Проблемавосприятия достаточно хорошо разработана в социальной психологии. Термин «социальнаяперцепция», т.е. социальное восприятие, впервые был введен американскимпсихологом Лж. Брунером. Назвав восприятие «социальным», он обратилвнимание на то, что, несмотря на все индивидуальные различия, существуюткакие-то общие, вырабатываемые в общении, в совместной жизнисоциально-психологические механизмы восприятия. Брунер провел целую сериюэкспериментов по Изучению восприятия и показал, что восприятие как предметов,так и других людей зависит не только от индивидуально-личностных, но и от социокультурныхфакторов. Социальная значимость или незначимость объекта может восприниматьсянеадекватно. Так, к примеру, дети из бедных семей воспринимали размеры монетокбольше их реальных размеров, а дети из богатых семей — наоборот, меньше.
Такойже деформации подвергаются и образы людей (эксперимент П. Уилсона поопределению роста человека, которого последовательно представляли в разныхстуденческих аудиториях как лаборанта, преподавателя, доцента, профессора. Чемвыше становился его социальный статус, тем более высоким он воспринимался).
Общениеопределяется тем представлением о партнере, которое складывается в восприятии.Под восприятием в социальной психологии понимается целостный образ другогочеловека, формируемый на основе оценки его внешнего вида и поведения.
Вделовом общении приходится взаимодействовать с людьми, которых видишь впервые,и с людьми, которые уже достаточно хорошо знакомы.
Психологическиеисследования показали, что в основе восприятия незнакомых ранее людей и людей,с которыми уже имеется определенный опыт общения, лежат разные психологическиемеханизмы. В первом случае восприятие осуществляется на основе психологическихмеханизмов межгруппового общения, во втором — механизмов межличностногообщения.
Кпсихологическим механизмам восприятия в межгрупповом общении относят процесссоциальной стереотипизации, суть которого заключается в том, что образ другогочеловека строится на базе тех или иных типовых схем. Под социальным стереотипомобычно понимается устойчивое представление о каких-либо явлениях или людях,свойственное представителям той или иной социальной группы.
Оченьважно для правильного понимания роли стереотипа в восприятии то обстоятельство,что любой социальный стереотип — это порождение и принадлежность группы людей,и отдельные люди пользуются им лишь в том случае, если они относят себя к этойгруппе.
Разныесоциальные группы, взаимодействуя между собой, вырабатывают определенныесоциальные стереотипы. Наиболее известны этнические или национальные стереотипы— представления о членах одних национальных групп с точки зрения других.Например, стереотипные представления о вежливости англичан, легкомысленностифранцузов или о загадочности славянской души.
Формированиеобраза другого человека осуществляется тоже путем стереотипизации. Вопрос отом, насколько точным является первое впечатление, совсем не прост.
Содной стороны, почти каждый взрослый человек, имеющий опыт общения, способен повнешности человека, его одежде, манере говорить и поведению достаточно точноопределить многие его социально-психологические характеристики: психологическиечерты, возраст, социальный слой, примерную профессию. Но эта точность бываеттолько в нейтральных ситуациях. В других же ситуациях почти всегда присутствуеттот или иной процент ошибок. И чем менее нейтральны отношения, чем более людизаинтересованы друг в друге, тем больше вероятность ошибок.
Этообъясняется тем, что перед человеком никогда не стоит задача просто«воспринять» другого. Образ партнера, который создается признакомстве, — это регулятор последующего поведения, он необходим для того,чтобы правильно и эффективно в данной ситуации построить общение. Наше общениестроится существенно различным образом в зависимости от того, с кем мыобщаемся. Для каждой категории партнеров есть как бы разные «техники»общения, выбор которых определяется характеристиками партнера. Поэтому наиболееважные в данной ситуации характеристики — это те, которые позволяют отнестиПартнера к какой-то группе. Именно эти характеристики и воспринимаютсядостаточно точно. А остальные черты и особенно просто достраиваются поопределенным схемам, и именно здесь проявляется вероятность ошибки. Эти ошибкивосприятия Обусловлены, в частности, действием некоторых факторов:превосходства, привлекательности и отношения к нам.
Люди,вступающие в общение, не равны: они отличаются друг от друга по своемусоциальному статусу, жизненному опыту, интеллектуальному потенциалу и т.д. Принеравенстве партнеров наиболее часто применяется схема восприятия, котораяприводит к ошибкам неравенства. В психологии эти ошибки получили названиефактора превосходства.
Схемавосприятия такова. При встрече с человеком, превосходящим нас по какому-товажному для нас параметру, мы оцениваем его несколько более положительно, чембыло бы, если бы он был нам равен. Если же мы имеем дело с человеком, которогомы в чем-то превосходим, то мы недооцениваем его. Причем превосходствофиксируется по какому-то одному параметру, а переоценка (или недооценка)происходит по многим параметрам. Эта схема восприятия начинает работать не привсяком а только при действительно важном, значимом для нас неравенстве.
Длятого чтобы подействовал фактор превосходства, нам надо это превосходствосначала оценить. Как это сделать? По каким признакам мы можем судить опревосходстве человека, например, в социальном положении или винтеллектуальном?
Дляопределения этого параметра в нашем распоряжении есть два основных источникаинформации:
— одежда человека, его внешнее оформление, включая такие атрибуты, как знакиотличия, очки, прическа, награды, драгоценности, а в определенных случаях дажетакая «одежда», как машина, оформление кабинета и т.д.;
— манера поведения человека (как сидит, ходит, разговаривает, куда смотрит ит.д.).
Информацияо превосходстве обычно так или иначе «закладывается» в одежду иманеру поведения, в них всегда есть элементы, свидетельствующие опринадлежности человека к той или иной социальной группе или его ориентации накакую-то группу.
Этиэлементы служат знаками групповой принадлежности и для самого носителя одежды иповедения, и для окружающих его людей. Понимание своего места в группе, в тойили иной иерархии, а также положения других людей во многом определяют общениеи взаимодействие. Поэтому выделение превосходства какими-то внешними, видимымисредствами всегда существенно.
Действиефактора привлекательности при восприятии человека заключается в том, что подего влиянием какие-то качества человека переоцениваются или недооцениваютсядругими людьми. Ошибка здесь в том, что если человек нам нравится (внешне), тоодновременно мы склонны считать его более умным, хорошим, интересным и т.д.,т.е. опять-таки переоценивать многие его личностные характеристики.
Например,в эксперименте учителям были предложены для оценки «личные дела»учеников и ставилась задача определить уровень интеллекта, планы на будущее,отношения со сверстниками.
Секретэксперимента состоял в том, что для оценки давалось одно и то же дело, но сразными фотографиями — красивых и некрасивых детей. Красивые дети получилиболее высокую оценку своих возможностей.
Этиданные подтверждены и в эксперименте американского психолога А. Миллера,который, применив метод экспертных оценок, отобрал фотографии людей красивых,«обыкновенных» и некрасивых. Затем он показал эти фотографиииспытуемым. В их оценке красивые превосходили некрасивых по всем параметрам.
Итак:чем больше внешне привлекателен для нас человек, тем он кажется лучше во всехдругих отношениях; если же он непривлекателен, то и остальные его качестванедооцениваются. Но всем известно, что в разное время разное считалосьпривлекательным, что у разных народов свои каноны красоты.
Значит,привлекательность нельзя считать только индивидуальным впечатлением, она скорееносит социальный характер. Поэтому знаки привлекательности надо искать прежде всегоне в том или ином разрезе глаз или цвете волос, а в социальном значении тогоили иного признака человека. Ведь есть одобряемые и не одобряемые обществом иликонкретной социальной группой типы внешности. И привлекательность — не чтоиное, как степень приближения к тому типу внешности, который максимальноодобряется той группой, к которой мы принадлежим. Знаком привлекательностиявляются усилия человека выглядеть социально-одобряемым. Механизм формированиявосприятия до этой схеме тот же, что и при факторе превосходства.
И,наконец, фактор отношения к нам. Он действует таким образом, что люди, хорошо кнам относящиеся, оцениваются выше до которые к нам относятся плохо. Знакомотношения к нам, запускающим соответствующую схему восприятия, является все,что свидетельствует о согласии или несогласии партнера с нами.
Психологи,выявив мнения испытуемых по ряду вопросов, ознакомили их с мнениями по тем жевопросам, принадлежащим другим людям, и просили их оценить эти мнения.
Оказалось,что чем ближе чужое мнение к собственному тем выше оценка высказавшего этомнение человека. Это правило имело и обратную силу: чем выше оценивался некто,тем большее сходство его взглядов с собственным от него ожидали. Убежденность вэтом предполагаемом «родстве души» была настолько велика, чторазногласий с позицией привлекательного лица испытуемые попросту не замечали.Важно, чтобы во всем было согласие, и тогда включается схема восприятия пофактору отношения к нам.
Задачейпервого впечатления является быстрая ориентировка в ситуации. Для людей каксоциальных существ главное — определение вопроса о групповой принадлежностипартнера. Поэтому можно сказать, что первое впечатление почти всегда правильно.Ошибкой же является то, что стереотипизация вызывает определенную оценку и неизвестныхеще пока свойств и качеств, что может привести к неадекватному общению вдальнейшем. В постоянном общении результаты первого впечатления продолжаютдействовать. Однако постоянное и длительное общение не может удовлетворятьсятем списком приписываемых партнеру черт и свойств, которые сформировались припервом впечатлении.
Впостоянном общении становится важным более глубокое и объективное пониманиепартнера — его актуального эмоционального состояния, намерений, его отношения кнам. Здесь восприятие и понимание партнера происходят на другой основе.Психологическими механизмами восприятия и понимания при межличностном общенииявляются идентификация, эмпатия и рефлексия.
Наиболеепростой способ понимания другого человека обеспечивается идентификацией — уподоблениемсебя ему. При идентификации человек как бы ставит себя на место другого иопределяет, как бы он действовал в подобных ситуациях. Методика Д. Карнеги(1888—1955), изложенная им в книге «Как оказывать влияние на людей»,основана на механизме идентификации.
Оченьблизка к идентификации эмпатия, т.е. понимание на уровне чувств, стремлениеэмоционально откликнуться на проблемы другого человека. Ситуация другогочеловека не столько продумывается, сколько прочувствуется. Основоположникгуманистической психологии К. Роджерс (1902—1987) определял эмпатическоепонимание как «умение войти внутрь личного мира значений другого человекаи увидеть правильно ли мое понимание».
Эмпатическоепонимание возможно в отношении немногих, поскольку составляет тяжелую нагрузкудля психики.
Сточки зрения характеристики общения как идентификация, так и эмпатия требуютрешения еще одного вопроса: как будет тот, другой, т.е. партнер по общению,понимать меня.
Процесспонимания друг друга опосредован процессом рефлексии. В социальной психологиипод рефлексией понимается осознание действующим индивидом того, как онвоспринимается партнером по общению.
Список литературы
Психологияи этика делового общения. Под редакцией В.Н. Лавриненко
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.psyarticles.ru/