Реферат по предмету "Психология, педагогика"


Возрастная психология. Начало жизни человека

Склярова Т. В.
Зарождениечеловека – событие уникальное. Из трёхсот миллионов мужских клеток, участвующихв процессе оплодотворения, только одна содержит информацию о наследственныхпризнаках того человека, которому предстоит родиться, другая клеточка – это ужедругой человек (22). Именно эта клеточка определяет пол. Чем глубже современнаянаука погружается в постижение биологических, генетических проблем зарождениячеловеческой жизни, тем больший трепет охватывает исследователей. Через четыренедели после зачатия начинает биться сердце зародыша и функционировать, хоть ив самой примитивной форме, его нервная система. И всё это происходит счеловечком, длина которого составляет всего 4 миллиметра. И порой будущая мать ещё и не подозревает о его существовании.
Натретьем месяце пребывания в материнской утробе в дёснах малыша формируютсязубы, начинают расти ногти на руках и ногах. К двенадцатой неделе развиваютсяголосовые связки, начинается процесс превращения хрящей в кость. И, хотя длинавсего тела приближается к 8 сантиметрам, а вес около 14 граммов, маленький человек уже приобрёл все свои органы и системы.
То,что по крупицам узнают в результате исследований учёные, святым отцамоткрывалось в молитвенной практике. Уже много веков назад они учили, чторебёнок в утробе матери живёт своей собственной духовной жизнью. Сейчас наукеизвестно, что и физическое существование матери и ребёнка в утробе не вполнеедино. Кровеносная система у ребёнка существует вполне самостоятельно. Режимсна и бодрствования малыш зачастую определяет себе сам. А вот духовная жизнь,она во многом зависит от материнской, но тоже вполне самостоятельна. Вагиографической литературе есть множество тому подтверждений. Вот как пишетархимандрит Никон в «Житии и подвигах Преподобного Сергия, Игумена Радонежскогои всея России Чудотворца»: « В воскресный день в храме на литургии младенецтрижды возгласил во чреве матери: перед чтением Евангелия, во время пенияХерувимской песни и при возгласе «Святая святым». Младенец прежде рождения явилвсем знамение, что он будет служителем Святые Троицы. Мы знаем, что пророкаИеремию Бог от чрева Матери предъизбрал и освятил, также и пророка Исайю. АПредтеча Иоанн ещё во утробе Матери возопил: «Прииде Мати Господа моего комне»(Лк.1,44).
Господьдосточудно ещё до рождения Преподобного явил ему Свою благость и промышление.Мать его, сознавая, что носит во чреве будущего подвижника благочестия,соблюдала душу и тело в чистоте и воздержании, молитве и уединении. Родителимогут ещё до рождения детей своих сообщить задатки добра…».
Пребываниев материнской утробе питает ребёнка не только физически, но также иинтеллектуально и духовно. С этим связано особое отношение к женщине,вынашиваюшей ребёнка, а также особые ожидания в отношении её поведения, так каконо оказывает своеобразное воспитывающее воздействие на будущего ребёнка.Подтверждение тому можно найти в обычаях и традициях любого народа. Практическикаждая культура имеет свои правила, регламентирующие поведение беременнойженщины и даже поведение её ближайших родственников, в первую очередь – мужа.
Православнаяантропология связывает личностное начало в человеке с образом Божиим в нём ипотому ребёнок, пребывающий ещё в материнской утробе, уже является личностью сточки зрения православия. Воспитание личности начинается во внутриутробныйпериод её развития. Воспитывающим факторами становятся не только здоровье иповедение матери, но и её взаимоотношения с другими близкими людьми, отношенияотца ребёнка к его матери и к самому ребёнку.
Основнойвоспитательной задачей во внутриутробный период развития ребёнка становитсяподготовка его к рождению – физическая, душевная и духовная. Все этинаправления имеют много путей реализации ответственного отношения к рождению ребёнка,однако, следует обратить внимание на одну особенность, которая отличаетдуховный подход в воспитании от светского. Определяя равную ответственностьобоих родителей за полноценное воспитание детей, Церковь учит, что «одним изпутей реализации ответственного отношения к их рождению является воздержание отполовых отношений на определённое время»(37, ХII.3).
Воспитаниев материнской утробе свойственно не только педагогике последнего времени. Вовсе времена любящие родители обращались со своим ещё нерождённым ребёнком, какс полноправным членом своей семьи. С ним разговаривают, обращаются с просьбамии наставлениями, его любят и ждут его рождения. Современные исследованияустановили, что ребёнок в утробе лучше воспринимает низкие звуки, чем высокие(15,348). Голос отца ребёнок узнаёт ещё до рождения, тогда как голос матери вэтот период для него связывается с собственным звучанием.
Специалистыдискутируют о том, испытывает ли ребёнок боль во время прохождения по родовымпутям и собственно рождения? Дело в том, что в ситуации естественных родов, вкрови ребёнка циркулирует большое количество естественных болеутоляющихвеществ: бета-эндорфинов. Возможно поэтому, многие младенцы сразу после родовпроявляют повышенную восприимчивость и активность. Дети, которые не подверглисьдействию анестезирующих веществ извне, расходуя свой родовой запасбета-эндорфинов, около получаса после родов в состоянии «общаться» со своимиродителями. Именно этот период идеальное время для первых контактов с матерью.Первый телесный контакт ребёнка с матерью способствует формированию механизмабондинга ( с английского bond – узы, оковы). Специалисты, изучающие влияниетелесных контактов первых часов жизни младенца, установили удивительнуюзакономерность – физиологические ощущения матери от прикосновенияноворожденного обуславливают возникновение у неё целого комплексапсихологических качеств. Главной характеристикой этих психологических качествявляется привязанность к младенцу. Механизм бондинга эффективно используют вработе с матерями группы риска, теми, у кого не сформирована полноценнаяготовность к материнству, кто намерен после родов отказаться от воспитаниясвоего ребёнка. Женщина, на груди которой провёл первые часы своей жизниребёнок, которого она теперь ещё и разглядела, практически не в состоянии отнего отказаться.
Родыстановятся первым жизненным испытанием человека. По мнению специалистов,переживание родового шока обеспечивает столь интенсивное развитие в первые годыжизни ребёнка. Все параметры предыдущего существования резко меняются –начинает действовать атмосферное давление, происходит переход от водного квоздушному типу существования, меняется тип дыхания, температурный режим,проявляется действие сильнейшего раздражителя – света. Никогда человек небывает так близок к смерти, как в момент рождения.
Перинатальное воспитание: школы и методики
Пренатальное(дородовое) воспитание, или обучение как направление занятий с беременнымиженщинами существует более четверти века. Что это такое и зачем оно нужно? Надосказать, что почти все курсы, проводящие занятия с беременными, тем или инымобразом занимаются этим самым пренатальным воспитанием, однако их пониманиеэтого термина и, соответственно, подход к занятиям с беременными женщинами иметодики, применяемые на этих занятиях, очень различны. Разобраться в этихподходах непросто. Насколько полезны и безопасны предлагаемые методики?Подходят ли они всем без исключения? На чем основаны отдельные методики и вцелом идея дородового воздействия?
Всемногообразие существующих в настоящее время пренатальных школ можно условноразделить на два направления, создающих соответственно два вида методик.
Первоенаправление строится на традициях и народной мудрости материнства, хранящейся вкультуре человечества. Практически в каждом народе есть традиция поведениябеременной женщины. Будущая мама должна смотреть на красивых детей, на цветы,природу — на все, что дарит ей состояние умиротворения. По сути дела, это есть«воспитание» красотой изначально, от самых истоков развития человека.Мама сама является уникальной «лабораторией» созидания малютки.Методики этого типа пренатального воспитания предлагают воздействие на плодчерез эмоционально-положительное состояние матери при восприятии природы,музыки, поэзии, других произведений искусства и приобщения к творчеству. В этотмомент в организме женщины вырабатываются «гормоны роста и развития»,столь необходимые для формирования здорового ребенка. Беременнаявзаимодействует с ним на химико-молекулярном уровне. Многие современные специалистыпишут о том, что соответствующим высокой духовности поведением мать созидаетсвоего ребенка, как бы нанося «узоры» на «золотую матрицу»его индивидуальности. Вместе с тем псалмопевец, обращаясь к Господу, говорит:«Ибо Ты устроил внутренности мои и соткал меня во чреве матери моей. СлавлюТебя, потому что я дивно устроен. Дивны дела Твои, и душа моя вполне сознаетэто. Не сокрыты были от Тебя кости мои, когда я созидаем был в тайне, образуембыл во глубине утробы. Зародыш мой видели очи Твои…» (Пс. 138:13-16).
Отношениек беременной женщине, как к творческой мастерской, в которой происходит чудоразвития человека, в целом характеризует пренатальные методики первого типа.
Второенаправление пренатального воспитания и образования строится на научныхгипотезах, часто не лишенных оригинальности, большая часть которых поканаходится в стадии разработки. Как правило, это авторские методикиотечественных и зарубежных исследователей, предполагающие контактноевоздействие на ребенка. Методики этого типа ориентированы на создание особыхусловий для общения с ребенком в утробе и побуждающие его к специфическойдеятельности. Это может быть «поющий пояс» на животе беременной,может быть рупор, с помощью которого будущий отец пытается войти в контакт сплодом и т.п. Теоретической предпосылкой возникновения этого направленияпренатального воспитания является обнаруженный более ста лет назад ученымиопределенный процент атрофированных нейронов в мозгу новорожденного.Основополагающей научной идеей стала гипотеза о том, что эти нейроныатрофированы вследствие их невостребованности за период внутриутробногоразвития плода. Соотнесение указанной гипотезы с научной информацией о том, чточисло нервных клеток головного мозга в значительной степени определяет уровеньинтеллектуального развития и психической зрелости ребенка породило школуперинатального воспитания, т.н. «второго типа». Идеи о целесообразностиобразовательного процесса в дородовый период жизни человека с целью сохраненияи развития наибольшего количества нейронов головного мозга в целомхарактеризуют перинатальные методики второго типа.
Краткая характеристика ведущих школ перинатальноговоспитания
Школы стимуляции
Применениеметодов раннего воздействия на организм ребенка нацелено на включенность вдеятельность максимального количества нейронов в мозгу нерожденного ребёнка.Мозг ребенка к моменту рождения утрачивает более половины своих нейронов.Научные разработки этого направления предполагают сохранение большогоколичества нейронов к моменту рождения ребёнка посредством востребованности ихв деятельности. Суть этой теории сводится к тому, что избыток нейронов впренатальный период представляет собой эволюционный резерв, который позволяетчеловеку и человечеству в целом адаптироваться к тому потоку информации, которыйс ростом цивилизации предъявляет все более высокие требования к интеллекту.Недостаток сенсорного притока в пренатальном периоде и является основнойпричиной функциональной незрелости ребенка раннего возраста. В дальнейшем,когда незрелый организм ребенка попадает в условия неблагоприятнойобразовательной среды, это приводит к ещё большему нарушению межфункциональногоразвития, к психическим и физическим заболеваниям, к психофизиологическимзависимостям.
Дляобеспечения сенсорной информации и развития двигательных функций плодаспециалистами создаются особые методы стимуляции. По мнению представителейданной научной школы, информация, полученная плодом, не просто запоминаетсянейронами, как это происходит с ребёнком после рождения, она в прямом смыслеслова лепит сами нейронные клетки. Отсюда ученые делают вывод о том, чтопренатальный опыт плода становится основой его личности, на которую должноопираться все её последующее образование.
Методикистимуляции пренатального мозга нацелены на увеличение интенсивностиинформационного притока, который преимущественно звуковой. В период 8 — 18недели внутриутробной жизни мозг плода стремительно продуцирует миллиардынейронов, которые впоследствии дифференцируются, создавая меж собой связи.Поэтому в период с 19 по 40 неделю беременности представители школы стимуляцииперинатального мозга стремятся сохранить большую часть спродуцированныхприродой нейронов, чтобы они не оказались утраченными навсегда.
Дляэтого ими был изобретен специальный звуковой пояс, который позволяет плоду,начиная со второго триместра беременности, при определенной силе собственныхтолчков получать музыкальные звуки, и даже собственными усилиями включать туили иную музыкальную программу. Ребенок нажимает на переднюю брюшную стенку, накоторой находится музыкальный пояс, связанный с электронными датчиками, и такимобразом имеет возможность играть музыку.
В1983 году был разработан метод «Сонатал», от латинского sonus — звук, и natal — рождение. В основу метода положена вокально-речевая деятельность беременнойженщины. Беременная поет в определенное время дня специально написанные песни,связанные с различными процессами в развитии плода. Это «ритмы дня»,звуко-дыхательные упражнения, песни из цикла «музыка движения», «музыка воды»и, естественно, колыбельные. Цикл песен для будущего ребенка, которые послерождения он будет повторять с помощью мамы, состоит из 240 песен.
Такимобразом, основное содержание деятельности представителей описываемогопренатального направления заключается в информационном, преимущественномзвуковом воздействии на ребенка в материнской утробе.
Школыосознанного материнства (родительства)
Ведущейидеей многочисленных школ для будущих мам (или совместных школ — для пап и мам)является идея налаживания контакта с ещё неродившимся ребенком и расширениявозможностей взаимодействия с ним.
Помнению специалистов школ пробуждения материнства, такая помощь нужна не каждойженщине во время беременности. Женщина, которая не имела дефицита внимания, ипонимания со стороны собственной матери, как правило, с любовью вынашивает своежеланное дитя. Она сама естественно общается со своим ребенком, внимает егореакциям и действует, основываясь на его предпочтениях. Те же молодые мамы,которые в раннем детстве в силу каких-то причин не получили должной моделиматеринского поведения, во время своей даже желанной беременности порой ощущаютнекоторую растерянность, необходимость в руководстве. Именно им и требуетсяпомощь, своего рода «пренатальное» воспитание.
Междумамой и вынашиваемым ею малышом складываются диадические, то естьвзаимодополняющие, взаимозависимые отношения. Психологическое развитие ребенка,по мнению представителей школы осознанного материнства, обеспечивается еепониманием состояния ребенка и ее способностью адекватно отзываться на этосостояние. И поэтому вся помощь, все воспитание специалистов направлено намаму. Здесь не применяются методики, воздействующие непосредственно нанерожденное дитя. Это полагается недостаточно научно обоснованным инесоответствующим принципу: «Не навреди!». Тех впечатлений, которые дитяполучает, находясь в материнской утробе, вполне достаточно и без каких-либодополнительных воздействий. Все, что поступает к ребенку сверх нормы, можетприводить к его стрессовому состоянию, излишне напрягать его нервную систему.Все воздействия должны обязательно проходить через маму. Мама должнаотслеживать реакцию малыша, научиться различать его одобрение и недовольство и,взаимодействуя с ним, ориентироваться на его состояние. Если же маме приходитсязаниматься тем, что не очень нравится малышу, например, ездить на машине илиработать, нужно попросить его немного потерпеть, уверив его в своей любви.Методики, которые используются представителями этой школы, довольно просты.Прежде всего, это воспитание маминого внимательного отношения к состояниюмалыша. Маму учат следить за откликами ребенка на те или иные виды еедеятельности. Постепенно меняется описание женщиной движений плода – отодносложного: «он толкается» до тонких разнообразных описаний его состояния.Мамам рекомендуют заниматься теми видами деятельности, которые вызываютположительный отклик у малыша. Ребенок, как правило, хорошо реагирует наритмичные музыкальные воздействия. Коротенькие запоминающиеся песенки в маминомисполнении отмечают повторяющиеся изо дня в день действия, такие как утреннеепросыпание, вечерний отход ко сну, умывание и т.п… Таким образом, при помощиповторяемых, узнаваемых песенок можно структурировать день малыша. Эти жепесенки пригодятся и после его рождения. Если мама хорошо владеет иностраннымязыком и ребенку нравится слушать, как мама говорит с ним, то можно временамиобщаться с малышом на другом языке. Умение разговаривать с ребенком очень важнои после родов, многим мамам бывает полезно научиться этому уже во времябеременности.
Такимобразом, основная цель занятий – помочь беременной женщине доверять себе какмаме и научиться общаться со своим ребенком.
Ещецелый ряд направлений может быть условно назван школами активного и позитивногоматеринства (родительства). Сторонники материнской активности в периодбеременности говорят о целевом развитии потенциала будущего малыша, имея в видуего интеллектуальное, физическое, творческое, эстетическое развитие. Каждоедействие, совершаемое мамой, будь то рисование, пение, танцы, разгрузочныйдень, гимнастика или поход в консерваторию, воздействует на целый ряд качеств испособностей ребенка. Изначальная идея восходит к признанию того, что человек — гармоничное существо, и все, что требуется от родителей, — следовать этойгармонии, учиться видеть ее и жить в ней. Методы, используемые в рамках данногонаправления, ориентируют будущих родителей на то, что они дают своим детяммаксимум возможностей. Специальные занятия с психологом, арт-терапия,рисование, занятия образной хореографией -музыкальные занятия с пением, танцамии игровой психотерапией; музыкальные занятия, специальные выезды на природу поиндивидуальным заданиям, правильный режим питания и продуманная физическаянагрузка со специальной гимнастикой и занятиями в бассейне – всецело занимаютвремя и деятельность беременной женщины. Основным побудительным мотивом занятийявляется стремление женщины вырастить счастливую, гармонично развитую личность.Позитивный психологический настрой родителей, умение матери мыслить позитивно,имеют положительное влияние на ребёнка наравне с походами в консерваторию,пением колыбельных, физическими упражнениями и всем остальным.
Вцелом сторонники характеризуемого направления уверенны в том, что у мамы естьреальный и очень значимый шанс подарить своему ребенку светлое и солнечноевосприятие мира, умение ставить цели и добиваться их, веру в победу,настойчивость, терпение, оптимизм.
Психологи,психоаналитики и психотерапевты, работающие в перинатальных центрах, стремятсяразбудить в будущих родителях желание расти, помочь им обрести состояниецелостности, избавиться от негативных установок, тревог, страхов и разрешитьвнутренние конфликты. Особая специфика перинатальной психотерапии связана спризнанием того, что глубинная закладка черт личности ребенка, фундаментальногоотношения его к миру во многом происходит во время беременности и в родах. Вклассическом психоанализе, начиная с Зигмунда Фрейда, много говорилось овлиянии родовых переживаний на состояние психики человека. Понятие психическойтравмы рождения сформулировал Отто Ранк, развил эту тему Станислав Гроф.Практический опыт большинства специалистов позволяет им утверждать, чтопсихоаналитическая «травма рождения» — это вторичное явление. Первоначальнойпричиной является отсутствие любовного контакта у мамы и папы с ребеночком впериод беременности. Психоэмоциональный «марафон рождения» в пониманиипсихоаналитиков зависит от того, насколько будущая мать сумела психологически ифизически подготовить ребенка к переживаниям в родах. Если любовный контактматери с ребенком не был сформирован во время беременности, то значительноменьше шансов на их эмоциональное воссоединение после родов. В этой ситуацииженщина не испытывает любовь к ребенку, устает от него, хочет быть в отдельнойот него палате в роддоме. Поэтому главный акцент в работе с будущими родителямив русле этого направления делается на формирование любовного контакта мамы иребенка во время беременности. Роды у матери, любящей и поддерживающей своегоребёнка, сопровождаются выработкой «гормонов любви» (окситоцин,простагландины), болезненность схваток в этом случае значительно уменьшается.
Такимобразом, главной характеристикой этого направления является формированиелюбовного отношения матери к своему ребёнку. Все свое внимание мамочка сосредотачиваетна ребенке, она «направляет» ему образы, которые ей нравятся, которые онахотела бы передать ребенку. Таким путем, по мысли психоаналитиков, она можетзадавать будущему ребёнку те культурные ценности, те личные качества, которыеблизки ей самой.
Школагаптономии
Гаптономия- мед. греч. hapsis — прикосновение; hapto — касаюсь + nomos- закон; буквально«закон прикосновений».
Гаптономия- методика, разработанная в Нидерландах и получившая широкое развитие в Дании,Франции.
Ведущейидеей гаптономии является идея о том, что в процессе ожидания ребёнка участвуюттрое – мать, отец и сам ребенок. Женщина беременна ребёнком, она вынашиваетплод любви. Мужчина «беременен» своей женой, он помогает ей вынашивать дитя.Целью гаптономии является первое близкое знакомство и контакты супругов с ихбудущим ребенком при помощи прикосновений. Можно научить ребенка „выходитьна связь“ в определенное время или на определенные звуки. Гаптономия неготовит родителей к родам, она подготавливает их к жизни с новорожденным. Этопсихологическая подготовка к будущей жизни втроем. Одна из задач гаптономии — побудить отца будущего малыша участвовать в раннем, дородовом, контакте сосвоим ребенком.
Беременнаяженщина нуждается в ощущении безопасности. Ребенку в материнском лоне дляощущения безопасности и защиты необходимо ощущать, что он не одинок. Получаяаффективное подтверждение от своих родителей, ребёнок формирует настоящеечувство базовой безопасности, которое включает в себя хорошее самочувствие иощущение полноты жизни. Ребенок, родившийся у любящих друг друга родителей,это, как правило, спокойный, улыбчивый, уверенный в себе ребенок. Он малоплачет, очень миролюбив, легко адаптируется к новым ситуациям, вливается вколлектив и легко переносит разлуку. Такой ребенок знает, что хочет. Он ранопроявляет свою индивидуальность.
Поэтомув гаптономическом сеансе должны участвовать трое. Важно, чтобы ребеноквыстраивал себя в триаде. В идеале – это мать, отец и ребенок. Если отца нет,его роль выполняет специалист, проводящий сеанс сопровождения.
Такимобразом, основное значение использования метода гаптономии заключается вобеспечении тактильных и психологических контактов обоих родителей с ребёнком вутробе.
Экспертныеоценки ведущих направлений перинатального воспитания.
ФИЛИППОВАГалина Григорьевна, доктор психологических наук, профессор кафедры общейпсихологии и истории психологии Московской гуманитарно-социальной академии,руководитель секции перинатальной психологии Российского психологическогообщества и московского отделения этой секции, вице-президент межрегиональнойАссоциации перинатальной психологии и медицины России:
Термин– «пренатальное воспитание» или «пренатальное обучение» звучит некорректно.Можно сказать, что это просто несочетаемые понятия. Ведь пренатальный период –это время до рождения, воспитывать и обучать человека в этот время не имеетсмысла.
Делов том, за 75 лет млн. лет эволюции только млекопитающих природа сделала все,чтобы обеспечить ребенка во внутриутробном периоде всем необходимым для его психическогои физического развития и в достаточном количестве. Можно сказать, что всеестественные воздействия, которые испытывает ребенок в утробе матери, жесткодозированы и обеспечивают его нормальное развитие.
Унас нет никаких оснований считать, что общение матери с ребенком во времябеременности является непременным условием его нормального психического иэмоционального развития. Известно, что у глухонемых матерей рождаютсясовершенно здоровые дети, которые по своему развитию не отличаются от детей, родившихсяу обычных матерей. Существуют народности, согласно культурным традициям которыхобщение с ребенком во время беременности не поощряется – по их представлениям,голова у ребенка формируется на девятом месяце беременности, поэтомубессмысленно разговаривать, думать о ребенке, как-то реагировать на егошевеления. И, наконец, есть определенный тип женщин, которые, согласно своимпсихическим и эмоциональным особенностям, не склонны бурно реагировать набеременность саму по себе и на каждое проявление со стороны ребенка, а также несчитают нужным интенсивно с ним взаимодействовать – тем не менее, по нашемуопыту, у таких женщин рождаются дети, не страдающие отставанием в развитии.Кроме того, не надо забывать, что, оценивая развитие ребенка после рождения, мыв действительности не можем установить, что он получил во внутриутробныйпериод, а что – за время внеутробной жизни.
Такимобразом, ребенок, находящийся в утробе матери, не нуждается в каких-либоспециальных внешних обучающих или развивающих воздействиях. Любые методики,предусматривающие непосредственное воздействие на ребенка в утробе матери, мырассматриваем как неоправданное форсирование его развития, демонстрациюнедоверия природе, господу Богу и самой женщине.
Другоедело – будущие родители. Есть беременные женщины (и их мужья), которые безовсяких наставлений общаются с малышом, кладут руки на живот, что-то емурассказывают – мы говорим, что такие пары обладают высокой родительскойкомпетентностью. Компетентная мама безошибочно различает состояниевынашиваемого ею малыша: его спокойное радостное настроение или беспокойство,неудобство. Такая мама интуитивно чувствует, что надо сделать для того, чтобыулучшить ситуацию, чтобы малышу стало комфортно. И после рождения ребенка ей несоставляет труда определить его состояние.
Однакочасть родителей в силу ряда причин испытывают определенные трудности, неуверены в своих силах, в своей родительской компетенции. В этом случаепсихологи и психотерапевты могут помочь им осознать свое родительство, повыситьуровень родительской компетентности. Так что понятие «пренатальное воспитание»,в сущности, стоило бы заменить на воспитание, или обучение, родителей дорождения ребенка.
БОРОВАЯТатьяна Геннадьевна, член-корреспондент РАМН, профессор кафедры гистологии иэмбриологии педиатрического факультета РГМУ:
Внутриутробноевоспитание и обучение существует и проводится оно самой природой. Вэмбриональном развитии человека его клетки постепенно приобретают разныекачества и свойства, иными словами — специализируются, обучаются. Впоследствииони создают разнообразные ткани, из которых формируются органы и системы плода,выполняющие разные функции. Подобное обучение происходит на основе генетическихпрограмм (детерминации) клеток, исполнение которых зависит не только отсостояния зародыша, но и, в значительной мере, — от состояния организма матери.Эти программы «работают» надежно лишь в тех случаях, когда беременная женщиназдорова, не имеет наследственной патологии, с любовью вынашивает ребенка и снадеждой ожидает его рождения. Связь ребенка с организмом матери в периодбеременности настолько тесна и значима, что, говоря о развитии плода,специалисты всегда имеют в виду систему “мать-плод”. Механизмы реализациибиологических программ невероятно сложны, а происходящие на их основе процессычрезвычайно напряженны. Одни и те же клетки зародыша могут развиваться в разныхнаправлениях, создавая ткани с кардинально разными свойствами и функциями.Например, клетки мезенхимы дифференцируются в клетки костных, хрящевых, жировой,гладкомышечной тканей, а также в форменные элементы крови. К сожалению, нам ещекрайне мало известно о механизмах регуляции генетических программэмбрионального развития, и любое вмешательство в их работу без должного уровнязнаний может оказаться в лучшем случае бессмысленным, а в худшем — вредным длязародыша. Некоторые авторы методик выдвигают в качестве аргумента в пользудородового обучения нереализующиеся резервы плода — в частности, резервыпогибающих, невостребованных в эмбриогенезе нервных клеток. Рассматривая данныепредложения, следует иметь в виду, что в основе развития тканей (в том числе — нервной) лежит комплекс биологических процессов, включающий не толькоразмножение и специализацию (обучение) клеток, но и так называемуюзапрограммированную клеточную гибель. Последней подвергаются те клетки, которыена каком-то из этапов утрачивают значение для развивающейся ткани (или органа)либо приобретают поломки в структуре своего генетического кода (ДНК).Естественная гибель таких клеток в эмбриогенезе так же неотвратима, какобучение и поступательное развитие подавляющего большинства других клетокорганизма зародыша. Более того, у ученых данных, подтверждающих, что количествонервных клеток в головном мозге связано с уровнем интеллекта. Что же касаетсявозможностей плода воспринимать звуки, запахи и другие сигналы, то этохарактеризует процесс созревания его органов чувств. Важнейшим же этапомобучения является анализ информации в коре головного мозга, способность ккоторому в основном появляется после рождения ребенка при общении его сокружающим миром. Ребенок рождается функционально незрелым, его органам исистемам (в том числе и головному мозгу) еще предстоит пройти немалый путь всвоем развитии.
Итак,если обсуждать проблему дородового воспитания, следует сказать, чтопредпринимаемые намеренно воздействия на систему „мать-плод“ вэмбриогенезе должны иметь очень веские основания и базироваться на прочныхзнаниях. Конечно же, общение с природой, занятия музыкой, рисованием, любимымиделами, беседы с психологом не повредят растущему плоду, если они доставляютудовольствие матери и она чувствует, что при этом общается с малышом, и имобоим хорошо. Положительные эмоции матери, несомненно, полезны и ребенку, равнокак отрицательные реакции вредны и даже опасны для плода. Важнейшее позитивноевлияние на развивающийся плод в процессе беременности должны оказывать забота обеременной и ее будущем ребенке в семье, а также квалифицированный дородовыйпатронаж врачом-акушером и психологом. При правильной организации беременностии последующего воспитания ребенка его способности не замедлят проявиться, изадачей родителей будет лишь вовремя эти способности заметить и бережноспособствовать их развитию. Истории известны случаи рождения вундеркиндов,умеющих чуть ли не с пеленок читать, рисовать, играть на музыкальныхинструментах и т.п., но большинство из них так и не реализовало своиспособности во взрослой жизни. А отдаленные последствия, быть может, болееважны, чем ранние успехи в детском возрасте.
ПАВЛОВАЛюбовь Николаевна, кандидат психологических наук, ведущий научный сотрудникцентра „Дошкольное детство“ им. А.В. Запорожца:
Женщине,ожидающей ребенка, важно уметь понимать свое состояние, чутко реагировать намир. Однако не всем это дано от природы, а может быть, и от воспитания. Ученыеустановили существование двух групп будущих матерей — с высоким и с низкимуровнем психологической готовности к материнству. Женщины с низким уровнемпсихологической готовности к материнству (1 группа) не испытывали особого желанияиметь ребенка, в период беременности были „далеки“ от ощущенияматеринства. Как правило, в детстве такие женщины сами были лишены родительскойласки. Рожденные ими малыши чаше проявляли отрицательные эмоции, медленнееразвивались. Женщины с высоким уровнем психологической готовности к материнству(2 группа) радовались, узнав о своей беременности; они испытывали чувствообщности с еще не рожденным ребенком. Среди этого контингента матерей былвысокий процент удачных родов, а их дети чаще имели хорошие показателипостнатального развития. Зададимся вопросом: можно ли научиться быть мамой?
Именноэту задачу и решают пренатальные центры. Будущим мамам, обращающимся кдеятельности таких центров нужно принять во внимание следующее.
Пренатальнаяпедагогика делает свои первые шаги. Пока трудно с уверенностью предложить длявведения в массовую практику какие-либо до конца разработанные системы. Прошлопримерно 20 лет с того момента, когда отечественная наука обратиласьнепосредственно к данной проблеме. Еще не накоплен достаточный материал,позволяющий судить об отдаленных последствиях этих методик и их подлиннойрезультативности.
Квоздействиям на неродившегося ребёнка, на наш взгляд, следует относиться состорожностью. Внутриутробный период развития малыша проходит по строгимзаконам и в относительно короткое время. Метаморфозы внутри материнского чревастоль быстры и последовательны, что не учитывать их нельзя. Вместе с тем,учитывать дозированность и качество педагогических воздействий на плодневозможно. Так, например, уже на четвертом месяце беременности по-разномуразвивается мозг мальчика и девочки. Так на кого вы будете воздействовать? Или:звуки в жидкой среде воспринимаются совершенно по-другому, так как жеприближать их источник к животу матери?
Подчеркнемеще раз: каждый ребенок – индивидуальность. Можно предполагать, что этаиндивидуальность существует на ранних этапах пренатального и постнатальногоразвития. Стоит ли так настойчиво стремиться воздействовать на этуиндивидуальность, вторгаться в жизнедеятельность формирующегося человека?
ЧИЧЕРИНАНина Александровна, к. п. н., психолог-психотерапевт, директор перинатального»Благовест-Н:
Современныенаучные медицинские и психологические исследования свидетельствуют о том, чтомысли и эмоции, которые испытывает мать во время беременности, оказываютнепосредственное влияние на развитие ее ребенка, а также на его самосознание.Американские ученые Дэвид Чемберлен, Стивен Реймонд, Томас Верни и многиедругие доказывают, что чувства ребенка, его мозг начинают работать раньше, чеммы себе это представляли. Все, что происходит с матерью, происходит и внутринее. Это относительно новое представление. Раньше плацента, соединяющая ребенкас матерью, воспринималась большинством ученых как изоляция, барьер, который защищалребенка от всех внешних проявлений, а также в большей степени оттого, чтопроисходило внутри матери. Но теперь научная мысль утверждает, что плацента — это передатчик: она передает абсолютно все от матери непосредственно ребенку.
Доктор-психиатр Томас Верни предоставил неоспоримые доказательства, что эмоциональное,психологическое и интеллектуальное развитие личности начинается вовнутриутробном периоде. Внутриутробный младенец может видеть, слышать,переживать и, на примитивном уровне, даже обучаться. Известно, что когдабудущая мать испытывает какие-либо эмоции — положительные или отрицательные,или когда она счастлива или несчастлива, ее организм выделяет различныегормоны. Они играют определенную роль в процессе становления человеческогоорганизма и выделяются в организме женщины очень рано, уже в течение первыхнедель после зачатия. К 12-14 неделям беременности у ребенка формируются всеорганы и системы жизнедеятельности, и для него уже важно, в каком расположениидуха находится мама, да и папа тоже. Не родившийся ребенок не такой ужнесмышленыш, как кажется. Он ведет себя, как новорожденный, сосет пальчик,своими движениями может выражать как приятие чего-либо, так и неприятие.
Первыйвозраст жизни.
Родившисьв этот мир, человек вступает в первый свой возраст – новорожденность. Границыэтого периода разнятся у врачей, физиологов и психологов. Врачи считают, чтоноворожденность заканчивается, когда малыш восстанавливает свой вес, который онимел при рождении. Несколько дней после рождения, новорожденный, как правило,теряет в весе. И потому восстановление первоначального веса является для врачейсигналом того, что первый жизненный стресс ребёнком преодолён.
Физиологическимкритерием завершения периода новорожденности считается появление реакции на зрительныеи слуховые раздражители. Приблизительно к тридцатому дню своей жизни ребёнокпроявляет сосредоточенность во взгляде, а также реагирует вниманием на звук.Появление этих реакций в поведении ребёнка и является для физиологов критериемперехода в младенчество.
Дляпсихологов период новорожденности завершается с появлением у ребёнка первыхпризнаков психической деятельности. Эти признаки могут весьма разниться, нообъединяет их общее наименование – комплекс оживления. Комплекс оживления – этомногообразные проявления положительных эмоций, связанных с узнаванием взрослогочеловека. Именно первые признаки выражения радости, как реакции на лицо и (или)голос взрослого (в первую очередь – матери) подтверждают тот факт, что психикановорожденного работает. Узнавая взрослого, ребёнок всем своим существомобращается к нему – улыбка, движение, издаваемые звуки, — всё свидетельствует остремлении воздействовать на взрослого. Начало выстраивания взаимодействия свзрослым человеком завершает период новорожденности. Многие исследователи (13,269) называют новорожденность переходным периодом от внутриутробного развитиячеловека к самостоятельному существованию.
Воткак характеризует кризис новорожденности Л.С.Выготский
«Развитиеребенка открывается критическим актом рождения и следующим за ним критическимвозрастом, носящим название новорожденности. В момент родов ребёнок физическиотделяется от матери, но из-за ряда обстоятельств в этот момент не происходитещё биологического отделения его от матери. В основных жизненных функцияхребенок остается ещё долгое время биологически несамостоятельным существом»(с.269).
Л.С.Выготскийподчеркивает своеобразие ситуации развития в новорожденности тем, что в моментродов происходит физическое, но не биологическое отделение ребёнка от матери.Все существование ребенка в период новорожденности занимает промежуточноеположение между внутриутробным развитием и последующими периодамипостнатального детства.
Переходныйхарактер новорожденности прослеживается на нескольких основных отличительныхособенностях. Первое, что называет Л.С.Выготский, — это питание, которое носитсмешанный характер. «С одной стороны, ребенок питается по способу животных: онвоспринимает внешние раздражения, отвечает на них целесообразными движениями, спомощью которых захватывается и усваивается пища. Весь его пищеварительныйаппарат и обслуживающий этот аппарат комплекс сенсомоторных функций играетглавную роль в питании. Однако ребенок питается молозивом матери, авпоследствии её молоком, т.е. внутриорганическим продуктом материнскогоорганизма. Таким образом, питание новорожденного представляет собой как быпереходную форму, …промежуточное звено между внутриутробным и последующимвнеутробным питанием» (с.270).
Следующаяособенность периода новорожденности – специфичность основной формысуществования новорожденного, которая отличается недостаточнойдифференцированностью сна и бодрствования. Часто у новорожденного наблюдаетсясреднее состояние между сном и бодрствованием, которое больше всего напоминаетсостояние дремоты.
Третьесущественное отличие периода новорожденности связано со способностью ребенка кдвижению. Л.С. Выготский подмечает, что новорожденный ребенок уже обладаетрядом двигательных реакций, возникающих в ответ на внешние раздражители, но ещецеликом лишен способности к самостоятельному передвижению в пространстве.
Последнимпрямым и бесспорным доказательством того, что период новорожденности следуетрассматривать как переходный период между утробным и внеутробным развитиемЛ.С.Выготский называет следующее. «Последние месяцы эмбрионального развитиямогут в случае преждевременных родов протекать в условиях внеутробногоразвития, как и первые месяцы новорожденности в случаях задержанных иотсроченных родов могут протекать в условиях развития утробного» (272).
Центральноеновообразование периода новорожденности – индивидуальная психическая жизньребенка. Два момента отмечаются ученым в этой связи. Жизнь присуща ребёнку ужев утробе, но в период новорожденности эта жизнь становится индивидуальнымсуществованием вне организма, в котором она зародилась. Второй моментобусловлен тем, что эта индивидуальная жизнь есть форма бытия ребенка каксоциального существа, наделенного психической жизнью.
Переходк младенчеству знаменуется новой фазой в развитии малыша – это началоэмоционального взаимодействия, общения ребёнка и взрослого. Как толькопоявляются первые признаки того, что «контакт» состоялся, психологи отмечаютпоявление новой общности – «ситуация Мы»(термин Выготского). Рёбенок, начавшийобщение с взрослым человеком переходит в категорию младенцев.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.portal-slovo.ru


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.