Реферат по предмету "Психология, педагогика"


Валеология - перспективное научно-педагогическое направление XXI века

Здоровье- величайшая человеческая ценность. Очевидно, что хорошее здоровье — основноеусловие для выполнения человеком его биологических и социальных функций,фундамент самореализации личности. Очевидно также, что болезнь и нездоровье — это ограниченная в своей свободе жизнь.
ВРоссии очень высокая заболеваемость. Она на 30-40% выше, чем в среднем поЕвропе. Огромное количество больных туберкуле зом, гепатитом, психически ионкологически больных, наркоманов, ВИЧ-инфицированных и т.д. Количество людей ссердечно-сосудис тыми заболеваниями на 40-50% превышает показатели Европы и Америки.При высокой заболеваемости населения финансирование на здравоохранение у нас в5-6 раз ниже, чем в развитых странах, в которых, кстати, борются с курением,призывают к сокращению потребления алкоголя или переходу на более легкиенапитки. В России же количество курящих и употребляющих крепкие напитки — вышевсех разумных пределов. По стандартам Всемирной Организации Здравоохранения,если потребление чистого спирта в стране превышает 8 л на душу населения, этогрозит вырождением нации. У нас только, по официальным данным, потребляют 18 лчистого спирта, по другим данным — 22-23 л. В стране цифра курящих возросла запоследние десять лет у мужчин на 20%, у женщин — на 35%, у подростков — на 50%.
Выступаяс посланием Федеральному Собранию 8 июля 2000 г., Президент РоссийскойФедерации В.В. Путин отметил: "… Нас, граждан России, из года в годстановится все меньше и меньше, численность населения страны ежегодноуменьшается на 750 тысяч человек. Если верить прогнозам, через 15 лет россиянможет стать меньше на 22 млн человек. Если нынешняя тенденция сохранится, — выживаемость нации окажется под угрозой...".
30мая 2000 г. в Государственной Думе проходили парламентские слушания «Одемографической ситуации в России и мерах Правительства РФ по ееоптимизации». Цифры и факты, которые привели участники, также подтверждаютвсю серьезность (если не катастрофичность!) обсуждаемого вопроса:
90-егг. XX в. в России отмечены самым высоким со времени окончания ВеликойОтечественной войны уровнем смертности населения, тогда как показательсуммарной рождаемости достиг наименьшей величины. Фактически в России возниклоновое явление, которое определяется учеными как «сверхсмертность»,или, как его еще называют, «русский крест».
Убыльнаселения наблюдается в России в XX в. в четвертый раз. Первые три раза былиобусловлены Первой мировой и гражданской войнами, голодом и репрессиями 30-хгг., Великой Отечественной войной. Нынешний же демографический кризис экспертыназывают беспрецедентным в мирное время. В прошлом году естественные потерибыли компенсированы иммигрантами только на 16,7%. К концу XXI в., если непроизойдет каких-либо радикальных изменений, население России практическиуменьшится в два раза.
Говоряо здоровье российской нации, следует отметить одну очень важную особенность:около 70% россиян находится в так называемом состоянии предболезни — «яеще не болен, но уже не здоров». Это, скажем так, не состояние болезни, асостояние нездоровья.
ВРоссии отсутствует на государственном уровне пропаганда здорового образа жизнии борьбы с вредными привычками. Закон о табакокуре нии Государственная Думаприняла в первом чтении, а второе было провалено. Сейчас многие мировыетабачные компании переносят свои производства в Россию. Они практически скупилинашу табачную промышленность и травят наше население.
Анализпроисходящих в России социально -экономических преобразований показывает, что,к сожалению, человеку стало чуждо понятие совершенствования. Утрачено пониманиетого, что саморазвитие, рост собственной личности — это помощь не только себе,но и окружающим («Спаси себя — и вокруг тебя спасутся тысячи!»).Поскольку человеческая жизнь является высшей ценностью общества, тосовокупность свойств, качеств, состояний человека есть ценность не толькосамого человека, но и общества. Именно это превращает здоровье каждого индивидав общественное богатство.
Длясохранения и развития духовного, интеллектуального и физического потенциалачеловечество на протяжении всего своего развития формирует соответствующиесоциальные институты. В сохранении духовности человека трудно переоценить рольрелигии, искусства, литературы. Интеллектуальный потенциал сохраняется иразвивается системой образования и воспитания, наукой. За физический потенциалответственны физическое воспитание и спорт, здравоохранение, системарекреационных мероприятий и т.д.
Значительнуюроль в формировании культуры личности, в повышении интеллектуального,физического и духовного потенциала человека должны сыграть, на наш взгляд,образование и просвещение человека. Оттого, какими будут выпускники школ,вузов, во многом зависит будущее России. Научный анализ не оставляет сомнения,что именно здоровье населения определяет в настоящее время перспективу ибудущность развития любой страны.
Профилактическаямедицина в России сегодня — это медицина «предупреждения заболеваемости», а не самовозрастающего здоровья нации. С такой пассивной профилактикойнам не решить проблем здоровья нации. Но именно такой профилактической медициныу нас нет.
«Медицинойздоровья» является валеология (от лат. valeo — здравствовать) — родившеесяв России в 80-е гг. прошлого столетия новое междисциплинарноенаучно-педагогическое направление. Именно тогда профессор И.И. Брехманпредложил термин «валеология» для обозначения «здоровья человека».В 1987 г. он выпустил первую монографию по проблеме, в которой утверждается,что наука о здоровье должна быть интегральной, формируясь на основе экологии,биологии, психологии, медицины, теории и практики физической культуры и другихнаук[1] Возникновение валеологии, по мнению академика РАМН В.П. Казначеевa, — это прорыв российского интеллекта в науках о здоровье[2]. .
Впервыев России в Ленинградском институте усовершенствования врачей в 1987 г.профессором В.П. Петленко была создана кафедра валеологии. Он же автор пятитомника,в котором раскрыты все сферы валеологии как науки и учебной дисциплины [3].
Предметизучения валеологии — сфера здравствования человека. Основными проблемамивалеологии являются: 1) здоровье как биосоциальная категория; 2) механизмыформирования здоровья; 3) методы определения конституциональных особенностейиндивида; 4) методы оценки индивидуального здоровья и особенностей образа жизнииндивида; 5) практические способы сохранения и укрепления здоровья; 6) теория иметодика валеологического образования.
Объектомизучения валеологии выступают здоровый человек и человек, находящийся в такназываемом состоянии предболезни, а цель валеологии — вооружить человеканаучно-теоретическими знаниями о формировании, сохранении и укреплении здоровьяи практическими знаниями оздоровления организма. Валеология объединяет усилиямедиков, биологов, философов, социологов, психологов, педагогов, экологов,культурологов и других специалистов в создании учения о здоровье ивалеопрактических (оздоровительных) технологий. Валеология — это метанаучнаятеория и практика здоровья.
Впоследние годы в газетах «Советская Россия» и «Медицинскаягазета» появились антивалеологические статьи. Зачем нам валеология, еслиесть физическая культура, спорт, теория питания, гигиена, экология. Более того,валеологию именуют «клизмотерапией», «скотоложеством»…Профессор И. Солуянова в статье «Поп-наука: валеология»(«Медицинская газета», 1999, 7, № 1) самым грубым пороком валеологиисчитает, что она опирается на взгляд — здоровье человека как ценность. И пишет:«Нельзя не напомнить, что именно центральное базовое местоположениеценности здоровья человека, а также здоровья нации является определяющимпризнаком фашистской идеологии». Обозреватель «Медицинскойгазеты» Ю. Корнеев (21.10.98) пишет: "… в валеологию понадергали изгигиены, пропедевтники, экологии, спортивной медицины". Диакон А. Кураев исвященник А. Новопашин считают валеологию не наукой, а сектой, мракобесиемрериховцев. Примешивают и национальный момент. Валеологию создали люди определеннойнациональности — И. Брехман, И. Кон, Б. Шапиро, Н. Винник, А. Нуйкин, А. Гербер- люди антирусского менталитета .
Напомним,многие науки носят комплексный характер. Например, математика — это: алгебра,арифметика, геометрия, тригонометрия, аналитическая геометрия, дифференциальноеи интегральное исчисления, теория вероятности, теория ошибок, теория множеств.Интегрально математику объединяет теория чисел. Комплексный характер физики,химии, биологии, анатомии, физиологии, медицины, астрономии — общеизвестен.Почему же валеология — наука об индивидуальном здоровье человека — не можетопираться на морфологию и физиологию человека, терапию, гигиену, экологию,генетику, фитотерапию, гомеопатию, фармакологию, биотику, психологию,сексологию, физическую культуру, ботанику, цитологию, астрологию, хрононавтику.Валеология как наука об индивидуальном здоровье человека — наука педагогическойстратегии XXI в.
Всвое время, в 30-е гг. XX в., в СССР по идеологическим мотивам былаликвидирована педоло
гия,стремившаяся прочитать задатки человека через призму генетики, антропологии,физиологии, психологии, социологии. Педологии нет, но ее задачи может взять насебя валеология. Современная школа должна выпускать одухотворенных, добрых издоровых людей. И немалое место в этой задаче отводится валеологии.Педагогическая стратегия должна опираться: а) на здравосохраняющие основаниянаук; б) на здравосохраняющие элементы педагогики; в) на здравосохраняющиекультуру и искусство нации. Только такой «педагогический ансамбль» дастнам человека здорового, умного и красивого. О таком человеке мечтали И. Кант иФ.М. Достоевский. Человек, по Достоевскому, — существо божественное, истиннокрасивое — и такая божественная красота спасет мир.
Досих пор раздаются голоса — зачем создавать валеологию, когда есть гигиена? Всвоей монографии украинские валеологи Г.Л. Апанасенко, и А.А. Попова проводятсравнение этих научных дисциплин, убедительно иллюстрирующее различия гигиены ивалеологии [4].
Валеологияопирается на новый синтез наук — антропологических, психологических,социальных, биологических, экологических и т.д., на новый педагогическийсинтез, направленный на познание человеческого здоровья, человеческой любви икрасоты, на новый синтез науки и искусства: эстетику здоровья, эстетику исексологию любви, эстетику и каноны красоты, на новый синтез науки и культуры.
Структура валеологии
Отметим,медицина не может дать ответ на вопрос о сущности здоровья, так как она решаетпроблемы болезней, а не здоровья. Рассмотрение здоровья не только какмедико-биологической категории, но и с позиций культуры — необходимо иправомерно.
Валеологию,на наш взгляд, нужно рассматривать как научно-педагогическую дисциплину оформировании резервов биологической и социальной адаптации человека, опотенциях физических и духовных (душевных) сил человека, как научную основуздорового образа жизни.
Валеология,по нашему мнению, включает в себя две составные части (см. схему): 1)теоретическую и 2) практическую валеологию.
Врамках теоретической валеологии могут быть выделены ее научные аспекты:медицинский, биологический, социальный, психологический, педагогический,экологический, культурологический и т.д.
Врамках практической валеологии следует выделять два относительносамостоятельных раздела: 1) диагностическая валеология (валеометрия — измерениездоровья) и 2) собственно практичес кая валеология (оздоровление организма). Сучетом направленности охвата валеологических знаний можно выделить общуювалеологию и специальную валеологию. Специальная валеология — это возрастная,семейная и профессиональная валеология.
Какучебная дисциплина валеология может быть подразделена на: 1) дошкольную, 2)школьную, 3) вузовскую и 4) поствузовскую.
Валеологияограничивает круг своих интересов проблемой индивидуального здравствованиячеловека, и в частности — индивидуального здоровья. Общественное здоровье — предмет исследования социальной гигиены. Вместе с тем валеологи хорошопредставляют себе роль социально -гигиенических факторов в сохранении иукреплении здоровья индивида. И в системе оздоровительных средств онипредусматривают соответствующие мероприятия, корригирующие образ жизничеловека.
В1996 г. был утвержден Государственный образовательный стандарт высшегопрофессионального образования по специальности 040700 — «Валеология»(квалификация врач — валеолог-препо даватель и педагог-валеолог). Началасьэпоха внедрения в учебный процесс общеобразовательных, средних и высших учебныхзаведений России, Украины и Белоруссии учебной дисциплины«Валеология». В ряде вузов открываются кафедры валеологии, вводятсяспецкурсы по валеологии, создаются специализированные журналы, защищаютсядиссертационные работы по валеологичес кой тематике, проводится серия научныхфорумов различного уровня по актуальным проблемам валеологии, издаются учебныепособия, монографии, научно-популярные книги и т.д. [5-21].
…В 2000 г., как ни странно, в России закончилась эпоха«валеологизации» образования: валеология как учебная дисциплинаМинистерством oбразования РФ, по существу, ликвидирована.
Длякаждого здравомыслящего человека совершенно очевидно, что необходимо срочнопредпринять серьезные шаги на пути решения проблемы «Здоровье нации».
Следуетотметить, что в настоящее время валеологическое образование учащейся молодежи вопределенной степени дают вузовские кафедры физического воспитания. Этообусловлено особенностью Примерной программа дисциплины «Физическаякультура» Министерства образования РФ. Учебная дисциплина «Физическаякультура» направлена на решение воспитательных, образовательных, развивающихи оздоровительных задач, в частности: знание научно-биологичес ких ипрактических основ физической культуры и здорового образа жизни; формированиемотивационно-ценностного отношения к физической культуре, установки на здоровыйстиль жизни, физическое самосовершенствование и самовоспи тание, потребности врегулярных занятиях физическими упражнениями и спортом; овладение системойпрактических умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья,психическое благополучие, развитие и совершенствование психофизическихспособнос тей, качеств и свойств личности и т.д.
Несмотряна валеологическую направленность вузовской физической культуры, эффективностькурса «Физическая культура» низка. Это обусловлено недостаточновысокой валеологической эрудицией профессорско-преподавательского составакафедр физического воспитания. Целесообразно открытие кафедр валеологии вкаждой академии физической культуры. Назрела необходимость в подготовкеучебника по валеологии и для средних, и для высших учебных заведений.
Валеологиясейчас — относительно новая научная и учебная дисциплина, не имеющая пока четкосложившейся структуры и методики преподавания. Вместе с тем это перспективнаяотрасль научного знания, которая в будущем сможет занять одно из ведущих мест всистеме человекознания в целом. При реализации комплексного, междисциплинарногоподхода в анализе проблемы «Человек и его здоровье» валеологическиезнания приобретают особое значение в подготовке специалистов высокойквалификации. Валеология, без сомнения, в скором будущем станет одним изважнейших научно-педагогических направлений в наступившем столетии.
И.И.Брехман писал: «Валеология родилась. Почему этого слова нет в словаре?Почему у нас нет зеркального отражения науки о болезни? Хочется верить, что этослово появится во многих словарях, что валеология превратитсяв большуюсамостоятельную науку и породит в ряде стран государственную системуобеспечения здоровья. Пока положено лишь начало валеологии, но, как считалвеликий Пифагор, „Начало — половина целого“ [1].
Список литературы
1.Августова Л.И., Ананьев В.А., Водопьянова Н.Е. и др. Психология здоровья / Подред. Г.С. Никифорова. — СПб.: СПбГУ, 2000. — 504 с.
2.Ананьев В.А. Введение в психологию здоровья. — СПб.: БПА, 1998. — 148 с.
3.Ананьев В.А., Давиденко Д.Н., Петленко В.П. др. Общая валеология: конспектлекций / Науч. ред. проф. В.П. Петленко. — СПб.: БПА, 2000. — 163 с.
4.Ананьев В.А., Давиденко Д.Н., Петленко В.П. и др. Этюды валеологии / Под общ.ред. проф. Д.Н. Давиденко. — СПб.: БПА, 2001. — 211 с.
5.Апанасенко Г.Л., Попова А.А. Медицинская валеология. — Киев: Здоров'я, 1998. — 242 с.
6.Апанасенко Г.Л. Эволюция биоэнергетики и здоровье человека. — СПб.: Метрополис,1992. — 123 с.
7.Брехман И.И. Введение в валеологию — науку о здоровье. — Л.: Наука, 1987. — 113с.
8.Валеология человека. Здоровье — Любовь — Красота. (Валеологический семинаракадемика В.П. Петленко). В 5 томах. — СПб.: Петроградский и Ко; Минск: Оракул,1996 — 1997.
9.Вармашов Ю.Л., Соломин В.П., Ласковый В.С. и др. Валеология: Учебное пособие /Под общ. ред. проф. В.П.Соломина. — СПб.: Образование, 1995. — 202 с.
10.Войтенко В.П. Здоровье здоровых. — Киев: Здоров, я, 1991. — 248 с.
11.Голицына И.И., Карасева Т.В. Основы валеологии (учеб.-метод. пос.). Изд. 2-е,испр. и доп. — Шуя: ШГПУ, 1997. — 136 с.
12.Казначеев В.П. Здоровье нации. Просвещение. Образование. — М. — Кострома:Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1996. — 245с.
13.Казначеев В.П. Основы общей валеологии: Учеб. пос. — М.: Институт практическойпсихологии, Воронеж: НПО „МОДЭК“, 1997. — 48 с.
14.Колесникова М.Г. Практикум по валеологии: Учеб.-метод. пос. — СПб.: СПбГУПМ,2000. — 87 с.
15.Петленко Д.Н., Давиденко В.П. Этюды валеологии: здоровье как человеческаяценность. — СПб.: БПА. — 124 с.
16.Татарникова Л.Г., Андреева Л.В. Технологии валеологического развития ребенка вдошкольном образовательном учреждении: Науч.-метод. изд. — СПб.: СПбГУПМ, 2000.- 108 с.
17.Татарникова Л.Г. Валеология в педагогическом пространстве: Монография-эссе. — СПб.: Крисман +, 1999. — 167 с.
18.Татарникова Л.Г., Захаревич Н.Б., Калинина Т.О. Валеология — основабезопасности жизни ребенка. 2-е изд. — СПб.: Петроградский и Ко, 1995. — 240 с.
19.Татарникова Л.Г. Педагогическая валеология: Генезис. Тенденции развития. Изд.2-е, испр. и доп.- СПб.: Петроградский и Ко, 1997. — 394 с.
20.Чумаков Б.Н. Валеология: избранные лекции. — М.: РПА, 1997. — 241 с.
21.Щербакова М.А., Бурлакова И.Г., Величковская И.Л. и др. Образование и здоровыйобраз жизни / Науч. ред. Н.Б. Стамбулова. — СПб.: Центр карьеры, 2000. — 143 с.
22.В.П. Петленко, доктор философских наук, профессор, Д.Н. Давиденко, докторбиологических наук, профессор. Валеология — перспективное научно-педагогическоенаправление XXI века.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Пути повышения эффективности и качества уроков математики в средней школе
Реферат Russian Britain Mass Media
Реферат Весоизмерительное оборудование электронное. Грузовой промышленный лифт
Реферат Анализ технологии гостиничного хозяйства и организации труда гостиницы
Реферат Стихотворение М.Ю. Лермонтова Листок. Восприятие, истолкование, оценка.
Реферат Общее представление об интернет-трейдинге
Реферат Диоскуры и Спарта
Реферат Восприятие и понимание власти
Реферат Керамическая посуда
Реферат Жизнь и разум во Вселенной
Реферат © Жернаков В. Я., 2007. Все права защищены © Литературный Кыргызстан, 2007
Реферат основные черты феодального государства
Реферат Стимулирование профессионального самосовершенствования студентов в процессе организации их познавательной деятельности
Реферат Трихомониаз Лечение трихомониаза
Реферат A Holiday In Italy Essay Research Paper