Иванова А. И.
/>
Впоследние годы в педагогической литературе получила распространение идеяприродосообразного воспитания. Одни авторы подразумевают под этим воспитание налоне природы, в гармонии с ней, другие трактуют данное словосочетание каквоспитание в соответствии с природой человека, с его возрастнымифизиологическими и психологическими особенностями. Однако вышеприведенномутермину можно придать и третий смысл: природосообразное воспитание — этовоспитание, учитывающее особенности взаимодействия организма со средой накаждом этапе онтогенеза.
Мысльо том, что в каждом возрастном периоде человек по-разному взаимодействует сосредой, принадлежит Л.С. Выготскому. Основу идеи составляет представление, чтовесь онтогенез делится на четкие, достаточно продолжительные основные периоды,которые отделены друг от друга не менее четкими критическими периодами.Основные и критические периоды чередуются: за каждым основным периодом следуеткритический, за критическим —основной.
Вкачестве объективного критерия деления онтогенеза на периоды Л.С. Выготскийрассматривал появление у развивающегося организма способности взаимодействоватьс каким-либо новым фактором среды, с которым он не мог соприкасаться напредыдущем этапе своей жизни. Поскольку этот фактор определяет возможностьдальнейшего развития, он получил название ведущего фактора среды на данномэтапе. На основе данной идеи психолог разработал периодизацию дошкольного имладшего школьного возраста.
И.А.Аршавский — физиолог, изучавший возрастные особенности детей и подростков —дополнил представления исследователя новыми положениями. Он установил, чтопереход от одного периода к другому становится невозможным (и, следовательно,развитие прекращается) в двух случаях:
еслив нужное время не появился очередной фактор среды, с которым организм долженначать взаимодействовать на новом этапе развития;
еслинужный фактор появился, но на предыдущем этапе организм не созрел длявзаимодействия с ним.
Основываясьна этих представлениях, И.А. Аршавский разработал периодизацию внутриутробнойстадии развития человека. Но нам неизвестны работы, в которых данный принципбыл бы доведен до логического конца и охватил бы весь онтогенез в целом — отмомента образования зиготы до смерти. Цель данной статьи — изложить системупериодизации онтогенеза, в основе которой находится изменение взаимоотношенийорганизма со средой.
Посколькуавторы зачастую вкладывают в одни и те же термины разный смысл, во избежаниеразночтений необходимо определить содержание терминов и понятий, используемых вданной работе.
Онтогенезделится на две стадии: антенатальную (до рождения) и постнатальную (послерождения).
Вонтогенезе можно выделить три фазы:
— эволютивную (внутриутробное развитие, детство и юношество);
— репродуктивную (половая зрелость);
— инволютивную (старость).
Каждаяфаза онтогенеза распадается на периоды. Границы периодов определяютсяфакторами, с которыми организм может взаимодействовать на данном этапе своейжизни. В эволютивную фазу эти факторы последовательно появляются, винволю-тивной, напротив, также последовательно исчезают.
Характеристика основных периодов
Основныепериоды бывают длинными, Их продолжительность измеряется годами (за исключениемпренатальной стадии, которая длится менее года). На протяжении основногопериода организм растет, приобретает новые знания и навыки, укрепляетсяфизически. В это время совершенствуются те способы взаимодействия со средой,которыми организм овладел на предыдущих этапах развития. Однако сами этиспособы принципиально не меняются.
Постепенноенакопление количественных изменений готовит базу для освоения в конце основногопериода нового способа взаимодействия со средой, что знаменует переходорганизма в следующий период своего развития (рис. 1).
Восновном периоде можно выделить несколько этапов. Длительное время способностьреагировать на определенный фактор находится в зачаточном состоянии (отрезокА). Сразу же после прохождения критического периода (отрезок К) организм учитсявзаимодействовать с новым фактором среды, на что уходит несколько дней илинедель отрезок Б идет резко вверх). Затем процесс замедляется (отрезок В).Наконец, наблюдается длительное плато, во время которого организм переходит врежим устойчивого функционирования (отрезок УФ). Данный способ взаимодействия сосредой освоен и используется без затруднений в течение практически всейпоследующей жизни до старости. Фактор, ведущий на отрезках К — Б — В, теряетлидирующее положение и становится просто нeобходимым.
Внедрах этого этапа зарождается следующий способ взаимодействия со средой.Наступает следующий критический период, и теперь уже иной фактор на какое-товремя становится ведущим. Все повторяется, но уже на новом уровне относительнодругого фактора среды.
Характеристика критического периода
Вотличие от основного периода критический бывает кратковременным. На раннихэтапах онтогенеза он длится часы и дни, на более поздних — недели. О егонаступлении можно узнать с помощью сравнительно простых критериев, позволяющихуловить первые признаки начала активного взаимодействия организма с новымфактором среды.
Посколькув это время в сложившуюся программу функционирования организма встраиваетсяновая подпрограмма, происходит некоторая разбалансировка всех систем, из-зачего снижается устойчивость к неблагоприятным воздействиям, повышаетсяранимость организма, увеличивается вероятность его заболевания и гибели. В тоже время благодаря возникающим перестройкам пластичность организма на короткоевремя повышается и это создает возможность некоторого коррекционного перепрограммирования.Таким образом, во время критического периода не только начинаетсявзаимодействие с новым фактором среды, но и приводятся в соответствие функцииорганизма с конкретно складывающимися условиями жизни. Если такое предположениесправедливо, это открывает новые перспективы для понимания механизмов влиянияна организм воспитательных и оздоровительных мероприятий.
Взаимоотношение основных периодов
Основныепериоды не сменяют друг друга по схеме «кончился один—началсядругой», а встраиваются друг в друга. Каждый основной период закладываетсяв недрах предыдущего (даже в недрах нескольких предыдущих периодов) и несет всебе зачатки последующих. В каждом очередном периоде содержится все, что былодостигнуто во всех предыдущих (рис. 2).
Ведущийфактор — это фактор, с которым организм должен начать взаимодействовать наочередном этапе онтогенеза. Именно он определяет возможность дальнейшегоразвития. Свою ведущую роль он выполняет на этапах К — Б — В (см. рис. 1). Наэтапе устойчивого функционирования (УФ) он теряет лидирующее положение истановится просто одним из факторов, необходимых для жизни. Таким он остаетсявплоть до того момента, когда в инволютивную фазу организм потеряет способностьвзаимодействовать с ним.
Термин«ведущий фактор» распространяется только на те факторы, которыезначимы для естественной реализации данного периода онтогенеза. Остальныефакторы, также оказывающие влияние на ход онтогенеза (например, первая встречас микроорганизмами или первая простуда), в данной системе периодизациирассматриваются по отношению к онтогенезу как случайные, так как не являютсянеобходимыми для развертывания программы индивидуальной жизни.
Вначальных и конечных периодах онтогенеза ведущими факторами являются способыпитания. Затем их сменяют социальные факторы. В центральном периоде ведущимистановятся факторы, обеспечивающие репродуктивную функцию организма.
Периодизация онтогенеза на основе его взаимодействиясо средой
Какговорилось выше, в настоящее время существует много разных систем периодизации онтогенеза.Авторы каждой из них главное внимание уделяют описанию основных периодов. Впредлагаемой ниже системе основное внимание сосредоточено на критическихпериодах. В ней указываются объективные критерии, с помощью которых можноопределить, какие критические периоды прошел наблюдаемый человек и,следовательно, в каком основном периоде он находится. Эти критерии напрямуюсвязаны с ведущими факторами среды, без которых развитие прекращается.
Эволютивнаяфаза
Первыйкритический период — оплодотворение.
Моментоплодотворения — начало жизни индивидуума.
Продолжительность— несколько часов.
Ведущимфактором развития является способ питания: в это время организм используетзапасные питательные вещества, имевшиеся в яйцеклетке.
Вовзаимодействие с внешней средой он не вступает, поскольку отделен от полоститрубы и матки несколькими оболочками. Эти оболочки на всем продолжении первогоосновного периода обеспечивают зародышу постоянство его микросреды.
Остановкаразвития произойдет в двух случаях: если эта специфическая среда будет нарушенаили по каким-то причинам эндогенный способ питания не сможет быть использован.В этом случае зародыш погибает на стадии зиготы или бластулы.
Второйкритический период — имплантация.
Зародышпроходит его в возрасте 6 — 12 дней.
Продолжительность— несколько часов.
Средойобитания зародыша становится слизистая оболочка матки.
Ведущийфактор среды — способ питания: в это время зародыш питается выделениями железслизистой оболочки матки и продуктами ее лизиса.
Остановкаразвития происходит в двух случаях: если имплантация не произошла или зародышне смог адаптироваться к жизни в новых условиях.
Третийкритический период — переход на гемотрофное питание (питание через кровь).
Продолжительность— несколько дней, пока формируются кровь и кровеносные сосуды.
Кконцу этого периода средой обитания становится плодный пузырь, заполненныйамниотической жидкостью.
Ведущимфактором развития является гемотрофный способ питания.
Остановкаразвития происходит в двух случаях; если плацента не оформилась или организм напредыдущих этапах развития не созрел для перехода на гемотрофный способпитания. Наступает самопроизвольный аборт. В медицинской литературеуказывается, что наибольшая частота самопроизвольных абортов приходится именнона 8 — 10-ю недели беременности, что совпадает с моментом окончательногоформирования плаценты.
Четвертыйкритический период — освоение амниотрофного способа питания, а если говоритьшире — то питания жидкой пищей через рот. Зародыш начинает осваивать новыйспособ питания с 16-й недели.
Продолжительность— 1 — 2 недели.
Средойобитания плода продолжает оставаться амниотическая жидкость,
Ведущийфактор среды — питание амниотической жидкостью,
Торможениеразвития: если количество и качество околоплодных вод не соответствует норме;если плод не может освоить амниотрофный способ питания. Тогда рождаетсяфизиологически незрелый ребенок, у которого не сформированы сосательные,глотательные и дыхательные рефлексы, нарушена ферментативная и механическаяактивность желудочно-кишечного тракта. При незначительной незрелости развитиетормозится, при сильной — ребенок гибнет.
Пятыйкритический период — роды. Он продолжается от нескольких часов до двух суток инаступает через 40 недель беременности с возможными отклонениями в обе стороны надесять дней.
Послеродов из водной среды ребенок переходит в воздушную. Ведущую роль играют сразунесколько факторов, в первую очередь воздух и температура.
Остановкаразвития происходит в двух случаях: если ребенок не родился в срок (при оченьдлительном перенашивании), либо из-за физиологической незрелости он не способеносвоить самостоятельное дыхание.
Способпитания в данном периоде меняется незначительно: ребенок продолжает питатьсяжидкой пищей через рот, только теперь вместо амниотической жидкости используетвначале молозиво, а затем молоко.
Периодпитания жидкой пищей можно разбить на четыре подпериода: амниотическаяжидкость, молозиво, зрелое молоко и иные жидкости (соки, супы и т.д.).
Шестойкритический период в литературе не выделен. Назовем его периодом структуризациисреды. Он приходится на конец 3-го — начало 4-го месяца внеутробной жизни.
Продолжительность— 1 — 2 недели.
Критериемнаступления этого периода служит момент, когда ребенок впервые протянул руку кпогремушке. Чуть раньше он различил лицо матери и улыбнулся ей. Если до этогосреда была для него бесструктурной, то теперь она распадается на отдельныеобъекты, которые он начинает различать. Вероятно, это является серьезнойнагрузкой для незрелого мозга. В данный период повышается чувствительностьребенка к неблагоприятным воздействиям.
Начинаяс 4-го месяца ведущим фактором становится структура внешней среды. Чем онабогаче и разнообразнее, чем больше событий, значимых для ребенка, темполноценнее осуществляется развитие маленького человека. В обедненной средеразвитие замедляется, а в совершенно однообразной — прекращается. Имеядостаточно пищи, ребенок способен выжить, но стать полноценной личностью несможет. В психологии это явление описано под названием «госпитализм».
Следовательно,торможение развития происходит в двух случаях: если ребенок живет в оченьбедной среде, либо на предыдущих этапах он не созрел для взаимодействия свнешней средой. Последнее может быть вызвано разными причинами: дефектамианализаторов, нарушением психического развития и т.д.
Седьмойкритический период — динамический. Приходится на возраст 10 — 14 месяцев (конец1-го и начало 2-го года жизни). Для каждого конкретного ребенка он длится 2 — 3недели. За это время кардинально меняются два фактора среды: жидкая пищазаменяется смешанной; ребенок начинает ходить, т.е. активно перемещаться всреде.
Наданном этапе оба фактора становятся ведущими.
Торможениеразвития произойдет при нарушении взаимодействия с обоими факторами. Сохранениемолочного вскармливания и питание исключительно жидкой пищей негативносказываются на развитии и состоянии здоровья, причем чисто молочное кормление —без использования хлеба, каш, мяса, овощей — рано или поздно приведет к гибели.
Ходьба,самостоятельное передвижение обеспечивают значительное расширение границ среды,с которой человек может взаимодействовать лично, причем взаимодействоватьактивно. Ограничение движения тормозит развитие, а полная его невозможностьделает невозможным и само существование человека. Жизнь может поддерживатьсятолько в искусственных условиях, если данного человека кто-то обслуживает.
Невозможностьсамостоятельного перемещения не затормозит умственное развитие только в томслучае, если окружающие люди смогут создать ребенку обогащенную, постоянноменяющуюся среду, и так организуют воспитание, что личная воля ребенка будетиграть ведущую роль при взаимодействии со средой.
Восьмойкритический период — социализация. Он приходится примерно на возраст 3-х лет.
Продолжительностьравна 1 — 3 неделям.
Критериямиперехода ребенка в новый период развития служит появление способности играть сдетьми примерно своего возраста и осознание понятия «Я». С этогомомента он разделяет себя и среду и смотрит на среду как на объект приложениясобственных сил. В состав среды он включает и других людей.
Остановкаили торможение развития происходит в двух случаях: если ребенок к трем годам несозрел для взаимодействия с другими людьми (такое бывает при умственнойотсталости, а также при неправильной организации среды и дефектах воспитания напредыдущих этапах) или лишен возможности вступать в контакт с другим детьми ипроявлять личную активность и волю при взаимодействии с ними.
Присильно выраженных ограничениях свободы воли дело может закончиться не толькоотставанием в развитии, но и гибелью.
Девятыйкритический период приходится на 7-й год жизни. Его интуитивно ощущают ипедагоги и психологи, но каковы его критерии, пока не ясно. Косвеннымдоказательством того, что данный период является критическим, служит повышениезаболеваемости и смертности детей по сравнению с предыдущими и последующимивозрастами.
Нашисобственные исследования позволяют выдвинуть предположение, что в возрасте 7лет ребенок осознает понятие «Я знаю» и «Я не знаю».Дошкольники прекрасно дифференцируют понятия «умею — не умею»,«сделаю — не сделаю», но не всегда отдают себе отчет в том,«знают» они или «не знают». Осознание понятия «незнаю» — важный этап в становлении взаимоотношений со средой, поскольку сэтого момента процесс ее познания делается целенаправленным и осознанным. Еслив период структуризации среды ведущей формой деятельности было манипулированиепредметами, в период социализации — любопытство («Что это такое?»),то после 7 лет ведущим фактором, обеспечивающим полноценное развитие, являетсясознательное и целенаправленное экспериментирование со всеми живыми и неживымикомпонентами среды, включая человека. Ребенок приобретает способностьвычленять, что ему известно и что неизвестно об окружающей его среде, иблагодаря этому начинает исследовать ее целенаправленно и произвольно.Вероятно, именно это свойство делает возможным выделение учебной деятельностикак ведущей после 7 лет.
Впринципе ребенок учился и приобретал знания во все возрастные периоды, начинаяс рождения (возможно, и до рождения), но до 7 лет он обучался непроизвольно.После 7 лет (с колебаниями в обе стороны в пределах одного года) обучениестановится произвольным. Именно произвольность процесса познания делаетсяведущим фактором, обеспечивающим полноценное развитие. Лишение ребенка этойвозможности, передача ему знаний в готовом виде (в вербальной форме)ограничивает развитие, приводит к неполноценности. В данной системепериодизации этот период назван инновационным.
Критериемего наступления служат фразы: «Я не знаю» и «Я знаю».
Торможениеразвития происходит в двух случаях: если наблюдается задержка в развитииребенка; если взрослые не создают условия для того, чтобы ребенок сам осозналсвое знание или незнание, если все знания даются ему в готовом виде.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.portal-slovo.ru/