтения литературы о безопасности и отношении к курениюпредставлены в таблице 1. В данной таблице и последующих таблицах результатыстатистической обработки анкет сгруппированы следующим образом. В трех правыхвертикальных столбцах приводятся данные о том, как студенты, согласные сприводимыми в верхних частях столбцов утверждениями, относятся к другимутверждениям, зафиксированными в левых частях горизонтальных строк таблицы(содержат данные об ответах студентов по поводу других утверждений анкеты).
Таблица1
Соотношениеответов на вопрос № 12 с ответами на вопрос № 1Содержание ответов Затрудняюсь ответить Я не читаю книги о безопасности Я читаю статьи, книги о безопасности Следует избегать курения 9 389 420 Нет 1 40 28 Затрудняюсь ответить 10 4 ИТОГО 10 439 452 Содержание ответов Затрудняюсь ответить Я не читаю книги о безопасности Я читаю статьи, книги о безопасности Следует избегать курения 90% 89% 93% Нет 10% 9% 6% Затрудняюсь ответить 0% 2% 1%
Различиеколичества студентов, согласившихся с тем или иным утверждением анкеты, выраженов процентных числах, так как группы студентов, согласившихся (в горизонтальныхстроках) с утверждениями в вертикальных столбцах неравнозначны по количеству.Для доказательства достоверности различия результатов исследования, выраженныхв процентах, используется метод определения разности процентных чисел(критическое отношение)2.
Изданных таблицы 3 следует, что среди читающих литературу о безопасности на 4%больше студентов, утверждающих о своем отрицательном отношении к курению (посравнению с теми, кто заявил, что не читает такую литературу). Произведявычисления, устанавливаем, что различие между процентными числами являетсядоверительным. Это свидетельствует о наличии признаков взаимосвязи междучтением литературы о безопасности и отношением опрошенных студентов (юношей идевушек) к курению.
Выясним,имеются ли отличия взглядов юношей и девушек к курению, есть ли отличия влияниярассматриваемых факторов на отношение девушек и юношей к курению. Соотношениеответов юношей по поводу курения и чтения литературы о безопасностипредставлены в таблице 2 (в таблицах 2-9 приводятся данные, выраженные впроцентных числах).
Таблица2
Соотношениеответов юношей на вопрос № 12 с ответами на вопрос № 1Содержание ответов Затрудняюсь ответить Я не читаю книги о безопасности Я читаю статьи, книги о безопасности Следует избегать курения 100% 88% 87% Нет 0% 9% 11% Затрудняюсь ответить 0% 2% 2%
Произведявычисления, устанавливаем, что различие между процентными числами 88, 87 неявляется доверительным, что свидетельствует об отсутствии признаков взаимосвязимежду чтением литературы о безопасности и отношением юношей к курению.
Соотношениедевушек по поводу курения и чтения литературы о безопасности представлены втаблице 3.
Таблица3
Соотношениеответов девушек на вопрос № 12 с ответами на вопрос № 1Содержание ответов Затрудняюсь ответить Я не читаю книги о безопасности Я читаю статьи, книги о безопасности Следует избегать курения 88% 89% 97% Нет 13% 9% 2% Затрудняюсь ответить 0% 2% 0%
Произведявычисления, устанавливаем, что различие между процентными числами (89, 97)является безусловно доверительным, что свидетельствует о наличии признаковвзаимосвязи между чтением литературы о безопасности и отношением девушек ккурению.
Наоснове сопоставления статистических данных правого столбца таблиц 4, 5, (97% — девушки,87% — юноши), произведя вычисления, устанавливаем, что различие междупроцентными числами является безусловно доверительным. Это свидетельствует оналичии признаков различий влияния чтения лите3 ратуры о безопасности наотношение юношей и девушек к курению. Девушки, читающие литературу обезопасности, в большей мере отрицательно относятся к курению, чем юноши, читающиетакую же литературу.
Наоснове сопоставления статистических данных второго столбца справа таблиц 2, 3, (89%- девушки, 88% — юноши) устанавливаем, что различие между процентными числамине является доверительным, что свидетельствует об отсутствии признаков различийотношения к курению среди юношей и девушек (не проявляющих активности в чтениилитературы).
Соотношениеответов студентов по поводу утверждений о чтении литературы о физкультуре и оботношении к курению представлены в таблице 4.
Таблица4
Соотношениеответов на вопрос № 12 с ответами на вопрос № 9Содержание ответов Затрудняюсь ответить Я не читаю литературу о физическом самосовершенствовании Я читаю литературу о физическом самосовершенствовании Следует избегать курения 100% 89% 93% Нет 0% 9% 6% Затрудняюсь ответить 0% 2% 1%
Произведявычисления, устанавливаем, что различие между процентными числами 89, 93является доверительным. Таким образом, имеются признаки взаимосвязи междучтением литературы о физкультуре и отношением опрошенных студентов к курению:читающие литературу о физкультуре более склонны к отрицательному отношению ккурению.
Соотношениеутверждений юношей о чтении литературы о физкультуре и отношением к курениюпредставлены в таблице 5.
Таблица5
Соотношениеответов юношей на вопрос № 12 с ответами на вопрос № 9Содержание ответов Затрудняюсь ответить Я не читаю литературу о физическом самосовершенствовании Я читаю литературу о физическом самосовершенствовании Следует избегать курения 100% 87% 90% Нет 0% 11% 9% Затрудняюсь ответить 0% 2% 2%
Вычисленияпоказывают, что различие между процентными числами 87, 90 не являетсядоверительным. Таким образом, не выявлено признаков взаимосвязи между чтениемлитературы о физкультуры и отношением юношей к курению.
Соотношениеутверждений девушек по поводу чтения литературы о физкультуре и отношением ккурению представлены в таблице 6.
Таблица6
Соотношениеответов девушек на вопрос № 12 с ответами на вопрос № 9Содержание ответов Затрудняюсь ответить Я не читаю литературу о физическом самосовершенствовании Я читаю литературу о физическом самосовершенствовании Следует избегать курения 100% 91% 96% Нет 0% 7% 4% Затрудняюсь ответить 0% 2% 0%
Посколькуразличие между процентными числами 91, 96 является доверительным, имеютсяпризнаки взаимосвязи между чтением литературы о физкультуре и отношениемдевушек к курению.
Наоснове сопоставления статистических данных правого столбца таблиц 5, 6, (96% — девушки,90% — юноши) устанавливаем, что различие между процентными числами не являетсядоверительным. Таким образом, не выявлены признаки различий влияния чтениялитературы о физкультуре на отношение юношей и девушек к курению.
Наоснове сопоставления статистических данных второго столбца справа таблиц 5, 6, (91%- девушки, 87% — юноши) устанавливаем, что различие между процентными числамине является доверительным. Следовательно, не выявлены признаки различийотношения юношей и девушек (не читающих литературу о физкультуре) к курению.
Наоснове данных таблицы 7 выясним, имеются ли признаки влияния посещенияспортивных секций на отношение студентов к курению.Содержание ответов Затрудняюсь ответить Я не посещаю спортивную секцию Я посещаю спортивную секцию Следует избегать курения 50% 90% 92% Нет 50% 9% 6% Затрудняюсь ответить 0% 1% 2%
Посколькуразличие между процентными числами 90, 92 не является доверительным, анкетированиене выявило признаков влияния занятий в секциях на отношение студентов ккурению.
Наоснове данных таблицы 8 выясним, имеются ли признаки влияния посещенияспортивных секций на отношение юношей к курению.
Таблица8
Соотношениеответов юношей на вопрос № 12 с ответами на вопрос № 10Содержание ответов Затрудняюсь ответить Я не посещаю спортивную секцию Я посещаю спортивную секцию Следует избегать курения 50% 87% 89% Нет 50% 12% 8% Затрудняюсь ответить 0% 1% 3%
Произведявычисления, устанавливаем, что различие между процентными числами 87, 89 неявляется доверительным. Следовательно, анкетирование не выявило признаковвлияния занятий в секциях на отношение юношей к курению.
Наоснове данных таблицы 9 выясним, имеются ли признаки влияния посещенияспортивных секций на отношение девушек к курению.
Таблица9
Соотношениеответов девушек на вопрос № 12 с ответами на вопрос № 10Содержание ответов Затрудняюсь ответить Я не посещаю спортивную секцию Я посещаю спортивную секцию Следует избегать курения 50% 92% 95% Нет 50% 7% 4% Затрудняюсь ответить 0% 1% 1%
Соотношениеответов студентов на вопрос № 12 с ответами на вопрос № 10
Посколькуразличие между процентными числами 92, 95 не является доверительным, анкетированиене выявило признаков влияния занятий в секциях на отношение девушек к курению.
Наоснове сопоставления статистических данных правого столбца таблиц 8, 9 (95% — девушки,89% — юноши) устанавливаем, что различие между процентными числами являетсядоверительным. Таким образом, выявлены признаки различий влияния посещенияспортивной секции на отношение юношей и девушек к курению.
Наоснове сопоставления статистических данных второго столбца справа таблиц 8, 9(92% — девушки, 87% — юноши), устанавливаем, что различие между процентнымичислами не является доверительным. Таким образом, не выявлены признаки различийотношения к курению не посещающих секции юношей и девушек.
Подводяитоги анализа результатов анкетирования, сформулируем основные выводы.
Болееполовины опрошенных студентов утверждают, что читают литературу о безопасности,почти треть студентов читают литературу о физической культуре, более половиныстудентов отмечают, что занимаются в спортивных секциях.
Выявленыстатистически достоверные признаки взаимосвязи между: чтением литературы обезопасности и отношением опрошенных студентов к курению (девушки, читающиелитературу о безопасности, более склонны отрицать курение); чтением литературыо физкультуре и отношением опрошенных студентов к курению (читающие литературуо физкультуре более склонны к отрицательному отношению к курению); чтениемлитературы о физкультуре и отношением девушек к курению (девушки, читающиелитературу о физкультуре, более склонны к отрицательному отношению к курению).
Наоснове анкетирования не выявлены признаки взаимосвязи: между чтением литературыо безопасности, физической культурой и отношением юношей к курению; междузанятиями в секциях и отношением студентов (как юношей, так и девушек) ккурению.
Выявленыпризнаки различий влияния чтения литературы о безопасности на отношение юношейи девушек к курению (девушки, читающие литературу о безопасности, в большеймере отрицательно относятся к курению, чем юноши, читающие такую литературу), влиянияпосещения спортивной секции на отношение юношей и девушек к курению (посещающиесекции девушки более склонны отрицать курение, чем юноши, посещающие секции).
Невыявлены признаки различий отношения юношей и девушек (не читающих литературу офизкультуре) к курению, отношения к курению среди юношей и девушек (непроявляющих активности в чтении литературы), отношения к курению не посещающихсекции юношей и девушек, различий влияния на отношение юношей и девушек ккурению чтения литературы о физкультуре.
Изложенныевыше фактические сведения дают основания предположить, что занятия в спортивныхсекциях в массовой педагогической практике оказывают меньшее влияние наотношение студентов к курению, чем изучение литературы о безопасности иизучение литературы о физической культуре.
Изложенныев статье выводы носят предварительный характер и нуждаются в дальнейшейпроверке и уточнении. На основе новых фактов с использованием более совершенныхметодик статистической обработки эмпирических данных возможно не тольковыявление признаков взаимосвязей между явлениями в процессе совершенствованияготовности студентов к здоровому образу жизни, но и выявление педагогическихфакторов положительной динамики данного процесса.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.uni-altai.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.